Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Так и жизнь пройдет. А деньги как приходят, так и уходятЧего их собирать.
Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. А Византийская империя, оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией, сохраняла особую форму, характерную для «античного периода», вплоть до XIV–XV вв. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис из их союза возникает Флора затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию.
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Весь СССР обьездила. Но живу дома-в Канаде. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Да тут много чего есть. Про каждого писать. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. А май считался не только концом весны, но и началом лета.
В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире. Она стала богиней в пышном одеянии. Там такой ресторанчик. И вино подают вместо воды. Кому что, я не пью совсем.
Просто приятно. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. В стихах, которые Овидий относит к месяцу маю, богиня Флора рассказывает, что она когда-то была нимфой Хлоридой и, как и сейчас, вдыхала запах цветов. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.
Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. На картине Боттичелли эта диалектика любви воплощена в музыкальном, магическом ритме движения, танца, то затихающего, то ускоряющегося, но бесконечного прекрасного». В XV веке в Грациях видели три разных проявления единогобожестваВенеры считали, что Грации — это она сама. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Для брата Лоренцо Медичи, Джулиано, он расписал знамя для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры.
Некоторые искусствоведы полагают, что картина должна была укрепить в подростке привязанность к тем нравственным идеалам, которые внушали ему воспитатели. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св. Зиновия».
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Художник изобразил каждое растение и каждый цветок с фотографической точностью, так что работу можно показывать ещё и как пособие по ботанике. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо.
Этот крохотный младенец знает своё дело и целится своими верноразящими стрелами любви в трёх граций, подруг прекрасной Венеры, которые танцуют рондо. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску «Благовещение» (Флоренция, Уффици). Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
От его полета согнулись стволы деревьев. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Меркурий (слева) нарциссически красив. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Зато Европу повидала. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик». Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). но также и холод зимы. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние.
И поскольку Меркурий, покровитель искусств, был рожден Майей, то ему посвящается весенний месяц май. Но это не единственное повторение в картине. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа.
Пчёлка Майя, поезжайте в Тиволи. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Каково же содержание картины.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. О том, как весной расцветает природа.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Но давайте попробуем. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). И как поэтично показано превращение. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Но, это неединственноеповторение в картине.
Среди живописцев 15-го века он был одним из самых прославленных, но в рядах поклонников было много разговоров. Подобного западный человек не видел с тех пор, как был отдан приказ закрыть Академию Платона, с тех пор, как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу», толпа буквально растерзала ее морскими ракушками). Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ «Смерть Марии».
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. А деньги заработаете. Стремительного Меркурия, которого всё-же чаще именуют Гермесом, можно узнать по крылатым сандалиям и оригинальному оружию в руках, которым он отгоняет змей друг от друга, стараясь примирить их друг с другом. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). И, конечно, это породило особое искусство. Такие подарки были в то время обычным явлением1. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. В правой части полотна Боттичелли изображает два сюжета из классической мифологии, посвященные Зефиру, богу ветра. Его взгляд направлен на нимфу Хлориду. Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир.
Поезжайте пока молоды. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Картина висела над софой, называемой летуччо. надо А за дом все платят. Это песТня без конца. Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века. На самом деле это несколько противоречит истине.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Исследователи предложили несколько толкований. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна – пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Речь зашла о «Рождении Венеры», так как она является в некотором роде продолжением картины, которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже.
Зефиром. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Над богиней парит Амур. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Я всю жизнь работаю и ничего. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Неоплатоники, с идеями которых Боттичелли был хорошо знаком, наделяли Венеру самыми высшими достоинствами – умом, благородством, милостью и отождествляли с Гуманностью, что было синонимом культуры и образования.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.
Движение в картине устремлено справа налево. Всё изменила вечная весна. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
С другой стороны нимфа Ора, украшенная миртом, приготовила пурпурный плащ, чтобы укрыть Венеру. Она, возможно, была создана по заказу Лоренцо де Медичи в 1477 году или несколько позже Лоренцо или его двоюродным братом Лоренцо Пополано. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Уже ранние работы Сандро отличает особая, почти неуловимая атмосфера духовности, своеобразной поэтической овеянности образов. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. У нас же заборов нети тротуаров На центральной трассе есть. Но там белки орудуют.
И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Такие подарки были в то время обычным явлением.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. От его полета согнулись стволы деревьев. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Что касается трех Граций, то справа стоит Пульчритудо или Красота, Великолепие, в центре — Каститас или Чистота, Целомудрие, а слева — Волюпта или Наслаждение, Блаженство. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
Движение в картине устремлено справа – налево. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Философские версии связаны с неоплатонизмом. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин «Святой Себастьян» (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Месяц считался концом весны и началом лета.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. А с правого края художник изобразил и себя. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». 20 января 1474 года по случаю праздника святого Себастьяна Маджоре картина была торжественно помещена на одной из колонн церкви В том же 1474 году, когда было завершено это произведение, художника пригласили работать в другой город. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Она показана простой, тихой и скромной. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.
По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Она не просто богиня любви и красоты.
Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. живу. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
Фигуры расположены волнообразно. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. В 1815-м она попала в галерею Уффици. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы». Это – гимн и природе и человечеству. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов».
На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. На Капри катерком прямо с Неаполя. Если летом, шляпку. Композиционно полотно делится на три части.
Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Жест заботливый, опекающий. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление.
Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.