1582 Веронезе завершил «Триумф Венеции» в зале Большого совета и вместе с Франческо Бассано выиграл конкурс на исполнение «Рая» для того же помещения, но закончить работу ему не удастся. Самым масштабным полотном считается монументальная картина Веронезе, находящаяся во Дворце дожей – Триумф Венеции. Эпилогом творчества Веронезе может считаться исполненный им около 1585 года для Дворца дожей грандиозный плафон «Триумф Венеции».
В 1553 Веронезе приехал в Венецию для участия в работах по украшению Дворца дожей. От Тициана здесь «Дож Антонио Гримани, поклоняющийся Религии» – портрет, который по традиции должен был заказать претендент на титул дожа перед выборами. К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто. Венеция этот процесс как будто игнорировала и как раз в этот период Возрождение переживает свой второй расцвет в творчестве Тициана, Тинторетто, Веронезе.
В поздних работах Веронезе, отмеченных чертами кризиса ренессансного мировоззрения, появляются настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии (Похищение Европы, 1580, Дворец дожей, Венеция Оплакивание Христа, между 1576 и 1582, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии). – И влияние Микеланджело и художников, которые приезжали из Рима и уже принадлежали к маньеристскому направлению, ясно видно в искусстве Венеции – в частности, в творчестве Тинторетто.
В последнее десятилетие для станковой живописи Веронезе характерна его картина «Похищение Европы», но эпилогом творчества мастера может считаться грандиозный плафон для Дворца дожей «Триумф Венеции», пожалуй, наиболее величественно роскошная, сказочно декоративная композиция во всей мировой живописи. Когда Веронезе приехал в конце 1553 года в Венецию, проработав пять лет в провинции в соприкосновении с культурой, которая по сравнению с достижениями Венеции начала XVI века выглядела отсталой, его манера могла быть воспринята как необычная, а то и чуждая. Произведения В. конца 1540 — начала 1550-х гг.
В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана (около 1477–1576), у которого он воспринял широкую, свободную манеру письма, ставшую характерной для его произведений. Судя по сохранившемуся протоколу, допрос Веронезе скорее походил на мирную беседу наконец инквизиторы предложили Веронезе компромисс — он меняет название картины, которая будет отныне именоваться «Пир в доме Левия» и обязуется заменить изображенную на первом плане Магдалину собакой. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны.
«В Венеции действительно искусство Возрождения начинается позднее. «Зато в Венеции мы пользуемся термином «позднее Возрождение», когда искусство того же Тициана с 1550-х годов окрашивается драматическими тонами. В левой изображена традиционная группа – мадонна с младенцем в окружении святых. Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы. Когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев.
Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. За ними можно опознать Пьетро Аретино и Андреа Палладио. «Пир в доме Симона Фарисея» открывает собой серию торжественно-зрелищных композиций с изображением праздничных пиршеств. Любимов).
Паоло Веронезе не следовал устоявшимся иконографическим традициям и написал Мину в образе храброго воина, что встречается лишь в различных изданиях римского мартиролога: «святой Мина египетский, служивший воином в Котуане, во Фригии, который в правление Диоклетиана, отказавшись от воинских почестей, заслужил вознесения на небеса и после смерти сотворил множество великих чудес». Собственно, настоящее имя Паоло Кальяри (Caliari). Создатели выставки «Венеция Ренессанса.
Уже с 1555г. (О. В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Брак в Кане Галилейской и Христос в Еммаусе) Калиари своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. Около 1560 года Веронезе получил новый масштабный заказ. Итальянский художник эпохи Позднего Возрождения.
1475, Венеция, Галерея Академии). Христос на брачном пиру в поселении Кана превратил воду в вино по просьбе Матери. Чрезмерная жизнерадостность картины привлекла внимание святейшей инквизиции.
Изумляющие своей ликующей красочностью, светлые по настроению полотна ("Обручение св. Учился у веронского художника А. Бадиле. В знаменитой картине Брак в Кане, написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре (1562–1563, Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто, Бассано и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов. Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов.
В картине «Брак в Кане» среди пирующих, наряду с портретами европейских правителей, Веронезе изобразил в облике музыкантов крупнейших венецианских живописцев – Тициана, Тинторетто и самого себя. Большей интимностью образов, включением в композицию пейзажных и жанровых мотивов отличаются выполненные Веронезе фрески в загородных венецианских виллах (Барбаро, около 1561 и др. ). В частности, в венецианском Дворце дожей ниши распределились так: Тинторетто со своими учениками создал самую большую картину в мире – «Воскресение праведников или Рай» площадью 7 на 22 метров в зале Большого совета (этот зал считается самым большим в мире помещением без колонн и опор). Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия. И мудрецы и императрица были казнены за это.
И не только. Изумляющие своей ликующей красочностью, светлые по настроению полотна (Обручение св. Этот ставший затем излюбленным у Веронезе тип картины составляет одно из наиболее ярких явлений его творчества. Свидетель на его венчании в церкви Св.
Во многих масштабных произведениях Веронезе переносил события священной истории в обстановку современной Венеции: Пир у Симона Фарисея (1570, Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1573, Венеция, Галерея Академии) и др. Сохранился документ о допросе художника, в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости». Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия. Иероним вытащил из ноги льва занозу. появляются холодная парадность и внешняя патетика в них проскальзывают вместе с тем настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии («Похищение Европы», 1580, Дворец дожей, Венеция «Агарь и Исмаил в пустыне», 1580-е гг., Художественно-исторический музей, Вена «Оплакивание Христа», начало 1580-х гг., Эрмитаж, Ленинград).
Но не она занимает воображение мастера. В этот семейно-патриархальный ансамбль введены аллегорические фигуры добродетелей: Веры, Надежды, Любви». В 1553 году Веронезе пригласили в Венецию для участия в украшении Дворца дожей. Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры».
Но в особенности это касается, конечно, Тинторетто.
Веронезе на полотне изобразил около 130 персон, многие из которых идентифицированы. Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни. Эта формула «рисунок Микеланджело, колорит Тициана» отражает суть творчества Тинторетто. Восхищённый Суриков писал об этой картине: «Ведь это живая натура, задвинутая за раму».
Сохранился документ о допросе художника, в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости». В 1573 году на допросе по обвинению в ереси Веронезе пришлось объясняться, что «германцев, пьяниц, шутов и прочих карликов» он изобразил вовсе не потому, что верит в их присутствие на тайной вечере Господа, а по причине того, что на картине оставалось много свободного места.
В этом цикле непринужденно чередуются полные пенящегося «танцующего веселья» композиции на мифологические темы — плафон «Олимп» и другие — с остроумно неожиданными выхваченными из жизни мотивами: например изображение двери, через которую входит в зал красивый юноша, снявший шляпу в поклоне, как бы обращенном к хозяевам дома. Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Другая знаменитая история связана с картиной «Пир в доме Левия», над которой художник трудился с 1567 по 1573 год по заказу доминиканского монастыря Сан-Джованни э Паоло. Большая часть снятых фресок попала в Англию в начале XIX века, но там потерялась. Колонны пестрого мрамора делят полотно на две неравные части.
Много занимался росписями вилл на материковой части Венецианской республики. К середине 1550-х гг. говорят об изучении им рисунка Микеланджело, композиционных построений Рафаэля (См. Тем, кто окажется в Вероне, город предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри. Светский жизнерадостный характер носит картина «Пир в доме Левия», где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции.
Самая, при всех оговорках, красивая картина на выставке в Пушкинском – «Саломея» Тициана. Рафинированный, богатый тончайшими переливами красок колорит становится менее звучным. Светский жизнерадостный характер носит картина «Пир в доме Левия» (1573), где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции.
Они расписали фресками Лоджию, главный Салон и два зала виллы. Венеция в то время была единственным городом в Италии, где не сжигали на кострах «еретические» сочинения и самих еретиков. Паоло Веронезе входит в избранный круг «великих» художников Венеции и получает заслуженное признание, когда ему ещё нет и тридцати лет. Однако в «бытовых» мотивах такого рода мастер не ставит себе задачу художественного раскрытия через естественное течение жизни обычных простых людей всей типической характерности их взаимоотношений.
Картина Веронезе полна аллегорий. Георгия, 1580-е годы)». Излюбленный вид станковой картины В. – торжественные многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий и аудиенций, в которых человек выступает во взаимосвязи с окружающей его общественной средой (Брак в Кане, 1563, Лувр, Париж Семья Дария у ног Александра, после 1565, Национальная галерея, Лондон цикл картин для семьи Куччина, в том числе Брак в Кане и Поклонение волхвов, около 1571, – обе в Картинной галерее, Дрезден Пир в доме Левия, 1573, Галерея Академии, Венеция). Но они не слишком достоверны. Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны. появляются холодная парадность и внешняя патетика в них проскальзывают вместе с тем настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии (Похищение Европы, 1580, Дворец дожей, Венеция Агарь и Исмаил в пустыне, 1580-е гг., Художественно-исторический музей, Вена Оплакивание Христа, начало 1580-х гг., Эрмитаж, Ленинград).
К числу самых эффектных и праздничных композиций такого рода относится «Семейство Дария перед Александром Македонским» (ок. Около 1560 года художник едет в Рим, где получает заказ на роспись виллы братьев Барбаро. Благодаря им расцвет искусства продлился здесь до 70-х годов XVI века. Паоло был младшим из пяти детей. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях. Но всегда, несмотря на множество действующих лиц, его картины легко воспринимаются благодаря стройности композиции (Поклонение волхвов, около 1548, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника. «Рай» Тинторетто – это религиозная живопись, он и вне Дворца дожей чаще всего оформлял именно церкви. Менна", около 1561 года), многочисленные изображения мадонны, где традиционный мотив мастер воплощает во множестве смелых и оригинальных композиционных вариаций ("Мадонна с младенцем и святыми", около 1562 года). О святом Мине Котуанском, египетском великомученике III века известно мало.
Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника. Рафаэль) и Корреджо, колористических открытий Тициана. Тридцать два года, не очень высокий, одет в костюм испанского покроя, несколько устаревший, с точки зрения венецианцев. С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен. С конца 1540-х годов Веронезе начал работать самостоятельно. Грандиозные идеи Веронезе, конечно, требуют огромного труда и многочисленных помощников.
По началу картина называлась «Тайная Вечеря», но ярко выраженный гедонизм и множество нестандартных персонажей привели к тому, что художник оказался под судом инквизиции. Возглавлял «комиссию» несравненный Тициан и единодушным голосованием медаль присудили Веронезе. Таково прекрасное «Нахождение Моисея» (1570-е, Мадрид, Прадо).
После этого лев стал его постоянным спутником. Последние годы творчества В. отмечены признаками кризиса ренессансного мировоззрения. На суде инквизиции Веронезе сказал: «Мы, художники, осмеливаемся на те же вещи, на которые осмеливаются поэты и безумные».
Персианова). Вместе с другими живописцами он работал над росписью плафонов трёх залов дворца. Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок. В работах В. 1580-х гг. Веронезе чувствовал себя с ними на равных. Как написал Джорджио Вазари в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих «Санмикели любил их как своих детей» и на вилле Соранцо художники проявили «вкус, рисунок и хорошую манеру».
И здесь, на слишком, пожалуй, конкретном примере видна и общая картина того, как взаимодействовали три художника.
Творчество Леонардо и Рафаэля целиком граничит с Высоким Возрождением и даже сами их имена стали олицетворением той эпохи. Самое известное из них, безусловно «Брак в Кане» («Le nozze di Cana»), выполненное художником для архитектурного комплекса Сан-Джорджо Маджоре в 1562-1563 годах. Таково прекрасное Нахождение Моисея (1570-е, Мадрид, Прадо). В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью». О картине «Мадонна семейства Куччина» говорит Персианова: «С присущим ему композиционным мастерством, легко и свободно размещает Веронезе фигуры на плоскости холста. Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома». Напротив, последний выполненный им большой цикл плафонов в зале Колледжо Дворца Дожей (1575) очень эффектен и праздничен, но в нем есть не свойственная более ранним работам Веронезе монументальная холодность и иллюстративность.
В результате к венецианскому банкиру Леви на ужин оказались приглашёнными Христос с Апостолами. Прозвище «Веронезе» («веронец») художник Паоло Кальяри получил в Венеции, куда в 1551 году переселился из Вероны, входившей в состав Венецианской республики. Образы, созданные художником, выделяются яркостью, портретной неповторимостью.
Веронезе с «Триумфом Венеции» действительно имел дело с триумфаторами – богатыми жителями города. Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции. Лишь проживший долгую жизнь Микеланджело в поздние годы широко использовал приемы маньеризма. Веронезе первое время работал на терраферме, создавая ряд фресок и масляных композиций (фрески в вилле Эмо начала 1550-х годов и другие).
Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок. Но к концу XVI века начинается спад и в Венеции и именно тогда в Рим приезжает Караваджо. Менна, около 1561 года), многочисленные изображения мадонны, где традиционный мотив мастер воплощает во множестве смелых и оригинальных композиционных вариаций (Мадонна с младенцем и святыми, около 1562 года). Ей посвящено и «Коронование Марии в сакристии» (одним из символов Марии была церковь) и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения. Антонова. В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника.
Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен. Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея. Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (начало 1550-х).
Раннее Возрождение во Флоренции берет свое начало уже в первые годы XV века, а в Венеции лишь в 1460 – 1470-е годы, то есть позже как минимум на полстолетия, если не больше», – подчеркивает куратор выставки. Веронезе писал также станковые многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий, приемов (Брак в Кане, 1563, Лувр, Париж Поклонение волхвов, около 1571, Картинная галерея, Дрезден Пир в доме Левия, 1573, Галерея Академии, Венеция), монументальные по композиции алтарные образы (Обручение святой Екатерины, около 1575, Галерея Академии, Венеция). – Например, Веронезе работал для аристократических кругов Венеции. В центре нижнего ряда расположилась группа музыкантов, в которых художник воплотил себя и своих коллег: сам он в белых одеждах, за спиной Тинторетто, сбоку Тициан с виолончелью и Бассано с кларнетом. Он выполнил декоративные панно и плафоны в технике масляной живописи на холсте. То же можно сказать и о Тинторетто.
К середине 1550-х гг. Для трапезной монастыря Святого Назария Веронезе пишет полотно Ужин в доме Симеоне, размеры его не грандиозны, всего 3 метра на 4, 5 м, это для гигантских «Тайных вечерь» Веронезе практически интимная и домашняя живопись. А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти. В левой изображена традиционная группа – мадонна с младенцем в окружении святых.
Веронезе написал несколько полотен с библейскими пирами. Но в таких городах, как Рим и Флоренция, эпоха Возрождения закончилась после разграбления Рима в 1527 году (или, отмечает Виктория Маркова, после смерти Рафаэля в 1520-м). Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди. Именно в этой многоликой реальности и сформировались художники, внесшие наибольший вклад в формирование венецианского стиля, — Тициан, Веронезе, Тинторетто. «Конкурс» знаменитостей, а лучшему из них должны были присудить золотую медаль.
Излюбленный вид станковой картины В. — торжественные многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий и аудиенций, в которых человек выступает во взаимосвязи с окружающей его общественной средой («Брак в Кане», 1563, Лувр, Париж «Семья Дария у ног Александра», после 1565, Национальная галерея, Лондон цикл картин для семьи Куччина, в том числе «Брак в Кане» и «Поклонение волхвов», около 1571, — обе в Картинной галерее, Дрезден «Пир в доме Левия», 1573, Галерея Академии, Венеция). Чтобы посетить выставку не для галочки, а вдумчиво насладиться редкой возможностью увидеть работы венецианских живописцев, «Лента. ру» и куратор Виктория Маркова объясняют, что дали искусству Тициан, Тинторетто и Веронезе и чем они отличаются от других мастеров Возрождения – и друг от друга.
В 1560, возможно, посетил Рим. Цецилии – веронский художник и друг Паоло Фаринати. Веронезе (1528 – 1588) учился у своего дяди, родился и первое время жил в Вероне, а в Венеции занимался росписью церквей и Дворца дожей – к его оформлению приложили руку и Тициан и Тинторетто. В произведениях мастера не было религиозного смысла. И, наконец, в нижних частях свода эта величественная иерархия Мироздания завершается изображениями самих обитателей виллы — в нижней части свода на балконе с большими винтообразными колоннами перед нами предстает статная молодая дама в серебристо-голубом платье. Это, видимо, определило необычный характер живописного декора виллы: сравнительно невысокие стены украшены иллюзорными колоннами или столь же иллюзорными нишами со «стоящими» в них статуями или «живыми» фигурами и иллюзорными окнами с раскрывающимися в них пейзажными панорамами.
Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: Брак в Кане Галилейской, Пир в доме Левия (Тайная вечеря) и т. д. Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины. веронский), проживающий в Венеции». У нее внимательный, чуть меланхолический взор, подобие румянца на щеках просто оттенок, некое сгущение тона, типичный легкий наклон головы. Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. Веронезе первое время работал на терраферме, создавая ряд фресок и масляных композиций (фрески в вилле Эмо начала 1550-х годов и другие). Тициан (1488 – 1576) был учеником Джованни Беллини, дружил с Джорджоне, а учеником Тициана, как полагают, был Тинторетто (1518 – 1594), который следовал девизу «Рисунок – как у Микеланджело, колорит – как у Тициана».
И то же самое ей удалось совершить с императрицей. Недаром, его кисть все чаще воссоздавала на стенах и плафонах дворцов, соборов причудливые архитектурные конструкции. Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности. В 1560, возможно, посетил Рим. Некоторые находятся в ризнице Кафедрального Собора города Кастельфранко Венето, некоторые в Венеции, в Виченце, в Читаделле и Париже.
И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе». В круге диаметром 2м 30см мы видим Аллегорию Музыки. Позднее Возрождение – очень важное понятие для Венеции.
Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера – Триумф Венеции, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580–1585). Но не она занимает воображение мастера. Мина наделен ярким характером: он гордый, бесстрашный, уверенный в себе, стоящий с высоко поднятой головой, с задумчивым взглядом. В. создал большое число алтарных образов, разнообразных по замыслу и композиционным решениям («Мадонна с младенцем и святыми», около 1562, «Обручение св. Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (начало 1550-х).
Два десятка персонажей Веронезе — Мадонну и окружающих ее святых, фигуры Веры, Надежды и Милосердия, взрослых членов семьи Куччина и восьмерых детей объединяет плавный волнообразный ритм терракотово-красные тона великолепного платья Дзуаны Куччина, ослепительно-белые одежды Веры, мшисто-зеленые и розово-лиловые тона одежд Надежды и Милосердия образуют изысканный красочный аккорд, подчеркнутый темными тонами одежд мужчин. В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна.
Рафаэль) и Корреджо, колористических открытий Тициана. Св. В обличии пышной златокудрой красавицы Венеция царственно восседает на облаках. Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей.
Последние годы творчества В. отмечены признаками кризиса ренессансного мировоззрения. – Здесь его образная и композиционная фантазия неисчерпаема. Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи.
Главная сфера деятельности В. — монументально-декоративная живопись. Немногочисленным интимным портретам Веронезе свойственна мягкая иногда с оттенком жанровости лиричность (Граф де Порто с сыном Адриано, 1554-1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). Если говорить о палитре Веронезе, то жизнеутверждающий колорит – это то, что выделяет художника на фоне уравновешенного Тициана или Тинторетто, который уходит в коричневый или бежевато-желтый (тут показательны «Крещение Христа» и алтарная «Тайная вечеря», на которой, в отличие от этого сюжета у Леонардо да Винчи, апостолы сидят по обе стороны стола).
складывается самостоятельный стиль В., сочетающий лёгкий, артистически изощренный рисунок и пластику форм с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных созвучиях чистых цветов, объединённых светоносным серебристым тоном. Екатерины, около 1575, – оба в Галерее Академии, Венеция). Но почему. В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой). Георгия", 1580е годы)».
(Л. Сыновья работали в боттеге отца и после его смерти «наследники Паоло», так подписывала боттега-мастерская свои произведения, работала, продолжая традиции великого Веронезе. Работал, главным образом, в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе. Главная сфера деятельности В. – монументально-декоративная живопись.
Сложившаяся к середине 1550-х годов художественная манера Паоло Веронезе воплотила лучшие черты венецианской школы живописи: легкий, артистически – изощренный рисунок и пластичность формы сочетаются в картинах художника с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных сочетаниях чистых цветов, объединенных светоносным серебристым тоном. Большей интимностью образов, включением в композицию пейзажных и жанровых мотивов отличаются выполненные Веронезе фрески в загородных венецианских виллах (Барбаро, около 1561 и др. ). Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы. Это были очень красочные изображения эпизодов светской жизни – трапез, развлечений, церемоний.
В последствии часть достояния итальянцам удалось вернуть путем переговоров, но не «Брак в Кане». Екатерины», около 1575, — оба в Галерее Академии, Венеция). Сам склад искусства мастера изначально светского, лишенного религиозного пафоса предопределил характер этих полотен. Художник не ограничивался копированием, а вносил собственное видение, часто «исправляя и украшая» то, что рисовал. Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов. Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана. Ей посвящено и Коронование Марии в сакристии (одним из символов Марии была церковь) и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения.
Работал, главным образом, в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе. С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды.
«Если рассматривать венецианскую школу в общей панораме развития итальянского искусства, надо сказать об очень существенной вещи: после трагических событий, связанных с разгромом Рима, в Центральной Италии искусство постепенно идет на спад. Паоло Кальяри, венецианский художник, прозванный по месту рождения Веронезе (веронец), родился в Вероне, входившей тогда во владения Венецианской республики. Она храниться в Музее Кастельвеккио в Вероне. Веронезе оформил потолок в том же зале, создав овальный «Триумф Венеции». Об учебе художника известно больше.
В работах В. 1580-х гг. Рафинированный, богатый тончайшими переливами красок колорит становится менее звучным. Еще никогда архитектура не занимала у Веронезе такого большого места, как в этой картине. Паоло Веронезе (Paolo Veronese) (1528–1588). Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания. Иоанн Креститель предстает не красноречивым оратором, способным повести за собой толпу и торжественно объявить о приходе Мессии: «вооруженный» верой и смирением, святой погружен в созерцание, его образ, в том числе и цвет одеяния, оттесняет повествование о деятельном доблестном воине.
Им присущи героическая приподнятость образов, энергичная светотеневая лепка, выразительность ракурсов и движений, праздничное, ликующее великолепие цвета (Старость и Юность, 1553, Диалектика, 1575-77, Триумф Венеции, 1578-1585, – все во Дворце дожей, Венеция Триумф Мардохея и др., 1556, церковь Сан-Себастьяно, Венеция). Антонова. – Здесь его образная и композиционная фантазия неисчерпаема. Учился у веронского художника А. Бадиле.
Юношей Паоло познакомился с искусством Северной Италии и с самого начала определилась основная сфера его деятельности: монументальная живопись – росписи во дворцах и храмах, торжественные станковые композиции. На заднем плане толпится их многочисленная свита. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф. Драматическая встреча великого полководца с молящей о пощаде семьей побежденного им персидского царя превращается в полотне Веронезе в «величественный театр» с великолепными архитектурными декорациями, сиянием воинских доспехов, облеченными в парчу и мантии из горностая актерами. Паоло (1528, Верона, — 19. 4. 1588, Венеция), венецианский художник Позднего Возрождения.
Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок. Ему поручили три главных сюжета. Саломея с волосами рыжеватого оттенка (который теперь так и называют – «тициановский цвет») – это, пожалуй, один из наиболее узнаваемых признаков не только этого художника, но и эпохи Возрождения в целом. Конечно, там работает множество талантливых и замечательных художников – в той же Флоренции, в том же Риме, – но маньеризм все больше утрачивает продуктивность.
Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из «Трапез» Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги. Размеры полотна – 5, 5 метра высоты и около 13 метров ширины. 1475, Венеция, Галерея Академии). Произведения В. конца 1540 – начала 1550-х гг. С конца 1540-х годов Веронезе начал работать самостоятельно. Чрезмерная жизнерадостность картины привлекла внимание святейшей инквизиции.
В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой). Лев повиновался и стал смиренно трудиться. В XVII веке венецианская живописная школа стала в Италии одной из второстепенных. Каким же был тогда Веронезе. Кроме Пиров он пишет серию панно, украсивших залы венецианских дворцов. Среди учеников В. — его брат Бенедетто, сыновья Карло и Габриеле. Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее.
Последняя работа Веронезе — огромный овальный плафон «Триумф Венеции» (1585, Венеция, Дворец Дожей), написанный помощниками мастера по его эскизам, несмотря на то, что некоторые его мотивы вторичны, выгодно выделяется на фоне живописной декорации этого зала, созданной после пожара 1577 года в спешке и преимущественно второстепенными мастерами. Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из Трапез Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги. В 1553 Веронезе приехал в Венецию для участия в работах по украшению Дворца дожей. Выполненные В. фрески в загородных венецианских виллах (вилле Соранцо, 1551, фрагменты фресок ныне в соборе в Кастель-Франко вилле Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561), с их холодной воздушной цветовой гаммой, отличаются большей интимностью образов наряду с мифологическими композициями и аллегорическими фигурами в них встречаются пейзажи и жанровые сцены с шутливыми иллюзионистическими эффектами. Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры».
В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок. Он выполнил декоративные панно и плафоны в технике масляной живописи на холсте.
Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. Среди учеников В. – его брат Бенедетто, сыновья Карло и Габриеле. «Значение Веронезе огромно.
В центральной части плафона одного из залов Веронезе поместил композицию «Юпитер изгоняющий пороки». Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть. «Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля.
Веронезе проявляет себя в этих произведениях во всём блеске своего высочайшего мастерства. Немногочисленным портретам В. свойственны мягкая лиричность иногда оттенок жанровости («Белла Нани», 1550-е гг., Лувр, Париж «Граф да Порто с сыном Адриано», около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). Работа Антонио Бадиле (1516 – 1560) Мадонна во славе со Святыми Иоаном Крестителем, Антонием Аббатом, Бенедиктом и Власием до сих пор украшсет второй алтрь слева в церкви Святых Назария и Келсия в Вероне и паж справа – Паоло Кальяри, ученик Бадиле.
Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. 1565—1570, Лондон, Национальная галерея). Тогда трон может являться аллегорией прочности и незыблемости города-государства, находящегося под защитой своих правителей. Исполненные маслом на холсте монументальные многофигурные композиции Веронезе (Триумф Мардохея, 1556, в церкви Сан-Себастьяно Триумф Венеции, 1578–1585, во Дворце дожей, – все в Венеции) выделяются в его творчестве праздничной приподнятостью образов, выразительностью ракурсов, поз, движения, ликующим великолепием звучного колорита. М. Персианова).
Осталось только литография с изображением утерянных в Англии фресок Веронезе. Паоло (1528, Верона, – 19. 4. 1588, Венеция), венецианский художник Позднего Возрождения. Веронезе был любителем музыки. Святую ожидали нестерпимые муки, но внезапно появившийся ангел уничтожил орудия пытки. Колонны пестрого мрамора делят полотно на две неравные части. Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны.
В те же годы Веронезе создаёт целый ряд великолепных станковых композиций. Родился в Вероне в семье скульптора Габриэле Кальяри. Лев — напоминает о легенде.
Среди них цикл картин, написанных по заказу венецианской семьи Куччина: «Мадонна семейства Куччина», «Несение креста», «Брак в Кане», «Поклонение волхвов». С 1553-54гг. Новаторство росписи бросалось в глаза. Сам Тициан тоже испытал воздействие маньеризма и в некоторых его работах это отчетливо видно: когда он использует смелые ракурсы, очень сложные повороты фигур и так далее. Выполненные В. фрески в загородных венецианских виллах (вилле Соранцо, 1551, фрагменты фресок ныне в соборе в Кастель-Франко вилле Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561), с их холодной воздушной цветовой гаммой, отличаются большей интимностью образов наряду с мифологическими композициями и аллегорическими фигурами в них встречаются пейзажи и жанровые сцены с шутливыми иллюзионистическими эффектами. «Поклонение волхвов» — своеобразный апогей торжественной зрелищности в сочетании с жизненным полнокровием образов. В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью».
1560-е годы – период расцвета творчества Веронезе.
Несмотря на то, что вслед за быстрым поражением Камбрейской лиги (1508–1509) Венеция перестала претендовать на роль главного игрока на международной политической арене, в XVI веке это был богатый космополитичный город, один из самых густонаселенных на континенте, место пересечения культур и экономических интересов. Его языком были краски. говорят об изучении им рисунка Микеланджело, композиционных построений Рафаэля (См. Тогда император, не смутившись даже при виде этого чуда, приказал обезглавить святую. В основу ее композиции положен чрезвычайно впечатляющий и убедительный иллюзионистический эффект. На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника.
В одном из таких полотен – «Семейство Дария у ног Александра», художник прославляет душевное благородство человека, продолжая гуманистическую линию ренессансного искусства. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди. Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой. Им присущи героическая приподнятость образов, энергичная светотеневая лепка, выразительность ракурсов и движений, праздничное, ликующее великолепие цвета («Старость и Юность», 1553, «Диалектика», 1575—77, «Триумф Венеции», 1578—1585, — все во Дворце дожей, Венеция «Триумф Мардохея» и др., 1556, церковь Сан-Себастьяно, Венеция).
Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно.
Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь. Со смертью Тициана (1576), Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) завершилась великая эпоха венецианского Возрождения. О картине «Мадонна семейства Куччина» говорит Персианова: «С присущим ему композиционным мастерством, легко и свободно размещает Веронезе фигуры на плоскости холста.
Немногочисленным портретам В. свойственны мягкая лиричность иногда оттенок жанровости (Белла Нани, 1550-е гг., Лувр, Париж Граф да Порто с сыном Адриано, около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем.
Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне.