Дидро восторженно пишет о нем: "Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Лувр, Париж.
Ученик П. -Ж. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты». Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) и «Портрет жены» (1776, Чикаго, Институт искусств). Крестьяне Ленэнов были значительнее и сильнее, но в женщинах и детях Шардена несравненно больше теплоты и обаяния.
Быть может, главное, что отличает бытовые картины Шардена -- это достоверность. Французский художник. Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Французский художник, мастер бытового жанра.
Тридцатые-сороковые годы – период расцвета творчества художника. Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств».
Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Пушкина. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (Отдых на пути в Египет, 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург Великодушие Сципиона, 1653, ГМИИ, Москва).
Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине «Мальчик с волчком» и десятилетний Шарль («Портрет Шарля Годфруа», 1738, Париж, Лувр). Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Шарден был ведущим мастером жанровой живописи и натюрморта во Франции XVIII века. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж.
Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника. Здесь царят скромность и достаток. Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (Аркадские пастухи, около 1629-1630, собрание герцога Девонширского, Чатсуорт Нахождение Моисея, 1638, Лувр, Париж). Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»).
Однако его картины нельзя назвать нравоучительными (этим отличались работы его последователей, в частности Жана Батиста Грёза). Шарден стремился раскрыть сущность искусства. Натюрморт был любимым жанром Шардена. Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна.
Каза, Н. Н. В 1730 – 1740 годы он создает свои лучшие картины, впервые во французском искусстве отображавшие простых парижан. Вновь он женится только в 1744 году. Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им.
Ему поручается организация ежегодных выставок. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Оставаясь верным своему стилю, Шарден вдохновлялся искусством голландских мастеров жанровой живописи, картинами Давида Тенирса и Герарда Доу. В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано.
В 1765 году художника избирают также членом Руанской академии. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.
В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же году у него родился сын.
Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. Его картинам свойственна эмоциональная тонкость, проработка деталей, ясность образа, гармоничность и сочность красок. Натюрморт со скатом, 1727–1728. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. Именно в преклонном вцци он пишет жене-Маргариту Пуже-и несколько своих автопортретов. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины.
Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. В 1755–1756 побывал в Италии.
Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. В 1730-е — 1740-е гг.
Их искусство вдохновляла возвышенная идея.
Его композиции при полной естественности стройны и уравновешенны. Цвет всеобъемлющ и этим все сказано. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе.
И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Самим строем и направленностью своей живописи Шарден утверждает то новое, что широко распространится во французском искусстве лишь во второй половине столетия, -- эстетическую ценность жизни своего простого современника, человека третьего сословия. 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (ок. Мастер вынужден был продать свой дом.
Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. И это было справедливой закономерностью. Одним из его учителей стал художник Ж. -Б. С годами популярность художника растет. Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом. Как одни предметы отражаются в других.
«Натюрморт с атрибутами искусства» в какой-то мере «автобиографичен»: на длинном столе изображены вещи, связанные с трудом художника. В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Такое же обаяние непринужденной интимности Шарден сообщает своему живописному языку.
Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра. С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. Лувр, Париж. Проникнутые симпатией к этому образу, мы подходим ближе и всматриваемся в картину.
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Скончался Жан Батист Грёз 4 марта 1805 года в Париже. Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа.
Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Шарден приносит в домашние сцены открытия ХV111 века: интимную лирику, непосредственность, свободное изящество, непринужденную простоту. Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония. Очевидно ощущение художником материальности предметов, которые обладают определенным эстетическим воздействием, несмотря на откровенный реализм.
Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Грёз Жан Батист (Greuze Jean-Baptiste) (1725–1805), французский художник. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. А. С. Учился у П. Ж.
Их хорошо видно и подслеповатым глазам. Внешне они часто похожи друг на друга (у художника были, вероятно излюбленные типы, которые переходили из картины в картину). Ему удалось вывести на первое место в своеобразном живописном табеле о рангах натюрморт и жанровую картину, ранее не пользовавшиеся большой популярностью.
Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Блестящий мастер натюрморта, Шарден создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры создающие ощущение органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека ("Трубка и кувшин", около 1760-1763, Лувр, Париж "Натюрморт с атрибутами искусств", 1766, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
А старцу было удобно и он не так мерз. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Непритязательные, лишенные нарочитой эффектности картины живописца показывали красоту простых вещей, наделенных собственной жизнью и как бы ведущих неторопливый разговор со зрителем («Медный бак», 1734). Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.
создал большую часть своих жанровых композиций. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном «Автопортрете» 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру».
Ученик П. -Ж. Столь глубокое понимание художественных процессов, какое демонстрирует Дидро, само по себе уникально. В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Куапеля и Ж. Б.
Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Ванлоо, работал в Париже. Куапеля, Ж. Б.
Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла.
Современники очень скоро забыли Шардена. Дочь Шардена умерла в младенчестве практически одновременно с ней умерла и Маргарита. Каза, Н. Н.
Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: «Возвращение с рынка» (1739, Париж, Лувр), «Гувернантка» (1738, Оттава, Национальная галерея), «Кухарка (Женщина, чистящая овощи)» (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом» (оба — 1740, Париж, Лувр). Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Ни проникновенный лиризм Ватто, ни изысканная декоративность Буше не прошли мимо него бесследно: ни на минуту не теряя самобытности своего я, он не забывает и о творческом опыте своих современников и предшественников.
Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — «Скат» и «Буфет» (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Во французском искусстве второй половины XVIII века мощное развитие получило демократическое направление и его самым значительным художником был Шарден.
Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа. Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии.
Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден. В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. — казначеем академии. То, что еще вчера считалось низким и недостойным, сегодня увлекает своей новизной.
В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства «Мальчик с волчком» (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность.
Персонажи Шардена — люди добродетельные и благочестивые. Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы— кухонный бак для воды, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. В мастерской Ноэля Никола Куапеля Жан-Батист помогал исполнять аксессуары в его картинах, он приобрел необычайное искусство изображать всякого рода неодушевленные предметы.
Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году, его картины имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве "живописца цветов, плодов и характерных сюжетов". Почти одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, на которой изобразил толпу уличных зевак, стоящих вокруг раненого. Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»). Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».
С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Сюжеты Шардена не отличались разнообразием, часто повторялись в нескольких картинах. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».
Родился в семье ремесленника в Париже, с этим городом связана вся его жизнь. Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»). У них родились дочь и сын (тоже ставший художником). Одна из последних работ Шардена — знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» — вершина творчества мастера.
1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту.
Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (Пейзаж с Полифемом, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург серия пейзажей Времена года, 1660-1664, Аполлон и Дафна, – все картины в музее Лувр, Париж). Его изначальные установки были похвальны, но он все больше разменивал себя на мелочи, становился расчетливым, скатываясь в неизбежную чудаковатость. Холст, масло, 114146 см. Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака.
Творчество французского художника очень сильно повлияло на развитие европейского искусства. Учился у К. Варена и других французских художников с 1624 Пуссен жил в Риме (в 1640-1642 – в Париже) испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, Микеланджело изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.
Пуссен Никола (Poussin Nicolas) (1594-1665), французский художник и рисовальщик. Скрытые портреты, повседневная домашняя жизнь простых людей из третьего сословия, передана спокойно, задушевно, правдиво и естественно. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. С 1620-х годов художник Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина Смерть Германика, 1626-1627 годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита (Ринальдо и Армида, 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Танкред и Эрминия, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Парнас, 1630-1635, Прадо, Мадрид). Шарден же никогда не изменяет своей честной и трезвой реалистической манере.
Шарден Жан Батист Симеон (Chardin) (1699-1779), французский художник. В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. Подбор предметов, включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, как во всех аллегориях века Просвещения, без усложненности повествует о профессии художника, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Его композиции отличаются скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры, ощущением органичной связи вещей с интимным и трудовым бытом простого человека (Медный бак, около 1733, Трубки и кувшин, около 1760-63, – оба произведения в Лувре).
Неожиданностью было и обращение к портретам. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.
Не знаешь, на какой из этих картин остановить свой выбор, – они равно совершенны Это сама природа, если говорить о правдивости форм и цвета". 6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин. В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.
Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия. Подобные вопросы ускоряли перемены в тематике французской живописи.
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Многие считают его величайшим мастером жанровой живописи своего времени. После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (ок. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки.
Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ. Действующие лица всегда заняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей. Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь.
Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте). В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок).
Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах («Карточный домик», 1741, «Юная учительница», ок. Холст, масло, 112140, 5 см. На портрете изображена жена живописца Иеронима Куэвас. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом.
Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Атрибуты искусств, 1765. Шарден – блестящий мастер натюрморта.
Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению. Среди наставников Шардена был также Ж. Б. Ванлоо, под руководством которого молодой художник принимал участие в работах по реставрации фресок XVI в. во дворце Фонтенбло.