Франциска» и «Покаяние Св. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. В течение ста лет полотно «Венера и Амур» не считалось творением талантливейшего немецкого художника эпохи Возрождения. В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж). Картина «Венера и Амур» стала экспериментальной для Кранаха, так как до этого художник никогда не изображал обнаженные тела в натуральную величину.
Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. Она куда древнее, чем бог-правитель Зевс, это хранительница жизни.
Согласно легенде, она живёт неподалёку от города Вартбурга, в пещере огненной горы Герзельбург, которую вот таким образом называют ещё «Венусберг». После нидерландского путешествия Кранах пишет очень много: несколько алтарей, портреты изображения Мадонны с Младенцем Христом, много раз затем повторенные и им самим и художниками его мастерской и подражателями по всей Германии («Мадонна с яблоком», Эрмитаж). Камея «Афродита с орлом» — подлинный шедевр резчика Сострата, она может считаться образцом «живописи в камне».
И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной. Шёнер»). 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых -- «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» -- быстро разошелся по Германии. Такие статуэтки распространены по всей территории Евразии, от Байкала до Пиренеев.
Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: Богоматерь (Собор святого Якова, Инсбрук) Распятие Христа (Старая пинакотека, Мюнхен) Покаяние святого Иеронима (Музей истории искусства, Вена) Мадонна с младенцем под яблоней (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Мадонна в винограднике (ГМИИ им. Табличка «Лукас Кранах Старший и мастерская» – обычное дело. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное.
Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины набиблейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера иАмур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Возможно, поначалу он учился у своего отца, второстепенного художника. Виттенберг был университетским городом. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи.
Фронтальное изображение обнаженной женщины, конечно, должно было шокировать современников. Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно. На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (Доктор Иоганн Куспиниан, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур Иоганнес Шенер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). И весь его визуальный язык, который сегодня может показаться неискушённому взгляду сухим и средневековым, был для Германии XVI века настоящей пощёчиной общественному вкусу. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером.
И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Однако сам Дюрер изображал так лишь Еву, а не античное божество.
Известен как замечательный мастер портретногожанра. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. Становится не принято показывать грешную плоть обнажённой. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре святой Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Одновременно в этой картине начинает проявляться еще один важный для Кранаха сюжет — тема именуемая немецким словом Weibermacht, «власть женщин над мужчинами» мы еще увидим развитие этого сюжета.
Иероним», «Стигматизация св. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг.
Иакова, в Иннсбруке) Богоматерь с виноградной лозой (вмюнхенской пинакот. ) Белая Мадонна (в кенигсбергском соборе)Богоматерь под яблоней и Богоматерь в винограднике (обев Имп. Все это в двух словах объяснить трудно — лучше прийти на выставку. Гравюры этого периода: главным образом, всевозможные сцены турниров, происходивших при дворе курфюрста, большие листы на библейские и мифологические темы, «Книга святынь» — своеобразный каталог из 119 гравюрных листов с изображениями реликвий, хранимых Фридрихом Саксонским в Виттенбергской церкви. К тому же мы привезли так называемые «гостевые шедевры» — картины из музеев Берлина, Праги, Будапешта и Мадрида, которые по тем или иным причинам откололись от основного собрания замка Фриденштайн. Всеми силами гони купидоново сладострастие. Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности кработам подобного рода.
Картина была одним из наиболее популярных и наиболее часто копировавшихся произведений Рейнольдса, как при его жизни, так и позднее. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни. Это «Христос с грешницей» из Музея изящных искусств Будапешта, над которым трудился старший Кранах с мастерской (либо — под вопросом — с сыном Гансом) и две доски из Готы с историей Юдифь (с такой же «вопросительной» расстановкой сил в авторстве).
Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Эрмитажу повезло — «Венера и Амур» принадлежат ему. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге. Перед ним стоит, подняв голову в поцелуе, обнимающая его Афродита.
Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Надпись наверху переводится как «Гони от себя Купидоново сладострастие или иначе твоей душой овладеет Венера», придумана она, вероятно, гуманистом Конрадом Цельтисом. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг.
Есть даже версия, что написал её Ганс Кранах, рано умерший сын Кранаха Старшего, после смерти которого тот почти отошёл от дел, предоставив мастерскую второму сыну и подмастерьям. В конце 40-ых годов между саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великолепным (сыном Фридриха Мудрого) и императором Карлом V внезапно портятся отношения, а после разгрома войск протестантов в битве при Мюльберге (1547) курфюрст в качестве военнопленного переправляется в Аугсбург. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Портреты Кранаха, по своей простоте и наивнойнепосредственности, занимают первое место. Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха. Картина «Венера и Амур» была создана вскоре после того, как художник вернулся из Нидерландов. Такая нравоучительная надпись делает сюжет дозволительным, но это не отменяет радикализма изображения Венеры.
К официальным и пышным портретам относятся парадные свадебные изображения саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катерины Мекленбургской (1514, Картинная галерея, Дрезден). И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Не уступая в этой картине лучшим нидерландским образцам в тонкости лессировочного письма именно благодаря его прозрачности, художник достигает в инкарнате благородного «свечения» цвета изнутри. Известность к Кранаху приходит в 1505 году, когда его пригласили в Саксонию, где он в течение 45 лет работал при дворе Фридриха Мудрого.
Эрмитаж обладает великолепным собранием терракот — статуэток из обожжённой глины. Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера.
Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создаватьцветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давалачерный рисунок, другая — цветной фон. Картина «Адам и Ева. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху.
В ставление ста лет понимание «Венера и Амур» не низвергнулось расширением талантливейшего целлюлозного подзамчера лолитки Возрождения. Древнегреческий скульптор возбудил своей статуей всеобщее удивление и, по легенде, даже удивление самой богини Афродиты, которая при виде её воскликнула: «Меня видели обнажённой Парис и Адонис, но где и когда мог меня видеть Пракситель. » Создание изображений обнажённой Афродиты стало одним из наиболее важных явлений в эллинистическом искусстве.
Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Ставшая быстро популярной гравюра Кранаха «Адам и Ева» (1509) выдает руку прекрасного и виртуозного рисовальщика, увлеченного построением пропорций и механикой человеческих жестов, не смущенного, однако итальянскими новшествами: в фигурах нет классической красоты античных статуй, весомости формы. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Вместе с тем это — один из лучших видов природы в европейском искусстве. Портреты работы Кранаха, большого и малогоразмера, распространены во многих коллекциях.
Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра.
Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского. Об этом можно говорить долго, а схематически описывать, честно говоря, довольно сложно. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Единственным живописным произведениемэтого периода стал «Алтарь Св. Легкая прозрачная ткань больше подчеркивает, чем прикрывает ее греховную наготу. Множатся картины на античные сюжеты.
Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Кроме Босха, алтарь «Страшный суд» которого он копировал, огромное впечатление на него произвели Гертген тот Синт-Янс и Хуго ван дер Гус. Забавный результат можно увидеть на выставке — эти карманного формата портреты напоминают карикатуры в духе художников с Арбата: все черты лица до смешного утрированы. Охват тем огромный.
Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года. В то же время в числе егопостоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженецкатолической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Нет достоверных сведений о том, кто послужил моделью для Венеры. Особое место в позднем творчестве Кранаха занимает «Охота на оленей» (Музей истории искусств, Вена). 1)Лукас Кранах Старший, знаменитый художник и гравер, род.
Который в 1517-м включился в санкционированную папой Львом X продажу индульгенций (как раз раскритикованную Лютером в 95 тезисах) — в том числе ради своей выгоды. Гравюра существует в двух вариантах: черно-белом и цветном. С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры и музейные кураторы. В дальнейшемименно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женскихперсонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»).
Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг. имеют переходный характер. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Можно много спорить о том, где заканчивается Кранах и начинаются работы его учеников. У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект. Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. В других картинах Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен.
Они долго беседовали, пировали. Скромные черты этого сильного и мужественного человека выдают искреннее благочестие. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада.
У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Так, в 1508 году Кранах отправился для выполнения какой-то деликатной миссии в Мехелен (Нидерланды).
Кранах здесь — мастер тончайших градаций формы, каллиграфии контурной линии. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Палеолитические «Венеры» — это обобщающее понятие для доисторических фигурок, рельефов и статуэток изображающих некий женский образ. А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи). А. С. В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж). Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской.
Напротив того, многочисленны гравюры на дереве исполненные в его мастерской. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное.
Linden, Lucas Cr. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. Виттенберг был университетским городом. Отвратительное приобретает у Кранаха самые разные формы — от обглоданной тушки на блюде в сцене пикника и отрезанной головы Олоферна до уродливых старческих тел в небольших сатирических картинках, посвящённых продажной любви. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Дружба Кранаха с М. Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516).
(В поздний его период, признанный исследователями скорее кризисным, разделить руку Кранаха и продукцию подмастерьев становится совсем уж трудно). В этом смысле он вполне современен. Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. Фридрих Мудрый, с каждым годом все более ценивший Кранаха, в 1508 послал его, очевидно, для выполнения какой-то дипломатической миссии в Нидерланды, в город Мехелен (Малин), где в то время находился император Священной Римской империи Максимилиан I. Известно, что в Мехелене Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, будущего императора Карла V. Знакомство с Нидерландами — страной великого искусства — оставило глубокий след в его творчестве: в ряде картин Кранаха, в композиции, в типах лиц героев, присутствуют нидерландские черты. «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера», — гласят золотые буквы, выведенные на чёрном фоне картины.
Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. Виттенбергский дух свободы позволяет ему откровенно изображать человеческое тело и касаться запретных тем. Трудное колористическое построение. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. «Венера и Амур» — перваяиз многочисленных работ Кранаха на распространенную в Германии XVI века тему. Но в первую очередь на себя обращают внимание бесы преисподней: так, уодного в животе морда с разверзшейся пастью, в которой расположен загадочный механизм, — такой образ мог бы послужить отличным материалом для постмодернистского детектива в стиле Дэна Брауна. и вскоре переросло в теснуюдружбу.
Heller, L. Cranachs Leben undWerke (Бамберг, 1821) Schuchardt, L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke (Лпц., 1851-1871, 3 т. ) Warnecke, Lucas Cr. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Олоферн, увидев прекрасную Юдифь, сразу же воспылал любовью к ней и пригласил к столу. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа».
Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Известно также, что, согласно обычаю тех времён, юный Кранах совершил необходимое для начинающего мастера путешествие по Германии и, по мнению многих исследователей, некоторое время пребывал в Нюрнберге – главном художественном центре региона, городе, где жил и творил его ровесник, на тот момент уже довольно известный благодаря циклу гравюр Апокалипсис, художник Альбрехт Дюрер (1471-1528). В данном случае эпиграмма гласит: «Всеми силами гони Купидоново сладострастие иначе твоей ослеплённой душой овладеет Венера». 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Любовь к справедливости привели его истинного рыцаря, на сторону Лютера. Трудное колористическое построение.
Нужно немало усилий специалистов, чтобы установить точное авторство. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Всю поверхность камня занимает фигура Зевесова орла, вырезанного в голубовато-сером слое.
Искусствоведы продолжают спорить. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Впервые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественногравюрами. Один из искусствоведов историков творчества Лукаса Кранаха, задается вопросом, как могла использоваться такого рода картина и где она могла находиться и приходит к выводу, что она должна была быть в помещении «еще более укромном, чем спальня».
Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» -- сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников -- с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. В чертах её лица, частично скрытых под рукой, что позволяет сохранить ей анонимность, так же как и в пластике фигуры можно при желании увидеть сходство со скандально прославившейся красавицей Эммой Харт (леди Гамильтон), охотно позировавшей Рейнольдсу и Джорджу Ромни в кокетливых и порой достаточно провокационных позах. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Афродита Книдская считается первой обнажённой греческой статуей богини известной по письменным источникам и копиям римского времени. Одновременно, кранаховская Венера — с удлиненными пропорциями обнаженного тела и маленькой головой, неподвижно застывшая на черном пустом фоне в напряженной позе, — напоминает и о готических статуях и об образах, созданных маньеристами.
В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Жил он как вполне состоятельный человек и все же был, видимо, вполне независим от прихотей и капризов своих господ — он был самым богатым жителем города (владел аптекой, книжной лавкой и типографией), знатным бюргером, занимавшим высокие посты в городском управлении, дважды избирался бургомистром. Творческий путь Кранаха был сложным и противоречивым. Равнымобразом, он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1519 г. и 1537г. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствииполучившего прозвище «Великодушного».
Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. С Кранахами, впрочем, дело обстоит лучше. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета.
Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Её хрупкая фигурка выполнена в белых и тёплых розоватых тонах. Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов).
К официальным и пышным портретам относятся парадные свадебные изображения саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катерины Мекленбургской (1514, Картинная галерея, Дрезден). Будто желая оправдать себя, он помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю.
Брызнула кровь и голова Олоферна оказалась в ее руках. Обнаженная Венера позирует перед зрителем, рукой удерживая маленького божка любви, готового выстрелить из лука в чье-то сердце. Обращаясь к героям античной мифологии, Рубенс обыгрывает популярный в искусстве Западной Европы со времён Ренессанса аллегорический мотив, олицетворяющий идею всемогущества любви. Всего 48 картин и около 50 графических работ. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного.