В своей работе Веласкес объединил две устоявшиеся позы, в которых изображалась Венера— полулежащая и с зеркалом. Так что «Венера» Веласкеса была для Испании явлением уникальным. «венера с зеркалом» (исп. La Venus del espejo)— картина испанского художника Диего Веласкеса изображающая полулежащую обнажённую Венеру. Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» при жизни художника не была популярна.
Возвращаемся к Венере Веласкеса. Таким образом, я считаю, цель работы – изучить и сравнить трактовки образа Венеры в картинах таких художников как Джорджо Барбарелли, Тициана Вечеллио и Диего Веласкеса – достигнута. Только сравнив Тициана и Веласкеса, я поняла, почему же Венеру последнего считают портретом реально существующей женщины.
Настоящее исследование посвящено сравнительному анализу картины Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» (ил. Картина испанского художника Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» (ил. По легенде, «Венера с зеркалом» Веласкеса всё-таки была показана Филиппу IV и даже одобрена им, по слухам, ему понравилось что в зеркале отражается лица совсем не красивой женщины.
Цель работы – изучить и сравнить трактовки образа Венеры в картинах таких художников как Джорджо Барбарелли, Тициана Вечеллио и Диего Веласкеса. Картина испанского художника Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» (ил. Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» (ил.
«венера с зеркалом»— единственное сохранившееся изображение обнажённого женского тела кисти Веласкеса. В тоже время Венера Веласкеса сильно отличается от итальянских обнаженных женщин.
В его мастерской было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. На лицо девушки падает тень от шляпки, глаза ее ярко горят, руки демонстрируют изящный жест. Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651. И в своих портретах он старался добиться точного отражения – отражения времени, отражения личности своих героев. Венера целомудренная — это стоящая фигура, что предполагает отказ.
Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса. Красота и жизнь мимолетны. Однажды, когда художника спросили. Суфражистка Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры).
Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила еще, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это». Происходит фантасмагорическое удвоение матрицы. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос.
Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. Подойдя к творению великого испанца, она вдруг выхватила из-за пазухи маленький топорик и с остервенением набросилась на картину. К сожалению, точной даты, когда полотно было написано, уточнить до сих пор не удалось.
На полотне изображена молодая богиня любви. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком.
«Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Видимо, ради того, что осуществить замысел и написать «Венеру с зеркалом» (La Venus del espejo), Веласкесу пришлось покинуть родину и уехать в Италию. Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится». Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину.
Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Это – общественная собственность. Выходить в одиночку из дому, открывать плечи даже в летнюю жару, а также перечить родителям в чем бы то ни было не полагалось. Это вызвало возмущение при дворе и в церкви. И это понимали все, в том числе и святая испанская церковь.
Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса.
Этой чести удостаивались лучшие художники того времени. После смерти герцогини Каэтаны, в 1802 году, Карл IV приказал Альба продать картину (вместе с другими принадлежавшими им полотнами) своему фавориту и премьер-министру Мануэлю Годою. Конечно же, Веласкесу очень хотелось попробовать сделать нечто подобное и самому.
Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.
Наряду с композициями на религиозные темы («Поклонение пастухов»), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение. Конечно же, ее тут же арестовали. Такое, вот, несоответствие. Воскресный звон колоколов застал донью Хуану в постели. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения.
Так что когда весной 1618 года отец объявил Хуане о грядущем замужестве с Диего Веласкесом, который годом раньше получил звание живописца, право брать заказы и самостоятельно обучать учеников, она лишь покорно кивнула. «Венера перед зеркалом» — это единственная сохранившаяся обнаженная Венера Диего Веласкеса. Вот таким образом картина занимает уникальное место в его наследии.
или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. «Венера с зеркалом» – единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). Сказать по правде, никакой охоты перечить отцу у нее и не было. За свое ужасное действие, абсолютное, видимо истеричной и обделенной мужским вниманием особой (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу. ), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы. Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. Веласкесова Венера -изящна и тонка, грациозна и оболь-стительна. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса.
Непрерывные балы, охоты, церемонии, празднества Интриги и интрижки, тайны и пороки истовость веры и страшные грехи «Мертвящая среда», по точному определению замечательного советского искусствоведа В. Н. Лазарева, в которой удавалось сохранить себя, свою душу очень немногим. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. Любовник изображен, лежащим в кустах.
bodegon – трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки. Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку. Это неясное лицо в зеркале — словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера» — прежде всего портрет тела, влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Художник переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 века. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альба, той самой Каэтане, которую так любил другой великий испанский художник – Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру – «Обнаженную маху». Но юный Купидон не способен скрыть живой плоти, живой неги, живой страсти и красоты линий этого чувственного изящного тела.
В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало. Балансируя между «да» и «нет» телесной чувственности и высокой духовности, Веласкес смог создать некую классическую формулу в духе чисто испанской национальной ментальности, в которой, с одной стороны, было множество запретов, а с другой — брала свое непреодолимая страстность южной натуры. Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. Вызнать у итальянцев все их тайны, понять, как удается им с такой правдивостью переносить на свои полотна саму жизнь Он никогда не смог бы разгадать этой загадки изучая лишь статуи во дворцах или рисуя женские фигуры по чужим картинам и гравюрам, как того требовала испанская инквизиция. Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство.
После смерти Адониса на месте капель его крови выросли розы, а из слез Венеры – анемоны (изящные травянистые растения). В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, — сюжет философско-поучительный. По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса.
Это — общественная собственность. Но юный Купидон не мог скрыть красоту и страстность живой плоти. Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится». Когда же фортуна отвернулась от этого гордого красавца и его изгнали из страны, конфисковав все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Морритт.
Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. Жертвами ярых суфражисток были картины, рисунки, скульптуры, украшавшие лучшие музеи страны, соборные витражи. Тем более что оно стало первой в длинном ряду атак на сокровища Англии. Нашлись люди, которые утверждали, что «Венера с зеркалом» вовсе не является созданием Веласкеса, а просто позднейшей подделкой и призывали публику не поддаваться на обман.
Утверждать, что до этой встречи он был безупречно верен жене, Диего, конечно, не станет. «Венера перед зеркалом» — единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). Более того, точно не известно и время создания полотна.
Пораженная стрелой Купидона, Венера безумно влюбилась в прекрасного юношу. На картине Венера показана со своим сыном Купидоном, который держит зеркало для нее, чтобы посмотреть, как на себя, так и на зрителя. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Зеркало в богато украшенной раме перед нею держит амур.
Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно. И среди них – великий испанский художник Диего Веласкес. И все это из-за каких-то там прав женщин.
А картина была полностью реставрирована и возвращена в галерею, где находится и по сей день. Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение. Когда-то «Венерой» Веласкеса восхищались только самые близкие друзья маркиза де Эличе, допущенные в его спальные покои.
По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. В доме маркиза работа висела вместе с венецианской картиной XVI века изображавшей обнаженную нимфу. На фрейлину она не обращает внимания. Отражение лица женщины смутное, размытое, да и лицо выглядит не так, как его ожидаем увидеть.
Первое упоминание о картине появилось в 1651 году – в описи коллекции маркиза дель Карпио. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение.
Образ же Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. В произведениях Джорджоне («Юдифь», «Три философа», «Гроза», «Спящая Венера») поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Основной период творческой деятельности Джорджоне приходится на первое десятилетие XVI века. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором.
Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале. Так и случилось: король пожаловал ему звание королевского обергофмаршала дворца. Среди почитателей таланта Тициана имена крупнейших живописцев разных эпох и стран – это и Рубенс (1577-1640) и Ван-Дейк (1599-1641) и Рембрандт (1606-1669) и Веласкес и Дали (1904-1989), французские импрессионисты, многие русские художники XIX века. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату.
Веласкес был главным ассенизатором дворца. Конечно же, ее тут же арестовали. Однако обучение здесь не продлилось долго и уже через год молодой Диего Веласкес продолжал обучение у другого мастера живописи Франсиско Пачеко (1576-1656). Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток.
Венера Веласкеса, скорее, воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции ее фигуры далеки от античной «правильности». Явно переживая творческий, а возможно и личный кризис (во всяком случае, жену в Италию он с собой не взял), в 1648 году с разрешения короля Веласкес отправился в Рим. Ей и другим суфражисткам не простили и то, что покушение на «Венеру» стало первым в ряду атак на сокровища Англии. Долгое время считали «Венеру с зеркалом» второй картиной, уцелевшей от огня.
На картине барышня изображена откинувшись назад. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного церковью. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку.
Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. 6 августа 1660 года художника не стало. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альбе, той самой, которую так любил другой великий испанский художник — Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру — «Обнаженную маху». В тени на заднем плане сидит на скамейке обманутый муж и раскачивает качели. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности.
Большую часть времени своего путешествия Веласкес провел в Риме, где создал несколько портретов – в том числе известнейший портрет папы Иннокентия X (1574-1655). Им приходилось бороться с клеветой, с обвинениями в корыстных целях и даже мошенничестве.
У Веласкеса же зритель в первую очередь натыкается на отсутствие лица. И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Опубликование подробного реестра этого приданого, находившегося в архивах дома Альбы и позволило со всей достоверностью определить происхождение «Венеры с зеркалом». Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня.
Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. Вельможи уговорили Маргариту принять короля, но девушка в последний момент испугалась и во всем призналась настоятельнице. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера. Это проявляется в контрастной структуре полотна, в постоянном сопоставлении неподвижности позы и внутренней динамики прихотливого контура тела, замкнутости плавного эллипсоида всей фигуры и охватывающих ее драпировок и психологического прорыва за его границы, холода темно-синих и белых тканей и страстного горения красного занавеса.
Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Однажды, когда художника спросили, зачем ему столько, он ответил, что это его помощники, почти подмастерья. Ей удалось нанести семь ударов. Название полотна отсылает нас к творчеству Тициана, который впервые ввел этот сюжет в искусство (статьи о Тициане в 3/06 и Джорджоне в 8/06).
Живой, теплый цвет тела богини становится в картине главным организующим началом. В 1651 году управляющий маркиза Гаспара де Эличе дель Каприо занес в каталог коллекции своего хозяина следующую запись: «Полотно изображающее обнаженную женщину, лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». Нет ничего вечного. Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника.
По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью. Подобно тому, как отраженное в зеркале лицо богини разделено тенью на светлую и темную части, так и ягодицы Венеры огранены иллюзорно вещественными изображениями белого и черного цветов. Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического. Духовные стражи Испании прислушивались к любому известию о нарушении святых догматов. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены (1470-1531) и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света.
статью «Менины»). Она знала пророчество, что Адонис будет убит на охоте и пыталась предотвратить это несчастье, но Адонис был непреклонен в своем намерении идти на охоту, где его и убил вепрь (дикая свинья). Она, может быть, менее возвышенно благородна, чем «Венера» Джорджоне, но этой ценой достигается более непосредственная жизненность образа. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Насчёт зеркала выдвигаются разные теории.
В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный. Так им не позволялось изображать голое тело. Статьи о происшедшем в Национальной галерее появились на первых полосах газет и журналисты тут же прозвали Мэри Ричардсон по аналогии с легендарным убийцей Джеком-Потрошителем Мэри-Потрошительницей. Впоследствии он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя.
Именно тут мы и разим врага». На самом деле считают, что у испанского мастера живописи было много портретов с изображениями женских тел, однако дошла до нас только «Венера».
Очень может быть, что именно эта неизвестная нам итальянка и позировала Веласкесу для его Венеры. Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». В «Венере» и так оказалось сильно влияние Великого инквизитора Торквемады – женщина повернута спиной к зрителю и целомудренно скрывает свое тело от обращенных взглядов зрителей. Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел».
Создавая «Венеру с зеркалом», Веласкес безусловно вдохновлялся прославленными «Венерами» Тициана, творчество которого было блестяще представлено в королевских собраниях. 6 августа 1660 года художника не стало. В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. скажи ей, чтобы помогла мне.
Именно тут мы и разим врага». Лицо ее видно лишь в зеркале. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера.
Именно о поисках цельности напоминает разобщенность фигуры и изображения лица в зеркале на картине Веласкеса. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. А еще были «Пряхи», таящие в себе множество смыслов, лежащих гораздо глубже, чем просто изображение гобеленной мануфактуры, как полагали ранее, — тут и спор о цивилизации и естественности, о духовном и материальном, об аристократии и народе, об искусстве и ремесле Как будто он предвидел, что власть все равно укажет ему на его место.
Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой. Мысль о замужестве и о том, что отныне они с Диего будут спать в одной постели, скорее волновала, чем пугала Хуану. Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического.
Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. К этому же периоду, по-видимому, относится шедевр Веласкеса «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела. Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает. И действительно, есть свидетельства того, что у него в Италии была возлюбленная и более того, она, уже после его отъезда в Испанию, родила ему сына, на содержание которого Веласкес потом отправлял деньги.
Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», — гласит испанская пословица. Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса.
Все было подчинено вере. В центре композиции «Счастливые возможности качелей» девушка в розовом платье. И тогда та решила отомстить королю — когда монарх пришел в «комнату свиданий», он увидел там гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Все – суета сует. В 1914 г. на картину было совершено нападение – поборница прав женщин Мэри Ричардсон изрубила холст тяпкой, он долгое время находился на реставрации. В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Тяга к искусству, живописи стали очевидны и отец Веласкеса определил Диего в мастерскую известного художника Ф. Эрреры (1576-1656).
В 1914 году с картиной приключилось несчастье. Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило обрести бессмертие. Впоследствии, он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя. Так им не позволялось изображать голое тело. Возникает еще один аспект толкования полотна – миф и реальность в свете категорий времени и вечности.
В светлых местах краски наложены густо и пастозно. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры.
В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. В этом лабиринте относительных пространств возможен и еще один смысловой вариант. Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году).
До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние – «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Если принять зеркало за метафору изображения и изобразительного искусства, что является общепринятым со времен Ренессанса (изображение как зеркало реальности), само полотно оказывается по отношению к нам в позиции зеркала, то есть мира идеальных сущностей. В конце концов нужная сумма, 45 ООО фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции.
Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной. От зрителя многое что скрыто, в том числе и лицо богини. Совсем иная интрига возникает в картине Веласкеса. Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII. Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев.
Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Таким мы видим его и на картине Веласкеса. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», — говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария.
Они обмениваются лукавыми взглядами. Сад окрашен в зелено-голубой цвет и выглядит немного неестественно. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать дам (разумеется, в образах мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки можно было писать с натуры, а все остальное — по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например Дюрера.
Они зеркальны относительно друг друга и по своей форме тождественны. Нет ничего вечного.
Они всегда его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. Мифологическая картина Веласкеса известна и под другим названием – «Венера Рокебю». А в картине «Венера с зеркалом» нет ни намека на христианское благочестие, аскетизм и фанатическое исступление. «На старости лет. художнике заговорили мадридские вельможи, а вскоре могущественный царедворец герцог де Оливарес, тоже выходец из Севильи, уговорил своего патрона Филиппа IV позволить Веласкесу написать его портрет.
Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. В «Венере Урбинской» находит свое яркое выражение утверждение радости бытия. Прошло время, ствол дерева расщепился и родился Адонис. – Я суфражистка, борец за права женщин. В этом случае возможно истолкование картины в духе высказывания апостола Павла, который утверждал, что мы видим идеальное и абсолютное «гадательно», будто во тьме тусклого зеркала (латинское «speculum in aenigmati» — зеркало гадательное, темное, неясное).
Но на этом превратности веласкесовой Венеры не закончились. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Вместо распятия донья Хуана видела перед собою лишь вчерашнюю картину. В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы. Именно так он написал свою знаменитую «Венеру с зеркалом»: полностью обнаженную женщину. Этот прекрасно образованный, увлеченный искусством и историей эсквайр (именно он впервые доказал, что Троя – не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город и именно его труды стали основополагающими для Шлимана) сразу понял всю ценность полотна Веласкеса.
Красота и жизнь — мимолетны. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. зачем ему столько, он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья. Ее лицо можно увидеть только в зеркале, но оно изображено неясно, расплывчато. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»). И в такой удушающей атмосфере рождается удивительная, обнаженная, прекрасная веласкесова Венера. Моррит, друг Вальтера Скотта.
К тому же, она абсолютно не похожа ни на что, вышедшее из под руки художника. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный. Господь всемогущий, она едва не проспала службу.
Марфа. Недаром долгие годы картина хранилась в спальне дона Гаспара и тайна «Венеры», дабы не принести несчастья ее автору и обладателю, оберегалась свято. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Когда фортуна отвернулась от этого гордого красавца, когда его изгнали из страны и конфисковали все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов (ныне эта сумма эквивалентна 25 000 фунтам стерлингов) известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Моррит.
Движение качелей подчеркнуто легкими тенями. По другой теории, зеркало являет собой разграничитель между миром реальным (отражение) и миром фантазий (красота). Так им не позволялось изображать голое тело.
До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние — «Венеру с зеркалом» Веласкеса. «Чувствуется, – как говорил один выдающийся исследователь испанского искусства, – что она родилась для андалузских танцев и что танцует она не только ногами, но и всем телом». «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. – Я суфражистка, борец за права женщин. Впрочем, для короля Филиппа это и в самом деле были трудные времена. Ей удалось нанести семь ударов.
Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение. но еще и горда. Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII. То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокебю-Парк — в Англии его так и называют — «Венера Рокебю». Конечно, Веласкес принял это предложение. Ряд исследователей указывают на то, что исходным образцом специфической веретенообразной позы Венеры стала скульптурная фигура античного Гермафордита, ныне хранящаяся в Лувре.
То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими. В 1656 году он написал знаменитых «Менин», сценку из жизни королевской четы инфанты Маргариты и ее подружек, где изобразил и себя, в первый и последний раз, — конечно же у мольберта, с кистью в руке. Для нее любить — значит не сдаваться, а побеждать.
Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. «Веласкес дает нам представление о людях его времени» – писал Пабло Пикассо. Он наблюдает за полетом ее развевающегося платья, за обнаженными ножками.
«Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. 6августа 1660 года художника не стало.
(Кстати именно о поисках цельности напоминает разобщенность фигуры и изображения лица в зеркале на картине Веласкеса. ) Но не только смысловой антитезой привлек Веласкеса этот эллинистический образ, а своей непостижимой таинственностью: лежащая фигура так скручена, что ни с одной точки зрения невозможно явственно прочесть ее тайну. Настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами религиозными. Кроме того.
В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало. Красота обретает на этой картине материнское, животворящее начало. Образ Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. К тому же существует еще и реальность зрителя, которая приобретает странный смысл. Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»). Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале.
Нежно-розовое платье качающейся на качелях девушки ярко выделяется на фоне старого сада изображенного слегка «размытым».
То было высшим признанием его таланта. Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного Церковью. Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон.
При этом отражение в зеркале механически воспроизводит то, что находится перед ним и само по себе не очень интересно зрителю, так как мало что может дополнить к уже увиденному. Светлый лоб, спокойно изогнутые брови, мягко опущенные веки и прекрасный строгий рот создают образ прозрачной чистоты. Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток.
Не случайно она погружена в безмятежный сон. В тот период Веласкес переживал личный кризис — жену в Италию он с собой не взял. Все было подчинено вере.
Все — суета сует. В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел». Рассказывали, что папа, увидев свой портрет кисти Веласкеса, воскликнул: «Слишком похож. » Веласкес всегда жил довольно замкнуто, но трудно себе представить, что пылкий испанец мог провести эти почти три года без любви. Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией художеств в 1890 году, когда почва была уже подготовлена трудами известных ученых, установивших подлинное значение этого произведения.
Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. Но полотно было полностью отреставрировано и возвращено в галерею, где находится и по сей день.