Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил. И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см.
К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка". Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: Сватовство майора, Утро чиновника, получившего первый орден, Разборчивая невеста и другие работы). Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ).
Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ). Он остается без средств к существованию. Нет помощи семьи.
По совету некоторых воспитанников Академии Художеств он стал посещать вечерние рисовальные классы Академии, где ему пришлось начать учиться с азбуки искусства — рисования ушей, носов, рук и т. д. К своим занятиям в Академии Ф. относился чрезвычайно добросовестно и не начинал более трудного рисунка, не усвоив себе в совершенстве более легкого. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Чтоб поздравление было. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы».
349—360). Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией. Он не принимал целиком на веру всего, что преподавалось в Академии, что обусловило формирование его собственного взгляда на живопись, отличного от застывших канонов академизма.
В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. 1851). — Л. М. Жемчужников, Воспоминания (Артист, 1893 г., март). 540—543.
Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. ассигн. V, стр. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных.
В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется.
Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: Житье на чужой счет, Модный магазин, Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки, Болезнь Фидельки, Смерть Фидельки и т. д. ). Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких.
Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. 1, стр. 22). — Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март).
Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины Сватовство майора (а может быть и двух других) собственного сочинения. С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных.
Да так, что он за три месяца создал шедевр. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. его грациозное стихотворение "Ку-ку"). — Русская портретная галерея Мюнстера, том II.
Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. — "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд. Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой).
Но не мог найти того, что мне хотелось. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. «Завтрак аристократа» (1849-50) и последней его картине «Анкор. Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы.
Они не похожи на все предыдущие работы художника. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. 349—360).
Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Его направляют на службу в Петербург в лейб-гвардии Финляндский полк, где он прослужил десять лет. — А. Витковский, Воспоминание о П. А. Федотове (Русское Слово, 1862 г., 4, стр. Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения.
Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848).
Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет, но наконец подал прошение об отставке и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи (Автобиографическая заметка П. А. Федотова).
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. — В. Толбин, "П. К работам этого рода относится эскиз Мадонна с Младенцем и известная картина Вдовушка. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. «Я выдаю дочку не за какого-нибудь простого дворянина. Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому.
После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего за 3 месяца написал большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества.
Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. — А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр.
Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта». — А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр. Популярность его картин объясняется тем, что художник изображал реальную действительность. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его.
Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ). В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. Заказ оказался роковым.
А. Заурвейда. М—ф, Павел Андреевич Федотов (Исторический Вестник, 1893 г., 10, стр. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Кухарка насмешливо протягивает ему стоптанный, дырявый сапог, который несет чистить.
176—190). Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. — О., "П. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. «Взгляните этому чиновнику в лицо.
Художник полностью отдал себя искусству. 1—68). В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста».
В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава).
Весьма интересны для характеристики художественной деятельности Ф. подробности его работы над картиной Сватовство майора. А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами.
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова.
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным.
Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. В последние дни своей жизни он пришел в сознание. — Маркова, Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице (Иллюстрированная Газета, 1871 г., 1 и 2). Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45).
Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. Он убеждал его оставить военную службу, бросить солдатиков и лошадок и отдаться своему настоящему призванию. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. — А. Дружинин, Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове, СПб., 1853 г. (в Собрании сочинений, т. VII, СПб., 1865 г. ). ассигнациями в месяц». Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом.
Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. В то же время он часто посещал Эрмитаж, где с особенным интересом изучал небольшие картинки голландских и фламандских художников — Остаде, Теньера, Ж. Дау, Браувера. — А. О., Несколько слов о Федотове (Светопись, 1858 г., 12). Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график.
Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках. Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. Возможно, Федотов где-нибудь и подглядел эту сцену, а может быть, вспомнилось ему первое представление гоголевского «Ревизора» в Александрийском театре, где городничего играл Михаил Семенович Щепкин — превосходный русский актер.
На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза.
Ему было всего 37 лет. Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9).
— В. Толбин, П. А. Федотов (Пантеон, 1854 г., том XIII, 1, стр. — О П. А. Федотове (Почтальон, 1902 г., 8). Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно. ассигнациями в месяц».
Положение усугубилось-скончался отец. А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). То есть эта картина является визитной карточкой художника.
Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». В конце 40-х гг. В то же время он не покидал общества товарищей. — Несколько слов о П. А. Федотове (Северные Цветы, 1857 г., отд.
Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. 176—190).
К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Но он не унывал экономил на всем даже на пропитании, снимал дешевое жилье, продолжая работать и совершенствовать себя в живописи и рисовании с натуры, посещал академические классы. Наступил самый тяжелый период в его жизни. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения.
Творческий метод художника – ни шагу без натуры. Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Из его картин, красовавшихся на петербургской выставке и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая местную публику в такой же, если ещё не в больший восторг, как и петербургскую. Федотова называют Гоголем в русской живописи. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии.
Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце, но командировка помешала ему окончить ее.
Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. — Н. В. Гербель, Русские поэты в биографиях и образцах, СПб., 1873 г. (4-й период). А. Заурвейда. Кроме того, он сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку и, в пору своего офицерства, солдатские песни.
— "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8). — Новости, 1902 г., от 14 ноября. Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой».
Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков». Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ. 1—23). Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.
В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». Многие картины остались незавершенными. 122—123. в месяц и потребовать от него письменного на это ответа". Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью.
Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. — А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12). к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом. Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий, людей, превращающих брак в средство наживы, в сделку.
При содействии местных любителей искусства он устроил в зале художественного класса выставку своих произведений, среди которых, кроме трех картин, бывших на академической выставке в Петербурге, находились рисунки сепией: "Болезнь Фидельки" и "Смерть Фидельки", "Первое утро обманутого молодого", "Житье на чужой счет", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Художник, в надежде на свой талант, женившийся без приданого", "Модный магазин", "Крестины". Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи. — "Новости", 1902 г., от 14 ноября. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой».
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Лишь в 1844 году Федотов, побуждаемый любовью к живописи, вышел в отставку. К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке».
13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. В самом деле, начав с беспомощных попыток писать акварелью, он вскоре овладел этой капризной техникой едва ли не на уровне работавших тогда опытных профессионалов, мастеров распространенного в России камерного портрета, настолько, что решился даже немного подработать исполняя на продажу изображения особ императорского дома, главным образом Николая I (офицерского жалования с трудом хватало на издержки службы в привилегированном гвардейском 1815, Москва— 14ноября1852, Санкт-Петербург)— русский художник и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи. Все эти 3 картины были выставлены в академии и получили положительные отзывы руководства академии и общественности. Федотов много бродил по Москве, наблюдал жизнь. Следуя этому совету, Ф. подал по начальству рапорт с просьбой о разрешении ему продолжать службу, с тем чтобы Высочайше предоставленное ему право было сохранено за ним в течение одного или полутора года. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию.
Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. 245—254). — "Рисунки П. A.
Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста». Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования.
А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19). Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). — Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы"). Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы).
В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов. Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова"). Несмотря на успех своих первых картин, Федотов все более и более убеждался, что ему недостает серьёзной подготовки для того, чтобы передавать полотну свои идеи быстро и свободно, что в его возрасте для покорения себе художественной техники надо трудиться настойчиво, тратя бездну времени и пользуясь хоть некоторым достатком. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие.
Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью. Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова.
В его готовности заводить и поддерживать знакомства немалую роль играла его пытливая и жадная наблюдательность, не упускавшая случая найти себе пищу.
Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением.
Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). Трогательны и лиричны миниатюрные портреты близких и друзей художника, среди которых особым обаянием отличается «Портрет Н. П. Жданович» (1849). ассигн.
понимаешь.
Картина была создана в год трагической смерти художника. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень. Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству.
Кто-то видел, как художник заказывал гроб. ассигнациями в месяц». Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. — А. Н. Андреев, Живопись и художники, стр. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
— "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн.
Но он не сознавал этого, компонуя бытовые сцены, так сказать, между делом, для собственного развлечения и для забавы приятелей.
ассигн. 1102—1125).
Такая принципиальность художника. Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. — Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период).
На картине «Свежий кавалер» – не молодой хвастливый чиновник, а человек много старше. — писал много лет спустя Стасов. — Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. — Л. К. Дитерихс, "П.
В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». ассигнациями в месяц». Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.
его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям"). Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень. Портрет Анастасии Михайловны Гриневой. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Решение далось не просто. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. Среди них выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Русский музей, Санкт-Петербург). Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами.
Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве.
В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. Отыскивая натуру для действующих лиц своей картины изображаемой комнаты и аксессуаров, Ф. целые дни расхаживал по Петербургу, знакомился к купцами, ходил к ним в гости, присматривался к их жизни, на Толкучем и Андреевском рынках он разыскивал старух, горничных и сидельцев знакомый офицер позировал ему в позе изображенного на картине офицера разноцветные стеклышки на люстре, пирог, бутылка шампанского с подносом и еще более незаметные мелочи были изучаемы им самым внимательным образом. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами.
Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Картина была представлена великому князю, который пожаловал за неё художнику бриллиантовый перстень.
Павел стал задумчивым и молчаливым. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Содержание картин — изобличение не изображаемых персонажей как таковых, а обстоятельств, условий тогдашней жизни. — П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ). — Иллюстрация, 1861 г., 183, стр. Развитие русской живописи после Ф. пошло, в значительной своей части, теми путями, которые указало его творчество.
Отличала его лишь удивительная быстрота профессионального усовершенствования, способность извлекать уроки мастерства не только из занятий в рисовальных классах, которые он посещал крайне нерегулярно (или, по его словам, «прерывисто»), но из собственной любительской практики и из всех мало-мальски художественных впечатлений, которые дарила ему окружающая жизнь. По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя. В1936 году прах художника был перезахоронен внекрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового мраморного памятника, сооруженного на пожертвования его близких друзей и почитателей.
(1851—52). Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. Развитие русской живописи после Ф. пошло, в значительной своей части, теми путями, которые указало его творчество. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. — А. П. Новицкий, История русского искусства, Москва, 1899—1903 гг.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. В 1846 году Федотов создал картину «Свежий кавалер», первую значительную работу из серии остро драматических и комических сюжетов, посвященных жизни «маленьких» людей. Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу.
На следующий день его не стало. В Москве его ожидает теплый прием. как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Ф. стал посещать классы профессора батальной живописи Зауервейда, у которого стал изучать анатомию и движения лошади.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки. III). Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим.
Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более.
И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. — П. Ге, Павел Андреевич Федотов (Вестник Всемирной Истории, 1901 г., 10, стр. — Е. Б., Заметки для биографии академика Федотова и письмо его (Современник, 1859 г., том LXXVII, 9). И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества.
Под влиянием этого совета Ф. почти безвыходно заперся в своей мастерской, с горячей энергией занявшись изучением живописи масляными красками, а затем принялся и за картины, которые были уже отчасти намечены в его тетрадных набросках. Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее. Они сильно отзываются влиянием Хогарта. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. 1—23). Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант). На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем — потерей любимого мужа — полон сожаления об утраченном счастье.
— Л. К. Дитерихс, П. А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность, СПб., 1893 г. (Жизнь замечательных людей, биографическая библиотека Ф. Павленкова). Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Переполненный доброты, в высшей степени общительный и прямодушный, он бодро, без ропота и без ложного стыда переносил свое тяжелое материальное положение. Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. — П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр. Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ.
Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Через 3-4 года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где усердно изучал формы человеческого тела, срисовывая их с гипсовых моделей. В прессе началась травля художника. художник получил известность и признание современниками его творчества и финансовую поддержку от академии.
На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. А вот акварель «Передняя частного пристава накануне светлого праздника» и это уже не простая уличная сценка, а рассказ возмущенного молодого художника о взяточниках. Родился в Москве 22 июня 1815 года.
Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее. (В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве). В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников.
Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». — "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр. 21—32).
В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. Профессор требовал рутинной компоновки, той вылощенности и вылизанности в изображении солдат, какой требовало их начальство на майских парадах. Этим перстнем, — рассказывал Ф., — окончательно припечаталось к душе Федотова художественное самолюбие. В феврале 1850 года в Москве семья Павла Андреевича попала в бедственное финансовое положение художник бросает все дела и едет помочь родным. — Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2).
— А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. его стихотворение: К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям). Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста".
В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден, а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину Разборчивая невеста.
Всё было естественно и натурально. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. — Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова. 21—32). 1102—1125). По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь.
— Ф. И. Булгаков, Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные, фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: О значении П. А. Федотова и об издании его произведений, статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова. — "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр. III). Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. Нет чувств, нет желания.
Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств.
245—254). Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю.
Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). — П. Петров, П. А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен (Северное Сияние, 1862 г., 4). — В. В. Жерве, К биографии П. А. Федотова (Исторический Вестник, 1901 г., 3, стр. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, а также «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой».
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). — В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр. Так он прослужил десять лет. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. его грациозное стихотворение Ку-ку). еще анкор. ».
Острое сатирическое начало в творчестве мастера наиболее ярко проявилось в самых известных его работах: «Сватовство майора» (1848). Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. В 1952 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства.
Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов. Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине Сватовство майора), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил. 1—68). в месяц». Художник предпочитал холст или бумагу.
Родоначальник критического реализма в русской живописи. «Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования». Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ.
1, стр. Почти сразу Гренев умирает. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
— П. Петров, "П.
Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью. Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.
В то же время он не покидал общества товарищей. А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4). — П. С. Лебедев, Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове (Русский Инвалид, 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ). Картина эта называлась Свежий кавалер. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям), пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. — Александр Бенуа, Русская живопись (История живописи в XIX веке издание т-ва Знание), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, Тормазы русского искусства (Вестник Европы).
Чтобы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшихся до этого пехотой, Павел Андреевич стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством профессора Заурвейда. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербурге. Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд». Анкор, еще анкор.
В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных. 122—123. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Отказываясь от сатиры, Федотов создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем (Вдовушка, 1851-52, Анкор, ещё анкор. Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура. Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии.
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. 540—543. — B. В. Стасов, 25-летие русского искусства (Вестник Европы).
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству.
— Для биографии П. А. Федотова (Москвитянин, 1853 г., т. II, 5, кн. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. Разборчивая невеста, 1847. — Рисунки П. A. Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя.
Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Он открыл целую новую область жизни, которою живопись до того времени пренебрегала или которую затрагивала слишком односторонне. Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве.
Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ). Наряду с живописными работами батального характера Ф. делал немало рисунков нравственно-сатирических типов и сцен. Академическая выставка1848 года доставила Павлу Андреевичу, кроме почёта и известности, небольшое улучшение материального положения: в дополнение к пенсии государственного казначейства было отпущено по 300 руб.
Началась замкнутая одинокая жизнь. в месяц и потребовать от него письменного на это ответа. — B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы").
22). Русский художник, представитель бытового жанра. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр. Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие.
Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. V, стр. На первых порах своей военной службы Ф. с увлечением предался различным развлечениям и удовольствиям петербургской жизни военной молодежи. Когда однажды великий князь Михаил Павлович, довольный произведенным смотром, выразил готовность оказать офицерам полную свою поддержку, Ф. воспользовался этим и обратился к великому князю с просьбой о выдаче ему пособия на художественные нужды. Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ).
Интересная деталь — обязательные для художников академические штудии, рисунки с гипсовых слепков и копии классических полотен, выходили у Федотова хуже и скучнее зарисовок с натуры. — Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове (Семейные Вечера, 1873 г., 6, стр. — "Русская портретная галерея Мюнстера", том II. Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее. — О., П. А. Федотов (Русский Художественный Листок, 1853 г., 19).
Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ). — А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ). Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график.
Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью. Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. Павел Андреевич долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью, но, наконец, подал прошение об отставке и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком.
Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. В бедности, постоянной нужде протекало его детство.
Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство.