На протяжении пятнадцати лет (с 1997 по 2012 год) Игорь Верещагин был фотографом-консультантом компании Canon на технических выставках, проводимых в России. У Олега Верещагинаесть инстаграм (ссылка в анкете), где он выкладывает фото с концертных туров и путешествий с женой и детьми. У Верещагина в фильме на стенах в доме висят фотографии, где Павел Артемьевич запечатлен в форме офицера дореволюционных времен.
Саша тоже творческая личность — она фотограф и танцовщица, так что тандем Верещагиных получился удивительным и талантливым. Фото начала XX в. Впоследствии всю жизнь Верещагин следовал правилу – не сидеть на месте, а постоянно знакомиться с жизнью в разных уголках мира искать новые темы и новые образы.
Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. Далеко не сразу Лидочка стала его официальной женой. «Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора.
Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание.
Сначала ее отдушиной стали дети, но и они выросли, а она так и оставалась одна. Вся коллекция состоит из 121 нумера. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле.
Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите. Эти яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах, на которых тянулись по горам в глубоком снегу несчастные войска или поп в черной ризе отпевал под тусклым небом целое поле обезглавленных голых покойников, – эти полотна действовали, как тяжелые кошмары горячки». А три картины посвящены партизанской войне. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике» некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов.
Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. Этот триптих рассказывает о недобросовестности и безответственности руководителей армии, которые старательно скрывали настоящее положение дел. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин. «Бедствие человеческое снова воспрянуло. Страна, разоренная на пути следования к Москве, тяжко мстила за свое разорение теперь на возвратной дороге. Постоянно терпели убытки из-за «красного шайтана» и контрабандисты.
Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Плевна.
Кучи пепла, да местами попадавшиеся развалины стен и обломки стропил, одни указывали на то, что здесь когда то были улицы». Он пишет несколько сумбурных писем императору Николаю II, содержащих советы о том, как именно надо вести войну с Японией. Публиковались некрологи и в Японии. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. И все чаще на пути следования банд басмачей, готовивших очередной налет, вставали пограничники во главе со своим рыжеусым командиром Поспеловым. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены.
Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. И действительно для французов уже наступали черные дни.
В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. Там он обменял ковры на пшеницу. Россия оказалась непобедима. Художника смущало легкомысленное отношение к войне, сложившееся в обществе. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену.
Никто не выразил желания ее приобрести. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. Пусто и мертво там, где прошла война.
И он написал — красками на холстах. Изображен двор самаркандской крепости. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. Интерес к ней был огромен. До нового урожая дед за свой счет кормил 50солдат-туркмен.
Караван из верблюдов доставил в Гермаб мешки с тонной пшеницы. Немало повидал он на своем веку. Он решил отойти от классицизма. Мира в действительности на Земле никогда не было. Ещё до начала военных действий Верещагин написал письмо главкому русской армии и флота Куропаткину с просьбой разрешить ему попасть на фронт, «если дело дойдёт до драки», а потом и съездил из Москвы в Петербург для личной встречи с главнокомандующим. показывая разные ракурсы и стороны повседневной жизни. И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд.
Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами.
Художник для зрителя совершил открытие неведомого. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. В конце ноября 1903 года Василий Верещагин вернулся домой, в январе 1904 года Япония объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией, а в феврале 1904 года японский флот без объявления войны атаковал корабли, стоявшие в Порт-Артуре. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Но она была вовремя остановлена.
отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Война уже висела в воздухе, слово «Япония» не сходило со страниц российских газет. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление.
И вот началось поддержание в Москве порядка. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером.
Несколько месяцев займет поездка в Восточные Гималаи, а потом длительное и сложное путешествие в Кашмир и Ладак. Так и произошла встреча этих двух людей. Но уже довольно скоро ее неяркая красота, женственность, мягкий характер, ум наполнили его душу непередаваемой любовью и нежностью к этой женщине.
Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. Он возмущается вероломством американцев, занявших в военном конфликте сторону Японии: «Покажите, Ваше величество, американцам, что легко потерять дружбу России, как они с легким сердцем сделали, но воротить ее будет трудно». С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». Верещагин приехал туда, чтобы организовать выставку своих работ. Она продала дом, продала все картины мужа (покупателем стал Николай II), но средств все равно не хватало. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. И мост на Шилке должен быть оберегаем, так как чем отчаяннее будет положение японцев, тем к более отчаянным средствам будут они прибегать». Известен как художник-баталист, художник-путешественник.
В 1911 году, семь лет спустя после гибели мужа, Лидия Васильевна решилась на самоубийство. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин.
Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа. И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту. А Наполеон был такою личностью.
Никто не обращал на них внимания, каждый думал в данный момент только о себе, неслыханный жестокий эгоизм царил в этой армии голодных истощенных призраков, армии, откуда исчезла не только воинская дисциплина, но все самые обыкновенные чувства, поддерживающие порядок во всяком человеческом сообществе. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Вот тут-то и понадобились ему деньги.
В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Василий Верещагин выезжает на русский север. Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других.
Не все знают, что в 1901 году за свои «батальные» произведения Василий Верещагин был номинирован на Нобелевскую премию мира. Он понимал, что противник хорошо подготовлен, а потому война станет тяжёлой. Среди верещагинских картин немало великолепных портретов и пейзажей. Это были его собственные слова.
Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Тем не менее и картины и путевые заметки художника, которые впоследствии были опубликованы в петербургской газете «Новости и биржевые ведомости», полны объективности и доброжелательности в отношении культуры Японии и японского народа.
Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда. Таким же степенным и колоритным, знающим цену жизни и смерти, был и Михаил Поспелов. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг. Он рос добрым и впечатлительным мальчиком, его гуманное отношение к людям еще больше укрепилось во время учебы в кадетском корпусе. Рисованием Верещагин увлекался с детства, в кадетском корпусе его стремление непременно стать художником только укрепилось. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Услышав имя художника Василия Васильевича Верещагина, наверное, каждый вспомнит его знаменитую картину «Апофеоз войны», находящуюся в Третьяковской галерее в Москве.
2-го сентября войска Наполеона вступили в Москву, а на другой день, 3-го, сам император, переночевав в Дорогомиловском предместьи, въехал в Белокаменную и расположился со своей главной квартирой в Кремль. Еще одно мгновение. После окончания училища был назначен на должность казначея военного гарнизона в Орле. Он был на палубе броненосца «Петропавловск», когда корабль взорвался на мине. Ветер вздымал к небу громадные, неистово метавшиеся из стороны в сторону, языки пламени и разносил повсюду пылающие головни, угли, снопы искр, все это дождем сыпалось на самый Кремль, угрожая древней московской святыне полным истреблением.
Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности. Особенно впечатляет полотно Побежденные.
Художник считает, что впечатление о стране можно передать только «полифонически», т. е. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Кроме того, как художник-баталист он написал большое количество полотен на военную тематику, но однажды он воскликнул, что больше не будет писать такие сцены, так как слишком глубоко переживает всё, что пишет. У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Лидия Васильевна осталась одна с тремя детьми на руках и без денег.
Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло. Третьякову. Наступило 6-е сентября. Лишь две одинокие фигуры возвышаются на этом мертвом поле – военный и священник, помахивающий кадилом, совершающий последний обряд над убитыми. Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник.
Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов.
Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. Ужасно. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые.
Что это значитъ. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене. Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы.
Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. Штурм не удался. В то время художник много работает над психологическими портретами.
Мы много знаем о войнах. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Даже когда был успех. На тот момент, когда он все-таки решился на этот шаг, в семье было уже трое детей (был еще один ребенок, но он умер в младенчестве).
Жил в Москве, Мюнхене, Париже, много путешествовал, устраивал свои выставки, писал статьи и очерки. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину.
Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет.
На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами.
Душевное страдание и ужас обессилили его. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Он представляется утопией, мечтой, а война – реальностью и повседневностью на планете Земля. У Михаила Дмитриевича была разветвленная агентурная сеть.
Но радость победы испытывают не все. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Это скифы. ». Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам.
Эти призраки были солдаты Великой армии. И вот все растаяло исчезло, как дым. В феврале того года Япония напала на русскую эскадру у Порт-Артура. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу.
Когда его пленила женственность Лидии Васильевны. Какое невероятное решение. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара— Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей. Художника привлекала природа Японии, архитектура, обычаи, люди. Мы живем в цивилизации войны. Такая спокойная, в общем-то, жизнь продолжалась 16 лет, вплоть до 1904 года.
Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Его уговаривали остаться в порту, не садиться на корабль – это было реально опасно. Не сразу Верещагин разглядел в девушке то, что вскоре сделало ее самым дорогим и незаменимым для него человеком – видимо, в тот момент, когда он впервые увидел эту 23-летнюю пианистку, его мысли были слишком заняты предстоящим событием. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку.
Ей было 46 лет – ровно столько, сколько ее погибшему мужу в момент их знакомства. Французы отступали по разоренной местности. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества.
Однако Академию он не закончил. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. А между тем давно ли. Но сумел поступить в Тифлисское военное училище, где был неизменным чемпионом по борьбе и силовым видам спорта.
Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой». Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма.
В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. Индийских картин всего 32, а болгарских – 13. Верещагин решил поехать туда для того чтобы написать морское сражение. Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость.
22 февраля (12 марта) Верещагин, прикомандированный к штабу адмирала Макарова, вновь отправился в Японию. Новый Прометей, он слишком многого хотел. Он поступил сначала в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а потом, в 1860 году, – в Петербургскую Академию художеств, где проучился несколько лет.
Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. «Обращать внимание только на одни военные картины Верещагина – огромная ошибка, огромное заблуждение и односторонность», – утверждал художественный критик Владимир Стасов. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов».
Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям. Но была в его судьбе и счастливая встреча, которая стала для него поворотным моментом. Нет числа картинам и портретам, начиная с больших масляных полотен и кончая гравюрами изображающими Наполеона в разнообразнейшие моменты его полной грандиозных событий жизни, от самых счастливых и до самых несчастных.
Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. Зато много такой войны, о которой не принято говорить. Что за люди.
Его картины баталий отражают победы и поражения армий, тяжелый труд и мучения солдат и народа. Верещагин до конца жизни оставался неутомимым тружеником, человеком, чья любознательность не угасла с годами.
Дружным Ура. После атаки. Оно производит на него глубокое впечатление.
Столько дворцов. Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ». И в 1879 и 1880 гг.
Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. Разрешение было получено. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Вон здесь торчат чьи-то ноги, там высунулась скорченная рука, ноги лошади виднеются тут же, вон штык от ружья, а там колесо, потом еще какие-то беспорядочные обломки и так на много, много верст растянулась эта гигантская гекатомба богу войны, равной которой не знает история.
Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М. Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. Этого было мало. Нельзя сказать, что это была любовь с первого взгляда. Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. К дулу пушек привязаны мятежники.
«На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину. Но для создания нужной атмосферы необходимо было соответствующее оформление и лучше всего для этого подходила русская музыка, в которой так хорошо отражалась необъятность просторов и широкая русская душа. «Макарова оплакивает вся Россия Верещагина оплакивает весь мир», – написали «Санкт-Петербургские ведомости». Но разве генералам было до этого дело.
Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками». А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. Если смотреть на его картины в соответствии с датой написания, можно проследить всю цепочку его жизни и путешествий. На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть.
Всех ошеломил неожиданный подход к теме. Все они были переколоты штыками. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины.
В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. Из реального училища он был отчислен «за вольнодумство». В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. Это они сами.
Художник подчёркивает важность победы в этой войне, так как Японию «нельзя победить наполовину», даёт тактические советы: «Дозвольте Вашему верноподданному перед отъездом на Восток еще раз обратиться к Вам: мосты, мосты, мосты. Тысячи французов избивались или забирались в плен. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. Третий штурм Плевны обернулся полным провалом — русская армия потеряла около 13 000 человек и была вынуждена временно отступить.
Затем присутствовал при Плевненской битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял даже должность начальника штаба. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план.
Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Снова и снова Верещагин напоминает, даже в такую отрадную минуту, чего стоит война, какой нелегкой ценой досталась победа.
Дети должны расти на родине. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина. В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи.
После работы над «батальными» произведениями художнику требовалось переключение на другие темы: так он приходил в себя и восстанавливал силы. В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины. Да, Верещагин снова собрался на войну. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества.
И наступил момент, когда жизнь вообще потеряла всякий смысл. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука.
Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». Некрологи о гибели художника опубликовали крупнейшие российские газеты. На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Большинство его работ создано непосредственно с натуры, по натурным этюдам, по личным впечатлениям.
Все было новым, ярким и технически и сюжетно. Наполеон оказался побежденным.
Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно». Успех был неимоверным. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Вооружились чем попало.