Картина Франсуа Буше «Рождение Венеры», 1740 год, находится в Национальном музее, Стокгольм. Известная картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» является шедевром эпохи возрождения. В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) Кустодиев продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе. Картина «Русская Венера», по единодушному мнению критиков, стала одним из лучших достижений русского портретного искусства.
Веселые и темпераментные испанцы, умеющие ценить буйство плоти, называют женщину изображенную на картине, «новой Венерой». Похожие картины можно встретить у Джорджоне («Спящая Венера») и Тициана («Венера Урбинская»). Картина «Рождение Венеры» написана по древнегреческим преданиям о Венере и Зевсе. Вне сомнения, «Рождение Венеры» – одна из самых знаменитых и любимых всеми картин.
«рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. К сожалению, большинство картин Сандро Боттичелли погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы, но «Рождение Венеры» чудом уцелела и сейчас она украшает зал картинной галереи Уффици во Флоренции. Картина Бориса Кустодиева Русская Венера: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. А. с. пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова установила авторство полотна Венера и Адонис – картина принадлежит кисти Тициана.
Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем.
Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия. Перед нами именно Венера. Изначально образ Афродиты не подразумевал ни красоты, ни любви. Рождение богини Афродиты (Венеры), было необычным: оно случилось, когда Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу.
Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Например, Тициан представляет богиню как свою современницу на полотнах «Венера и Амур», «Венера перед зеркалом», «Венера и Амур с органистом», «Венера с собакой и органистом». Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Галерея Уффици.
Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а капель крови (вариант— крови в сочетании семенем), упавших в море— богиня Афродита. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов.
В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом.
Она спит, а сон – это состояние, когда человек наиболее близок к Богу, способен к чистому созерцанию собственного внутреннего мира и высшего начала. Этот сюжет часто изображали художники. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых.
Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 550 дней. Ее воспроизводили в камне и живописи бессчетное количество раз – ни одна женщина в мире не удостаивалась подобной чести.
Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Еще один оригинальный вариант трактовки образа Венеры есть у Бориса Кустодиева на картине «Русская Венера». После завершения учебы в духовной семинарии в 1896 году Борис поступил в петербургскую Академию художеств. Дерево, темпера. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана).
17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Первыми ее обнаружили океанические нимфы. 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры».
Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Но это не мешает вечно юной Афродите покорять сердца. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными.
Боттичелли с печалью оглядывался на античность – эпоху великого начала европейской культуры, когда единство представлялось естественным состоянием всего сущего. Мореплаватель Дюмон Дюрвилль, увидев ее в крестьянском сарае, рассказал о шедевре французскому послу маркизу де Ривьеру, тот немедленно снарядил в Грецию судно во главе со своим секретарем Марцеллюсом, с тем чтобы статую доставили ко двору Людовика XVIII. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам.
Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Всем известна статуя Венеры Милосской, которая до сих пор будоражит мужские умы. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. В полном соответствии с названием, они обратились к искусству дорафаэлевского времени – средневековому и раннеренессансному.
Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор.
Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. Что же. 1 ВЕНЕРА. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали.
«Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Потасовка между двумя сторонами была настолько бурной, что прекрасная женщина оказалась без рук. Но это правда.
Она много лет украшала его виллу Кастелло. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти.
Фигуры на его картонах не наделены конкретной массой и объемом и расположены в узкой перспективе. На Средиземноморье – из морской, а в России – из банной пены. Реализм не для Боттичелли, что понятно из позы и фигуры Венеры, он предпочитает гуманизм и декоративную эстетику из византийских традиций.
Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Но самое известная работа художника «Венера Урбинская», которая оказала значительное влияние на многих живописцев. Художнику не удалось избавить свою Венеру от холодности мрамора. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Умер Боттичелли в безвестности. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Такова богиня на его картине «Венера Вертикордия». Из мифов древней Греции считается, что Венера была дочерью Юпитера и Дионы, богини влаги по мнению других – родилась из морской пены. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна».
Тем не менее, остаётся весьма вероятным, что эта картина Боттичелли была заказана для какой-то загородной резиденции. Именно рядом с ней Боттичелли хотел быть похороненным, что и было исполнено спустя 34 года после смерти Симонетты. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы.
Картина изображает рождение небесной Венеры из пены моря или таинство явления в мир Красоты. Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком.
Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Сандро родился в семье кожевника. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Ее игриво развеваемые ветром вокруг лица волосам Боттичелли искусно придал особенный блеск тонкими золотыми штрихами.
Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии».
Венера вступает в земную жизнь обнаженной, только пряди ее волос развеваются на ветру, при этом она непорочная и чистая. Художники заключают в образ Венеры своих жен, любовниц иногда заказчиц. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.
Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Возрождение.
Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Видимо, сказались впечатления художнической юности Кустодиева, когда он копировал в музеях Франции, Испании и Италии старых мастеров. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи.
Италия. В 1869 году Альберт Мура представил свою «Венеру» в Королевской Академии. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция.
Вообще, Венера в эпоху Возрождения – это зрелая, прекрасная, гармоничная именно такой изобразил ее Джорджоне на картине «Спящая Венера». Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда.
Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение).
Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. К тому же она считалась прародительницей жизни. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли.
Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн.
И все же это так. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи.
Флоренция. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Ветры и ора захвачены движением, они преданно служат богине, но и энергия ветров и порыв оры – все растворяется, гасится в совершенном покое, окутывающем Венеру.
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Не случайно художник изображает героиню картины «Русская Венера» в бане: здесь столь естественна ее красота и неприхотливая деревенская обстановка подчеркивает значимость самого образа. На картине изображено предрассветное утро, слабые волны нарушают морской покой, на берегу с правой стороны шелестят апельсиновые деревья. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати.
Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены.
Нельзя игнорировать наличие на полотне Купидона со стрелами в руке и тот факт, что после трагической смерти Джорджоне в 1510 году над картиной работали Тициан и еще какой-то неизвестный мастер. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Мыльные пузыри на лавке, клубы пара оправдывают название картины. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини.
А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Варнавы работы Боттичелли). Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов.
Ведь она родилась из пены. Когда воспитание Венеры было завершено, морские нимфы решили, что пришло время представить ее богам и подняли ее на поверхность моря, где тритоньи, океаниды и нереиды окружили богиню, громко восхищаясь ее красотой и предлагали жемчужины и отборные кораллы, чтобы она могла себя ими украсить. Потом они уложили ее на большую волну и вверили заботам Зефира, нежного южного ветра, который и отнес ее на остров Кипр. Эта любовь окончилась трагически: юная Симонетта угасла от чахотки, а через два года, точно в день ее смерти, заговорщиками был убит Джулиано. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Их пышные тела предназначены для создания сильной и крепкой многодетной семьи.
Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Ора, спешащая прикрыть наготу богини, олицетворяет романтическую, целомудренную сторону любви, сплетающиеся в объятии ветры – чувственную. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры».
И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. В ней нет ни загадочности, ни роковой красоты. Значительно отличаются от других мастеров Ренессанса картины Сандро Боттичелли. Среди Венер эпохи Возрождения выделяется «Венера» Лукаса Кранаха Старшего, она абсолютно не похожа на своих итальянских «подруг».
Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы.
Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу».
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Тот оскопил отца серпом. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо.
– его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты».
Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Боттичелли был одним из них, приглашен наряду с Перуджино, Гирландайо, Козимо Росселли, Лукой Синьорелли. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей.
Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.
Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Боттичелли изображает фигуру с изящно покатыми плечами, маленькой головкой на великолепной длинной шее и вытянутыми пропорциями тела и певучими, плавными очертаниями форм. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций.
У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. 203 x 314 см.
Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 550 дней. Но со временем Венера стала богиней плотской любви. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи — двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции.
На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода.