Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Облик томной Венеры с полными чувственными губами и распущенными волосами утверждает неизбежность любви и страсти.
В то же время в числе егопостоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженецкатолической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). О ранних годах жизни Кранаха известно немного: происхождение его имени граничит с Кронахом, его родиной.
И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. Искусствоведы продолжают спорить. По поручению курфюрста, в 1509 г., ездил в Нидерланды и написалтам портрет молодого принца Карла, впоследствии императора Карла V. Принималгорячее участие в реформационном движении, бичуя в своих картинах и гравюрахзлоупотребления папства и распространяя портреты своих друзей, Лютера иМеланхтона. Портреты Кранаха, по своей простоте и наивнойнепосредственности, занимают первое место. Множатся картины на античные сюжеты.
Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. Heller, L. Cranachs Leben undWerke (Бамберг, 1821) Schuchardt, L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke (Лпц., 1851-1871, 3 т. ) Warnecke, Lucas Cr. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии.
Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: Богоматерь (Собор святого Якова, Инсбрук) Распятие Христа (Старая пинакотека, Мюнхен) Покаяние святого Иеронима (Музей истории искусства, Вена) Мадонна с младенцем под яблоней (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Мадонна в винограднике (ГМИИ им. В середине XIX века ее перевезли в Таврический дворец.
Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины набиблейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера иАмур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Можно много спорить о том, где заканчивается Кранах и начинаются работы его учеников. Кроме Босха, алтарь «Страшный суд» которого он копировал, огромное впечатление на него произвели Гертген тот Синт-Янс и Хуго ван дер Гус.
1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности кработам подобного рода. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил.
Одновременно в этой картине начинает проявляться еще один важный для Кранаха сюжет — тема именуемая немецким словом Weibermacht, «власть женщин над мужчинами» мы еще увидим развитие этого сюжета. А затем перемешанный со Средневековьем немецкий Ренессанс закончится и уступит место маньеризму, переходящему, в свою очередь, вбарокко с его бесконечным vanitas и memento mori. Так, в 1508 году Кранах отправился для выполнения какой-то деликатной миссии в Мехелен (Нидерланды).
Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха виноградная лоза означает «истинную Церковь Христову», которую персонифицирует Богоматерь изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Основатель династии —Лукас Кранах Старший (1472 — 1553), придворный художник саксонских курфюрстов, от одного из патронов, Фридриха III Мудрого, получивший семейный герб, крылатую змейку с рубиновым кольцом в пасти. Это «Христос с грешницей» из Музея изящных искусств Будапешта, над которым трудился старший Кранах с мастерской (либо — под вопросом — с сыном Гансом) и две доски из Готы с историей Юдифь (с такой же «вопросительной» расстановкой сил в авторстве). В других картинах Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи.
Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Виттенберг был университетским городом. Впоследствии скульптурная богиня прославила их остров, в честь которого и получила второе имя. А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи). Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг. имеют переходный характер. Фридрих Мудрый даровал Кранаху разрешение на монопольную продажу лекарств в Виттенберге, художник имел лицензии на продажу вин, несколько раз избирался членом городского совета Виттенберга.
Согласно легенде, она живёт неподалёку от города Вартбурга, в пещере огненной горы Герзельбург, которую вот таким образом называют ещё «Венусберг». Портреты работы Кранаха, большого и малогоразмера, распространены во многих коллекциях. И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла.
Однако некоторые историки находят сходство с красавицей леди Гамильтон, по той простой причине, что она нередко позировала в откровенных позах самому Рейнольдсу. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе. Лукас Кранах Младший (15151586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. К тому же мы привезли так называемые «гостевые шедевры» — картины из музеев Берлина, Праги, Будапешта и Мадрида, которые по тем или иным причинам откололись от основного собрания замка Фриденштайн. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты.
Всеми силами гони купидоново сладострастие. В течение ста лет полотно «Венера и Амур» не считалось творением талантливейшего немецкого художника эпохи Возрождения. Важные перемены произошли с началом следующего десятилетия, когда Лукас Кранах Младший начал постепенно отказываться от создания реплик отцовских картин. Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг.
Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). 1)Лукас Кранах Старший, знаменитый художник и гравер, род. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Табличка «Лукас Кранах Старший и мастерская» – обычное дело.
В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж). В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. Гравюры этого периода: главным образом, всевозможные сцены турниров, происходивших при дворе курфюрста, большие листы на библейские и мифологические темы, «Книга святынь» — своеобразный каталог из 119 гравюрных листов с изображениями реликвий, хранимых Фридрихом Саксонским в Виттенбергской церкви. Будучи одним из самых зажиточных горожан Виттенберга, он неоднократно избирался бургомистром этого городка в Саксонии. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Книдяне рискнули и не ошиблись.
Любовь к справедливости привели его истинного рыцаря, на сторону Лютера. Серебряный век» (1530 ГМИИ им. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Нужно немало усилий специалистов, чтобы установить точное авторство. Франциска» и «Покаяние Св.
Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Который в 1517-м включился в санкционированную папой Львом X продажу индульгенций (как раз раскритикованную Лютером в 95 тезисах) — в том числе ради своей выгоды.
Есть даже версия, что написал её Ганс Кранах, рано умерший сын Кранаха Старшего, после смерти которого тот почти отошёл от дел, предоставив мастерскую второму сыну и подмастерьям. Скромные черты этого сильного и мужественного человека выдают искреннее благочестие.
Зимой 1521/22 Лютер тайно провел несколько дней в Виттенберге, предупредив письмом о своем приезде только Лукаса Кранаха, который и стал крестным отцом его первенца. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Виттенберг был университетским городом. Равнымобразом, он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1519 г. и 1537г.
В ставление ста лет понимание «Венера и Амур» не низвергнулось расширением талантливейшего целлюлозного подзамчера лолитки Возрождения. Шёнер»). Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. После нидерландского путешествия Кранах пишет очень много: несколько алтарей, портреты изображения Мадонны с Младенцем Христом, много раз затем повторенные и им самим и художниками его мастерской и подражателями по всей Германии («Мадонна с яблоком», Эрмитаж).
Для высокопоставленных заказчиков Кранах начинает писать кабинетные картинки, где особенно ярко проступает его живописное мастерство. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг.
Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Олоферн, увидев прекрасную Юдифь, сразу же воспылал любовью к ней и пригласил к столу. А. С. В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж). Амур развязывает пояс Венеры – полотно Джошуа Рейнольдса 1788 года. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время.
и вскоре переросло в теснуюдружбу. Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Впервые возникает образ языческой богини, выполненной обнажённой в полный рост.
Трудное колористическое построение. Иакова, в Иннсбруке) Богоматерь с виноградной лозой (вмюнхенской пинакот. ) Белая Мадонна (в кенигсбергском соборе)Богоматерь под яблоней и Богоматерь в винограднике (обев Имп. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Жил он как вполне состоятельный человек и все же был, видимо, вполне независим от прихотей и капризов своих господ — он был самым богатым жителем города (владел аптекой, книжной лавкой и типографией), знатным бюргером, занимавшим высокие посты в городском управлении, дважды избирался бургомистром.
За деловую хватку Кранаха уважали все бюргеры Виттенберга — он состоял в городском совете и несколько раз был избран бургомистром. Год спустя художник скончался в Веймаре.
Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге. Картина «Венера и Амур» была создана вскоре после того, как художник вернулся из Нидерландов. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых -- «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» -- быстро разошелся по Германии. Брызнула кровь и голова Олоферна оказалась в ее руках.
Так, мы знаем, что художник начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Напротив того, многочисленны гравюры на дереве исполненные в его мастерской. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада.
На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Он был одним из первых европейских граверов, начавших создаватьцветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давалачерный рисунок, другая — цветной фон.
Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). К официальным и пышным портретам относятся парадные свадебные изображения саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катерины Мекленбургской (1514, Картинная галерея, Дрезден). Творческий путь Кранаха был сложным и противоречивым. Его руке принадлежат также пропагандистские гравюры, направленные против папства и католического духовенства.
Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. Эрмитажу повезло — «Венера и Амур» принадлежат ему. На заднем плане – ложа курфюрста. Всего 48 картин и около 50 графических работ.
Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади.
Известен как замечательный мастер портретногожанра. С Кранахами, впрочем, дело обстоит лучше. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ.
Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Для них он написал портреты.
Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Ее не хотели приобретать жители окрестных островов. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера.
Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Будто желая оправдать себя, он помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю. К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой».
А. С. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 15221523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. Картина из собрания ГМИИ им. Надпись наверху переводится как «Гони от себя Купидоново сладострастие или иначе твоей душой овладеет Венера», придумана она, вероятно, гуманистом Конрадом Цельтисом.
Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Интерес к античным сюжетам у Кранаха возник благодаря дружбе с профессурой Виттенбергского университета — того самого, куда Шекспир отправил учиться Гамлета. «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера», — гласят золотые буквы, выведенные на чёрном фоне картины.
Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х годов Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. Дружба Кранаха с М. Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Это было первое изображение обнажённой богини. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.
И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. «Венера и Амур» — перваяиз многочисленных работ Кранаха на распространенную в Германии XVI века тему. А. С. Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531 Фонд замка Фриденштайн, Гота). В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное.
До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра. Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» – большая, сложная, многофигурная композиция. Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского. Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки.
Об этом можно говорить долго, а схематически описывать, честно говоря, довольно сложно. Через пару лет папа Климент IX преподнес ее в дар Петру Первому. Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха. И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре святой Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Возможно, поначалу он учился у своего отца, второстепенного художника.
Ставшая быстро популярной гравюра Кранаха «Адам и Ева» (1509) выдает руку прекрасного и виртуозного рисовальщика, увлеченного построением пропорций и механикой человеческих жестов, не смущенного, однако итальянскими новшествами: в фигурах нет классической красоты античных статуй, весомости формы. Особое место в позднем творчестве Кранаха занимает «Охота на оленей» (Музей истории искусств, Вена). Все это в двух словах объяснить трудно — лучше прийти на выставку. В дальнейшемименно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женскихперсонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»).
И все же прославился он прежде всего как художник, замечательный портретист и величайших мастер гармоничного синтеза человеческих фигур и пейзажа. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре Св. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Кранах Старший немало преуспел в карьере. Не уступая в этой картине лучшим нидерландским образцам в тонкости лессировочного письма именно благодаря его прозрачности, художник достигает в инкарнате благородного «свечения» цвета изнутри.
Трудное колористическое построение. У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. В этом смысле он вполне современен. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Именно в честь него она и получила впоследствии второе имя.
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Творец впервые явил строгому обществу откровенность любви. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. В подтверждении чувств изображен и маленький Амурчик, натягивающий тетиву, что более чем красноречиво говорит о том, что от его метких стрел никому не уйти.
В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Но главное, Кранах создал необычайно индивидуальный, легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов.
Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Один из искусствоведов историков творчества Лукаса Кранаха, задается вопросом, как могла использоваться такого рода картина и где она могла находиться и приходит к выводу, что она должна была быть в помещении «еще более укромном, чем спальня». У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Лукас Кранах Старший (14721553) – реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения.
Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть» изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). Картина «Венера и Амур» стала экспериментальной для Кранаха, так как до этого художник никогда не изображал обнаженные тела в натуральную величину. Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов). Они долго беседовали, пировали.
Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Linden, Lucas Cr. Известно, что у художника было еще три дочери. К официальным и пышным портретам относятся парадные свадебные изображения саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катерины Мекленбургской (1514, Картинная галерея, Дрезден). Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи.
Фридрих Мудрый, с каждым годом все более ценивший Кранаха, в 1508 послал его, очевидно, для выполнения какой-то дипломатической миссии в Нидерланды, в город Мехелен (Малин), где в то время находился император Священной Римской империи Максимилиан I. Известно, что в Мехелене Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, будущего императора Карла V. Знакомство с Нидерландами — страной великого искусства — оставило глубокий след в его творчестве: в ряде картин Кранаха, в композиции, в типах лиц героев, присутствуют нидерландские черты. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (Доктор Иоганн Куспиниан, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур Иоганнес Шенер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствииполучившего прозвище «Великодушного».
Иероним», «Стигматизация св. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Известность к Кранаху приходит в 1505 году, когда его пригласили в Саксонию, где он в течение 45 лет работал при дворе Фридриха Мудрого. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа».
Вместе с тем это — один из лучших видов природы в европейском искусстве. Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге. Картина «Адам и Ева. Однако сам Дюрер изображал так лишь Еву, а не античное божество.
Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг. Пока в Виттенбергском университете царит вольнодумство, Мартин Лютер твёрдо намерен покончить с мракобесием, охватившим Церковь и перевести Библию на немецкий язык, чтобы священный текст снова могли понимать простые смертные. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Это было немыслимо для протестантов севера. Кранах здесь — мастер тончайших градаций формы, каллиграфии контурной линии.
Однако вскоре, уже в 1510-е годы, видимо исчерпав интерес к технике гравюры и ее возможностям, он охладевает к ней. (В поздний его период, признанный исследователями скорее кризисным, разделить руку Кранаха и продукцию подмастерьев становится совсем уж трудно). Известно также, что, согласно обычаю тех времён, юный Кранах совершил необходимое для начинающего мастера путешествие по Германии и, по мнению многих исследователей, некоторое время пребывал в Нюрнберге – главном художественном центре региона, городе, где жил и творил его ровесник, на тот момент уже довольно известный благодаря циклу гравюр Апокалипсис, художник Альбрехт Дюрер (1471-1528).
В конце 40-ых годов между саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великолепным (сыном Фридриха Мудрого) и императором Карлом V внезапно портятся отношения, а после разгрома войск протестантов в битве при Мюльберге (1547) курфюрст в качестве военнопленного переправляется в Аугсбург. Фронтальное изображение обнаженной женщины, конечно, должно было шокировать современников. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» -- сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников -- с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской.
Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V).
Объяснение такой популярности, скорее всего, лежит в плоскости выбора темы вечной любви. Гравюра существует в двух вариантах: черно-белом и цветном. Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно.
С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры и музейные кураторы. Продолжатель дела отца —Лукас КранахМладший (1515–1586). Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа.
Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. Легкая прозрачная ткань больше подчеркивает, чем прикрывает ее греховную наготу.
Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Охват тем огромный. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен.
Впервые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественногравюрами. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. Единственным живописным произведениемэтого периода стал «Алтарь Св. Франциска» и «Покаяние Св.
Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии.