В Березовой роще художник созерцает красоту. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Ученики просто боготворили своего учителя, считавшего их одной большой семьей, объединенной тягой к искусству. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе».
Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Однако в числе учеников имени Куинджи не значится. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В 1780 году Павловск переименовали в Мариуполь.
При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Среди его учеников были Н. К. Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича.
Петербург жил открытием выставки. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. В 1873 году картина На острове Валаам была окончена и экспонирована на академической выставке. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках.
Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы. Кстати говоря, переселение было поручено воинским подразделениям во главе с А. В. Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат золотых дел мастер. До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи, сопровождавшей каждую его выставку: ведь наряду с восторженными оценками и мнениями ему приходилось слышать и различные обвинения в свой адрес— вплоть до стремления к дешёвым эффектам и использования скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида.
Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, — на стенах домов, заборах, обрывках бумаги.
Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Период молчания был занят интенсивной творческой работой. В 1892 году художник удостаивается звания профессора Академии художеств, а в 1894 году становится руководителем пейзажной мастерской. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня».
В метрике он значился под фамилией Еменджи, что означает «трудовой человек». Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту. Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами. В ноябре Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году).
Я вижу, что самый цвет на белой избе так верен, так верен, что моему глазу так же утомительно на него смотреть, как на живую действительность: через пять минут у меня в глазу больно, я отворачиваюсь, закрываю глаза и не хочу больше смотреть. Мастер доверил начинающему художнику лишь тереть краски, а однажды – окрасить забор. В 1874г. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Реалистическая природа с использованием романтических элементов.
На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Его просто-напросто не принимали в Академию.
Они по-детски просты и естественны. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания.
Менделеева вспоминает слова самого художника, будто фамилия его Шаповалов. О Забытой деревне критики писали: Уныло так, что хватает за сердце. Французская пресса не обошла их вниманием — критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. В том же 1873г. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Впервые он соприкоснулся с настоящим искусством, которое его поразило и восхитило.
В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. Позже Николай Рерих вспоминал слова Куинджи: «Когда я служил ретушером в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до десяти было в моем распоряжении». Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Таким запомнила Куинджи дочь Айвазовского. Краски изменились чудовищно.
Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. получает звание классного художника.
Он заботился, чтобы его ученики постигали сложное искусство чтения великой книги природы. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. Но получить диплом он мог только после сдачи экзаменов. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь». Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща».
Сделать это было довольно трудно, так как Куинджи не имел никакого образования. Ученики любили и уважали Куинджи. В 1865 году при нем основана была рисовальная школа.
Куинджи по-турецки «золотых дел мастер». Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии.
Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Существует другая версия (возможно, она относится к 1865 году, когда Айвазовский открыл мастерскую для желающих учиться под его руководством), согласно которой Куинджи четыре месяца копировал картины мариниста под наблюдением Фесслера.
Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант. В его личном деле хранится экзаменационный лист, относящийся к лицам, «подвергавшимся словесному испытанию для получения различных академических званий». Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем.
Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам.
В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Успех картины превзошел все ожидания.
Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Кавказ». Следует напомнить, что в 1870-е годы реализм все больше «вникал» в таинства природы, зрел и развивался, осваивал пленэр и воздушную среду. Голову прикрывала соломенная шляпа. Отец Куинджи был сапожником.
С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты.
В картине явно просматривается влияние Айвазовского. Вечер на Украине едва ли не самое показательное для творческого метода Куинджи произведение. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. И все это было результатом его напряженных поисков. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении Осеннюю распутицу.
В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Айвазовскому. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Крым», «Морской берег.
После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург. На выставки с участием полотен живописца собирались огромные очереди посетителей, которые, проведя долгое время в созерцании, выходили из зала глубоко взволнованные и очарованные. Однако это звание было присвоено художнику не сразу.
В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро». В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. В 1873г. Рылов, К. Б.
Кстати, в юные годы ретушерами работали многие известные художники, к примеру, Виктор Васнецов и Иван Крамской. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно.
Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Ведь Кавказ Куинджи символичен. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника.
О Куинджи и его работах заговорили и он, поверив в свои силы, перестал посещать занятия в Академии. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды.
Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Эффект светоцветового контраста, при котором цвет не обеззвучен, а форсирован, создает впечатление ясности мира. Это был взрыв. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Мальчик с детства любил рисовать.
Крым» и многое другое. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. Картина или действительность. Картина «Север» продолжала серию северных пейзажей, начатых «Ладожским озером». В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов.
Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Необычайную гармонию цвету придает зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья на ровной поляне. По возвращении в Россию, в 1874 году Куинджи пишет картину Забытая деревня, которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Воздух обесцвечивает цвет. Здесь, в Мариупольском предместье Карасевке, родился будущий художник. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования.
Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Природа в Березовой роще Куинджи реальна и условна.
Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году). Некоторые его персональные показы состояли всего из одной картины, но при этом производили просто потрясающий эффект и общественный резонанс. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Вот таким образом реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом.
Жена Репина Н. Б. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Жил Архип во дворе под навесом в ожидании маэстро.
Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. Картина, названная Осень. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Понятие «трудовой человек» не расходится с профессией отца Архипа Ивановича – Ивана Христофоровича, сапожника, занимавшегося к тому же хлебопашеством. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи.
Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Ввысь устремились тополя. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Картина пронизана ощущением летнего праздника благодаря четкой симметрии, обобщенности форм и ритмическому чередованию темных и светлых зон. В 1870 году Куинджи получил звание не классного художника и с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. После завоевания Екатериной II Тавриды часть греков была переселена в степи реки Кальчика (Калки), где некогда произошла жестокая битва русских с татарами.
В картине Днепр утром Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды. Это, видимо, результат недоразумения.
В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Он дружит с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, знакомится с И. Н. Крамским — идеологом передовых русских художников. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Осиротевшие дети воспитывались у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Особое значение придавал Куинджи работе с натуры.
В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины «Березовая роща».
За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. В 1878 году на Всемирной выставке в Париже в присутствии четы Куинджи были представлены произведения художника, вызвавшие всеобщее восхищение как публики, так и критики. В городе имелось Общество изящных искусств.
Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. Пейзаж После грозы полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы.
Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины.
Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
На протяжении пяти лет, с 1860 по 1865, Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии Исаковича в Таганроге. Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Картина «Север» завершала трилогию, задуманную еще в 1872 году и была последней из этой серии.
А. И. Куинджи для ежегодных премий. Неужели это творчество. Но натура, по мнению Архипа Ивановича, не должна лишать художника творческой свободы. В 1879 году художник пишет три пейзажа: «Север», «После грозы», «Березовая роща» (все в ГТГ).
У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. О нем говорили, как о маге и чародее. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Приезд Айвазовского не внес существенных изменений в жизнь Куинджи. Нордман-Северова вспоминала, как приходили к Куинджи Репин и Васнецов и «втроем, бывало, кричали и спорили до двух часов ночи».
Импрессионистической эту картину назвать нельзя. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет Березовую рощу и После грозы.
Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. В мастерской Куинджи царил дух тесного товарищеского сотрудничества. После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, но через несколько месяцев уехал в Одессу, где снова занялся ретушированием. Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски. Вид его, если нельзя назвать комичным, безусловно, был необычен. В 1875году художник побывал во Франции, где был занят заказом свадебного фрака с цилиндром. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3.
Большое влияние на него и его творчество оказали картины Айвазовского, а именно его мастерство передачи света. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Греки не были отуречены, но многие усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи стал работать ретушером у местного фотографа, а затем направился в Одессу, где думал с братьями открыть собственную студию, но не смог собрать для этого нужных средств. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
Фесслер давал некоторые указания в живописи. В конце концов победа осталась за Куинджи. В 1868 году на академическую выставку он представил картину «Татарская сакля», за которую получил звание неклассного художника. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Крым», «Крым. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
«романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Этой работой начался т. н. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. Манера письма – легкая, свободная. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878).
Колористические приемы Куинджи оказались своего рода откровением для современников. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. В 1868 году Куинджи сделал попытку получить звание свободного художника. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия.
Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок. Вид на гору Демерджи. Туман, осталась незавершенной. Юному Архипу не довелось получить образование.
Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Но вскоре переехал в Одессу, где прожил два или три года, также работая ретушером в фотографии Вероятно, шумная Одесса привлекла внимание активной художественной жизнью. Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку.
С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками. По некоторым сведениям, в начал 1860-х годов (а вернее, не позднее 1866) Куинджи переехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника.
Он всегда стремился передать именно эту стороны природы, о чём говорят такие его картины, как Сумерки, Утро, Солнечные пятна на инее. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Но: гго не могло остановить упорного и настойчивого юношу. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику.
Журналы и газеты, не только художественные, считали долгом поместить статьи, посвященные картине. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. Но не сразу ему удалось стать учеником Академии: слабой оказалась художественная подготовка.
Кухмистерская ее была превращена в своеобразный дискуссионный клуб. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Я совершенный дурак перед этой картиной. В окончательном варианте нет ничего случайного, «списанного» с натуры.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. В 1879 году Куинджи пишет Север и в 1881 — Днепр утром. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров.
В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. По вечерам в студии Куинджи собирались студенты. Отношение творца к изображаемому – основное в картине.
В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Ставшие короткими панталоны в крупную клетку пузырились на коленях. Но наибольший успех на выставке имела картина Березовая роща. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга.
И. Е. Репин в письме И. С. Остроухову пишет: А про Куинджи слухи совсем другие: люди диву даются, некоторые даже плачут перед его новыми произведениями — всех они трогают. Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию и попытался поступить в ученики к художнику, однако ему было поручено лишь толочь краски и красить забор. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Что это такое.
В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. А передвижничество не предполагает романтизма.
Богаевский, А. Борисов. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Очевидно, кто-то в родне Куинджи был ювелиром. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север.
В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила, ограничившись званием художника 1-й степени. Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер. Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе. Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Рерих, А. А.
В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. Куинджи в этом процессе принадлежит одна из ведущих ролей. Однако учеником Академии он так и не стал. Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека. Устройством Куинджи занялся Адольф Фесслер, ученик и копиист Айвазовского. Очевидно, Куинджи был «вольноприходящим» и самостоятельно готовился к сдаче экзамена. Цвет в этих работах становится ярче, естественней.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство. Яйла», «Горный склон.
Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Система дополнительных цветов была применена и в картине Христос в Гефсиманском саду. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок.
Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Публика и критики считали, что Куинджи исчерпал себя, но это было не так: художник продолжал неустанно работать в разных стилях, одновременно ища новые пигменты и грунтовые основы для красок, чтобы они были устойчивы к влиянию воздушной среды и сохраняли бы свою первоначальную яркость. Архип Иванович Куинджи родился в 15 января 1841 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году)6. Айвазовского в это время в Феодосии не было.
С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Разрешение было дано и Куинджи занялся подготовкой к экзаменам. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Они стойко сохраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской ассимиляции.
Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Обращали на себя внимание выгоревшая рубаха и особенно жилет. В это время он познакомился с учениками Академии: Ильей Репиным, Виктором Васнецовым, Константином Савицким, Василием Суриковым и другими художниками, ставшими его приятелями. Наряду с полотном После дождя он создал массу этюдов и эскизов – подготовительных работ к картине Радуга (1970 – 1972, ГТГ), задуманной, видимо, в это же время, но завершенной лишь в начале XX века.
В то время он опять работал ретушером. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких.
Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Суворовым.
Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж «После грозы». Затем Архип устроился ретушером у фотографа и это занятие долго оставалось главным источником его существования. В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать.
Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
Неужели это художественное впечатление. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром».
Все это он доносил до слушателей Академии художеств и университета, где читал лекции. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя».
В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. После этого «домашнего» обучения Архипа отдали в городскую школу. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Приезд в Феодосию имел для Архипа огромное значение.
А. И.