В картинах «После удачи (Победители)» и «После неудачи (Побежденные)» Верещагин показывает самое страшное – равнодушие и душевную опустошенность солдат, «своих» и «чужих», спокойно закуривающих у окровавленных трупов или рассматривающих ужасный трофей – отрезанную голову побежденного. Самой известной картиной Василия Верещагина считается Апофеоз войны. «туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская».
- Этюды Верещагина на мотивы Востока привлекали к себе внимание широкой публики наравне с его большими картинами, что было очень необычным явлением в то время. В 1880 году 139 картин и этюдов Индийской серии были показаны на персональной выставке Верещагина в Петербурге. В начале 70-х годов XIX века Верещагин Василий Васильевич, картины которого хорошо известны поклонникам, переезжает в Мюнхен и начинает работать над восточными сюжетами.
Фактически эта картина является злой пацифистской сатирой на войну и придуманная Верещагиным метафора до сих пор впечатляет зрителей. Увидеть вживую картины художника вы можете с 20 апреля по 24 июля в Государственном Русском музее на ретроспективной выставке «Василий Васильевич Верещагин. Эта картина – самое известное произведение, которое создал художник Василий Верещагин.
Основная тема картин Верещагина – битвы, войны. По другой версии, картина была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей. «верещагин не просто только художник, а нечто большее», – записал Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: «Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее». В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.
Сам Верещагин назвал эту картину натюрмортом, так как, не считая ворон, на ней изображена мёртвая природа. В картинах Верещагина оживало великое прошлое Индии: древние храмы, роскошные дворцы, величественные гробницы. В 1871 году Верещагин переезжает в Мюнхен и начинает работать над картинами по восточным сюжетам. Задумав третью картину цикла, Верещагин побывал в Палестине, надеясь, что соприкосновение с местами, где зародилось и развивалось христианство, поможет ему решить волновавшие его проблемы и выразить свои мысли и чувства на полотне. Тем самым жанровые туркестанские картины Верещагина, взятые в целом, особенно в соединении с его многочисленными этнографическими и архитектурными этюдами из той же серии, дают многогранное отражение жизни среднеазиатского феодального Востока того времени.
В свободное от занятий время Верещагин занимался рисованием, копировал иллюстрации с картин известных художников.
В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны. Главное событие на полотне, как и в ряде других картин мастера (например, «Шипка-Шейново. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. К картине «Нападают врасплох. » художник поместил в качестве эпиграфа известные слова Святослава: «Мертвые сраму не имут». Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина. Мы много знаем о войнах. Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо. В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской.
и т. п. За Серпуховской заставой. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой».
Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. Это одна из самых известных картин балканской серии. Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам. За ним, сняв фуражку, стоит рядовой.
Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени. Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др. Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ). С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался. В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося).
По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. Но по первоначальному замыслу она должна была называться «Торжество Тамерлана». «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно.
Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. Немного спустя на горизонте показалась другая неприятельская эскадра. На раме картины «Торжествуют» художник написал слова из Корана: «Так повелевает бог. Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых.
В то же время официальные лица (генерал К. П. Кауфман и др. ) отрицательно отозвались о работах мастера. Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. Это событие Верещагин описал в своей книге «На войне»: «ровное место, покрытое высокой сухой травой, в которой на первый взгляд ничего не было видно. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части.
«Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора. В 1901 году Верещагин вновь уехал в Америку, где познакомился с будущим американским президентом Теодором Рузвельтом и решил написать картину об его героических подвигах. Верещагина сегодня экспонируется в Государственной Третьяковской галерее и некоторых других музеях Москвы. Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».
Макаров не мог примириться с мыслью, что там, на месте гибели «Страшного», могло остаться еще нисколько человек из команды миноносца, беспомощно боровшихся со смертью. Наша эскадра стала выходить из гавани и «Петропавловск», на который я перешел со штабом адмирала Макарова с «Дианы», уже около 7 час. Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен.
Груда страшных знаков войны изображена автором на фоне редких засохших деревьев и развалин древнего города. Эта картина связана с обороной Самарканды. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. Массовый характер современной войны был передам Верещагиным в картине «Перед атакой» через изображение бесконечных и однообразных цепей пехоты, залегших в ожидании сигнала к атаке.
А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. Вот тут-то и понадобились ему деньги. Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война. Мы живем в цивилизации войны.
Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Искусство было для него инструментом для трансляции идей. Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне.
Русская и европейская печать восхищалась искусством художника. Он прошел с русской армией весь ее трудный боевой путь. Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене. Вскоре в Лондоне (1873) и Петербурге (1874) состоялись персональные выставки, принесшие Верещагину мировую славу.
Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников». В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана. Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке самыми популярными из этих полотен являются «Шипка-Шейново. Позднее художник, вновь приехавший в эти места для сбора материала, необходимого для завершения картины, назовет холм, с которого смотрел на дым сражения, «закусочной горой». Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой». Именно они произвели в свое время наибольшее впечатление и в России и за рубежом.
Идейная позиция художника определилась после поездки в Туркестан и Индию. Жестокие бои под Плевной, в которых погиб брат, потрясли Верещагина. Балканская серия создавалась Верещагиным не сразу, она была рождена не только под впечатлением потрясающих душу картин военных будней и не только на основе личного опыта художника, принимавшего участие в боевых действиях, но и в результате его глубоких раздумий и обстоятельного изучения самых различных материалов: документов, мест сражений и свидетельских показаний людей, участвовавших в русско-турецкой войне 1877- 1878 годов. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах.
Верещагин снова вынужден уехать вначале в Индию, затем на Ближний Восток. Его же предупреждение великим завоевателям по-прежнему остается в силе.
Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. Вскоре о нём заговорила вся Европа. Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх.
Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». Находясь уже под защитой береговых батарей, «Петропавловск» уменьшил ход и команда была отпущена обедать офицеры стали понемногу расходиться. Первым был Петербург. В 1874 году из-за нападок за реальность изображаемого художник уезжает в Индию, где живет около двух лет. Не смотря на то, что родители были против Верещагин поступает в 1860 году в Академию художеств.
Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. Именно вот таким образом в Туркестанской серии есть подсерия «Варвары» (куда входит и картина «Торжествуют»). Прогрессивные деятели искусства (Вс. Гаршин, В. Стасов) в своих восторженных отзывах противопоставили реалистичную, правдивую живопись Верещагина творчеству мастеров парадного батального жанра.
Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть». В «балканскую» серию входит около тридцати картин. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Увидя перед собою значительно превосходные силы противника, адмирал Макаров решил повернуть назад, чтобы быть ближе к береговым батареям.
И наконец, третья картина изображает эмира и его двор у гробницы святого, когда они благодарят «всевышнего» за одержанную победу. Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников. В особую группу можно выделить картины «В Городне — пробиваться или отступать. », 1887–1895 «На этапе. Но содержание этой картины далеко не сразу раскрывается зрителю. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг.
Неприятель остановился в какой-то нерешительности. Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). Картина «Побеждённые. Важную роль в произведениях второй части играют образы природы. Художник добивается яркого зрительного образа, выражающего реальное соотношение сил и ощущение неизбежности трагического для русских солдат завершения битвы. Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают.
Она стала провокационной, что возмутило правительство. Все они были переколоты штыками. Это обстоятельство в корне изменило планы художника. К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва. Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте. Действие картины происходит на недавнем поле боя. Открывается она полотном «Под Плевной (Александр II под Плевной 30 августа 1877 года)». Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно».
Хотя Верещагин не сочувствовал народовольцам из-за их методов ведения борьбы, кровавых террористических актов, он отрицательно относился к самодержавию и был возмущен жестокой расправой властей над представителями «Народной воли». Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. В 1901 году выдвигался кандидатом на первую Нобелевскую премию мира. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин.
Отрубленные головы русских воинов, водруженные на высокие шесты, выставлены на обозрение народа, слушающего проповедь муллы. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. Василий ВасильевичВерещагин— русский художник-баталист. В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве.
Особенно впечатляет полотно Побежденные. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. Дата рождения: 1842Дата смерти: 1904 «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию.
Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. Как только вспыхнула русско-японская война, Верещагин счел своим нравственным долгом ехать на фронт. В 1860 году он окончил Морской корпус и в том же году поступил в Академию художеств.
Зато много такой войны, о которой не принято говорить. Душевное страдание и ужас обессилили его.
И в 1879 и 1880 гг. Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат. Мы повернули и пошли большим ходом к Артуру. Что за люди. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира.
Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре» и многие другие. И каждый раз привозил свои батальные и этнографические сюжеты. Под «чепухой» он разумел искусство условное, основанное на мифологических представлениях, не отвечающее нынешнему уровню научных знаний, трезвому взгляду на жизнь.
Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее. Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. Он бросает всё и мчится в Россию.
рублей на издержки. Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением. Автор показал в них трагедию Наполеона как личности. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова.
Конечно же эти цифры существенно занижены и как мне кажется, настоящий список великих русских художников не так мелковат и уж точно превышает эту магически выверенную сотню. Следующие три картины переносят зрителя в стан победителей. Он запретил Василию даже думать о живописи, но Верещагин-младший проявил свой настойчивый характер.
За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Очередная военная командировка Василия Васильевича Верещагина оказалась последней. Я не знаю, – писал И. Н. Крамской о Верещагине, – есть ли в настоящее время художник ему равный не только у нас, но и за границей. Эти три картины были: «Забытый», «Окружили – преследуют» и «Вошли». Большинство его работ создано непосредственно с натуры, по натурным этюдам, по личным впечатлениям. Деревня Нижние котлы.
Около 1500 трупов в разных позах, с разными выражениями на мертвых лицах. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Штурм не удался.
Привести Японию к «смирению», смыть нанесенное ею «оскорбление царю» – этого требует, по его мнению, русский престиж в Азии. Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин. В 1874 году Верещагин покинул Петербург и уехал в Индию. «Пасмурное утро 31 марта. В композиции «Шипка-Шейново.
Результатом этих двух поездок явилось большое количество картин, написанных уже позже (1871–1872) в Париже, Ташкенте, Мюнхене и изображающих быт феодального Востока. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге.
Эта картина тоже может быть осознана как «апофеоз войны», но достаточно сравнить ее с картиной под этим названием из Туркестанской серии, чтобы увидеть, как изменились художник и его творческая манера. В 1867 году Верещагин отправляется в Туркестан, где в то время шли боевые действия. И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд. Действие следующей картины, названной художником «Торжествуют» (1871–1872), происходит в Самарканде на площади Регистан перед зданием медресе Шир-Дор. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу.
Размышляя о варварстве, Верещагин считал, что причина войны кроется в особенностях варварской психологии. А три картины посвящены партизанской войне. Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. История повторяется: В. В.
Он засыпает царя советами о немедленной постройке крейсеров, мостов, присылке в Порт-Артур дальнобойных пушек, отправке войск к границам Индии и т. д. Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн. В них впервые в живописи дано было истинное понятие о войне. – У нас в России в мирное время достаточно выехать на любую дорогу и она окажется изрытой и непроезжей как после битвы».
Художник тщательно выписывает костюмы, утварь, обозначает позы и жесты собравшихся людей. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара— Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей. Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов». Затем он вернулся в Россию, выхлопотал себе в военном ведомстве длительную заграничную командировку и обосновался в Мюнхене. Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». Перевязочный пункт под Плевной». Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу.
Известный востоковед А. К. В целом произведения художников этого круга можно характеризовать как условно-парадны. Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами. Художник был расстроен такой оценкой и уничтожил несколько своих картин. Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным.
Он напечатал в «Русском мире» статью под заглавием: «Несколько слов касательно отречения г. Верещагина от звания профессора живописи», где рассказывал, что все картины писаны не самим Василием Васильевичем, а «компанейским способом», в Мюнхене, что «одному человеку не под силу в столь короткий срок написать такую массу картин. Панихида» (1877–1879, Третьяковская галерея, Москва). Он считал, что каждая картина может передать только один момент жизни. Некоторые крупные художники этого периода организационно не входили в Товарищество. Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию. На мостике остались: адмирал Макаров, командир «Петропавловска» капитан 1 ранга Яковлев, контр-адмирал Моллас, лейтенант Вульф, художник Верещагин и я. Вдруг раздался неимоверный силы взрыв Броненосец содрогнулся и страшной силы струя горячего, удушливого газа обожгла мне лицо.
Жизнь и творчество Верещагина дают яркое тому доказательство. Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. Он решил отойти от классицизма. Подражательное академическое искусство было ему не по душе.
Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Василий Верещагин выезжает на русский север. Плевна.
Верещагин произвел фурор, пусть и не обошлось без критических нападок. Вооружились чем попало. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. Но неожиданно для всех Верещагин разрезал и сжег этот картон для того, чтобы «уже наверное не возвращаться к этой чепухе», – как объяснял он свой поступок.
Центральной в Балканской серии является картина «Побежденные. И действительно для французов уже наступали черные дни. Но получили от ворот поворот – Третьяков ответил, что передумал дарить картины. И вновь он на Кавказе и в Париже На родной реке Шексне.
В 1862 году им был представлен в Совет Академии эскиз на тему: «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом», за который получена вторая серебряная медаль. Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. Русские тогда потеряли 1300 человек. Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы. Это «отвратительный нарост варварства на цивилизации».
Даже благоволивший к художнику генерал Кауфман был оскорблен увиденным. Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник.
Для того, чтобы разъяснить смысл своих произведений, Верещагин был вынужден прибегать к эпиграфам, то есть своего рода литературным комментариям, которые он помещал на рамах. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. В процессе работы над поэмой «Варвары» в мировоззрении Верещагина произошел существенный сдвиг.
В них художник попытался передать характер «большой войны». Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. На многих из них видны следы от сабельных ударов. Дай подойти. » (1887–1895, Исторический музей, Москва), показывающая реальный эпизод из истории партизанского движения.
Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Вокруг верещагинской выставки разгорались страсти. Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда.
Туркестанская серия богата и широким охватом многих сторон жизни народов Азии. Самым капитальным произведением Верещагина туркестанского периода явился цикл картин, объединенных под общим названием «Варвары» (художник называл этот цикл поэмой). Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план.
Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание. Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого».
отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Когда его пленила женственность Лидии Васильевны. Лучшей из этих картин является «Торжествуют». Из-за этого толки о картине шли самые разные. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям.
Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. Военные круги были недовольны. Россия оказалась непобедима.
И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту. Тот рассказывал о работе над картиной «Наполеон в 1814 году». Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование. Белейшие горные пики, ультрамариновое небо, снег, отливающий розовым, вызывают желание повторить тяжкое восхождение. «Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы.
Он должен был стать военным или дипломатом. Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Интересно полотно «Ночной привал великой армии» (1896–1897, Исторический музей, Москва), представляющее гуманистические идеалы художника, для которого невыносимы страдания простых людей, даже если это вражеские солдаты.
В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры. Ему пришлось не только увидеть войну, но и принять в ней активное участие. Таким образом, темой картины является тема победы, но решена она по-верещагински. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи.
Перед атакой русских войск на турецкие позиции. Печально это безмолвное поле сражения и величавые белоснежные горы словно застыли в минуте молчания, которой чтут память погибших. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки.
Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств. За полотно «Побеждённые. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой. Полотно «Побеждённые.
Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. После чего художник уволился с военной службы, решив посвятить себя исключительно искусству. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Данная тема весьма актуальна. Когда после недельной осады крепостная стена была пробита и защитники Самарканда почти пали духом, Верещагин по собственной инициативе поднял гарнизон в дерзкое контрнаступление, которое решило исход битвы. В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор.
Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других. Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно». Но, видимо, так уж повелось у настоящих ценителей и псевдолюбителей искусства, что непременно должен быть некий список, в который одни с учетом своей популярности попадают, а другие остаются за чертой этой безмерно-громадной «великости» (уж простите за тавтологию).
В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. Но радость победы испытывают не все. В их числе: «Монастырь Хемис в Ладаке», «Посмертные памятники в Ладаке», «Главный храм монастыря Тассидинг», «Буддийский храм в Дарджилинге», «Всадник в Джайпуре», «Всадник-воин в Джайпуре», «Повозка богатых людей в Дели», «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Раджпугур. Всех ошеломил неожиданный подход к теме.
Однако Академию он не закончил. Дружным Ура. Верещагину пришлось выслушать резкие нападки за якобы клевету на русскую армию. Перепрыгнув через поручни, я вскочил на носовую 12 башню. Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности. А для тех, кто не понимал с первого раза, он писал пояснения прямо на рамах.
В ранней работе еще есть элементы некоторой патетики, публицистической плакатной «сатиры», тогда как в картине «Побежденные» «подлинное горе – как плач над могилой, куда спускают гроб друга или брата». И вот началось поддержание в Москве порядка. Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел.
Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В. Работы туркестанской серии были выставлены в 1869 году в Петербурге, а в 1872 году на Всемирной выставке в Лондоне была показана картина из этого цикла «Опиумоеды» (1868, Музей искусств Узбекистана, Ташкент). Ужасно.
Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей». Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». Он дал картине название «Апофеоз войны» и, по-видимому, передвинул ее с предпоследнего места, которое она должна была занять в серии, на последнее.
«У меня нет таких проблем, – ответил Верещагин. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Обезглавленные трупы, циничное глумление турок над павшими врагами, скорбная панихида на поле битвы, покрытом телами солдат. Стерпеть такого в Академии не смогли. Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. Новый Прометей, он слишком многого хотел. Художник акцентирует внимание не на казни, а на толпе. П. М. Третьяков для своей галереи купил почти всю серию картин.
После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно.
Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств. Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. В. Стасов по этому произведению увидел в Верещагине не только мастера живописи, а историка и судью человечества. В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности.
И вот все растаяло исчезло, как дым. Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. Три картины, открывающие цикл («Высматривают», «Нападают врасплох. », «Окружили, - преследуют. »), – это повествование о героической борьбе и трагической гибели небольшого отряда русских солдат в неравном бою. У Шипкинской эпопеи печальный эпилог.
Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление. В этом смысле чрезвычайно характерной является картина «Смертельно раненный» (1873). Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. Путешественника наблюдательного, побывавшего в Китае, Америке, Индии, Средней Азии, Японии, создавшего массу шедевров из которых публика только Апофеоз войны знает, да и то не так, как нужно.
На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. Оно производит на него глубокое впечатление. Работа над этой серией была прервана начавшейся в 1876 году русско-турецкой войной.
Картины, отражающие этот этап войны, представляют собой героико-трагическую трилогию. Я пожег те картины, что им кололи глаза», – указал в дневниках художник. Война, с точки зрения художника, это пережиток варварства в современности. Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством.
В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. Он распадается на части – первая из них состоит из трех картин: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили – преследуют» (1872). В особенности холмы, окружающие Плевну, давят воспоминаниями — это сплошные массы крестов, памятников, еще крестов и крестов без конца».
Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Василий Васильевич Верещагин, автор картины и посвящения к ней, прожив полную драматических событий жизнь художника и человека, завершил ее вовсе трагически —в пучине Тихого океана вместе с командой броненосца «Петропавловск» во время русско-японской войны. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры. Колорит полотен цикла «1812 год», подобно цветовой гамме балканской серии, приглушенный, неяркий.
Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник. Картина «Забытый» не представляет собой воспроизведения конкретного эпизода. Родители Василия владели шестью деревнями в Вологодской и Новгородской губерниях.
Когда служба кончилась. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к. Во Франции Верещагин познакомился с художником-баталистом Мейссонье.
Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В. Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. А между тем давно ли. Жизнь Верещагина полна авантюр. Мира в действительности на Земле никогда не было.
Поскольку он все это не наблюдал в натуре, то работа по воображению дается ему с трудом, чего не скажешь, глядя на его полотна. Столько дворцов. Среди них должен быть в первую очередь назван Василий Васильевич Верещагин (1842–1904). Заключительной картиной балканской серии является «Шипка – Шейново» (1877–1878). Он пишет быт, мифологию и пейзажи Востока, Ближнего и Дальнего, а также те военные события, в которых ему довелось участвовать, когда началась Русско-японская война. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Под Плевной», «После атаки. А Наполеон был такою личностью.
В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Это были его собственные слова.
Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. панихиду.
Настал черед везти полотна на Родину. Академия художеств даже вознамерилась присвоить ему звание профессора, на что Василий Васильевич ответил следующее (и текст этот был опубликован в прессе): «Известясь о том, что императорская Академия художеств произвела меня в профессора, я, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, начисто отказываюсь от этого звания». В план поэмы с самого начала входила картина известная в настоящее время под названием «Апофеоз войны» (1871). Успех был неимоверным.
Под Плевной» и «После атаки. Причина этого лежит в ее построении. Под Плевной» (1877–1878) и «После атаки. Что толку в том, что он был жив и здоров, что не был взят в плен, что теперь уже находился вне опасности и мог спокойно выбраться за пределы России, когда морально он был уничтожен и сделан по бессилию своему последним из последних.
Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. К дулу пушек привязаны мятежники.
Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. Все было новым, ярким и технически и сюжетно. Государственные музеи покупать их не собирались.
утра вышел на внешний рейд остальные броненосцы несколько задержались на внутреннем рейде. Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва. На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна.
Русская батальная живопись существовала в течение всего XIX века. Остальные четыре полотна («Представляют трофеи», «Торжествуют», «У гробницы святого – благодарят всевышнего», «Апофеоз войны») воплощают ужасающие сцены торжества победителей, в них центральной темой является варварство феодального Востока. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу.
Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина. Через 13 месяцев, после подготовки в Царском Селе, мальчик был зачислен в петербургский Морской кадетский корпус, который он окончил восемь лет спустя гардемарином флота.
Например, корреспондент «Московских ведомостей» писал, что картины Верещагина – «это эпопея туркестанской войны изображенная с туркменской точки зрения Герои – туркмены, побеждающие русских и торжествующие свою победу. Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М. Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму. Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. Пожар начал утихать, так как, во-первых, просто уже нечему было гореть, а, во-вторых, прошел проливной дождь.
В 1863 году он сделал по этому эскизу большой картон сепией, удостоенный «похвалы Совета Академии». Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. Никто не выразил желания ее приобрести. Художник для зрителя совершил открытие неведомого. Получил домашние образование. Немало повидал он на своем веку.
Панихида» написана русским художником в 1878-79 годах и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями.
Первая из них – «Представляют трофеи» (1871–1872) – дает понять, чем кончилось сражение, перипетии которого были показаны в трех картинах первой части. Его картины увидели зрители Вильно, Варшавы, Риги, Гельсингфорса, Берлина, Дрездена, Вены, Праги, Парижа, Будапешта, Лондона, Копенгагена. Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками». В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас испытанный людьми. За период с сентября по декабрь 1877 года 700 человек выбыли из строя ранеными и убитыми, а больше 9000 — больными.
Еще одно мгновение. Наступило 6-е сентября. С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью. В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины.
К числу лучших картин Верещагина этой серии бесспорно относятся две: «Перед атакой. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». Началась травля.
Дурные вести из Франции», 1887–1895 «Наполеон и маршал Лористон», 1899–1900 все — в Историческом музее, Москва). продаваемость его картин. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина.
В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Даже когда был успех. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет».
Но об этом стало известно гораздо позже. Верещагин в своих письмах больше всего боится, как бы царь не вздумал «смиловаться» над Японией и не заключил бы с ней мира, «не наказавши ее полностью». Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Род Верещагиных вел свое начало с давних времен. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Перевязочный пункт под Плевной» (1877–1878).
Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. Панихида». В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды.
С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка». Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. И так да конца жизни: работа — путешествия — работа. «Он некоторым образом шельмовал меня перед всем своим штабом на приеме, доказывая мне, что я во многом «налгал» : отряд де его никогда не оставлял на поле боя убитых и т. п. Статский генерал С окончательно вывел меня из терпения, рассказывая о своих впечатлениях перед моею «клеветою» на солдат.
Индийских картин всего 32, а болгарских – 13. В сущности, эта картина представляет собой пейзаж, который так описал художник в своей книге «На войне»: «. О конкретных причинах развода с Е. К. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже.
Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях». Он часто призывал природу участвовать в его картинах. За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме.
Вот таким образом картины можно считать вещественным, достоверным исторический источник. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. Вся коллекция состоит из 121 нумера. Скобелев под Шипкой»), отступает на второй план.
Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. Эту печальную весть нам передал вернувшийся «Баян», которому под сильным огнем удалось спасти из команды «Страшного» всего только пятерых. Видно было, что тела были наскоро забросаны землей, только чтобы скрыть следы. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества.
Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло. Сейчас, помимо экспозиции малоизвестных полотен Верещагина, здесь хранятся подлинники произведений ярких русских художников, таких как Ф. Рокотов, И. Айвазовский, В. Суриков, И. Репин, Н. Рерих, И. Левитан, В. Серов, К. Коровин и многих других. Это скифы. ». После Средней Азии Верещагин объездил весь свет. В 1867 году Верещагин совершил свою первую поездку в Туркестан.
То есть не те, которые довольствуются вздохами восторженной публики — «я в восхищении. », «лепота. », «прелестно, прелестно. » и не те, кого узнают на улице и даже не те, кто собирает толпы зевак на перво-второсортных выставках, а исключительно те художники, за творчество которых пылкие коллекционеры готовы друг друга порвать на части. Самостоятельную, пожалуй, центральную часть Туркестанской серии составляет цикл картин, названный художником «Варвары». И это привело в шок его современников. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. Напротив — кровь, отрубленные головы, убитые и раненые русские солдаты. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами.
Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви.
Его же предупреждение великим завоевателям по-прежнему остается в силе. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы.
Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике» некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. И он написал — красками на холстах. Наполеон оказался побежденным.
В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти. «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину.
Жестокая правда войны выступает в этой картине в своем обнаженном виде. Главное место среди работ балканской серии занимает полотно «Побежденные. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству.
Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Но в отличии от своих братьев, которые сделали карьеру на военном поприще, Василий Васильевич после небольшого периода службы бросил военное дело и поступил в Петербургскую Академию художеств. Его неуверенный бег, острый угловатый силуэт фигуры, наклон падающего тела, маленькая темная тень у ног убедительно показывают, что он осужден на смерть. Верещагин был художником с фотографическим видением. В то время художник много работает над психологическими портретами.
Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Его картины интересны не только с точки зрения высокого мастерства живописи, но и с точки зрения человека, который интересуется историей и культурой разных уголков мира. На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Но разве генералам было до этого дело. Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов.
Его палатки не вмещают огромного количества раненых искалеченных людей. Интерес к ней был огромен. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. Показав в картине «Перед атакой» поле боя перед началом сражения, в картине «После атаки» Верещагин изобразил последствия состоявшегося боя.
Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику. Когда же выставка доехала до Москвы, ее купил 92 тыс. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Вторая часть цикла – «Варвары» так же позволяем нам рассмотреть войну и ее последствие в самом неприглядном виде.
Хотя «1812 год» был продемонстрирован в столице Франции два раза, официальные французские круги не позволили художнику показать эти работы на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Здесь, пожалуй, необходимо больше обратить внимания на, полотно: «Торжествуют». В 1869 году он был в Туркестане вторично. Полотно «Казнь заговорщиков в России» было написано по следам событий 1 марта 1881 года (убийство народовольцами АлександраII) и изображало казнь С. Перовской, А. Желябова, Н. Кибальчича, Т. Михайлова, Н. Рысакова. В 1877—1878 годах — участник действующей армии в русско-турецкой войне, тяжело ранен.
Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига. Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин. В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию.
Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще. Картина так и называется «У гробницы святого. Небольшой героический русский отряд был перебит. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин.
«Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. Благодарят всевышнего».
По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе.
Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Художник показал свою серию во многих европейских и американских городах. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». С документальной точностью Верещагин передает торжественные эпизоды военных событий.
В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. Купил ее П. Третьяков, который сделал специальную пристройку к своей галерее и представил картины всем желающим. О нем немецкий художник Адольф Менцель говорил, что Верещагин может все. Детство в семье помещика, где все семейство жило за счет крестьянских оброков, наложило отпечаток на его творчество.
Небо в трауре льет горькие слезы по великой человеческой глупости, заставляющей раз за разом из поколения в поколение затевать бессмысленные и жестокие войны. Это единственная принятая Верещагиным государственная награда. Он хотел лично убедиться, надеясь хоть с боем, но спасти своих и «Баяну» было приказано идти вперед, чтобы указать место гибели «Страшного». Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса.
Открывается она двумя картинами – «Пикет на Дунае» и «Шпион», - отображающими события начального этапа войны. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин.
После атаки. Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе.
К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством». Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий. Она стала более зрелой. В Европе наперебой хвалили Верещагина. Картина эта изображает солдата, раненного в грудь.
И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». Очередная военная командировка Василия Васильевича Верещагина оказалась последней.
Как оказалось — это было одно из писем художника императору Николаю II. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны.
С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Справедливости ради, нужно понимать, что великими почти всегда становились исключительно самые «популярные». Этот замысел состоял в том, чтобы показать жестокость и изуверство феодальных обычаев. Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника.
Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Скобелев под Шипкой» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва вариант — Русский музей, Санкт-Петербург) художник показал тот момент парада победы, когда Скобелев, в нарушение церемониального порядка, вдруг отделился от своей свиты (в которой, кстати, находился и Верещагин) и поскакал навстречу своему войску. На обочине пыльной дороги расположился перевязочный пункт. Это они сами.
Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину. Помимо этого, они формируют эмоциональный компонент восприятия исторического периода.
Этого было мало. И это не удивительно. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. Это подлинный реквием в живописи. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами.
На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. Из них в Третьяковской галерее представлены: «Самаркандский зиндан» (подземная тюрьма), эскиз картины 1873 года, «Политики в опиумной лавочке», «Хор дервишей, просящих милостыню», «Продажа ребенка-невольника» и другие.
Но она была вовремя остановлена. Верещагин вернулся с мыслью об ужасе и бесчеловечности «азиатского варварства». В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию. Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. Это было одностороннее отношение к указанному явлению.
Затем идут три произведения, связанные с трагическим третьим штурмом Плевны: «Под Плевной», «Перед атакой. Дети должны расти на родине. В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Два полотна – «Победители» и «Побежденные. Известен как художник-баталист, художник-путешественник. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя.
В 1901 году выдвигался кандидатом на первую Нобелевскую премию мира. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. Уже в серии 1871 – 1873 годов Верещагин поставил перед собой задачу изображения войны без прикрас, во всей ее суровой правде.
А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров и появилась картина «Апофеоз войны». Верещагин отправился в действующую армию на Балканы одержимый одной целью – изобразить войну «такою, какая она есть в действительности». Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником.
Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья. На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне. Написал воспоминания об отце. Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату.
При этом художник ничего не привносит «от себя». Именно здесь, на этом этапе начинается популярность художника. Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России. Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Осуждение бесчеловечности, равнодушия предстает в картине Верещагина «Забытый» (брошенный на поле боя солдат).
Французы отступали по разоренной местности. Какое невероятное решение. Центральное место во второй части серии занимает картина «Не замай. Тысячи французов избивались или забирались в плен. В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума. Все годы в корпусе Василий учился отлично.
Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». Пусто и мертво там, где прошла война.
В 1874 году Верещагин совершил свою первую поездку в Индию и в 1876 году посетил ее еще раз, проявляя большой интерес к быту, людям, древней культуре. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа. Что это значитъ. Рос мальчик в отцовском имении на приволье. Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть».
Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. «А как вы решаете такие проблемы, мсье Верещагин. » – спросил он. Верещагин показал обратную сторону этой славы. Изображен двор самаркандской крепости. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле.
Живопись, так же как и другие виды искусства, является одной из форм общественного сознания, средством познания мира. Обучение Верещагина в Академии шло весьма успешно. Бедствия от пожара еще усугублялись неслыханными грабежами, всяческими притеснениями и насилиями, творимыми французами на полной свободе, абсолютно безнаказанно. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным.
Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ». До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана. Нет бога кроме бога». Эти призраки были солдаты Великой армии. Только тогда происходит трансформация безымянного и талантливого художника в «великие».