Среди них – свободное владение английским, французским и немецким языками. Выставки его произведений с триумфом обошли крупнейшие города Европы и Америки. — русский художник родился в 1842 г. В 1853 году поступил в Морской кадетский корпус. Ее посетили тысячи людей и каждый день у дверей выстраивались огромные очереди. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи.
Еще минуту назад он так же, как и его товарищи, стоял с винтовкой наготове, а сейчас, судорожно схватившись за бок, в порыве страха и отчаяния, бросился бежать. С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался. В 1867—1870 В. ездил дважды в Туркестан и на китайскую границу. Приехав в Самарканд после взятия его рус. За свои рисунки Верещагин получал награды и поощрения.
И здесь правящие круги проявили поразительную тупость. Но русско-японская война разрушила далеко идущие планы баталиста, погибшего 31 марта 1904 года вместе с командой затонувшего броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на вражеских минах в печально известном Порт-Артуре. Отсюда, при всей запрограммированности его картин на экспрессивную, гневную реакцию зрителя, подчеркнутая бесстрастность его речи, ставившая иногда в тупик даже его восторженных почитателей, одним из которых был Стасов. После выпуска из кадетского корпуса молодой Василий, вопреки воле суровых родителей, в 1860 году подал в отставку и направил свои стопы в петербургскую академию художеств.
Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. В своих картинах Верещагин проклинал изуверство рабовладельческого Востока, но уже, как видно по эпиграфу, предвидел грядущее варварство «цивилизованных» наций.
он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы. Ляжем костьми") и то философски спокойное, чисто "Каратаевское" отношение его к смерти и врагу, которое так контрастирует в нем с жестоким злорадством варвара-азиата ("Победители", "Побежденные"). Дружным Ура. Последняя картина сюиты – «Апофеоз войны», на которой изображена груда черепов. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения.
Но уже в Морском корпусе у Верещагина все больше крепло стремление стать художником. Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. Мама маленького Васи, красивая и статная молодая женщина с чертами татарской внешности, была натурой импульсивной и немного загадочной. его выставку прус. Под Плевной», «После атаки.
Кауфмана состоять при нем художником. Всех ошеломил неожиданный подход к теме. серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871—74 гг. Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным.
Не хватало, вероятно, знаний и опыта. Мира в действительности на Земле никогда не было. Индийских картин всего 32, а болгарских — 13.
После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. Когда в феврале 1904 года началась война и японцы атаковали русскую эскадру, Верещагин отправился на Дальний Восток. С горячей убежденностью и смелой прямолинейностью он внес начало реализма в область батал. (1842—1904) — художник.
(1842—1904) — художник. Весной 1874 года Верещагин устроил выставку туркестанских работ в Петербурге. Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно».
и потом мор. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Некоторые из его портретных набросков того времени, уже свободные от условностей и идеализации старой академической школы, отличаются выразительностью и остротой психологической характеристики (Лезгин Хаджи Муртуз-ага из Дагестана, 1864). Отсюда тяга Верещагина к фотографически переданным подробностям, к достоверности вида, что заметно также и в его пейзажных работах (Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76). Первые его батал.
Тогда совет Академии определил исключить В. из списка ее членов. Даже события и деятелей отечественной истории следовало изображать на античный лад. отношении впечатления этой обороны и личного участия В. в других воен.
1904 г. на бр-це Петропавловск он находит вместе с адм. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Лето 1866 года Верещагин провел в имении своего покойного дяди – селе Любец Череповецкого уезда. В художественном отношении впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от втором его путешествия туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав громадной туркестанской серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871-1874 годов и имевшей колоссальный успех в Европе и России.
— Никогда", "Нападают врасплох. Конфликт между Верещагиным и правительственными кругами обострялся.
Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. А Верещагин признавал теперь только работу с натуры. Два полотна: «Победители» и «Побежденные.
Это бездействие тех, кто должен был руководить боем, художник подчеркнул специально. В. написано много этюдов во время поездок по северу России, Крыму и Кавказу, в Ярославле, Москве и Одессе. Так завершилось официальное обучение Верещагина.
Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Спустя три года академической науки, оцененной Верещагиным метким словцом «чепуха», талантливый парень оставил Петербург и целый год провел на Кавказе, беспрестанно рисуя с натуры. К числу лучших относятся Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж Махал (1874-1876).
Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин — «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Эту картину заключает соответствующий эпиграф: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Получив воспитание в Александр. Но только в России он приобрел массовый характер, став подлинным бедствием.
Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Вся коллекция туркестанских картин была выставлена В. в Лондоне в 1873 г. и произвела сильное впечатление. Крупнейший представитель демократического реалистического искусства И. H. Имя баталиста мало идет к В., не признававшему деления живописи на роды, но все же наиб.
он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы. Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884). Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями. Макаровым трагический конец своей кипучей, боевой жизни.
Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Здесь же художник показал и некоторые свои этюды, рисунки и картины. Два полотна – Победители и Побежденные. Выдающимся произведением искусства явилось полотно И. Е. Репина Бурлаки на Волге (1870-1873). Александр II, обозрев выставку, с грустью сказал: Все это верно, все это так было и даже Мольтке, запретив офицерам бывать на выставке, все же признал: Точь-в-точь то же было и у нас. Весной 1874 года состоится выставка в Петербурге.
Биография Верещагина с ее событийной стороны довольно живописна. Написал воспоминания об отце. Ему хотелось показать свое творчество широким массам зрителей. Имп. Она была готова к началу 1877 года и художник приступил к работе над своими индийскими картинами, за которой его и застала весть о начале русско-турецкой войны.
Жерома. Но В., как художник, не искал и не проводил тенденции, а боролся с нею. Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведения — Забытый (1871), Панихида по убитым (1877-79), На Шипке все спокойно. В середине 1863 года, незадолго до бунта четырнадцати, Верещагин навсегда покинул Академию художеств и отправился на Кавказ с горячим желанием видеть и рисовать на натуре живые сцены народной жизни, национальные типы, необычную для северного глаза южную природу. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения.
Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск. Скобелев под Шипкой и триптих На Шипке все спокойно.
В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем.
Выдающаяся роль В. в этой обороне доставила ему Георг. крещение, выдержав с горстью рус. Настораживали и некоторые эпизоды биографии автора туркестанских полотен.
К числу лучших этюдов относятся: «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874—1875, ГТГ), «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак» (1875, ГТГ), «Мавзолей Тадж-Махал» (1874—1876, ГТГ). Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств. К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва. Макаровым трагический конец своей кипучей, "боевой" жизни. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. действий 1877 г. поспешил к армии. Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения.
Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. заслугой оригинального изображения войны во всей полноте ее правды.
Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург и др. ), Западной Европе, Америке. Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Чеереповце (тогда Новогородская губерния) в семье помещика. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. туркест. корпусах, В. кончил курс фельдфебелем гардем.
Жемчужников – человек высоко гуманный – жил интересами народа. (1842—1904) — художник. В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. монитора на лодке "Шутка". Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей.
Своими картинами он протестует против низких чувств фанатиков веры их невежества и жесткости, против ужасов войны. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. У гробницы святого – благодарят всевышнего (1873) и Апофеоз войны (1871). В конце 1868года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям. войсками 2 мая 1868 г., В. получил боев.
Наряду с ними существуют и этюды, отличающиеся почти той же мерой законченности. генерал-губернатора генерала Кауфмана состоять при нем художником. новаторами Невилем и Детайлем содействовал утверждению этого начала в искусстве.
Мы живем в цивилизации войны. идей.
Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Учитывая способности юноши, академическое начальство выделило ему небольшую денежную субсидию и он со всем старанием и душевным пылом отдался любимому делу, проявляя недюжинные успехи. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. В тематических сериях картин Туркестанская (1871-74), Балканская (1877-78 и 1880-е гг. ), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др.
мор. По мнению некоторых искусствоведов, многое из произведений Верещагина осело за границей, чему свидетельством могут служить аукционы, на которых нет-нет да и всплывают неизвестные русскому зрителю этюды, рисунки и даже картины В. В. Верещагина. К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876, ГТГ). С изданием журнала, однако, ничего не получилось. слава приобретена им картинами на темы войны. В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии.
В возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. исторический музей). Панихида – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Индийских картин всего 32, а болгарских — 13. Кроме того, в 1890-х гг. Среди преподавателей у него были А. Т.
В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качестве не только как баталист, но и как историк. личн. Но правительство отказалось приобретать этот цикл, который должен был быть общественным достоянием, а не принадлежать одному частному лицу. За ним, сняв фуражку, стоит рядовой.
мор. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет». идей. Его глубоко интересует жизнь народа. монитора на лодке Шутка.
воен. По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте.
Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Но радость победы испытывают не все. — Никогда, Нападают врасплох. успех в Европе и России. Более двадцати полотен создано им на эту тему. и имевшей колосс. Предвзятое отношение властей к «революционному» художнику негативно отразилось не только на психологическом состоянии Верещагина, перенесшего нервный срыв, но и на его желании продолжать заниматься батальной живописью. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Свою работу на тему из античной мифологии, которая была одобрена Академией, художник сжег.
Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. Но его раненые не кричат, часовые замерзают, не выпуская ружья, спокойно лежат "Перед атакой" и ждут сигнала серые ряды и преображаются в восторженном порыве, когда мимо них проносится "Белый генерал", "Именем отечества" благодаря за победу ("Шипка — Шейново"). находился в Порт-Артуре, чтобы запечатлеть военные будни русских солдат.
И в 1879 и 1880 гг.
В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Позже обучался в Академии художеств у А. Маркова и Бейдемана, а затем в Париже у Жерома.
В июне 1877 он получает тяжёлое ранение. Художник и потом еще не раз выезжал в Туркестан набираться впечатлений и рисовать. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897) и «Конец Бородинского боя» (1899—1900, Гос. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны.
Наибольшей популярностью пользовалась картина «На Шипке все спокойно. », на которой изображена гибель замерзающего часового, которого загулявшие командиры «забыли». Им была совершена подлинная революция в издавна существовавшем батальном жанре живописи. В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. мастерские, строит дачу на Серпуховской дороге и создает опрощенного Наполеона в подлинной обстановке суровой рус.
В 1868 В. начал писать большую картину "Бурлаки", оставшуюся неоконченной. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Вскоре о нём заговорила вся Европа. воинов тяжелую осаду этого города взбунтовавшимися туземцами. В конце 1868года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург.
Индийское путешествие длилось два года. При этом художник ничего не привносит «от себя». Не находил себе места, если наказывали розгами товарищей. ВерещагинаВасилия Васильевича среди них не оказалось.
Чутко относясь к этим незаслуженным упрекам в тенденциозности, В. сам уничтожил такие вызывавшие особые нарекания картины, как Забытый (преследовалась даже музыка Мусоргского к этой картине), Окружили, Преследуют, У крепостной стены, Вошли, хотя в них не было ничего, кроме неприкрашенной правды. Современная критика находит В. далеким от совершенства в художеств. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах.
Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. В художеств. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна.
В глазах последних художник выглядел нигилистом и смутьяном. Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. Будучи активным участником в боевых действиях (был ранен в 1877 при минной атаке турецкого монитора), проявляя порой и значительную жестокость, он всю жизнь писал картины, направленные против войны, за что под конец жизни был прозван "апостолом мира". нач-ва. И в 1879 и 1880 гг. отношении впечатления этой обороны и личного участия В. в других воен., 1887-95, ГИМ).
Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: В Гродно — пробиваться или отступать, На этапе — дурные вести из Франции (1887—1895), Ночной привал великой армии (1896—1897, Гос.
Кроме картин и рисунков, от В. осталось несколько книг мемуарного характера ("Детство и отрочество" и др. ) и статей по вопросам искусства ("Реализм", "Прогресс в искусстве"). Но его раненые не кричат, часовые замерзают, не выпуская ружья, спокойно лежат Перед атакой и ждут сигнала серые ряды и преображаются в восторженном порыве, когда мимо них проносится Белый генерал, Именем отечества благодаря за победу (Шипка — Шейново). Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей.
Но она была вовремя остановлена. А три картины посвящены партизанской войне. туркест.
Апостол мира в картинах, он по своей натуре и воспитанию был далек от неприязни к войне. операциях при завоевании Туркестана, а также при втором его путешествии туда в 1869 г., дали ему материал для таких ярких картин, как Пусть войдут, Вошли, Окружили, Преследуют, Нападают врасплох и др., вошедшие в состав громад. Но В., как художник, не искал и не проводил тенденции, а боролся с нею. стойкость рус. За полотно «Побеждённые. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился.
Но, узнав о предстоящем наступлении, он бежит из госпиталя и в августе вновь оказывается в действующей армии. Свет, перебрасывается в Палестину, Японию, на Филиппины, Кубу (Взятие С. -Жуанских высот войсками Рузвельта), пишет свои воспоминания На войне в Азии и Европе и отдается изучению эпохи 1812 г., для чего бросает свои загранич.
Затем в 1871 году было организовано Товарищество передвижных художественных выставок. Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. В то время художник много работает над психологическими портретами. Под Плевной» и «После атаки. Обе эти серии были куплены, по совету Крамского, П. М. Третьяковым. Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять.
Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. Василий Верещагин в возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. музей русского искусства, Киев), «Побежденные. И художник Василий Верещагин хочет показать древнюю, насчитывающую шесть тысяч лет культуру всему миру.
В 1904, при начале русско-японской войны, В., в поисках батальных тем, снова отправился на Дальний Восток и погиб под Порт-Артуром при взрыве броненосца Петропавловск. не сидит на месте, знакомит со своими картинами Нов. Несмотря на это, контраст этих картин с привычной парадной официальностью в батал. Ради заработка он давал уроки рисования и составлял альбом зарисовок местных домашних животных. (1878-79) и другие. Картины Победители (1878-1879, Гос.
Марков, Ф. А. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Значительна работа художника над созданием «Трилогии казней»: «Распятие на кресте во время владычества римлян», «Казнь заговорщиков в России» (1884—1885, Гос. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. Во время возвращения в Порт-Артур после боевого похода он стоял на мостике броненосца «Петропавловск» с альбомом в руках и делал очередной набросок.
Другие за его картины: "Побежденные", "Апофеоз войны", "Письмо к матери" и др., с их сгущенно трагич. Возвратившись в Европу, он в 1885—88 гг. Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. Все прежние представления о батальной живописи были опрокинуты. И русская провинция и европейские столицы равно интересовались его творчеством.
художников с неотъемлемой личн. Он задумал, наблюдая все это, большую картину. Необыкновенно хорош портрет Наполеона, на взгляд русского человека, конечно, полностью развенчивающий образ героя и великого человека. Кроме того, в 1890-х гг.
Василий попросил об отставке. В 1867 с радостью принял приглашение Туркенстанского генерал-губернатора генерала К. П. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным».
В 1868 В. начал писать большую картину Бурлаки, оставшуюся неоконченной. действий 1877 г. поспешил к армии. войсками 2 мая 1868 г., В. получил боев. О конкретных причинах развода с Е. К.
Среди них: В Успенском соборе (1887—1895), Пожар (1896— 1897), Сквозь пожар (1899—1900), Расстрел в Кремле (1897—1898, все в Гос. Ученик русских и французских академиков. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. духа армии и народа. Вернувшись оттуда, Василий Верещагин написал картину «Под Плевной», которая поражала своей статичностью: слева – затянутое дымом поле боя, справа – царь и великий князь в креслах, а позади них – свита. Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ). Создал особый жанр документально-этнографической живописи.
Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться Апофеоз Тамерлана) и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще. В Петербурге же художника обвинили в тенденциозности. содержанием, приветствовали его, как проповедника мира и антимилитарист. Почти все его туркестанские картины написаны в Мюнхене.
Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Открывалась блестящая карьера морского офицера. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Два полотна – «Победители» и «Побежденные.
На картинах Верещагина война была показана такой, какова она есть на самом деле. Отец будущего художника был небогатым помещиком. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Положение порой становилось просто катастрофическим.
В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». Он бросает всё и мчится в Россию. Он решил отойти от классицизма. нач-ва.
В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой.
Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки.
Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в городе Череповец. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. И это не удивительно. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества.
Из всех рус. Требования реализма идей гражданственности, демократизма в искусстве, резкое отрицание принципа искусство для искусства стали знаменем художественной молодежи. Мы много знаем о войнах.
Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. С горячей убежденностью и смелой прямолинейностью он внес начало реализма в область батал. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к.
Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. "Апостол мира" в картинах, он по своей натуре и воспитанию был далек от неприязни к войне. Даже в изображении имп.
Особое впечатление на зрителей произвела картина «Апофеоз войны» (1870—1871) имевшая яркий антивоенный характер. В марте 1865 Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. Зиму 1865—1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война.
К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874—1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874—1876, ГТГ). солдата под натиском превосходнейших сил ("Сдавайтесь.
Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры. В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться».
В конце 1868 года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ.
Отец исполнил свою угрозу и отказал сыну в помощи. Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Идейный вождь передвижников И. H. Изменилась и личная жизнь Верещагина В. В., женившегося на московской пианистке Лидии Андреевской, аккомпанирующей на персональных выставках художника в США. наблюдений, залезая в обстреливаемые картечью барки на Дунае, набрасывая этюды под пулями, разбивавшими его палитру, свозя с полей сражений груды пропитан.
солдата под натиском превосходнейших сил (Сдавайтесь. историческом музее) и другие. Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. Душевное страдание и ужас обессилили его.
Среди них: «В Успенском соборе» (1887—1895), «Пожар» (1896— 1897), «Сквозь пожар» (1899—1900), «Расстрел в Кремле» (1897—1898, все в Гос. На этой войне художник и погиб. Все были определены в военно-учебные заведения.
музей русского искусства, Киев), Побежденные. Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. И все же первое сильное потрясение имело далеко идущие последствия.
Он дружил с Т. Г. Шевченко, хорошо знал и ценил H. Г. Чернышевского. Отсюда было еще очень далеко до выработки твердых антимилитаристских взглядов. Начались трудные годы жизни. Он запретил Василию даже думать о живописи, но Верещагин-младший проявил свой настойчивый характер.
Наряду с захватом материальных ценностей есть еще и другое, потребность к убедительному лидерству, к тому, чтобы быть выше, сильнее того, кто рядом и даже того, кто дальше, властно утвердить себя над другими. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. корпусах, В. кончил курс фельдфебелем гардем. Георгия. Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника — генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество — и это была единственная награда, от которой он не отказался за всю жизнь. Художник для зрителя совершил открытие неведомого.
Картины «Победители» (1878—1879, Гос. В 1867 году художник уехал в Среднюю Азию для продолжения некогда отвергнутой им военной карьеры, где был прапорщиком при генерале Кауфмане и едва не погиб при самаркандском столкновении с аборигенами. Василий Верещагин выезжает на русский север. Несмотря на это, контраст этих картин с привычной парадной официальностью в батал.
Творческий путь Василия Васильевича Верещагина той поры ознаменован «индийским» циклом живописных полотен и «балканской» серией картин, весьма неоднозначной и скандальной, восторженно принятой демократически настроенным обществом, но не императором. Ученик русских и французских академиков. Под Плевной, Атака (не окончена), После атаки. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима.
В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. серия (После атаки, Транспорт пленных, По дороге к Плевне, На Шипке все спокойно). Моллер, А. Е. Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство., – писал художник. Но Верещагин твердо решил стать художником. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей.
Броненосец наткнулся на мины, расставленные японцами. В его картине должны участвовать сотни бурлаков.
В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии.
Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно).
Вообще для Верещагина была характерна работа сериями, причем каждая серия представлялась ему в виде некой «эпической поэмы». Именно эти зарисовки, а также исполненные по ним композиции (1865 – 66 годы) предшествовали первым батальным полотнам Верещагина. Имп.
Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: «Атака» (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), «После атаки» (1881, ГТГ). (В. воинов тяжелую осаду этого города взбунтовавшимися туземцами. носящий мундир и ружье. Почти все его туркестанские картины написаны в Мюнхене.
Помимо отменной образованности, юноша был настойчив и самолюбив, храбр и уверен в себе, а также всегда смело отстаивал собственное мнение. успех в Европе и России. Выставка опять имела огромный успех, высокую посещаемость, вызвала оживленные отклики. И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник.
В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося). Происходил из дворянской семьи, окончил Морской корпус (в 1860) С 1858 стал посещать рисовальные классы школы Об-ва поощрения художеств. Из всех рус. Вошли.
Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. опыт боев.
воен. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. В 1882—1883 гг. Погиб вместе с С. О. Макаровым и штабом Тихоокеанского флота на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине. содержанием, приветствовали его, как проповедника мира и антимилитарист. В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством французского художника Жерома.
Его полотно «Побежденные. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной.
Туркестанскую серию картин и этюдов Верещагина мало кто видел тогда в его мюнхенской мастерской. После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». Уехав в Париж, он учился у Жерома и в 1867 г. с радостью принял предложение Туркест. малолет. Газеты и журналы опубликовали похвальные отзывы. Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще.
Обе эти серии были куплены, по совету Крамского, П. М. Третьяковым. В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией 1812 год (завершена в 1900 году). Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только. Все годы в корпусе Василий учился отлично.
Произошло это так. В 1863 году произошел знаменитый бунт четырнадцати учеников во главе с И. H. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. составили главный сюжет и антивоенную направленность его картин («Победители», «Побежденные», «Панихида по убитым»). В художественном отношении впечатление от этой обороны и личного участия Верещагина в других военных операциях по при завоевании Туркестана, а так же при второе его путешествии туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав громадной туркестанской серии, выполненной художников в Мюнхене в 1871-1874 годов и имевших колоссальный успех в Европе и России.
нач-во рекомендовало офицерам не ходить. Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. В ряде этих картин с абсолютной простотой выразилась чуждая всякой аффектации, непоколеб. В 1869г. Я никогда не видел поля битвы и сердце мое облилось кровью.
его выставку прус. Этот истинный скромный героизм и стойкость русского солдата составляют главное содержание картины.
Через год Василий Васильевич оказался с Кауфманом в Самарканде. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Но свободное время посвящал знакомству с жизнью народов Грузии, Армении, Азербайджана. Поддавшись эмоциям художник снял с выставки и сжег три полотна: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли».
Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают. Все было новым, ярким и технически и сюжетно. В 1867—1870 В. ездил дважды в Туркестан и на китайскую границу. Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др. серия ("После атаки", "Транспорт пленных", "По дороге к Плевне", "На Шипке все спокойно").
С началом русско-японской войны В. уезжает на Д. Восток. Перевязочный пункт под Плевной» (1881). Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова. крещение, выдержав с горстью рус.
В каталоге Верещагин предупредил, что его картины не продаются. В 1884 г. В. отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Состоятельное семейство живописца, уже вместе с детьми, обосновалось в Москве, в просторном доме с огромной мастерской. Во время Русско-японской войны 1904—1905 гг. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов.
Русско-турецкой войне художник посвятил серию полотен, в которую вошли такие известные как: «Шипка-Шейново» (1879), «Побежденные. Уже тогда он обучался в школе Общества поощрения художеств в Петербурге. Бейдеман.
Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников». Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему Орден Святого Георгия 4-го класса, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды и отказался впоследствии от чина и звания профессора Академии художеств. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: «В Гродно — пробиваться или отступать», «На этапе — дурные вести из Франции» (1887—1895), «Ночной привал великой армии» (1896—1897, Гос. Центральное место в этой серии занимают батальные полотна именно они имели большой успех и в России и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина.
Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. Эта картина посвящена художником «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». исторический музей).
музей русского искусства, Киев) На Шипке все спокойно (1878-1879, местонахождение неизвестно), Шипка-Шейново (1878-1879, ГТГ). Его стремление писать на открытом воздухе, подталкивавшее его на такие опыты, как писание этюдов на возвышенностях Гималаев или под обстрелом, не дало новых приобретений в этой области. заслугой оригинального изображения войны во всей полноте ее правды. Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В.
Художником руководили высокие патриотические помыслы — «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом». Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Но чем дальше, тем больше зрела у него неудовлетворенность академическими штудиями. Однако Академию он не закончил.
Автобиография В. была издана в Москве в 1895. Хотя В. один только раз выступил официально на "Передвижной выставке", но он целиком примыкает к реальному (в этюдах и этнографических картинах) и тенденциозно-учительному (в картинах казней и военных) направлению "передвижников". Был тяжело ранен на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Василий Васильевич Верещагин представил на выставке и другую серию под общим названием «Варвары», которую составили картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову, «Торжествуют». Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Это обстоятельство в корне изменило планы художника.
Двое стали профессиональными военными, один пошел по пути общественной деятельности. Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени. Полотно «Побеждённые. Здесь 31 мрт.
Всю зиму 1865/66 года Верещагин продолжал упорно учиться в Парижской академии. Возвратившись в Европу, он в 1885—88 гг. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Живя в Ташкенте, Верещагин неутомимо путешествовал и неустанно работал.
Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел. К примеру, карандашные портреты богатых и знатных людей края как бы излучают самодовольство, высокомерие и надменность.
В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский художник. Начались трудные годы жизни.
серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871—74 гг. Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой. Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 г. в Череповце (тогда Новгородской губернии) в семье помещика. малолет.
Не стесненный заказами и официал. Государственные музеи покупать их не собирались. В 1869г. Картины часто создавались им как парные — После удачи (Победители) и После неудачи (Побежденные), У крепостной стены. Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах.
В Балканскую серию входит около тридцати картин. А любовь к рисованию развивалась у него с детских лет. Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Эта тенденция сближала искусство Верещагина с творчеством других представителей критического реализма и выражала передовые идеи освободительного движения пореформенной России.
Так, центральная вещь туркестанской серии — Апофеоз войны (1871) — наделена текстом: Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим. Первые его батал. Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику. Каталог экспозиции стоил всего пять копеек. Хотя В. один только раз выступил официально на Передвижной выставке, но он целиком примыкает к реальному (в этюдах и этнографических картинах) и тенденциозно-учительному (в картинах казней и военных) направлению передвижников. Это нечто удивительное.
Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. Успех был неимоверным. Так возникает «Палестинская серия», состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера.
Закончив и эту серию, В. в долгий период мира 1880—90-х гг. Последний предложил просить чего хочется.
Отсюда многочисленные запреты на его картины. роты и только страсть к рисованию да плохое перенесение им. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь.
«Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только носящий мундир и ружье». Картины Победители (1878—1879, Гос. музей русского искусства, Киев), Батареи на Шипке (Гос. Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину. Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть».
Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Происходил из дворянской семьи, окончил Морской корпус (в 1860) С 1858 стал посещать рисовальные классы школы Об-ва поощрения художеств. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Противники превосходили силы русских чуть ли не в восемьдесят раз.
Крамской писал о выставке и Верещагине: Все вещи высокого художественного уровня.
Здесь 31 мрт. Уехав в Париж, он учился у Жерома и в 1867 г. с радостью принял предложение Туркест.
Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. Крепость отстояли. носящий мундир и ружье. Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть». Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ).
Чутко относясь к этим незаслуженным упрекам в тенденциозности, В. сам уничтожил такие вызывавшие особые нарекания картины, как "Забытый" (преследовалась даже музыка Мусоргского к этой картине), "Окружили", "Преследуют", "У крепостной стены", "Вошли", хотя в них не было ничего, кроме неприкрашенной правды. Прежде это были торжественные сцены побед, триумфы полководцев, апофеозы героев эпоха наполеоновских войн еще больше усилила в искусстве мифологизацию геройского подвига известную романтизацию войны. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. Ляжем костьми) и то философски спокойное, чисто Каратаевское отношение его к смерти и врагу, которое так контрастирует в нем с жестоким злорадством варвара-азиата (Победители, Побежденные). В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника.
Кроме картин и рисунков, от В. осталось несколько книг мемуарного характера (Детство и отрочество и др. ) и статей по вопросам искусства (Реализм, Прогресс в искусстве). продаваемость его картин.
Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Баталист. стойкость рус. Сам Жемчужников еще в 1850-х годах вышел из состава учеников Академии, выступал в печати с утверждением в искусстве принципов реализма и жизненной правды. Тенденция в его творчестве должна была сочетаться с объективностью художественного языка, с максимальной точностью и документальностью.
Овладевал он и живописью, хотя вплотную к работе красками приступил только в 1866 году. К концу шестидесятых годов он уже вполне сформировавшийся художник. В дальнейшем Верещагин еще не раз будет сжигать свои произведения — это станет для него одной из форм протеста, отстаивания своего права на самостоятельность. Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. Верещагин много путешествовал, участвовал во многих войнах, судьба его почти авантюрна. Отсюда возникло горячее желание поучиться у опытных художников. Все просто смотрят и бездействуют.
Верещагину было мало этой аудитории. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. На основе многих натурных набросков художник создал несколько позднее большой законченный рисунок Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше (1865). Не стесненный заказами и официал.
Даже в изображении имп. На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре (Всадник-воин в Джайпуре, после 1874-76, В горах Алатау, 1869-70, Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76, – все в ГТГ). новаторами Невилем и Детайлем содействовал утверждению этого начала в искусстве. Александра II под Плевной сидящим на стуле, а не верхом перед войсками, усматривали нечто вредно-тенденциозное, опасное для патриотизма и воинств.
Художник участвует в некоторых сражениях. опыт боев. Прикомандированный к штабу главнокомандующего, он не ограничился наблюдениями из гл. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге.
Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Всего в нее вошли 13 картин. А художник задумал, прежде чем продать свои картины, доставшиеся ему невероятно дорогой ценой, устроить их показ широкой публике, на ней проверить свои общественные и художественные убеждения. Среди которых наиболее известные «Апофеоз войны» (1871 – 72), «Забытый» (1871), «Смертельно раненый» (1873).
От их огня ряды мужественных защитников самаркандской цитадели сильно редели. Весной 1866 года художник оставил Парижскую академию и вернулся на родину. Всего в туркестанской серии насчитывалось 121 полотно. Он фиксирует не только и не столько отдельные национальные типы, сколько сцены с большими группами людей. духа армии и народа.
В 1871 году Верещагин отправляется в Мюнхен, где создает серию произведений на темы туркестанской войны (1869 – 73). Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. Василий Васильевич возлагал большие надежды на второго сына и вот таким образом посчитал его выбор в сторону Академии непростительной блажью. В Мюнхене он работает с натурщиками, сверяет каждую подробность с подлинными костюмами, оружием, утварью, привезёнными из Туркестана, однако очень многое делает по памяти.
То была его первая персональная выставка. Затем он почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет. Через полторы минуты «Петропавловск» затонул в водах Желтого моря.
Имя "баталиста" мало идет к В., не признававшему деления живописи на роды, но все же наиб. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Сразу после этого он поступил в Академию художеств. Несколько произведений были объединены в сюиту «Варвары», где художник правдиво и выразительно показал суровый лик войны.
Русским пришлось защищать крепость от натиска 20-тысячного врага. Начались трудные годы жизни. В нее входят картины Высматривают (1873), Нападают врасплох (1871), Окружили – преследуют.
На картине не ощущается никакого движения. В 1874—1876, 1882—1883 годах Верещагин совершил две поездки в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. жизни, широта взгляда и глубина чувства, — ставят его в ряд крупнейш. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством. Утром 31 марта недалеко от Порт-Артура судно подорвалось на мине и в считаные минуты затонуло. жизни, широта взгляда и глубина чувства, — ставят его в ряд крупнейш.
Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы. слава приобретена им картинами на темы войны. В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве. На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Они помогли Верещагину понять истинные цели и задачи художественного творчества, осознать рутинность насаждавшегося Академией искусства позднего классицизма, а также отсталость, нежизненность принятой в ней педагогической системы. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной.
Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. музей искусств Узбекской ССР), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге.
Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон., —писал художник. Вот таким образом и характер у него сформировался нелегкий. Не без помощи своих родных братьев, боевых офицеров Александра и Сергея Верещагиных, художник оказался на фронте в качестве одного из штабных адъютантов главнокомандующего Дунайской армией.
Сам художник делил ее на две части. Техника рисунка у Верещагина стала более уверенной и абсолютной. В 1874—76 Верещагин ездил в Индию и Тибет в 1877—78 работал на театре русско-турецкой войны в 1883—1885 побывал в Сирии и Палестине в 1890—1900 им исполнена серия картин "Наполеон в России". Скандал был грандиозный.
отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством». ГТГ), Опиумоеды (Гос. Автобиография В. была издана в Москве в 1895.
зимы, зловещих пожаров и партизанских действий. исторический музей). Вся коллекция состоит из 121 номера. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек.
В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида». Он вторично едет в Индию (1882— 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883—1884). Кауфман, вернувшись в Самарканд, до того расчувствовался, что наградил Верещагина своим Георгиевским крестом 4-й степени.
Трое братьев Василия получили военное образование. Василий Васильевич Верещагин — один из тех, сравнительно немногих, русских художников второй половины 19 века, которые еще при жизни добились мировой известности. В 1884 г. В. отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих.
Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864 – 1865). В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 – США и Кубу, в 1903 – Японию. Зато другие картины балканской серии – «Перед атакой», «Атака», «Транспорт раненых» и особенно триптих «На Шипке все спокойно» – отразили мужество и самоотверженность русских солдат.
Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только. Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. Но самое большое впечатление произвели произведения, посвященные войне. Близкие и знакомые Верещагина недоумевали, что же заставляло художника ввязываться в такие опасные передряги и рисковать жизнью. В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест.
Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. Вся коллекция состоит из 121 номера.
Порой это не нравилось то государству, то Церкви.
не сидит на месте, знакомит со своими картинами Нов. Пусто и мертво там, где прошла война. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Получив воспитание в Александр. Он переживал душевную травму, если сталкивался с несправедливостью или унижением человека. Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина. По сути и здесь культивировались те же методы петербургской Академии.
живописи и одновременно с франц. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. В «балканскую» серию входит около тридцати картин. Весной 1876 художник возвращается в Париж.
Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Он не останавливается ни перед чем для художеств. В художеств. и имевшей колосс. Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части. Подобные намерения встретили, казалось бы, непреодолимые трудности.
В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ). За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания.
музей Революции) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884, местонахождение неизвестно). Злободневность сюжета была для него одним из главных критериев творчества. Старший брат Николай, успевший в качестве мичмана принять участие в Крымской войне, к тому времени уже подал в отставку, обосновался в деревне и, вопреки скептическому, даже презрительному отношению отца к этому делу, занялся сыроварением. В Петербурге художник развил бурную деятельность по организации туркестанской выставки.
Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. В ряде этих картин с абсолютной простотой выразилась чуждая всякой аффектации, непоколеб. Верещагин изучал и зарисовывал местную архитектуру, но скоро началось восстание. В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ).
Во время одной из таких поездок, находясь в составе небольшого вооруженного отряда, художник снова участвовал в жарких сражениях против нападавших на отряд разбойничьих шаек одного из местных султанов. И это привело в шок его современников.
(В. Там он три года занимается в академии Жерома. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей. Панихида по убитым (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти Целый полк егерей. Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он вознесен».
Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого». Современная критика находит В. далеким от совершенства в художеств. Весной 1866 художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение.
зимы, зловещих пожаров и партизанских действий. Верещагин случайно, вместо заболевшего художника Метелицы оказался на броненосце «Петропавловск». Для этого старого человека, как и для всех других, стоящих в одном ряду с ним, страшна не физическая смерть, а надругательство над человеческим телом, которое будет разорвано пушечным снарядом. Принятая на себя миссия учителя жизни нередко приходит в столкновение с эгоцентризмом натуры и высокомерным третированием толпы, равно как призыв к милосердию, сочувствие к чужому страданию – с пристрастием наблюдать и показывать жизнь в ее жестоких подробностях. — русский художник родился в 1842 г. В 1853 году поступил в Морской кадетский корпус.
Две посвящены некоторым сторонам тогдашнего среднеазиатского быта, а две – эпизодам военных событий. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями. После чего художник уволился с военной службы, решив посвятить себя исключительно искусству. (1842—1904) российский деятель культуры, художник, реформатор русского батального жанра.
Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. В 1877 – 78 годах художник участвовал в русско-турецкой войне. Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву.
По отзыву его друга и поклонника В. В. Стасова, в В. было "много военного духа" и он был "урожденный военный". С началом русско-японской войны В. уезжает на Д. Восток. Участвуя в боях, Верещагин проявлял необычайную смелость и решительность, на всех вылазках был впереди, как сообщают, современники, часто бывал на волосок от смерти. Более двадцати полотен создано им на эту тему.
Свет, перебрасывается в Палестину, Японию, на Филиппины, Кубу ("Взятие С. -Жуанских высот войсками Рузвельта"), пишет свои воспоминания "На войне в Азии и Европе" и отдается изучению эпохи 1812 г., для чего бросает свои загранич. Наибольшее количество картин и рисунков В. (свыше 600) сосредоточено в Третьяковской галерее в Москве ("Апофеоз войны", "У дверей мечети", "Торжествуют", "Нападают врасплох" и др. ) его произведения имеются также в Русском музее (Ленинград) и в других музеях и собраниях СССР, Западной Европы и Америки. Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами. Позже обучался в Академии художеств у А. Маркова и Бейдемана, а затем в Париже у Жерома. Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти.
Никто не выразил желания ее приобрести. музей русского искусства, Киев), Побежденные. исторический музей).
Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В. музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно). Панихида по убитым» (1878—1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине «высочайших особ» был уничтожен почти целый полк егерей. Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: Наполеон на Бородинских высотах (1897) и Конец Бородинского боя (1899—1900, Гос. и потом мор. Его выставки неоднократно устраивались в Западной Европе и Америке.
В 1860 году Верещагин был выпущен из корпуса и произведен в гардемарины флота. Его отец был предводителем местного дворянства. Наибольшее количество картин и рисунков В. (свыше 600) сосредоточено в Третьяковской галерее в Москве (Апофеоз войны, У дверей мечети, Торжествуют, Нападают врасплох и др. ) его произведения имеются также в Русском музее (Ленинград) и в других музеях и собраниях СССР, Западной Европы и Америки. Однако и немалая часть его художественного наследия бесследно исчезла, либо абсолютно неизвестна в России. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел Старый партизан. Генерал Кауфман, которого Василий Васильевич очень уважал и который всячески благоволил ему по службе, вслед за высшими военными чинами, обвинил своего подчинённого в преднамеренной фальсификации событий, отражённых в серии его картин. художников с неотъемлемой личн., Представляют трофеи, Торжествуют (все 1872г. ). Выдающаяся роль В. в этой обороне доставила ему Георг.
Перевязочный пункт под Плевной, Турецкий лазарет. историческом музее) и другие. музей искусств Узбекской ССР), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос.
Георгия. роты и только страсть к рисованию да плохое перенесение им. Панихида по убитым (1878—1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти целый полк егерей.
Выставка имела успех, о работах Верещагина заговорила пресса. Он не останавливается ни перед чем для художеств. Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену.
Художник должен был увидеть своими глазами все, что потом будет писать и хотел, чтобы его картины были документально точными. Панихида» (1879), «Перед атакой» (1881), «После атаки. Верещагин, сменив карандаш на ружье, влился в ряды обороняющихся. Так появились картины: Нищие в Самарканде (1870, .
Тогда совет Академии определил исключить В. из списка ее членов. Будучи активным участником в боевых действиях (был ранен в 1877 при минной атаке турецкого монитора), проявляя порой и значительную жестокость, он всю жизнь писал картины, направленные против войны, за что под конец жизни был прозван апостолом мира. И «Апофеоз войны» – громадная груда черепов. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей». Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление.
Приехав в Самарканд после взятия его рус. Закончив и эту серию, В. в долгий период мира 1880—90-х гг. Он вторично едет в Индию (1882— 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883—1884).
(1842—1904) — художник. В картине «Победители» изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат другая — «Побежденные»— представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат. генерал-губернатора генерала Кауфмана состоять при нем художником. Более двадцати полотен создано им на эту тему. личн.
В апреле 1874 года художник отправился в Индию. Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. Вдруг палуба содрогнулась от взрыва. нач-во рекомендовало офицерам не ходить.
Пусть войдут и У крепостной стены. Прикомандированный к штабу главнокомандующего, он не ограничился наблюдениями из гл. Оно производит на него глубокое впечатление.
Изображен двор самаркандской крепости. Однако он иначе не мыслил своего творчества. Не испытывая желания стать офицером, Верещагин, будучи с детства человеком чрезвычайно целеустремленным и самолюбивым, оканчивает корпус первым учеником, несмотря на то что в это время уже серьезно занимается рисованием. 1904 г. на бр-це "Петропавловск" он находит вместе с адм.
Будущий художник родился в городе Череповце. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. У него было три брата. живописи и одновременно с франц. В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне (Апофеоз войны, 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма (Торжествуют, 1872, ГТГ) и колониализма (Подавление индийского восстания англичанами, около 1884, местонахождение неизвестно).