Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой. На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». потом в Париж на учебу и снова на Кавказ. Верещагин изучал и зарисовывал местную архитектуру, но скоро началось восстание.
Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Отсюда тяга Верещагина к фотографически переданным подробностям, к достоверности вида, что заметно также и в его пейзажных работах (Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76). Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте.
Интерес к ней был огромен. Через полторы минуты «Петропавловск» затонул в водах Желтого моря. Сегодня они как нельзя более актуальны в современном обществе, а от их разрешения зависят судьбы не только отдельных народов или цивилизаций, но и всего человечества в целом.
В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. От низведения художественного мира Верещагина к батальной живописи предостерегал еще В. Стасов, утверждая, что этому художнику «одинаково доступны и драгоценны самые разнообразные стороны народной жизни». И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов.
Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. музей русского искусства, Киев), Побежденные. Такой глобализм не должен пугать.
Известен как художник-баталист, художник-путешественник. Свою работу на тему из античной мифологии, которая была одобрена Академией, художник сжег. 1878-81). К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876, ГТГ).
Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Верещагин (Николай Васильевич), брат художника Василия Васильевича Верещагина, современный сельский хозяин-практик известный своими трудами по улучшению отечественного молочного хозяйства и как основатель первых русских сыроварен на артельных началах. Георгия 4 – го класса, делает зарисовки.
В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин. Он бросает всё и мчится в Россию. Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. Изображен двор самаркандской крепости.
Результатом наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов изображающих величие белокаменной индийской архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов. К концу шестидесятых годов он уже вполне сформировавшийся художник.
Полотно «Побеждённые. Картины Победители (1878-1879, Гос. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. «Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только носящий мундир и ружье». Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. Всего в нее вошли 13 картин.
Значительна работа художника над созданием «Трилогии казней»: «Распятие на кресте во время владычества римлян», «Казнь заговорщиков в России» (1884—1885, Гос. Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным. Вот таким образом и характер у него сформировался нелегкий. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг. Так была создана знаменитая «Туркестанская серия».
Все годы в корпусе Василий учился отлично. Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Творческий путь Василия Васильевича Верещагина той поры ознаменован «индийским» циклом живописных полотен и «балканской» серией картин, весьма неоднозначной и скандальной, восторженно принятой демократически настроенным обществом, но не императором.
Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. (1878-79) и другие. Несмотря на возмущение начальства, он шёл в самые горячие точки, старался участвовать во всех атаках и штурмах, чтобы самому увидеть всё и всё ощутить. Сразу после этого он поступил в Академию художеств.
И в 1879 и 1880 гг. Несколько произведений были объединены в сюиту «Варвары», где художник правдиво и выразительно показал суровый лик войны. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны.
В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене.
Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел. Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление. Верещагина можно назвать первым военным художественным корреспондентом, показавшим правду о войне, ужас и смерть, которую она несет («Туркестанская серия». Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей.
Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. Под Плевной» и «После атаки. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину.
Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: «В Гродно — пробиваться или отступать», «На этапе — дурные вести из Франции» (1887—1895), «Ночной привал великой армии» (1896—1897, Гос.
Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. Русский художник-баталист. музей искусств Узбекской ССР), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие. Мама маленького Васи, красивая и статная молодая женщина с чертами татарской внешности, была натурой импульсивной и немного загадочной.
Из литературных работ его известны многочисленные доклады в различных сельскохозяйственных обществах, отчасти изданные отдельными брошюрами, как например: "О сыроделии и сыроваренных ассоциациях в Швейцарии" (1866) "О мерах к развитию в России молочного хозяйства на артельных началах" (1869) и "Артельное сыроварение в Новом Свете" (1870) "По поводу неурожая текущего (1891) года" (доклад в Императорском вольном экономическом обществе), отчасти помещенные в специальных журналах, преимущественно в "Трудах" и других изданиях Императорского московского общества сельского хозяйства, каковы: "Об условиях сбыта коровьего масла на заграничных рынках" (1869) "Об артельном изготовлении молочных продуктов и о мерах к развитию в России молочного хозяйства" (1871) "Возможность заражения чахоткой от молока и мяса животных, больных жемчужиной" (1886) "Повальное воспаление легких на рогатом скоте в Западной Европе" (1887) "О степени жирности молока иностранного и русского скота" (1887) и другие. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. Наряду с ними существуют и этюды, отличающиеся почти той же мерой законченности.
исторический музей). Применённый эффект панорамирования был с восторгом встречен обычными зрителями, на которых усиленная этим приёмом выразительность образов производила неизгладимое впечатление. В Петербурге же художника обвинили в тенденциозности.
Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. В «балканскую» серию входит около тридцати картин. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов.
В. С. Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник. Все достижения новейшей живописи (того же импрессионизма, например) будто прошли мимо него. Еще одно мгновение. Картины часто создавались им как парные — После удачи (Победители) и После неудачи (Побежденные), У крепостной стены. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида».
Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. Индийское путешествие длилось два года. Картины «Победители» (1878—1879, Гос. музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно). Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М. Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму.
А три картины посвящены партизанской войне. И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту. Пользовавшиеся горячим одобрением демократической общественности, они, как и всё творчество Верещагина, подвергались постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и других стран. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ). Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.
Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. Отсюда многочисленные запреты на его картины. Наотрез отказывался от всех званий, чинов и наград единственный орден, который носил, — Георгиевский крест, полученный за храбрость в бою. Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. Мира в действительности на Земле никогда не было.
И это привело в шок его современников. ГТГ), Опиумоеды (Гос. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет».
Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ). продаваемость его картин.
Семья Верещагиных перебралась жить под Москву, в Нижние Котлы, где художник выстроил большой дом с просторной мастерской. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус.
— этот культ проходит через всю историю человечества), — нет, она пропитывает все его творчество, включая самые «мирные» работы мастера. носящий мундир и ружье. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Все было новым, ярким и технически и сюжетно. Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче.
Много путешествовал по России и Западной Европе, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. В Балканскую серию входит около тридцати картин. Панихида» (1879), «Перед атакой» (1881), «После атаки. Среди них: «В Успенском соборе» (1887—1895), «Пожар» (1896— 1897), «Сквозь пожар» (1899—1900), «Расстрел в Кремле» (1897—1898, все в Гос.
Отец будущего художника был небогатым помещиком. Вдруг палуба содрогнулась от взрыва. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. И жуткая пирамида черепов – с черными провалами мертвых глазниц, с жутким оскалом ртов – под безмятежным мирным небом выступает страшным символом войны, несущей гибель, запустение, смерть.
Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург и др. ), Западной Европе, Америке. В своих записках Верещагин рассказывал современникам, что турки, взяв укрепления, обычно раненых русских в плен не брали: резали их, уродовали, раздевали и грабили. Даже когда был успех. Сам художник делил ее на две части. Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Начались трудные годы жизни. Им была совершена подлинная революция в издавна существовавшем батальном жанре живописи.
Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. И «Апофеоз войны» – громадная груда черепов. Произошло это так. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы. Его работы отличают линейный рисунок, локальный цвет, рельефность фигур, отсутствие динамики в композиции, «ковровый» характер колорита, точность этнографических характеристик Многое Верещагин писал по памяти – она у него было просто таки «зверская».
В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих. Зато другие картины балканской серии – «Перед атакой», «Атака», «Транспорт раненых» и особенно триптих «На Шипке все спокойно» – отразили мужество и самоотверженность русских солдат. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. Так, центральная вещь туркестанской серии — Апофеоз войны (1871) — наделена текстом: Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов.
На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Среди величавых заснеженных гор, среди торжественного молчания суровой природы совершает парадный объезд войск главнокомандующий Скобелев со своей свитой. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ.
По одной из версий, основанной на переписке Василия Васильевича за 1889-90 годы, развод стал следствием нескромного поведения или супружеской измены, которую крайне щепетильный в вопросах чести Верещагин простить не смог. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. На этой войне художник и погиб. В 1869г. Два полотна – Победители и Побежденные.
В 1931 году окончил высшее технологическое училище в Праге, был заведующим отделом шоссейных дорог в краевом управлении, с 1949 года работал и жил в Карловых Варах.
Он вторично едет в Индию (1882— 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883—1884). В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. Бейдеман.
Мы много знаем о войнах. Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884). В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Художником руководили высокие патриотические помыслы — «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом».
И это не удивительно. Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел Старый партизан. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин.
Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть». Баталист.
Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897) и «Конец Бородинского боя» (1899—1900, Гос. Спустя три года академической науки, оцененной Верещагиным метким словцом «чепуха», талантливый парень оставил Петербург и целый год провел на Кавказе, беспрестанно рисуя с натуры. Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведения — Забытый (1871), Панихида по убитым (1877-79), На Шипке все спокойно. По иронии судьбы могилы родственников художника покоятся под водами Рыбинского водохранилища.
Дружным Ура. Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. И даже после смерти Василия Васильевича она не постеснялась обеспокоить просьбами о деньгах его вдову, оставшуюся с тремя детьми на руках, практически без средств к существованию. Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец.
Будущий художник родился в городе Череповце. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. Оно производит на него глубокое впечатление.
У Василия Васильевича из-за этих событий случилось серьёзное нервное расстройство, но ни на врачей, ни на обратную дорогу домой не было денег. И русская провинция и европейские столицы равно интересовались его творчеством. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку.
он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы. Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Очень любил солнечный свет, что тоже заметно по его произведениям. Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только. Русско-турецкой войне художник посвятил серию полотен, в которую вошли такие известные как: «Шипка-Шейново» (1879), «Побежденные.
Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. Вернувшись оттуда, Василий Верещагин написал картину «Под Плевной», которая поражала своей статичностью: слева – затянутое дымом поле боя, справа – царь и великий князь в креслах, а позади них – свита. В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию. Крепость отстояли. Художник и потом еще не раз выезжал в Туркестан набираться впечатлений и рисовать.
Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: «Атака» (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), «После атаки» (1881, ГТГ). Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Ее посетили тысячи людей и каждый день у дверей выстраивались огромные очереди. Панихида по убитым» (1878—1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине «высочайших особ» был уничтожен почти целый полк егерей. Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. Штурм не удался.
Особенно много нареканий среди художественной профессуры вызвали панорамные полотна «Перед атакой. Никто не выразил желания ее приобрести. В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве. В 1871 году Верещагин отправляется в Мюнхен, где создает серию произведений на темы туркестанской войны (1869 – 73).
Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Верещагин случайно, вместо заболевшего художника Метелицы оказался на броненосце «Петропавловск». Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике» некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. В тематических сериях картин Туркестанская (1871-74), Балканская (1877-78 и 1880-е гг. ), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др.
Под Плевной», «После атаки. музей русского искусства, Киев), «Побежденные. В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться». В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. Два полотна – «Победители» и «Побежденные.
Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. В конце 1868года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей». После атаки. Наполеон в России».
Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени. музей Революции) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884, местонахождение неизвестно). Однако он иначе не мыслил своего творчества. В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. Панихида по убитым (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти Целый полк егерей.
Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Поддавшись эмоциям художник снял с выставки и сжег три полотна: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». Вся коллекция состоит из 121 нумера. Индийских картин всего 32, а болгарских – 13.
На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре (Всадник-воин в Джайпуре, после 1874-76, В горах Алатау, 1869-70, Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76, – все в ГТГ). Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника — генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество — и это была единственная награда, от которой он не отказался за всю жизнь. Пусто и мертво там, где прошла война.
Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Написал воспоминания об отце. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в городе Череповец.
В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося). Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. Но она была вовремя остановлена. Вскоре о нём заговорила вся Европа.
В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого». Его полотно «Побежденные. Так возникает «Палестинская серия», состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера.
Марков, Ф. А. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова. Василий Верещагин выезжает на русский север.
Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Броненосец наткнулся на мины, расставленные японцами. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская».
Более двадцати полотен создано им на эту тему. За год до этого у него была персональная выставка в Лондоне, которая стала сенсацией еще и потому, что художник отказывался продавать выставленные картины. Плевна. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет.
Скобелев под Шипкой и триптих На Шипке все спокойно. Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще. Эту картину заключает соответствующий эпиграф: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим»., – писал художник.
Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно». Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством». «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Под Плевной, Атака (не окончена), После атаки.
Вообще для Верещагина была характерна работа сериями, причем каждая серия представлялась ему в виде некой «эпической поэмы». В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война.
Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. Моллер, А. Е. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981).
Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. За проявленный героизм Василий Васильевич был представлен к Георгиевскому кресту 4-й степени, а в 1870-м окончательно покинул Туркестан и отправился в Мюнхен. ВерещагинаВасилия Васильевича среди них не оказалось.
Состоятельное семейство живописца, уже вместе с детьми, обосновалось в Москве, в просторном доме с огромной мастерской. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. Государственные музеи покупать их не собирались. В апреле 1874 года художник отправился в Индию. Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю.
Всего в туркестанской серии насчитывалось 121 полотно. Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В. Его выставки неоднократно устраивались в Западной Европе и Америке.
Среди преподавателей у него были А. Т. Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. Когда началась русско-турецкая война, художник немедленно отправляется в действующую армию в 1877 году. Через год Василий Васильевич оказался с Кауфманом в Самарканде.
«На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. При этом художник ничего не привносит «от себя». Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию.
В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством французского художника Жерома. Это обстоятельство в корне изменило планы художника. Первые попытки познакомиться с сыроварением на существовавших уже, в некоторых частных и удельных имениях, сыроварнях были безуспешны: главные мастера, руководившие этим делом, почти исключительно иностранцы, не допускали русских рабочих к изучению производства, а потому Николай Васильевич отправился за границу, в Швейцарию, где изучил приготовление как тощих (в деревушке Коппе возле Женевы), так и жирных (вблизи Фрейбурга) сыров и уже в августе 1865 года, поселившись в селе Городне Тверского уезда, открыл там, в крестьянской избе, сыроварню, скупая для нее молоко у окрестных крестьян. Русским пришлось защищать крепость от натиска 20-тысячного врага.
Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников». Взбешенный упрямством сына, отец отказал ему в дальнейшей материальной поддержке, но одаренному студенту была назначена стипендия, худо-бедно покрывающая его текущие расходы. исторический музей). Сейчас, помимо экспозиции малоизвестных полотен Верещагина, здесь хранятся подлинники произведений ярких русских художников, таких как Ф. Рокотов, И. Айвазовский, В. Суриков, И. Репин, Н. Рерих, И. Левитан, В. Серов, К. Коровин и многих других. Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск. Антимилитаристский характер произведений – результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство.
Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. В 1877 – 78 годах художник участвовал в русско-турецкой войне. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае.
Там он три года занимается в академии Жерома. Перевязочный пункт под Плевной, Турецкий лазарет. Перевязочный пункт под Плевной» (1881). Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался.
В этом и заключается важнейшая заслуга Верещагина. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. К числу лучших этюдов относятся: «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874—1875, ГТГ), «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак» (1875, ГТГ), «Мавзолей Тадж-Махал» (1874—1876, ГТГ). Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть».
В художественном отношении впечатление от этой обороны и личного участия Верещагина в других военных операциях по при завоевании Туркестана, а так же при второе его путешествии туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав громадной туркестанской серии, выполненной художников в Мюнхене в 1871-1874 годов и имевших колоссальный успех в Европе и России. Во время возвращения в Порт-Артур после боевого похода он стоял на мостике броненосца «Петропавловск» с альбомом в руках и делал очередной набросок.
Всех ошеломил неожиданный подход к теме. Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами. Был тяжело ранен на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Биография Верещагина с ее событийной стороны довольно живописна. С началом Русско японской войны Верещагин уехал на фронт, где и погиб на взорванном японцами броненосце «Петропавловск» 31 марта 1904 года. Для предприимчивых жителей американских штатов был гораздо важнее коммерческий успех живописца, т. е.
историческом музее) и другие. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет». Начались трудные годы жизни. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем.
Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти.
В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест. В картине «Победители» изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат другая — «Побежденные»— представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат. Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский художник. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки.
Но Верещагин твердо решил стать художником. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Его отец был предводителем местного дворянства. В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге.
Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. Последняя картина сюиты – «Апофеоз войны», на которой изображена груда черепов.
Именно эти зарисовки, а также исполненные по ним композиции (1865 – 66 годы) предшествовали первым батальным полотнам Верещагина. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы.
Трое братьев Василия получили военное образование. Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна.
Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством.
где шла война. Художник для зрителя совершил открытие неведомого. музей искусств Узбекской ССР), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос. Панихида – навеяны кровопролитными боями под Телишем.
Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств. Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина. Много путешествуя, мастер создал несколько пейзажных серий, в которых поведал о невиданных красотах дальних стран их людях и обычаях («Индийская серия», 1874-76) На протяжении 1887-1904 годов Верещагин работал над циклом картин и I отечественной истории «1812 год. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к.
Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. К числу лучших относятся Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж Махал (1874-1876). Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику.
Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др. Верещагин присутствовал при Плевенском сражении, во время набега на Адрианополь исполнял должность начальника штаба. Так появились картины: Нищие в Самарканде (1870, . К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва. На картине не ощущается никакого движения.
Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли».
Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками». Порой это не нравилось то государству, то Церкви. На картинах Верещагина война была показана такой, какова она есть на самом деле.
Уже тогда он обучался в школе Общества поощрения художеств в Петербурге. Злободневность сюжета была для него одним из главных критериев творчества. Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением. В ходе работы он неоднократно переписывал, переделывал огромные куски, несколько раз порывался всё порвать и сжечь. Скандал был грандиозный. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества.
Эта картина посвящена художником «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. В своих картинах Верещагин проклинал изуверство рабовладельческого Востока, но уже, как видно по эпиграфу, предвидел грядущее варварство «цивилизованных» наций. В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности.
В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры. Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. Лучшая часть русского общества была на его стороне, понимала, поддерживала, встречала его картины как откровение.
О конкретных причинах развода с Е. К. Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания. Отец исполнил свою угрозу и отказал сыну в помощи.
музей русского искусства, Киев), Батареи на Шипке (Гос. В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне (Апофеоз войны, 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма (Торжествуют, 1872, ГТГ) и колониализма (Подавление индийского восстания англичанами, около 1884, местонахождение неизвестно).
Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. 1871-73 «Балканская серия». И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны.
Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. Благодаря высокому уровню произведений самого В. В.
В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Экзотика солнечного Востока, нарядные и яркие костюмы не заслонили от художника-гуманиста нищету и бесправие народа. Василий попросил об отставке. Однако Академию он не закончил. Он родился в небогатой помещичьей семье, окончил, по настоянию родителей, петербургский Морской кадетский корпус.
Двое стали профессиональными военными, один пошел по пути общественной деятельности. Особенно новаторской зрелую технику Верещагина не назовешь. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны.
Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться Апофеоз Тамерлана) и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще., 1887-95, ГИМ). Стремление превзойти чисто художественные задачи — также существенная черта русского искусства этого времени.
Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.
Предвзятое отношение властей к «революционному» художнику негативно отразилось не только на психологическом состоянии Верещагина, перенесшего нервный срыв, но и на его желании продолжать заниматься батальной живописью. Все просто смотрят и бездействуют.
За полотно «Побеждённые. Среди которых наиболее известные «Апофеоз войны» (1871 – 72), «Забытый» (1871), «Смертельно раненый» (1873). Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65).
Вот таким образом молодому художнику приходилось жить на одну стипендию, но он не замечал никаких лишений и поражал однокашников своей необыкновенной выносливостью. Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Мы живем в цивилизации войны.
Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. Немало повидал он на своем веку. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды.
Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Но самое большое впечатление произвели произведения, посвященные войне. Это бездействие тех, кто должен был руководить боем, художник подчеркнул специально. Василий Васильевич Верещагин представил на выставке и другую серию под общим названием «Варвары», которую составили картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову, «Торжествуют». Успех был неимоверным.
Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями. В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией 1812 год (завершена в 1900 году). Вошли. Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет.
Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. Верещагин много путешествовал, участвовал во многих войнах, судьба его почти авантюрна. За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку».
Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин — «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». Тенденция в его творчестве должна была сочетаться с объективностью художественного языка, с максимальной точностью и документальностью.
Пусть войдут и У крепостной стены. Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он вознесен». Последний предложил просить чего хочется. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству.
Но радость победы испытывают не все. Наибольшей популярностью пользовалась картина «На Шипке все спокойно. », на которой изображена гибель замерзающего часового, которого загулявшие командиры «забыли». Но русско-японская война разрушила далеко идущие планы баталиста, погибшего 31 марта 1904 года вместе с командой затонувшего броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на вражеских минах в печально известном Порт-Артуре.
Душевное страдание и ужас обессилили его. музей русского искусства, Киев) На Шипке все спокойно (1878-1879, местонахождение неизвестно), Шипка-Шейново (1878-1879, ГТГ).
На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию.