Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Она показана простой, тихой и скромной.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. «Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии. Фигуры расположены волнообразно. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Исследователи предложили несколько толкований.
Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен). А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира. Каково же содержание картины. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Всё изменила вечная весна.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему. Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Месяц считался концом весны и началом лета.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Историки отстаивают свою точку зрения – написана картина к свадьбе и преподнесена как нравоучение невесте с намеком на то, что будущий жених имел много побочных связей.
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
Движение в картине устремлено справа – налево. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Такие подарки были в то время обычным явлением. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. А с правого края художник изобразил и себя. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.
Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой. Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера.
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Любви, в которой есть не только радость и полнота жизни, но и печаль знания и печать страдания – мы не можем не видеть ее на лице Венеры.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо. «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Его рука рядом сплодом, висящим надереве, — мотив, традиционно ассоциировавшийся сдревом познания. Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры.
Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. (Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине). Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. На самом деле это несколько противоречит истине.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Интересна внутренняя интонация этой работы. Зефиром. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли сгуманностью, культурой иобразованием) направлено отлюбви земной, олицетворяемой Флорой, клюбви небесной, которую символизирует Меркурий— проводник кразуму. Возбужденный красотой Хлориды, бог насильно делает ее своей супругой, но в дальнейшем раскаивается, преобразуя несчастную в Флору, богиню цветов и весны.
Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин их образы принципиально различны. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Очень многие склоняются к религиозному значению, полагая, что символика жестов и поз принадлежит Мадонне, которую угадывают в чертах Венеры. Движение в картине устремлено справа налево. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств». Она не просто богиня любви и красоты.
Любовь, согласно ихпредставлениям, — это путь отземной природы чувства кбожественной. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. На картине Боттичелли эта диалектика любви воплощена в музыкальном, магическом ритме движения, танца, то затихающего, то ускоряющегося, но бесконечного прекрасного».
Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение). Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Аллегорическая картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли.
В 1982 году картина подверглась реставрации. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
От его полета согнулись стволы деревьев. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица.
Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Вместе с дыханием с открытых губ нимфы слетают цветы, они сыплются из-под ее руки, покрывают мелким узором ее подол. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Жест заботливый, опекающий. О том, как весной расцветает природа. Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Что их связывает. Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. В центре противоположной группы в темном плаще стоит Джулиано, младший брат Лоренцо и его соправитель. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Но, это неединственноеповторение в картине. А между тем просвет среди деревьев, волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо там, где мы ожидали бы видеть продолжение поверхности луга.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. 7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Вернулась она в Уффици в 1919.
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
И поскольку Меркурий, покровитель искусств, был рожден Майей, то ему посвящается весенний месяц май. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
обе выполнены с грацией и выразительностью». Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Она стала богиней в пышном одеянии. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Очень вероятно, что Боттичелли проиллюстрировал здесь неоплатоновскую диалектику любви – путь от любви земной к любви божественной. Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь).
Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу». Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Это – гимн и природе и человечеству. В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической задумчивости. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Но давайте попробуем.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Но это не единственное повторение в картине. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
И, конечно, это породило особое искусство. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Сколь приятна для любования. Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты». Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется и самим человеком, мыслящим и созидающим. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Месяц считался концом весны и началом лета. Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. В центре картины Боттичелли помещает богиню садов и любви Венеру изображение которой, согласно принятой тогда иконографии, скорее напоминает Мадонну. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Восхитительны отдельные фигуры и группы, особенно три танцующие грации. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Три грации воплощают собой нежность и невинность, но кажутся простыми девами, прекрасными в своей беззащитности.
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Его поза, жест указывают на то, что он является проводником к Разуму, царящему в небесных сферах. Картина написана на основе древнеримской мифологии. В левом углу — фигура юноши, которого обычно называют Меркурием.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Данная картина является одним из первых известных произведений изображающихбогов и богинь в натуральную величину и практически голыми. Меркурий (слева) нарциссически красив. К сожалению, росписи не сохранились. Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами.
Сейчас – это один из главных шедевров Уффици. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни. Художник изобразил каждое растение и каждый цветок с фотографической точностью, так что работу можно показывать ещё и как пособие по ботанике. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов изящное соединение рук и постановка ступней — все это передает поступательный ритм танца. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции. Заново его творчество стали открывать аж в середине 19-го столетия, когда писатели создали образ творца в романтико-трагических оттенках. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Фигуры расположены волнообразно. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Движение в картине устремлено справа – налево. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковёр. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. обе выполнены с грацией и выразительностью». Над богиней парит Амур. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Вней есть ирадость, полнота жизни ипечаль знания, страдание.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре.
Композиционно полотно делится на три части. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. От его полета согнулись стволы деревьев. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Жест заботливый, опекающий. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом». Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
Но, это неединственноеповторение в картине. И как поэтично показано превращение. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.