Джулиано изменился до неузнаваемости. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Картина написана на основе древнеримской мифологии. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Движение в картине устремлено справа налево. Душа ее и мысли есть Любовь и Милосердие, очи ее – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность, а в целом же – Умеренность и Честность, Приятность и Величие, о, дивная красота. Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо.
Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения. Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств. На самом деле это несколько противоречит истине. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Самый простой вариант— картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него— Семирамида Аппиани. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Меркурий (слева) нарциссически красив. Над богиней парит Амур. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Но, это неединственноеповторение в картине. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно. Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли.
Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет. Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Но, это неединственноеповторение в картине.
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Каково же содержание картины.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.
Она стала богиней в пышном одеянии. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо.
В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
Жест заботливый, опекающий. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. И, конечно, это породило особое искусство. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду.
Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру. Медичи даже забросили государственные дела. Это – гимн и природе и человечеству. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Она не просто богиня любви и красоты. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей. Композиционно полотно делится на три части. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. А к лету по Флоренции поползли слухи. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Сколь приятна для любования. Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. Движение в картине устремлено справа – налево.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи. А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась.
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Всё изменила вечная весна. Но это не единственное повторение в картине.
Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом». Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков.
Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение). «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами.
Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
От его полета согнулись стволы деревьев. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. И не казнить их надо было, а вознаградить. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Жест заботливый, опекающий.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Итак, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа: один, олицетворяющий ветер, дух, разум, другой — любовь, природу, цветение. И как поэтично показано превращение. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Быть вдохновителем творцов на подобные шедевры, тратить на это баснословные деньги в то время мог лишь Лоренцо Великолепный. Все сочиняют, рисуют, философствуют. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Видимо, эти события не могли не отразиться на настроении самой картины, в которую художник внес ноту грусти. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Композиция работы составлена из нескольких локальных групп, которые соединяются между собой внутренним движением и тем самым образуют единую сцену. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Джулиано увидел опасность первым.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Фигуры расположены волнообразно. Но эту дурочку не поймешь. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты». Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.
Раскидистые композиции на каменных постаментах, увитых диким плющом – за абсолютной природной гармонией стоит тонкая и кропотливая работа. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры.
Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов. Исследователи предложили несколько толкований. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Месяц считался концом весны и началом лета.
– воспылал любовью к искусствам. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано.
Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Вот что значит выгодно жениться. Интересна внутренняя интонация этой работы. Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году.
«Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. В 1537 она была перевезена в Кастелло. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Меркурий (слева) нарциссически красив. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Она показана простой, тихой и скромной. К сожалению, росписи не сохранились. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. До буйства возбуждённый красотой Хлориды бог ветра Зефир начал преследовать её и насильно сделал её своей женой. Так как все влюблены. Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
Зефиром. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. От его полета согнулись стволы деревьев. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Движение в картине устремлено справа – налево. Но давайте попробуем. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Очень многие склоняются к религиозному значению, полагая, что символика жестов и поз принадлежит Мадонне, которую угадывают в чертах Венеры. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Но в 1537 году они были перевезены на виллу в Кастелло, где их видел и описал в 1550 году Вазари, сообщив при этом, что «. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Десятки кинжалов вонзились в его тело. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Месяц считался концом весны и началом лета. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна».
Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. О том, как весной расцветает природа. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
На левом краю картины мы видим Меркурия с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем – жезлом Гермеса, которым он разгоняет облака, чтобы дождь не мешал танцу граций, Меркурий их часто сопровождал, состоя в свите Венеры. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла.
А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. А с правого края художник изобразил и себя.
Влево от него убегает испуганная нимфа, касающаяся руками третьей фигуры, будто прося у нее защиты. Фигуры расположены волнообразно. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров. В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица Симонетта Веспуччи, а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины имевшей портретное сходство с Симонеттой. обе выполнены с грацией и выразительностью». Поговаривали, что он тоже превратился в вампира. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Что их связывает. Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу». На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь). Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь.
Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. «Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен). Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. 7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Алтарный образ был написан Боттичелли по заказу Джованни ди Аньоло Барди для его капеллы в церкви Санто Спирито. К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Джулиано даже не успел вскрикнуть. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Стал необщителен и молчалив. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами.
И это привело к трагедии. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат. (Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине).
В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств». Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое.
Меркурий пытается освободить пространство от движения ветра и жизни, от сексуального влечения мужчины к женщине. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.