Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, в настоящее время разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу). Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только немного второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вкупе с Залом Скрутино (голосования).
Именно там талантливый юноша черпал вдохновение. Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов.
В эту же группу входит и больше интенсивная по цветовому решению композиция для главного алтаря церкви Сан Себастьяне, законченная в 1565 году. В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана. Некоторые образы носят портретный характер. Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане. Стены этих залов занимают красивые пейзажи с виллами и величественными классическими руинами, которые, без всякого сомнения, станут настоящей школой для одного из лучших пейзажистов XVIII века Марко Риччи.
Здесь мирно уживались между собой различные направления искусства. Створки были закончены и установлены в 1560 году. Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа.
Даже в первых работах молодого живописца тяжко приметить заметные следы влияния учителя. Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло. Полная непричастность художника к сути спора о соотношении художественного результата и религиозного содержания с особой наглядностью проявилась в том эпизоде допроса, когда художник простосердечно называет Страшный суд Микеланджело в качестве примера, который мне дали мои учителя, упоминая произведение, которое в эти годы было объектом самых жестоких обвинений со стороны многих фанатически настроенных представителей римского духовенства, вплоть до признания его еретическим и подлежащим уничтожению.
Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции. После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за другой серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (около 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане.
Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке. В результате инквизитор приговорил Паоло исправить и улучшить картину в течение трех месяцев и за собственный счет таким образом, чтобы она отвечала важности изображаемого сюжета. Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества.
Историки предполагают, что глава семьи решил так увековечить память об умершем брате, кроме того известно, что художник был его близким другом и проводил у Куччина немало времени, возможно, потому и согласился запечатлеть домочадцев в своих живописных работах. Но с особой яркостью и исчерпывающей полнотой весь круг художественных интересов зрелого Веронезе раскрылся в его станковых картинах.
Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния. Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот). На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка.
Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики.
Тогда же Паоло представил монахам план корпуса для церковного органа. Событием, в котором эта идея могла быть воплощена с особой наглядностью, стала почетная победа над турками, одержанная 7 октября 1571 года христианским флотом в ней важную роль сыграли венецианские корабли и доблесть венецианских граждан. Это наиболее содержательные из его полотен. пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие.
Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями. В отличающем эту работу особом графизме и переливчатом сиянии красок на поверхности тканей без труда угадываются черты, типичные для ранних произведений Веронезе.
Впрочем, написанные им холсты в любом случае должны были занять свои места на своде в период до марта 1578 года, т. е.
Веронезе Паоло (Veronese собственно Кальяри, Caliari) (1528-1588) итальянский художник эпохи Позднего Возрождения. К примеру, можно назвать, хранящееся у одного из частных коллекционеров Нью-Йорка «Обручение Святой Екатерины», экспонат веронского музея Кастельвеккьо – написанный в 1548 году алтарный образ «Пала Бевилъаква-Ладзизе», картина «Крещение», созданная для украшения одной из веронских капелл в 1548-1549 годах. В семье был пятым сыном.
Рассказывали, что сам Тициан, встретившись с Веронезе на площади св. Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт. Отец художника, как о том свидетельствуют старые документы – переписи населения Вероны, был дробильщиком камней иначе говоря, каменотесом или скульптором средней руки.
В первой из комнат, получившей наименование Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – толстый кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает ложь, тогда как на антаблементе, кроме различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой. Веронезе – автор торжественных многофигурных композиций (Брак в Кане, 1563, Лувр Семья Дария у ног Александра, после 1565, Национальная галерея, Лондон) с изображением праздничных шествий, пиршеств, со смело введёнными жанровыми мотивами, портретными образами, реально наблюдёнными деталями (Пир в доме Левия, 1573, Галерея Академии, Венеция). В частности работы Тициана, построены на абсолютно ином тональном принципе, а мягкую дымку на картинах Тициан создает сложным наложением слоев различных цветов. Основная сфера деятельности Веронезе — декоративно- монументальная живопись. В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции. Представитель венецианской школы. Расположенная вблизи базилики монахов францисканского ордена, эта церковь в 1806 году лишилась своего декоративного убранства.
Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции. Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий. Паоло Веронезе родился в 1528 году в Вероне. Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) больше двух десятилетий жизни.
Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл. В 1819 году была снесена и сама вилла. В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе). В целом, полотна передают собирательный образ Венецианской жизни.
Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет просторный салон-вестибюль, проходящий сквозь все сооружение (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры).
Между 1560 и 1561 годами Веронезе, как справедливо полагает большинство исследователей, создает самую прославленную из своих декораций – росписи виллы братьев Даниеле и Маркантонио Барбаро в местечке Мазер, возле Азоло, строительство которой было завершено около 1558 года по проекту Андреа Палладио. Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания.
Если бы Веронезе стремился точно следовать евангельскому тексту, как того требовали предписания Тридентского Собора, то он должен был бы перенести сцену Крещения Христа с опушки густого леса на пустынные берега Иордана. Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами.
Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида. Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года. В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся теперь в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини).
По сторонам от нее расположились написанные в технике гризайли сцены Римские триумфы и Аллегория Победы. Наконец, рядом с Веньером, как раз с целью уравновесить его роль, появляется фигура Агостино Барбариго, второго венецианского адмирала, участника битвы при Лепанто, скончавшегося от ран, полученных в сражении. В этом зале происходили все важнейшие официальные церемонии с участием дожа и властей Венеции. В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру).
Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе. В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в булыжник Аглавру). Этот заказ был выполнен к 1560. Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению. Эти принципы и приемы впоследствии послужат основой всех его творений.
Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и в текущий момент находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (теперь в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы ещё одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (сейчас Музей Кастельвеккьо, Верона) в конце концов, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся прежде в церкви Корпус Домини в Виченце. Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу. Единственным освещенным пятном в картине, кроме скрупулезно проработанного лица портретируемого и мраморной балюстрады, является белый носовой платочек в левой руке. В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе выполнил одиннадцать холстов. Великий итальянский художник умер в Венеции 19 апреля 1588 года. Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Овновь республики) над и под изображениями Веры и Религии, а ещё Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира.
Иллюзию глубины (которая начисто отсутствует у соседних с произведениями Веронезе, а соседствуют картины двух, не менее известных художников своего времени) и необычайную легкость художник создает умелым использованием световых бликов на поверхности картины. За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и сейчас украшающая один из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять место погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами ранее. Перед лицом предъявленных ему обвинений Паоло искусно защищался, отстаивая свободу художника: Мы, художники, .
Настоящее имя – Паоло Кальяри (Cagliari) или Калиари (Caliari). 5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры. Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции. Каждая из картин являет собой выдающееся произведение.
В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и ещё одного художника (вероятно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы. В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Брак в Кане Галилейской и Христос в Еммаусе) Калиари своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж. Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви. По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году.
К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано. В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини). Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа де039Буони (или Буоно).
Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному. Картины смогли воссоединиться только позже Первой важный войны в Галерее Эстенсе в Модене. Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году. пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие. Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены.
Монументально-декоративной живописи Веронезе (Триумф Венеции, 1578-85, во Дворце дожей Триумф Мардохея, 1556, в церкви Сан-Себастьяно в Венеции) присущи праздничная приподнятость образов, выразительность ракурсов и движения, ликующее великолепие звучного цвета, органическое слияние живописи с архитектурой (фрески на вилле Барбаровольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561).
С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства. Поклонение волхвов в окружении фигур евангелистов с 1929 года украшает плафон клироса капеллы дель Розарио в церкви Санти Джованни э Паоло.
В его творчестве прослеживается понимание техник Рафаэля, Микеланджело, Корреджо и Пармиджанино, которые весьма вдохновляли Веронезе.
Веронезе пошел на хитрость, превратив Тайную вечерю в Пир в доме Левия, разместив на карнизе над пилястрами надпись «FECIT D. COVL MAGNU. LEVI-LUCAE CAP. V» (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение. Веронский опыт, оставив глубокий след в творчестве мастера, во многом определял эстетическую основу его живописной манеры на протяжении долгих лет блестящей карьеры. Сюжет алтарной композиции – Мадонна во славе со Святыми Екатериной, Елизаветой, Себастьяном, Петром и Франциском, лицу которого, возможно, были приданы черты заказчика церковной декорации, брата Бернардо Торлиони. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в увеличение (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а кроме того задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся сообразно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе).
Художник далек от попытки придать большее реалистическое правдоподобие изображаемым событиям.
В картинах следующего десятилетия они звучат все более отчетливо. Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни. Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний садик на северную сторону (Грот).
В одеждах, к примеру, солдаты одеты и вооружены как немцы. собакой. К этому периоду относится создание монументальных холстов с изображением пиршеств.
Уже фиксировалось, что фрески виллы Барбаро представляют собой одно из самых выдающихся достижений в творчестве Паоло Веронезе. Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года.
Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены. В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами. В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов. О таланте художника вскоре узнали за пределами Вероны.
Другой полюс занимали художники, связавшие свою судьбу с маньеризмом, – Доменико Брузазорчи, Баттиста Анджело Дель Моро и Пдоло Фариначи, которые сумели освоить уроки рабочавших в соседних городах последователей Микеланджело и Рафаэля – Джулио Романо в Мантуе, Корреджо и Пармиджанино в Парме. После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за прочий серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (возле 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане. Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери.
Чуть ниже, за парапетом балкона, множество роскошно одетых венецианских дам и священнослужителей, а нижнюю часть композиции заполняет толпа народа и всадники верхом на мощных конях. В этой композиции с изображением Святого семейства с маленьким Иоанном Крестителем, Святыми Антонием аббатом и Екатериной молодой художник обнаруживает знакомство с реалиями венецианской художественной жизни используя цитаты из алтаря Пезаро в церкви деи Фрари, написанного несколько лет тому назад Тицианом. Величественные фигуры Святых Джеминьяно и Севере изображенные на внешней стороне створок, выступают из апсиды в форме изящно украшенной мраморной ниши, напоминающей те классические беседки, что служили фоном для до того же мощных фигур философов Аристотеля и Платона, написанных на холстах и установленных без малого тогда же на стендах Золотого зала библиотеки Святого Марка как финальный штрих в декорации этого прославленного памятника.
Эти произведения были написаны примерно в 1575 году. Наконец, в колорите картины, поразительном по своему богатству и тонкости, в большей мере, чем в прошлом, ощутим бесценный объединяющий тон. По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году.
Это явственно прослеживается и в создаваемых мастером полотнах на религиозные темы и в его исторической живописи: в декорациях Церкви Сан Себастьяно, к которым Веронезе обращается ещё, написав между 1565 и 1570 годами два больших холста для клироса с изображением Казни Святых Марка и Марцеллиана и Мученичества Святого Себастьяна. Над триумфальной аркой, ведущей на клирос, Паоло изобразил Ангела, несущего благую весть и Мадонну Аннунциату. К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). Лк. Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце.
За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и в текущее время украшающая единственный из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, в конце концов, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять местоположение погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами раньше. Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами. до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз. Естественно, религиозная тема была не единственной в творчестве Паоло. Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой.
Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием. Портрет как чистый жанр занимает в творчестве Веронезе достаточно скромное место. Необходимо отметить, что в этот период город был глубоко потрясен последствиями ужасной эпидемии чумы, вспыхнувшей в 1576 году и воспринятой в церковных кругах и верующими как ниспосланная Богом кара за крайне свободные нравы венецианцев. Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую роль.
Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора. Нет никаких сомнений в том, что это полотно от начала до конца было исполнено самим художником более того, по своим колористическим достоинствам и изяществу рисунка оно может считаться одним из замечательных образцов блестящего мастерства Веронезе-декоратора. Картины Паоло продолжают традиции Возрождения, они наполнены жизнерадостной праздничностью, которая станет отличительной чертой его произведений в будущем.
Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, затворник из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо).
Это наиболее содержательные из его полотен. В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами. Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа деБуони (или Буоно).
Таковы, к примеру, картина Пир в доме Симона Фарисея (Турин, галерея Сабауда), написанная около 1560 года по заказу одной из веронских церквей или же созданное для трапезной монастыря Сан-Джорджо Маджоре двумя годами позднее полотно Брак в Кане (Париж, Лувр), участниками которого являются свыше 130 персонажей.
20 апреля 1573 года Паоло передал законченное полотно монахам, при всем при том 18 июля того же года был вызван на допрос трибуналом инквизиции и был вынужден оправдываться за чрезмерно свободную трактовку священной темы. Действие происходит на опушке темного леса и льющиеся сверху лучи создают драматическую игру светотени на фигурах изображенных в нижней части полотна.
И, конечно, «Положение во гроб», ныне находящаяся в частной французской коллекции, а ранее украшавшее церковь Корпус Домини в Виченце. Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция. Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, монах из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо). В возрасте 27 лет был призван в Венецию для украшения ризницы церкви Святого Себастьяна. Полная достоинства фигура отчетливо выступает на темном фоне.
Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества. Контини-Бонакосси, 1550-е годы) и волевой, мужественный Портрет Даниеле Барбаро (Флоренция, Уффици, 1560-е годы). Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины). До этого времени Паоло рассматривал свои художественные замыслы в категориях красоты, а не спиритуалистических истин главной целью художника было создание блистательных и пышных зрелищ вне зависимости от того изображал ли он светский или религиозный сюжет.
Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца. Таковы, к примеру, композиции Марс, раздевающий Венеру из Шотландской национальной галереи в Эдинбурге, Венера, обезоруживающая Амура из частного собрания в Риме или Венера и Адонис из Художественного музея в Сиэтле. Первый у Веронезе ослепительный образец картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, посреди которых позволительно лицезреть Христа и апостолов, уймище воображаемых и реальных портретов (охватывая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), весь сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры. В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой.
Марка. В том же праздничном, радующем зрачок стиле исполнено большинство других произведений этого времени, часто небольшого формата, как, к примеру, серия мифологических композиций из Музея изящных искусств в Бостоне, которые, по-видимому, позволительно отождествить с серией шпалер, предназначенных для украшения мебели. Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал. Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному.
5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры. Таков невеселый результат опытов с техникой снятия фресок со стены, осуществленной самим Бальди.
Прекрасное творение знаменитого архитектора, эта небольшая вилла-дворец красиво вписана в окружающий ее сельский пейзаж и обрамлена цветущим садом. Меньший по размерам, больше вытянутый по формату, тот самый холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины).
Вполне без сомнения, что в эдакий атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования больше строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) ещё в декабре 1563 года.
В недавнем прошлом исследователи высказывали сомнения сравнительно того, что данное произведение полностью является работой самого Паоло. Веронезе умер в Венеции 19 апреля 1588. В 1819 году была снесена и сама вилла.
Первый из них, о котором уже упоминалось выше как об авторе иконографической программы украшения плафонов Залов Совета Десяти во Дворце дожей, был всесторонне образованный человек, увлеченный музыкой и астрономией кроме того, он был первым в Венеции издателем трудов Витрувия по архитектуре, увидевших свет в 1556 году и проиллюстрированных гравюрами, в том числе и по рисункам Паоло. Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. Родился в 1528 в Вероне. Створки были закончены и установлены в 1560 году. Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания. Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую образ.
Важнейшими посреди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а кроме того Справедливость (нынче собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. Пример значительно больше глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане. Начало семидесятых годов ознаменовалось возвращением Веронезе к изображениям Пиров. На этой стадии стиль Паоло обнаруживает явную зависимость от утонченных произведений маньеристов Эмилии и фресковых росписей Джулио Романо в палаццо Дель Те в Мантуе.
5). Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры. Лк. Лк. Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке.
20 апреля 1573 года Паоло передал законченное полотно монахам, однако 18 июля того же года был вызван на допрос трибуналом инквизиции и был вынужден оправдываться за слишком свободную трактовку священной темы. К венецианскому алтарному образу жутко близки другие картины на религиозные сюжеты, ещё относящиеся к первой половине восьмого десятилетия. Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции. В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции. В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами.
Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора. На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка.
Особое внимание в его мифологическом творчестве заслуживают картины: Семейство Дария, Похищение Европы, Юпитер, Марс и Венера, Марс и Нептун и другие. Учился у своего дяди венецианского художника Бадиле, работал в Вероне и Мантуе. Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция. Все персонажи полотна предстают перед зрителем живыми, брызжущими энергией и весельем. Большой пласт его творчества отдан живописи светской, эротические мотивы так же присутствовали в его творчестве и, надо сказать были нередкими.
В вину ему ставили слишком вольную трактовку священного писания. Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия.
Марка, обнял его и поздравил с победой. Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника. Подобная трактовка пейзажа не новинка для художников того времени. Создание цикла датируется 1570-ми годами.
Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, тот, что сообща со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики. Корпус был изготовлен 1558 году и через два года украшен различными живописными панелями. В эти годы еще одно трагическое событие, новый пожар, создало угрозу самому существованию Дворца дожей. Вставленные в непростой каркас из скрупулезно разработанных золоченых рам, подготовленный Сансовино, они должны были украсить свод так называемого Золотого зала в Библиотеке Святого Марка. Центральное положение в станковой живописи Веронезе занимают его монументальные холсты с изображением пиршеств, относящиеся к лучшему времени его творчества – 1560-м – началу 1570-х гг. Картина должна была отражать всю важность сюжета изображенного на ней.
Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды. Юношей он копировал картины своего учителя Бадиле, гравюры Дюрера, рисунки Пармиджанино. Веронец протрудился над созданием потрясающих сюжетов почти десять лет и так полюбил это место, что составил завещание, приказывающее похоронить его именно там. Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только несколько второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вместе с Залом Скрутино (голосования).
Можно только подумывать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (отрада и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием. до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз. После смерти родные художника выполнили его волю.
В своем большинстве созданные по заказам церквей и монастырей и посвященные традиционным религиозным сюжетам, они преобразуются под кистью Веронезе в грандиозные и радостные гимны событиям реальной жизни. К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная развлекуха складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особенно тонко изображена еле-еле намеченная кончиком кисти женская башка в ракурсе слева от Мадонны).
Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году.
В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе». Самому Веронезе принадлежит авторство трех главных сцен цикла: Отречение царицы Васти, Эсфирь, коронуемая Ассуром и Триумф Мардохея. Наряду с этим во фресках зала нельзя не заметить новых качеств – уступок живому и непосредственному реализму, элементы которого особенно ярко проявились в фигурах изображенных у нижних границ коробового свода. Заказчики сумели по достоинству дать оценку великолепие полотен Веронезе в Зале приемов. Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке.
Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке. Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества.
Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом.
Художник не ставит перед собой задачу изображать события реалистично. Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене. Веронезе довольно рано начал работать самостоятельно, получая заказы на станковые картины для церквей и фресковые росписи.
Декорация комнат, обращенных в сторону Грота, в отличие от светских росписей Зала Олимпа, посвящена темам добродетелей, связанным с христианской религиозной традицией. По своим научным интересам и культурным пристрастиям братья Барбаро были, без всякого сомнения, заказчиками исключительными. Веронезе включил изображения правителей государств от Сулеймана I до Карла V, среди дам можно узнать знаменитую Витторию Колонна, а в группе музыкантов — портреты Тициана, Тинторетто, Бассано и самого Веронезе.
Паоло совсем меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий. К слову, последняя картина обобщила весь довенецианский художественный опыт Веронезе. Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину.
Фигуры философов в ярких одеяниях, усиленных звучными аккордами красного цвета, наделены таковой мощной пластической силой, что кажутся настоящими скульптурами. Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой.
Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения. Световые блики сообщают необходимую легкость фигурам, трактованным с подчеркнутой пластичностью и создают иллюзию глубины, – свойство, на все сто отсутствующее в соседствующих с работами Веронезе произведениях двух других художников.
Последнее десятилетие жизни Паоло было посвящено работе над двумя монументальными декоративными циклами для церковных зданий. К началу этого десятилетия относится, к примеру, так называемая Ла Белла Напи из Лувра, блистательный искрящийся светом образ знатной венецианки, немного унылое физиономия которой контрастирует с изысканной красотой ее одежд и драгоценных украшений. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы. Наконец, рядом с Веньером, как раз с целью уравновесить его образ, появляется фигура Агостино Барбариго, второго венецианского адмирала, участника битвы при Лепанто, скончавшегося от ран, полученных в сражении.
Изысканная цветовая гамма фресок, холодная, серебристая, воздушная, словно вобрала и отразила чистоту высокого неба, тишину и прелесть окружающего ландшафта. Наряду с женскими образами в этот период художник пишет многочисленные мужские портреты.
Плафоны прославили Паоло Веронезе. Интерес к движениям души не свойственен другим живописным произведениям мастера тех же лет в них все его внимание, так же как в композиции Брак в Кане, поглощено стремлением достичь впечатляющих эффектов декоративной грандиозности сцен, заполненных множеством фигур. Портретный жанр с самого начала играл важную образ в творчестве Паоло.
женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле.
Скорбь, меланхолия, горечь, печаль, столь чуждые молодому Веронезе, характеризуют Оплакивание Христа из ленинградского Эрмитажа и Распятие из Лувра (1580-е гг. ). Только шесть из них могут считаться работами самого Паоло, да и они дошли до нас очень плохо сохранившимися. Известна дата передачи последнего полотна монахам – 20 апреля 1573 года, однако вскоре (18 июля того же года) его вызвали в трибунал инквизиции на допрос.
Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца. Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе. Последнее десятилетие жизни Паоло было посвящено работе над двумя монументальными декоративными циклами для церковных зданий. В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана. Если в картине остается некоторое пространство, я украшаю его фигурами, которые кажутся мне подходящими и соответствующими замыслу.
В нарочитой асимметрии группы Мадонны с Младенцем и в сложных позах отдельных святых все еще обнаруживаются элементы маньеризма, однако живой и разнообразный, насыщенный светом колорит картины создает гармонию целого, придавая произведению классическое равновесие. В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника.
Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования. Он был сыном скульптора Габриэле Кальяри и племянником художника Антонио Бадиле, от которых и получил первоначальное художественное образование.
Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды. Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), кроме того являет собой реальный триумф блистательного колоризма Веронезе. В 1553 году Веронезе занимался украшением Двореца дожей. Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя.
Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца. Веронезе ограничился тем, что ввел надпись FECIT D. COVL MAGNU. LEVI-LUCAE CAP. V (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение.
Особую красоту придают залу изображенные на стенах замечательные пейзажи, будто написанные с натуры, с вдруг открывающимися зеленеющими лугами, высокими деревьями с пышными кронами и серебрящимися в отдалении реками и озерами. Веронезе выполнял немногочисленные лирические портреты иногда с оттенком жанровости (Граф де Порто с сыном Адриано, около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями.
Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу). Размеры этой картины — 5, 5 метра в высоту и 13 метров в ширину.
К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано. Особенно удались мастеру полный обаяния, несколько жанровый Портрет графа Джузеппе да Порто с сыном Адрианом (Флоренция, собр. Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года.
Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столь навеяны архитектурой Санмикеле, сколь являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей работа о театральной сценографии (доля его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, бесспорно, знал.
Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры). Тем не менее исправления, внесенные художником, как о том свидетельствуют результаты исследований, осуществленных в процессе реставрации огромной картины в 1980-1982 годах, были сильно незначительными. Пейзажи в его картинах играют свою, специально отведенную им для этого роль. Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира.
Полная достоинства фигура явственно выступает на темном фоне. Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида. Художник сумел замечательным образом объединить архитектуру, пространство и фигуры в сложном композиционном единстве. Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества. В 1566г.