Позднее он говорил: «Я всегда только Русью жил». Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н. Г. Всё это заложило нравственно-духовные основы личности будущего художника. В этих прогулках, по словам живописца, он «набирался московского духа». У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. Васнецов показывает в богатырях главное – преданность родине, готовность служить ей.
Друзья Васнецова в то время были увлечены современным искусством и французским шиком в живописи. Учился в Вятском духовном училище (1858—1862), а затем в Вятской духовной семинарии. В 1885 году Васнецов получает от А. В. Из Франции он привез полотно «Балаганы в окрестностях Парижа», акварели и эскизы. В 1883-85 Васнецов выполнил монументальное панно Каменный век для Исторического музея в Москве, в 1885-96 большую часть росписей Владимирского собора в Киеве.
Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. По рисункам Васнецова построены церковь и Избушка на курьих ножках в Абрамцеве (1883), фасад Третьяковской галереи в Москве. Вся картина полна единого настроения скорби, выражает любовь и сострадание к несчастной.
Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. А вот рисовать детей учила бабушка. Среди этих живописных былин и сказок – картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам Слова о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881), Три богатыря (1881 – 1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 все картины – в Третьяковской галерее).
Всё это моё родное, хорошее. С таким не пропадёшь: «С горы на гору перескакивает, с холмы на холму перемахивает».
Одни отдавали ему дань как типисту и видели его силу в жанровой живописи, другие ценили более всего его обращение к народному эпосу и сказке, третьи его главный вклад в развитие русского искусства видели в его роли провозвестника нового направления в религиозной живописи, четвертые – в том, что он первый из художников вновь обратился к украшению жизни. Налево от Ильи Алёша Попович. Умело вводя в картины реальный, но вместе с тем окрашенный определенный настроением пейзаж (встающая над полем боя кроваво-красная луна, никнущие травы, лесные дебри и т. д. ) он затрагивал глубиные душевные струны, заставляя зрителя сопереживать изображаемому. Так, в начале 1900-х гг.
Илья Муромец – «атаман большой, крестьянский сын». в 1867 Тарас Бульба Н. В. Гоголя изд.
«Никогда еще фантазия не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной», — отзывался о его работе Владимир Стасов. Бенуа. Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Да что уж говорить если сама фамилия Васнецов звучит сказочно. Тут он встречает брата своего вятского учителя Красовского.
С 1878 член Товарищества передвижников. Период этот стал для Васнецова весьма непростым. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. В 1866—67 годах, Васнецов выполнил семьдесят пять рисунков для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина. Мы с удовольствием их опубликуем. В лето 1880 года художник жил в деревне Ахтырка, в нескольких местах от Абрамцева.
Он был передвижником и по началу рисовал жанровые сцены из жизни простых людей. Люди защищали рубежи родины сообща именно в те далёкие времена появилась пословица: «Один в поле не воин». Занятия живописью увлекли молодого Васнецова, что он решил поступать в Академию художеств.
Тонкими ноздрями внюхиваются в воздух, напрягли уши – готовы к бою. Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Необходимость защиты родной земли – основная идея былин.
Картину приобрёл Третьяков. Там он знакомится с И. Н. Крамским, что сыграло немаловажную роль в последующей его жизни. Завершенное Васнецовым во Франции полотно Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа) (1877) носило еще жанровый характер. Он писал только близких ему людей.
Андриоли и его знакомый епископ Адам Красинский поговорили с губернатором Кампанейщиковым и тот помог им продать картины «Молочница» и «Жница», которые нарисовал Васнецов. Древнерусская литература, её поэтика направляли интерес юноши к русской старине. Самым же значительным его монументально-декоративным свершением явились росписи киевского Владимирского собора (1885 – 1896) в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. Полностью перейдя к историческим и сказочным сюжетам, художник Васнецов создал новое, «национальное» направление в современной ему российской живописи.
Он стал родоначальником нового, национального направления в русском искусстве. В 1870-е гг. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. М. Чернышёва. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника.
Время это для Васнецова очень трудное. Тем не менее, творчество В. М. Жил в Петербурге и Москве.
Однако картины его подвергались критике за "кадаверизм" (от слова кадаверин – трупный яд)- увлечению изображений трупов. Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию Слова о полку Игореве. В это же время он идет учиться в школу Общества поощрения художников.
В Париже также родилась идея создания знаменитой картины «Богатыри»: Васнецов однажды зашел в парижскую мастерскую Поленова и быстро написал эскиз, реализовав свою давнюю мечту об эпической русской истории. Особенно не понимание картины В. В. Васнецова стала одним из самых трогательных и поэтических его созданий.
Впрочем, без поддержки Васнецов не остался. Сколько тяжести в богатырях. Тяжёлая ноша для коня, но богатырские лошади сильны, быстры, так же, как и их витязи. тесно связаны его работы для театра. Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Биография для детей, посвященная этому удивительному художнику, должна упомянуть и о том, что именно в семинарии Васнецов получил глубокие знания в области православной символики, которые потом пригодились ему во время работы над росписью храмов. в 1874).
Оно и теперь там находится. Его пафос не прельщал художника. Это реальное. Столь масштабной работы не было в русской живописи XIX века.
На этом полотне художник изобразил события из истории Древней Руси. В нём воплощается мощь русского народа, защитника Русской земли.
Нестеров. Тот устраивает его рисовальщиком. Его называли истинным богатырем русской живописи.
В 1874 году художник получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина». У седла висят гусли-самогуды. Образ, созданный им прост и естественен. В душе его зрели неведомые никому и никем не виданные и не писаные полотна – сказки, былины. Ужасы революционного террора толкают художника в лагерь крайних консерваторов: после 1905 он примыкает к «Союзу русского народа», оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников».
Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. М. Чернышёва. Таких еще не бывало в русской школе1. Былины рассказывают о событиях далёкого прошлого. В 1876-77 годах Васнецов жил во Франции. Он отличается необыкновенной силой, мужеством и смелостью, огромным ростом (вымысел).
Вчера после Лувра делали большую прогулку в St. Прототипы героев для своих картин Васнецов искал в реальной действительности. Он начинает писать пейзажный этюды, передающие грустное состояние природы.
Но будущий художник бросил учёбу в Академии. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества (С квартиры на квартиру, 1876, Военная телеграмма, 1878, - обе в Третьяковской гал. ). В них он просто и точно отобразил черты деревенского быта Вятского края. Она стала лейтмотивом его картины.
Он тяготел к классике и все свободное время бродил по музеям. Им были иллюстрированы сказки Конек-Горбунок, Жар-птица и другие. Соответствует Слову и характер живописных образов, воссозданных Васнецовым. Это наложило сильный отпечаток на все его последующее творчество.
К прочувствованной теме единения слушателя и рассказчика он потом не раз возвращался в своем творчестве, начиная с первой жанровой картины Нищие певцы (1873) до большого позднего полотна Баян (1910), где сказитель и слушающие его песни воины охвачены общим эмоциональным порывом. Васнецов стал завсегдатаем музыкальных вечеров в доме Третьяковых. Он так же выполнял эскизы к мебели и другим произведениям декоративно-прикладного искусства.
Васнецова». Для Репина, безоговорочно принявшего полотно Васнецова, это была необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь. В картине эти понятия соединены в нравоучительной сцене объяснения священником морали лубка Страшный суд крестьянину, зачарованно разглядывающему яркую картинку. Васнецов знакомится с семьёй Павла Третьякова, бывает на музыкальных вечерах в их доме. Во всех работах неуклонно следуя традициям русского искусства. Художник болезненно осознавал несоответствие своих сил грандиозности задачи:. Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками».
Чернышева. Художник Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Эти песни славили богатырей их подвиги. Каким-то особым русским духом веяло от нее. Богатырь справа, самый младший, напуском смелый – Алеша Попович.
Cloud (Полен, Васнец, Крамск и я, – рассказывал Репин Стасову. Учился живописи в Петербурге— сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). На поле битвы раскинулись тела не мертвых воинов, но, как в русском фольклоре, вечно уснувших. Васнецов отправился в Санкт-Петербург в 1867 году. Но главное их внимание сосредоточилось на галерее Павла Третьякова.
С Парижем отношения у художника не сложились. Учился живописи в Петербурге— сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Вот мы и расстались». Крамского.
Хотелось писать картины па темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. тесно связаны его работы для театра. В них изображаются сражения с врагами Русской земли. Победой русского воина заканчивается любая битва. Его отец был священником и предполагалось, что сын пойдет по стопам отца. Образование Васнецов получил в Духовной семинарии.
Лучшие полотна этого художника несут на себе след уверенной и точной руки. Тогда же он поступает в школу Общества поощрения художников, где знакомится с И. Крамским, которому ещё предстоит сыграть в жизни молодого художника важную роль. Её образ сложился у Васнецова под впечатлением случайной встречи с простой девочкой–крестьянкой, которая поразила его выражением «чисто русской печали». Картина «АЛНУШКА» (1881, Государственная Третьяковская галерея) В. М. Удивительно, что именно здесь, в мастерской Поленова, художник создаст эскиз «Богатырей». Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям, – писал М. В. Чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».
Из того же письма: Сегодня всей компанией были в салон. С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880-1890-х гг. (1901) и др. Монументальный город на Неве не производил на него особого впечатления. Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Виктор Михайлович Васнецов – замечательный русский художник.
Васнецовские женские образы пленительны. Щит, шлем, доспехи – нелёгкая одежда, а ещё орудия: меч, щит, лук, палица. Его называли первопроходцем. Богатырская застава на границе леса и поля – ни ворогу, ни зверю не пройти, птице не пролететь. Хотя книжка не вышла, Васнецов бережно сохранил рисунки.
Художник работал над росписью Собора более десяти лет. Так, среди напряженной работы над росписями Владимирского собора он находил время и для размышлений над громадным полотном Богатыри, которое перевез с собой из Москвы в Киев и для работы над картиной Иван-Царевич на Сером Волке, которую показал в 1889 году на выставке Товарищества передвижников в Петербурге выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных пейзажах и портретах, написанных им в годы сидения в Киеве. Насторожились и повернули головы вправо кони – они чуют врага. Если сказку рассказывали, то былину пели. Зорко, сурово смотрит вдаль, приглядывается, нет ли где врага.
Олицетворение русской женской доли, а может быть и самой России. Виктор через знакомых смог устроиться рисовальщиком, чтобы заработать себе на прожитьё. Боголюбова, где часто собирались русские художники. Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А. Н. Островского Снегурочка на домашней сцене С. И. Мамонтова в Абрамцево (1881 – 1882) и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова (1885).
О ней в народе была сложена легенда, её вес 90 пудов: «Как махнёт ею Илья прямо – проложит улицу, махнёт ею налево – проложит переулочек». По правую руку на белом мохнатом коне – Добрыня Никитич вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, переливается жемчугами, самоцветами. Особые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова. Они хотели добиться права для талантливой молодежи самим выбирать тему конкурсных заданий. Казалось, они слышали, как шумит лес, как шуршат листья под ногами волка. Для знаменитой пьесы «Снегурочка» Васнецов готовил декорации и костюм главной героини.
Такая приверженность говорит о каких-то твердых основах народного понимания прекрасного. Он скучал по России и им овладела мысль создания национального стиля. Художник занимается иллюстрированием сказок «Жар-птица», «Конек-горбунок» и некоторых других.
В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей» иллюстрации к книгам и т. д Он много читает по русской истории и истории культуры, знакомится с памятниками древнерусской литературы, народной поэзии и эпоса. С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880- 1890-х гг. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Значительное время создавал иллюстрации, на что его толкала постоянная нужда в заработке.
Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах. А особое внимание привлекала древнерусская литература – она ещё больше укрепила любовь к русской старине, которой и без того отличался Васнецов. Все в семье рисовали: дед, бабушка, братья. Они – олицетворение Родины, России.
Ребята получили отказ, но не сдались. Свое ощущение захватывающей таинственности, состояние сопереживания он выразил в рисунках Бабушкины сказки (1871) и Сказки деда (1870). Виктор Васнецов – великий художник, которого называли истинным богатырем русской живописи.
В центре – Илья Муромец. Споры, жаркие дебаты, затеянные на выставках, переносились в мастерскую А. П. В 1886 декорации к Снегурочке в Русской частной опере Саввы Мамонтова. Своей хмурой экспрессией впечатляет панно Каменный век (1883 – 1885) исполненное художником для Исторического музея. Виктор Михайлович Васнецов родился в Вятской губернии в многодетной семье сельского священника. Вот эту изумительную связь переживаний человека с природой, эту общность образов народной поэзии чутко воспринял и тонко передал художник.
Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах. Примером может служить следующее живописное произведение. Талант Виктора Васнецова проявился во многих сферах искусства.
В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука». Как они могли сохраниться на протяжении столетий. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева.
Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей из которых Виктор был вторым. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). Стасовым.
В огромной композиции (700 х 690 см), посвященной теме последнего судилища, он воплотил рожденное его могучей фантазией представление о вселенной и человечестве. На своем творческом пути Художник Виктор Васнецов создал большое количество уникальных картин среди которых знаменитые полотна, такие, как Иван Грозный, После побоища Игоря Святославича с половцами – первая серьезная работа в русско былинном направлении написанная в 1878 году, потом в 1882 году Витязь на распутье, Битву русских со скифами, «Ковер-самолет, Три царевны подземного царства, очень примечательна картина Аленушка, эта картина написана в национальном ритме с глубоким поэтическим оттенком. Самая крупная и значительная работа «БОГАТЫРИ» (1898, Государственная Третьяковская галерея) создавалась более 20 лет.
Многие видели в нем начало нового истинно национального направления в русской живописи. – «Твой Иван-царевич на волке» привёл меня в восторг, я всё кругом забыл, я ушёл в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. В богатыре воплощается мощь русского народа, он идеальный герой. И Васнецов окунулся в московскую жизнь. Он бесстрашно преодолевает все преграды и выходит победителем. На Виктора Михайловича это все не произвело впечатления.
Он искал в модели такого сходства, которое можно было выразить через позу и общее настроение. Именно в этом обществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры.
Парижское полотно Репина Садко в подводном царстве (1876), где Васнецов позировал для Садко, хоть и осталось у него единичным в этой тематике, ясно говорило о возможных путях национальных исканий. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни.
Виктор Васнецов уже в детстве проявил необычайную склонность к рисованию: на первых его зарисовках встречаются живописные деревенские пейзажи, а также сцены сельской жизни. Учился в Вятском духовном училище (1858—1862), а затем в Вятской духовной семинарии. Искусство Васнецова порождало острые дискуссии.
На берегу темного омута сидит девушка, горестно склонив голову на руки. Весной 1876 года художник принял участие в парижском Салоне двумя картинами: «Чаепитие в трактире», ранее выставленной на Передвижной выставке и «Акробаты». Учил рисовать, выписывал для них научные журналы. Такую бедняжку-девочку можно было часто увидеть в былое время.
Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Учился живописи в Петербурге— сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). Как я стал из жанриста историком (несколько на фантастический лад), – писал он, – точно ответить не сумею. Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскалённым глазом.
м стен. В 1878 году Васнецов переехал из Петербурга в Москву. Работа была интересной, но и очень сложной. Герой былины, как уже говорилось, богатырь. Васнецов будучи человеком застенчивым (или просто с заниженной самооценкой)болезненно воспринимал критику, переживал. Она была любимым его детищем, к ней «всегда влеклось сердце и тянулась рука».
Художник создал там росписи не на стенах, как в Киевском соборе, а на холстах, укреплявшихся на стенах, – и сделал эскизы для мозаичных изображений. Породистые лошади сильны, на них могучие наездники. Успевает Васнецов рисовать и для себя – как правило, это были рисунки на бытовую тематику. И всегда выбирает путь, ведущий через опасности. Они величавы и возвышенно героичны.
Поисками типа национальной красоты характеризуются многие портреты художника 1880-1890-х годов: Даши, горничной в доме Мамонтовых – В костюме скомороха (1882), Наталии Анатольевны Мамонтовой (1883), Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1884), Бориса Васнецова, сына художника (1889), Елены Адриановны Праховой (1894), Веры Саввишны Мамонтовой (1896), Татьяны Васнецовой, дочери художника (1897) и другие. В природе вокруг все уныло, сочувствует героине. Недаром он говорил Стасову, что резкого перехода в конце 1870-х годов от бытового жанра к былинно-сказочным сюжетам у него не было. Отправился искать угол и хоть какую-то возможность заработать денег. В семинарии будущий художник увлекся изучением летописных сводов, древнерусской литературы, русской старины.
В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». Все они были задуманы и писались в ощущениях музыки. Некоторые из этих произведений (к примеру, Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез.
Взгляды героев направлены в ту сторону, откуда исходит опасность. А в Москве страсть к старине возникла ещё больше. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах.
Былины явились источником вдохновения не только художников (Васнецова), но и композиторов, режиссёров и т. д. После революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т. д. За проданные картины Васнецов получил 60 рублей и с этой суммой отправился в Петербург. Многие из них явно «графичны», «иллюстративны» по манере исполнения. С разрешения и благословения отца он ушёл с предпоследнего курса семинарии. Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке Снегурочка А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886) исполненные по эскизам Васнецова, – пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала, – оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в конце 19 – начале 20 вв. Вот мы и расстались, – позднее объяснял он. Могучая рука Ильи Муромца легко держит палицу.
напевом. Учился живописи в Петербурге— сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества». Он находил живой отклик у своих современников.
Я просто ожил. Так возникло новое течение передвижников. В этом же году художник работал над тремя другими, не менее известными полотнами: «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства».
Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия (Алёнушка), то эпические по характеру (После побоища Игоря Святославича с половцами), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи.
Другом и советчиком Васнецова стал Иван Крамской. Былины – русские народные песни. Однако он по-прежнему плодотворно трудился: за это время выполнил более 200 иллюстраций к «Солдатской азбуке», «Народной азбуке», «Русской азбуке для детей» (Водовозов).
Васнецову удалось выразить тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи. Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ былин. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз Богатырей (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою грезу об эпической русской истории. Наготове держит нагайку, чтобы хлестнуть коня. Картину купил Третьяков и с тех пор она висит там, в васнецовском зале, почти напротив «АЛНУШКИ».
Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи. Третий богатырь – Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней.
Во многом при работе он ориентировался на московские старообрядческие иконы. Его «Витязь на распутье», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Богатыри», многие другие картины воспевали поэтическую красоту русского народного фольклора, подчеркивали значимость национальной истории. Виктор Михайлович Васнецов оставил глубокий след не только в области графики и живописи. С ранних лет проникался Виктор Васнецов поэзией народных преданий, более того, он узнавал их из первых рук: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины».
Богоматерь идущую по облакам с Младенцем, он написал в апсиде алтаря. Революцию художник Васнецов так и не принял. Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Писал этюд для Елены Прекрасной с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. После смерти жены за главного остался отец семейства, Михаил Васнецов. Жизнь семьи Васнецовых нельзя было назвать особо богатой.
В 1880 году Васнецов написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». Отличающиеся народно-поэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке Снегурочка А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886) исполненные по эскизам Васнецова, - пример творческой интерпретации подлинного археологического и этногр материала, - оказали большое влияние на развитие русского театрального-декорационного искусства в конце 19 – нач. Здесь он изучал летописные своды, хронографы, жития святых, притчи. Вымышленные образы героинь и портреты близких для Васнецова женщин: жена, дочери, племянницы, Вера и Елизавета Мамонтовы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа. 20 вв. Здесь, на этих посиделках, художник впервые.
Расставаться с ней было очень трудно и грустно. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве.
В галерее был выстроен Васнецовский зал, в котором повесили полотно. Живописные аллегории Царевна-Лягушка (1901 – 1918) и Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем (1913 – 1918 обе работы – в его Дом-музее) выражают его печальные раздумья по поводу текущей политики.