Картина Сандро Боттичелли Весна: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. По мнению сторонников этой версии, «до» – Зефир, «ре» – «Хлорида» и т. д. С какой бы позиции не рассматривалась картина Боттичелли «Весна», она впечатляет своей загадочностью, мастерством автора. «весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510).
Так получилось, что переставляя статьи в сообщество удалила случайно рассказ о картине Боттичелли Весна.
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Картина на самом деле не только о весне и любви, это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо известным флорентийским философом Марсилио Фичино.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов изящное соединение рук и постановка ступней — все это передает поступательный ритм танца. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Картина висела над софой, называемой летуччо. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Она стала богиней в пышном одеянии. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Она показана простой, тихой и скромной. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Такие подарки были в то время обычным явлением. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. От его полета согнулись стволы деревьев. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Сожалея о своем насилии, он превращает ее во Флору, его подарок дает ей красивый сад, в котором правит вечная весна. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. обе выполнены с грацией и выразительностью». Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Неоплатоники, с идеями которых Боттичелли был хорошо знаком, наделяли Венеру самыми высшими достоинствами – умом, благородством, милостью и отождествляли с Гуманностью, что было синонимом культуры и образования.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Движение в картине устремлено справа – налево.
Месяц считался концом весны и началом лета. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Но, это неединственноеповторение в картине. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
О том, как весной расцветает природа. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица Симонетта Веспуччи, а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины имевшей портретное сходство с Симонеттой. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Всё изменила вечная весна. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Но давайте попробуем. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). При этом голова богини наклонена, лицо немного грустное, она, царствует в своем райском саду. Любви, в которой есть не только радость и полнота жизни, но и печаль знания и печать страдания – мы не можем не видеть ее на лице Венеры.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Движение в картине устремлено справа налево. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Исследователи предложили несколько толкований. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. А с правого края художник изобразил и себя.
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
От его полета согнулись стволы деревьев. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Она не просто богиня любви и красоты.
Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.
Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Картина висела над софой, называемой летуччо. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Над богиней парит Амур. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Зефиром. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. И как поэтично показано превращение.
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Жест заботливый, опекающий. И, конечно, это породило особое искусство.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Картина висела над софой, называемой летуччо. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Но та, словно не замечая, шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя и жестом сеятеля, берущего новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные розами. Фигуры расположены волнообразно. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. На самом деле это несколько противоречит истине.
В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Сколь приятна для любования. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Но это не единственное повторение в картине. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
Композиционно полотно делится на три части. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра).
Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году.
По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Движения и жесты в картине, как будто, сразу забываются как теми, кто их совершает, так и теми, к кому они обращены.
На самом деле это богиня цветов и растений Флора. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Картина написана на основе древнеримской мифологии. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. В апельсиновом саду мифологические персонажи представляют аллегорию прихода весны: бог восточного ветра Зефир, преследует нимфу Хлориду, которая после свадьбы с настигшим ее Зефиром превращается во Флору, богиню весны. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Все три фигуры символизируют первый месяц весны ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом.
Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Каково же содержание картины.
Это – гимн и природе и человечеству. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Такие подарки были в то время обычным явлением. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
.