Еще долго в заднем зеркале сверкали белоснежной пилой Альпы. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. В Коголето твердые 15 тепла, цветет мимоза и мои нарциссы. Одновременно в этой картине начинает проявляться еще один важный для Кранаха сюжет — тема именуемая немецким словом Weibermacht, «власть женщин над мужчинами» мы еще увидим развитие этого сюжета. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре святой Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).
Так, в 1508 году Кранах отправился для выполнения какой-то деликатной миссии в Мехелен (Нидерланды). Любовь к справедливости привели его истинного рыцаря, на сторону Лютера.
(В поздний его период, признанный исследователями скорее кризисным, разделить руку Кранаха и продукцию подмастерьев становится совсем уж трудно). На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (Доктор Иоганн Куспиниан, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур Иоганнес Шенер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Идеи очищения веры, которые проповедовал профессор теологии Виттенбергского университета Мартин Лютер, привели к великому расколу христианской церкви. В этом смысле он вполне современен. Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов). С Кранахами, впрочем, дело обстоит лучше. Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра.
Скромные черты этого сильного и мужественного человека выдают искреннее благочестие. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести.
Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Linden, Lucas Cr. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное.
В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Нет живописи Дюрера, Гольбейна Младшего, Матиаса Грюневальда, Альбрехта Альтдорфера — этот список можно продолжать долго. Впрочем, недаром там же был и университет, в котором те же ученые мужи могли предаваться диспутам об античных богах в том числе.
В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Особое место в позднем творчестве Кранаха занимает «Охота на оленей» (Музей истории искусств, Вена). Брызнула кровь и голова Олоферна оказалась в ее руках. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии.
Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг. имеют переходный характер. В течение ста лет полотно «Венера и Амур» не считалось творением талантливейшего немецкого художника эпохи Возрождения. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной.
Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Виттенберг был университетским городом. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Гравюры этого периода: главным образом, всевозможные сцены турниров, происходивших при дворе курфюрста, большие листы на библейские и мифологические темы, «Книга святынь» — своеобразный каталог из 119 гравюрных листов с изображениями реликвий, хранимых Фридрихом Саксонским в Виттенбергской церкви. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение.
В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера», — гласят золотые буквы, выведенные на чёрном фоне картины. Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно.
Но главное, Кранах создал необычайно индивидуальный, легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. Табличка «Лукас Кранах Старший и мастерская» – обычное дело. Кранах здесь — мастер тончайших градаций формы, каллиграфии контурной линии.
Там поселились его анемичные немки. В конце 40-ых годов между саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великолепным (сыном Фридриха Мудрого) и императором Карлом V внезапно портятся отношения, а после разгрома войск протестантов в битве при Мюльберге (1547) курфюрст в качестве военнопленного переправляется в Аугсбург. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Впервые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественногравюрами. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак.
Картина «Венера и Амур» была создана вскоре после того, как художник вернулся из Нидерландов. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Иакова, в Иннсбруке) Богоматерь с виноградной лозой (вмюнхенской пинакот. ) Белая Мадонна (в кенигсбергском соборе)Богоматерь под яблоней и Богоматерь в винограднике (обев Имп. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствииполучившего прозвище «Великодушного». Известен как замечательный мастер портретногожанра.
Кранахом совсем недавно любовалась в Ваймаре. Вместе с тем простота позы, певучая линия контура, спокойное выражение лица лишает образ какой-либо чувственности и эротизма. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. Легкая прозрачная ткань больше подчеркивает, чем прикрывает ее греховную наготу.
Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Творческий путь Кранаха был сложным и противоречивым. Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. А. С. В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж).
В каждом музее есть. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. «Венера и Амур» — перваяиз многочисленных работ Кранаха на распространенную в Германии XVI века тему.
С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). На произведении искусства был обнаружен автограф немецкого мастера, которым он пользовался в начале своего творческого пути. Эрмитажу повезло — «Венера и Амур» принадлежат ему. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Шёнер»). Всего 48 картин и около 50 графических работ.
Именно она дала свою внешность типичному облику кранаховской женщины— высокая блондинка, с миндалевидными глазами, острым подбородком, вытянутыми очертаниями тела. Аппенины тоже в снегу. Единственным живописным произведениемэтого периода стал «Алтарь Св. 1530, Вена, Музей истории искусства).
Иероним», «Стигматизация св. Нужно немало усилий специалистов, чтобы установить точное авторство. Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. Они долго беседовали, пировали. Напишу отдельным постом, чтобы не забыть, так как очень любопытно.
Франциска» и «Покаяние Св. Который в 1517-м включился в санкционированную папой Львом X продажу индульгенций (как раз раскритикованную Лютером в 95 тезисах) — в том числе ради своей выгоды.
Впрочем, деньги католиков Кранаху нравились не меньше, чем идеи протестантов: он охотно брался за портреты кардинала Альбрехта Бранденбургского, наместника папы в Германии и идеологического врага Лютера. Дружба Кранаха с М. Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней.
И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла. У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием).
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Жил он как вполне состоятельный человек и все же был, видимо, вполне независим от прихотей и капризов своих господ — он был самым богатым жителем города (владел аптекой, книжной лавкой и типографией), знатным бюргером, занимавшим высокие посты в городском управлении, дважды избирался бургомистром. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Долго плелась за длинным грузовиком на подъеме к Монте Бьянко.
Heller, L. Cranachs Leben undWerke (Бамберг, 1821) Schuchardt, L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke (Лпц., 1851-1871, 3 т. ) Warnecke, Lucas Cr. Олоферн, увидев прекрасную Юдифь, сразу же воспылал любовью к ней и пригласил к столу. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен).
Все это в двух словах объяснить трудно — лучше прийти на выставку. В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Возможно, этому способствуют общие религиозные устремления— оба они поддерживают Реформацию и знакомы с Мартином Лютером. Гравюра существует в двух вариантах: черно-белом и цветном. Возможно, поначалу он учился у своего отца, второстепенного художника.
Фронтальное изображение обнаженной женщины, конечно, должно было шокировать современников. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Это «Христос с грешницей» из Музея изящных искусств Будапешта, над которым трудился старший Кранах с мастерской (либо — под вопросом — с сыном Гансом) и две доски из Готы с историей Юдифь (с такой же «вопросительной» расстановкой сил в авторстве). В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов.
Знакомство Кранаха с Лютером состоялось в начале 1520-х годов и вскоре переросло в тесную дружбу. и вскоре переросло в теснуюдружбу. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации.
И в Эрмитаже. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука.
Напротив того, многочисленны гравюры на дереве исполненные в его мастерской. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг.
Трудное колористическое построение. Вчера долго возвращалась на машине из Женевы. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа.
Можно много спорить о том, где заканчивается Кранах и начинаются работы его учеников. Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев.
Он был одним из первых европейских граверов, начавших создаватьцветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давалачерный рисунок, другая — цветной фон. В ставление ста лет понимание «Венера и Амур» не низвергнулось расширением талантливейшего целлюлозного подзамчера лолитки Возрождения. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника.
К тому же мы привезли так называемые «гостевые шедевры» — картины из музеев Берлина, Праги, Будапешта и Мадрида, которые по тем или иным причинам откололись от основного собрания замка Фриденштайн. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Выскочила из тоннеля в яркое солнце и сверкающий снег.
На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Один из искусствоведов историков творчества Лукаса Кранаха, задается вопросом, как могла использоваться такого рода картина и где она могла находиться и приходит к выводу, что она должна была быть в помещении «еще более укромном, чем спальня». В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии.
Фридрих Мудрый, с каждым годом все более ценивший Кранаха, в 1508 послал его, очевидно, для выполнения какой-то дипломатической миссии в Нидерланды, в город Мехелен (Малин), где в то время находился император Священной Римской империи Максимилиан I. Известно, что в Мехелене Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, будущего императора Карла V. Знакомство с Нидерландами — страной великого искусства — оставило глубокий след в его творчестве: в ряде картин Кранаха, в композиции, в типах лиц героев, присутствуют нидерландские черты. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. После нидерландского путешествия Кранах пишет очень много: несколько алтарей, портреты изображения Мадонны с Младенцем Христом, много раз затем повторенные и им самим и художниками его мастерской и подражателями по всей Германии («Мадонна с яблоком», Эрмитаж).
Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Известно, что когда Иоганн Фридрих попал в плен к императору Карлу V, Кранах умолял императора о милостивом отношении к своему воспитаннику. А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи). В дальнейшемименно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женскихперсонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Болела голова и боролась со сном.
В других картинах Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи.
Охват тем огромный. Вместе с тем это — один из лучших видов природы в европейском искусстве. В то же время в числе егопостоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженецкатолической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).
Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Есть, к примеру, картина из Нижнего Новгорода: мы ее передали в местный музей в начале 1930-х годов. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. Кроме Босха, алтарь «Страшный суд» которого он копировал, огромное впечатление на него произвели Гертген тот Синт-Янс и Хуго ван дер Гус. С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры и музейные кураторы. Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг.
Портреты работы Кранаха, большого и малогоразмера, распространены во многих коллекциях. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Однако сам Дюрер изображал так лишь Еву, а не античное божество. Портреты Кранаха, по своей простоте и наивнойнепосредственности, занимают первое место.
Известно также, что, согласно обычаю тех времён, юный Кранах совершил необходимое для начинающего мастера путешествие по Германии и, по мнению многих исследователей, некоторое время пребывал в Нюрнберге – главном художественном центре региона, городе, где жил и творил его ровесник, на тот момент уже довольно известный благодаря циклу гравюр Апокалипсис, художник Альбрехт Дюрер (1471-1528). Об этом можно говорить долго, а схематически описывать, честно говоря, довольно сложно. Согласно легенде, она живёт неподалёку от города Вартбурга, в пещере огненной горы Герзельбург, которую вот таким образом называют ещё «Венусберг».
Грехопадение» входит в собрание Государственного Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене.
Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Равнымобразом, он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1519 г. и 1537г. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты).
Картина «Венера и Амур» стала экспериментальной для Кранаха, так как до этого художник никогда не изображал обнаженные тела в натуральную величину. Лене могла бы тут же ответить. Не уступая в этой картине лучшим нидерландским образцам в тонкости лессировочного письма именно благодаря его прозрачности, художник достигает в инкарнате благородного «свечения» цвета изнутри.
Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Однако в то же время в этих картинах, во всей цельности, во всей откровенности отразилась не только личная чувственность обоих художников, но и мечта о плотском грехе всего средневековья и когда вникнешь в эту мечту, то она начинает казаться менее странной и непонятной. Картина «Адам и Ева. 1)Лукас Кранах Старший, знаменитый художник и гравер, род.
Лишь страшная отрубленная голова в руках Юдифи указывает на то, что перед зрителем — образ библейской героини. Надпись наверху переводится как «Гони от себя Купидоново сладострастие или иначе твоей душой овладеет Венера», придумана она, вероятно, гуманистом Конрадом Цельтисом. Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности кработам подобного рода. К официальным и пышным портретам относятся парадные свадебные изображения саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катерины Мекленбургской (1514, Картинная галерея, Дрезден). Множатся картины на античные сюжеты. Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.
На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины набиблейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера иАмур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Этому способствовала и чрезвычайная загруженность художника заказами, вот таким образом многие произведения выполнялись по его эскизам учениками. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Однако это приносит и неожиданные результаты.
Ставшая быстро популярной гравюра Кранаха «Адам и Ева» (1509) выдает руку прекрасного и виртуозного рисовальщика, увлеченного построением пропорций и механикой человеческих жестов, не смущенного, однако итальянскими новшествами: в фигурах нет классической красоты античных статуй, весомости формы. Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: Богоматерь (Собор святого Якова, Инсбрук) Распятие Христа (Старая пинакотека, Мюнхен) Покаяние святого Иеронима (Музей истории искусства, Вена) Мадонна с младенцем под яблоней (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Мадонна в винограднике (ГМИИ им. Не умею вставлять картинки, чтобы показать 27 Венер, которых наплодил Лукас. Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно.