Верещагин был замечательным художником, он стал записным литератором им были изданы несколько книг, документальных и автобиографических, публиковал статьи теории живописи, проповедуя «жёсткий» реализм. В 1877 году Василий Верещагин, биография которого тесно связана с войной и искусством, получает тяжелое ранение.
Картины часто создавались им как парные — После удачи (Победители) и После неудачи (Побежденные), У крепостной стены. Его выставки неоднократно устраивались в Западной Европе и Америке. Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже.
Перевязочный пункт под Плевной» (1881). С картинВасилия Верещагина на зрителей как бы пахнуло жаром раскаленных степей Туркестана, они впервые увидели, как живут люди в этом загадочном крае. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. Все просто смотрят и бездействуют.
Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление.
Он часто призывал природу участвовать в его картинах. К концу шестидесятых годов он уже вполне сформировавшийся художник. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. Он вторично едет в Индию (1882— 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883—1884). Среди них: «В Успенском соборе» (1887—1895), «Пожар» (1896— 1897), «Сквозь пожар» (1899—1900), «Расстрел в Кремле» (1897—1898, все в Гос. Как-то раз он увидел на ее платке изображение тройки лошадей и тут же скопировал рисунок. Моллер, А. Е. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах.
Используя социально приемлемый жанр – батальный, – он показывает войну как страшную прозу жизни и в этом смысле его место рядом с Толстым «Севастопольских рассказов» и «Войны и мира». - Выставочная культура той поры это все предполагала. Поддавшись эмоциям художник снял с выставки и сжег три полотна: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли».
Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин — «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат. Верещагин-баталист сложнее.
Правящая элита приняла произведения живописца «в штыки». Простой народ и прогрессивная интеллигенция приняли их с восторгом. Рос мальчик в отцовском имении на приволье. В художественном отношении впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от втором его путешествия туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав громадной туркестанской серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871-1874 годов и имевшей колоссальный успех в Европе и России. Полотно «Побеждённые.
Русско-турецкой войне художник посвятил серию полотен, в которую вошли такие известные как: «Шипка-Шейново» (1879), «Побежденные. Верещагин – часть этого процесса. Под Плевной» и «После атаки. Зиму 1865—1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей». Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва.
В картине «Победители» изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат другая — «Побежденные»— представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат. Сейчас, помимо экспозиции малоизвестных полотен Верещагина, здесь хранятся подлинники произведений ярких русских художников, таких как Ф. Рокотов, И. Айвазовский, В. Суриков, И. Репин, Н. Рерих, И. Левитан, В. Серов, К. Коровин и многих других. Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой.
И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Весной 1866 художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение. Всего в нее вошли 13 картин. В возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. Свою работу на тему из античной мифологии, которая была одобрена Академией, художник сжег. В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии.
Из-за этого теряли звания, награды.
На этой войне художник и погиб. Среди преподавателей у него были А. Т. Василий Верещагин выезжает на русский север. Через год Василий Васильевич оказался с Кауфманом в Самарканде.
Государственные музеи покупать их не собирались. Художественное образование получил в Париже. В газетах тогда писали, что Верещагин кистью прокладывает дорогу русских штыкам. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей.
После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. Мы живем в цивилизации войны. Участвуя в боях, Верещагин проявлял необычайную смелость и решительность, на всех вылазках был впереди, как сообщают, современники, часто бывал на волосок от смерти. (1878-79) и другие.
Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным. Два полотна – Победители и Побежденные.
Начались трудные годы жизни. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». От его картин посетители были в шоке – они никогда не видели таких правдивых работ о войне. Оно производит на него глубокое впечатление.
Вместе стремя своими братьями онбыл отправлен ввоенные учебные заведения, однако, окончив Морской кадетский корпус, Верещагин остался навоенной службе лишь накороткий срок. В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Мира в действительности на Земле никогда не было.
В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности. Два полотна – «Победители» и «Побежденные. В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию. Мы много знаем о войнах. Эта картина связана с обороной Самарканды.
Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке: «Шипка-Шейново. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры.
Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина.
На картинах Верещагина война была показана такой, какова она есть на самом деле. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. Все годы в корпусе Василий учился отлично.
К числу лучших относятся Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж Махал (1874-1876). Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть».
В конце 1868 года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В.
В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. Весной 1874 года состоится выставка в Петербурге. Так, центральная вещь туркестанской серии — Апофеоз войны (1871) — наделена текстом: Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим. В 1869г.
В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени. Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В. Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть». Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку. Гарнизон приготовился умирать.
Кауфмана состоять при нем художником. Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. Верещагин часто с возмущением вспоминал, как однажды во время поездки забыл захватить с собой паспорт и, пока выясняли его личность, ему пришлось сидеть в кутузке вместе с ворами. В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством. Груда страшных знаков войны изображена автором на фоне редких засохших деревьев и развалин древнего города. Уже тогда он обучался в школе Общества поощрения художеств в Петербурге. В XIX веке фотография все-таки еще не приобрела статуса искусства с вытекающими отсюда последствиями – то, что изображалось на фото, принадлежало потоку реальности, приземленной повседневности.
Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников. В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Центральное место в этой серии занимают батальные полотна именно они имели большой успех и в России и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина. Верещагин много путешествовал, участвовал во многих войнах, судьба его почти авантюрна.
Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Здесь Верещагин отучился чуть больше года. Эта картина посвящена художником «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».
Кауфман и Верещагин прибыли в Самарканд. Доведенный до нервного срыва художник уничтожил три полотна: «Вошли», «Окружили – преследуют», «Забытый солдат». В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида».
Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. Несколько произведений были объединены в сюиту «Варвары», где художник правдиво и выразительно показал суровый лик войны. Отсюда тяга Верещагина к фотографически переданным подробностям, к достоверности вида, что заметно также и в его пейзажных работах (Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76). Жизнь Верещагина полна авантюр. Художник и потом еще не раз выезжал в Туркестан набираться впечатлений и рисовать. Если бы Верещагин назвал картину «На поле боя», ничего бы не произошло.
Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник.
В апреле 1874 года художник отправился в Индию. Произошло это так. Это обстоятельство в корне изменило планы художника. На многих из них видны следы от сабельных ударов. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви.
Александр III спросил у Кауфмана: «Это что, возможно. » И тот, спасая положение, ответил: «Это художественный вымысел Верещагина». Панихида – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Зато другие картины балканской серии – «Перед атакой», «Атака», «Транспорт раненых» и особенно триптих «На Шипке все спокойно» – отразили мужество и самоотверженность русских солдат. музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно). В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана. После чего он был уволен со службы, согласно своей просьбе по болезни. Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел. Сразу после этого он поступил в Академию художеств.
Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику.
Вообще для Верещагина была характерна работа сериями, причем каждая серия представлялась ему в виде некой «эпической поэмы». Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. В том же году весь цикл был представлен на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне.
Когда Кауфман вернулся в Самарканд, солдаты признались: «Если бы не Василий Васильевич, нас бы здесь уже не было». Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого». Со своей первой женой Верещагин предпринял восхождение в Гималаи. Картина «Побеждённые. Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой.
Александр II назвал его «нигилистом» и в «правой» прессе началась травля. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». Все было новым, ярким и технически и сюжетно. «Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы. При этом художник ничего не привносит «от себя». На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям.
Она стала провокационной, что возмутило правительство. Василий Васильевич Верещагин представил на выставке и другую серию под общим названием «Варвары», которую составили картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову, «Торжествуют». После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь.
Он решил отойти от классицизма. Я не стал бы утверждать, что он здесь лидер. Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига.
Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств. Художником руководили высокие патриотические помыслы — «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом».
Злободневность сюжета была для него одним из главных критериев творчества. Сам художник делил ее на две части. Художник свободно владеет кистью и звучные, насыщенные краски передают знойное южное небо, весеннюю зеленую степь, прохладу горных вершин, покрытых снегом, сложнейшую орнаментацию древних построек Самарканда. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов.
Сдав итоговые экзамены, Василий Верещагин занял первое место. Верещагин помогал власти и в то же время конфликтовал с ней. Но дело и в том, что и его художественный проект «Туркестанская серия» финансировался военной администрацией нового края. Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Они считали, что он как разведчик зарисовывает военные тропы.
Крепость отстояли. Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. На вопросы знакомых о том, что толкает его в гущу военных событий, Верещагин отвечал, что необходимо самому прочувствовать то же, что чувствуют люди в сражениях иначе картины будут ненастоящими. ».
В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. Он бросает всё и мчится в Россию. Но Вася уже тогда был человеком самодостаточным. Что это, как не проявление «мягкой силы» России, предъявленной в столице геополитического конкурента.
Последний предложил просить чего хочется. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина».
Скобелев под Шипкой и триптих На Шипке все спокойно. Вскоре о нём заговорила вся Европа. И русская провинция и европейские столицы равно интересовались его творчеством. Верещагин очень уважал Кауфмана и промолчал. Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе. В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас испытанный людьми.
Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в городе Череповец. Это одна из самых известных картин балканской серии. Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания. Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только. Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию.
Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников». В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: «В Гродно — пробиваться или отступать», «На этапе — дурные вести из Франции» (1887—1895), «Ночной привал великой армии» (1896—1897, Гос. В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума. он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы.
Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. Был тяжело ранен на миноносце лейтенанта Скрыдлова. В марте 1865 Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. Художник участвует в некоторых сражениях. Восток Верещагина – не экзотика, а реальность, очень часто устрашающая. Наряду с ними существуют и этюды, отличающиеся почти той же мерой законченности.
Биография Верещагина с ее событийной стороны довольно живописна. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ). исторический музей). Отсюда многочисленные запреты на его картины.
Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. почувствовал запах восстания. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. Но Верещагин твердо решил стать художником.
Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. За полотно «Побеждённые. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Василий Васильевич возлагал большие надежды на второго сына и вот таким образом посчитал его выбор в сторону Академии непростительной блажью. Индийское путешествие длилось два года.
Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн. Тогда считалось, что не похоронить солдата – позор для главнокомандующего.
В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качестве не только как баталист, но и как историк. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти. Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. Во время возвращения в Порт-Артур после боевого похода он стоял на мостике броненосца «Петропавловск» с альбомом в руках и делал очередной набросок. историческом музее) и другие.
Пусть войдут и У крепостной стены. Отец будущего художника был небогатым помещиком. Другое дело, что Верещагин не просто выполнял официальный заказ. Нужно не бояться жертвовать своею кровью, своим мясом иначе картины будут не то, — писал художник.
Так была создана знаменитая «Туркестанская серия». И это привело в шок его современников. Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры. Это бездействие тех, кто должен был руководить боем, художник подчеркнул специально. К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876, ГТГ).
Во время путешествий ему пришлось терпеть лишения, подвергаться смертельной опасности: на снеговых вершинах Гималаев он едва не замерз в условиях изнуряющей тропической жары заболел лихорадкой. музей искусств Узбекской ССР), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие. И тут рисовальщик Верещагин взял командование на себя.
Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897) и «Конец Бородинского боя» (1899—1900, Гос. От полотна «Забытый», на котором изображён павший на поле боя русский солдат, он пришёл в ярость. Верещагина, конечно же, приняли. Не испытывая желания стать офицером, Верещагин, будучи с детства человеком чрезвычайно целеустремленным и самолюбивым, оканчивает корпус первым учеником, несмотря на то что в это время уже серьезно занимается рисованием. Через 13 месяцев, после подготовки в Царском Селе, мальчик был зачислен в петербургский Морской кадетский корпус, который он окончил восемь лет спустя гардемарином флота. Действительно, подлинной средой бытования его картин были, пожалуй именно выставки, хотя, конечно, они попадали позднее в музейные собрания Но не коллекция любителя художеств, не стены богатого салона, как то могло быть в 18 — начале 19 века, были их истинным пристанищем, а публичное обозрение, встреча с большим количеством зрителей, активное воздействие на умы и сердца масс.
Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). Эту картину заключает соответствующий эпиграф: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». музей русского искусства, Киев) На Шипке все спокойно (1878-1879, местонахождение неизвестно), Шипка-Шейново (1878-1879, ГТГ).
Затем он почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет. К числу лучших этюдов относятся: «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874—1875, ГТГ), «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак» (1875, ГТГ), «Мавзолей Тадж-Махал» (1874—1876, ГТГ). Русским пришлось защищать крепость от натиска 20-тысячного врага. Перевязочный пункт под Плевной, Турецкий лазарет. «Когда смотришь на этого колосса, все кажется вокруг таким маленьким, ничтожным», – заявил о Верещагине Репин. Вошли.
Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Последняя картина сюиты – «Апофеоз войны», на которой изображена груда черепов.
Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. Ему неинтересно было рисовать римских императоров, да и преподаватель всегда наставлял: «Надо рисовать жизнь. » Вот он и ушёл – жизнь рисовать. Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части.
Он отправился на Кавказ, где пробыл около года, делая зарисовки, которых к концу командировки набралось три толстых альбома. Через полторы минуты «Петропавловск» затонул в водах Желтого моря. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели и сам он мечтал стать художником.
Панихида по убитым» (1878—1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине «высочайших особ» был уничтожен почти целый полк егерей. ВерещагинаВасилия Васильевича среди них не оказалось. Деревня Нижние котлы. Позже путешествует в Киргизию и западный Китай. Это единственная принятая Верещагиным государственная награда.
Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. Что, в конце концов, привело к идее бросить военную службу и поступать в Петербургскую Академию художеств. Василий попросил об отставке. В 1871году Верещагин переезжает в Мюнхен и начинает работать над картинами по восточным сюжетам.
Но самое большое впечатление произвели произведения, посвященные войне. На картине не ощущается никакого движения. В Петербурге же художника обвинили в тенденциозности. А три картины посвящены партизанской войне.
Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. В начале Русско-японской войны фотография еще не успела вытеснить художников с театра военных действий. Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих.
Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы. Написал воспоминания об отце. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны.
Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: «Атака» (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), «После атаки» (1881, ГТГ). Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Чеереповце (тогда Новогородская губерния) в семье помещика. Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. «Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только носящий мундир и ружье». Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884).
В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова. В июне 1877 он получает тяжёлое ранение.
Начались трудные годы жизни. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. Англичане, кстати, очень испугались этого верещагинского путешествия.
В 1871 году Верещагин отправляется в Мюнхен, где создает серию произведений на темы туркестанской войны (1869 – 73). Особый резонанс приобретают его статьи против колониальных войн, в поддержку движения за их прекращение. В то время художник много работает над психологическими портретами. Крепость отбили.
Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России. Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте. Будущий художник родился в городе Череповце. Такова картина «Опиумоеды» изображающая завсегдатаев притона, – лучшая пропаганда против наркотиков (она принадлежит Ташкентскому музею, к сожалению, ее нет на выставке). Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет».
Значительна работа художника над созданием «Трилогии казней»: «Распятие на кресте во время владычества римлян», «Казнь заговорщиков в России» (1884—1885, Гос. Марков, Ф. А. Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением. В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии. В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. Однако, родители и не задумывались развивать талант у сына.
Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В. Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство.
Русские тогда потеряли 1300 человек. Панихида по убитым (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти Целый полк егерей. Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья. В картине Победители изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат другая – Побежденные- представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат.
Несмотря на все преграды (родители лишили его наследства), он поступил в Академию художеств. Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. В 1867 с радостью принял приглашение Туркенстанского генерал-губернатора генерала К. П. В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 – США и Кубу, в 1903 – Японию.
И «Апофеоз войны» – громадная груда черепов. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают.
В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося). Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа. Его полотно «Побежденные. Георгия 4 – го класса, делает зарисовки.
Среди которых наиболее известные «Апофеоз войны» (1871 – 72), «Забытый» (1871), «Смертельно раненый» (1873). Вот что он писал по поводу пребывания в данном заведении в своих воспоминаниях: «В противоположность многим, вероятно, большинству моих сверстников, я не любил товарищества, его гнета, насилия я только показывал вид, что доволен им, так как иначе меня защипали бы Говорю обдуманно, что принудительное казарменное товарищество, действительно закаляя дух в известном направлении, не формирует характеров, а скорее сравнивает, нивелирует их, что оно уничтожает такие драгоценные качества, как наивность, самобытность и в значительной мере совестливость». Всех ошеломил неожиданный подход к теме. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи.
Верещагин изучал и зарисовывал местную архитектуру, но скоро началось восстание. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». 1880-е годы в творческой жизни художника отмечены необычайной активностью, поисками новых тем. Он должен был стать военным или дипломатом. Вторая картина была навеяна расправой самодержавия с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей.
Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. Верещагин разоблачает миф о войне вообще — но и вполне конкретную ложь о тех или иных военных кампаниях, которые он наблюдал своими глазами. В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. В России отношение к картинам Верещагина тоже было не однозначным.
Так возникает «Палестинская серия», состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным».
Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Но постепенно формируются новые способы показа. Некоторые даже стали упрекать Верещагина в том, что он порочит русскую армию. Запечатлённые художником сцены, где правдиво показаны не только победы, но и поражения русского оружия, были признаны многими газетами и журналами написанными чуть ли не по заказу турок и предназначенными для украшения султанского дворца. Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. И это не удивительно.
Скандал был грандиозный. Наибольшей популярностью пользовалась картина «На Шипке все спокойно. », на которой изображена гибель замерзающего часового, которого загулявшие командиры «забыли». К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва. Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов». К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Картины «Победители» (1878—1879, Гос. Результатом поездок Верещагина по Северу в 1880—1890 годах, явилась серия рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной природы и простых русских людей. Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное.
На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. Одновременно с этим ему было присвоено название Прапорщика ластовых экипажей. С этого момента началась учеба Верещагина в Академии художеств.
В конце 1868года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Родом из дворянской семьи.
Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. При этом художественный талант непозволял превращаться его полотнам всухую документацию событий. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна.
Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника — генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество — и это была единственная награда, от которой он не отказался за всю жизнь. Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы. Так возникает Палестинская серия, состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Это была единственная награда, которую тот принял и носил.
Бейдеман. Именно эти зарисовки, а также исполненные по ним композиции (1865 – 66 годы) предшествовали первым батальным полотнам Верещагина. Вместе со своими братьями, в качестве одного из адъютантов генерала М. Д. Скобелева, художник Верещагин участвует в штурме Плевны. В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией 1812 год (завершена в 1900 году). Верещагин — один из немногих живописцев, участвовавших в нескольких войнах, в частности Русско-турецкой и Русско-японской.
Белейшие горные пики, ультрамариновое небо, снег, отливающий розовым, вызывают желание повторить тяжкое восхождение. В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война. Василий Васильевич тогда не представлял, куда шёл, – войны он никогда не видел.
продаваемость его картин. Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени. Под Плевной», «После атаки. И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой. Так появились картины: Нищие в Самарканде (1870, . Панихида» (1879), «Перед атакой» (1881), «После атаки.
Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. И вновь он на Кавказе и в Париже На родной реке Шексне. Весной 1876 художник возвращается в Париж. Ее посетили тысячи людей и каждый день у дверей выстраивались огромные очереди. Ой, смерть моя пришла» Бедняк ничего уже не слышал, он описал ещё один круг, пошатнулся, упал навзничь, умер. В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест. В «балканскую» серию входит около тридцати картин.
Кстати, выставка в Лондоне имела очень серьезный успех. музей русского искусства, Киев), Побежденные. Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Но он назвал её «Забытый».
Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. Однако он иначе не мыслил своего творчества. Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях».
Его отец был предводителем местного дворянства. В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться». После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». Двое стали профессиональными военными, один пошел по пути общественной деятельности.
То есть переходит от выставки-супермаркета к выставке-бутику. В 1877 – 78 годах художник участвовал в русско-турецкой войне. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями. Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование.
Особенно впечатляет полотно Побежденные. А вечером эту работу сжёг, таким образом выразив свой протест. Вот таким образом и характер у него сформировался нелегкий. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к. Руководство выбило для Верещагина малюсенькую стипендию, чтобы он не умер с голоду.
Верещагин как художник изучал местную архитектуру, зарисовывал мечети, а как военный. Верещагин случайно, вместо заболевшего художника Метелицы оказался на броненосце «Петропавловск». Вдруг палуба содрогнулась от взрыва. Будучи настоящим патриотом, он не скрывает от своего зрителя цену войны, уравнивая врагов в смерти, как это сделано в парадоксальном полотне «Скобелев под Шипкой», где парад победителей отнесен на задний план, а на переднем лежат припорошенные снегом непогребенные тела погибших. Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче.
Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Генерал так расчувствовался, что отдал Верещагину свой Георгиевский крест. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел Старый партизан. Через кого-то Верещагин узнал, что только что назначенный генерал-губернатором Туркестана Кауфман набирает в штат художников – тогда военным специалистам нужны были ситуационные рисунки, отображавшие действие «в режиме реального времени».
За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край.
При обороне Самарканда в 1868 году был ранен и получил орден святого Георгия 4-ой степени. Но она была вовремя остановлена. исторический музей).
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВасилий ВерещагинГоды жизни: 26 октября 1842 — 31 марта 1904Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникСамый прославленный русский художник-баталист родился вЧереповце всемье предводителя дворянства. Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. музей искусств Узбекской ССР), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Такая репродукция показана и на нынешней выставке. Трое братьев Василия получили военное образование.
Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. Никто не выразил желания ее приобрести. За Серпуховской заставой. Под Плевной, Атака (не окончена), После атаки. Шипка, Плевна – везде побывал Верещагин Василий Васильевич и отовсюду привез зарисовки и предметы, которые могли дополнить его впечатления.
В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве. Экзотика солнечного Востока, нарядные и яркие костюмы не заслонили от художника-гуманиста нищету и бесправие народа.
Однако, в Морском корпусе ходили слухи, что теперь выпускникам необходимо прослужить 2 года, чтобы получить чин Мичмана. Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. Получил домашние образование. Но и академию Василий бросил. Из-за этого толки о картине шли самые разные.
Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством». Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др.
Успех был неимоверным. Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой». Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.
В то же время он не мог оставаться в стороне, когда все остальные сражались, вот таким образом тоже брался за оружие. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведения — Забытый (1871), Панихида по убитым (1877-79), На Шипке все спокойно. Там он три года занимается в академии Жерома. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864 – 1865).
Картины Победители (1878-1879, Гос. Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. Такова пара полотен «После удачи» и «После неудачи».
Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим».
музей русского искусства, Киев), Батареи на Шипке (Гос. Восток Верещагина конкретный, точный, жестокий. У Василия Васильевича из-за этих событий случилось серьёзное нервное расстройство, но ни на врачей, ни на обратную дорогу домой не было денег. Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Художником руководили высокие патриотические помыслы – показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом.
Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. Обычная большая выставка XIX века – это квадратные километры тесно повешенных картин. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Художник для зрителя совершил открытие неведомого. В своих картинах Верещагин проклинал изуверство рабовладельческого Востока, но уже, как видно по эпиграфу, предвидел грядущее варварство «цивилизованных» наций.
Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина. Всего в туркестанской серии насчитывалось 121 полотно. С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями. О конкретных причинах развода с Е. К.
Вернувшись оттуда, Василий Верещагин написал картину «Под Плевной», которая поражала своей статичностью: слева – затянутое дымом поле боя, справа – царь и великий князь в креслах, а позади них – свита. музей Революции) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884, местонахождение неизвестно). За год до этого у него была персональная выставка в Лондоне, которая стала сенсацией еще и потому, что художник отказывался продавать выставленные картины. Василий Верещагин (1842-1904) — русский художник и литератор, один из самых известных художников-баталистов.
Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину., – писал художник. музей русского искусства, Киев), «Побежденные. носящий мундир и ружье. Порой это не нравилось то государству, то Церкви. Более двадцати полотен создано им на эту тему. К окончанию учебы в Морском корпусе Верещагин уже принял решение стать художником.
Броненосец наткнулся на мины, расставленные японцами. В Балканскую серию входит около тридцати картин. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. ГТГ), Опиумоеды (Гос.
Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. Работы, написанные во время пребывания в Средней Азии, вошли в знаменитую «Туркестанскую серию». Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно». В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года.
Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться Апофеоз Тамерлана) и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще. Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он вознесен». Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Более двадцати полотен создано им на эту тему.
Им была совершена подлинная революция в издавна существовавшем батальном жанре живописи. Отец исполнил свою угрозу и отказал сыну в помощи. В туркестанской серии показаны не только доблесть русского оружия, но и поражения, есть и знаменитая картина «Забытый» – мертвого русского солдата клюют степные птицы.
В этом отношении Верещагин снова оказывается парадоксальным и потому особенно успешным. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами.
До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана. Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ).