По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).
«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Портрет Джулиано Медичи (1453-1478). Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности.
Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти.
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Каково же содержание картины. Флоренция.
Вашингтон. Сандро Боттичелли. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Зефиром. Сандро Боттичелли.
На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). В фантастическом, почти райском саду фигуры или их группы размещены независимо друг от друга. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах.
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Италия. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника.
В линиях контуров и складок преобладают диагонали, поднимающиеся влево и почти нет горизонталей. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику.
Исследователи предложили несколько толкований. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. От его полета согнулись стволы деревьев.
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Но, это неединственноеповторение в картине. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. От его полета согнулись стволы деревьев.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Три грации воплощают собой нежность и невинность, но кажутся простыми девами, прекрасными в своей беззащитности. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду. 1477-1478. Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. О том, как весной расцветает природа.
И есть ли путь в этот мир. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Андреа Верроккьо.
Но это не единственное повторение в картине. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Всё происходящее на картине лишь ее окружение.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Она не просто богиня любви и красоты. Последний в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от всех прелестей земной жизни.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
А с правого края художник изобразил и себя. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры – Симонетту Веспуччи, в которую, пожалуй и сам он был влюблен. И так каждый день, в одно и то же время. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Это – гимн и природе и человечеству.
В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия – вверх. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Движение в картине устремлено справа налево. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Правда, современники не особенно прониклись новым более аскетичным и морализаторским стилем Боттичелли. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. 1480 г. Национальная галерея искусства. Но давайте попробуем. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Меркурию, наряду со скромностью ее одежд можно понять и как предпочтение в человеке материального — духовному.
Он был вновь открыт лишь в XIX веке прерафаэлитами, которых особенно восхищало тончайшее линейное мастерство ренессансного художника. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Такие подарки были в то время обычным явлением1. И вдруг осознаёшь – увядание. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Жест заботливый, опекающий.
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. В 1477 имение Кастелло было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродным братом знаменитого Лоренцо Великолепного. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии.
1480-1485 гг. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
203 x 314 см. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Лоренцо Медичи. И, конечно, это породило особое искусство. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Миг. Некоторые из них срисованы с древних скульптур, но не как прямые копии, а преобразованные по особым художественным канонам самого Боттичелли.
Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Всё изменила вечная весна. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Линия в структуре художественной формы. Неудивительно, что есть множество трактовок картины.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле.
Месяц считался концом весны и началом лета. Настаджио испугался, но, пожалев девушку, преодолел страх и кинулся помочь ей и, схватив в руки ветвь от дерева, пошел к всаднику. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Факты истории культуры и факты истории искусства. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
Марина Хайкина искусствовед: «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Весна, которая привычно ассоциируется с радостью, обновлением, энергией свежести и молодости, вдруг неожиданно предстаёт абсолютно в ином эмоциональном пространстве. Спадающие линии волос, медленно стекающая линия овала. Центром построения является Венера — не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле это неоплатонический образ.
Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Умер Боттичелли в безвестности. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Уффици.
Фрагмент.
Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной. Такие подарки были в то время обычным явлением. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. А май считался не только концом весны, но и началом лета. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Галерея Уффици.
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Дерево, темпера. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»).
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Возрождение. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Композиция двухфигурная. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли.
Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Она показана простой, тихой и скромной. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем.
Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Все три фигуры символизируют первый месяц весны ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
Меркурий (слева) нарциссически красив. На картине Боттичелли эта диалектика любви воплощена в музыкальном, магическом ритме движения, танца, то затихающего, то ускоряющегося, но бесконечного прекрасного».
Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. На самом деле это несколько противоречит истине. Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. И как поэтично показано превращение. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Портрет Симонетты Веспуччи (. ). Она стала богиней в пышном одеянии. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры. Сандро Боттичелли. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Уффици. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. 1477-1478. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Сколь приятна для любования. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Весна. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Над нею Амур целится одной из своих стрел любви в трёх граций, подруг Венеры, элегантно танцующих рондо. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
обе выполнены с грацией и выразительностью». На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Но инвентарь от 1499 года, найденный лишь в 1975, перечисляя собственность Лоренцо ди Пьерфранческо и его брата Джованни, констатирует, что в 15 веке Primavera была выставлена в городском дворце Флоренции. Движение в картине устремлено справа – налево.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Но искусство – это ОБРАЗЫ. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Над богиней парит Амур.
Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Весна.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Композиционно полотно делится на три части. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Философские версии связаны с неоплатонизмом. Уходящий безвозвратно. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Фигуры расположены волнообразно.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.
Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Да, есть.