После смерти Веронезе, его сыновья образовали сообщество «последователей Паоло» и под этим названием выпускали свои картины. Существует еще одна картина с таким же названием, отнесенная в работам Паоло Веронезе. Паоло Калиари известный как Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese, 1528, Верона— 1588, Венеция)— один из виднейших живописцев венецианской школы. Паоло Веронезе (при рождении Паоло Кальяри, Верона — 19 апреля 1588, Венеция) — один из виднейших живописцев венецианской школы.
Яркий пример тому «Пир в доме Левия» – самое грандиозное из полотен Паоло Веронезе размером почти 13 метров в ширину, написанное около 1570 года. Подражателями и последователями Веронезе были художники: Баттиста дАнджело, Баттиста Дзелотти и Паоло Фаринати. Похоронен Паоло Веронезе в церкви Сан Себастьяно. Кроме работы над монументальными росписями вилл, палаццо, базилик, создавал Паоло Веронезе картины и в технике камерной живописи, среди которых следует назвать четыре полотна на тему Аллегории любви, а также серию картин об амурных похождениях Марса, Венеры, Адониса и др. Паоло Веронезе – уроженец Италии, яркий представитель эпохи позднего Возрождения.
19 ноября 1528 года в семье Габриеле и Катерина Веронезе появился на свет пятый сын, которого назвали Паоло. Восстанавливать их и были приглашены Паоло Веронезе и еще один талантливый молодой художник Тинторетто. Паоло Веронезе (итал.
Паоло Веронезе прожил ровно 60 лет. От названия этого города и получил прозвище Веронезе (настоящее имя художника Паоло Кальяри). Паоло Веронезе (Paolo Veronese) – великий итальянский художник Позднего Возрождения. Скончался Паоло Веронезе в возрасте шестидесяти лет от пневмонии и похоронен в базилике Сан-Себастьяно в Венеции.
В 1566 году Паоло Веронезе женится на дочери своего дядюшки и учителя Антонио Бадиле. Паоло Веронезе – живописец эпохи Высокого Возрождения или чинквиченто. Между 1552 и 1553 годами Паоло Веронезе работает в Мантуе, где пишет картину «Искушение Святого Антония» для одного из боковых алтарей городского собора.
Паоло Калиари известный как Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese, т. е. В 1553 году Паоло Веронезе был вновь работает в Венеции и ни где-нибудь, а на оформлении интерьеров Дворца дожей.
К этому периоду относится создание монументальных холстов с изображением пиршеств. Например, очень красивая картина Христос в Гефсимаиском саду из Бреры, прежде находившаяся в венецианской церкви Санта Мария Маджоре, написана в 1583-1584 годах. Здесь же проходили заседания законодательного и судебно-исполнительного органов управления Венецией – Большого Совета и Совета Сорока, а также тайной канцелярии – Совета Десяти.
Судя по сохранившемуся протоколу, допрос Веронезе скорее походил на мирную беседу наконец инквизиторы предложили Веронезе компромисс — он меняет название картины, которая будет отныне именоваться «Пир в доме Левия» и обязуется заменить изображенную на первом плане Магдалину собакой. Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, монах из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо). В эту же группу входит и более интенсивная по цветовому решению композиция для главного алтаря церкви Сан Себастьяне, законченная в 1565 году.
Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот). Как написал Джорджио Вазари в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих «Санмикели любил их как своих детей» и на вилле Соранцо художники проявили «вкус, рисунок и хорошую манеру». После смерти Веронезе эти художники продолжили деятельность мастерской, нередко подписывая картины своеобразным коллективным именем Haeredes Pauli (наследники Паоло). Здесь в палаццо Дель Тэ находились монументально декоративные фрески Джулио Романо, в соборе Кастельфранко он мог видеть алтарный образ кисти Джорджоне. Он блестяще справился с задачей, объединяя в работах вымышленные сюжеты с реальной жизнью семьи Барбаро.
В ней Веронезе строг и лаконичен. Люди смогут обрести спасение, лишь поборов человеческие слабости посредством медитации и сурового умерщвления плоти. Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни. Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа.
Ю. Д. Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия. Именно 60-е годы XVI века стали периодом расцвета творчества Паоло Кальяри Веронезе. В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана.
Сохранился документ о допросе художника, в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости». И, наконец, в нижних частях свода эта величественная иерархия Мироздания завершается изображениями самих обитателей виллы — в нижней части свода на балконе с большими винтообразными колоннами перед нами предстает статная молодая дама в серебристо-голубом платье. «Пир в доме Симона Фарисея» (около 1560 года) открывает собой серию торжественно зрелищных композиций с изображением праздничных пиршеств. Фирменными штрихам его работ стали яркие, насыщенные цвета (он был непревзойденным колористом), а также сложная, четко выверенная композиция картины с множеством интересных мелочей и деталей. Паоло был младшим из пяти детей. Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой. Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины.
В основу ее композиции положен чрезвычайно впечатляющий и убедительный иллюзионистический эффект.
Полная достоинства фигура отчетливо выступает на темном фоне. На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками. 5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры.
Ножка богини – на самом краю, словно Диана собирается покинуть нишу. Створки были закончены и установлены в 1560 году. Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу).
Наряду со станковыми картинами, Веронезе создавал стенные росписи. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы. Любимов). Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции. В картине, традиционно называемой Святой Панталон исцеляющий мальчика, художник в действительности изображает сцену обращения святого: настоятель, потрясенный мучениями умирающего ребенка, укушенного рептилией (эпизод с мальчиком, поддерживаемым самим священником Борги, запечатлен в незабываемой по драматической силе сцене в левой части полотна), дает обет принять христианскую веру, если Бог совершит чудо и спасет мальчика.
Однако портрет остается, по крайней мере в этот период изолированной областью в творчестве Веронезе. Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок. Свидетель на его венчании в церкви Св. Суриков писал об этой картине: «Ведь это живая натура, задвинутая за раму».
В 1553 году Веронезе пригласили в Венецию для участия в украшении Дворца дожей.
О картине «Мадонна семейства Куччина» говорит Персианова: «С присущим ему композиционным мастерством, легко и свободно размещает Веронезе фигуры на плоскости холста. Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены. Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием. В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини). Они дали ему первое художественное образование.
В этих работах, как и в исполненном им живописном убранстве монастырской церкви Сан-Себастьяно (1555 – середина 1560-х годов), Веронезе предстаёт уже во всём блеске своего дарования: построенные на больших цветовых пятнах, сложных ракурсах, его многофигурные композиции преображают обширные помещения своим декоративным великолепием. Георгия, 1580 е годы)». Эпилогом творчества Веронезе может считаться исполненный им около 1585 года для Дворца дожей грандиозный плафон «Триумф Венеции».
Обрамлением для трех центральных компартиментов служат восемь меньших по размеру холстов в форме латинских букв Т или L, внутри которых представлены аллегорические фигуры христианских добродетелей. Сейчас этот плафон является достойным экспонатом знаменитого Лувра.
Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только несколько второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вместе с Залом Скрутино (голосования). «Конкурс» знаменитостей, а лучшему из них должны были присудить золотую медаль. Его дед и отец был камнетесами. Двойное наименование объясняется просто: законченная картина вызвала неудовольствие слишком светской трактовкой события из Библии. С 1553-54гг. Композиция строится по диагонали – именно так располагается фигура Христа.
Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть. С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды. Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане.
Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов. Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни.
Живописи Веронезе учился у местного мастера Антонио Бадиле. Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида. К началу 1550 года Веронезе – зрелый мастер, готовый к тому, чтобы выйти на великую венецианскую сцену. Около 1560 года Веронезе получил новый масштабный заказ. Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца. Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой.
Последняя героиня – персонаж исторический, не имеющий отношения к текстам Священного Писания, тем не менее поучительная истории Лукреции, героически пожертвовавшей жизнью, предпочтя смерть бесчестию, также использовалась церковью в качестве exemplum (образца) высочайшей моральной стойкости. Грандиозные идеи Веронезе, конечно, требуют огромного труда и многочисленных помощников. С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен. Сказочным блеском отмечены волхвы и их свита.
Нередко отдельные исследователи утверждают, что отсутствие упоминаний о фресках Веронезе в труде Палладио Четыре книги об архитектуре, опубликованном в 1570 году, свидетельствует о неприятии зодчим живописной архитектуры Паоло. Брак принес супругам четырех сыновей и дочь.
Согласно контракту, художник должен был изобразить «Брак в Кане». Персианова).
Существует предположение, что в образе св. Таково прекрасное Нахождение Моисея (1570-е, Мадрид, Прадо). Юношей Паоло познакомился с искусством Северной Италии. Изумляющие своей ликующей красочностью, светлые по настроению полотна (Обручение св.
1550-х). Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз. Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года.
Великий итальянский художник умер в Венеции 19 апреля 1588 года. Отдельные фигуры перекрывают друг друга, скрещиваются, сталкиваются. Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии).
Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника. Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. Темные деревья гнутся от порывов ветра и сквозь тучи пробивается яркий луч света. Художник не ставит перед собой задачу изображать события реалистично. Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен. Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую роль.
Она храниться в Музее Кастельвеккио в Вероне. Паоло отчаянно защищался, стараясь донести право художников на некоторые вольности, однако инквизиция, а именно обвинитель – Скеллино – не признала правоту художника и ему было дано три месяца на то, чтобы исправить все несоответствия за свой счет. После его смерти, сыновья живописца основал сообщество «Последователи Веронезе», пытаясь продавать свои картины под этим «брендом».
В вину ему ставили слишком вольную трактовку священного писания. Драматическая встреча великого полководца с молящей о пощаде семьей побежденного им персидского царя превращается в полотне Веронезе в «величественный театр» с великолепными архитектурными декорациями, сиянием воинских доспехов, облеченными в парчу и мантии из горностая актерами. В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью». В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами.
В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру). Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов. Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь. Большая часть снятых фресок попала в Англию в начале XIX века, но там потерялась. Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите.
Отдельную линию в творчестве Веронезе 1560-70-х годов представляют его «Пиры», сцены евангельских трапез – от «Встречи в Эммаусе» до «Пира в доме Симона-фарисея» (около 1570, Национальный музей, Версаль и др. ) и «Пира в доме Левин» (1573, Галерея Академии, Венеция первоначально – «Тайная вечеря», название изменено самим Веронезе после допроса в инквизиции, посчитавшей слишком светской трактовку темы). Еще никогда архитектура не занимала у Веронезе такого большого места, как в этой картине.
Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа деБуони (или Буоно). Ей посвящено и Коронование Марии в сакристии (одним из символов Марии была церковь) и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения. Спускающийся с небес ангел несет ему пальмовую ветвь, знак грядущей мученической смерти. Среди них цикл картин, написанных по заказу знатной венецианской семьи Куччина: «Мадонна семейства Куччина», «Несение креста», «Брак в Кане», «Поклонение волхвов». После смерти родные художника выполнили его волю. Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия.
После смерти Веронезе Бенедетто возглавил процветающую мастерскую. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно. «Поклонение волхвов» в творчестве Веронезе – своеобразный апогей торжественной зрелищности в сочетании с жизненным полнокровием образов. Тем, кто окажется в Вероне, город предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях.
Естественно, что в подобном культурно-религиозном климате не менее важным был культ Марии. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф. Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования.
Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года. Тяжелым грозовым тучам в небесах соответствует сумрачная атмосферная дымка.
Начало семидесятых годов ознаменовалось возвращением Веронезе к изображениям Пиров. Возглавлял «комиссию» несравненный Тициан и единодушным голосованием медаль присудили Веронезе. Одно из самых эффектных и масштабных решений этой темы – полотно «Брак в Кане» (1562-63, Лувр, Париж), настоящий апофеоз венецианского праздничного ритуала, участниками которого являются свыше 100 персонажей изображённые в центре Мария и Христос почти теряются в красочной толпе патрициев, слуг, зрителей (предполагается, что под видом 4 музыкантов на первом плане изображены сам Веронезе, Тициан, Тинторетто и Я. Бассано).
В одеждах, к примеру, солдаты одеты и вооружены как немцы. Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры. Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды.
Веронезе и в Обращении Савла проявляет свое замечательное дарование колориста. 5).
Осталось только литография с изображением утерянных в Англии фресок Веронезе. Зритель видит хозяйку дома, добродетельную матрону, с величавой грацией преклонившую колени перед мадонной, домочадцев и детей, переданных с большой теплотой: один из них, хрупкий мальчик, задумчиво прислонился к колонне, другой прижался к матери, третий, совсем маленький, сидя на полу, тянет ручку к собаке изображенной на переднем плане.
В тот же период, между 1552 и 1553 годами, Паоло находится в Мантуе, приглашенный кардиналом Эрколе Гонзага написать картину "Искушение Святого Антония" для одного из боковых алтарей собора, декорация которого к тому времени была полностью обновлена Джулио Романо в духе ренессансного искусства. Наряду с женскими образами в этот период художник пишет многочисленные мужские портреты. Один из них, Мадонна с Младенцем, маленьким Иоанном Крестителем и Святыми Иосифом, Иеронимом и Франциском, написан в 1564 году для ризницы венецианской церкви Сан Дзаккария и сейчас находится в Галерее Академии в Венеции.
Наряду с упомянутыми сериями сохранилось множество исполненных Веронезе в эти годы картин, посвященных любовным историям отдельных мифологических персонажей, героиней которых чаще всего выступает Венера, богиня Любви. Эти принципы и приемы впоследствии послужат основой всех его творений. Но не она занимает воображение мастера. Второй из братьев, дипломат, посвятил себя политике, однако и он проявлял живую склонность к литературе и сам пробовал силы как скульптор-любитель. Лк.
Такое знакомство, несомненно, оказывает значительное влияние на его дальнейшее творчество. Именно там он получил свое прозвище Веронезе (что означает веронец, житель Вероны), которое впоследствии принесло ему мировую славу среди потомков. К эффектной зрелищности своих более ранних работ Веронезе возвращается в своей последней монументальной работе – плафоне «Апофеоз Венеции» для зала Большого совета Дворца дожей (до 1585) большая часть плафона исполнена помощниками и учениками Веронезе, среди которых были его брат Бенедетто Кальяри (около 1535 или 1536-98) и сыновья Габриеле Антонио Веронезе (1568-1631) и Карло Веронезе (1570-96). В изменившейся Венеции заказчики художника хотели иметь абсолютно иные картины, конечно же исключительно религиозного содержания. 1475, Венеция, Галерея Академии).
Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции. Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж. Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира. Колонны пестрого мрамора делят полотно на две неравные части. Интересно, что в сюжетах этих фресок мифические и религиозные персонажи перемежаются с изображениями хозяев этих вилл.
Интерес к движениям души не свойственен другим живописным произведениям мастера тех же лет в них все его внимание, так же как в композиции Брак в Кане, поглощено стремлением достичь впечатляющих эффектов декоративной грандиозности сцен, заполненных множеством фигур. В частности работы Тициана, построены на абсолютно ином тональном принципе, а мягкую дымку на картинах Тициан создает сложным наложением слоев различных цветов. Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок. Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене.
В центральной части плафона одного из залов Веронезе поместил композицию «Юпитер изгоняющий пороки». Эти произведения были написаны примерно в 1575 году. Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения. Здесь мы видим толпу жителей Венеции – преимущественно простолюдинов – которых усмиряет конная стража, одетая в доспехи. В целом, полотна передают собирательный образ Венецианской жизни. «Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля. Подобная трактовка пейзажа не новинка для художников того времени.
На суде инквизиции Веронезе сказал: «Мы, художники, осмеливаемся на те же вещи, на которые осмеливаются поэты и безумные».
Среди них – племянник Альвизе дель Фри-зо (1544-1609) и сыновья Габриеле (1568-1631) и Карлетто (1570-1596). С середины 1570-х годов большое место в творчестве Веронезе занимают аллегорические и мифологические композиции, в которых декоративная изысканность соединяется с несвойственными ранее Веронезе поэтическими камерными интонациями («Венера и Марс», Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Венера и Адонис», Прадо, Мадрид, обе около 1576-1584 «Похищение Европы», около 1578-1580, Дворец дожей). Композиции небольшого формата с изображением аллегорических фигур являются работой помощников. Грандиозная композиция, высотой 6, 6 метра и шириной 9, 9 метра, включающая сто тридцать восемь фигур, была исполнена мастером в течение шестнадцати месяцев.
На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка. Одно из таких полотен («Пир в доме Левия», 1573 год) навлекло на Веронезе подозрение церкви, что могло стоить мастеру его репутации и даже более серьезных последствий. Среди них блистательное "Обручение Святой Екатерины" из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ "Пала Бевилъаква-Ладзизе", созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция "Крещение" (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же "Оплакивание", заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное "Положение во гроб" из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце.
Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди. Восхищенный В. И. Паоло Веронезе входит в избранный круг «великих» художников Венеции и получает заслуженное признание, когда ему ещё нет и тридцати лет. Однако уже с конца 1570-х годов в мастерской Веронезе появляются и другие молодые художники. Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу.
Чрезмерная жизнерадостность картины привлекла внимание святейшей инквизиции. По заказу братьев Барбаро Веронезе украшает росписями их виллу в селении Мазер близ Биченцы (около 1565).
К примеру, можно назвать, хранящееся у одного из частных коллекционеров Нью-Йорка «Обручение Святой Екатерины», экспонат веронского музея Кастельвеккьо – написанный в 1548 году алтарный образ «Пала Бевилъаква-Ладзизе», картина «Крещение», созданная для украшения одной из веронских капелл в 1548-1549 годах. Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе). Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания.
Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. Художественная роль сочиненных Паоло пейзажей, мрачных, напряженных, по которым внезапно, как дрожь по коже, пробегают искры сверхъестественного, неземного света, состоит в том, чтобы усилить драматическое звучание события.
Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. От гармонической ясности и цельности в изображении ничего не остается. Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви.
Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. Со смертью Тициана (1576), Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) завершилась великая эпоха венецианского Возрождения. В нарочитой асимметрии группы Мадонны с Младенцем и в сложных позах отдельных святых все еще обнаруживаются элементы маньеризма, однако живой и разнообразный, насыщенный светом колорит картины создает гармонию целого, придавая произведению классическое равновесие.
Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. Он песет (как в Кающейся Марии Магдалине Тициана) сильную эмоциональную нагрузку. Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества. Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению.
Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности. Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному. Вокруг Савла стремительный поток движения. На это событие Веронезе откликнулся исторической композицией «Битва при Лепанто». Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана.
В последнее десятилетие Веронезе испытывает некоторый творческий спад. Его языком были краски. В том же году художник украшает своим творчеством интерьер библиотеки Сан-Марко. Именно там талантливый юноша черпал вдохновение.
Свет и тень, отбрасываемая фигурами Дианы и ее собаки, создают впечатление глубины ниши. По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Пармиджанино (1503–1540), Корреджо (1489–1534).
Уже с 1555г. Художник не ограничивался копированием, а вносил собственное видение, часто «исправляя и украшая» то, что рисовал.
Веронезе скончался 19 апреля 1588 года и похоронен в венецианской церкви Сан Себастьяно. Ему поручили три главных сюжета. В этом цикле преобладают глубокие, мрачные тона, страстный пафос сцен и точное воссоздание сцен Священного Писания.
В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника. В этих произведениях художником вырабатываются те принципы и новые приемы живописи, которые используют для большей художественной выразительности игру света и тени. Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями. В 1819 году была снесена и сама вилла.
К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). По внешнему периметру этого восьмиугольника в облаках парят величественные мужские и женские фигуры, олицетворяющие четыре стихии. Известна дата передачи последнего полотна монахам – 20 апреля 1573 года, однако вскоре (18 июля того же года) его вызвали в трибунал инквизиции на допрос.
Менна, около 1561 года), многочисленные изображения мадонны, где традиционный мотив мастер воплощает во множестве смелых и оригинальных композиционных вариаций (Мадонна с младенцем и святыми, около 1562 года). Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции.
В одном из таких полотен – «Семейство Дария у ног Александра», художник прославляет душевное благородство человека, продолжая гуманистическую линию ренессансного искусства. 1548. К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто. Картина «Христос в Эммаусе» – очень характерное для творчества Веронезе произведение.
В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции. собакой.
И, конечно, «Положение во гроб», ныне находящаяся в частной французской коллекции, а ранее украшавшее церковь Корпус Домини в Виченце. Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл.
К слову, последняя картина обобщила весь довенецианский художественный опыт Веронезе. Все персонажи полотна предстают перед зрителем живыми, брызжущими энергией и весельем. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника.
Для станковой живописи позднего Веронезе характерна его картина «Похищение Европы» (1580 года).
Именно вот таким образом первоначальная идея Паоло претерпела существенные изменения в процессе работы над холстом, законченным, скорее всего, уже после смерти Веньера, в 1578 году. Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину.
Прозвище «Веронезе» («веронец») художник Паоло Кальяри получил в Венеции, куда в 1551 году переселился из Вероны, входившей в состав Венецианской республики. На первом плане оказываются ступни его босых ног. Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке. Район Сан Паоло, где родился будущий художник, был районом ремесленников-артистов на левом берегу реки Адидже, здесь жили семьи Санмикели и Фаринати, вокруг были мельницы, красильни, кузницы, фабрики по обработке шерсти и мастерские – боттеги ремесленников, каменных дел мастеров, как их называли в Вероне.
Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце. Размеры полотна – 5, 5 метра высоты и около 13 метров ширины. пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие "Время и Славу", а также "Справедливость" (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой "Истории" в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом.
Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца. С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства. Аналогичный смысл имеют композиции с изображением Магдалины (Городские музеи в Па-дуе Музей Прадо, Мадрид) и добродетельной Лукреции (Музей истории искусств, Вена). Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт. Полны оптимизма сочные, живописные полотна Паоло Веронезе (Паоло Калиари, 1528-1588).
Это полотно с полным основанием можно назвать обобщением художественного опыта Паоло довенецианского периода. Второй крупный цикл произведений на религиозные темы, созданный Паоло в 80-е годы, включает десять больших полотен на сюжеты Ветхого и Нового Завета известные исследователям как серия герцога Бекингема, во владении которого они находились в начале XVII столетия. Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе.
Веронезе был любителем музыки. В течение тридцати пяти лет, с 1553 года и до самой смерти, Веронезесоздал огромное количество полотен. Его мастерская была местом, где жизнь била ключом, настоящей семейной фирмой с ним самим и его братом Бенедетто во главе.
Справа в пейзажном обрамлении изображены многие очевидцы и участники события. Три тондо исполненные Паоло, размещены в шестом ряду по отношению ко входу и изображают аллегорические фигуры: Целомудрие, Астрономию, Гармонию и Воображение, а также Музыку.
Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. В XVII веке венецианская живописная школа стала в Италии одной из второстепенных. В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе».
Веронезе пошел на хитрость, превратив Тайную вечерю в Пир в доме Левия, разместив на карнизе над пилястрами надпись «FECIT D. COVL MAGNU. LEVI-LUCAE CAP. V» (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение. Работа Антонио Бадиле (1516 – 1560) Мадонна во славе со Святыми Иоаном Крестителем, Антонием Аббатом, Бенедиктом и Власием до сих пор украшсет второй алтрь слева в церкви Святых Назария и Келсия в Вероне и паж справа – Паоло Кальяри, ученик Бадиле. Хотя Веронезе не был прирожденным портретистом, но он создал несколько произведений, где постиг человека во всем своеобразии его конкретной индивидуальности, – «Портрет Пазе Гвариенти» (1556), «Портрет графа да Порто с сыном Адриано» (около 1556 года). Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. Его произведения, относящиеся к началу 60-х годов, особенно многочисленны и составляют одну из вершин венецианского портрета XVI века.
Два десятка персонажей Веронезе — Мадонну и окружающих ее святых, фигуры Веры, Надежды и Милосердия, взрослых членов семьи Куччина и восьмерых детей объединяет плавный волнообразный ритм терракотово-красные тона великолепного платья Дзуаны Куччина, ослепительно-белые одежды Веры, мшисто-зеленые и розово-лиловые тона одежд Надежды и Милосердия образуют изысканный красочный аккорд, подчеркнутый темными тонами одежд мужчин. На заднем плане толпится их многочисленная свита. Конечно, самым верным среди них был его младший брат Бенедетто (1538-1598). Самой ранней работой Веронезе считают фрески, выполненные им совместно с Дзелотти в 1551 году на вилле Саранцо, близ Кастельфранко (сохранились во фрагментах). Лишь многие десятилетия спустя счастливый декоративный дар Веронезе, его великолепная искрящаяся светом живопись возродится в произведениях художников Андреа Челести, Фумиани, Ладзарини – всех тех, кто, пытаясь противостоять господствующей моде на темную живописную манеру (манеру тенеброза), обретет в произведениях Паоло идеальную модель для обновления венецианской живописи и возвращения ее к сиянию чистых красок.
В те же годы Веронезе создает целый ряд великолепных станковых композиций. В конце того же года Бенедетто Манцини, священник приходской церкви Сан Джеминьяно, заказал Веронезе створки церковного органа. Именно Венецианская Республика была настоящим оазисом для всех деятелей культуры и искусства и просто свободолюбивых личностей, бежавших туда от церковного католического гнета, насаждаемого в других европейских странах. Размещенная в том же зале над троном дожа, она создает исключительный по выразительности сценический эффект, уподобляясь открытому окну, прорезающему стену зала. Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из Трапез Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги.
Паоло Веронезе (1528-1588) появился на свет в 1528 году в квартале Сан Паоло города Вероны, одного из главных городов, входивших тогда в состав Венецианской республики. Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне. Кроме Пиров он пишет серию панно, украсивших залы венецианских дворцов. Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики.
1565—1570, Лондон, Национальная галерея). Картина должна была отражать всю важность сюжета изображенного на ней. Упавший с коня Савл распростерт на земле, его тело показано в сильном ракурсе (ракурсы такого типа любил использовать Микеланджело). В картине всего три действующих лица.
Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери. Последняя работа Веронезе — огромный овальный плафон «Триумф Венеции» (1585, Венеция, Дворец Дожей), написанный помощниками мастера по его эскизам, несмотря на то, что некоторые его мотивы вторичны, выгодно выделяется на фоне живописной декорации этого зала, созданной после пожара 1577 года в спешке и преимущественно второстепенными мастерами.
Плафоны прославили Паоло Веронезе. Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1673. В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами.
Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины). И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе». К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). В левой изображена традиционная группа – мадонна с младенцем в окружении святых.
Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями. К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано. После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за другой серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (около 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане.
Он посетил Мантую. В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок. Такой тип изображения был выработан еще венецианскими мастерами XV века: Христа, сидящего на краю саркофага или (как у Веронезе) па погребальной пелене, поддерживали в одном случае скорбящие ангелы, в другом – Мария и Иоанн. К сожалению, большинство их произведений было не более чем перепевами композиций Веронезе, подражаниями, лишенными его гениальной творческой фантазии, своего рода скучной академической продукцией. Венеция в то время была единственным городом в Италии, где не сжигали на кострах «еретические» сочинения и самих еретиков. В произведениях мастера не было религиозного смысла.
Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году. Теме Вознесения Богоматери, наиболее интересной с точки зрения соответствия положениям контрреформационных теорий, посвящена большая картина, написанная в 1586 году для главного алтаря венецианской церкви Оньисанти (ныне в Галерее Академии в Венеции). Например, архитектурное оформление интерьера завершает архитектурный мотив иллюзорно воспроизведенный на стене или пейзаж, написанный в пролете между двумя реальными колоннами, словно раздвигает пространство комнаты и выводит зрителя в парк, окружающий здание иногда взгляд останавливают живо написанные фигуры обитателей виллы, как бы неожиданно входящих в зал через мнимые двери» (О. М.
Центральное место в этом ансамбле занимает композиция Коронование Богоматери, по сторонам от нее – фигуры четырех Евангелистов, тогда как в углах свода разместились небольшие монохромные сцены на тему Истории Ветхого Завета и четыре тондо с Херувимами. Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания.
До него для украшения интерьеров стены дворцов украшали станковые картины, причем часто живопись и архитектура не являлись декоративным дополнением друг друга. Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния.
А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти. В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов.
СПб, Эрмитаж). Но они не слишком достоверны. Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов.
Вазари отозвался о ней как о величайшем достижении, а Сансовино дал ей следующую характеристику: История Эсфири написана с такой силой и мастерством, одежды, краски так изумительны, что роспись сразу завоевала признание, тем более что она была творением юноши. В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна. Эрмитажная картина вообще принадлежит к числу лучших созданий художника. Картина Веронезе полна аллегорий.
Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи. Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры). В 1552 году Кальяри получает настоящий подарок от судьбы. В 27 лет художник уже пользовался большим почётом, а слава о его таланте разлетелась по всей Италии. Над декорацией Паоло работал около трех лет, как о том свидетельствуют платежные документы 1577 года.
веронский), проживающий в Венеции». На картине изображен единственный герой сцены Святой Иероним. Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе.
Сыновья работали в боттеге отца и после его смерти «наследники Паоло», так подписывала боттега-мастерская свои произведения, работала, продолжая традиции великого Веронезе. Новаторство росписи бросалось в глаза.
Религиозные сцены (часто изображающие пиры) разворачиваются на фоне сказочных дворцов, а их действующими лицами становятся современники художника, облаченные в разноцветные шелка и бархат, сияющие драгоценностями, окруженные толпой шумных слуг. Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке.
Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры». Вместе с другими живописцами он работал над росписью плафонов трех залов дворца. Здесь мирно уживались между собой различные направления искусства.
Самым значительным монументально-живописным ансамблем Веронезе являются фрески виллы Барбаро-Вольпи в Мазере, близ Виченцы (начало 1560-х годов): роспись стен и плафонов преображает архитектуру А. Палладио с её классической чистотой форм, вовлекая зрителей в театрализованное зрелище, в котором участвуют члены семьи Барбаро, аллегорические персонажи и античные боги в ней соединяются миф и реальность, правда искусства и иллюзия. Далее, он получает масштабные заказы на оформление шикарных вилл своими рисунками и фресками – виллы Коллеони (1560), виллы Мазер (1565), палаццо Маньядоле (1572). Естественно, религиозная тема была не единственной в творчестве Паоло. Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой. Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал.
Антонова. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны. Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания. Паоло Кальяри, венецианский художник, прозванный по месту рождения Веронезе (веронец), родился в 1528 году в Вероне, входившей тогда во владения Венецианской республики.
Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника. Не ограничиваясь более ролью декоративных элементов, простых рам или консолей, архитектурные мотивы становятся живыми участниками композиций. Это, видимо, определило необычный характер живописного декора виллы: сравнительно невысокие стены украшены иллюзорными колоннами или столь же иллюзорными нишами со «стоящими» в них статуями или «живыми» фигурами и иллюзорными окнами с раскрывающимися в них пейзажными панорамами. Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея.
Это наиболее содержательные из его полотен. Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора.
И в этом случае реакция венецианских властей была незамедлительной: уже в январе следующего года начались восстановительные работы. Создание цикла датируется 1570-ми годами. Он был единственным итальянским художником своего поколения, в полной мере сохранившим присущую искусству Возрождения целостность и радостное восприятие мира, чувство его красоты, полноты жизненных сил. Дрезден, Картинная галерея). В круге диаметром 2м 30см мы видим Аллегорию Музыки.
Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны. Светский жизнерадостный характер носит картина «Пир в доме Левия» (1573), где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции. Здесь многие персонажи, вплоть до самого Александра, наделены портретными чертами членов семейства Пизани, заказавшего эту картину.
Для трапезной монастыря Святого Назария Веронезе пишет полотно Ужин в доме Симеоне, размеры его не грандиозны, всего 3 метра на 4, 5 м, это для гигантских «Тайных вечерь» Веронезе практически интимная и домашняя живопись. Действие происходит у Веронезе отнюдь не в египетской Александрии, но в типично венецианском окружении. Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей.
19 апреля 1588 года художник скончался от воспаления легких. Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: Брак в Кане Галилейской, Пир в доме Левия (Тайная вечеря) и т. д. Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины. Каким же был тогда Веронезе.
Отец отдал его в мастерскую художника Антонио Бадиле, который старше Паоло Кальяри всего на двенадцать лет. Приятное исключение – аллегория «Диалектика», где создан монументальный и в то же время полнокровный образ. И в отношении цветового решения и в отношении композиционного замысла они не уступают живописным панно в Сан Себастьяно. К 25 годам Паоло Кальяри окончательно определяется со своим жизненным призванием, которым становится монументальная живопись.
На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника.
Праздничная театрализация свойственна и композициям Веронезе на религиозные и исторические темы конца 1550-х – начала 1570-х годов: действие разворачивается на просцениуме, подобно фризу, на фоне пейзажа или архитектуры великолепие одежд, доспехов, выразительность жестов, декоративность упругого, волнообразного ритма, сплетающего воедино все фигуры, придают этим картинам характер праздничных триумфов («Семейство Дария перед Александром Македонским», около 1565-70, Национальная галерея, Лондон цикл композиций, написанный для венецианской семьи Куччина, – «Мадонна семьи Куччина», «Поклонение волхвов» и др., 1571-73, Картинная галерея, Дрезден). В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой).
Напротив, последний выполненный им большой цикл плафонов в зале Колледжо Дворца Дожей (1575) очень эффектен и праздничен, но в нем есть не свойственная более ранним работам Веронезе монументальная холодность и иллюстративность.
Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий. Иллюзию глубины (которая начисто отсутствует у соседних с произведениями Веронезе, а соседствуют картины двух, не менее известных художников своего времени) и необычайную легкость художник создает умелым использованием световых бликов на поверхности картины. – Здесь его образная и композиционная фантазия неисчерпаема. Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания.
Первым наставником Паоло был знаменитый архитектор Микеле Санмикеле. Интересно, что Веронезе, как это было ему свойственно, придал лицу Савла свои черты.
В награду за это кардинал оплачивает юному дарованию поездку в Венецию. Типичен для Веронезе и архитектурный фон в виде живописных античных руин. За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и сейчас украшающая один из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять место погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами ранее.
В 1819 году была снесена и сама вилла. Последнее десятилетие жизни Паоло было посвящено работе над двумя монументальными декоративными циклами для церковных зданий. Так возникают новые композиционные приемы и принципы, которым предстоит дальнейшее развитие в XVII столетии.
Неудивительно, что в мальчике проснулись художественные таланты. Они расписали фресками Лоджию, главный Салон и два зала виллы. Это противоречило твердым республиканским принципам Венеции, питавшей отвращение к любым формам культа отдельной личности. В частности в изображении шута с попугаем – в этом изображении представитель святой инквизиции усмотрел аллегорию похоти.
Веронезе чувствовал себя с ними на равных. В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Брак в Кане Галилейской и Христос в Еммаусе) Калиари своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. В религиозных композициях («Поклонение волхвов», около 1578-1581, церковь Санта-Корона, Виченца «Распятие», около 1576, церковь Сан-Ладзаро-деи-Мендиканти, Венеция) действие разворачивается на фоне сумрачного вечернего неба, яркие вспышки золотистых, красных, синих тонов одежд приобретают драматическую напряжённость порой художник предпочитает простые крупнофигурные композиции («Оплакивание Христа», около 1576-82, Эрмитаж, Санкт-Петербург и др. ). Луч света, проникающий в это пространство с небес, выделяет из массы людей и животных фигуру молодой Богоматери с Младенцем на коленях.
20-летний Паоло Кальяри изобразил традиционную композицию с бюстами заказчиков Бевильаква — Лацизе на переднем плане картины, а вот непринуждённые позы персонажей были новшеством для Вероны в то время. Лк. Они придают некую легкость восприятия картинам художника, по традиции того времени помещенным в тяжелые позолоченные рамы. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом.
Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя. Пейзажи в его картинах играют свою, специально отведенную им для этого роль. Каждая из картин являет собой выдающееся произведение. Мертвый Христос представлен в позе живого человека.
Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы. Веронезе проявляет себя в этих произведениях во всем блеске своего высочайшего мастерства.
Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло. Главным средством выражения у венецианских художников был цвет. Веронезе родился в Вероне, был сыном скульптора Габриэле Кальяри и племянником художника Антонио Бадиле.
К числу самых эффектных и праздничных композиций такого рода относится «Семейство Дария перед Александром Македонским» (ок. По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году. Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571. Все названные произведения отличают характерный для маньеризма подчеркнутый графизм живописной манеры и замечательная красочная гамма: отчетливая, построенная на противопоставлении светлых тонов, оживленных серебристыми бликами света.
В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой. Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее. Подобное отношение к пейзажу отличает в этот период произведения многих других современников Веронезе, к примеру Якопо Бассано, в мастерскую которого Паоло отдал своего юного сына Карлетто.
Цецилии – веронский художник и друг Паоло Фаринати. Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция. Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов.
Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома». Кресты для Христа и разбойников размещены в левой части композиции.
Впервые он подпишется этим именем только в 1555 году, заключая контракт на выполнение алтарного образа "Пала ди Монтаньяна". Богиня охоты, обнимающая собаку, подобна ожившей статуе. Действие переносится в скромную обстановку, словно наглядно иллюстрируя проповедуемую Христом идею смирения, жертвенной службы другим и бедности. В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили. Об учебе художника известно больше.