«венера с зеркалом» (исп. La Venus del espejo)— картина испанского художника Диего Веласкеса изображающая полулежащую обнажённую Венеру. Картина Диего Веласкеса Венера с зеркалом: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» при жизни художника не была популярна.
«венера с зеркалом» – без сомнения, одно из лучших творений Диего Веласкеса.
В те годы о ее существовании знали немногие, но когда в 1906 году наследникам Джона Морритта понадобились деньги и они решили ее продать, о картине заговорила вся Британия. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. А почему в мастерской находится инфанта. Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре. Ей и другим суфражисткам не простили и то, что покушение на «Венеру» стало первым в ряду атак на сокровища Англии. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами.
Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного церковью. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»). Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес.
Суфражистка Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры). Смотреть на свое лицо можно было, лишь дабы постигнуть замысел Творца — вот что требовала католическая мораль. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Она лежит на покрытом в сине-белых тонах шелковом покрывале и, облокотившись на правую руку, с удовольствием смотрит в зеркало. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором.
Моррит, друг Вальтера Скотта. Но юный Купидон не мог скрыть красоту и страстность живой плоти. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел». За свое ужасное действие, абсолютное, видимо истеричной и обделенной мужским вниманием особой (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу. ), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы.
В тот период Веласкес переживал личный кризис — жену в Италию он с собой не взял. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. Ей удалось нанести семь ударов.
Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало. Все, провожавшие Веласкеса в последний путь, отметили, что никто из рыцарей Сант-Яго на похороны не пришел, хотя, по обычаю, орден всегда отдавал почести своим почившим рыцарям. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде.
Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). Великий испанский писатель Сервантес и столь же великие драматурги Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина, художник Франсиско Сурбаран — все эти выдающиеся люди, оставившие след в мировой культуре, были современниками Веласкеса, а некоторые — его близкими друзьями.
И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие.
Этой чести удостаивались лучшие художники того времени. Все было подчинено вере. Когда фортуна отвернулась от этого гордого красавца, когда его изгнали из страны и конфисковали все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов (ныне эта сумма эквивалентна 25 000 фунтам стерлингов) известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Моррит.
Образ же Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно. Все было подчинено вере.
Зеркало в богато украшенной раме перед нею держит амур. Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила еще, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это». «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю.
Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало. 10 марта 1914 года в зал, где висела картина, вошла довольно невзрачная девушка, ничем не выделявшаяся из толпы обычных посетителей музея.
Нет ничего вечного. Когда-то «Венерой» Веласкеса восхищались только самые близкие друзья маркиза де Эличе, допущенные в его спальные покои. Когда же она вышла замуж за одного из герцогов Альба, шедевр Веласкеса стал достоянием дома Альба.
Именно тут мы и разим врага». Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера.
Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»). Конечно, Веласкес принял это предложение.
Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать дам (разумеется, в образах мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки можно было писать с натуры, а все остальное — по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например Дюрера. Такое, вот, несоответствие. Если фламандские итальянские и немецкие Венеры бесстыдно обращены лицом к зрителю и принадлежат всем, безоглядно даря свою красоту, то эта коварная искусительница повернулась к зрителю спиной – никто ей в общем-то не нужен, у нее своя собственная жизнь. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
В те годы о существовании полотна знали немногие, но, когда в 1906 году наследникам Джона Морритта понадобились деньги и они решили его продать, о картине заговорила вся Британия. После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби». Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной.
Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. но еще и горда. И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Служителям Господа удалось заполучить не только невероятные богатства, но и огромную власть.
Явно переживая творческий, а возможно и личный кризис (во всяком случае, жену в Италию он с собой не взял), в 1648 году с разрешения короля Веласкес отправился в Рим. К сожалению, точной даты, когда полотно было написано, уточнить до сих пор не удалось.
И наконец, слева работает у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный художник испанского монарха и один из первых художников Европы. Именно тут мы и разим врага». Так им не позволялось изображать голое тело. Размер картины 122 x 177 см, холст, масло.
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией художеств в 1890 году, когда почва была уже подготовлена трудами известных ученых, установивших подлинное значение этого произведения. Конечно же, ее тут же арестовали. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Недаром долгие годы картина хранилась в спальне дона Гаспара и тайна «Венеры», дабы не принести несчастья ее автору и обладателю, оберегалась свято.
«Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Опубликование подробного реестра этого приданого, находившегося в архивах дома Альбы и позволило со всей достоверностью определить происхождение «Венеры с зеркалом». То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими. Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII.
Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Марфа. По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью. Мастерская художника находилась в королевских апартаментах и там было установлено кресло для его величества. Таким мы видим его и на картине Веласкеса.
Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Разумеется, нет. Духовные стражи Испании прислушивались к любому известию о нарушении святых догматов. скажи ей, чтобы помогла мне. Примечательно, что крылышки у амура как бы надеты – через плечи у него видны синие ленты, к которым и крепится конструкция с перьями.
Нашлись люди, которые утверждали, что «Венера с зеркалом» вовсе не является созданием Веласкеса, а просто позднейшей подделкой и призывали публику не поддаваться на обман. Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко. Насчёт зеркала выдвигаются разные теории. Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. А что он держит в руках.
И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает. Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой. Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. Так и случилось: король пожаловал ему звание королевского обергофмаршала дворца. А в картине «Венера с зеркалом» нет ни намека на христианское благочестие, аскетизм и фанатическое исступление.
Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими. Конечно же, ее тут же арестовали.
Вроде бы зеркало, да, точно зеркало. Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. В его мастерской было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. Мифологическая картина Веласкеса известна и под другим названием — «Венера Рокебю».
В «Венере» и так оказалось сильно влияние Великого инквизитора Торквемады – женщина повернута спиной к зрителю и целомудренно скрывает свое тело от обращенных взглядов зрителей. Ее лицо можно увидеть только в зеркале, но оно изображено неясно, расплывчато. В конце концов нужная сумма, 45 ООО фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы.
Это — общественная собственность. В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел». Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. Это – общественная собственность. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария.
Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. В его задачу, кроме знакомства с достижениями итальянских коллег, входила покупка произведений искусства для королевской коллекции.
Доносы были делом привычным, а потому над всеми испанцами висела страшная угроза — оказаться перед святым трибуналом, ведь у любого могли оказаться тайные недоброжелатели. И тогда та решила отомстить королю — когда монарх пришел в «комнату свиданий», он увидел там гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. В миссию художника (по поручению короля Филиппа IV) входило приобретение произведений искусства для коллекции Эскориала.
До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние – «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение. То было высшим признанием его таланта.
Необычна композиция картины. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. – Я суфражистка, борец за права женщин. Тем более что оно стало первой в длинном ряду атак на сокровища Англии. Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Что мы видим на картине.
Видимо, ради того, что осуществить замысел и написать «Венеру с зеркалом» (La Venus del espejo), Веласкесу пришлось покинуть родину и уехать в Италию. Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного Церковью. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Мазок у художника не есть одинаковое движение кисти, безотносительное к форме, цвету и фактуре предметов. Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение.
Ей удалось нанести семь ударов. Красота и жизнь мимолетны. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни.
Рассказывали, что папа, увидев свой портрет кисти Веласкеса, воскликнул: «Слишком похож. » Веласкес всегда жил довольно замкнуто, но трудно себе представить, что пылкий испанец мог провести эти почти три года без любви. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, — сюжет философско-поучительный. Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. К этому же периоду, по-видимому, относится шедевр Веласкеса «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела.
Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку. На самом деле считают, что у испанского мастера живописи было много портретов с изображениями женских тел, однако дошла до нас только «Венера».
В его имении Рокби-холл, затерянном на севере Англии, шедевр Веласкеса снова оказался на многие десятки лет скрытым от глаз широкой публики и почти забытым. Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон. Этот прекрасно образованный, увлеченный искусством и историей эсквайр (именно он впервые доказал, что Троя – не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город и именно его труды стали основополагающими для Шлимана) сразу понял всю ценность полотна Веласкеса. На их фоне придворные наделялись чувством собственного превосходства. На картине изображён и сам художник Диего Веласкес. Диего Веласкес скончался на 62-м году жизни и был похоронен в церкви Иоанна Крестителя в Мадриде, позже там же была похоронена и его жена. Они зеркальны относительно друг друга и по своей форме тождественны.
Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокебю-Парк — в Англии его так и называют — «Венера Рокебю». Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Картина Диего Веласкеса«Венера с зеркалом» написана в 1664 году.
Настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами религиозными. Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
Непрерывные балы, охоты, церемонии, празднества Интриги и интрижки, тайны и пороки истовость веры и страшные грехи «Мертвящая среда», по точному определению замечательного советского искусствоведа В. Н. Лазарева, в которой удавалось сохранить себя, свою душу очень немногим. Так им не позволялось изображать голое тело. Итак, время действия – 1656 год. На всеобщее обозрение она была представлена в Англии, куда была привезена лишь в XIX веке.
Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альба, той самой Каэтане, которую так любил другой великий испанский художник – Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру – «Обнаженную маху». «Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок».
Однажды, когда художника спросили. Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического. 6августа 1660 года художника не стало. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа.
По другой теории, зеркало являет собой разграничитель между миром реальным (отражение) и миром фантазий (красота). С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. После смерти герцогини Каэтаны, в 1802 году, Карл IV приказал Альба продать картину (вместе с другими принадлежавшими им полотнами) своему фавориту и премьер-министру Мануэлю Годою.
В центре стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая только что вошла в комнату со своей свитой. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку. «На старости лет.
Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. И все это из-за каких-то там прав женщин.
Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. Им приходилось бороться с клеветой, с обвинениями в корыстных целях и даже мошенничестве. 6 августа 1660 года художника не стало. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев.
В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. В 1656 году он написал знаменитых «Менин», сценку из жизни королевской четы инфанты Маргариты и ее подружек, где изобразил и себя, в первый и последний раз, — конечно же у мольберта, с кистью в руке. Картина испанского художника Диего Веласкеса «Венера с зеркалом». В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет. Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. Ложе, устланное черным и белым атласом, на котором смело расположилась женщина.
По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы. Долгое время считали «Венеру с зеркалом» второй картиной, уцелевшей от огня. Но не только смысловой антитезой привлек Веласкеса этот эллинистический образ, а своей непостижимой таинственностью: лежащая фигура так скручена, что ни с одной точки зрения невозможно явственно прочесть ее тайну. Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале. На фрейлину она не обращает внимания.
Они всегда его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. Создавая «Венеру с зеркалом», Веласкес безусловно вдохновлялся прославленными «Венерами» Тициана, творчество которого было блестяще представлено в королевских собраниях. Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. На полотне изображена молодая богиня любви. зачем ему столько, он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья.
Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Вождь и идеолог суфражизма Эммелин Панкхёрст заявляла: «Мы не проливаем кровь, как террористы-мужчины. Коварные вельможи уговорили Маргариту принять короля, но девушка в последний момент испугалась и во всем призналась настоятельнице.
На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Место действия – старый королевский дворец Алькасар, в котором Веласкесу отвели просторное помещение под мастерскую. Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
В зеркале изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания. Веласкес был главным ассенизатором дворца. И среди них – великий испанский художник Диего Веласкес. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить.
Кроме того. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», — гласит испанская пословица. Бывают предложения, от которых — даже если хочешь — отказаться не посмеешь Удивительное дело — между Филиппом, всесильным королем огромной империи и Веласкесом, молодым художником, отнюдь не отличавшимся высокородностью и богатством, сложились довольно дружеские отношения.
И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая, тёмно-красная драпировка на заднем плане. Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение. В 1914 г. на картину было совершено нападение – поборница прав женщин Мэри Ричардсон изрубила холст тяпкой, он долгое время находился на реставрации.
Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Веласкесова Венера -изящна и тонка, грациозна и оболь-стительна.
Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. Но на этом превратности веласкесовой Венеры не закончились. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь.
Балы, охоты, церемонии, празднества и даже страшные грехи на фоне истовости веры тоже были рутиной А в то же время Испания в XVII столетии переживала свой Золотой век — и в литературе и в театре и в живописи. Лицо ее видно лишь в зеркале.
В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альбе, той самой, которую так любил другой великий испанский художник — Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру — «Обнаженную маху». Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). 6 августа 1660 года художника не стало. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный. В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана).
Более того, точно не известно и время создания полотна. Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. «Чувствуется, – как говорил один выдающийся исследователь испанского искусства, – что она родилась для андалузских танцев и что танцует она не только ногами, но и всем телом».
«Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. – Я суфражистка, борец за права женщин. Когда же фортуна отвернулась от этого гордого красавца и его изгнали из страны, конфисковав все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Морритт. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. Может быть потому, что художник с целью некоего сарказма или иронии изобразил в зеркале богини красоты Венеры одутловатое лицо уже немолодой женщины. Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII.
«Венера с зеркалом» – единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», — говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. Многообразны приемы техники Веласкеса. Однако отражение в нем какое-то странное, лицо там не такое уже и молодое, явно старше тела. История искусства периода барокко.
И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Так им не позволялось изображать голое тело. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный.
С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. Венера Веласкеса, скорее, воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции ее фигуры далеки от античной «правильности». До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние — «Венеру с зеркалом» Веласкеса.
А еще были «Пряхи», таящие в себе множество смыслов, лежащих гораздо глубже, чем просто изображение гобеленной мануфактуры, как полагали ранее, — тут и спор о цивилизации и естественности, о духовном и материальном, об аристократии и народе, об искусстве и ремесле Как будто он предвидел, что власть все равно укажет ему на его место. Для нее любить — значит не сдаваться, а побеждать.
Однако позднее удалось установить, что, хотя и написанная, по-видимому, в то же самое время, она не входила в данную серию, а принадлежала дону Гаспаро де Харо герцогу Оливаресу, дочь которого Каталина, выйдя замуж за герцога Альбу, принесла ее с собой в приданое. Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится».
Конечно же, Веласкесу очень хотелось попробовать сделать нечто подобное и самому. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. Первое упоминание о картине появилось в 1651 году – в описи коллекции маркиза дель Карпио.
«Веласкес дает нам представление о людях его времени» – писал Пабло Пикассо. Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. В 1914 году с картиной приключилось несчастье.
Это вызвало возмущение при дворе и в церкви. Все – суета сует. В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея. На это указывает отражение в зеркале. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится».
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь.
В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Это неясное лицо в зеркале — словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера» — прежде всего портрет тела, влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Ему 57 лет.