Никаких документов или бумаг, подтверждающих создание этой скульптуры Давида именно Верроккьо – нет. Бронзовые скульптуры Давида Донателло и Верроккьо, о которых я много читала.
Необычайная разносторонность его натуры обнаружилась еще в ранней молодости. Вся тяжесть тела перенесена на правую ногу, левой же Давид попирает голову врага. И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня». Она написана в самом начале 70-х гг. У его ног лежит огромная голова поверженного Голиафа. Но более вероятный срок исполнения — около 1462 года.
И его скульптуры, мне кажется, менее интересны. Проклинают всегда богами своими. Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес. Паоло Веронезе.
В 1407 – 1408 годах он работал над мраморной статуей царя Давида.
У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. Подготовляя к печати текст курса после кончины автора, редакторы учли и изучили в личном архиве Б. Р. Виппера все варианты полного курса и отдельных лекций, смежные курсы (например, «Искусство барокко»), сверились с изданными за последнее время работами ученого на близкие темы избрали в каждом случае более поздние варианты (с неизбежными интерполяциями из ранних текстов) и внесли в изложение лишь абсолютно неизбежные частные коррективы, связанные с новейшими фактическими данными науки (даты, атрибуции иконографические детали и т. д. ). Но и в этом – своя темная тайна.
И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит. Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Джорджоне рано ушел из жизни, он умер в Венеции во время эпидемии чумы осенью 1510 года. Кондотьер изображенный Донателло, – уверенный и полный сил, но уже пожилой человек. Вероятно, самой известной работой Верроккьо является конная статуя Бартоломео Коллеони.
Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем. Ещё в 1465 году ему заказали группу «Христос и апостол Фома» для Ор Сан-Микеле. Мастерски переданы гладкая поверхность обнаженного тела, сложная фактура материи, развевающиеся волосы на головах Давида и Голиафа. Может быть, льстивым был человек.
Верроккьо – автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй (Давид, бронза, 1473-1475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б. Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 1479-1488, отлит в 1490), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Парад победителей Голиафа открывает «Давид» (1408 г. ) Донателло, прославленного предшественника Микеланджело. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи.
Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник. Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело.
И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата. Это Гиберти. Мы могли бы и избежать здесь столь дальней ссылки, но в курсе «Итальянский Ренессанс» уже явно проступает интерес автора к этому кругу проблем, когда он касается многих явлений XVI века. В Северной Италии в большом количестве изготавливались терракотовые статуи (из обожженной глины).
Статуя анатомически точна и тщательно смоделирована, тонко отделана. Никаких документов о создании «Давида» нет. Но как юноша, только что победивший Голиафа и гордящийся своим подвигом. Он – скульптор, который пропускает все через себя. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. С одинаковым жаром предавался Леонардо науке искусству, забавам, любви.
вратами в рай. Давид – псалмопевец – ещё одна значимая грань его личности.
Кое-где (на псевдоарабских буквах каймы колета) видны остатки позолоты. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е. Эти проблемы он более подробно осветил сначала в другом специальном курсе лекций («Искусство барокко»), а впоследствии широко разработал в монографии «Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520–1590)».
И эту тягу превращать мужские образы в, практически, женские в угоду некоторым известным вкусам можно назвать характерной чертой эпохи Возрождения (правда, становится не очень понятно, возрождения ли), хотя и не только её. Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо.
В левой руке у него жезл, правой он держит поводья. реформировал венецианскую школу. явно он апеллирует к античному наследию. Т. е. У него есть несколько планов в рельефе. Кроме наук и искусств, он в молодости много занимался физическими упражнениями, превосходно ездил верхом, отлично косил и рубил дрова. Т. е. Несколько высокомерный юноша в щегольской накидке стоит в небрежной, даже манерной позе.
Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция). (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) и в 18 в. (Дж. В 1479 году Вероккьо участвовал в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони (1400—1475), предназначенной для площади Сан-Заниполо. Но сами для себя они были тягостнее тьмы.
-1516), стиль которого отличают утонченное благородство и сияющий колорит. Легкий и изящный силуэт — вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. В полуулыбке, раздвигающей пухлые щёчки, приоткрыт рот. Кроме Верроккьо, Леонардо имел еще двух даровитых учителей. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность.
Абрис к Давиду Микеланжело. Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар. И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло.
Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура. Андреа Верроккьо, впрочем, вполне заслужил репутацию, которою пользовался. Самая выразительная часть композиции – лицо вдовы. В Библии Давид – довольно заметная фигура.
Во-первых, другой материал. Давид оплакивал его. ) Был этот человек и видным государственным деятелем. Себастьяна – тоже сначала совсем не женственный образ). Путто, стоя на одной левой ноге, отставил правую назад. Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей.
Здесь немножко другая история. Ну и, конечно, сама голова Давида похожа на статую какого-нибудь римского юного бога – т. е. В знаменитой галерее Уффици во Флоренции хранится картина Андреа Верроккьо «Крещение Христа». И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме.
Он берет его за основу в образе Давида. Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен. Гаттамелата (в переводе «Медоточивая кошка») – такое прозвище получил кондотьер за мягкость характера и одновременную внимательность и вкрадчивость, напоминавшие поведение кошки на охоте.
Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Давид Донателло (1430-1432) – победитель милостью Божьей. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли. Он делает тоже такие живописно-пластические композиции.
Зная анатомию намного лучше предшественника, он подходит к изображению фигуры уже с конкретностью учёного, основанной на глубоком изучении натуры. Но видно, что внутри он сопереживает ей. Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Но были и другие. Наш маСегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид». Лицо как бы освещается изнутри радостью. Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. Враги идут, валом валят, построились, – верно, все связаныодними неразрешимыми узами тьмы.
Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. И эти памятники начинают множиться. Лицо как бы освещается изнутри радостью.
Но лишь одно из трёх произведений — группу на Ор Сан-Микеле — Верроккьо суждено было довести до конца своими руками. Эта группа является одним из самых совершенных произведений мастера. отливали эту статую уже другие люди, его ученики. Предположительно именно чеканка деталей облачения заняла у мастера наибольшее время. Один из них — великий Леонардо да Винчи. Умер Верроккьо 30 июня 1488 года. Сходство, однако, на этом и заканчивается.
Портелло и канал Брента в Падуе. Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид». Лицо как бы освещается изнутри радостью. Но тенденция сохраниласьОн достаточно женственен. Никаких документов о создании «Давида» нет. Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы «Давид» мог возвышаться над созерцающими его».
«Вид площади с дворцом». Б. Пьяццетта и П. Лонги),, характеризующего вторую пору Высокого Р., суть Дж. Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности. Среди учеников Вероккьо в его мастерской были такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи — по легенде именно он позировал учителю для статуи Давида (1476), на лице которого играет своеобразная полуулыбка, впоследствии ставшая отличительной особенностью стиля художника. Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи.
Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди. Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-1435, Музей собора, Флоренция). Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. Место перед статуей становится частью концепции. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным.
На смену дереву приходит мрамор и бронза. «Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане. Все было на стороне юного художника: красота, сила, ловкость в танцах, все, что нравилось и нравится женщинам, к тому же выдающиеся и привлекательные таланты – живопись, музыка, даже поэзия. Легкий и изящный силуэт — вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. Но обо всем по порядку.
Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно.
Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный. Его отец, Микеле ди Франческо, был довольно зажиточным человеком. Изящная статуя, выполненная из бронзы, стала символом гуманистической ренессансной культуры. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую.
Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. В том, как неестественно прямо держится он в седле, тоже ощущается заряд энергии.
Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам. Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли — воли всадника. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Ее потом доводили до совершенства уже его ученики. В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460-х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы». Итак, согласно научному труду Сергея Анатольевича Мусского «100 великих скульпторов», «к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид» Очень подробно описал статую, находящуюся в Национальном музее во Флоренции, знаток итальянского искусства С. О. Андросов: «Верроккьо изобразил Давида оживлённым и задорным юношей, одетым в колет и поножи.
Верроккьо научился этому в мастерской ювелира. Это Андреа дель Верроккьо. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно. Место перед статуей становится частью концепции. Вазари также характеризует Верроккьо как человека средних способностей, добившегося всего упорным трудом. Верроккьо так и не обзавёлся семьёй.
Есть в этой статуе — постановке фигуры изгибе торса, движении рук — и отзвуки готики. Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде». При взгляде же на прекрасное волевое лицо и мощную фигуру микеланджеловского Давида, становится ясно, что у этого атлета достанет собственных сил, чтобы одержать любую победу.
Легкий и изящный силуэт— вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. И большей частью они были живописцами. Реализм понимали в это время как правду земного. На самом деле все было не так.
Одно из ведущих мест в этом процессе по праву занимала скульптура. это действительно только самое начало работы. (Сын погиб в схватке с отцом. И он выходит с одной пращой.
Наверное, так оно и было. Для начала покажу конкурные работы Брунеллески и Гиберти, которые были выделены жюри конкурса как самые лучшие. Её нужно рассматривать внимательно и любовно, чтобы найти множество живых, жизненных наблюдений.
Возникают новые материалы. Б. Тьеполо). На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо. Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного.
Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженность тела. Из одежды только пастушья шапка с лавровым венком и сандалии с поножами. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны». В 1479 году Верроккьо участвовал в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони (1400—1475), предназначенной для площади Сан-Заниполо. Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д.
После своей смерти кондотьер завещал похоронить его в Базилике дель Санто в Падуе. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс.
Он умер в возрасте 53 лет, пораженный внезапной и неизвестной болезнью. исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией. Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти.
В живописных рельефах (Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-1427 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения. Но он не был выдающимся мастером. Он был признанным творцом еще при жизни и повлиял на развитие искусства целой эпохи. Вазари (дворец Уффици, во Флоренции)Каналетто. Звуки арфы постоянно раздавались в его мастерской. Следуя библейскому сюжету, скульптор изобразил своего героя очень юным.
Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425-1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк, терракота, около 1428-1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. И проклял филистимлянин Давида богамисвоими. В последние годы своей жизни работал на таможне. Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике. Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны.
Вся фигура излучает довольство собой и уверенность.
И эта работа была, в свою очередь, куплена Синьорией у владельцев, семьи Медичи. И решена она тоже очень интересно, оригинально. Я выступил, приняв вызов. Не завершив начатое, художник скончался там 10 октября 1488года.
Вот таким образом в лекциях (как и вообще в исследованиях) Б. Р. Виппера бесполезно было бы искать какой-либо один круг приемов для анализа художественных произведений: приемы здесь многообразны и всегда подчинены возникающей задаче. Вэпоху кватроченто мастер прославился благодаря своим работам вклассическом стиле— как вжанре живописи, так ивсоздании скульптур. Он родился в 1435 году.
Памятником Коллеони завершилась последовательная и целеустремлённая эволюция художника. Появляются новые жанры: развивается портрет, возникают конные статуи. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. «Юдифь и Олоферн» – один из вариантов популярных в эпоху Возрождения преданий о женском героизме.
Эразмо да Нарни был венецианским кондотьером, наемным военачальником. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость». В оценках искусствоведов встречается и немало противоречий.
Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов.
Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность». Т. е. Хотя ценили его больше как скульптора. Это – чудо драматического действия, замороженное.
Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные). Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. Избранник Бога, он из пастухов попал в цари, одолел метким ударом из пращи филистимского великана Галиафа.
Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Рисунок складок одежды чрезвычайно красив, они свободно и легко струятся вниз. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженноть тела. Другой – Сеттиньяно, замечательный скульптор, особенно удачно изображавший женщин и детей.
82 ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА, одна из художественных школ Италии. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Он стоит, опустив правую руку с мечом, попирая ногою голову поверженного Голиафа. Одеяние военачальника – свидетельство желания придать ему черты героев Античности. Завершение проекта легло наплечи Алессандро Леопарди. Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы Давид мог возвышаться над созерцающими его». Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном.
Скульптор почти повторил позу «Давида» Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях.
Этот молодой, чувственный и в тоже время отважный Давид, созданный Вероккио через несколько десятилетий после знаменитого Давида Донателло, так же является одним из наиболее значимых примеров изобразительного искусства эпохи Ренессанса, попирающего старые догматы и символизирующего веяния нового времени — возращение к античным идеалам красоты. Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты». Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. В детстве мальчик уже славился умением рисовать карикатуры.
Т. е. Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. Глаза как бы прищурены. Этот пробел может быть восполнен содержанием названной в сноске книги Б. Р. Виппера «Борьба течений в итальянском искусстве XVI века», где мастера и памятники архитектуры как раз охарактеризованы в первую очередь. Мужественная сила соединилась в нем с почти женственной тонкостью черт лица густые, прекрасные волосы, дальнозоркие, живые и проницательные глаза, «повелительные» брови, высокий открытый лоб, несколько насмешливая улыбка выхоленные руки, одинаково владевшие шпагой и кистью нога патриция, которою восхищались дамы и которой повиновались самые строптивые кони.
Верроккьо не мог не знать «Давида» Донателло, вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со своим предшественником. Лицо Христа с вьющимися волосами полно благородной красоты. Среди учеников Верроккьо в его мастерской были такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи — по легенде именно он позировал учителю для статуи Давида (1476), на лице которого играет своеобразная полуулыбка, впоследствии ставшая отличительной особенностью стиля художника. Но более вероятный срок исполнения — около 1462 года. Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей. Бронзовый Давид не просто молод, он юн. Ему оставалось жить всего два с небольшим года.
Дьявол – карикатура на бога. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Лицо же Фомы напоминает образы юношей, созданных скульптором ранее. Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище.
Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. Видимо, он настолько был увлечен античностью, что заразил и одного из своих заказчиков, самого влиятельного, Козимо Медичи, так что тот приобретал античные вещи.
С детства он «владел пером» в самом широком смысле слова, рисовал, писал и вычислял шутя. Зритель почти физически ощущает фактуру драпировок, волос, обнажённого тела. «Самый красивый мужчина во всей Флоренции», – говорили о нем не только женщины, но и его первые биографы и это мнение легко проверить, взглянув на известную картину, на которой молодой Леонардо изображен в виде архангела Михаила. Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение».
Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. Более двадцати лет Гиберти трудился над северными дверями флорентийского баптистерия. Вместе с тем ему свойственны большая мягкость и округлость форм, усиливающие очарование юности. Андросов отмечает:«Статуи отлиты и прочеканены с исключительной тонкостью. Результат столь вдумчивой и продолжительной работы оправдал все затраты. Изгибы торса и рук, а также расположение складок одежды – все подчинено этому приему. При этом диапазон его творчества широк.
Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. До совершенства свои навыки мастер доводил во время поездки в Рим. Эразмо де Нарни был правителем Падуи. И все это сразу выливается и в художественную практику.
От порыва ветра разметались волосы, образовав забавный хохолок. Карикатура, пародия, кривое зеркало порядка иправды. Хотя иногда некоторые исследователи об этом пишут, называя его поздние работы немножко ретроградными, возвращающимися к какой-то до-возрожденческой пластике, немножко, может быть, более готическими. Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине.
Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-1408) еще отмечены готической скованностью форм измельченной дробностью линейного ритма. И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. Внутренняя динамика, свойственная фигуре, хорошо читается благодаря отклонению тела от центральной оси скульптуры и расположению меча.
Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения во 2-й пол. Вероккьо выполнил эскизную скульптуру из дерева и в 1483 году выиграл конкурс. Гаттамелата – это прозвище. Его тело кажется слишком изнеженным, даже немного женственным. Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала.
Однако работу автор незавершил, скончавшись в1488году.
Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть тела ложится на правую, крепко и прямо стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры («хиазис») известный скульпторамдревности, был возрожден Донателло. Сохраняя свойственные искусству Раннего Возрождения ясность объемов и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью прозрачной светотени добивался зрительного слияния человеческих фигур с пейзажем. В работах мастеров раннего венецианского Возрождения (середина и 2-я половина 15 в. ) — братьев Виварини, Якопо Беллини и особенно Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо — нарастают светские начала, усиливается стремление к реалистическому изображению окружающего мира, передаче пространства и объёмаВ работах Д. Фетти, Б. Строцци и Я. Лисса приёмы живописи барокко, реалистического наблюдения и влияние караваджизма сосуществуют с традиционным для Венеции интересом к проблемам колорита. Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал. Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо. Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя.
Проблематика творческой борьбы за идеи Возрождения на подъеме к нему (кватроченто), а затем на новом этапе, после него, в атмосфере реакции, когда складывались основы иных направлений и стилей (маньеризм, барокко), в целом больше интересует и затрагивает ученого, нежели проблематика Высокого Ренессанса как таковая. Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. Он живёт в фамильном доме в квартале Сант-Амброджо. для мастеров Возрождения этот реализм был наполнен религиозным переживанием, приближением Бога к человеку.
Мастера часто, особенно если заказ был большой, а сделать его надо было быстро, привлекали своих учеников к некоторым второстепенным деталям. Гиберти отнесся к этому заказу как к почетному, так как, конечно, это ставило его на высокий пьедестал как одного из первых мастеров Флоренции. Верроккьо выполнил эскизную скульптуру из дерева и в 1483 году выиграл конкурс. Получает развитие жанровая живопись (Дж.
Близка по замыслу к этой работе и скульптура Андреа Верроккьо (1473 г. ): стройная бронзовая фигура, меч в руке, отрубленная голова Голиафа у ног. Наверное. Удивительно точно воссозданы в бронзе переплетающиеся канаты. Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят.
А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость». Статуя прекрасно отлита и прочеканена, причем голова Голиафа сделана отдельно. И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился. Зазор между небом и землей становится все меньше. В произведениях Джорджоне (Юдифь, ). В 1941–1943 годы ученый вернулся к этому тексту и создал новую его редакцию, в которой широко привлек материал своего большого путешествия 1938 года по европейским музеям и выставкам, уточнил и развил характеристики отдельных художников Возрождения (особенно Джотто, Боттичелли и более всего Микеланджело), углубил социологические обоснования художественного процесса. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Необыкновенно выразительны движения, жестикуляция персонажей и их лица.
В настоящее время Давид Вероккио находиться в музее Барджелло. небесной реальности. в живописи В. ш. яркое художественное выражение. И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым.
Здесь он выражает то, что только он мог выразить. Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду.
В XVII в. венецианская школа переживает период творческого спада. А с этого времени, начиная с Кватроченто, даже, может быть, чуть-чуть раньше, когда взгляд с небес опускается на землю, реализмом уже называется то, что отражает правду жизни. Уже первыми работами ему удалось зарекомендовать себя талантливым художником. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги.
Было в его натуре, без сомнения, много эксцентричного: так, например, он любил писать на манер восточных народов, то есть справа налево. Летом 1492 года обе фигуры — лошади и всадника — были отлиты им, а 19 ноября 1495 года памятник уже стоял на своём месте, на площади Сан-Джованни де Паоло. Первое, что поражает в памятнике Коллеони, — совместное энергичное движение вперёд всадника и его коня. Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы. В общем, очень непонятно.
И пейзаж и фигуры и вся композиция кажутся условными. (Это видно, хотя бы на примере истории изображения, но, правда, в живописи Св.
Оно проработано так тщательно, что кажется живым. Самые значимые работы скульптор создает впоследние два десятилетия своей жизни. Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Он и грешил, соблазнившись чужой женой – Вирсавией – и погубив её мужа и расплачивался за грех – на него восставал его собственный сын. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Создаваемые им образы приобретали яркие индивидуальные особенности, выразительность нередко достигалась за счет неправильных черт. Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел.
Летом 1492 года обе фигуры – лошади и всадника – были отлиты им, а 19 ноября 1495 года памятник уже стоял на своем месте, на площади Сан Джованни э Паоло. К ученикам он относился как к своим детям, принимал бедных наравне с богатыми. Не завершив начатое, художник скончался там 10 октября 1488года. Статуя прекрасно отлита и прочеканена, причем голова Голиафа сделана отдельно. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс.
А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость. При создании статуи мастер обратился к античному способу устойчивой постановки фигуры. Эта откровенность — главное, что отличает его от самоуглублённого, размышляющего Давида Донателло. Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей.
Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». Он начал свою карьеру с самых низов и, честно служа Флоренции, сумел достичь многого.
Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны. Создавалось впечатление, будто они всегда здесь и находились. Бароцци, прозванный Виньолою (замок Капрарола, в Витербо), художник и биограф художников Дж.
Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид». «Прекрасный пловец, великолепный всадник, грозный боец на шпагах», – пишет о нем один биограф. Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло. К скульптуре была добавлена многозначительная надпись: «Храбрым борцам за отечество Боги помогают против ужасных врагов».
Скульптор этой статуей порывает с традиционным способом трактовки образа Давида. Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны. Сегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид».
Итальянский Ренессанс стал временем расцвета всех видов искусств, от архитектуры до музыки. Гаттамелата облачен не в современные Донателло одежды, а в доспехи времен Древнего Рима. Он улыбается, слегка повернув голову к правому плечу. Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо. Для постановки фигуры мастер использовал прием контрапоста. Его творения наиболее выигрышно смотрелись именно там, куда их ставили после завершения. Центральное место в его деятельности на протяжении всей жизни (1378 – 1455) занимала проблема создания живописного монументального рельефа. Лицо как бы освещается изнутри радостью.
В центре внимания автора неизменно стоит личность художника и анализ его произведений.
Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. И он же, Донателло их реставрировал. Знаменательно, что мраморная статуя первоначально предназначалась для собора Санта- Мария дель Фьоре, но в 1416 г. ее приобрела Синьория (городской совет) и установила перед своей резиденцией Палаццо Веккио (Палаццо делла Синьория). Мы видим в архитектуре несколько планов. И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать. С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. Тем не менее эта работа тоже значительна.
Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. Нагой и на вид безоружный. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. Очень подробно описал статую знаток итальянского искусства С. О.
для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Каждый из художников предстает в его оценке как неповторимая творческая индивидуальность. Созданный им образ всё же является и идеальным и вполне отражает представление о красоте, сложившееся во второй половине XV столетия. Другое известное произведение Вероккьо — «Путто с дельфином» имеет предположительную датировку 1465 год. В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло.
Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм (Мадонна, около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем). Умер Гаттамелата в 1443 году. Если у Донателло мы видели Давида чуть-чуть робкого, чуть-чуть даже с какой-то такой, я бы сказала, девичьей пластикой, то здесь абсолютно другой Давид. Разумеется, он судит по достоинству стиль Высокого Ренессанса. Словно живые листья и плоды венков в центре саркофага.
Может быть, это мое личное мнение. Основоположником венецианской школы живописи по праву считается Джованни Беллини («Мадонна на троне в окружении святых») (1431. Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют. Специальный курс под этим названием Б. Р. Виппер начал вести в Московском университете в 1918–1923 годы, вел с 1924 года в Риге (Латвийский университет, Академия художеств), читал в 1941–1943 годах в Среднеазиатском государственном университете в Ташкенте и, наконец, с 1943–1944 года — в Московском государственном университете. Решение этих и других вопросов требовало времени. Памятник кондотьеру Коллеоне, 1481-1495, бронза, 395 смПамятник поручили завершить известному литейщику Алессандро Леопарди. Современному зрителю статуя, однако, вряд ли покажется убедительной.
Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. Из старших соучеников Леонардо на него повлиял разве один Боттичелли, прославившийся своими чудными рисунками к «Божественной комедии» Данте, настоящий художник-поэт, мечтательный идеалист, любивший, подобно Леонардо, научные и философские занятия.
Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа. Размещение голову Голиафа была источником некоторых дебатов для искусствоведов. Посему, дабы после смерти почтить его больше, чем чтили его при жизни, устроили ему почетнейшие похороны в означенной церкви и провожали его все художники, архитекторы, ваятели, золотых дел мастера и почти весь народ этого города, в котором еще долго не переставали сочинять в честь его разного рода стихи на различных языках» Я думаю, что здесь Вазари не преувеличивал, так как действительно Донателло прожил такую длинную жизнь, пережил своего учителя Гиберти, пережил своего друга Брунеллески и в таком почетном возрасте его, конечно, очень многие превозносили. Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена.
С подачи Лоренцо Гиберти начинает распространяться техника глазурованной терракоты. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность.
Леонардо имел хороших учителей, но более всего учился у самого себя.
Франческо Гварди. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. Он как бы находит такой среднестатистический вариант образа святого, который, может быть, легче повторить другим людям – менее индивидуализированный, более идеалистический, который потом, может быть, больше тиражируется, больше на него будут ссылаться. «Поклонение волхвов». Особо среди них выделяются фигуры Святого Марка (1411 – 1412) и Святого Георгия (1417).
Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. Давид у Верроккьо разве что чуть более мужественен, чем донателловский. Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411-1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием. Он первым из художников пишет картины на мифологические и литературные темы, (другие художники работали в основном по заказам церкви), а также портреты, вводит в живопись изображение нагого тела, передает в пейзаже состояние природы.
Флорентийцы увидели в Давиде близкого им героя, защитника народа. Какаясила. 83 Джорджоне (1476 или 1477–1510) итальянский художникНастоящее имя художника – Джорджо Родоначальником искусства Высокого Возрождения в Венеции считается Д. Д. Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. Давид – скульптура нестандартная.
Таким приемом достигается ощущение расслабленности позы, отдохновения после схватки. Кое-где (на псевдоарабских буквах каймы колета) видны остатки позолоты. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча.
Либо «кошка цвета меда». Большинство исследователей относят исполнение «Давида» к периоду между 1473–1476 годом. 15-16 вв. И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует. Статуи были установлены в нишах, однако казались законченными самостоятельными скульптурами, гармонично вписывающимися в архитектуру церкви и не зависящими от нее.
Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года. Верроккьо не мог не знать Давида Донателло, вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со своим предшественником. Большинство исследователей относят исполнение «Давида» к периоду между 1473–1476 годом.