Определяющей чертой Коллеони у Верроккьо является всесокрушающий порыв и энергия, действительно способная вызвать ужас. Определяющей чертой Коллеони у Верроккьо является всесокрушающий порыв и энергия, действительно, способная вызвать ужас. Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. В 1482 году Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони.
Образ, созданный Верроккьо, потому и производит такое сильное впечатление, что представляет собой не только портрет Коллеони, но типический образ решительного и смелого военачальника.
Суть этого движения заключается в том, что оно означает перемещение в пространстве, но без ясной, видимой цели, без определенного тематического мотива (впервые в греческой скульптуре мы сталкиваемся с этим движением в статуе Дорифора Поликлета). Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли – воли всадника.
Либо «кошка цвета меда». Если раньше статуя мраморного «Давида» в основном говорила об отваге и решительности защитника родины, то теперь в образ «Моисея» Микеланджело вложил более сложную мысль. Словно живые листья и плоды венков в центре саркофага. Движение для него -- определенное положение тела.
Наверное, так оно и было. Если же нет действия, то архаическая статуя совершенно неподвижна (как свидетельствуют многочисленные статуи так называемых аполлонов). В «Моисее» образ борца значительно усложнился, стал глубже и полнее.
Глаза как бы прищурены. Когда статуя Коллеони была торжественно открыта на венецианской площади Санти-Джованни-э-Паоло (1496), во Флоренции и Риме уже работал молодой Микеланджело. Эта ранняя работа — образец изощренного декоративизма. И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым.
Конь, созданный Верроккьо, прежде всего, конкретен. В противовес этому переживает бурный подъем новый тип искусства. В. принадлежит также ряд портретных бюстов (Джулиано Медичи, терракота, ок. Напротив, такой компромисс часто дает самые отрицательные результаты. В 1884 году В. И.
Имя позаимствовал у своего учителя, ювелира Верроккьо. В его жилах -- не кровь, а сок произрастания, оплодотворения. Написанные им детали заметно отличаются от остальной части картины. Позднее он рассказывал, что ему почудилось, как в дверь комнаты вошел какой-то древний старик и прошептал: «О Бенвенуто, ваша работа испорчена и этого ничем уже не поправить». И опять-таки иное понимание движения мы находим в индийской скульптуре. Эта статуя создана в 1479-1490 годах и воздвигнута на одной из площадей Венеции. Конь шагает, подняв высоко вверх левую переднюю ногу и широко расставив задние.
Верроккьо – автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй («Давид», бронза, 14731475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б. Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 14791488, отлит в 1490), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. Удивительно точно воссозданы в бронзе переплетающиеся канаты. Сануто называет памятник «прекраснейшим произведением», а автором его считает Алессандро Леопарди.
Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят. Движение индийской статуи в этом сравнении можно назвать бесцельным и бездейственным. Лицо его, страшное в фас, в профиль напоминает чудовищную птицу, над горбатым носом, похожим на клюв, над насупленными бровями — выдающийся вперёд острый козырёк шлема ещё усиливает впечатление чего-то нечеловеческого. Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». Андреа специализировался на скульптуре, но временами обращался и к живописи. Меняются средневековые каноны: удлиняется овал лица, линия бровей становится четче, глаза делаются глубже, наконец, появляется знаменитая греческая «прямая переносица». Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги.
Рисунок-копия с проекта Микеланджело, хранящийся во Флоренции в музее Уффици, показывает, что первоначально «Мадонна» была задумана по типу ранней «Мадонны из Брюгге», младенец, стоящий на полу между коленями мадонны, в руках у мадонны — книга. III. Сануто называет памятник «прекраснейшим произведением», а автором его считает Алессандро Леопарди. Но это ещё не было окончательной победой.
Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. «Трагедия надгробия» далеко не закончилась на этом втором проекте. и т. п. В этом смысле скульптура действительно беднее живописи и графики.
У Верроккьо в основе каждого предлагаемого решения лежит тонкий и глубокий расчет. Изображения нимф отличаются поэтичностью образов, грацией и разнообразием движения. Главное, что поражает в памятнике, — совместное энергичное движение коня и всадника. В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи. В. не было суждено увидеть этот монумент законченным после смерти мастера отливкой памятника и его установкой руководил А. Леопарди (ему принадлежит и создание высокого постамента). Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар. Скульптор изображает формы не такими, каковы они есть, а какими должны быть.
В последнем он преуспел больше и потому мечтал о конном памятнике на площади Сан-Марко. Суриков написал о Микеланджело П. П. В том, как неестественно прямо держится он в седле, тоже ощущается заряд энергии.
У него вот таким образом была проблема размещения двух статуй (больше, чем жизненный размер) в шатре, первоначально предназначенном для одного. Косьмы и св. Когда статуя Коллеони была торжественно открыта на венецианской пл. Высокий постамент избранный Леопарди, позволяет монументу не теряться рядом с кирпичной громадой церкви Сан Джованни э Паоло. Верроккьо был непревзойденным декоратором и режиссёром придворных празднеств.
В классический период греческого искусства в скульптуре появляется другой вид движения изобретателем которого можно считать Поликлета, но который особенной популярностью пользовался в IV веке (вспомним произведения Праксителя, Скопаса, Лисиппа). Один из первых проектов, по-видимому, предполагал сооружение четырех гробниц (Джулиано и Лоренцо Великолепных, герцога Джулиано Немурского и герцога Лоренцо Урбинского). В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода».
Художник скончался там в 1488 г., не завершив начатую статую. Он снова пересмотрел проект и у боковых стен поместил усыпальницы герцогов, а у стены против алтаря — двойную гробницу — Лоренцо и Джулиано Великолепных. Исследователи пишут, что, может быть, величие Верроккьо в том, что он умел учиться даже у своих учеников. Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо.
1462–1465, Нац. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм («Мадонна», около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем). Созданный им образ всё же является и идеальным и вполне отражает представление о красоте, сложившееся во второй половине XV столетия. Другое известное произведение Вероккьо — «Путто с дельфином» имеет предположительную датировку 1465 год. Самым же замечательным открытием Микеланджело являются мотив задержанного, подавленного, связанного, противоречивого движения (воплощающего по преимуществу борьбу воли и чувств).
Он стал известным своим прозвищем «Верроккьо», который на итальянском языке имеет в виду «истинный глаз» дань, данная ему для его артистического успеха. Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид». Последние годы пышно жил в своем замке Мальпала, где и умер, оставив часть своего имущества (100 тысяч дукатов золотом) Венеции на благотворительные цели. Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес. Постамент очень высок и имеет тектонический характер.
Уже в первой живописной работе – изображение ангела и пейзажа в глубине верроккьевской картины, Леонардо обнаружил зрелость технического мастерства (владение рисунком и колоритом), равно как и формального языка. Таковы и нимфы «Фонтана невинных». вратами в рай.
В общем, очень непонятно. Завершение проекта легло наплечи Алессандро Леопарди. Но, в конце концов, отец смирился с художественными наклонностями сына и однажды, взяв перо, написал: «Тысяча четыреста восемьдесят восьмого года, апреля 1-го дня, я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, помещаю своего сына Микеланджело к Доменико и Давиду Гирландайо на три года от сего дня на следующих условиях: сказанный Микеланджело остается у своих учителей эти три года, как ученик, для упражнения в живописи и должен, кроме того исполнять все, что его хозяева ему прикажут, в вознагражденье за услуги его Доменико и Давид платят ему сумму в 24 флорина: шесть в первый год, восемь во второй и десять в третий всего 86 ливров». Как и в первом проекте, внизу предполагалось поместить рабов, в нишах — статуи «Победы» и поверженных врагов.
Лицо как бы освещается изнутри радостью. Искусство Верроккьо отразило сложность этой ситуации. Главный, западный фасад Лувра насыщен украшениями, но, однако, не перегружен ими.
Имя позаимствовал у своего учителя, ювелира Верроккьо. В этом упреке есть доля истины. Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV века, где художественные мастерские осуществляли любые прихоти покровителей (производство посуды, архитектурные проекты и многое другое). Здесь немножко другая история. Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа.
Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. Далёкий от героического стиля Мазаччо и Донателло, он, наряду с современными ему художниками, такими, например, как братья Поллайоло, достиг более натуралистической трактовки фигуры. Он оплакал в ней гибель свободы родного города. Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Он был сначала отдан в учение ювелиру.
Могучая фигура хочет повернуться спиной к зрителю, но голова, лицо упрямо оборачиваются к дневному свету, он не в силах не смотреть. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике. И пейзаж и фигуры и вся композиция кажутся условными.
Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. Прежде всего, потому, что задача скульптора не есть имитация действительности. То у Венеции против Милана. В результате вся скульптурная группа обретает динамику, пластическую убедительность.
Монументальная скульптура второй половины XV века во Флоренции (и всей Италии) не дала особенно крупных явлений. И эти памятники начинают множиться. От порыва ветра разметались волосы, образовав забавный хохолок. Настал день и Челлини перенес Персея в Лоджию деи Ланци.
Надо лбом — маленькие рожки, обозначающие лучи. Скульптору важнее самые функции движения, витальные энергии, которые участвуют в движении. Сан-Марко. Это — старец атлетического сложения с длинной, спадающей ниже пояса бородой.
Кажется, что Верроккьо гордится своим мастерством в лепке мускулов и сухожилий. У стены, противоположной алтарю, поместил он «Мадонну», а также фигуры св. Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид».
Однако по наговору врагов Бенвенуто обвиняют в краже драгоценных камней из папской казны. Дамьяна, считавшихся покровителями дома Медичи. Микеланджело сам давал им примерно то же толкование. Здесь он выражает то, что только он мог выразить. Ее потом доводили до совершенства уже его ученики.
Примерно такой же подход к трактовке человеческого тела был характерен для некоторых более ранних произведений Верроккьо, в частности для «Давида» из Барджелло. Им созданы произведения не только в области чистой скульптуры, но также и в области прикладного — замечательный канделябр, но и даже монументального искусства — надгробие Пьеро и Джованни Медичи.
Он задумал ее как классический «монумент» христианства, как синтез архитектуры и скульптуры, как сплав античной «героики» и христианской «духовности», как выражение светской власти и сублимации души, обращенной к Богу. И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать. Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли— воли всадника. Не доверяя своим преемникам, папа Юлий II решил при жизни создать себе достойную гробницу. Однако венецианский Сенат, по-видимому, недовольный развитием событий, принял свои меры.
1475–1476, Нац. Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем.
Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли— воли всадника. Эпоха Возрождения не знала ещё такого синтеза архитектуры и скульптуры. Боясь новых напастей, мастер отправился во Францию. это действительно только самое начало работы.
И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился. Он улыбается, слегка повернув голову к правому плечу. В том, как неестественно прямо держится он в седле, тоже ощущается заряд энергии. Это можно отнести только к тематическому репертуару скульптуры. Вероятно, к ранним произведениям принадлежит известная статуя «Давид» (бронза, ок.
Изменения в проекте вызвали необходимость и в перекомпоновке этой группы. Но Давид, пригнавший стада в стан царя Саула, решается на битву. Всего было запроектировано сорок статуй.
Андросов:«Верроккьо изобразил Давида оживлённым и задорным юношей, одетым в колет и поножи. Правой рукой кондотьер сжимает поводья, в левой держит жезл, которым указывает вперед. Памятником Коллеони завершилась последовательная и целеустремлённая эволюция художника. Он не случайно составляет одно целое со своим всадником. Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. Восковая модель будущего Персея смотрится на одном дыхании. Андреа Верроккьо умер в Венеции в 1488 году.
Наиболее известна картина Верроккьо Крещение Иисуса Христа из музея Уффици во Флоренции. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли. Верроккьо научился этому в мастерской ювелира.
В середине должна была находиться статуя папы. Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли — воли всадника. И лишь когда форма наполнилась, Бенвенуто в изнеможении опустился на скамейку. В том, как он выносит вперед локоть левой руки, как властно сжимает жезл, чувствуется огромный волевой напор.
Тем не менее эта работа тоже значительна. Челлини превзошел самого себя. Перед нами – вождь, полководец, способный повелевать, принимать ответственные и жестокие решения, убивать врагов. Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид». Лицо как бы освещается изнутри радостью. галерея, Вашингтон и др. ).
Мускулы "Дня" напрягаются. Кажется, что Верроккьо гордится своим мастерством в лепке мускулов и сухожилий.
Чего стоит только упоминание учеников Вероккио, среди которых были знаменитые Леонардо даВинчи, Перуджино, Сандро Боттичелли, Гирландайо идругие мастера. Но в это время мои друзья написали мне, что попечители храма Сан-Джованни Баттиста рассылают приглашения всем мастерам, которые прославились своей учёностью и от которых они хотели получить доказательства». Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном. В том, как он выставляет локоть левой руки, как властно сжимает жезл, угадывается жестокий и непоколебимый напор. Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело.
Роль Гужона в творческом дуэте с Леско отнюдь не сводилась лишь к созданию скульптур по заказу архитектора — он был соавтором при работе над архитектурным замыслом. Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. Более развивались другие жанры пластики: камерные портреты, небольшие статуэтки.
(Этюды об изобразительном искусстве, стр. В 1463–1487 Верроккьо выполнил скульптурную группу Уверение Фомы (1476–1483, Флоренция, церковь Орсанмикеле отреставрирована в 1986–1993), одним из заказчиков которой был Пьеро Медичи. И чтобы понять масштаб этого шага, надо немножко отступить назад, так как романская архитектура Италии, в отличие, скажем, от Франции и даже от Германии, была не столь заполнена скульптурой.
Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник. Он ничего не видит перед собой, но не погружен также и в свой внутренний мир. Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV века, где художественные мастерские осуществляли любые прихоти покровителей (производство посуды, архитектурные проекты и многое другое). Задача скульптора не просто телесное изображение, но образ человека в таких формах, которые в максимальной степени концентрировали бы пластические ощущения зрителя изолируя их от остальных ощущений ("Геракл" Бурделя, "Бронзовый век" Родена).
В то же время она должна была представлять собой завершение исторического цикла, начатого святым Петром во времена Римской империи и утвердить авторитет «духовной империи» в лице папства под властью Юлия II. Еще одно существенное отличие между греческой и готической концепциями движения. Реализм понимали в это время как правду земного. Мы видим в архитектуре несколько планов. Великан был страшен, сорок дней никто не решался сразиться с ним.
В результате получается художественный разброд, нестерпимая пластическая какофония. Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. У ваятеля таких средств нет. Творчество В. завершает историю флорентийской скульптуры 15в.
И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме.
Связи скульптора с придворной аристократической средой герцогов Медичи и с ее вкусами выразились в особенности в статуе Давида (1473-1475) из Национального музея Флоренции. отливали эту статую уже другие люди, его ученики. Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно. Верроккьо принадлежит также ряд портретных бюстов (Джулиано Медичи, терракота, около 1475-1476, Национальная галерея, Вашингтон и др. ).
Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. Верроккьо выполнил эскизную скульптуру из дерева и в 1483 году выиграл конкурс. Экспрессивное движение готической скульптуры особенно ярко проявляется в любимой теме эпохи -- в теме "Пьета" (оплакивание) или, как ее тогда называли, "Vesper".
Площадь Сан Джованни э Паоло невелика и имеет неправильную форму. Луки. Он — наследник создателей ренессансной скульптуры, то есть мастеров первой половины века и предшественник мастеров Высокого Возрождения, один из которых (Леонардо да Винчи) был прямым учеником Верроккьо. В 1479 году Верроккьо участвовал в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони (1400—1475), предназначенной для площади Сан-Заниполо. Он поражает Голиафа в лоб камнем из пращи, затем, наступив ногой на тело, отсекает голову.
Все эти глубокие, духовные конфликты воплощены вращательными движениями, сочетанием напряженной подвижности с тяжелым покоем (отдельные члены тела находятся в непрерывном движении, все тело не двигается с места). И решена она тоже очень интересно, оригинально. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс.
Т. е. Творчество Верроккьо завершает историю флорентийской скульптуры 15 века. явно он апеллирует к античному наследию. Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала.
Он едва дал мне окончить слова, как сказал: «Я считаю, что разбираюсь в этом и разбираюсь отлично». Чистякову: «Его Моисей скульптурный мне показался выше окружающей меня натуры (был в церкви какой-то старичок, тоже смотрел на Моисея, так его Моисей совсем затмил своею страшно определенною формою, например, его руки с жилами, в которых кровь переливается, несмотря на то что мрамор блестит) Тут я поверил в моготу формы, что она может с зрителем делать. По заказу Лоренцо Медичи скульптор сделал эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров 1469, 1471 и 1475, создал бронзовую статую Давида (1476, Флоренция, Национальный музей) и скульптурную композицию Мальчик с дельфином для фонтана виллы Медичи в Кареджи. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. Необычно решено и установленное в Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо надгробие Пьеро и Джованни Медичи (1470-72) – изысканно-строгий по форме саркофаг из красно-лилового и зелёного порфира, увенчанный отлитыми из бронзы листьями аканта. Этой асимметрии, однако, не бывает у голов, рассчитанных на прямой фас или на обход кругом, но она очень характерна для голов, повернутых в профиль или отворачивающихся от зрителя (например, "Дискобол" Мирона).
Может быть, льстивым был человек. Произведения Гужона в известной степени предвосхитили итальянское барокко. 1460-хгг. Давид Верроккьо – молодой парень, скромно одетый, контрастируя с провокационным Дэвидом Донательо.
Художника здесь вдохновляет вообще не тело (как в греческой скульптуре), а переживание печали, отчаяния. Первоначальный замысел ещё больше упрощался: стороны надгробия, примыкающие к стене, были ещё более сужены, в нишах предполагалось теперь разместить не группы, а отдельные фигуры, верх надгробия превращался в ярус, расчлененный полуколоннами, между которыми проектировалось поместить четыре сидящие фигуры, в том числе и «Моисея». Перед нишами стоят саркофаги на высоких подставках. Так он попадает в папскую тюрьму в замке святого Ангела. К концу XV столетия художники все чаще занимаются анатомическими исследованиями. Если пластические работы Верроккьо широко известны (бронзовый Давид в Барджелло, группа Неверие Фомы на фасаде церкви Ор Сан Микеле и памятник Коллеони в Венеции), то с его живописью сопряжено много неясного.
Принадлежит Алессандро Леопарди, очевидно, также постамент памятника Коллеони и выбор места для него. Соревнование было устроено, чтобы позволить скульптору быть отобранным. Фигура Коллеони тоже лишена спокойствия.
Это было, по проекту Микеланджело, прямоугольное сооружение в 10, 5 метра длины и 7 метров ширины с овальной нишей для саркофага. Как Кови говорит, проблема была решена «самым удачным способом» работа, был помещен в положение в 1483 и «приветствовался со дня его обнародования и почти без исключения, признанного шедевром». Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности.
Его левая нога отставлена назад, как будто он готов стремительно вскочить. Изысканные условности поздней готики не удовлетворяют новые вкусы. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно. Первый его опыт воплотился в отведённой ему для работы части композиции Крещения. И большей частью они были живописцами.
Он работал над нею с 1513 по 1516 год. Это Гиберти. Зритель почти физически ощущает фактуру драпировок, волос, обнажённого тела. И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище.
Врешении, найденном В., есть некая скрытая полемика с Донателло, автором конного монумента кондотьеру Гаттамелате в Падуе (1447–53): спокойному достоинству Гаттамелаты В. предпочёл агрессивное начало, лёгким антикизированным доспехам– тяжёлые латы и великолепный шлем, подчёркивающий грозную экспрессию лица, характерность горбоносого профиля. Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты». Для начала сравним проблему движения в скульптуре и живописи.
В трактовке чуть асимметричного лица путто заметно стремление скульптора к выразительности. Тело же есть только результат переживания, его воплощение. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. ВЕРРОККЬО (Verrocchio) Андреа дель (собственно Андреа ди Микеле ди Франческо Чони, Andrea di Michele di Francesco Cioni) итальянский скульптор и художник.
Верроккьо происходил из среды флорентийских золотых дел мастеров. с Лоренцо ди Креди. небесной реальности. Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют. 1473, Нац.
Действительно, Лоренцо сидит в позе глубоко задумавшегося человека, как «Пророк Иеремия» на плафоне Сикстинской капеллы: те же скрещенные ноги, так же опущенная на руку голова. Во Флоренции В. возглавлял обширную мастерскую, где обучались мн. Коллеони управляет конем не только волевым, но и физическим усилием.
Наверное. Мало известно о его жизни.
Художник родился и долгое время работал во Флоренции он создал надгробие Козимо Медичи, с 1469 по 1487 г. работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы», в 1486 г. создал статую Давида. исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д. Сначала Микеланджело думал расположить четыре саркофага попарно у двух стен, разделив каждую пару столбом со стоящей на нем статуей и каждый из саркофагов украсив одной лежащей фигурой. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой.
Во-первых, другой материал. Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение». Дома, устав бороться с лихорадкой, он впал в беспамятство.
Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные). Верроккьо слыл непревзойденным декоратором и режиссёром придворных празднеств. В трактовке чуть асимметричного лица путто заметно стремление скульптора к выразительности. Именно это созидание трехмерной формы, этот гипнотический ритм выпуклостей и углублений мы прежде всего и переживаем в статуе и только потом перед нами возникает образ определенного человека в момент определенного движения. Традиции флорентийской культуры художник видит в натурализме, задачу искусства – в выявлении рассеянной в природе красоты.
И он выходит с одной пращой. Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение.
Сравнительно немногочисленные живописные работы Верроккьо созданы при участии его учеников: так, фигура ангела (слева) и частично пейзаж в картине «Крещение» написаны молодым Леонардо да Винчи картина «Товия с ангелом» (около 1473, Национальная галерея, Лондон) создана при участии П. Перуджино «Мадонна с Младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Донатом» (1475-85, собор в Иистое) написана совместно с Лоренцо ди Креди. Вероятно, самой известной работой Верроккьо является конная статуя Бартоломео Коллеони. А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти.
Конечно, он был не только мастер круглой скульптуры, но и мастер рельефа и его рельефы прекрасны. В последние годы своей жизни работал на таможне. И все это сразу выливается и в художественную практику. Деньги на монумент Коллеони завещал городу сам. Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д.
Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. Но этим аллегорическим смыслом не исчерпывается их художественное значение. Лицо же Фомы напоминает образы юношей, созданных скульптором ранее.
Это был отличнейший работник и честнейший человек, гордый и открытый во всех своих делах. Греческая статуя "изображает" движение, готическая -- сама есть "подвижное изображение". Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде». И его скульптуры, мне кажется, менее интересны. Несколько великих художников прошли через его семинар как ученики. Во всяком случае, те фигуры, которые он сделал для Орсанмикеле Я уже говорила об этой церкви, где было когда-то зернохранилище, а потом все превратилось в церковь с внешними нишами, где вставлены скульптуры святых.
Не завершив начатое, художник скончался там 10 октября 1488года. Коллеони – один из «титанов Возрождения», которых породила эпоха. Он умер в Венеции в 1488. «В 1504 году Помпоний Гаурикус критиковал лошадь Коллеони, потому «что она имела вид лошади с содранной кожей». Статуя как бы указывает зрителю на необходимость обойти ее, осмотреть не только спереди, но также и с боков. Как пишет Г. Лихачева: «Фонтан входил в число проектов, задуманных скульптором для оформления города в честь торжественного въезда короля в Париж 16 июня 1549 года. И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони.
Рисунок складок одежды чрезвычайно красив, они свободно и легко струятся вниз. ВЕРРОККЬО (Verrocchio) Андреа дель (собственно Андреа ди Микеле ди Франческо Чони, Andrea di Michele di Francesco Cioni) итал. Падение спроса на ювелирные изделия побудило его обратиться к декоративной резьбе (одна из первых работ художника в этой области – украшение капеллы собора в Орвьето в 1461) и темперной живописи.
На цоколе он сделал барельеф изображающий освобождение Андромеды Персеем. Правой рукой кондотьер сжимает поводья, в левой держит жезл, которым указывает вперед. Хотя ценили его больше как скульптора. Там идея движения вложена в самый характер пластической формы, движение выражено приемами фактуры -- ритмом линий, волнением поверхности, контрастами света и тени.
Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный. Он живёт в фамильном доме в квартале Сант-Амброджо. Среди его учеников были Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино и Лоренцо ди Креди.
Он вложил в нее совсем иное содержание: в «Моисее» он дал художественное воплощение мечты о мудром, сильном, решительном и смелом герое — объединителе Италии. Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли — воли всадника. В разное время в мастерской В. работали также С. Боттичелли и Д. Гирландайо. Архитектурное, скульптурное и ювелирное мастерство художника достигло в работе над «Персеем» своей вершины.
Имея за плечами опыт работы в ювелирной мастерской, Верроккьо обратился к живописи и скульптуре, учась на примере произведений античного искусства, а также своих непосредственных предшественников (прежде всего Донателло) и современников – Дезидерио да Сеттиньяно, Алессо Бальдовинетти, Сандро Боттичелли и Антонио Поллайоло. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Приметив, что гонфалоньер стоит внизу гиганта и что зрение не позволяет ему увидеть по-настоящему, Микеланджело поднялся на мостки, устроенные на высоте плеч статуи и, быстро схватив в левую руку резец и щепотку мраморной пыли, рассыпанной на досках мостков, стал, легонько взмахивая резцом, понемногу сбрасывать пыль, оставив нос в прежнем виде.
Но Венеция пошла на хитрость. Уже первыми работами ему удалось зарекомендовать себя талантливым художником. Бронзовая статуя Дэвида была уполномочена Пьеро де39 Медичи. Сравнительно немногочисл. Скульптор почти повторил позу Давида Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой. Мгновенно сообразив, Челлини велел разом открыть все отверстия формы.
Индийский скульптор трактует человеческое тело так безлично и вместе с тем органически вегетативно, что вполне естественно у него могут вырасти несколько голов и несколько рук (ведь и банановое дерево дает не один плод, а несколько). Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня». Он как бы находит такой среднестатистический вариант образа святого, который, может быть, легче повторить другим людям – менее индивидуализированный, более идеалистический, который потом, может быть, больше тиражируется, больше на него будут ссылаться.
В 1466 он получил заказ на исполнение монументальной бронзовой группы «Христос и апостол Фома» для ниши ц. Орсанмикеле. Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. Смелый юноша выходит без вооружения, а так, как привык ходить в полях и горах. Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы Давид мог возвышаться над созерцающими его». Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду.
Также несправедлив упрек, часто бросаемый скульптуре, в односторонности. Под правой рукой у него — две скрижали завета, обычный атрибут Моисея. Я тотчас же ответил и сказал: «Да, как государь, но не как художник так как если бы ваша высокая светлость разбиралась в этом так, как ей кажется, что она разбирается, она бы мне поверила благодаря прекрасной бронзовой голове, которую я ей сделал, такую большую, портрет вашей высокой светлости, который послан на Эльбу и благодаря тому, что я ей восстановил прекрасного мраморного Ганимеда с такой крайней трудностью, где я понес гораздо больший труд, чем ежели бы я его сделал всего заново, а также и потому, что я отлил Медузу, которая видна вот здесь, в присутствии вашей светлости, такое трудное литье, где я сделал то, чего никогда ни один другой человек не делал до меня в этом чертовском искусстве». Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли.
Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно. Фигура Коллеони тоже лишена спокойствия. Т. е.
«Мадонна» выполняет очень важную композиционную роль во всей капелле: она объединяет статуи, к ней обращены фигуры Лоренцо и Джулиано. Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. Его отец, Микеле ди Франческо, был довольно зажиточным человеком. Эта откровенность — главное, что отличает его от самоуглублённого, размышляющего Давида Донателло. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е.
Какое наслаждение, Павел Петрович, когда досыта удовлетворяешься совершенством. Среди работ этого времени– предназначавшаяся для фонтана статуя «Путто с дельфином» (бронза, Палаццо Веккьо, Флоренция). Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура. В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам. Персей был отлит на редкость удачно.
Художник родился и долгое время работал во Флоренции. Вэпоху кватроченто мастер прославился благодаря своим работам вклассическом стиле— как вжанре живописи, так ивсоздании скульптур. Конный памятник в Венеции — самое зрелое из произведений Верроккьо.
Фому для шатра центра, который Tribunale недавно купил на восточном фасаде Орсанмикеле, чтобы заменить статую Сент-Луиса Тулузы, которая была удалена. Необыкновенно выразительны движения, жестикуляция персонажей и их лица. Как пишет А. Губер: «Первое впечатление от «Моисея» — внешнее спокойствие при громадном внутреннем напряжении.
А между тем упрек скульптуре в однообразии несправедлив. Зритель не просто "видит" произведение скульптуры, но повторяет, переживает в себе всю сложную работу моторной энергии, уже раз пережитую творцом статуи. В творчестве Верроккьо реалистические тенденции, развивавшиеся во флорентийской школе 15 века, сочетались с аристократической утонченностью и изысканным декоративизмом форм, анатомическая точность и тщательность моделировки – с острой и изящной угловатостью линий.
В греческой скульптуре динамика касается исключительно тела изображенного человека, но сама пластическая форма (по приемам обработки материала) остается статически нейтральной. Она написана в самом начале 70-х гг. Это Андреа дель Верроккьо. Размеры гробницы были уменьшены до 7, 5 метра в длину и 4, 5 метра в ширину. Он – скульптор, который пропускает все через себя.
В полуулыбке, раздвигающей пухлые щёчки, приоткрыт рот. Особенно замечательна голова «Ночи» с прямым носом, глубоким разрезом глаз, небольшим ртом и резко очерченным подбородком. музей Барджелло, Флоренция) работая над ней, В. вступил в заочное соперничество с Донателло (статуя «Давид», бронза, 1430-егг., там же). В 1504 году Помпоний Гаурикус критиковал лошадь Коллеони, потому «что она имела вид лошади с содранной кожей».
Первоначально Микеланджело думал поместить «Мадонну» в специально построенной нише против алтаря. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Необычно решено и установленное в Старой сакристии ц. Сан-Лоренцо надгробие Пьеро и Джованни Медичи (1470–72)– изысканно-строгий по форме саркофаг из красно-лилового и зелёного порфира, увенчанный отлитыми из бронзы листьями аканта. По обеим сторонам ниш должны были быть расположены пилястры с гермами (скульптурными полуфигурами, переходящими в столбы).
В. был уже одним из ведущих скульпторов флорентийской школы. С легкостью и свободой передает скульптор в низком рельефе их сложные изящные позы. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло.
живописные работы В. созданы при участии его учеников: так, фигура ангела (слева) и частично пейзаж в картине «Крещение» написаны молодым Леонардо да Винчи картина «Товия с ангелом» (ок.
И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. Таким образом, эти статуи имеют абсолютно самостоятельное значение. Настоящее имя Андреа ди Микеле Чони (1435, Флоренция, -- 1488, Венеция) -- итальянский скульптор и художник эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи. Андреа дель Верроккьо (1435 – 1488), родившийся Андреа ди Мишель ди Франческо де39 Cioni, был итальянский художник, скульптор и ювелир, который был владельцем важного семинара во Флоренции.
В 1466 году он получил заказ на исполнение монументальной бронзовой группы «Христос и апостол Фома» для ниши церкви Орсанмикеле. Конь шагает, подняв высоко вверх левую переднюю ногу и широко расставив задние. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. Вероятно, к ранним произведениям принадлежит известная статуя «Давид» (бронза, около 1462-1465, Национальный музей Барджелло, Флоренция) работая над ней, Верроккьо вступил в заочное соперничество с Донателло (статуя «Давид», бронза, 1430-е годы, там же). Эразмо де Нарни был правителем Падуи.
Другим замечательным совместным проектом Гужона и Леско стал новый фасад Лувра. Предпочтение все-таки отдавали Гиберти, хотя, на мой взгляд, Брунеллески гораздо интереснее решил тему жертвоприношения Авраама. Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло.
Андреа дель Верроккьо специализировался на скульптуре, но временами обращался и к живописи. Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. Постамент этой конной статуи значительно ниже, чем принято в эпоху Ренессанса. На самом деле все было не так.
В юности занимался ювелирным делом после 1457, предположительно, работал в мастерской Донателло в качестве литейщика и помощника. Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio, настоящее имя Andrea di Michele Cioni — Андреа ди Микеле Чони) (1435, Флоренция — 1488, Венеция) — итальянский скульптор и художник эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Он родился в 1435 году. В разное время в мастерской Верроккьо работали также С. Боттичелли и Д. Гирландайо.
Но он не был выдающимся мастером. К началу XV века прежде великое искусство готики утратило свои жизненные силы. Действительно, здесь, особенно в этих Райских вратах, Гиберти, можно сказать, превзошел самого себя.
Челлини покинул темницу только в декабре 1539 года. К середине XV столетия новое искусство набирает силу и распространяется по многим городам Италии. Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. В 1469 мастер начал работу над гробницей Пьеро и Джованни Медичи.
Один из них — великий Леонардо да Винчи. Умер Верроккьо 30 июня 1488 года. Мы видим теперь голову «Моисея» в фас, но резко повернутой, как будто он увидел или услышал что-то такое, что требует его немедленного и грозного вмешательства. Если до сих пор каждая эпоха культивировала преимущественно какой-нибудь один вид движения (греческая скульптура -- движение пространственное, готика -- экспрессивное, скульптура эпохи барокко -- преходящее), то в XIX веке мы видим или комбинацию различных традиционных движений или же доведение до крайности какого-либо одного движения -- да максимальной экспрессивности, до мгновенного впечатления и т. п. Но наряду с этой комбинацией традиционных мотивов XIX век вводит новый динамический мотив, основанный на стремлении перенести движение из области телесных функций в область бестелесного, явления, как бы самые чувства воплотить в пластические формы.
Проанализируем, например, мотивы движения в скульптуре. Гаттамелата – это прозвище. выдающиеся художники.
Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. Грандиозный по своим размерам — 2, 55 метра высоты, — «Моисей» вполне закончен автором, отполирован до полного блеска даже мельчайших деталей. Фигуру Лоренцо ещё в XVI веке назвали «Мыслителем».
Герцоги Медичи стремились окружить себя блестящими художниками и поэтами. К плеяде выдающихся мастеров эпохи Возрождения и принадлежит флорентинец Андреа Верроккьо. Этот полководец водил то миланские войска на Венецию, то венецианские на Милан. Пожалуй, только у Микеланджело можно найти образы подобной силы. Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. В том, как неестественно прямо держится он в седле, тоже ощущается заряд энергии. Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам.
Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Чаще всего это происходит у Микеланджело таким образом, что внешние, физические препоны свободному движению превращаются во внутренний, духовный конфликт (таковы, например, "Скованные рабы" для гробницы папы Юлия II). Так смотрят на приближающегося врага: на лице застыла гримаса гнева или напряжения.
Лицо Христа с вьющимися волосами полно благородной красоты. Его семинар был во Флоренции, где он был членом Гильдии Св. Дворец стал одним из блистательных образцов архитектуры зрелого французского Ренессанса. У него есть несколько планов в рельефе. И прежде всего – побеждать.
«Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане. Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы. IV.
И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует. Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо. Определяющими чертами Коллеони у Верроккьо являются всесокрушающий порыв и энергия, действительно способная вызвать ужас. Они весьма женственны, у них высокие чистые лбы греческих богинь.
Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. Интересно, что когда Флоренция пережила чуму, очень многие вкладчики стали вкладывать сюда благодарность Богу – свои пожертвования. Среди работ этого времени – предназначавшаяся для фонтана статуя «Путто с дельфином» (бронза, Палаццо Веккьо, Флоренция). Самые значимые работы скульптор создает впоследние два десятилетия своей жизни. Припомнили ему и прежние убийства на дуэлях.
Однажды, знаменитый военачальник (кондотьер) Бартоломео Карлеоне, получивший множество заслуг в сражениях и битвах за республику Венеция, а также передавший большое состояние городу, занимаясь составлением своего завещания, указал в нем просьбу возвести в свою честь конную статую перед площадью Сан Марко. В полуулыбке, раздвигающей пухлые щёчки, приоткрыт рот. Верроккьо был именно таким мастером. Что это -- предсмертная агония или вздох первого пробуждения.
Эти практические навыки, воспринятые от учителя, пригодились Леонардо в будущем. Снова развели сильный огонь. Дело в том, что у многих греческих статуй можно наблюдать неравномерную трактовку левой и правой сторон лица. В том, как неестественно прямо держится он в седле, тоже ощущается заряд энергии. Т. е.
Он горяч и порывист. В 1479 республика объявила, что примет наследство, но что (поскольку статуи не были разрешены в Базарной площади) статуя будет помещена в открытое пространство перед Скуолой Сан Марко.
Именно вот таким образом он вызвал Микеланджело в 1505 году из Флоренции. Но видно, что внутри он сопереживает ей. Верроккьо не похож и на такого революционера в скульптуре, как Микеланджело, начавшего работать позднее, на пороге уже XVI века.
Но памятник ждала трагическая судьба: его не удалось закончить ни Верроккьо, ни Лоренцо ди Креди, ни даже Лоренцетто в начале XVI века. Последние годы жизни все мысли великого итальянца занимал заказ на конный памятник кондотьеру Коллеони. Памятник — пожалуйста, площадь — на здоровье. Как мы уже отметили, здесь преобладает изолирующая тенденция постамента (недаром памятник поставлен на известном расстоянии от церкви).
Эти три модели были показаны в Венеции в 1483 и с контрактом заключили Верроккьо. Его фигура завершала наиболее плодотворный период развития флорентийского Ренессанса. Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года. Правило городом семейство Медичи — одна из самых известных и блестящих династий Европы. Таким образом, статуя, находясь в центре площади, оказывается связанной и со зданиями и с окружающим ее пространством. скульптор и художник.
Если придать нормальные пропорции всаднику и лошади, то при рассмотрении снизу вверх всадник покажется слишком мал (что и случилось со статуей Гаттамелаты по отношению к его коню). Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди.
Но в практическом решении этой задачи возможны были разные варианты. Однако картина известна главным образом не своими художественными достоинствами (Верроккьо не выделяется в ряду многих видных флорентийских живописцев того времени). Гробницу предполагалось установить в соборе св. «Моисей» — одна из самых прославленных статуй Микеланджело. С той же проблемой ракурса снизу вверх скульпторам приходилось сталкиваться и при постановке конных статуй на высоких постаментах.
В июле 1516 года Микеланджело принужден был заключить с наследниками папы третий договор. Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны». Действительно, мы видим, что левый ангел очень сильно отличается от всего того, что на всей картине есть, что он действительно превосходит по мастерству, по изяществу исполнения все остальные фигуры.
Верроккьо родился во Флоренции в или приблизительно в 1435. Фигуры расположены на саркофагах так, что у зрителя создается впечатление непрочности, неустойчивости, фигуры как бы соскальзывают вниз. Может быть, это мое личное мнение. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Вот таким образом обычно статуи всадников несколько увеличивали или, наоборот, несколько уменьшали пропорции коня (например, коня курфюрста на памятнике Шлютера).
Художник скончался там в 1488 г., не завершив начатую статую. Конь как бы устремляется за пределы мраморного плинта. Ещё в 1465 году ему заказали группу «Христос и апостол Фома» для Ор Сан-Микеле.
Попробуем проследить за эволюцией проблемы движения в скульптуре. Струящимся складкам одежд нимф вторит тихое журчание льющейся из ваз воды. Со всех сторон Персей видится одинаково сильным и неукротимым. Ему оставалось жить всего два с небольшим года.
Очень подробно описал статую знаток итальянского искусства С. О. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. В 1465 г. он создал надгробие Козимо Медичи, с 1463 по 1487 г. работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы», в 1476 г. создал статую Давида. Автор всех этих столь разнообразных скульптур был и живописцем.
Ведь эти руки, жилы с кровью переданы с полнейшей свободой резца, нигде недомолвки нет». Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо. В том, как неестественно прямо держится он в седле, тоже ощущается заряд энергии. Пластический язык скульптуры полон певучих ритмов.
И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. С исключительным мастерством выполнены и зооморфные детали — мощные львиные лапы с устрашающими когтями и скромные маленькие черепахи, на которых покоится подиум. Те немногие сведения, которые сохранились о жизни Верроккьо примерно между 1471 и 1477 годом, говорят о том, что скульптор практически находился в это время не у дел. Вместо господствовавшего в прежних проектах горизонтального членения теперь получалась направленная вверх пирамида, а в связи с этим и все внутреннее пространство капеллы Медичи необходимо было решать иначе, чем это сделал Брунеллески.
От порыва ветра разметались волосы, образовав забавный хохолок. Было предложено, чтобы он был обучен как художник при Фра Филиппо Липпи. Зазор между небом и землей становится все меньше.
Столь же внимательно прослежена мастером и анатомия тела мальчика Отметим, например, его толстые и сильные ноги с характерными складками у коленок и щиколоток». Теперь оставалось искусно соединить обе фигуры. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией. Эту разницу можно сформулировать и иначе. «Бенвенуто, эта фигура не может у тебя выйти в бронзе, так как искусство тебе этого не позволит».
И тогда впечатление от «Моисея» делается ещё полнее и богаче. Во-вторых, скульптура не столько изображает тела, сколько их лепит, создает заново. Во 2-й половине 1460-х годов Верроккьо был уже одним из ведущих скульпторов флорентийской школы. Это движение особенно заметно при точке зрения сзади слева, когда сильнее всего чувствуется напряжение в мышцах лошади.
Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли — воли всадника. Мастера часто, особенно если заказ был большой, а сделать его надо было быстро, привлекали своих учеников к некоторым второстепенным деталям. Ему и поручили завершить памятник. Таковы, к примеру, луврские кариатиды и кариатиды усыпальницы Луи де Брезе в соборе Руана исполненные совсем ещё молодым Гужоном.
Петра. Верроккьо не было суждено увидеть этот монумент законченным после смерти мастера отливкой памятника и его установкой руководил А. Леопарди (ему принадлежит и создание высокого постамента). Он умер в возрасте 53 лет, пораженный внезапной и неизвестной болезнью. Большинство картин Верроккьо представляют собой изображения Мадонны с Младенцем. Однако работу автор незавершил, скончавшись в1488году. Ротенберг).
Джулиано застыл в просто красивой, как бы усталой и немного меланхолической позе. Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли — воли всадника. Обилие золотых вышивок, кистей и роскошных драгоценностей в костюмах персонажей его работ напоминает о первоначальном ремесле художника.
Ему и поручили завершить памятник. Жёсткая трактовка пальмового дерева и как бы металлический характер пространства слева от него так же как и фигур Христа и протянувшего над ним руку Иоанна Крестителя, не имеют ничего общего ни с фигурой подростка, чей нежный профиль моделирован мягкой светотенью играющей на его длинных, струящихся волосах, ни с тем пространством, которое открывается над головами ангелов. Однако венецианский Сенат, по-видимому, недовольный развитием событий, принял свои меры.
Но только теперь, в эпоху кватроченто (так называется XV век по-итальянски), переживает свой несомненный и окончательный триумф новое искусство, позднее названное искусством Возрождения. Овальные линии их крышек, прерывающиеся посередине двумя волютами, украшены аллегорическими фигурами времен суток, по две на каждом: перед Джулиано — «Ночь» и «День», перед Лоренцо — «Утро» и «Вечер». Он берет его за основу в образе Давида. И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата. Рельефам Гужона свойственна особая гармония, особая музыкальность. В том, как неестественно прямо держится он в седле, тоже ощущается заряд энергии.
В решении, найденном Верроккьо, есть некая скрытая полемика с Донателло, автором конного монумента кондотьеру Гаттамелате в Падуе (1447-53): спокойному достоинству Гаттамелаты Верроккьо предпочёл агрессивное начало, лёгким антикизированным доспехам – тяжёлые латы и великолепный шлем, подчёркивающий грозную экспрессию лица, характерность горбоносого профиля. Вернемся еще раз к памятнику Гаттамелаты. В 1463–1470 Верроккьо участвовал в создании предметов церковной утвари для флорентийского собора: он выполнил драгоценные облачения (не сохранились), бронзовый канделябр и позолоченный шар, венчающий фонарь купола.
Случайно тогда Пьер Содерини взглянул вверх, статуя ему очень понравилась, но когда он ее с разных сторон осмотрел, то сказал: «Нос у него, кажется мне, великоват». Свою работу над «Персеем» Челлини весьма подробно осветил в своих «Жизнеописаниях»: «Пока у меня строили мастерскую, чтобы мне в ней начать Персея, я работал в нижней комнате, в которой я и делал Персея из гипса, той величины, которой он должен был быть, с мыслью сформовать его по гипсовому.
Он является автором мраморной чаши для омовений (церковь Сан Лоренцо во Флоренции) и гробницы кардинала Никколо Фортегуэрри в Пистойе. Замечательно переданы, например, кисти рук с напряжённо пульсирующими жилами и тонкими трепетными пальцами. В знаменитой галерее Уффици во Флоренции хранится картина Андреа Верроккьо «Крещение Христа».
Он изменил отношение высоты к ширине и вместо 5:3 у Брунеллески удлинил пропорции до 9:4 путем введения второго яруса с пилястрами, расположенного над первым таким же ярусом. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. Хотя было трудно высечь целую фигуру из одной этой глыбы, хотя ни у кого не хватало смелости взяться за нее, не добавляя к ней других кусков, Микеланджело уже задолго до приезда во Флоренцию стал помышлять о ней и теперь сделал попытку ее получить. Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине.
Ученик оказался непохожим на учителя и превзошел его. И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит. Путто, стоя на одной левой ноге, отставил правую назад. Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. Работами над статуями для этого проекта Микеланджело был занят до 1518 — 1519 годов. Совсем иначе это происходит в готической скульптуре.
Во 2-й пол. На основании стиля и техники это было датировано Баттерфилдом к середине 1460-х он считал его шедевром ранней карьеры Верроккьо. Санти-Джованни-э-Паоло (1496), во Флоренции и Риме уже работал молодой Микеланджело.
Уже 13 января 1489 года был дан пропуск на въезд в Венецию из Феррары известному литейщику Алессандро Леопарди, вероятно, одному из конкурентов Верроккьо в получении заказа. Это Неверие Фомы на фасаде церкви Ор Сан Микеле во Флоренции (1476-1483). На эти слова его светлости я премного рассердился, говоря: «Государь, я знаю, что ваша высокая светлость имеет ко мне эту весьма малую веру и это, я думаю, происходит оттого, что ваша высокая светлость слишком верит тем, кто ей говорит столько плохого про меня или же она в этом не разбирается». Потом, взглянув вниз на гонфалоньера, стоявшего и глядевшего, сказал: «Теперь посмотрите» «Теперь мне больше нравится, — ответил гонфалоньер, — вы придали больше жизни». Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460-х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы».
Окончание работы над памятником Коллеони, согласно последней воле Верроккьо, должно было быть возложено на Лоренцо ди Креди, однако венецианский Сенат поручил завершить памятник известному литейщику Алессандро Леопарди. Так при небольшом обходе оживает мраморная фигура.
Его целью становится правдивая, соответствующая жизненному опыту и научным данным передача реальности, как она есть (точнее, как она предстает перед человеком в его ощущениях). Связь учителя и ученика следует рассматривать именно в таком плане. Там она должна была стоять свободно, то есть допускать круговой обход.
Действительно, конь Коллеони отличается очень подробной проработкой анатомии.
Мадонны, святые, мученицы становятся в творениях мастеров этой эпохи похожими на матерей, сестер, возлюбленных. Бартоломео Коллеоне был на службе то у Милана против Венеции. Их ранние работы может быть трудно отличить от работ Верроккьо. В этом упреке есть доля истины.
Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал. Что держит в руке. Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен. Кажется, что смотрит он на врага: на лице— гримаса гнева или напряжения, глаза широко раскрыты, рот застыл в жестком осклабе, мышцы лица и шеи напряжены. В эпоху Возрождения возвращается культ женской красоты.
Центральная часть же фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке. Примечательно, что, пройдя обучение в мастерской Андреа, художники (подобно Боттичелли и Перуджино) продолжали ориентироваться на его искусство. Однако, как пишет Челлини в своей знаменитой книге «Жизнь Бенвенуто»: «Достигнув пятнадцатилетнего возраста, я, вопреки воле моего отца, поступил в золотых дел мастерскую к одному, которого звали Антонио ди Сандро, по прозвищу Марконе, золотых дел мастеру. Но учеба у настоящего мастера не могла не дать свои плоды. Борьба воли с подсознательными импульсами. Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир.
Сравним с той же точки зрения две знаменитые статуи греческого скульптора Поликлета -- "Дорифор" (копьеносец) и "Диадумен" (атлет, накладывающий на голову победную повязку). Т. е. Обе они закончены до малейших деталей, обе имеют одни и те же размеры — 1, 8 метра высоты.
Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. Да вот же, рядом сверкает мрамором фасад Скуолы Сан-Марко. галерея, Лондон) создана при участии П. Перуджино «Мадонна с Младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Донатом» (1475–85, собор в Пистое) написана совм. Такого не удостаивались даже главы государства. Лицо его, страшное в фас, в профиль напоминает чудовищную птицу, над горбатым носом, похожим на клюв, над насупленными бровями — выдающийся вперёд острый козырёк шлема ещё усиливает впечатление чего-то нечеловеческого. Определяющей чертой Коллеони у Верроккьо является всесокрушающий порыв и энергия, действительно способная вызвать ужас.
У Андреа Верроккьо (род. Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. Что делает. У Верроккьо в основе каждого предлагаемого решения лежит тонкий и глубокий расчет.
С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. Хотя это не было помещено, где Коллеони предназначил, Пассаван подчеркнул, как прекрасный это смотрит в своем фактическом положении, сочиняя, что «великолепное чувство движения в этом числе показывают превосходному преимуществу в его урегулировании подарка» и что, как скульптура, «это далеко превосходит что-либо, век все же стремился к или думал возможный». «Титанический масштаб «Давида» создается не столько размерами скульптуры, сколько внутренним масштабом образа Он воспринимается как олицетворение безграничной мощи свободного человека и его способности преодолевать любые преграды. Человек в индийской скульптуре напоминает змею, растение, может быть, облако.
Глаза как бы прищурены. Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. Он умер в возрасте 53 лет, пораженный внезапной и неизвестной болезнью. Мастер заканчивал статую на воздухе. Правой рукой кондотьер сжимает поводья, в левой держит жезл, которым указывает вперед.
Историческое место Верроккьо более скромно, но оно в высшей степени достойно уважения. Такой же прекрасный и внутренне сосредоточенный образ создал Микеланджело и в «Мадонне Медичи». К полному отрицанию постамента Роден приходит в многофигурной группе "Граждане Кале". А если это реальные чувства, значит, это реальность боговоплощения, значит, реальны будут и страдания Матери и Сына и т. д.
По окончании этой работы он обрел покровителей в лице представителей семейства Медичи. При этом диапазон его творчества широк. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. Я за колорит все готов простить, но тут он мне показался ничтожеством. И он же, Донателло их реставрировал.