Виктор Мусатовродился в Саратове в семье железнодорожного служащего, выходцев из крепостных крестьян. Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», — пишет Виктор Борисов-Мусатов А. Н. Бенуа в 1905 из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870— 26 октября (8 ноября) 1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
На первых порах Мусатов старательно рисует в «гипсоголовом классе», но вскоре начинает работать в частной студии знаменитого Павла Петровича Чистякова, воспитавшего Сурикова, Репина, Виктора Васнецова, Врубеля, Серова. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
При последних словах на глазах Виктора Мусатова навернулись слезы. Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14)апреля1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Виктор Борисов-Мусатов – выдающийся русский художник, живописец, график, один из виднейших представителей символизма в русском искусстве, певец «дворянских гнёзд».
Виктор Мусатов переживает как бы второе рождение, его покоряет живопись Леонардо и Боттичелли, великих флорентийцев. Виктор Борисов-Мусатов жил в Саратове, порой навещая имение Зубриловка. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (214апреля1870— 26октября 8ноября1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд»2. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (14. 04. 1870, Саратов, Российская империя — 8. 11. 1905, Таруса, Калужская губерния, Российская империя)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
В три года Виктор Мусатов получил тяжелую травму позвоночника из-за этого боли и проблемы со здоровьем преследовали его всю жизнь. Виктор Борисов-Мусатов смог разработать новую монументально-декоративную систему и всегда добивался конструктивности композиции, стремился к максимальной выразительности цвета и музыкальности линейных ритмов. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов — прекрасный русский художник. Среди блестящей плеяды русских художников Серебряного века Виктору Эльпидифоровичу Борисову- Мусатову принадлежит одно из первых мест. Испытав влияние П. Пюви де Шаванна и отчасти мастеров импрессионизма, Виктор Борисов-Мусатов соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез.
Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. Они посвятили картинам Борисова-Мусатова циклы стихотворений. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя.
Его стилистические открытия оказали большое влияние на художественный язык русского искусства на рубеже XIX и XX веков. После ссылки вернулась в Москву. Стремясь к дальнейшему совершенству, художник в 1895 году едет в Париж и поступает в частную школу под названием «Ателье Кормона».
Картины этих лет становятся шедеврами. Втомже октябре онвнезапно скончался из-за подорванного здоровья ввозрасте 35лет. Архипов – новаторы в живописи – боролось за обновление искусства. Как она перекликается с творчеством импрессионистов.
Станюкович скончалась. Некоторое время Борисов-Мусатов учился в мастерской Фернана Кормона, часто ходил в Лувр, где изучал рисунки и живопись. Цветы мирно качали перистыми головками своими и любовались друг другом. По словам К. Петрова-Водкина, Борисов-Мусатов придал поэзии «прочную живописную форму». «Никто, как Вы, не заслужили такого доверия в стремлении поддержать молодежь», – спустя годы писал ему в письме Борисов-Мусатов.
В результате травмы у него стал расти горб. 327). Произведения: Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905) – все в ГТГ. Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым.
В 1894 году в его этюды вошли свет и движение. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные.
В нее входили Поль Серюзье (руководитель), Пьер Боннар, Эдуард Вюйар и Морис Дени. Но где же взять натуру, где взять моделей. Внимание зрителя привлекает прежде всего чистая, без примесей, желтизна куста орешника, от которого пейзаж получил свое название. Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину Автопортрет с сестрой (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание об ином – нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту.
После «Автопортрета с сестрой» пару картин, а именно «Осенний мотив» и «Гармонию», специалисты относят к авторским неудачам – они выглядят как пышные костюмированные постановки. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905 все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной. Там в феврале 1921 года мама умерла от голода.
По рисованию у первоклассника Мусатова было «четыре». Однако этим замыслам не суждено было воплотиться. Критика отмечала новаторское, экспериментаторское начало в его картинах. Они мало покупаются, но художник признан во всем мире.
Левитан, М. Нестеров, В. А. Но костюмы этой эпохи открывают простор для любых живописных открытий, а грация медленных, плавных движений идеально отвечает ритму композиций, где нет места диссонансам и контрастам окружающей реальности. В этом же году художник с семьей покидает Саратов и перебирается в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни. Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо. В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т.
Некоторые критики обвиняют его картины в постановочности и манерности. Семья переезжает в Подольск, но лето всегда проводят на даче в Тарусе. По настроению она напоминает лирические строки Тургенева:. Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок.
В училище он возвращался неохотно: по его мнению, там мало что изменилось. Но особенно близкими и созвучными ему становятся картины-панно символистской группы «Наби» (что означает в переводе с древнееврейского языка пророк избранный – так скромно именовали себя набиды). Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было 35 лет. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился в Саратове в семье мещанина Эльпидифора Борисовича Мусатова. «Помню, что он в первый раз пришел в класс уже после молитвы. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Но именно тогда его творчество приобрело подлинную самостоятельность. Но, как это всегда бывает, подлинное признание приходит после смерти.
Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет. Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение. Знакомство с творчеством Н. Н. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж.
В 1904 г. в ряде городов Германии с успехом прошла персональная выставка работ Борисова-Мусатова, а весной 1905 г. художник принял участие в выставке Общества французских художников (Salon de la Socit des Artistes Franais) и стал членом этого общества. Умер Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 26 октября 1905 г. Работы живописца экспонируются во многих картинных галереях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее, Саратовском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Нижегородском государственном художественном музее. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище.
В Саратове у него была школа художников-единомышленников, выставивших свои работы в 1904 году на экспозиции «Алая роза». Это, по его словам, просто красивая эпоха. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Доживет до 1991 года.
В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Даже не в лицо, а в определенное выражение лица, которое волнует и тревожит их неотвратимо. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905), русский художник. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные. Родители безумно любили своего сына.
Даже в Европе таких нет. Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы. «Мальчиком Эльпидифором я чрезвычайно доволен: умен, сметлив, по-видимому, предан и любит меня», – писал родственникам старый князь.
Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 11 апреля 1870 года в Саратове. В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. Похоронив мать, юная Марианна отправилась в Петроград к давнему другу своего отца Владимиру Константиновичу Станюковичу, который помог молодой девушке начать самостоятельную жизнь.
Еще в 1899 году Борисов-Мусатов стал членом Московского товарищества художников (МТХ) и вскоре, несмотря на слабое здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения. До чего же хороша картина, написанная в это время, «Капуста и ветлы». Аристократическая на вид двойная фамилия художника возникла парадоксальным образом – из вполне простонародной традиции использовать вместо фамилии отчество.
По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Но в 1894 году Поленов покинул училище и на его место пришел Константин Савицкий, усмотревший в Борисове-Мусатове прямо-таки «опасного ученика».
Она помогала давать названия картинам. Мусатов вообще художник очень неровный, однако надо думать, что ошибки его происходят от его вечных упорных исканий, которые не всегда удачно воплощаются в его творчестве. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. Виктора трижды оставляли на второй год.
Ретроспективизм Мусатова не имеет четко выраженной эпохальной определенности: это и не усадебный быт екатерининских вельмож и не «дней Александровых прекрасное начало» и не мир тургеневских героев. После них художник обратился к композиции более сложной – Изумрудное ожерелье (1903-1904), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и отчетливо ощущаемым ритмом. Замыслы художника остались в эскизах. Приезжая на лето в Саратов, Борисов-Мусатов делал множество живописных пленэрных этюдов. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. В 1907 году открывается выставка «Голубая роза», название которой дал Андрей Белый и костяк которой составили представители ближайшего окружения Борисова-Мусатова, он был признан их идейным вождем. Чувствуется близость Востока, близость пустыни. Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых.
— предполагал изображение неких «нездешних сущностей». Виктор Эльпидифорович Мусатов (впоследствии добавивший себе в качестве второй фамилии отчество отца) родился в семье мелкого железнодорожного служащего. К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью. В воде отражается холодное бледно-серое небо.
В 1899 г. художникВ. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. Его произведения отличались почти архитектурной выстроенностью. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905) – русский художник. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали.
Как правило, художник умел на некоторое время отстраняться от своих образов. Не веселит солнце, если оно горит в лучах заката и весна – грустна, если в ней память отсиявших весен.
Однако училище его разочаровало. В это время он очень подружился с Андреем Белым и Валерием Брюсовым. И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием. Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти. "Он напряг все силы, чтобы спасти ее.
В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Теперь любовь вспыхнула с новой силой. Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье».
Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. 25 октября 1905 года у Борисова-Мусатова сдало сердце. Сюжет очень прост.
Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой. Солнце играло своими лучами по яркой зелени травы, мягкой, как шерсть ягненка, как бархат. В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке.
Упав, он повредил позвоночник и у него образовался горб. Коровин, А. Е. Чувствуется аромат сирени. В 1903 году появились близкие по настроению к Водоему Дама у гобелена (портрет Н. Станюкович), Призраки, Прогулки при закате, чуть позже – Изумрудное ожерелье.
Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий. Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту. Мастера привлекают зыбкие и неустойчивые стихии, например, водная. Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем. Положение ее стало ухудшаться. В это же время художник получил заказ в Москве на исполнение двух циклов монументально-декоративных росписей.
– прошептал кто-то тихо. Зато, когда задачи эти удачно разрешены, он сразу делается крайне любопытен и значителен достаточно взглянуть на его «Гобелен» или портрет пожилой дамы в платье 50-х годов, чтобы сразу быть заинтересованным и ждать от художника много интересного в будущем». Живое, сильное чувство позволило ему создать лучшие картины. Собственно символизм — весьма влиятельное течение рубежа XIX— XX вв. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. Можно отметить полотна «Весна», «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903 – 04), «Призраки» (1903).
Однако главным его натурщиком в это время, как образно сказал Грабарь, делается солнце. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. Ге и его новой картиной «Распятие», а также их беседы оказали большое влияние на творческое мировоззрение молодого художника.
Но Борисов-Мусатов воспринимал все, что писал, как живое. Последние годы жизни М. В. С 1898 жил преимущественно в Саратове, с 1903 – в Подольске и Тарусе. 1904 гг., ГТГ) (илл.
Он всегда был окружен симпатизирующими ему людьми. Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905). Но если довелось увидеть его картины, причем желательно ретроспективу (их не так много, всего 77 – жизнь художника была очень короткой), они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства. Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. А в 1887 году на основе кружка было создано Саратовское общество любителей изящных искусств, согласно уставу которого кружок был официально переименован в Студию живописи и рисования Общества изящных искусств. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе.
Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903 Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). Его отец был мелким железнодорожным служащим, сыном мельника. Ей подобны и героини таких полотен, как «Сон божества» (1904—1905 гг. ) (илл. На переднем плане – куст орешника.
Три зимы (1895-1898) молодой художник провел в Париже, занимаясь в мастерской отличного педагога Ф. Кормона и внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Конечно, можно прожить век и ничего не знать об этом замечательном мастере. Этому способствовала безграничная родительская любовь.
Борисова-Мусатова провела в Москве. Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией. Он завершает «Весну», которая была начата еще несколько лет назад. Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену.
Впереди её ожидал долгий и нелегкий жизненный путь, ей предстояло пойти по стопам родителей, стать художницей, книжным графиком. Но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо», «Ася», полотна этого художника – «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» – являются лучшими иллюстрациями. Наряд же дамы — скорее в духе 1840-х гг. Этому способствовали и характерные для Борисова-Мусатова техники – пастель и темпера.
Но этому, увы, не суждено было осуществиться. Весной 1903 года Бо-1псов-Мусатов женился на Елене. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. В 1904 году персональная выставка Борисова-Мусатова с успехом прошла в Германии.
В работах Борисова-Мусатова импрессионистический мазок и использование эффекта просвечивания холста сквозь красочный слой создают впечатление некоего марева из которого проступают фигуры и предметы. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа. Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках. В 1881 году будущий художник поступает в саратовское реальное училище. Этому способствовала безграничная родительская любовь.
Однако впоследствии мастер жил в провинции: в Саратове и в своих имениях Слеицовка и Зубриловка, затем в Подольске и Тарусе. Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений. Особенно сильное впечатление оказала на него природа Поволжья. Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности.
А отец, бывший камердинер помещика А. А. Особенно поразила его таинственная изысканность, музыкальность женских образов Боттичелли, произведения которого он видел не только в Париже, но и в Мюнхене, куда ездил в 1897 году. Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М. А мать выросла в семье владельца живописной и переплетной мастерской.
Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия. Лучи солнца, как паутины, пересекали бесконечно эти пространства. Уже в шесть лет у мальчика проявилась страсть к рисованию. и успокаивалась при нем. Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки.
330). А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики».
Рисунку и живописи Виктора Борисова-Мусатова учил выпускник Академии художеств В. Коновалов, на квартире у которого возник своеобразный художественный клуб. Они купались в пространстве, как золотые рыбки в аквариуме». Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. «Цветущий сад, обширный, как мир, где все молодо, зелено. Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно. Станюкович.
В 1890 году будущий художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вследствие несчастного случая мальчик в трехлетнем возрасте сделался горбатым. Именно здесь проявились художественные способности молодого человека.
Его символы, а точнее — аллегории облечены в формы, полные сдержанного благородства, пластической ясности. Специалисты называют его работы картинами-элегиями. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна. Изначально же крестьянская семья из села Хмелевка (Святодухово) саратовской губернии носила фамилию Мусатовы, вероятно, татарского происхождения. Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту. Из всех предметов Виктор больше нравилась живопись.
В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Отец был железнодорожником.
Виктор ходил в другой комнате. Побывав вПариже (ради новой операции), вКрыму инаКавказе, с1898 года онпоселился вродном Саратове, чуть позже жил вСаратовской губернии— вумиравшей усадьбе князей Голицыных-Прозоровских Зубриловке, которую онизапечатлел насамых известных своих полотнах.
Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К. " 21 августа 1905 года Н. IO. Все складывается, он энергично и самозабвенно работает, рисуя по 6-7 картин в год. В планах художника была большая картина «Венки васильков», он создал немало эскизов для циклов росписей, начал работу над «Реквиемом». И Виктор улыбался, радостно смущенный.
В последний год своей жизни художник написал целую пейзажную осеннюю сюиту. Борисов-Мусатов был похоронен здесь же, в любимой Тарусе, на высоком берегу Оки. В. Э.
Его художественное образование было беспорядочным: он обучался то в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1890-1891 и 1893-1895), то в Академии художеств (АХ) (1891-1893) и одновременно работал самостоятельно. Художественной школы в Саратове не было. Сумерки начинают сгущаться. Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Учился в МУЖВЗ (1890-91, 1893-95), в петербургской АХ (1891-93) у П. П. Чистякова и в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. Её изображение мы видим на многих работах мужа.
Хмелевка принадлежала князьям Шахматовым. Позировать странному, похожему на доброго гнома художнику, хотя и сохранявшему в одежде и в облике парижскую элегантность, для многих провинциальных девиц – дело предосудительное.
Их волнует отнюдь не красота, т. е. Молодые художники – И. И. 1901 год – период наибольшего творческого расцвета мастера. С 1890 года Борисов-Мусатов – студент Московского художественного училища. Шевченко (1955) и др.
В картине «Водоем» (1902 г., ГТГ) (илл. Кумиром его был Леонардо да Винчи, которому, кроме всего прочего, как никому другому, удавались сфумато (прозрачные тени). Работы художника вызвали восторженные отклики критики.
Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. И Виктор улыбался, радостно смущенный». А его частную школу из российских живописцев посещали Рерих и Исаак Батюков.
Мальчика удалось поставить на ноги с помощью революционной тогда ортопедической методики доктора Корженевского, упражнений и постоянного ношения корсета. Борисов-Мусатов уже собирался возвращаться в Россию, однако внезапное обострение болезни вынудило его задержаться. 14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием.
Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем.
Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), а затем, как и Врубель, у Чистякова в Императорской Академии художеств. Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой).
Она помогала давать названия картинам. Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе. Борисов-Мусатов задумал несколько больших композиций, но так и не воплотил их на полотне.
Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя. Задумчивый мотив звучит в природе. Столь же непредсказуемой и ненадежной становится и другая стихия — воздушная — в картине «Призраки» (1903 г., ГТГ) (илл.
Таков Водоем. Виктор ходил в другой комнате. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. выработал своеобразную живописную манеру, основанную на изысканно-приглушённой гармонии колорита, близкого пастели и сочетавшую глубоко индивидуальную переработку принципов пленэрной живописи с декоративностью общего решения картины, приближавшейся к композиционному типу живописного панно (так называемый декоративный пленэризм). Где я найду моих женщин прекрасных.
Летние облака принимают фантастические формы. Здесь он окунается в атмосферу творческих исканий. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Зеленый остров с долинами в лесу, белыми от ландышей, как будто облака упали с неба в траву и притаились там". Грустная тишина.
Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса. Начало и конец живописной повести зрителю предлагается додумать.
По свидетельству современников, русский художник никогда не расставался с репродукцией «Джоконды». У Виктора было две сестры – Елена и Агриппина. В мае Елена приехала к нему в Зубиловку.
«Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. Таковы двухфигурные композиции Гобелен (1901) и У водоема (1902). И, конечно же, как и все художники мира, он в Лувре изучал работы известных творцов. Стояла тишина. Борисов- Мусатов — художник, объединивший в своем творчестве «мечтательный ретроспективизм», свойственный многим отечественным мастерам рубежа веков, с чертами французского импрессионизма и постимпрессионизма. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость.
Художник вынужден оставить Петербург. Однако из-за проблем со здоровьем, вызванным сырым климатом, в 1893 г. Виктор Эльпидифорович был вынужден вернуться в Москву и продолжить обучение в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 г. Борисов-Мусатов оставил учебу и перебрался в Париж, где течение трех лет, совершенствовал навыки рисования в школе Фернана Кормона (Fernand Cormon). Совершил поездку в Париж. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года. Единственная прогрессивная мастерская, где поощрялись поиски учеников, была у Поленова, но он руководил старшим классом.
Саратов. Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. В начале XX века Борисов-Мусатов, биография которого, к сожалению, уже приближалась к концу, был особенно счастлив. Картина «Последний день» (The last day, 1903), купленная в мае 2006 г. на Sothebys за 702 400 британских фунтов, является, по-видимому, единственной работой живописца проданной на аукционе.
Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана». Когда-то Виктор Борисов-Мусатов подавил в себе только зарождавшееся серьезное чувство. Другой крупной фигурой художественной жизни того времени стал Виктор Борисов-Мусатов. Композиция его чрезвычайно проста.
«Дымка», расплывчатость и нечеткость, вибрация самого пространства вокруг героев отсылают зрителя к миру сновидений или воспоминаний. В 1904 году Борисов-Мусатов начал работать над циклами монументально-декоративных росписей – для здания Московского управления электрической тяги (трамвая) и частного дома. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов (его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера – Борисов-Мусатов).
329). Член Союза русских художников (с 1904). Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Задача штудирования обнаженной натуры изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. Известный русский художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года.
С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Пройдя школу импрессионизма, Борисов-Мусатов не утратил своего прирожденного дара декоративиста и, обращаясь к натуре, всегда отбирал и подчеркивал детали, необходимые для целостного живописно-декоративного ансамбля.
Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник. «Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Очень близким ему оказалось творчество Огюста Ренуара, Поля Гогена и Берты Моризо. Марианне не было ещё и года, когда папы не стало. Предмет изображения не имел при этом того конкретного значения, которое обыденное сознание привыкло вкладывать в понятие «символ» (когда яблоко, например, является символом грехопадения). Таким образом, мусатовский историзм выдает свой вымышленный, условно-сценический характер.
Это Автопортрет с сестрой. Признанным шедевром этого года стал «Водоем». Ученичество позади. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Этот петербургский период стал важным этапом становления художника Борисова-Мусатова.
«Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Художник умирает внезапно летом 1905 года на даче в Тарусе. Деревья, как маленькие дети, радостно простирали свои ветви друг к другу.
328) и «Реквием» (1905 г., оба – ГТГ) (илл. Об отношениях прославленных поэтов Серебряного века можно судить по посмертной статье Андрея Белого, посвященной Борисову-Мусатову, «Сиреневые гирлянды». Некоторое время юноша посещал воскресную рисовальную школу церковного живописца Ананьева. Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины Осенний мотив (1899) и Гармония (1899-1900) выглядели как наивные изображения костюмированных сцен.
Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. Весенний цветущий сад. Стояла тишина. Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов. Тем не менее Мусатов решил продолжить образование в петербургской Академии художеств, куда подал прошение за подписью «Борисов-Мусатов».
Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. В три года мальчика постигло большое несчастье. В начале 1900-х гг.
Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства. Но сердце художника не выдержало нагрузки. «Дама в голубом», «Призраки», «Прогулка при закате», «Девушка в ожерелье», «Реквием» Все сильнее ощущалась тоска по прошлому, переходящая в скорбь по ушедшим. Постоянными персонажами этих (и большинства других) картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы но это не были исторические картины.
Кего болезни позвоночника прибавилось заболевание почек. Но ничто не помогало. Само полотно — словно вырезанный кусок киноленты: взгляд зрителя скользит от первой, видной лишь отчасти фигуры ко второй, третьей, все далее и наконец достигает последней, чье стремительное движение вправо заставляет ожидать «продолжения истории», которое, однако, отсутствует. Как хорошо Боже, как хорошо.
Больная узнавала только В. Э. Такова магия этого холста, ее изумительной композиции. Лечиться Виктор Мусатов будет всю жизнь, равно как и страдать от комплексов из-за своего увечья. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ. Среди первых саратовских учителей Виктора был также итальянец – художник Этторе Паоло Сальви (Баракки), осевший в городе еще в начале семидесятых. Мусатов героически боролся за жизнь больной.
Так, в картине «Осенний мотив» (1899 г., Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева) (илл. Но все же в Москве находилась Третьяковская галерея, в Москве работали мастера, прокладывающие новые пути в живописи, – Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Михаил Нестеров. Несколькими годами позже родились его сестры Агриппина и Елена, а Трироговы подарили Мусатовым саратовский дом с садом в местности под звучным названием Плац-парад.
Девочку воспитывала мать. Сюда входили П. Кузнецов, А. Матвеев, М. Матюшин, Уткин и К. Петров-Водкин. Серов, К. А.
Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Станет книжным графиком. Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи.
Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак.
И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников.