Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. «весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510).
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом». Она показана простой, тихой и скромной. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Что их связывает.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. И как поэтично показано превращение. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь. Каково же содержание картины. И не казнить их надо было, а вознаградить. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Боги здесь не копируют древние скульптуры, но преобразованы по особым художественным канонам. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
Зефиром. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями. Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо. Десятки кинжалов вонзились в его тело.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Над богиней парит Амур.
Поговаривали, что он тоже превратился в вампира. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. В настоящее время искусствоведы ищут разгадку – какой смысл вкладывал художник в свою картину. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи.
Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит ровно через два года после смерти Симонетты. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение). «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Ботаники изучавшие картину, насчитали на картине более 500 цветов, которые относятся к более 170 видам растений.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. О том, как весной расцветает природа. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Но, это неединственноеповторение в картине. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Месяц считался концом весны и началом лета. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств». В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать.
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре. От его полета согнулись стволы деревьев. Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков.
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Сколь приятна для любования. Но, это неединственноеповторение в картине. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.
Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны. Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). «Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо. Исследователи предложили несколько толкований.
В XV веке в Грациях видели три разных проявления единогобожестваВенеры считали, что Грации — это она сама. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. А с правого края художник изобразил и себя. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. обе выполнены с грацией и выразительностью». Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему. Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Вместе с дыханием с открытых губ нимфы слетают цветы, они сыплются из-под ее руки, покрывают мелким узором ее подол. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.
Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры.
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Жест заботливый, опекающий. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. Возможно, близостью адресата картины объясняется необъяснимое спокойствие изображения, скрытая философия персонажей и теплота казалось бы холодных тонов. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Вот что значит выгодно жениться. Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки. Джулиано изменился до неузнаваемости. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру.
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. И это привело к трагедии. На самом деле это несколько противоречит истине. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. 7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции. Но эту дурочку не поймешь. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Всё изменила вечная весна.
А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. – воспылал любовью к искусствам. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет. Раньше этот гордец и повеса чуть не каждую неделю устраивал с дружками попойки, а теперь вдруг – нате вам. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. А май считался не только концом весны, но и началом лета.
В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое.
(Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине). Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Жест заботливый, опекающий.
обе выполнены с грацией и выразительностью». Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу». Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь). Движение в картине устремлено справа налево. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
Джулиано даже не успел вскрикнуть. А к лету по Флоренции поползли слухи. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.
На темном фоне апельсиновых деревьев светлые фигуры персонажей в нежных струящихся одеждах выглядят особенно притягательно их лица и внешний облик, несмотря на божественную принадлежность, очень земные, трогательные. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Месяц считался концом весны и началом лета. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу. Но давайте попробуем. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
веснои на глаза я Зефиру попалась ушла я, Он полетел за мнои: был он сильнее меняhellip Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругои, И на свои брачныи союз я никогда не ропщу. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты». Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Другие считают, что Меркурий— это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц.
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. И, конечно, это породило особое искусство. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Боттичелли изобразил Флору в виде девушки в длинном расшитом цветами платье, с венком на золотых волосах, гирляндой на шее и поясом из полевых цветов. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы.
Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Интересна внутренняя интонация этой работы. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Движение в картине устремлено справа – налево. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Движение в картине устремлено справа – налево. Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста. Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь. Стал необщителен и молчалив. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. К сожалению, росписи не сохранились. Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой. Все сочиняют, рисуют, философствуют.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.
Композиционно полотно делится на три части. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств. «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Фигуры расположены волнообразно. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Но это не единственное повторение в картине. Медичи даже забросили государственные дела.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется и самим человеком, мыслящим и созидающим. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Джулиано увидел опасность первым.
В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.
Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Она не просто богиня любви и красоты.
Она стала богиней в пышном одеянии. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен). Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи. Последний в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от всех прелестей земной жизни. Меркурий (слева) нарциссически красив.
От его полета согнулись стволы деревьев. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Меркурий (слева) нарциссически красив. Так как все влюблены.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно. Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат. Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Фигуры расположены волнообразно. Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погруженная в созерцание Меркурия.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Это – гимн и природе и человечеству. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла. Марина Хайкина искусствовед: «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира.
Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).