Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый — светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Жесткая патетика Обороны Петрограда (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции.
Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. Жесткая патетика «Обороны Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение — 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). В 1925 стал одним из учредителей ОСТа.
Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Среди его записей: классические произведения русских и зарубежных исполнителей, популярные в 1930-е— начале 1940-х песни, в первую очередь патриотические и военные: «Враг не пройдёт», «Рот фронт», Армия, вперед.
Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале Безбожник (или Безбожник у станка с 1923). Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Так, в картине «Левый марш» Дейнека показал несокрушимость могучего строя революционных матросов и солдат идущих к Зимнему по Дворцовому мосту.
Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся.
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. Дейнека был распределён в большой лагерь в Воркуте. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью.
" Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. С задачей он, впрочем, все равно справился. Полетико.
Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Мерно и стройно шагает отряд. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Мотивы счастливой страны будущего, – населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины».
Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. ДЕЙНЕКА Александр Александрович, российский художник. Советник Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации по авиации. В картине практически нет никаких примет быта.
Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). После Февральской революции занятия в училище прекратились. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год).
Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969. Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва). ДЕЙНЕКА — Александр Александрович (1899-1969), российский художник и график, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969).
Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Строг и суров ритм картины.
В 1925 стал одним из учредителей ОСТа. ДЕЙНЕКА Александр Александрович, российский художник. Ленинская премия (1964).
Дома тревожно притихли. Ленинская премия (1964). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея).
Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты», 1959-60 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Фургон с вещами Дейнеки и сам певец были задержаны военным патрулём по дороге к Манихино.
Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Борис Дейнека и появившийся чуть позже другой именитый заключённый— певец баритон Т. И. Рутковский (бывший солист Мариинского (ставшего Кировским) театра) стали первыми исполнителями основных музыкальных партий.
Монументальные по формам, динамичные по композиции произведения на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928 «Будущие летчики», 1938 «Оборона Севастополя», 1942 «Хорошее утро», 1959-60 панно, росписи в общественных интерьерах). Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. В 1925 стал одним из учредителей ОСТа. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался.
Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Их получилось около 300. Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17).
На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Одна из них — Под Курском. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым.
Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города». Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Почти мифологического величия достигают женские образы (Мать, 1932, там же), порой задорноэротичные (На балконе, 1931, частное собрание, Москва).
Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние.
Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. С сентября 1976 года— командир 76-го отдельного противолодочного авиационного полка дальнего действия ВВС Северного флота (авиабаза Кипелово).
Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926 обе — в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Жесткая патетика «Обороны Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение — 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие».
28 сентября 1957 года Совет Министров Коми АССР принял постановление «Об организации музыкального театра в городе Сыктывкаре»6. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Мастер, воплотивший социально-утопические идеи коммунизма с особой пластической и эмоциональной силой. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки.
В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Продолжает активную деятельность в оборонной области. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
Монументальные по формам, динамичные по композиции произведения на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928 «Будущие летчики», 1938 «Оборона Севастополя», 1942 «Хорошее утро», 1959-60 панно, росписи в общественных интерьерах). Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. (Ансамбль песни и пляски Московского военного округа) «И первый клад мой— честь была» (музыка П. И. Чайковского) «Смелый боец. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926 обе — в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938-39) — этих красочных «прорывах» из подземелья.
И все. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему лакировочному искусству, став одним из важных стимулов сурового стиля. Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. В документальном фильме «Большой театр военных действий» (режиссёр Г. Л. Илугдин, ТК «Культура», 2008 год) писатель Аркадий Ваксберг, в детстве живший в Москве в одном доме с Дейнекой (ул.
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Наступил долгожданный день победы. Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов. Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу.
1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Они занесены снегом. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов).
театре им. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938-39) — этих красочных «прорывах» из подземелья. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов («Бег», 1932-33, Русский музей).
В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924). Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938.
Уволен в отставку в 2000 году по возрасту. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка» с 1923). Мотивы счастливой страны будущего, — населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея). Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Одновременно он занимался рисованием в студии местных курских художников М. Н. Якименко-Забуги, В. В. Голикова и А. А.
Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый — светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты», 1959-60 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Исследования, книги, выставки.
Художник и сам говорил: «. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—«Хорошее утро» (1959— i960), «Хоккеисты» (1959—1960), «Доярка» (1962) и «Красногвардеец» (1962). Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.
Его объявляли формалистом, его самая сильная картина «Оборона Петрограда» долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930х годов (Бег, 1932-33, Русский музей). Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка» с 1923). Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва). Беговая, 24), утверждал, что он был арестован за «попытку изменить Родине».
Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей). В ноябре 1941 года вместе с наиболее ценным имуществом из московской квартиры, включая белый рояль, Дейнека пытался выехать к линии фронта, подходившего к Москве, по-видимому — в направлении посёлка Манихино, рядом с которым располагался дачный кооператив «Вокалист Большого театра». Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43).
Так возник «Театр за колючей проволокой», ныне называющийся Воркутинский государственный драматический театр345. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Где остальные мозаики — неизвестно. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. С середины х гг. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.
Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. Ленинская премия (1964). И стреляли без предупреждения.
Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Кроме того и среди членов семей работников НКВД оказались артисты, в частности женой одного из высокопоставленных работников штаба была довоенная звезда Ростовского музыкального театра Н. И. Глебова. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин.
Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Но враг не пройдет.
В 1941 году певец был арестован и осуждён по ст. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена Маяковская (1938-39) – этих красочных прорывах из подземелья. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах.
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66). Патриаршие пруды. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи.
Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. Мотивы счастливой страны будущего, — населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея).
В нем, правда, тоже пробыл недолго. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Вещи позднего периода (мозаики Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969.
Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. С первых же дней возникновения театра Б. Дейнека был привлечён к активной работе. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов».
Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. 2009–2011». Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться.
Таким видит город Дейнека Александр. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).
Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Он посещает Америку, Францию, Италию. Александр Александрович (1899-1969), российский художник и график, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969). Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни.
Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». 1941 год», «Эвакуация колхозного скота», «Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах к Москве», «Ремонт танков на прифронтовом заводе», «Танки идут на фронт» и «Наступление началось» — великолепные работы, в которых с большой силой художественного обобщения раскрыты события суровой годины войны.
Монахи в красном», написанной во время путешествия. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Окончил среднюю школу, работал на заводе токарем. В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли.
Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Так начинался нынешний Государственный театр оперы и балета Республики Коми. И 26 августа 1958 года театр открылся. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа.
«Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. В 1919-20 руководил студией при Курском политическом управлении, выезжал на фронт как художник агиттеатра, участвовал в обороне Курска от белых войск. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля». В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».
За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Она создана на основе акварели «Итальянская улица. Учился в Харьковском художественном училище.
Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Ноябрь 1941».
Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Много общего между ними и в решении пространства. Река Тускорь (1945). Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е.
Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Ноябрь. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента.
Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. ДЕЙНЕКА Александр Александрович российский художник. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Художественный образ предельно величав и обобщен. Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30).
Вс. Фон дан скупой линией отдаленного города. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков.
С 1963 по 1970 годы служил в 33-м Центре боевого применения и переучивания лётного состава авиации ВМФ: помощник командира корабля— правый лётчик, командир корабля— инструктор, командиром отряда 540-го морского ракетоносного авиационного полка (исследовательско-инструкторского), входившего в состав этого Центра (Николаев). ГТГ), проникнуты оптимистическим пафосом воплощения идеала свободной и гармоничной личности, ощущением стремительного движения жизни и времени для них характерны выразительность монументализированной формы, чёткость и динамизм ритмической организации композиции, контрастное сопоставление пространственных планов, лаконизм цветовых решений. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма (Игра в мяч, 1932, Третьяковская галерея).
Картина «Окраина Москвы. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. В 1941—1946 годах он создает серию «Москва военная»: «Площадь Свердлова в декабре 1941 года», «Вечер. В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли.
Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.
Член-учредитель ОСТ. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Начал лётную службу на ракетоносце Ту-16.
«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Главный советник Генерального директора ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение» по вопросам взаимодействия с ВМФ и в области международного военно-технического сотрудничества с дружественными странами, директор программы КнААПО «Авиация корабельного базирования». Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935).
Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов («Бег», 1932-33, Русский музей). Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. 58 УК РСФСР на десять лет заключения. В Вооружённых Силах СССР с 1959 года. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы.
К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Советник Генерального конструктора «ОКБ Сухого». Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Полотна "Дейнеки кажутся монументальными панно, созданными для украшения интерьеров общественнных зданий.
Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».
В годы Великой Отечественной войны пережил немецкую оккупацию в Феодосии. Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей). Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Среди заключённых оказалось немало профессиональных театральных работников, в том числе бывший главный режиссёр московского Большого театра, профессор Московской консерватории, постановщик широко известных музыкальных спектаклей, в том числе старой монархической оперы «Жизнь за царя» с новым названием «Иван Сусанин» Б. А. Мордвинов там же отбывали срок другие деятели искусств. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля».
Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). При этом картины отличаются большим драматизм и пафосом.
Дейнека не только выступал на сцене сам, но ещё и занимался педагогической деятельностью, подготавливая одарённых заключённых и вольнонаёмных «артистов» для театра. В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата.
Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Пространство холста разделено на две части: внизу слаженными рядами идут в бой защитники Петрограда, вверху по мосту в обратном направлении бредут раненые. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.
Писал футбол. Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны (Оборона Севастополя, 1942, Русский музей).
Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись (Перед спуском в шахту, 1925, На стройке новых цехов, 1926 обе – в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. ной теплотой.
Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Возьмите хотя бы пейзажный фон в Трактористе». Но для него не менее характерна и лиричность, сказавшаяся в графических работах, портретах, натюрмортах. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Эта работа, которая производит впечатление и сегодня, несомненно, результат долгих раздумий и поисков художника.
.