Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. Его выставки неоднократно устраивались в Западной Европе и Америке. музей русского искусства, Киев), Батареи на Шипке (Гос.
Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец.
Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. Но самое большое впечатление произвели произведения, посвященные войне.
Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Поддавшись эмоциям художник снял с выставки и сжег три полотна: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками». В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ).
Никакие сыскные службы так и не смогли их найти. Русско-турецкой войне художник посвятил серию полотен, в которую вошли такие известные как: «Шипка-Шейново» (1879), «Побежденные.
Если сюжет западает ему в голову, то он садится в мастерской в мягкое, низкое кресло перед натянутым полотном, долго смотрит на него, вскочит, черкнет углем какую-то линию, опять сядет и так несколько раз. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня.
Более двадцати полотен создано им на эту тему. Через год Василий Васильевич оказался с Кауфманом в Самарканде. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов.
Он участвует в сражениях и получает тяжелое ранение – шальная пуля попала в бедро, а неправильное лечение привело к гангрене. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова. Душевное страдание и ужас обессилили его. Отбив назад оставленные позиции, русские воины находили лишь гору трупов, которые невозможно было опознать. В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве. И русская провинция и европейские столицы равно интересовались его творчеством. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов.
В марте 1865 Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна.
Художник участвует в некоторых сражениях. Был тяжело ранен на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Затем он почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет.
историческом музее) и другие. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус.
Так, центральная вещь туркестанской серии — Апофеоз войны (1871) — наделена текстом: Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим. Мастер изобразил огромное поле, сплошь усеянное телами убитых воинов, над которыми нависает серое дождливое небо. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест.
Художником руководили высокие патриотические помыслы — «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом». С картинВасилия Верещагина на зрителей как бы пахнуло жаром раскаленных степей Туркестана, они впервые увидели, как живут люди в этом загадочном крае. Из литературных работ его известны многочисленные доклады в различных сельскохозяйственных обществах, отчасти изданные отдельными брошюрами, как например: "О сыроделии и сыроваренных ассоциациях в Швейцарии" (1866) "О мерах к развитию в России молочного хозяйства на артельных началах" (1869) и "Артельное сыроварение в Новом Свете" (1870) "По поводу неурожая текущего (1891) года" (доклад в Императорском вольном экономическом обществе), отчасти помещенные в специальных журналах, преимущественно в "Трудах" и других изданиях Императорского московского общества сельского хозяйства, каковы: "Об условиях сбыта коровьего масла на заграничных рынках" (1869) "Об артельном изготовлении молочных продуктов и о мерах к развитию в России молочного хозяйства" (1871) "Возможность заражения чахоткой от молока и мяса животных, больных жемчужиной" (1886) "Повальное воспаление легких на рогатом скоте в Западной Европе" (1887) "О степени жирности молока иностранного и русского скота" (1887) и другие. Все годы в корпусе Василий учился отлично. Всех ошеломил неожиданный подход к теме. В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге.
Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством». Крупнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в Череповце в семье помещика. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей».
Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Все достижения новейшей живописи (того же импрессионизма, например) будто прошли мимо него. Благодаря высокому уровню произведений самого В. В.
Никто не выразил желания ее приобрести. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. В харакктерологическом (не психиатрическом. ) смысле некрофилия подразумевает влечение ко всему мертвому, нездоровому, страсть изображать живое неживым.
Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть». Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Тяжело переживая несправедливые обвинения, Верещагин сжег три картины: Забытый, Окружили – преследуют и Вошли. Предвзятое отношение властей к «революционному» художнику негативно отразилось не только на психологическом состоянии Верещагина, перенесшего нервный срыв, но и на его желании продолжать заниматься батальной живописью. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств.
К концу шестидесятых годов он уже вполне сформировавшийся художник. Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство.
Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться Апофеоз Тамерлана) и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. К числу лучших этюдов относятся: «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874—1875, ГТГ), «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак» (1875, ГТГ), «Мавзолей Тадж-Махал» (1874—1876, ГТГ).
Весной 1874 года состоится выставка в Петербурге. Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В.
музей русского искусства, Киев), «Побежденные. Но русско-японская война разрушила далеко идущие планы баталиста, погибшего 31 марта 1904 года вместе с командой затонувшего броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на вражеских минах в печально известном Порт-Артуре. он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима.
Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Крепость отстояли. Вошли. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой.
Наибольшей популярностью пользовалась картина «На Шипке все спокойно. », на которой изображена гибель замерзающего часового, которого загулявшие командиры «забыли». Начались трудные годы жизни. Узнав весной1877г. о началерусско-турецкой войны, он немедленно отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу.
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский художник. исторический музей). Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств.
Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. Порой это не нравилось то государству, то Церкви. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. музей искусств Узбекской ССР), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие. Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину.
Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. (1878-79) и другие. Панихида по убитым (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти Целый полк егерей.
отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Сам художник делил ее на две части. Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург и др. ), Западной Европе, Америке. носящий мундир и ружье. исторический музей). Пусть войдут и У крепостной стены. В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии.
Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене. Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени.
В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося). Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах.
Сразу после этого он поступил в Академию художеств. В Петербурге же художника обвинили в тенденциозности. Под Плевной», «После атаки. В 1867 с радостью принял приглашение Туркенстанского генерал-губернатора генерала К. П.
Эта картина посвящена художником «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Два полотна – Победители и Побежденные. Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением.
Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». И в 1879 и 1880 гг. Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы.
В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности. Моллер, А. Е. Панихида» (1879), «Перед атакой» (1881), «После атаки. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику.
Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Последний предложил просить чего хочется. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями. Сегодня они как нельзя более актуальны в современном обществе, а от их разрешения зависят судьбы не только отдельных народов или цивилизаций, но и всего человечества в целом. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи.
ВерещагинаВасилия Васильевича среди них не оказалось. За полотно «Побеждённые. Броненосец наткнулся на мины, расставленные японцами. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин.
Мы живем в цивилизации войны. Но, узнав о предстоящем наступлении, он бежит из госпиталя и в августе вновь оказывается в действующей армии. Вдруг палуба содрогнулась от взрыва. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать.
В 1869г. К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876, ГТГ). В 1877 – 78 годах художник участвовал в русско-турецкой войне. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Однако Академию он не закончил. Эта коллекция туркестанских картин была экспонирована в 1873 в Лондоне и произвела сильное впечатление на местную публику. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты.
С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Но Верещагин твердо решил стать художником.
Картины «Победители» (1878—1879, Гос. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Много путешествуя, мастер создал несколько пейзажных серий, в которых поведал о невиданных красотах дальних стран их людях и обычаях («Индийская серия», 1874-76) На протяжении 1887-1904 годов Верещагин работал над циклом картин и I отечественной истории «1812 год.
Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет.
Василий Васильевич Верещагин представил на выставке и другую серию под общим названием «Варвары», которую составили картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову, «Торжествуют». После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида». Индийское путешествие длилось два года. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным.
По иронии судьбы могилы родственников художника покоятся под водами Рыбинского водохранилища. Особенно впечатляет полотно Побежденные. В конце 1868 года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург.
где шла война. Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями.
Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин — «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода.
Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника — генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество — и это была единственная награда, от которой он не отказался за всю жизнь. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры. Сказанное совсем не перечеркивает «антимилитаристский характер» произведений Верещагина и их художественную ценность.
Действительно, подлинной средой бытования его картин были, пожалуй именно выставки, хотя, конечно, они попадали позднее в музейные собрания Но не коллекция любителя художеств, не стены богатого салона, как то могло быть в 18 — начале 19 века, были их истинным пристанищем, а публичное обозрение, встреча с большим количеством зрителей, активное воздействие на умы и сердца масс. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. На этой войне художник и погиб.
Свою работу на тему из античной мифологии, которая была одобрена Академией, художник сжег. В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством. Когда после недельной осады крепостная стена была пробита и защитники Самарканда почти пали духом, Верещагин по собственной инициативе поднял гарнизон в дерзкое контрнаступление, которое решило исход битвы. Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками., – писал художник.
После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». Баталист. Особенно новаторской зрелую технику Верещагина не назовешь. Наполеон в России».
Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. музей Революции) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884, местонахождение неизвестно). В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. Зато другие картины балканской серии – «Перед атакой», «Атака», «Транспорт раненых» и особенно триптих «На Шипке все спокойно» – отразили мужество и самоотверженность русских солдат.
И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. Кауфмана состоять при нем художником. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. Панихида по убитым» (1878—1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине «высочайших особ» был уничтожен почти целый полк егерей.
Именно эти зарисовки, а также исполненные по ним композиции (1865 – 66 годы) предшествовали первым батальным полотнам Верещагина. Так появились картины: Нищие в Самарканде (1870, . В Балканскую серию входит около тридцати картин. Вскоре о нём заговорила вся Европа. Индийских картин всего 32, а болгарских – 13. Его полотно «Побежденные.
Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. Но она была вовремя остановлена. Верещагин случайно, вместо заболевшего художника Метелицы оказался на броненосце «Петропавловск».
Очень любил солнечный свет, что тоже заметно по его произведениям. Все эти годы Верещагин никуда не ходил, кроме музеев и выставок и привез в Петербург несколько десятков картин. Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части. Последняя картина сюиты – «Апофеоз войны», на которой изображена груда черепов. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги.
От низведения художественного мира Верещагина к батальной живописи предостерегал еще В. Стасов, утверждая, что этому художнику «одинаково доступны и драгоценны самые разнообразные стороны народной жизни». Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. Однако он иначе не мыслил своего творчества. Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. В художественном отношении впечатление от этой обороны и личного участия Верещагина в других военных операциях по при завоевании Туркестана, а так же при второе его путешествии туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав громадной туркестанской серии, выполненной художников в Мюнхене в 1871-1874 годов и имевших колоссальный успех в Европе и России.
Художник и потом еще не раз выезжал в Туркестан набираться впечатлений и рисовать. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Весной 1876 художник возвращается в Париж.
Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще. В картине «Победители» изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат другая — «Побежденные»— представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат.
Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.
Всего в туркестанской серии насчитывалось 121 полотно. В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться».
Картины часто создавались им как парные — После удачи (Победители) и После неудачи (Побежденные), У крепостной стены. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией 1812 год (завершена в 1900 году). Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира.
Несколько произведений были объединены в сюиту «Варвары», где художник правдиво и выразительно показал суровый лик войны. Двое стали профессиональными военными, один пошел по пути общественной деятельности. Под Плевной, Атака (не окончена), После атаки. Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников». Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: «Атака» (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), «После атаки» (1881, ГТГ).
Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Чеереповце (тогда Новогородская губерния) в семье помещика. Наряду с ними существуют и этюды, отличающиеся почти той же мерой законченности. В апреле 1874 года художник отправился в Индию.
Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Русский художник-баталист.
С началом Русско японской войны Верещагин уехал на фронт, где и погиб на взорванном японцами броненосце «Петропавловск» 31 марта 1904 года. Злободневность сюжета была для него одним из главных критериев творчества. Вот таким образом и характер у него сформировался нелегкий.
Так возникает «Палестинская серия», состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. Во время возвращения в Порт-Артур после боевого похода он стоял на мостике броненосца «Петропавловск» с альбомом в руках и делал очередной набросок. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами.
Полотно «Побеждённые. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Ее посетили тысячи людей и каждый день у дверей выстраивались огромные очереди. Перевязочный пункт под Плевной» (1881). Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны.
Он вторично едет в Индию (1882— 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883—1884). И это не удивительно. И «Апофеоз войны» – громадная груда черепов. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск. В. С. Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник.
Его отец был предводителем местного дворянства. Первые попытки познакомиться с сыроварением на существовавших уже, в некоторых частных и удельных имениях, сыроварнях были безуспешны: главные мастера, руководившие этим делом, почти исключительно иностранцы, не допускали русских рабочих к изучению производства, а потому Николай Васильевич отправился за границу, в Швейцарию, где изучил приготовление как тощих (в деревушке Коппе возле Женевы), так и жирных (вблизи Фрейбурга) сыров и уже в августе 1865 года, поселившись в селе Городне Тверского уезда, открыл там, в крестьянской избе, сыроварню, скупая для нее молоко у окрестных крестьян. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение.
Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Верещагин изучал и зарисовывал местную архитектуру, но скоро началось восстание. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну.
Оно производит на него глубокое впечатление. Вторая картина была навеяна расправой самодержавия с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года. Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Через полторы минуты «Петропавловск» затонул в водах Желтого моря. Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел.
В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию. Василий Верещагин выезжает на русский север. Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М. Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира.
Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в городе Череповец. Верещагин часто с возмущением вспоминал, как однажды во время поездки забыл захватить с собой паспорт и, пока выясняли его личность, ему пришлось сидеть в кутузке вместе с ворами. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике» некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. О конкретных причинах развода с Е. К. В тематических сериях картин Туркестанская (1871-74), Балканская (1877-78 и 1880-е гг. ), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др.
Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. В этом и заключается важнейшая заслуга Верещагина. музей русского искусства, Киев), Побежденные. В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война. Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884). По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые.
В своих картинах Верещагин проклинал изуверство рабовладельческого Востока, но уже, как видно по эпиграфу, предвидел грядущее варварство «цивилизованных» наций. Умер дядя – бездетный полковник в отставке Алексей Васильевич Верещагин, оставив бунтарю-племяннику большую часть своего состояния. Верещагина можно назвать первым военным художественным корреспондентом, показавшим правду о войне, ужас и смерть, которую она несет («Туркестанская серия». Творческий путь Василия Васильевича Верещагина той поры ознаменован «индийским» циклом живописных полотен и «балканской» серией картин, весьма неоднозначной и скандальной, восторженно принятой демократически настроенным обществом, но не императором.
«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». К числу лучших относятся Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж Махал (1874-1876). В 1931 году окончил высшее технологическое училище в Праге, был заведующим отделом шоссейных дорог в краевом управлении, с 1949 года работал и жил в Карловых Варах. Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку. В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды.
Дружным Ура. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих.
Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время.
Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Однако и немалая часть его художественного наследия бесследно исчезла, либо абсолютно неизвестна в России. Всего в нее вошли 13 картин. Начались трудные годы жизни. В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне (Апофеоз войны, 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма (Торжествуют, 1872, ГТГ) и колониализма (Подавление индийского восстания англичанами, около 1884, местонахождение неизвестно). Два полотна – «Победители» и «Побежденные.
Им была совершена подлинная революция в издавна существовавшем батальном жанре живописи. Отец будущего художника был небогатым помещиком.
С этой точки зрения многие картины Верещагина действительно являются некрофильными (заметим, что трагический уход из жизни его близких родных — самоубийства —являются проявлением семейного некрофильного влечения к смерти). Государственные музеи покупать их не собирались. На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре (Всадник-воин в Джайпуре, после 1874-76, В горах Алатау, 1869-70, Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76, – все в ГТГ). Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он вознесен».
Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел Старый партизан. «Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только носящий мундир и ружье». Среди преподавателей у него были А. Т. Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно». Он отправился на Кавказ, где пробыл около года, делая зарисовки, которых к концу командировки набралось три толстых альбома.
Там он три года занимается в академии Жерома. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление.
Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. Выдающийся русский художник-баталист имя которого Василий Васильевич Верещагин, обладавший уникальным даром передавать в своих картинах напряженный дух битвы и ее последствий, родился в славном городе Череповце 14 октября 1842 года.
Все просто смотрят и бездействуют. Перевязочный пункт под Плевной, Турецкий лазарет. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. В июне 1877 он получает тяжёлое ранение. Все было новым, ярким и технически и сюжетно. И это привело в шок его современников.
1878-81). — этот культ проходит через всю историю человечества), — нет, она пропитывает все его творчество, включая самые «мирные» работы мастера. Зиму 1865—1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. Отец исполнил свою угрозу и отказал сыну в помощи.
Среди них: «В Успенском соборе» (1887—1895), «Пожар» (1896— 1897), «Сквозь пожар» (1899—1900), «Расстрел в Кремле» (1897—1898, все в Гос. Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть».
музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно). Мира в действительности на Земле никогда не было. Такой глобализм не должен пугать.
Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. Картины Победители (1878-1879, Гос. Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте. Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897) и «Конец Бородинского боя» (1899—1900, Гос. На картине не ощущается никакого движения. Русским пришлось защищать крепость от натиска 20-тысячного врага.
Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ). Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон.
Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Необыкновенно хорош портрет Наполеона, на взгляд русского человека, конечно, полностью развенчивающий образ героя и великого человека. На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина. Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять.
Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». В «балканскую» серию входит около тридцати картин. Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник.
Известен как художник-баталист, художник-путешественник. К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва. Впервые в военных действиях он участвовал в 1867-70 годах, когда в качестве вольноопределяющегося был прикомандирован к русской армии, стоящей на русско-китайской границе в Туркестане. Марков, Ф. А. Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета.
Трое братьев Василия получили военное образование. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Вся коллекция состоит из 121 нумера.
Написал воспоминания об отце. ГТГ), Опиумоеды (Гос. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». Бейдеман. С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался.
Вернувшись оттуда, Василий Верещагин написал картину «Под Плевной», которая поражала своей статичностью: слева – затянутое дымом поле боя, справа – царь и великий князь в креслах, а позади них – свита. 1871-73 «Балканская серия». По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. Это обстоятельство в корне изменило планы художника. Скобелев под Шипкой и триптих На Шипке все спокойно.
Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. Спустя три года академической науки, оцененной Верещагиным метким словцом «чепуха», талантливый парень оставил Петербург и целый год провел на Кавказе, беспрестанно рисуя с натуры. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ). Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900).
В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Художник для зрителя совершил открытие неведомого. При этом художник ничего не привносит «от себя». Верещагин (Николай Васильевич), брат художника Василия Васильевича Верещагина, современный сельский хозяин-практик известный своими трудами по улучшению отечественного молочного хозяйства и как основатель первых русских сыроварен на артельных началах. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864 – 1865).
В 1871 году Верещагин отправляется в Мюнхен, где создает серию произведений на темы туркестанской войны (1869 – 73). В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад.
В Индии Верещагин пробыл два года, а в 1876 году поселился в Париже, где принялся писать картины по этюдам, привезенным из Индии. Мы много знаем о войнах. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Вообще для Верещагина была характерна работа сериями, причем каждая серия представлялась ему в виде некой «эпической поэмы». Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В.
Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. За ним, сняв фуражку, стоит рядовой.
В конце 1868года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. На картинах Верещагина война была показана такой, какова она есть на самом деле. Под Плевной» и «После атаки. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце.
Пусто и мертво там, где прошла война. Успех был неимоверным. В официальных кругах ему платили тем же: относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными, а его самого готовы были числить главой нигилизма в русском искусстве. Верещагин много путешествовал, участвовал во многих войнах, судьба его почти авантюрна. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны., 1887-95, ГИМ). Георгия 4 – го класса, делает зарисовки.
Произошло это так. продаваемость его картин. Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают. Его работы отличают линейный рисунок, локальный цвет, рельефность фигур, отсутствие динамики в композиции, «ковровый» характер колорита, точность этнографических характеристик Многое Верещагин писал по памяти – она у него было просто таки «зверская». Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Василий попросил об отставке.
Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче.
Значительна работа художника над созданием «Трилогии казней»: «Распятие на кресте во время владычества римлян», «Казнь заговорщиков в России» (1884—1885, Гос. Так была создана знаменитая «Туркестанская серия». Биография Верещагина с ее событийной стороны довольно живописна.
Художник намеренно уподобил останки погибших буграм и комьям земли, передавая впечатление превращения мёртвых тел в холодную землю. Панихида – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему Орден Святого Георгия 4-го класса, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды и отказался в последствии от чина и звания профессора Академии художеств. Уже тогда он обучался в школе Общества поощрения художеств в Петербурге. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны.
В возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. Изображен двор самаркандской крепости. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: «В Гродно — пробиваться или отступать», «На этапе — дурные вести из Франции» (1887—1895), «Ночной привал великой армии» (1896—1897, Гос.
Среди которых наиболее известные «Апофеоз войны» (1871 – 72), «Забытый» (1871), «Смертельно раненый» (1873). Весной 1866 художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение. В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 – США и Кубу, в 1903 – Японию.
Панихида», на котором изображено поле битвы, усеянное трупами русских воинов, зверски изуродованных турками, – протест против жестокости войн. потом в Париж на учебу и снова на Кавказ. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно.
Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведения — Забытый (1871), Панихида по убитым (1877-79), На Шипке все спокойно. Он бросает всё и мчится в Россию.
Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого».
музей русского искусства, Киев) На Шипке все спокойно (1878-1879, местонахождение неизвестно), Шипка-Шейново (1878-1879, ГТГ). За проявленный героизм Василий Васильевич был представлен к Георгиевскому кресту 4-й степени, а в 1870-м окончательно покинул Туркестан и отправился в Мюнхен. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года.
Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Отсюда многочисленные запреты на его картины. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену.
Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Но радость победы испытывают не все. Будущий художник родился в городе Череповце. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой.
Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет». Отсюда тяга Верещагина к фотографически переданным подробностям, к достоверности вида, что заметно также и в его пейзажных работах (Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76). Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна.
Эту картину заключает соответствующий эпиграф: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. А три картины посвящены партизанской войне. Это бездействие тех, кто должен был руководить боем, художник подчеркнул специально. Скандал был грандиозный.
Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др. Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только. Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами. музей искусств Узбекской ССР), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос.
Верещагин внимательнее других русских художников относился к экспонированию своих картин, внеся в эту область много нового: на его выставках рядом с картинами могли быть показаны экзотические предметы быта и оружие, коллекции минералов и чучела животных, звучала музыка — рояль, орган, фисгармония.