В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами. И кому предъявлять претензии. Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт. 1565—1570, Лондон, Национальная галерея). Однажды финикийской царевне, пышно-косой красавице Европе, приснился странный сон. Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца.
Здесь, пока Христос тихо беседует с юным Иоанном, свершается сакральное действие, символизирующее добровольную жертву Христа, — седобородый Петр расчленяет тушку ягненка. Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: Брак в Кане Галилейской, Пир в доме Левия (Тайная вечеря) и т. д. Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины. В 60-х годах самыми важными работами стали созданные Веронезе картины с названиями, связанными с Пирами. До него ещё дожить надо. Напротив, последний выполненный им большой цикл плафонов в зале Колледжо Дворца Дожей (1575) очень эффектен и праздничен, но в нем есть не свойственная более ранним работам Веронезе монументальная холодность и иллюстративность. Около 1560 года Веронезе получил новый масштабный заказ.
Широким трезубцем усмирил он волны и указал путь. Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу. Но бык внезапно вскочил и помчался к морю. Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия. Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия.
Ее имя приобрело географическое значение. Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой. Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции. Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии). Это, видимо, определило необычный характер живописного декора виллы: сравнительно невысокие стены украшены иллюзорными колоннами или столь же иллюзорными нишами со «стоящими» в них статуями или «живыми» фигурами и иллюзорными окнами с раскрывающимися в них пейзажными панорамами. Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения. В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой).
Великий итальянский художник умер в Венеции 19 апреля 1588 года. Наверно, каждый из художников, обращавшийся к этой теме, рассуждал примерно так же. С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства.
Неудивительно, что в мальчике проснулись художественные таланты. Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой. Нет, козлам – свой огород, быкам – свой. Тут же сердце его пронзила стрела шалуна Эрота, сына богини любви Афродиты. Впоследствии их усыновил критский царь. Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению.
С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен. Он решил похитить юную красавицу. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. Да и не смог бы тот пересечь вплавь Средиземное море, да ещё с такой ношей на спине.
Веронезе – не исключение. Со смертью Тициана (1576), Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) завершилась великая эпоха венецианского Возрождения. Судя по сохранившемуся протоколу, допрос Веронезе скорее походил на мирную беседу наконец инквизиторы предложили Веронезе компромисс — он меняет название картины, которая будет отныне именоваться «Пир в доме Левия» и обязуется заменить изображенную на первом плане Магдалину собакой. Ей посвящено и Коронование Марии в сакристии (одним из символов Марии была церковь) и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения.
Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок. И как бы Европа выглядела, сидя на полорогом. В Третьяковской галерее висит картина В. Серова «Похищение Европы». Блестящий мастер многофигурных композиций, Веронезе превращает традиционный вотивный групповой портрет в полную жизни, праздничности, декоративного великолепия картину. А позднее именем финикийской принцессы стали называть весь материк.
Ну, помилуйте, как мог Зевс обратиться в козла. Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви. Козёл. Он бы утонул и Европа – с ним вместе. 1475, Венеция, Галерея Академии).
Таково прекрасное Нахождение Моисея (1570-е, Мадрид, Прадо). Отправилась Европа с подругами на побережье песни петь и резвиться. В самом большом из жилых покоев, примыкающем к залу-вестибюлю — Зале Олимпа перед нами разворачивается величественная картина Мироздания. Сегодня эти фрагменты (аллегорические фигуры Справедливости и Умеренности, а также работа «Время и Слава») находятся в одном из соборов Кастельфранко в Италии.
В произведениях мастера не было религиозного смысла. Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния. Плафоны прославили Паоло Веронезе. Прежде всего, необходимо отметить, что находящийся внизу зритель становится участником события, происходящего на полотне.
Ее основу составляет огромный зал, представляющий в плане латинский крест, к которому примыкают пять меньших по размерам помещений. Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл. В 1548 году начинающий художник короткое время работал в Мантуе, затем вернулся в Верону, где занимался оформлением внутренних помещений виллы Соранца (1551). Образ Европы волновал воображение многих художников.
Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей. При этом взор невольно обращается к трону: кажется, что он сделан в виде скамьи, напоминающей фрагмент средневековой крепостной городской стены с двумя квадратными зубчатыми башнями по бокам. Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома».
Это было бы для неё попросту оскорбительно. Сюда, в грот, где сам Зевс рос и мужал, привез он свою возлюбленную и вновь принял человеческий образ. Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из Трапез Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги.
Подобный взгляд на вещи можно считать философским. Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Бык начал ластиться к Европе, склонил перед нею колени. Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания.
Это религиозная серия на основе евангельских текстов, в которых рассказывается о Трапезах Господних. Но ведь каждый художник хоть в малой степени, а философ. В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе». Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи. В этом цикле преобладают глубокие, мрачные тона, страстный пафос сцен и точное воссоздание сцен Священного Писания. А рядом с Европой теперь плыли прекрасные нереиды верхом на дельфинах.
Вступив в его воды, он поплыл, подобно дельфину. «Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля. Это же разные животные, с абсолютно разным смысловым наполнением и подтекстом. И будто знает девушка, что одну из женщин зовут Азил, которая вскормила и вырастила ее.
Именно там талантливый юноша черпал вдохновение. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф. Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди. По внешнему периметру этого восьмиугольника в облаках парят величественные мужские и женские фигуры, олицетворяющие четыре стихии. Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования.
– и притягивает девушку к себе, ласково обнимает. В смятении проснулась царевна. К числу самых эффектных и праздничных композиций такого рода относится «Семейство Дария перед Александром Македонским» (ок. Кроме Пиров он пишет серию панно, украсивших залы венецианских дворцов. В XVII веке венецианская живописная школа стала в Италии одной из второстепенных.
На этот сюжет писали свои полотна А. Дюрер, Рафаэль, Тициан, Рембрандт и многие другие. Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны. Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок. В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника. В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью».
Это первая на моей памяти картина, в которой животное выглядит столь удивительным образом. С частями хлева, в котором родился Христос, неожиданно гармоничны элементы античной архитектуры с ее арками, балюстрадами и капителями. В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили. Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен. Последняя работа Веронезе — огромный овальный плафон «Триумф Венеции» (1585, Венеция, Дворец Дожей), написанный помощниками мастера по его эскизам, несмотря на то, что некоторые его мотивы вторичны, выгодно выделяется на фоне живописной декорации этого зала, созданной после пожара 1577 года в спешке и преимущественно второстепенными мастерами.
Драматическая встреча великого полководца с молящей о пощаде семьей побежденного им персидского царя превращается в полотне Веронезе в «величественный театр» с великолепными архитектурными декорациями, сиянием воинских доспехов, облеченными в парчу и мантии из горностая актерами. Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы. Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе.
собакой. На заднем плане толпится их многочисленная свита. Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника.
Прозвище «Веронезе» («веронец») художник Паоло Кальяри получил в Венеции, куда в 1551 году переселился из Вероны, входившей в состав Венецианской республики. Безбоязненно уселась царевна к нему на спину. Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни. Во времена Гомера Европой называли уже всю Среднюю Грецию.
Картина Веронезе полна аллегорий. И в качестве выразителя своих мыслей он избрал быка. Полная достоинства и величия Дзуана Куччина является не только композиционным, но и образным центром композиции, в торжественность которой вносят живую ноту, особую теплоту и естественность полные непринужденности дети.
Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину. Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери. Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями. После смерти родные художника выполнили его волю. По-моему, тут нет и не может быть никаких сомнений. И вообще ей все это так напоминало веселое свадебное шествие. Все дальше оставался родной берег.
Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания. Евгении на 15:21. Создание цикла датируется 1570-ми годами. Одна из девушек стала срывать благовонные нарциссы, другая – фиалки. Венеция в то время была единственным городом в Италии, где не сжигали на кострах «еретические» сочинения и самих еретиков.
А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти.