В непрестанной работе, окруженный всеобщим уважением и почетом, он умер 19 апреля 1588 г. Вскоре после переезда в Венецию Веронезе получил ответственный государственный заказ на роспись плафонов заново отделанных залов Совета Десяти в Дворце Дожей. Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese) — один из виднейших живописцев венецианской школы, прозванный по месту рождения, сын скульптора Габриеля Калиари, ученик Антонио Бадиле. Из подражателей и последователей Веронезе заслуживают быть названными: Баттиста дАнджело, Баттиста Дзелотти и Паоло Фаринати. Скончался Паоло Веронезе в возрасте шестидесяти лет от пневмонии и похоронен в базилике Сан-Себастьяно в Венеции. К 25-ти годам Веронезе встал на ноги и занялся монументальной живописью.
Паоло Калиари известный как Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese, т. е. В конце 50-х Веронезе попробовал писать портреты и эта затея увенчалась успехом. Существует еще одна картина с таким же названием, отнесенная в работам Паоло Веронезе. Яркий пример тому «Пир в доме Левия» – самое грандиозное из полотен Паоло Веронезе размером почти 13 метров в ширину, написанное около 1570 года. Паоло Веронезе прожил ровно 60 лет.
В мечтах об отдыхе, в 1583 году, Веронезе приобретает имение, где поселяется с женой и детьми. 19 ноября 1528 года в семье Габриеле и Катерина Веронезе появился на свет пятый сын, которого назвали Паоло. Пир в доме Левия – самое грандиозное из полотен Веронезе (около 13 м. ширины).
Значительным заказом для Веронезе была роспись в церкви Сан Себастьяно (1555–1556) на библейские сюжеты истории Эсфири. Достигнув таких высот и создав образец для подражания живописцам эпохи барокко, Веронезе мог со спокойной совестью оставить пост официального живописца Венеции: своей кистью он воздал городу почести, воплотил образ, указавший Венеции на ее предназначение. В 1566 году Паоло Веронезе женится на дочери своего дядюшки и учителя Антонио Бадиле.
Трапеза Господня, видимо, не случайно трактована Веронезе как общественный пир, входивший в ритуал необычайно пышно отмечавшихся государственных праздников Венеции политики этого времени считали их символом единения венецианского общества. Деятельность Веронезе в Венеции произвела необычайный фурор, он расписывал фрески, храмы, церкви, писал портреты. Веронезе в 1566 г. женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле.
Из подражателей и последователей Веронезе заслуживают быть названными: Баттиста дАнджело, Баттиста Дзелотти и Даоло Фаричати. В 1553 Веронезе приехал в Венецию, куда его пригласили для участия в работах по украшению Дворца дожей. Паоло Калиари известный как Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese, 1528, Верона— 1588, Венеция)— один из виднейших живописцев венецианской школы.
Паоло Веронезе (при рождении Паоло Кальяри, Верона — 19 апреля 1588, Венеция) — один из виднейших живописцев венецианской школы. Паоло Веронезе (Paolo Veronese) – великий итальянский художник Позднего Возрождения. Веронезе внес в искусство Венеции декоративный размах, в композиции – сложные ракурсы.
Картины художника Веронезе хранятся и экспонируются во многих известных музеях мира. Паоло Веронезе – живописец эпохи Высокого Возрождения или чинквиченто. От названия этого города и получил прозвище Веронезе (настоящее имя художника Паоло Кальяри).
Кроме работы над монументальными росписями вилл, палаццо, базилик, создавал Паоло Веронезе картины и в технике камерной живописи, среди которых следует назвать четыре полотна на тему Аллегории любви, а также серию картин об амурных похождениях Марса, Венеры, Адониса и др. В первой половине 1560-х Веронезе выполнил фресковые росписи плафонов, сводов, стен на вилле Мазер для семьи Барбаро, заполняя стены и потолки изображениями архитектурных сооружений, пейзажей, богов и знатных персон того времени. В веронский период творчества Веронезе картины писал в основном на церковные сюжеты: Обручение святой Екатерины, Положение во гроб, Крещение Христа, Оплакивание Христа, Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем. Восстанавливать их и были приглашены Паоло Веронезе и еще один талантливый молодой художник Тинторетто. Веронезе украсил зал полотнами «Победа Добродетели над Злом» и «Победа Немезиды над Грехом».
В ранних произведениях отчетливо проявляется искренний интерес Веронезе к более современному языку маньеризма, что подтверждает: недавний ученик выбирает иной путь, отличный от пути своего первого учителя. В новом, четвертом, дворце до работы в нем Веронезе тоже была проведена реконструкция: коснулась она южного крыла, сильно пострадавшего при пожаре. В 1553 году Паоло Веронезе был вновь работает в Венеции и ни где-нибудь, а на оформлении интерьеров Дворца дожей. Паоло Веронезе – уроженец Италии, яркий представитель эпохи позднего Возрождения. В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана (ок.
Между 1552 и 1553 годами Паоло Веронезе работает в Мантуе, где пишет картину «Искушение Святого Антония» для одного из боковых алтарей городского собора. Все это отличает работы Веронезе от полотен других венецианских художников. Неудивительно, что в 1573 году Веронезе предстал перед судом инквизиции, но все обошлось лишь покаянием и принуждением исправить или исключить некоторые фигуры на некоторых из его картин. Инквизиторы были встревожены не столько отсутствием почтения к церкви со стороны Веронезе, сколько возможностью того, что он попал под чужое влияние.
Паоло Веронезе (итал. На Веронезе оказали влияние веронские художники Доменико Брузазорчи и Паоло Фаринато важную роль в его творческом формировании сыграл традиционный интерес мастеров веронской школы к архитектурно-пространственным композициям. А после росписи плафонов в библиотеке Сан Марко определилась его судьба – с того момента и до конца своих дней Веронезе работал в жанре монументально-декоративной росписи. Pв 1560 году в Риме Веронезе знакомится с произведениями Микеланджело и Рафаэля.
Веронезе не ставил перед собой мудреных психологических задач, как, например, Леонардо в своей Тайной вечере. Краски Веронезе светозарны, насыщенны по тону и, что главное, они не просто расцвечивают изображение предмета, а сами претворяются в предмет, становятся серебром, бархатом, облаком, телом. Самым масштабным полотном считается монументальная картина Веронезе, находящаяся во Дворце дожей – Триумф Венеции.
Веронезе в 1566г. В 1557 Веронезе побеждает в конкурсе на проект оформления библиотеки Сан Марко. После смерти Веронезе, его сыновья образовали сообщество «последователей Паоло» и под этим названием выпускали свои картины.
Что касается традиционной, станковой живописи, то к этому времени центральное положение в творчестве Веронезе начинают занимать монументальные холсты, как правило изображающие пиршества или другие многолюдные мероприятия, в которых евангельские сюжеты трактуются им слишком вольно. Подражателями и последователями Веронезе были художники: Баттиста дАнджело, Баттиста Дзелотти и Паоло Фаринати. В восьмидесятые годы Веронезе вернулся к картинам на сюжеты Жития святых.
Paolo Cagliari, 1528— 19 апреля 1588)— один из лучших живописцев венецианской школы, прозванный по месту рождения Веронезе, сын скульптора Габриеля Калиари, ученик Антонио Бадиле. Похоронен Паоло Веронезе в церкви Сан Себастьяно.
Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло. В сюжетах на евангельские или библейские темы Веронезе, любимец Венеции, пишет своих современников – лица их одежду и даже их жесты.
Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана. Для трапезной монастыря Святого Назария Веронезе пишет полотно Ужин в доме Симеоне, размеры его не грандиозны, всего 3 метра на 4, 5 м, это для гигантских «Тайных вечерь» Веронезе практически интимная и домашняя живопись. Уже в этих полотнах Паоло, чувствуя необходимость придать большую читаемость изображениям, утопающим в пышных золоченых рамах, окончательно вырабатывает принципы и приемы декоративной живописи, построенной на взаимодействии света и цвета, которые лягут в основу всех его последующих произведений. В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок. Фирменными штрихам его работ стали яркие, насыщенные цвета (он был непревзойденным колористом), а также сложная, четко выверенная композиция картины с множеством интересных мелочей и деталей. Судя по сохранившемуся протоколу, допрос Веронезе скорее походил на мирную беседу наконец инквизиторы предложили Веронезе компромисс — он меняет название картины, которая будет отныне именоваться «Пир в доме Левия» и обязуется заменить изображенную на первом плане Магдалину собакой.
Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов. Веронезе устроил его прямо под открытым, сияющим своей голубизной небом, на нарядной городской площади, между двумя дворцами с величественными коринфскими портиками монументальная балюстрада отделяет эту площадь от возвышения на заднем плане, где толпятся зрители и поднимается к небу белая церковная колокольня. Последняя работа Веронезе — огромный овальный плафон «Триумф Венеции» (1585, Венеция, Дворец Дожей), написанный помощниками мастера по его эскизам, несмотря на то, что некоторые его мотивы вторичны, выгодно выделяется на фоне живописной декорации этого зала, созданной после пожара 1577 года в спешке и преимущественно второстепенными мастерами. в творчестве Веронезе появляются новые черты.
Кроме Пиров он пишет серию панно, украсивших залы венецианских дворцов. Центральное положение в станковой живописи Веронезе занимают его монументальные холсты с изображением пиршеств, относящиеся к лучшему времени его творчества – 1560-м – началу 1570-х гг. 1561г. 1580-х гг. ). В вину ему ставили слишком вольную трактовку священного писания.
В 80-х гг. Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. Первое полотно относится к числу наиболее эффектных композиций и изображает встречу великого полководца с семьей побежденного персидского царя. Такое путешествие Паоло мог совершить в свите своего друга Джироламо Гримани, который во второй половине 50-х годов не раз выполнял в Вечном городе поручения Венецианской республики в качестве папского легата. Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене.
Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества. Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции. В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью». Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. В XVIII веке, когда картины находились в коллекции герцога Орлеанского, считалось, что они изображают Неверность, Разочарование, Уважение и Счастливый союз однако и поныне исследователи не могут прийти к единому выводу относительно содержания этих композиций, скорее всего, предназначавшихся для декорации свода какого-то зала.
Художник не ограничивался копированием, а вносил собственное видение, часто «исправляя и украшая» то, что рисовал. Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами.
Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями. Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл.
Картина Веронезе полна аллегорий. На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника. Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане. Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа деБуони (или Буоно).
С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды.
«Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля. Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1673. Однако доводы Веронезе не произвели должного впечатления на Скеллино и не убедили его в полной невиновности художника. Уже с 1555г. Великий итальянский художник умер в Венеции 19 апреля 1588 года.
В конце жизни художника в его творчестве отмечаются черты кризиса ренессансного мировоззрения, что отражается в некотором потускнении колорита, а также в холодной парадности и внешней патетике картин — «Похищение Европы» (1580), «Оплакивание Христа» (нач.
Евангельские сюжеты служили художнику поводом для изображения великолепных многолюдных пиров («Брак в Кане», 1563 «Пир в доме Левия», 1573). Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только несколько второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вместе с Залом Скрутино (голосования). Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе.
Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой. веронский), проживающий в Венеции». Уже авторы XVI и XVII веков, писавшие об искусстве, обращали внимание на блистательные колористические достоинства этих произведений и характерную для них тщательно разработанную сценографию: созданные кистью Веронезе великолепные архитектурные задники, служащие фоном для сцен и действующих лиц, в полной мере предвосхищают монументальные Пиры, созданные мастером в 1550-е годы. В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили. В целом его картины вос-певают величие Венецианской республики.
После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за другой серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (около 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане. 1475, Венеция, Галерея Академии).
Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы. Кажется, что эти великолепные женские фигуры, одетые в шелка и парчу, сияющие в переливах прозрачных красочных аккордов, словно раздвигают границы тесного пространства, заключенного внутри богатых, обрамляющих холсты позолоченных рам. В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини).
«Конкурс» знаменитостей, а лучшему из них должны были присудить золотую медаль. Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен. Его языком были краски.
Напротив, последний выполненный им большой цикл плафонов в зале Колледжо Дворца Дожей (1575) очень эффектен и праздничен, но в нем есть не свойственная более ранним работам Веронезе монументальная холодность и иллюстративность. Стиль Веронезе сложился к середине 1550-х гг. Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды.
В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника. Художник не ставит перед собой задачу изображать события реалистично. Каким же был тогда Веронезе. Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году.
Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий. С 1553-54гг. В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана.
Главным об-разом работал в Венеции, а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе. В круге диаметром 2м 30см мы видим Аллегорию Музыки. Именно там он получил свое прозвище Веронезе (что означает веронец, житель Вероны), которое впоследствии принесло ему мировую славу среди потомков. Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника. Она храниться в Музее Кастельвеккио в Вероне.
Веронезе чувствовал себя с ними на равных. Написанное во второй половине восьмого десятилетия для Якопо Контарини, оно было принесено в дар Венецианской республике в начале XVIII веке одним из членов этого семейства. В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами. Сперва он занимался созданием масляных композиций и фресок – на сегодняшний день они сохранились на вилле Эмо. Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал. Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов.
Созданные Веронезе картины с названиями о Пирах стали важным вкладом в итальянскую культуру. В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна. По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году. Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины.
Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите. Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины). Ему поручили три главных сюжета.
Наконец, в колорите картины, поразительном по своему богатству и тонкости, в большей мере, чем прежде, ощутим драгоценный объединяющий тон. Паоло был младшим из пяти детей. Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце. 1550-х).
В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции. Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу.
Веронезе прославился как блестящий мастер монументально-декоративной живописи.
На заднем плане толпится их многочисленная свита. Веронезе пошел на хитрость, превратив Тайную вечерю в Пир в доме Левия, разместив на карнизе над пилястрами надпись «FECIT D. COVL MAGNU. LEVI-LUCAE CAP. V» (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение. архитектор А. Палладио).
В 1560-м Паоло получил частный заказ от Даниэле Барбаро, который пригласил его оформить виллу под Мазером. В XVII веке венецианская живописная школа стала в Италии одной из второстепенных. Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок. В этом сложном замысле идеи гуманистической культуры и религиозный спиритуализм христианского мировоззрения объединены с удивительным мастерством. В последние годы жизни был занят восстановлением росписей Дворца дожей, пострадавших от пожара.
Об учебе художника известно больше. Екатерины» (1575), а также немногочисленные портреты. Вероне-зе был одним из самых блестящих колористов Венеци-анский школы. Это, видимо, определило необычный характер живописного декора виллы: сравнительно невысокие стены украшены иллюзорными колоннами или столь же иллюзорными нишами со «стоящими» в них статуями или «живыми» фигурами и иллюзорными окнами с раскрывающимися в них пейзажными панорамами. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны.
Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности. К этому периоду относится создание монументальных холстов с изображением пиршеств.
Около 1560 года Веронезе получил новый масштабный заказ.
К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). Эта индивидуальная особенность стиля Веронезе выделяет его среди самых значительных венецианских мастеров того времени. В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру). Лк.
Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года. Его маэстро Антонио Бадиле написал Паоло, своего молодого ученика в возрасте 12 лет на полотне для церкви Св. Назария, где наверняка работала вся его боттега, включая Паоло, в 1540 году. Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь. Это религиозная серия на основе евангельских текстов, в которых рассказывается о Трапезах Господних.
Дрезден, Картинная галерея). К слову, последняя картина обобщила весь довенецианский художественный опыт Веронезе. На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками.
В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов. Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания. Историки предполагают, что глава семьи решил так увековечить память об умершем брате, кроме того известно, что художник был его близким другом и проводил у Куччина немало времени, возможно, потому и согласился запечатлеть домочадцев в своих живописных работах. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно.
Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим.
К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф. А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти. Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции.
В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Брак в Кане Галилейской и Христос в Еммаусе) Калиари своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка. Таким образом, уже в юности Веронезе, наделенный от природы необычайно гармоничным душевным складом и тонким чувством красоты цвета и согласия красочных тонов, свободно владел сложным языком полных экспрессии движений, поз, ракурсов, разработанным мастерами Флоренции и Рима. Кроме религиозных картин и росписи церквей, Паоло Вернезе был известен как художник мифологических и светских сцен, а также как портретист. Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния.
Картина «Христос в Эммаусе» – очень характерное для творчества Веронезе произведение. Одно из таких полотен («Пир в доме Левия», 1573 год) навлекло на Веронезе подозрение церкви, что могло стоить мастеру его репутации и даже более серьезных последствий. Обвинение он получил в 1573 году, однако сумел оправдаться и был вынужден впоследствии перерисовать некоторые из своих картин изменив образы главных персонажей, а также исключить некоторые фигуры, которые инквизиция посчитала неуместными. Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи.
Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному. Работа Антонио Бадиле (1516 – 1560) Мадонна во славе со Святыми Иоаном Крестителем, Антонием Аббатом, Бенедиктом и Власием до сих пор украшсет второй алтрь слева в церкви Святых Назария и Келсия в Вероне и паж справа – Паоло Кальяри, ученик Бадиле. Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке.
Отец отдал его в мастерскую художника Антонио Бадиле, который старше Паоло Кальяри всего на двенадцать лет. Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт. Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе). Сыновья работали в боттеге отца и после его смерти «наследники Паоло», так подписывала боттега-мастерская свои произведения, работала, продолжая традиции великого Веронезе. После смерти родные художника выполнили его волю. Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571.
Учениками Веронезе были его брат Бенедетто и сыновья Карло и Габриэле. И в то же время эти полотна означают нечто большее – они несут в себе собирательный образ не только Венеции, но и мира в целом. Не приходится сомневаться, что как раз картины такого типа поразили в XVIII веке воображение многих венецианских живописцев, в особенности Себастьяне Риччи и Джамбаттисты Тьеполо, с творчеством которых связано настоящее возрождение стиля Веронезе.
Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов.
К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто. 5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры.
1565—1570, Лондон, Национальная галерея). Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника. В 1552 году Кальяри получает настоящий подарок от судьбы. Полотно с известным мифологическим сюжетом, неоднократно использовавшимся и в творчестве других мастеров по всему миру в разные эпохи истории изображающее похищающего Европу быка и ангела, что пытается ему помешать, входит в число работ, завершающих величайшую в истории искусства эпоху позднего венецианского Возрождения.
Однако досконально разработанная иконографическая программа нисколько не ограничила творческое воображение Веронезе, сумевшего достичь в декорации виллы Мазер одной из вершин своего поэтического искусства. Плафоны прославили Паоло Веронезе. Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника.
Завершение работ в Залах Совета Десяти совпадает с началом грандиозной декорации в новой церкви Сан Себастьяне, построенной Скарпаньино и принадлежавшей монахам ордена Святого Иеронима из соседнего монастыря. Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания. Художник вводит в них поразительно живые изображения венецианских патрициев в окружении гостей и слуг их дворцов с залами и лоджиями, навеянными архитектурными мотивами Якопо Сансовино, реальный архитектурный и природный ландшафт Венеции, – все это хотя и в подчеркнуто насыщенном, концентрированном показе, но при несомненном сохранении реальной первоосновы.
Естественно, религиозная тема была не единственной в творчестве Паоло. Но они не слишком достоверны. Вторая его работа в этой церкви Чудеса Святого Барнабы заменена копией, так как оригинал не вернулся из Франции после реквизиций Наполеона.
Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями. И в этом случае реакция венецианских властей была незамедлительной: уже в январе следующего года начались восстановительные работы. Створки были закончены и установлены в 1560 году.
Венеция в то время была единственным городом в Италии, где не сжигали на кострах «еретические» сочинения и самих еретиков. В данной связи упомянем также картину Мученичество Святой Юстины, украсившую в октябре 1574 года один из алтарей падуанской базилики, посвященной этой святой. И, конечно, «Положение во гроб», ныне находящаяся в частной французской коллекции, а ранее украшавшее церковь Корпус Домини в Виченце. После того, как кропотливая работа над плафонами Дворца Дожей была завершена, слава о талантливом молодом живописце Паоло Кальяри Веронезе разошлась по всей Венеции.
Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе. Новаторство росписи бросалось в глаза. Веронезе был любителем музыки. Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе.
В это же время Веронезе создал шедевр для веронской церкви Св. Джорджио ин Брайда Мученичество Святого Георгия, который до сих пор украшает главный алтарь этой церкви в Вероне. Неудивительно, что в мальчике проснулись художественные таланты. Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения.
5). Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее. Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца.
Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны. Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни. Как написал Джорджио Вазари в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих «Санмикели любил их как своих детей» и на вилле Соранцо художники проявили «вкус, рисунок и хорошую манеру». Сейчас этот плафон является достойным экспонатом знаменитого Лувра.
В произведениях мастера не было религиозного смысла. Самыми крупными среди веронских представителей этого архаизирующего направления были Джованни Франческо Карото и Антонио Бадиле. (Кальяри) Паоло (1528–558) — венеци-анский художник Позднего Возрождения. Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую роль. Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция.
Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне. Иллюзию глубины (которая начисто отсутствует у соседних с произведениями Веронезе, а соседствуют картины двух, не менее известных художников своего времени) и необычайную легкость художник создает умелым использованием световых бликов на поверхности картины. Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот).
Из всех произведений художника наибольшего внимания заслуживают «Старость и Юность» (1553), «Триумф Венеции» (1578–1585) — во Дворце дожей, «Поклонение волхвов» (1571), «Пир в до-ме Левия» (1573), «Обручение св. Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа.
Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены. Лк. Они дали ему первое художественное образование. По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Пармиджанино (1503–1540), Корреджо (1489–1534).
Это наиболее содержательные из его полотен. Интересно, что в сюжетах этих фресок мифические и религиозные персонажи перемежаются с изображениями хозяев этих вилл. Он состоит из десяти больших полотен на сюжеты Ветхого и Нового Завета и известен как собрание герцога Бекингема, во владении которого они находились в начале XVII столетия. Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери. Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя.
С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен. Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования. Они расписали фресками Лоджию, главный Салон и два зала виллы.
В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой). Здесь мирно уживались между собой различные направления искусства.
Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея. Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей.
Дошедшие до нас в плачевном состоянии, они тем не менее позволяют оцепить высочайшие колористические достоинства живописи Веронезе, прямо предвосхищающей одно из самых замечательных творений мастера – декорацию виллы Мазер. Цецилии – веронский художник и друг Паоло Фаринати. Создание цикла датируется 1570-ми годами.
Подобная трактовка пейзажа не новинка для художников того времени. собакой.
Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из Трапез Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги. Прозвище «Веронезе» («веронец») художник Паоло Кальяри получил в Венеции, куда в 1551 году переселился из Вероны, входившей в состав Венецианской республики.
1548. пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие. Свидетель на его венчании в церкви Св. Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики.
Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца. Полная достоинства фигура отчетливо выступает на темном фоне. Таково прекрасное Нахождение Моисея (1570-е, Мадрид, Прадо).
Со смертью Тициана (1576), Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) завершилась великая эпоха венецианского Возрождения. В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой. Главным средством выражения у венецианских художников был цвет.
Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры). Паоло Веронезе входит в избранный круг «великих» художников Венеции и получает заслуженное признание, когда ему ещё нет и тридцати лет. После его смерти, сыновья живописца основал сообщество «Последователи Веронезе», пытаясь продавать свои картины под этим «брендом». Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии). Наряду с женскими образами в этот период художник пишет многочисленные мужские портреты.
Осталось только литография с изображением утерянных в Англии фресок Веронезе.
С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства. Именно 60-е годы XVI века стали периодом расцвета творчества Паоло Кальяри Веронезе.
Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину. СПб, Эрмитаж).
Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года. Обвинение, представленное инквизитором Аурелио Скеллино, священнослужителем из Бреши, заключалось в том, что художник изобразил религиозный сюжет без должного уважения к евангельскому тексту. Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида. Важнейшую роль в этой декорации играют архитектурные фоны: иллюзионистически написанный художником колонный портик, аркады и балюстрады превращаются в архитектурную среду, в границах которой развертывается действие главных сцен: Святой Себастьян, обвиняющий Диоклетиана и Святой Себастьян избиваемый палками.
Сравнение с аналогичными образами, созданными для того же зала Якопо Тинторетто и Андреа Скьявоне, наглядно демонстрирует, сколь непохожими были в этот период колористические и изобразительные принципы ведущих мастеров венецианского маньеризма. Композиции, выполненные им для сакристии (ризницы) церкви Сан-Себастьяно (1556) и Дворца дожей (1578–85), были оценены современниками столь же высоко, как произведения Тициана и Тинторетто.
Ей посвящено и Коронование Марии в сакристии (одним из символов Марии была церковь) и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения. Большая часть снятых фресок попала в Англию в начале XIX века, но там потерялась.
Это колоритные зрелища хмельных и пышных обедов в венецианских палаццо, с музыкантами, шутами, собаками. Грандиозные идеи Веронезе, конечно, требуют огромного труда и многочисленных помощников.
Картины из Дворца Дожей были так хороши, что вскоре последовал еще более масштабный заказ: он должен был выполнить роспись монастырской церкви Сан-Себастьяно. Тридцать два года, не очень высокий, одет в костюм испанского покроя, несколько устаревший, с точки зрения венецианцев. Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции. Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия.
до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз. Благодаря покровительству Тициана, участвовал в украшении плафонов новой библиотеки Сан-Марко (1560). В 1682 году боттега владела 1485 рисунками и набросками Веронезе, которые мастера, внуки, правнуки и внучаиые племянники использовали для работ в его манере исполняя многочисленные заказы королей, Кардиналов и коллекционеров Европы.
За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и сейчас украшающая один из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять место погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами ранее. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы. на основе изучения работ Микеланджело, Ра-фаэля, Корреджо, Тициана.
В одеждах, к примеру, солдаты одеты и вооружены как немцы. Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди.
Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: Брак в Кане Галилейской, Пир в доме Левия (Тайная вечеря) и т. д. Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины. К примеру, можно назвать, хранящееся у одного из частных коллекционеров Нью-Йорка «Обручение Святой Екатерины», экспонат веронского музея Кастельвеккьо – написанный в 1548 году алтарный образ «Пала Бевилъаква-Ладзизе», картина «Крещение», созданная для украшения одной из веронских капелл в 1548-1549 годах. Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой.
В награду за это кардинал оплачивает юному дарованию поездку в Венецию. Пейзажи в его картинах играют свою, специально отведенную им для этого роль. Брак принес супругам четырех сыновей и дочь. Картина должна была отражать всю важность сюжета изображенного на ней. Возглавлял «комиссию» несравненный Тициан и единодушным голосованием медаль присудили Веронезе.
Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке. В собрании Британского музея в Лондоне сохранился подготовительный эскиз для рассматриваемой живописной композиции исполненный в технике гризайли и значительно отличающийся от окончательной версии, запечатленной в картине.
Эти произведения были написаны примерно в 1575 году. Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению.
Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием. Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами. Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни.
К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано. В том же году художник украшает своим творчеством интерьер библиотеки Сан-Марко.
Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, монах из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо).
Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора. Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания. Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира.
Все персонажи полотна предстают перед зрителем живыми, брызжущими энергией и весельем. В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе». 1558г. 19 апреля 1588 года художник скончался от воспаления легких.
Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры.
Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома». Каждая из картин являет собой выдающееся произведение. Фоном для фигур служат архитектурные задники, которые, словно части единого величественного здания, придают живописному ансамблю удивительное пространственное единство.
Луч света, проникающий в это пространство с небес, выделяет из массы людей и животных фигуру молодой Богоматери с Младенцем на коленях. И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе».
К числу самых эффектных и праздничных композиций такого рода относится «Семейство Дария перед Александром Македонским» (ок. В 1819 году была снесена и сама вилла. Район Сан Паоло, где родился будущий художник, был районом ремесленников-артистов на левом берегу реки Адидже, здесь жили семьи Санмикели и Фаринати, вокруг были мельницы, красильни, кузницы, фабрики по обработке шерсти и мастерские – боттеги ремесленников, каменных дел мастеров, как их называли в Вероне.
В трактовке этих сцен Паоло подчеркивает драматическое напряжение, глубокое эмоциональное сопереживание изображаемым событиям, качества, абсолютно новые по сравнению с аналогичными композициями предшествующего времени. во всем ее великолепии.
Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов. Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок. Здесь мы видим толпу жителей Венеции – преимущественно простолюдинов – которых усмиряет конная стража, одетая в доспехи.
Такое знакомство, несомненно, оказывает значительное влияние на его дальнейшее творчество. Но всегда, несмотря на множество действующих лиц, его картины легко воспринимаются благодаря стройности композиции (Поклонение волхвов, ок. Все чаще художник начинает обращаться к изоб-ражению сцен смерти. Впрочем, затея так и не увенчалась успехом – в отличие от славы гениального Паоло имя и произведения которого по сей день живы и радуют взгляд всех ценителей изящного искусства.
Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия. Нет никаких сомнений в том, что это полотно от начала до конца было исполнено самим художником более того, по своим колористическим достоинствам и изяществу рисунка оно может считаться одним из замечательных образцов блестящего мастерства Веронезе-декоратора.
Далее, он получает масштабные заказы на оформление шикарных вилл своими рисунками и фресками – виллы Коллеони (1560), виллы Мазер (1565), палаццо Маньядоле (1572). Ок. Начало семидесятых годов ознаменовалось возвращением Веронезе к изображениям Пиров. Эти принципы и приемы впоследствии послужат основой всех его творений. Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж.
Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой. Несхожестью теплых и холодных тонов художник достигает сильного цветового эффекта, который делает полотно ярко декоративным. Тем, кто окажется в Вероне, город предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри. Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества.
Именно там талантливый юноша черпал вдохновение. Это хозяйка виллы — Джустиниана Джустиниани-Барбаро, являющаяся нам в сопровождении кормилицы и младшего сына. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях. Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов.
Известна дата передачи последнего полотна монахам – 20 апреля 1573 года, однако вскоре (18 июля того же года) его вызвали в трибунал инквизиции на допрос. Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу). Недавние исследования, посвященные Веронезе, показали, какую важную роль сыграли в его становлении годы, проведенные в родном городе.
Еще одна серия из четырех картин высочайшего качества, также написанных на светскую тему, принадлежала императору Рудольфу II. Город уже не славился как центр живописи, каким он был за сто-двести лет до этого, однако сохранились традиции, восходившие к средневековью и сделавшие, на полстолетия, веронскую школу крупнейшей на севере Италии. В целом, полотна передают собирательный образ Венецианской жизни.
Драматическая встреча великого полководца с молящей о пощаде семьей побежденного им персидского царя превращается в полотне Веронезе в «величественный театр» с великолепными архитектурными декорациями, сиянием воинских доспехов, облеченными в парчу и мантии из горностая актерами.