В своих пейзажах Щедрин потрадиции изображал прославленные античные памятники и исторические места, как, например, в картине «Вид Колизея», написанной в 1822 году. Щедрин любил писать пейзажи в условиях рассеянного света. Его первым учителем был дядя – С. Ф.
Данный мотив художник сам называл Вид Сорренто с Тассовым домом. Фиеста. Картину «Новый Рим» (1824, Третьяковская галерея изображающую вид Тибра с башней Святого Ангела направо и громадой собора Святого Петра вдали, Щедрин повторил восемь раз, обогащая каждый вариант новыми колористическими наблюдениями. Мотивы ночных пейзажей найдут свое развитие в полотнах И. Айвазовского, а затем А. Куинджи. Как и остальные виды, художник писал их с натуры. Но Сильвестр Феодосиевич стремился писать «чистую» природу, его не слишком привлекали виды городской архитектуры. В пейзаже отсутствует прежняя условность, более свободной стала композиция.
Его ранние пейзажи («Колизей в Риме», «Новый Рим. Лебедев отказался от академических приемов создания картины. Солнечные блики ложатся на желтоватую землю, стволы и листву деревьев, гладкую поверхность озера. Иванова и Ф. Я. В дальней части композиции виднеется крупный скалистый берег, выполненный в нежных оттенках голубого и зеленого цветов, так, с помощью колорита становится очевидным расположение островка. Обитатели Сорренто рассказывали, что среди этих строений стоит дом поэта Торквато Тассо, автора знаменитой поэмы «Освобожденный Иерусалим».
Произведения Щедрина уже в XIX веке высоко ценились у русских коллекционеров. Щедрина.
1828, Русский музей, Санкт-Петербург). Здесь все соразмерно человеку, согласно с ритмом его жизни. Название картины – «Новый Рим» – характерно для художника-романтика, наблюдающего, как течёт повседневная жизнь городской бедноты, естественная и живописная. По словам одного из современников, «художник должен был повторить этот вид восемь раз. За деревьями открывается восхитительный вид на озеро и горы. И, следуя, совей цели, я наткнулся на статью: «Сильвестра Щедрина помнят в Италии». Он вырос в среде художников, отец был скульптором, дядя – пейзажистом.
Вдали открывается вид на собор Святого Петра и Ватиканский дворец. Всякий раз он изменял воздух и тон картины». Но его живопись настолько самобытна, что было бы неверным считать молодого художника простым подражателем знаменитого пейзажиста. Освещенная солнцем морская поверхность вдали кажется жемчужно-голубой. Такой видел Щедрин благословенную природу Италии.
Когда срок пенсионерства кончился, Щедрин не уехал из Италии. В 1544 в Сорренто родился знаменитый итальянский поэт XVI в. Торквато Тассо. Картина «Новый Рим. В 1811 оставлен в Академии для усовершенствования. Среди работ художника было немало видов в окрестностях Рима.
Над проблемой колорита Щедрин работал с огромным упорством. Художник детально точно передает все, что видит вокруг: деревья, лодки, предметы. Первое время в работах художника преобладало влияние академизма. Постоянная работа на пленэре способствовала изменению палитры художника.
Неаполь оказал гораздо более сильное творческое воздействие на художника, чем Рим. Уже в тени оказалась часть неба, скалы и камни. Но в его пейзажах пока нет индивидуального восприятия природы. Все детали -- лодки, паруса, скалы, деревья -- объединены гармоническим соответствием.
Глядя на них, порой забываешь, что перед тобой живопись. Изменилась и палитра художника, краски его пейзажей значительно посветлели. Детство художника прошло в селе Покровском близ Вышнего Волочка. Работе все сильнее мешала болезнь из-за которой он подолгу не мог брать кисти в руки. Многие хотели иметь эти очаровательные виды и художника просто завалили заказами. Его тянуло к морю, на неаполитанские набережные, в пёструю толпу.
Рим было принято писать как город-музей, полный классических древностей. Гатчина. Необычайное великолепие сообщает всему солнечный свет.
Картина «Новый Рим. Среди лучших его работ — эпические пейзажи «Вид на плотину» (до 1847), «Вид в имении Спасское» (ок. Художник много писал также в окрестностях Рима и среди этих работ выше всего ценил «Озеро Альбано».
Там грани базальтовых скал переходят в гладкие фасады домов беспредельно глубоки золотисто-солнечные дали ритмически соподчинены планы скал неизмеримо светлого тона небо насыщено светом, почти всегда чистое, безоблачное, лучезарное. Алексеева (1806–1811). С великолепным мастерством С. Ф. Вдали, за тёмной скалой виден Амальфи. Варианты-повторения «Вида Сорренто» находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском Музее, в Алупкинском дворце-музее.
В действительности дом, где родился Торквато Тассо (1544 – 1595), еще в давние времена обрушился в море вместе с частью берега. Предметы на картинах Сороки весомы и осязаемо материальны. В «террасах» Щедрин продолжил тему пейзажного «интерьера», стремясь передать эффект резкого перепада света и тени, усиливая звучание колорита. Столь же правдив и достоверен Щедрин в обозначении местоположения «террас» или «пергол». С. Ф. Сорренто (итал.
Одним из первых в европейском искусстве серьезно заинтересовался проблемами пленэра. Словно все в природе обернулось художнику своей праздничной стороной. У живописи много жанров. В 1827—1828 годах Щедрин писал виды Капри.
Замок св. Меняется отношение к ней передовых художников.
Такова ранняя картина «Гумно» (1843), очень реалистично передающая человеческие фигуры и все детали изображения. И все же конец 1820-х годов стал для Щедрина временем выдающихся живописных достижений. С величайшим мастерством написано море — Щедрин очень точно передает изменение его цвета в зависимости от освещения.
С помощью такого колорита удивительно точно переданы естественные краски итальянской природы в картине «Храм Сераписа в Поццуоли» (ок. В 1825 году появился еще один шедевр Щедрина — «Озеро Альбано в окрестностях Рима» (Русский музей, Санкт-Петербург). Позднее, когда Щедрин стал знаменит, бродяги сами являлись к его дому. Настоящий же расцвет пейзажной живописи начинается на рубеже веков, в эпоху романтизма, время Пушкина, Байрона, Кипренского — и Сильвестра Щедрина. У художника не было прямых учеников: он не любил и не хотел преподавать, самые плодотворные годы его прошли в Италии, но тем не менее художника знали и высоко ценили в России. К лучшим работам раннего периода творчества мастера можно отнести картины «Вид с Петровского острова на Тучков мост и Васильевский остров в Петербурге» (1815, Третьяковская галерея, Москва) и «Вид на Петровский остров в Петербурге» (1817, Русский музей, Санкт-Петербург).
В неаполитанских пейзажах Щедрина композиции приблизились к предельному совершенству. Необычайное великолепие сообщает всему солнечный свет. Именно усадебные сады и парки были темой творчества дяди Щедрина — Семена Федоровича. Работал в Риме как пенсионер Академии (с 1818), совершая поездки в Неаполь, где окончательно поселился в 1825. Пейзаж интерес к которому был почти утрачен, стал одним из ведущих и любимых жанров отечественной живописной школы. Так же неподвижны и люди их фигуры на фоне спокойного пейзажа напоминают статуи. Будучи молодым и малоизвестным художником, он посылал помощников выискивать модели.
В воде можно различить фигуры двух рыбаков с удочками, стоящих спиной к зрителю. «Живу на набережной Санта Лючия, на самом лучшем месте из целого Неаполя», — сообщал он в письме. Ангела» (1824) произвела на современников огромное впечатление.
Длительная работа на открытом воздухе изменила живопись художника.
Учился в Императорской Академии художеств (с 1800) у М. М. Композиция «Сорренто близ Неаполя» строится на контрасте высокого скалистого берега, с одной стороны и глади воды и простора неба – с другой. С 1825 года художник жил в Неаполе. У скал оно светло-коричневое, а там, где на него падает тень, — зеленое.
В 1544 в Сорренто родился знаменитый итальянский поэт XVI в. Торквато Тассо. Вдоль берега то там то здесь автор показал причаленные рыбацкие лодки, возможно недавно оставленные рыбаками после очередного рыбного промысла. Сорока писал портреты и интерьеры, но наибольшего мастерства он достиг в пейзажном жанре. Из окон квартиры открывался изумительный вид на море, горы, Везувий.
Заходит невидимое солнце. Недолгая жизнь Сильвестра Щедрина пришлась на то счастливое для русского искусства время, которое мы называем «пушкинской порой» — время, отмеченное благородным «высоким стремлением» к правде и красоте. Одним из любимых мест художника в Италии был маленький городок Амальфи. Преклонение автора перед красотой природы ощущается в пейзаже «Вид окрестностей Альбано близ Рима» (1836, Третьяковская галерея, Москва).
Щедрин познал рассвет своего творчества и признания. По-моему бы, лучше я бы ей отпустил море, скалы, утесы и проч. — но быть по сему. ». В Неаполе и особенно в Сорренто расцвели все качества щедринского дарования.
Они простодушно кричали мастеру: «Напишите меня, смотрите, как я оборван, смотрите, как я запачкан». Они стремятся доказать своим творчеством, что действительно прекрасное заключается в естественной объективно существующей природе, что «облагораживания» классицизма только портят представление о ней и приводят к появлению штампованных пейзажей однообразной «красивости». В Италии он работал с живописцами «школы Позиллипо». Щедрин выбрал вид на набережную Тибра недалеко от дома, где жил. Здесь нет человека, который бы не знал его» Уважение местных жителей Щедрин приобрел не только как «Рафаэль по искусству», но и как добрый, отзывчивый человек, охотно помогавший бедным людям.
Мир его картин не знает драм и конфликтов, он полон гармонии, солнца и света. Данный мотив художник сам называл Вид Сорренто с Тассовым домом. Замок Св. Писались такие полотна, как правило, с одной целью — служить «стандартным», по тогдашней моде, элементом украшения интерьеров дворцов и особняков. На песчаном берегу виднеется группа людей, увлеченно ведущих разговор. В начале 1840-х годов в Сорренто приехал Федор Иордан.
Эти картины отличаются панорамностью изображения. Сквозь листву, образующую причудливый узор, пробивается свет. Неаполитанские пейзажи Щедрина пользовались у зрителей огромной популярностью.
Колизей (Амфитеатр Флавиев) в Риме, по словам Щедрина, был им написан с чердака монастыря Святого Бонавентуры, расположенного на Палатинском холме. В натурщиках мастер никогда не испытывал недостатка. Его искусство оказало влияние на формирование неаполитанской школы Позилиппо. Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791, Санкт-Петербург – 1830, Сорренто)Художник-пейзажист. Родился в Петербурге в семье скульптора Ф. Ф.
Щедрин создает романтический образ Италии как «рая земного», страны роскошной природы и цветущей жизни. Щедрин искал мотивы для своих картин в местах, куда, по его словам, не ступала «ни одна ландшафтная нога». В неаполитанских пейзажах Щедрина композиции приблизились к предельному совершенству. С переездом в Неаполь для Щедрина началась самая светлая полоса его жизни. Щедрин своими картинами завоевал популярность не только на родине – итальянцы не остались равнодушными к его таланту, присвоив ему звание почетного члена Неаполитанской Академии художеств. Сильвестр Щедрин, как и другие выдающиеся представители пейзажного жанра (Семен Федорович Щедрин, Федор Михайлович Матвеев, Федор Яковлевич Алексеев, Михаил Иванович Лебедев) неизменно тяготел к типично русскому лирико-поэтическому истолкованию пейзажного образа. Кто знает, как далеко пошел бы этот одаренный художник, если бы судьба дала больше времени.
Исчезает тёплый, "музейный" тон, больше чувствуются непосредственные впечатления натуры, свободные (или почти свободные) от влияния живописи старых мастеров. – Ну, слава богу. В Неаполе и особенно в Сорренто расцвели все качества щедринского дарования. Черты новой творческой манеры ясно видны в «Аричче» (1835, Третьяковская галерея, Москва). Художник глубоко почувствовал особенности пейзажа Сорренто.
Но силы слабели и работу приходилось прерывать на многие месяцы. Однако имперские амбиции одного корсиканца помешали поездке и только в 1818-м художник уехал в Италию. Он появляется в XVIII веке в виде изображений Петербурга и новых императорских загородных резиденций в Царском Селе, Гатчине, Павловске. Щедрин много работал. Сначала его пейзажи по классицистической традиции изображали прославленные античные памятники и исторические места, как, например, «Вид Колизея» (1822). Тонкостью восприятия природы поражают картины «Вид Кастель-Гандольфо близ Рима» (1836, Русский музей, Санкт-Петербург) и «В парке Гуджи» (ок. В действительности дом, где родился Торквато Тассо (1544–1595), еще в давние времена обрушился в море вместе с частью берега.
Здесь Щедрин написал несколько своих знаменитых холстов. 1847), «Вид на озеро Молдино» (ок. Выработал свой собственный тип пейзажа.
Когда графиня В. П. Шувалова заказала ему картину, он искренне сокрушался: «Я должен написать что-нибудь дамское, то есть городской видик, где много человечков. В настоящее время имеется пять вариантов этого сюжета: по одному – в ГРМ, в Алупкинском дворце-музее, в Приморской картинной галерее (Владивосток), два – в ГТГ. Здесь писались и некоторые его «Террасы» и «Веранды». С течением времени краски на картинах мастера стали более светлыми, даже серебристыми. С «щедринских» точек зрения обнаруживается с большой полнотой прославленная архитектура гигантского эллипса Колизея, желтые стены которого словно изъедены временем, золотой купол Петра, празднично возвышающийся вдали за Тибром, непомерно мощный мавзолей Адриана с крошечным ангелом, подчеркивающим масштабы гигантского здания.
Бывал он и в Амальфи. Сорренто (итал. Для него местечко являлось уже не только «отечеством бессмертного Тасса», но и краем, прославленным художником, «коего картины служат до сего времени украшением русской школы».
Окрестности Петербурга. Но работать практически не мог. Летом 1825 года Щедрин переехал из Рима в Неаполь. Белые стены его каменных домов ярко сияют в лучах заходящего солнца. Прожив недолгую но насыщенную творчеством жизнь, Щедрин так и не смог вернуться в Россию.
Художник глубоко почувствовал особенности пейзажа Сорренто. 1847), «Рыбаки» (1847, Русский музей, Санкт-Петербург). Ласково плещутся волны у прибрежных камней.
Ривьера ди Кьяйа – самая длинная и самая многолюдная из них. Все детали — лодки, паруса, скалы, деревья — объединены гармоническим соответствием. Своей эпичностью его живопись напоминает повествование крестьянских сказителей. Его привлекло сюда море и окружающая его природа.
Лебедев мастерски передает освещение. Такой видел Щедрин благословенную природу Италии. Благодаря такой монументальности самые обычные сцены (крестьянки обедают, мальчик ловит рыбу) становятся значительными. С течением времени живописная манера Лебедева становилась все более абсолютной.
Эту страну художник воспринимал как счастливый край земли, полный красоты, покоя и тепла. Большую часть наследия Щедрина составляют пейзажи Италии. Любимым художником Сильвестра в то время был итальянец Дж. Новая живописная манера начала складываться у Сильвестра Щедрина в 1826 году. Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега», «Большая гавань в Сорренто», «Малая гавань в Сорренто» (последние два в нескольких вариантах), «На острове Капри» и др. Вторгающиеся в пространство полотна яркие пятна (красное платье идущей по дороге женщины и алые цветы в траве) освежают этот чудесный вид. В настоящее время имеется пять вариантов этого сюжета: по одному – в ГРМ, в Алупкинском дворце-музее, в Приморской картинной галерее (Владивосток), два – в ГТГ.
Словно все в природе обернулось художнику своей праздничной стороной. Изображение храма и домиков маленького итальянского городка вынесено на задний план. Перед Колизеем видна арка Константина, левее неё – остатки античного фонтана Мета Судане (Meta Sudans), вдали – купол церкви Святого Петра в цепях. Мастер русского пейзажного романтизма и лирического осмысления природы.
Щедрин умер осенью 1830 года в Сорренто. Художник писал разные набережные Неаполя: знаменитую Санта Лючию, Мерджеллину. Ими обычно становились наиболее живописные итальянские оборванцы. Щедрин умер, не достигнув возраста и сорока лет.
Его работы с нетерпением ожидали русские заказчики. Полюбившиеся пейзажные мотивы Щедрин повторял изменяя, по его выражению, «воздух и тон» картины. Замок святого Ангела», написанная в двух вариантах (1824 и 1825 гг. ), произвела на современников огромное впечатление. Каналетто.
Одной из самых красивых неаполитанских набережных художник посвятил полную поэтического очарования картину «Набережная Санта-Лючия в Неаполе» (1820-е, Русский музей, Санкт-Петербург). Щедрин, профессор ландшафтного класса Академии. 1837, Третьяковская галерея, Москва). Оказывается, что 1 мая 2007 года состоялась торжественная церемония по случаю завершения первого этапа реставрации надгробия Сильвестра Щедрина, а 2 мая 2007 года на Вилле Фиорентино в городе Сорренто (Италия) состоялось торжественное открытие выставки работ Сильвестра Щедрина из собрания Русского музея.