На одной из марок картина Рогира ван дер Вейдена. Обе марки с картинами Рогира ван дер Вейдена (но на одной он назван своим именем, на другой – Рогер де ла Пастуре). Некоторые исследователи выделяют группу произведений, относящихся к раннему периоду творчества Рогира ван дер Вейдена (Алтарь Мероде из музея Метрополитен и др. ). Триптих «Семь таинств» является одним из наиболее спиритуалистических созданий Рогира ван дер Вейдена, но вместе с тем и более философски значительных.
На марках номиналом 40 и 60 сентаво, 2 сукре картины Рогира ван дер Вейдена. Рогир ван дер Вейден (нидерл. Лит. : Никулин Н. Н. Рогир фан дер Вейден:Лука, рисующий мадонну. Дальнейшая жизнь и судьба ван дер Вейдена связана с долгой и плодотворной работой в качестве официального городского живописца, не испытывающего недостатка в щедрых и многочисленных заказах со стороны герцогского двора Филиппа Доброго, монастырей, представителей знати и богатых купцов-итальянцев. Рогир ван дер Вейден (1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи.
На одной марке «Портрет дамы» Рогира ван дер Вейдена. Лит. : Н. Н. Никулин, Рогир фан дер Вейден. На одной из марок «Портрет Филиппа Доброго» работы Рогира ван дер Вейдена. На марке номиналом 28 центов картина Рогира ван дер Вейдена «Полиптих с Рождеством».
Ван дер Вейден нарушает каноны, придавая телу Девы необычное, однако, чрезвычайно эмоционально насыщенное положение, как бы рифмующееся с положением тела ее Сына. Ван-дер-вейден, Рогир (1400—64), живописец нидерландской школы, последователь Ван-Эйков (см. ). «снятие с креста» — единственное произведение, о котором точно известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену. Когда Ван дер Вейден решил стать живописцем, он выбрал для обучения мастерскую самого известного тогда в Турнэ художника Робера Кампена.
На одной из марок картина Рогира ван дер Вейдена. Она свидетельствует еще и о том, что в 1450-х годах слава Рогира ван дер Вейдена достигла Италии. Картина ван дер Вейдена «Снятие» с креста (1438, Мадрид, Прадо) считается одним из величайших произведений мирового искусства. Она свидетельствует еще иотом, что в1450-х годах слава Рогира ван дер Вейдена достигла Италии.
Но само Ее лицо излучает неземной свет. иск-во не оказало на Р. ван дер В. заметного влияния. На переднем плане зритель видит Богородицу с младенцем Иоанном Крестителем на руках и праведного Захарию, отца святого Иоанна, пишущего на бумажке имя, которым нужно назвать мальчика (Захария онемел, усомнившись в том, что у него, никогда не имевшего детей, почти уже старца, может родиться сын и вновь обрел дар речи только после того, как нарек ребенка Иоанном). Но об этой поездке не говорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум. Темную одежду оттеняет золотая цепь на шее и золотистая же кайма на воротнике и рукавах. Показательна в этом отношении правая створка небольшого «Триптиха семейства Брак» (1450-е, Париж, Лувр). В1450 совершил путешествие в Рим, где, судя по отзывам современников, произвёл большое впечатление как на художников, так и на заказчиков.
Все фигуры написаны на ровном "деревянном" фоне. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд»— это свой собственный Гентский алтарь Рогира. Всем им придется взойти на огромные весы, которые держит в руке архангел Михаил. Весы определят ихпосмертную судьбу: либо вечное блаженство, либо вечные муки.
Алтарный образ «Снятие сокреста», является признанным шедевром мировой живописи. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира. На левой створке изображены таинства (слева направо): Крещение, Конфирмация (обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста), Исповедь. РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (Rogier van der Weyden, Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (ок.
Справа – таинства соборования, брака и рукоположения. Всем импридется взойти наогромные весы, которые держит вруке архангел Михаил. В 27 – 28 лет современные ему художники уже открывали собственные мастерские, а Рогир только-только приступает к учебе. Вполне возможно, что ученичество у Кампена было для художнмка своеобразным «фиктивным браком». В 16в. Но все его картины – духовное завещание, которое он писал долгие годы.
Достоверные сведения о детстве, юности и образовании будущего мастера отсутствуют. Влияние ван Эйка ярко проявилось в композиции «Лука, рисующий Мадонну», дошедшей до нас в 4 копиях (Эрмитаж, С. -Петербург Музей изящных искусств, Бостон Музей Грутхусе, Брюгге Старая пинакотека, Мюнхен). Может быть и слишком.
С общим умиленным (но в то же время и чем-то тревожным) настроением картины гармонирует "заоконный" пейзаж с убегающей вдаль речкой и прозрачным, каким-то "предсумеречным" небом. Cornelius). На центральной панели запечатлен момент крещения Иоанном Иисуса Христа. Мастер пишет ее ослабевшей и почти теряющей сознание от горя. наз.
Что ипроизошло в1432году. Краем платка Мария утирает текущие из ее глаз слезы. И, скорее всего, «уважаемый илюбимый мастер» необратил написьмо герцогини большого внимания. Удивительно разнообразную гамму страданий выражают их лица. Он родился в Лувене и, возможно, его первыми шагами в искусстве руководил Дирк Боутс.
Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Как яуже упоминал, «Снятие скреста»— единственное произведение, окотором доподлино известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену. Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена не сохранились (отдельныеисследователи считают ими работы Р. Кампена). В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец— Корнелиус (среднефр.
Художник чаще обращается к лирическим мотивам и образам Евангелия. Ее образ — одна из высших удач художника. сцены всегда показаны на переднем плане, как на театральной площадке, которая «выгорожена» интерьером или др. Факт ученичества Рогира уРобера Кампена (ок. 1378-1444) невызывает уисследователей сомнений.
В глубине у алтаря церкви священник совершает таинство евхаристии. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене) — триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции.
Сцены семи образов совершения таинств располагаются в нефах готического собора. Здесь же можно видеть другое трехчастное произведение его кисти — «Христос с поющими и музицирующими ангелами», которое вызывает удивление тщательным, детальнейшим изображением музыкальных инструментов той. Первая: Вайден – приветливый уютный городок, чистенький, с типично немецкими островерхими домиками, булыжной площадью перед ратушей и неплохим сервисом. Лишь о нескольких работах Рогира ван дер Вейдена – в частности, о «Снятии со креста», хранящемся ныне в мадридском музее Прадо, – говорится в современных ему письменных источниках достаточно подробно и точно. Ряд искусствоведов полагает, что некоторое время Рогир ван дер Вейден работал скульптором и именно этим объясняется упоминание о нем, как о Мастере Роже де ля Пастюре» (Maistre Rogier de le Pasture), относящееся к 1427 г. С 1427 г. по 1432 г. Рогир ван дер Вейден обучался в мастерской нидерландского живописца Робера Кампена (Robert Campin). В 1435 г. художник поселился в Брюсселе, где ему сопутствовал успех и в 1436 г. он стал официальным художником города. В 1450 г. Рогир ван дер Вейден посетил Рим и Флоренцию, где по заказу древнейших княжеских семейств дЭсте и Медичи создал несколько картин и в том числе «Портрет Франческо дЭсте» (Francesco dEste, 1460). Заметное влияние на творчество художника оказал нидерландский художник Ян ван Эйк (Jan van Eyck), с работами которого, по мнению искусствоведов, Рогир ван дер Вейден мог подробно ознакомиться в г. Брюгге, где бывал в период между 1432 г. и 1435 г. и г. Турне (1427 г. )Рогир ван дер Вейден умер 18 июня 1464 г. Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464) родился в г. Турне (герцогство Бургундия) в семье резчика по дереву.
Что и произошло в 1432 году. С 1427 года учился в своем родном городе Турне у Робера Кампена. элементами («Алтарь Бладелена», 1445–50, КГ, Берлин «Алтарь св.
Отказываясь отхудожественного универсализма Я. ван Эйка, он концентрирует главное внимание на внутреннем миречеловека, его переживаниях и душевном строе. В «Алтаре Бладелена» (Мидделбургский алтарь Берлин, Государственные музеи) коленопреклоненные Мария и Иосиф и заказчик картины Питер Бладелен умиленно взирают на обнаженное тельце Младенца. Вот некоторые персонажи картины. галерея искусства, Вашингтон). Выполненные Рогиром ван дер Вейденом портреты отличаютсялаконизмом, острым выявлением характерных особенностей модели ("Портрет женщины", Картиннаягалерея, Берлин-Далем "Франческо дЭсте", Метрополитен-музей), выразительностью образов. К этому времени художник уже успел жениться на дочери зажиточного сапожника и обзавестись сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году).
Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри де ля Пастюр («де ля Пастюр» является французским эквивалентом фламандского «ван дер Вейден» и переводится как «Луговой»). Лирическое дарование мастера раскрылось во всей полноте в знаменитой «Марии Магдалине» антверпенского музея. Именно этим числом датирован документ, свидетельствующий о том, что «некто Роже де ля Пастюр поступил учеником к мастеру Роберу Кампену». Центральная часть алтаря посвящена теме Страшного суда. к ст.
Трон символизирует ее будущую роль Царицы Небесной. Мария, сидящая уподножия трона, кормит грудью младенца Христа. Около 1430 Рогир женился на девушке из Брюсселя и поселился в этом городе. Исследователи предполагают, что к 1427 году Рогир был уже вполне сложившимся живописцем, а к Кампену он «фиктивно поступил» лишь ради получения официального статуса мастера.
Рогир оказал несомненное влияние на таких признанных мастеров, как Дирк Баутс и Гуго ван дер Гус. Трехстворчатый алтарь рассказывает нам о трех значительнейших эпизодах из жизни Богоматери, связанных с её Сыном: умилении Богородицы, оплакивании Христа и явлении воскресшего Сына Человеческого Деве Марии. Чтобы воссоздать хоть сколько-нибудь полную инепротиворечивую картину творческого пути Рогира ван дер Вейдена искусствоведам приходится покрупицам собирать разрозненные искудные сведения онем. Крайняя справа— Мария Магдалина. Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены).
1460, Мюнхен, Старая пинакотека), показано Поклонение волхвов. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. эмоциональную нагрузку и передают характер образа: «Портрет молодой женщины» (ок. Предполагают, что в образе Святого Луки Рогир изобразил самого себя.
Рогир создает свои лучшие алтарные композиции: триптих «Алтарь Бладелина» триптих «Алтарь Св. Обратите внимание на образ "Мадонна и Младенец" (после 1454), помещенный на следующей странице. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Вот некоторые персонажи картины.
Накартине Рогира ван дер Вейдена действие происходит воткрытой лоджии. Редко кто из художников того. Margaretha, род. Созданные приблизительно в одно и то же время, в середине XV века (о чем свидетельствует сходство головных уборов), они являют нам несколько идеализированные облики молодых придворных красавиц.
Эти произведения были: "Страшный суд", написанный на 8 створках, "Рождество Спасителя" (ныне в Берлинском музее) на 3 створках (триптих), "Поклонение волхвов" (ныне в Мюнхенской пинакотеке) – одно из последних по времени произведений Вейдена. В 1426 поступил в мастерскую Р. Кампена, в 1432 открыл собств. живописца и сменил имя на Р. ван дер В. В1436 выполнил серию картин для Ратуши в Брюсселе с изображением сцен правосудия Траяна (не сохр. ), которая считалась его лучшим произведением. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось.
Но опытные туристы знают, что дешевле и удобнее ехать самостоятельно. До него каждому таинству обыкновенно посвящалась отдельная картина. В 1445 году Иоанн (Хуан) Иоанн II Кастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток.
Итал. Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже— именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском — родном языке мастера) продаёт дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия). Надо всем высится фигура Судии-Христа. теперь в Гравенорской гал., в Лондоне). Колумба Композиция была исполнена для алтаря церкви Св.
В 1446—1452 гг. Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну и Священной Римской империи. Его можно назвать художником широкого диапазона, разнообразных устремлений.
В 1450 году предпринял путешествие в Италию. Лишившуюся чувств богоматерь поддерживает Иоанн.
Такова находящаяся в петербургской Эрмитаже картина «Святой Лука, рисующий Мадонну». Он пренебрег единым масштабом для того, чтобы выделить центральную группу. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Вскоре начал работать по заказам городского совета. Показателен портрет Франческо дЭсте.
Ехать удобно, на электричке, пересадка всего одна – в Марктредвитце. триптих семейства Брок, наход. Умер Рогир ван дер Вейден в Брюсселе в 1464. Однако большинство ученых считают, что они принадлежат Мастеру из Флемаля. Рогир создал большое количество алтарных композиций: одиночные алтари, алтарные диптихи, триптихи и полиптихи для монастырей, церквей и соборов как в родных Нидерландах, так и за рубежом. Говоря об этом периоде в творчестве художника, невозможно не упомянуть о его знаменитой работе – «Святом Луке, рисующем Мадонну» (1435 – 40).
наз. В противоположную сторону направляются спасшиеся.
Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. художник. Ряд искусствоведов полагает, что некоторое время Рогир ван дер Вейден работал скульптором и именно этим объясняется упоминание о нем, как о Мастере Роже де ля Пастюре» (Maistre Rogier de le Pasture), относящееся к 1427 г. С 1427 г. по 1432 г. Рогир ван дер Вейден обучался в мастерской нидерландского живописца Робера Кампена (Robert Campin). В1443году онприобретает два больших дома водном изсамых фешенебельных районов города. В знаменитом «Снятии с креста» (ок.
Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения). Благоговение перед мастером питал и Альбрехт Дюрер с соответствующей характеристикой последний упоминает Рогира наряду с ван дер Гусом в дневнике путешествия в Нидерланды8. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Учился, вероятно, в Турне у Р. Кампена, влияние которого испытал. Творческим успехам сопутствовал успех материальный. Самой ранней из известных картин считается «Снятие с креста» (ок. У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. Р. ван дер В. – выдающийся портретист своего времени.
Центральная часть алтаря посвящена теме Страшного суда. Если раньше среди его заказчиков преобладали богатые бюргеры, то теперь к мастеру все чаще обращаются представители аристократии.
Вся дорога занимает примерно 1, 5-2 часа и не является обременительной. Выполненный позаказу канцлера Николаса Ролена, алтарь предназначался для капеллы госпиталя, основанного канцлером вбургундском городке Боне. На картине Рогира ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии. Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. matre-coutelier) по имени Анри. мастерскую. Глубокая связь живописи со скульптурой заметна и в стремлении имитировать статуи на внешних створках живописных алтарей («Страшный суд», ок.
С 1435 работал в Брюсселе, где руководил мастерской. На ней изображена полуфигура Марии Магдалины, сидящей на первом плане в спокойной позе. И в работах Рогира он также занимает одно из главных мест.
Глаза ее распухли от рыданий, лицо покраснело. Именно этим числом датирован документ, свидетельствующий отом, что «некто Роже деляПастюр поступил учеником кмастеру Роберу Кампену». 1445, КГ, Берлин), «Портрет Франческо дЭсте» (ок. Лука, рисующий мадонну", ГЭ иМузей изящных искусств, Бостон). Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны.
Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. Центральной части противопоставлены по замыслу две боковые створки. Творческим успехам сопутствовал успех материальный. Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже— именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия). В 1427 году вписан в цех художников св.
На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера. На центральной панели триптиха изображен распятый Спаситель. В 1444-1447 г. он написал для госпиталя в Боне (Beaune) "Страшный суд", в котором особенно интересны, по своей жизненности, фигуры заказчиков этой картины, трехстворный складень с иконами Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, евангелистов и Марии Магдалины (т. Своеобразный формат картины связан ритмически с композицией. Идейный центр композиции— мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Позже он поселился в Брюсселе, которым тогда управлял Филипп Добрый.
Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса. В 1443 году он приобретает два больших дома в одном из самых фешенебельных районов города. Кэтому времени художник уже успел жениться надочери зажиточного сапожника иобзавестись сыном (онем известно, что онстал монахом иумер в1473году). Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гете увидел «» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. Кроме того, флорентинская Галерея Уффици временно передала в Маурицхейс алтарную картину «Положение во гроб», созданную ван дер Вейденом и его мастерской приблизительно тогда же – в первой половине 1460-х годов и посетители смогут сопоставить два произведения.
Рогир ван дер Вейден (1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Margaretha, род. Формально будучи вассалами французского короля, бургундские герцоги к началу XIV века сосредоточили под своей властью обширные территории, в настоящее время относящиеся к Нидерландам, Бельгии, Люксембургу и северо-восточной Франции и реально претендовали на создание обособленного самобытного государства.
Композицию последней картины, кстати, Рогир в точности «снял» с одной из работ Яна ван Эйка, старшего своего современника. в 1432) и двое младших сыновей— Питер и Ян. Колумбы» триптих «Алтарь Св. В 1444—1447г.
Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что он не один раз жертвовал монастырям и церквям крупные суммы, а в 1462 году даже стал членом братства Святого Креста) и потому сомневаться в его паломничестве в Рим у нас нет оснований. У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, ещё было трое детей: дочь Маргарита (флам. Возможно, что это письмо герцогини – простая дань приличиям. часто ставились марки фамилии жертвователей картин, что и встречается на картинах В. В Эрмитаже есть замечательный образец его живописи – "Св. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось.
Художники не сошлись характерами и очень скоро поссорились. В1445году Иоанн (Хуан) Иоанн IIКастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником. 1460, Брюссель, Королевские музеи изящных искусств), безымянные женские портреты.
триптих семейства Брок, наход. Слева – таинства крещения, конфирмации исповеди. Туда, в ад, горестно следуют нераскаявшиеся грешники. По двум причинам. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Теперь мыможем составить понятие оних только покопиям, сохранившимся ввиде гобеленов.
Творческим успехам сопутствовал успех материальный. влияние также на франц., нем. В. произвел много работ, которые доставили ему широкую известность. Алтарь словно воспроизводит ср. -век.
Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. В 1443 году он приобретает два больших дома в одном из самых фешенебельных районов города. Несмотря на роскошь одеяния и головного убора, в ней ощущается что-то жалкое и обреченное. 1443–1451, Музей Госпиталя, Бон) и в изображении резных порталов в обрамлениях («Алтарь Мирафлорес», ок. он написал для госпиталя в Боне (Beaune) «Страшный суд», в котором особенно интересны, по своей жизненности, фигуры заказчиков этой картины, трехстворный складень с иконами Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, евангелистов и Марии Магдалины (т.
Отметим, что Рогир был первым живописцем изобразившим все семь таинств одновременно. Один из основоположников иск-ва Возрождения в Нидерландах. Нообэтой поездке неговорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум. 1457), упомянувшего оней всвоем сочинении «Ознаменитых людях». Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии. В 1450-е гг. В 1435 переехал в Брюссель, где занял ведущее положение, получил звание гор.
Урсуле. В., впрочем, уступает Эйкам в отношении гармоничности тонов и тонкости письма. Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Боковые створки триптиха не сохранились. Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну и Священной Римской империи. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку.
Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. Далее следы живописца теряются – вплоть до 5 марта 1427 года. В Евангелии от Иоанна о ней сказано так: "При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его Мария Клеопова и Мария Магдалина".
В том же 1460 году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425-1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто в Брюссель, учиться у Рогира ван дер Вейдена. Выстраданной – да, пролитой через себя (как воду проливают через уголья, чтобы очистить), но не вымученной. Не случайно мастер тяготеет к жанровой интерпретации. Именно вот таким образом св.
Cornelius). Исследователи предполагают, что к1427году Рогир был уже вполне сложившимся живописцем, акКампену он«фиктивно поступил» лишь ради получения официального статуса мастера.
Особенного внимания заслуживает здесь фигура Богоматери. Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии.
В 1450 совершил путешествие в Италию. 1460). Впоследствии уРогира ван дер Вейдена иего жены родилось еще поменьшей мере трое детей, один изкоторых, Питер (ок. 1437- после 1514), пошел постопам отца.
В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец— Корней (среднефр. От 1436—1449г. Удивляет одно— в1427году Рогир был уже довольно взрослым человеком.
Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены). Исследователи творчества Рогира сходятся на том, что это церковь святой Гудулы в Брюсселе (где впоследствии и похоронили Рогира ван дер Вейдена). И полностью достигает цели.
1437- после 1514), пошел по стопам отца. Факт ученичества Рогира у Робера Кампена (ок. Вместе с тем в осанке фигуры чувствуется сдержанное, скромное достоинство.
Боковые створки триптиха несохранились. Рыдающие женщины, мертвенно-бледное лицо Богоматери (оно даже бледнее, чем лицо Ее Сына), скорбно-сосредоточенные лица Иосифа Аримафейского и Никодима, тайных ("страха ради иудейска") учеников Иисуса, – все это заставляет вновь и вновь переживать события Великой Пятницы. С 14 июня галерея запустила очередной проект в этой серии: двое реставраторов работают над самой старой картиной из коллекции музея – «Оплакивание Христа» (около 1460 – 1464), созданной нидерландским живописцем Рогиром ван дер Вейденом и его мастерской.
Слева возвышаются райские врата, ккоторым ангел подводит группу праведников справа разверзлась пылающая пропасть преисподней, куда падают грешники. Что и произошло в 1432 году. скульптуру. Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели на тему правосудия.
Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, неведанный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина. Оно носит название «Семь таинств» и ныне представляет собой триптих, хотя многие ученые склонны считать, что две другие его боковые створки бесследно утрачены. Мария, сидящая у подножия трона, кормит грудью младенца Христа. Примерно в это время Брюссель доверяет художнику серьезный заказ.
действующих лицах. В 1450 г. Рогир ван дер Вейден посетил Рим и Флоренцию, где по заказу древнейших княжеских семейств дЭсте и Медичи создал несколько картин и в том числе «Портрет Франческо дЭсте» (Francesco dEste, 1460). Позже он поселился в Брюсселе, которым тогда управлял Филипп Добрый. Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели натему правосудия. Лука считался покровителем художников. На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера. Учился, вероятно, в Турнеу Р. Кампена, влияние которого испытал.
Впоследние годы посетителям Королевской художественной галереи Маурицхейс в Гааге время от времени выпадает возможность понаблюдать за тем, как специалисты реставрируют и укрепляют картины, например, Яна Вермеера или автора «Щегла» Карела Фабрициуса. В 1449г. Не слишком ли много берем мы на себя.
У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. евангелист Лука, срисовывающий лик Богоматери». Далее следы живописца теряются— вплоть до5марта 1427года. Теперь мы можем составить понятие о них только по копиям, сохранившимся в виде гобеленов. Его пространство перспективно едино. Алтарный образ был выполнен по заказу гильдии стрелков г. Лувена. Художники несошлись характерами иочень скоро поссорились.
В обычное время эта разница не столь разительна, но всё же она есть. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Он в алом епископском платье и митре. Луки в Турне. Колумбы» триптих «Алтарь Св. Большое трехчастное произведение имеет волнообразную дугу завершения.
Один из крупнейших мастеров раннего нидерландского Возрождения. В гротескном ключе решены им образы помощников палача на правой створке алтаря.
Напротяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера. Алтарный образ был выполнен позаказу гильдии стрелков г. Лувена. Богоматерь бессильно опускается без чувств, ее бросается поддержать Иоанн. «Оплакивание Христа» было создано Массейсом вслед за триптихом избрюссельского музея, по заказу Корпорации столяров для их алтаря вАнтверпенском соборе.
Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. В центральной части большого триптиха известного под названием «Алтарь Святой Коломбы» (ок. Рогир ван дер Вейден — художник следующего после Яна ван Эйка поколения. Ее фигура полна сложного движения. Р. ван дер В. имел большую мастерскую, под его влиянием сложилось целое поколение нидерл.
Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. Вот этот избыток, преднамеренное допущение крайности проявления чувства (то, что мы называем теперь экспрессией) было открытием Рогира. В портретах Р. ван дер В. модель обычно представлена на нейтральном фоне втрёхчетвертном развороте, внимание сосредоточено на лице и руках, которые несут гл. Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека».
Трон символизирует еебудущую роль Царицы Небесной. Края картины Рогир оформляет в виде резной деревянной рамы, включая в композицию арбалет. 1455, Старая пинакотека, Мюнхен).
Надо всем высится фигура Судии-Христа. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. Все наблюденное им подчиняется выражению духовной эмоциональной жизни. Достоверные сведения о детстве, юности и образовании будущего мастера отсутствуют. Религиозные композиции Рогира пользовались большим успехом.
и исп. На картинах же XV ст. Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ее образ. Манеру Рогира отличает здесь любовь к четкой выразительной контурной линии играющей равноценную с колоритом роль. Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри деляПастюр («деляПастюр» является французским эквивалентом фламандского «ван дер Вейден» ипереводится как «Луговой»). мастеров, среди которых– Д. Баутс, Х. ван дер Гус, Х. Мемлинг.
На центральной панели художник изображает таинство причащения. После возвращения Бугатто в Италию в 1463 году, герцогиня Миланская написала письмо «уважаемому и любимому мастеру Рогиру», в котором благодарила его за доброе отношение к ее протеже. евангелист Лука, срисовывающий лик Богоматери". 1460, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Портрет рыцаря ордена Золотого руна (ок.
Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса. 1435, Мадрид, Прадо) — центральная часть не сохранившегося полностью триптиха. В1460году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425-1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто вБрюссель, учиться уРогира ван дер Вейдена. Портрет донатора дан в сцене конфирмации в левой створке алтаря.
Идейный центр композиции— мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гёте увидел «Алтарь церкви Св. Крайняя слева – Мария, жена Клеопы, одного из учеников Иисуса. Эти произведения были: «Страшный суд», написанный на 8 створках, «Рождество Спасителя» (ныне в Берлинском музее) на 3 створках (триптих), «Поклонение волхвов» (ныне в Мюнхенской пинакотеке)— одно из последних по времени произведений Вейдена. У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, было ещё трое детей: дочь Маргарита (флам. Платок она держит так, словно не только утирает слезы, но и закрывается им. Вполне возможно, что ученичество уКампена было для художнмка своеобразным «фиктивным браком».
Более всего поражал зрителей, съезжавшихся со всей Европы, чтобы увидеть эти панели, живой автопортрет Рогира, вписанный им в композицию одной из них. Заметное влияние на творчество художника оказал нидерландский художник Ян ван Эйк (Jan van Eyck), с работами которого, по мнению искусствоведов, Рогир ван дер Вейден мог подробно ознакомиться в г. Брюгге, где бывал в период между 1432 г. и 1435 г. и г. Турне (1427 г. ) Рогир ван дер Вейден умер 18 июня 1464 г. (Rogier van der Weyden Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (около 1400 – 1464), нидерландскийхудожник. В. не подписывал своих картин, но иногда ставил начальные буквы на рамах.
В. не подписывал своих картин, но иногда ставил начальные буквы на рамах. времени смог так глубоко понять одухотворенность готического собора, как это сделал Рогир. в 1432) и двое младших сыновей— Питер и Ян. Известны слова, сказанные монархом охудожнике: «Великий фламандец». В ее движении грациозность смешана с робким вызовом. Композиция содержит серию сцен изображающих совершение христианских таинств, в интерьере величественной церкви. 1435, Прадо, Мадрид см.
Если бы ее не поддерживал апостол Иоанн, она не имела бы сил стоять на ногах. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником.
Весы определят их посмертную судьбу: либо вечное блаженство, либо вечные муки. Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне. Это суровое ивеличественное предупреждение грешному человечеству огрядущем беспощадном, носправедливом расчете скаждым. По-видимому, мастер избрал его, чтобы ничто не отвлекало зрителя от основного сюжета. Впоследствии у Рогира ван дер Вейдена и его жены родилось еще по меньшей мере трое детей, один из которых, Питер (ок.
Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св. благочестивые диптихи, где на одной створке изображён заказчик (донатор), а на другой– Мадонна с Младенцем или святой покровитель. Возможно именно Рогиру принадлежит идея создания такого рода портретов, в которых человек раскрывает свои чувства, созерцая образ богоматери. Онвосседает нарадуге, как напрестоле. илл. От 1436-1449 г. В. произвел много работ, которые доставили ему широкую известность.
У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что оннеодин раз жертвовал монастырям ицерквям крупные суммы, ав1462году даже стал членом братства Святого Креста) ипотому сомневаться вего «паломничестве» вРим унас нет оснований. Правая часть. Чтобы связать его еще более иллюзорно, художник ввел невероятно смелую деталь— разбил изображение женской фигуры на две створки. 1399, Турне– 18. 6. 1464, Брюссель), нидерл. идеи Р. ван дер В. по-своему воплотил К. Массейс творчество мастера оказало значит. Крайняя справа – Мария Магдалина.
Иоанна Крестителя» триптих «Семь таинств». Рогир ван дер Вейден известен и как портретист. Лука, рисующий Мадонну (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих Страшный Суд (Бон (Бургундия), капелля Госпиталя, 1446–1451), Алтарь Бладелена (Берлин – Далем), Молодая женщина в белом головном уборе (Берлин – Далем) и Филипп де Круа (Антверпен, Музей изящных искусств).
Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что он не один раз жертвовал монастырям и церквям крупные суммы, а в 1462 году даже стал членом братства Святого Креста) и потому сомневаться в его «паломничестве» в Рим у нас нет оснований. Книга Фацио ценна не только известием о посещении живописцем Рима. Предание гласит, что евангелист Лука нарисовал портрет Девы Марии (именно вот таким образом он и считался всегда покровителем живописцев). Другим дошедшим до нас шедевром Мастера является Алтарь Девы Марии, так называемый Алтарь Мирафлорес, экспонирующийся в Берлинской картинной галерее. Низкое, тяжелое небо словно готово обрушиться на землю – безрадостную, всхолмленную, без единой травинки, переполненную могилами.
Но об этой поездке не говорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум. В противоположную сторону направляются спасшиеся. С 1435 работал в Брюсселе, где руководил мастерской. Художник исходил из представления, что поклонение волхвов предшествовало представлению Господа в храме (или – на языке того времени – очищению блаженной Девы Марии).
О снятии с креста Иисуса (в связи с положением во гроб) упоминают все евангелисты, однако ни одна из книг Священного Писания не свидетельствует о том, что в снятии участвовали Богородица, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, обыкновенно изображаемые в произведениях на эту тему. Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Рогир создает алтарные триптихи «Благовещение» (центральная часть) и «Распятие» (центральная часть). Благодаря такой «реконструкции» творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство и мельчайшие нюансы в портретах. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Робер Кампен).
В противоположную сторону направляются спасшиеся. Таковы близкие по решению портреты из Национальных галерей Лондона и Вашингтона. Он учился в Турнэ у Робера Кампена (к сожалению, не сохранилось ни одной картины, которую можно было бы с уверенностью считать работой этого мастера). Среди приписываемых ему произведений: «Св. Лука, рисующий Мадонну» (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих «Страшный Суд» (Бон (Бургундия), капелла Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин— Далем), Молодая женщина вбелом головном уборе (Берлин— Далем) иФилипп деКруа (Антверпен, Музей изящных искусств). Лука, рисующий мадонну, ГЭ и Музей изящных искусств, Бостон).
Замечательна также и работа "Святой Лука, рисующий Мадонну", 1435-40 (вверху). Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Художники не сошлись характерами и очень скоро поссорились. В., впрочем, уступает Эйкам в отношении гармоничности тонов и тонкости письма. Один из сыновей В. – Петер и внук Госсуин (Gossuin) были также художниками. иск-во своего времени. (Rogier van der Weiden, Roger de la Pasture около 1400-1434) – нидерландский художник.
Именно вот таким образом св. Лука считался покровителем художников. Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники. Вслед за Марией Саломеей склоняется к телу Христа Мария Магдалина.
Он восседает на радуге, как на престоле. Более сдержанны в своем горе величественные старцы, поддерживающие Спасителя. Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне— 18 июня 1464, Брюссель)— нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. К этому времени художник уже успел жениться на дочери зажиточного сапожника и обзавестись сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году). Во-первых, можно выехать пораньше, памятуя, что магазины в Вайдене в 6 вечера закрываются.
Тело Христа и фигура теряющей сознание Богородицы образуют основной "узел" композиции, что подчеркивается сходством поз (вплоть до расположения рук). Corneille, флам. 1457), упомянувшего о ней в своем сочинении «О знаменитых людях». По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд»— это свой собственный Гентский алтарь Рогира.
Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ееобраз. (Rogier van der Weiden, Roger de la Pasture около 1400—1464)— нидерландский художник. В 1460 году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425 – 1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто в Брюссель, учиться у Рогира ван дер Вейдена. Композиция картины построена по удивительно точно продуманной ритмической схеме. Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели на тему правосудия.
Крайняя слева— Мария, жена Клеопы, одного изучеников Иисуса. В 1440-е гг.
Возможно, что это письмо герцогини – простая дань приличиям. Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена не сохранились (отдельные исследователи считают ими работы Р. Кампена). Выполненные Рогиром ван дер Вейденом портреты отличаются лаконизмом, острым выявлением характерных особенностей модели (Портрет женщины, Картинная галерея, Берлин-Далем Франческо дЭсте, Метрополитен-музей), выразительностью образов. Изысканно странный двусмысленный образ Саломеи привлекает к себе все внимание.
И пусть мы не знаем, что и как говорил о своей прожитой жизни Рогир ван дер Вейден, лежа на смертном одре. После возвращения Бугатто вИталию в1463году, герцогиня Миланская написала письмо «уважаемому илюбимому мастеру Рогиру», вкотором благодарила его задоброе отношение кеепротеже. Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Благодаря такой «реконструкции» творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство имельчайшие нюансы впортретах.
Среди приписываемых ему произведений: Св. До нас дошло шесть работ, написанных мастером для итальянских заказчиков, включая «Мадонну Медичи» (ок. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство— его наставник Робер Кампен). Массейс блистательно соединил миниатюрную технику живописи, унаследованную от великих предшественников, с изображением фигур исполненных монументальной значительности поз и движений.
Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. Но не менее выразительны и его полотна, где Дева Мария изображена с Младенцем. 1378 – 1444) не вызывает у исследователей сомнений. Более всего поражал зрителей, съезжавшихся со всей Европы, чтобы увидеть эти панели, «живой» автопортрет Рогира, вписанный им в композицию одной из них. Чтобы воссоздать хоть сколько-нибудь полную и непротиворечивую картину творческого пути Рогира ван дер Вейдена искусствоведам приходится по крупицам собирать разрозненные и скудные сведения о нем.
К этому времени слава Рогира далеко шагнула за пределы его родной Фландрии и достигла даже испанского королевского двора. Но нам остались картины мастера, отмеченные несомненной подлинностью чувства. эпохи. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. Его почти скульптурно вылепленная голова резко выделяется на фоне каменной стены.
Ясности и чистоте женского облика соответствует тишина и спокойствие природы. В 1427 году вписан в цех художников св. В 1450совершил путешествие в Италию.
Удивляет одно – в 1427 году Рогир был уже довольно взрослым человеком. За спиной св. Лука, рисующий Мадонну (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих Страшный Суд (Бон (Бургундия), капелла Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин – Далем), Молодая женщина в белом головном уборе (Берлин – Далем) и Филипп де Круа (Антверпен, Музей изящных искусств).
1460, Нац. Рядом сней стоит апостол Иоанн, которому Иисус перед распятием поручил заботу освоей матери. Последняя деталь может иметь отношение к лувенской Гильдии лучников.
Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Известны слова, сказанные монархом о художнике: Великий фламандец. Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником. Рогир создает свои лучшие алтарные композиции: триптих «Алтарь Бладелина» (центральная часть) триптих «Алтарь Св.
Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники. по заказу бургундского канцлера Ролена, одного из самых богатых и могущественных людей того времени, Рогир исполняет полиптих «Страшный суд» для капеллы алтаря госпиталя в Боне (Бургундия), основанного самим Роленом. Но в 1695 году эти панели были практически разрушены во время осады Брюсселя маршалом де Вильруа. Рядом с ней стоит Миро, последователь Христа (держит в руке сосуд с маслом).
Один из крупнейших мастеров раннего нидерландского Возрождения. В более поздних произведениях художник изображает вместо нейтрального фона интерьер («Алтарь семи таинств», 1445–50, Королевский музей изящных искусств, Антверпен см. Известны слова, сказанные монархом о художнике: «Великий фламандец». Именно с середины 1440-х годов начинает меняться «состав клиентуры» Рогира ван дер Вейдена.
Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения). 1457), упомянувшего о ней в своем сочинении О знаменитых людях. Колумбы в Кёльне. В центральной части алтаря он рисует распятого Христа с предстоящими.
Таковы, например, Портрет Франческо дЭсте (ок. Среди приписываемых ему произведений: Св. Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. Таким образом, Рогир дает визуальное и символическое свидетельство тому, как в лоне церкви совершаются полные важного смысла для человека духовные обряды.
Однако со временем творчество Рогира ван дер Вейдена постепенно погрузилось в забвение. 1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Портрет пожилого мужчины» (1455–60, Собрание Тиссена-Борнемисы, Мадрид), «Портрет молодой женщины» (ок. Алтарный образ «Снятие со креста», является признанным шедевром мировой живописи.
Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. Рядом сней стоит Миро, последователь Христа (держит вруке сосуд смаслом). Иоанна Крестителя» триптих «Семь таинств». Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (около 1400 – 1464), нидерландский художник. Группа предстоящих у креста как бы образуе круг. Corneille, флам. В 1445 году Иоанн (Хуан) Иоанн II Кастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес.
Иоанна Крестителя», 1455–60, КГ, Берлин). Онбыл уже слишком стар, чтобы быть суетным, даипохвалы аристократов были ему невновинку. Возможно, что это письмо герцогини— простая дань приличиям. Следует отметить также происходящую из коллекции Эрт-борна картину «Богоматерь с младенцем и донаторами» 1468 года исполненную так называемым Мастером легенды о св. Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464) родился в г. Турне (герцогство Бургундия) в семье резчика по дереву. Вдвойне счастлив художник, проживший такую жизнь.
Таким образом, приписывая мастеру туили иную картину искусствоведы вынуждены руководствоваться исключительно косвенными признаками. Луки в Турне.
1440 «Алтарь св. Колумбы», ок. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Формально будучи вассалами французского короля, бургундские герцоги к началу XIV века сосредоточили под своей властью обширные территории, в настоящее время относящиеся к Нидерландам, Бельгии, Люксембургу и северо-восточной Франции и реально претендовали на создание обособленного самобытного государства. Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, невиданный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина6. Примерно вэто время Брюссель доверяет художнику серьезный заказ. Примером опять может служить образ Марии Алфейской.
Лишь онескольких работах Рогира ван дер Вейдена— вчастности, о«Снятии сокреста», хранящемся ныне вмадридском музее Прадо, — говорится всовременных ему письменных источниках достаточно подробно иточно. Теперь мы можем составить понятие о них только по копиям, сохранившимся в виде гобеленов. Не свойствен его ранним работам и особый интерес к пространственной глубине картины. Приглушенные цвета картины словно звуки под сурдинку аккомпанируют ее тоске.
Более всего поражал зрителей, съезжавшихся совсей Европы, чтобы увидеть эти панели, «живой» автопортрет Рогира, вписанный имвкомпозицию одной изних. Работать до пота, до блаженной обессиленной улыбки, работать тяжко, но без надсады и сердечной смуты. На картинах же XV ст. Удивительно, но эта картина кажется больше своих размеров и гораздо монументальнее.
к ст. Некоторые исследователи выделяют группу произведений, относящихся к раннему периоду творчества Рогира ван дер Вейдена (Алтарь Мероде из музея Метрополитен и др. ). На правой створке изображены таинства (слева направо): Рукоположение (обряд возведения в священный сан: дьякона, священника и епископа), Венчание и Последнее помазание. В архивах Брюсселя сохранилась запись о том, что в 1450 году Рогир ван дер Вейден уезжал из города. илл.
архит. Работы будут идти до конца нынешнего года в одном из выставочных залов. теперь в Гравенорской гал., в Лондоне). На старинных рамах (триптих имеет двойные) можно видеть изображение гербов как епископства Турне, так и заказчика алтаря Жана Шевро, епископа города с 1437 по 1460 год, тайного советника герцога Филиппа Доброго. И, скорее всего, «уважаемый и любимый мастер» не обратил на письмо герцогини большого внимания.