Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.
Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение). Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств». Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо — одухотворенность. обе выполнены с грацией и выразительностью». А к лету по Флоренции поползли слухи. И, конечно, это породило особое искусство. Меркурий (слева) нарциссически красив. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Это подход гораздо более гибкий и разносторонний, чем предыдущий, ведь Европа — прародительница сегодняшней формы культуры — не всегда руководствовалась одними и теми же принципами.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. В настоящее время искусствоведы ищут разгадку – какой смысл вкладывал художник в свою картину. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Она обернула к нему испуганное лицо, а руками касается третьей фигуры, будто просит защиты.
С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. В центре противоположной группы в темном плаще стоит Джулиано, младший брат Лоренцо и его соправитель. Ботаники изучавшие картину, насчитали на картине более 500 цветов, которые относятся к более 170 видам растений. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация.
Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит ровно через два года после смерти Симонетты. Влево от него убегает испуганная нимфа, касающаяся руками третьей фигуры, будто прося у нее защиты. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. И это привело к трагедии. Месяц считался концом весны и началом лета.
Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста. Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Десятки кинжалов вонзились в его тело. Некоторые из них срисованы с древних скульптур, но не как прямые копии, а преобразованные по особым художественным канонам самого Боттичелли.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. И как поэтично показано превращение. Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира.
Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями. «Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой. Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Это – гимн и природе и человечеству.
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Джулиано даже не успел вскрикнуть. Месяц считался концом весны и началом лета.
Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Всё изменила вечная весна.
У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Исследователи предложили несколько толкований. Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо.
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Зефиром. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Жест заботливый, опекающий. Каково же содержание картины.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Последний персонаж картины художника – Меркурий (крайняя фигура слева). Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. И так каждый день, в одно и то же время. Поговаривали, что он тоже превратился в вампира. Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств.
Медичи даже забросили государственные дела. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение.
Желая любыми средствами сохранить возлюбленной жизнь, Джулиано повелел раздобыть вампира для Симонетты. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
С правого края мы видим голубого оттенка образ ветра Зефира, который пытается схватить нимфу Хлорис. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь. Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Многие теории предполагают мифологичность – ведь на полотне изображены античные персонажи в цветущем саду. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Но эту дурочку не поймешь.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Исследователи предложили несколько толкований. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы.
Стал необщителен и молчалив. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции.
(Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине). Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Над богиней парит Амур. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Можно заметить, что фигуры немного удлинённые, а у женщин несколько куполообразные животы, что в принципе отвечает нормам красоты того времени.
Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Джулиано изменился до неузнаваемости.
И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Что их связывает. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
Она не просто богиня любви и красоты. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Речь зашла о «Рождении Венеры», так как она является в некотором роде продолжением картины, которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками.
Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Он назван так в честь матери Меркурия – Майи. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. О том, как весной расцветает природа. веснои на глаза я Зефиру попалась ушла я, Он полетел за мнои: был он сильнее меняhellip Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругои, И на свои брачныи союз я никогда не ропщу.
Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. А с правого края художник изобразил и себя. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры.
Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. Следующая справа фигура – это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
В XV веке в Грациях видели три разных проявления единого божества – Венеры считали, что Грации – это она сама. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Фигуры расположены волнообразно. Но это не единственное повторение в картине. В древнеримском календаре Меркурию посвящался весенний месяц май. Стоит упомянуть и влияниеАнтонио дель Поллайоло, проявившееся в изображении человеческой анатомии и пропорциях тел.
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами.
Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой. Движение в картине устремлено справа налево.
Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла. Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира. Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо.
Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
В стихах там, относящихся к маю, богиня Флора говорит о своей жизни нимфой Хлоридой, ставшей предметом обожания бога Зефира. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Так как все влюблены. Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру. Здесь нет взаимодействия между всеми персонажами – это спектакль, где на лицах актеров следы неизъяснимой грусти. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
Она стала богиней в пышном одеянии. От его полета согнулись стволы деревьев. «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). обе выполнены с грацией и выразительностью». Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Меркурий (слева) нарциссически красив. От его полета согнулись стволы деревьев. Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре.
Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом». Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Месяц считался концом весны и началом лета. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами. В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
Но давайте попробуем. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа.
Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Композиция двухфигурная. Она показана простой, тихой и скромной. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Фигуры расположены волнообразно. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Над нею Амур целится одной из своих стрел любви в трёх граций, подруг Венеры, элегантно танцующих рондо. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Интересна внутренняя интонация этой работы.
Вот что значит выгодно жениться. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Прекрасная богиня, рожденная из пены морской, под дуновением ветров, стоя в огромной раковине, скользит по поверхности моря к берегу. Сюжет картины глубоко мифологичен, в каждом из ее персонажей, в каждом живописном элементе зашифрована одна из основополагающих идей Ренессанса – все на Земле подчинено любви, которая имеет божественное происхождение и является источником земного возрождения, символом весны.
А Византийская империя, оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией, сохраняла особую форму, характерную для «античного периода», вплоть до XIV–XV вв. Композиционно полотно делится на три части. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.
Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Джулиано увидел опасность первым. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
На самом деле это несколько противоречит истине. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. Настаджио испугался, но, пожалев девушку, преодолел страх и кинулся помочь ей и, схватив в руки ветвь от дерева, пошел к всаднику. Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Также основная фигура выделена аркой из просветов позади Венеры, которые образуют кусты мирта и апельсиновые деревья. но также и холод зимы. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
Правда, современники не особенно прониклись новым более аскетичным и морализаторским стилем Боттичелли. Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд. Все сочиняют, рисуют, философствуют. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь).
Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь.
И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет. Движение в картине устремлено справа – налево. Сколь приятна для любования.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Каково же содержание картины. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. К сожалению, росписи не сохранились. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки.
Все три фигуры символизируют первый месяц весны ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е – о весеннем цветении природы. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погруженная в созерцание Меркурия. Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик». Жест заботливый, опекающий. 7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции.
Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты». Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погружаясь в созерцание Меркурия. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу». Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Боги здесь не копируют древние скульптуры, но преобразованы по особым художественным канонам. Но, это неединственноеповторение в картине. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ.
Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Сиренево-синий плащ Зефира, нежные розовые цветы, сыплющиеся под дуновением ветров, создают богатую, неповторимую цветовую гамму. Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен). – воспылал любовью к искусствам. Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны.
Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Всё потому, что картины были рассчитаны на образованных людей, на философов, умевших дойти до сути произведения. Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Похоже, что Боттичелли сознательно отказывается от достижений ренессансной перспективы ради создания атмосферы взволнованности и пафоса.
В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Движение в картине устремлено справа – налево.
Подобного западный человек не видел с тех пор, как был отдан приказ закрыть Академию Платона, с тех пор, как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу», толпа буквально растерзала ее морскими ракушками). Но, это неединственноеповторение в картине. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ.
И не казнить их надо было, а вознаградить.