Вишняков Иван Яковлевич (1699-1761), великий русский художник, портретист и религиозный живописец, ученик Луи Каравака. Две единственные подписные работы И. Я. Вишнякова — портреты Николая Ивановича и Ксении Ивановны Тишининых (1755, Рыбинский музей-заповедник). Иван Яковлевич Вишняков (1699—1761) — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо. Иван Яковлевич Вишняков (1699 – 8 августа 1761) – русский художник-портретист, монументалист, декоратор иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо.
Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761). Иван Яковлевич Вишняков (1699— 8 августа 1761) — русский художник-портретист, монументалист, декоратор иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо. Иван Яковлевич Вишняков (1699—1761) — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо. Две единственные подписные работы И. Я. Вишнякова – портреты Николая Ивановича и Ксении Ивановны Тишининых (1755, Рыбинский музей-заповедник).
На фронт Иван Вишняков попал в Июле 1941 года, где совершил несколько десятков боевых вылетов на И-16 в составе 296-го истребительного авиаполка. Свой последний боевой вылет Иван Вишняков совершил 8 Мая 1945 года, а 3 месяца спустя он в составе 147-го истребительного авиаполка на самолёте Як-9 штурмовал войска японских милитаристов. Две единственные подписные работы И. Я. Вишнякова — портреты Николая Ивановича и Ксении Ивановны Тишининых (1755, Рыбинский музей-заповедник).
Две единственные подписные работы И. Я. Вишнякова — портреты Николая Ивановича и Ксении Ивановны Тишининых (1755, Рыбинский музей-заповедник)1. Иван Алексеевич Вишняков родился в 1917 году в посёлке Трибунском Данковского района Рязанской области.
Эскадрилья Вишнякова в тот день сбила 11 самолётов. Вишняков, по отзывам современников, написал за свою жизнь значительное число портретов императриц, приближенной ко двору знати, высоких мужей и их жен, своих близких. Вишняков был призван в армию в 1937 году, окончил Борисоглебское военное авиационное училище летчиков.
Среди них – портреты императрицы Елизаветы Петровны (1743), Ф. Н. Голицына (1760 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва), Сарры-Элеоноры Фермор (ок. В воздушных боях сбила 86 самолётов противника, потеряв своих только 5. Незабываемый воздушный бой произошёл 2 месяца спустя. Впоследствии он получил звание мастера «для письма икон и портретов».
В первой волне Вишняков насчитал 9 Ju-88, сопровождаемых 6 истребителями. И потому его рукой создаются картины, в которых часто нарушаются классические каноны западного парадного портрета (так, отмечается несоразмерность длинных рук и тела юной девушки — Портрет Сарры Элеоноры Фермор). Участвовал в оформлении торжеств в Москве по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны (1742), в монументально-декоративных работах по отделке Петропавловского собора, церкви Симеона и Анны, Летнего, Зимнего и Аничкова дворцов в Санкт-Петербурге, Больших дворцов Петергофа и Царского Села, дворцов Москвы и Киева писал иконы, занимался их реставрацией и экспертизой. Работал на строительстве первой, второй и третьей очередей метро.
Разогнав машину, Вишняков взмыл вверх, зашёл в хвост ведомому Фоккеру и дал очередь. Дальнейшее его продвижение было довольно значительным. Современники абсолютно справедливо считали его одним из лучших портретистов России. 0 первых его опытах как портретиста (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) трудно судить, так как они бесследно исчезли во времени, как и все декоративные работы.
Этот портрет, так же как и его хозяйка "впал в немилость" при Елизавете Петровне и следом за ней был «разжалован и сослан». При подходе к цели их атаковала группа из 21 Ме-109. Звено Алексея Нестеренко и Вишняков с Виктором Александрюком преградили ему путь огнём.
началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). В должности мастера «живописной команды» Вишняков исполнял церковные образа, декорации для придворного театра, плафоны и росписи. У страха, как говорят, глаза велики. Заслуженно знаменит портрет Сарры, дочери начальника Канцелярии от строений В. Фермора, – хрупкая фигурка девочки в пышном парадном платье на фоне условного архитектурно-пейзажного задника одновременно чопорно-лукава (жесты непропорционально длинных рук) и трогательно-простодушна в своей детскости (лицо), наивно-манерна, как вся придворная русская культура того времени.
В 1973 году выпустил книгу о летчиках «На крутых виражах». В 1975 году генерал-майор Вишняков ушел в запас. Вишняков повёл четвёрку истребителей прикрытия. Именно в последней сфере творческая личность Вишнякова выразилась наиболее пластично и ярко.
В отличие от известных современных ему мастеров портрета (например, И. Никитина, А. Матвеева) И. Вишняков никогда не выезжал за границу и, следовательно, не погружался в атмосферу, скажем, сказочного для представителей рождающейся русской живописи искусства и обаяния Италии. Этот день стал замым значительным в его боевой биографии: в трёх вылетах Вишняков сбил три самолёта врага (Ju-88, FW-190 и Ме-109). 40-50 годы XVIII стали периодом расцвета творчества Вишнякова. Надо было занять выгодную позицию для атаки, тем более, что он остался один. Художник работал в тесном контакте с зодчими В. В. Растрелли, М. Г. Земцовым и декоратором Дж.
Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г. ). Пройдя обучение в том числе и у французского живописца Л. Каравакка, приглашенного Петром I в Россию, Иван Вишняков начинает работать в «живописной команде» Канцелярии от строений, которой руководил известный художник Андрей Матвеев. ВИШНЯКОВ Иван Яковлевич, российский художник-монументалист и портретист. Для уничтожения самолётов противника послали шестёрку Ил-2.
Немцы не ожидали такой дерзости. Нельзя было терять ни одной секунды.
Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. Сын «шатёрных дел мастера» с 1714 года жил в Санкт-Петербурге. В тот же миг в наушниках раздался тревожный голос пилота: Товарищ командир, барахлит мотор.
Видимо, выявил каким-то образом Иван Вишняков в раннем детстве свою любовь к рисованию, что заставило его отца, «шахтерных дел мастера», отправить пятнадцатилетнего сына к родственнику в Петербург и, возможно, уговорить последнего пристроить юношу к какому-либо художественному ремеслу — северная столица давала в этом направлении большие возможности. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму. С 1753г. Его учитель и старший собрат по цеху Луи Каравак говорил о молодом Вишнякове, что тот «наипаче может писать персоны с натурального». А не взять ли его в плен.
Учился у Л. Каравака и А. М. Матвеева. 1750) и ее брата Вильгельма (Вилима) Фермора (вторая половина 1750-х годов оба портрета – в Русском музее, Петербург), Н. Тишинина и его супруги (1755, Историко-художественный музей, Рыбинск эти две картины являются единственными подписными работами Вишнякова). – прикинул Вишняков и тут же передал по радио: Поведём врага на свой аэродром. Однако имеются сведения, что всему этому он предпочитал портретную живопись. Увеличить дистанцию не удавалось.
В 1741 году на российский престол села императрица Елизавета Петровна. Возглавив «живописную команду» Канцелярии от строений после смерти А. М. Матвеева (1739), Вишняков руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах, а также по оформлению придворных торжеств. С большим трудом он довёл тогда свой самолёт до аэродрома. Вскоре они с Шевцовым сбили и вторую раму. Самолёт противника задымил и отвернул вправо. Но Вишняков не уклонился от боя.
ВИШНЯКОВ, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699–1761), русский художник, представитель нового русского искусства, вызванного к жизни реформами Петра I. Родился в Москве в 1699 в семье «шатерных дел мастера». Жил в Москве. Переворот. Тогда они летели вместе с Александром Шевцовым.
Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г. ) и капитана (1742г. ), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г. ), а в 1752г. До врага оставалось метров 700 – 600, что – то около 3 секунд полёта. А ведь Вишняков не только руководил всеми живописными работами в Петербурге, Москве и в загородных резиденциях двора, он и непосредственно в них участвовал.
Приём удался. С деятельностью этой команды связана вся последующая жизнь И. Я.
Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. Стремительный полёт к земле, потом резкий переход в набор высоты.
После первого разворота Вишняков увидел, что его ведомый отстал и прижимается к аэродрому. Его творения кажутся нарочито примитивными и от этого особенно романтичными. В двадцать восемь лет художник имел чин «молярного» (живописного) подмастерья.
Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью, в них есть «особая интимность и непритязательность», обаяние и цельность образа. По опыту прошлых боёв Вишняков знал, что на рамах летают опытные лётчики этот самолёт имеет хорошую маневренность и удивительную живучесть. Чета Николая и Ксении Тишининых (1755 г. ) — помещики, Михаил Яковлев — сын знаменитого капиталиста, владельца сибирских железных дорог (парный портрет с супругой Степанидой, 1756 г. ), М. С. Бегичев (1757 г. ) — артиллерийский инженер, И. Н. Коцарев — представитель Комнатной конторы. В 1953 окончил Военно-воздушную академию.
Таков итог боевой деятельности вверенной ему эскадрильи. С 1727г. Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным живописным произведениям, следить за чистотой иконографии царствующих особ, чтобы не искажались их лики. Среди них (кроме императорских особ) нет ни одного выдающегося государственного деятеля, как это было принято в петровское время.
Вишнякова (в 1739 году он занял место преждевременно умершего А. Матвеева).
А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. Немец повторял маневры и не отставал. Работал в ЦК ДОСААФ. Вишняков, решив добить врага, бросился догонять удирающий FW-190. В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо.
Иду на вынужденную посадку. Выступал также как реставратор, писал иконы и портреты.
Он вспомнил свой первый бой с рамой. После окончания школы работал в колхозе счетоводом. Автор парадных (императрица Елизавета Петровна, 1743, ГТГ) и камерных портретов (супругов Н. и К. Тишининых оба 1755, Историко-художественный музей, Рыбинск четы С. С. и М. С. Яковлевых, около 1756, оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург). Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор – одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками – стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия. Родился в 1917 году в селе Требунки (ныне Данковский район Липецкой области) в семье рабочего.
А это значит – если надо, пойти на таран. Казалось бы, создалось безвыходное положение. пожалован чином надворного советника и приведен к присяге.
Обнаружив талант живописца, с 1727 работал в Канцелярии от строений под руководством французского живописца Л. Каравака, усваивая стилистику западного барокко и рококо (уже в 1731 Каравак рапортовал о его «склонности писать персоны» и «добром происхождении в науке»). он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального». Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей. Они были ошеломлены, когда увидели, что один за другим падают на землю их Мессеры. Создадась опасная обстановка. Но и сохранившихся — вполне достаточно, чтобы понять, каким прекрасным мастером он был.
Вишняков – мастер психологической характеристики. Увлекшись преследованием, не заметил, как у него самого повис на хвосте второй Фоккер. И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени».
Враг был уничтожен. Тут подоспели красноармейцы на грузовике и члены экипажа Хеншеля подняли руки. За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И. Я. Вишнякова». Но еще в конце 20-х rr. Эта работа требовала большого мастерства и организаторских способностей.
Кажется, можно было утонуть в ворохе высочайших указов, счетов и отчетов. Стрелки приборов, подрагивая от напряжения, упирались в красные риски на шкалах. Так продолжалось много раз. Это дало в дальнейшем исключительно положительные результаты. Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар.
Орёл в то время находился в 60 км от линии фронта. Правда, одна из очередей вражеского стрелка всё же попала в машину Вишнякова. В 1992 году Иван Алексеевич умер. Имя Героя увековечено на мемориальном комплексе в Парке Победы города Данкова. В 2017 году в селе Требунки была открыта мемориальная плита в память о Вишнякове И. А. Его именем названа улица в этом селе. Его отец был в Москве «шатерных дел мастером» и вряд ли располагал возможностью дать сыну приличное образование. К лучшим произведениям Вишнякова принадлежат поэтичные портреты детей (Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга Ферморов, около 1750 и 2-я половина 1750-х годов, оба – ГРМ князя Ф. Н. Голицына в детстве, 1760, ГТГ), в которых грация фигур и изысканность колорита в духе европейского рококо сочетаются с наивной плоскостностью парсунной традиции.
Высокое профессиональное мастерство обеспечивало ему еще большую нагрузку и живописная «служба» больше походила на военную: приказали, значит, надо срочно сделать самому или обеспечить исполнителями. Над полем сражения появились немецкие бомбардировщики. В 1714 был прислан в Петербург вместе с другими мастеровыми и передан в ведение Адмиралтейской коллегии, где со временем получил чин «малярного» подмастерья. Он происходил из простонародной среды.
Спустя несколько минут пара Ла-5ФН взмыла в воздух. Достоверных произведений Вишнякова дошло до нас совсем немного. Набирая высоту, он шёл к линии фронта. В этот год, после смерти А. Матвеева, Вишняков стал мастером и принял руководство над Живописной командой.
Группа Вишнякова подожгла 15 автомашин и истребила до двух рот фашистов. В течение многих лет Вишняков возглавлял «живописную команду» Канцелярии от строений, государственного учреждения, которое ведало в XVIII столетии строительными работами и декоративным убранством дворцов и церквей Петербурга и его пригородов.
Капитан Вишняков получил приказ уничтожить противника. На высоте 900 метров его четвёрка вступила в схватку с врагами. Каждый бомбардировщик нёс в своих люках по 1000 кг смертоносного груза.
Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». Можно только удивляться тем объемам работ, которые легли на плечи Ивана Яковлевича. его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». И. Я.
В любом случае талант молодого Вишнякова был замечен.