Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Ее высокий лоб кажется ему лбом провидицы, а по-детски трогательное выражение лица и глаза излучающие надежду, вызывают трепет умиления». Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).
Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви.
И в этом нет ничего странного, ведь художник был адептом неоплатонизма, который гласит, что Бог воплощается в земной красоте – как духовной, так и телесной. Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Был он, что называется, не от мира сего. И это напоминает поединок за новорожденную. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой.
Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех.
1 ВЕНЕРА. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода.
Это также было и насущной задачей неоплатоников. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли.
Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Она много лет украшала его виллу Кастелло.
Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли.
Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. Влечет Зефир влюбленный раковину к брегу. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор.
Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты.
Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). В мифе события разворачивались стремительно. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо.
Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии.
Вазари пишет, что на картине изображена рождающаяся Венера с ветрами и ветерками, помогающими ей ступить на землю вместе с амурами. Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему Рождение Венеры хорошо сохранилось. Их кумиром был древнегреческий философ Платон.
Паломники много недель шли туда пешком и каждый в доказательство того, что он проделал столь долгий путь, подбирал на берегу и уносил с собой двустворчатую морскую раковину. На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты.
Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино.
У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Прекрасная статуя – вот слова, которые приходят на ум при взгляде на недвижную фигуру богини и которые осознанно адресовал своим зрителям художник. Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому.
Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Италия.
Художник также добавлял минимальное количество жира к пигментам, чтобы холст долгое время оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами.
В Рождении Венеры нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Весна (или Ора) в «Рождении Венеры», возможно, символизирует це-ломудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, — чувственную, плотскую.
Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Лента в волосах — традиционный символ девственности, согласно Овидию (43 г. до н. э. — 18 г. н. э. ), «скромности знак». И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний.
Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. И Боттичелли донес до нас священную память о ней.
«Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Самая знаменитая картина Боттичелли связана с сюжетом о рождении богини любви из морской пены и называется «Рождение Венеры». Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера.
«Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Варнавы работы Боттичелли). И все же это так.
Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры». Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Картина написана через четыре года после «Аллегории Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены времен года. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера).
Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Венера достигает берега в раковине (любимая форма художников Итальянского Возрождения), которую подгоняют по морю зефиры. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры).
Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Самым прекрасным творением оказалась Афродита. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция.
В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Боттичелли разделял идеи флорентийских неоплатоников, ратовавших за синтез античной мудрости и христианской морали. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Верил в озарения и не заботился о богатстве.
Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины.
Их можно разбить на независимые группы. Что же. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Ветер и нимфа, хоть полотно и неподвижно, все-таки полны движения, а вот Венера, напротив, спокойна и несколько безучастна.
Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. Умер Боттичелли в безвестности. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати.
Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Боттичелли с легкостью отходит от классических канонов и создает нечто большее, чем безупречная красота, – пленительное, зыбкое, томительное очарование, которое невозможно передать словами. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия (232-304 «О пещере нимф»), означает «душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир» (сравн.
Золотая ассистка, сплошь покрывающая картину (она не видна на репродукциях), символизирует лучи Божественного света. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера).
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Галерея Уффици. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи.
Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Она не стоит, а парит.
Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов.
Картина «Рождение Венеры» написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) «художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет». Это утверждение — оправдание женской наготы. Но это правда.
Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Здесь опять неточность, как и в описании Примаверы. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью. Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно.
Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного». Рождение Венеры в древности было граничит с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.
Вот таким образом она изображена обнаженной — согласно греческой иконографии «Афродиты Анадиомены». Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры».
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Возрождение. Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:В пене воздушной пригнало ее дуновеньеЗефира Влажною силой своей. И Оры в златых диадемах, Радостно встретив богиню, нетленнойодели одеждой. Очевидно также, как и в связи с картиной «Аллегория Весны» использование «Стансов» А. Полициано (1454—1494), поэта при дворе Медичи во Флоренции:Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды проплыла средь пенных вод, Создание иного небосклона, Лицом, с людьми несходная, встает В прелестной позе, глядя оживленно, В ней девственница юная.
Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп.
Как полагают искусствоведы, моделью для образа Венеры послужила Симонетта Веспуччи – первая флорентийская красавица, возлюбленная младшего брата Лоренцо Медичи, Джулиано. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Потасовка между двумя сторонами была настолько бурной, что прекрасная женщина оказалась без рук.
17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию.
Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 548 дней. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — свободой движения). Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций.
В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом.
Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Дерево, темпера. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет.
Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Надо думать, Вазари ее не видел иначе, как объяснить, что он спутал две картины.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, символизировавшая гуманизм, милосердие и любовь и чья красота вела смертных на небеса. Согласно философии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником типа «Venus Pudica». Сандро родился в семье кожевника.
Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. «Спящая Венера»), что, как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения). А как же ему не изменять, когда, согласно мифологии, одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Картина иллюстрирует миф рождения Венеры.
И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком.
Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. В образе Венеры, как и в других женских персонажах, художника преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки (спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции). Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение).
Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». По преданию, там похоронен святой Иаков Старший (казненный в Иерусалиме в 44 г. ). Его дыхание наполняет ветер цветами. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу».
Богиня возникла из морской пены. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Не построил своего дома, не свил семьи.
Согласно трактовке Э. Панофского, в картине «Аллегория Весны» Боттичелли воплотил образ «Венеры Природной» («Venus Genetrix» или «Venus Humanitas» — в определении М. Фичино), а «Рождение Венеры» представляет собой «Явление Венеры Небесной» как дочери Урана (Неба). В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века. ). Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку.
Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими. А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 548 дней.
Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби.
С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.
Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам. Каждая деталь этого произведения подобна музыке.
Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.
Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует». На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций.
В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. 203 x 314 см.
То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере.
Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Как вышла из воды, ты видеть мог, Она, рукой придерживая правойСвои власы, другой — прикрыв сосок, У ног святых ее цветы и травы Покрыли свежей зеленью песок. В произведении Флавия Филострата «Картины» (III в. н. э. ) упоминается, что «внешний вид Афродиты полон стыдливости».
Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). ТАМ В белом Оры берегом идут, Им ветер треплет волосы златые. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна».
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. В детстве работал в ювелирной мастерской, которая принадлежала одному из его старших братьев. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды.
Флоренция. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем.
Ассисткой прописаны волосы Венеры и Оры, узоры одежд, морские волны и травы на берегу. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Это раковина морского гребешка, которую называют еще "раковиной святого Иакова". Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Сюжет одной из самых знаменитых картин Сандро Боттичелли связан с мифом о рождении богини любви из морской пены. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор.