Для написания заказанных иконостасных образов — Христа, Богоматери и святых Кирилла и Афанасия — Врубель отправился в Венецию, где пробыл полгода. Приезжавший весной на пару недель в Венецию, гостивший у Врубеля Николай Иванович Мурашко сразу ее узнал. Солнечная картина, легкая, Венеция Врубеля вся прозрачная в золотисто-солнечном свете. Однажды случился праздник — встреча, личное знакомство с заехавшим в Венецию, заочно Михаилу Врубелю давно известным Дмитрием Ивановичем Менделеевым.
Там Михаил Врубель изучает фрески в венецианских соборах, дворцах, храмах Равенны, словно ищет в них то, что даст ему силу и вдохновение обрести самого себя. Купить картину или постер "Венеция", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Словно во избежание смущавшей Врубеля патетики его венецианская поездка началась прямо-таки анекдотом. Этот пейзаж Михаила Врубеля можно назвать одним из самых поэтичных образов Венеции, при чем не только в русском, но и в мировом искусстве.
Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Цветы часто фигурируют и в картинах мастера.
Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. От пола до потолка, в пять ярусов узловые звенья темы (воскресение мертвых, отделение праведных от грешных, образы ада, рая и т. д. ).
В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий. Мадонн, держащих на руках младенца или придерживающих дитя возле себя, Беллини написал великое множество им вообще создан тот тип композиции, который в следующем веке достигнет вершин у Рафаэля, Леонардо, а четыре столетия спустя — у Михаила Врубеля. Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. Он воплощение мрачной покорности судьбе в чудесном врубелевском рисунке тушью и акварелью и кажется, «Гайдук накуксился» не столько из-за спитого чая, как поясняет подпись, сколько от путешествия с непредсказуемым опекуном. Ну что. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии.
Названная «невыразимо печальной», она уходит от земли, как бы истаивая и прощаясь с миром тяжелой, четко обрисованной слезой. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». На следующее утро Усольцев увез Врубеля в Москву, в свой санаторий.
Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Но между современной живописностью станкового типа и монументальной светоцветописью Средневековья естественным посредником явилась Венеция – всемирный заповедник «колористической магии», также имеющей «византийские гены». В нем поднимался богоборческий бунт. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве.
В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. И Врубель уже понимал, за счет чего. Безумно жаль утраты. Вспомнить хотя бы петербургские вариации его «Гамлета». В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.
Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Это один из его несомненных шедевров.
На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Эта большая акварель поразительна. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903).
Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Часто художник изображал окружающие предметы и тогда возникали натюрморты: графин, стакан, простыня, платок и т. д. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Общечеловеческий опыт выделяет эти перлы творения как эстетические объекты, в которых сама природа выступает как бы художником, – объекты, обладающие, подобно рукотворным произведениям искусства, свойством «эстетической бесконечности».
Его тянуло на Украину. Воображение Врубеля абсолютно определенно было занято поисками парадоксального эффекта «темного сияния». На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Тогда же в Киеве произошло то, что можно назвать обретением или (что одно и то же) осознанием собственного метода.
Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Но косвенным родством перепутья Михаила Врубеля и Менделеева не ограничились. Они затопляют его, еще немного – и закроют совсем, останется голубая гладь, довременное водное пространство, в котором отразятся горы.
Впрочем, Врубеля и не пришлось уговаривать, так как Брюсов ему очень понравился. Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены. Он чрезвычайно сложен и многогранен. «На черной мгле я живопись творю», – как сказано у Бодлера. Не поверить, что когда-то это был главный в лагуне, процветающий торговый город. В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность.
Он противостоял современному «оптическому натурализму» и тяготел к противоположной системе светоцвета имевшей прецедент в средневековых монументальных техниках – мозаике и витраже. В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.
Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу. В эти годы он вновь писал демонов. Но при этом уязвленное самолюбие заставляло его подчас бросать обидные слова в лицо своим друзьям-художникам, которые прощали своего друга истолковывая его слова как причуды больного гения. Испытывал, что называется, насущный интерес. В Богоматери для кирилловского иконостаса воплотилось, можно сказать идеальное слияние двух душ и лик с чертами Праховой проникнут трепетом сердца Врубеля.
Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Теперь он воспринимал их на редкость сознательно. Все ее костюмы и грим он придумывал сам – став его женой, Забела ни разу не пользовалась услугами другого театрального художника. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Царевна-Лебедь – один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных художником. Репина занимался акварелью. Умел Врубель разговаривать с традицией.
«Избирательное сродство» росло день ото дня. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет.
Здесь первоосновной, зиждительный момент врубелевского искусства. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них».
«Был я в Торчелло, радостно шевельнулось сердце – родная, как есть, Византия. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Портретное сходство сохранилось и в самой иконе, но там оно приглушено более явно – в двух карандашных эскизах головы богоматери. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание.
Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Демон замер в позе ожидания и созерцания. (1906), необычайно выразительный. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи».
Круг жизни замыкался. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений.
Сама трактовка Врубелем канонических сюжетов резко противоречила православному иконографическому канону. Это чувствуется в портретах 1897 г. – К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова. Увезено было все что возможно, включая тесаный камень разобранных городских строений.
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Выражать цвет без цвета, одними градациями темного и светлого – эту проблему Врубель ставил перед собой сознательно, как показывает его гораздо более поздняя работа над Перламутровой раковиной. На уровне. Не позволила посторонним глазам жадно шарить по сокровенным строчкам. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Кроме того, шутил Прахов, Гайдук будет полезен, «чтобы Врубель не заскучал в Венеции от одиночества». Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых.
Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Чередование света и тени еще более усилило эту динамику. Она подлинно монументальна. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Иногда получались целые сцены – играющие в шахматы, беседующие. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию.
Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция». Предельная одухотворенность, запредельное одиночество. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос.
В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил хорошо зарекомендовавшего себя художника в Венецию. Примерно так и с академией — закиснешь, переучившись в ней. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Не уцелело ничего: ни его исповедей, ни ее ответов.
Перепад был слишком резким. Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков. По совету И. Е. В течение полувека не находилось художника, который бы хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова.
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. К началу следующего года он почти умирал. В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка. Отчетливая точка схода, где убеждения равнодушного к религии идеалиста в полном согласии с доктриной церковной византийской живописи.
Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует. Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый – все излюбленные цвета Врубеля – образуют здесь феерическое зрелище. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). Так, в пору работы над эскизами он сделал такое замечание в письме к сестре: «Надо тебе еще знать, что на фотографии яркое солнце удивительную дает иллюзию полночной луны». Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.
Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. Образ его смерти – и реквием и своеобразный гимн сопротивлению.
Он был призван А. В. Праховым историком искусств и археологом, руководившим в то время росписью Владимирского собора к деятельности в Киеве в качестве художника-монументалиста. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Столь же прекрасная и натуральная, как музицирующие подле трона Святой Девы ангелы с лютнями и скрипками.
И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Если не верится в уместность предложения рассматривать этот врубелевский образ в ряду мировых шедевров, оцените сами. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. Он учился чеканить, огранивать, как ювелир, эти зыбкие поверхности, прощупывал форму вплоть до малейших ее изгибов. Род. И, наконец, этот ангел оказывается близок его демонам, в частности Демону поверженному.
Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).
Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти. Конечно, у Врубеля было преимущество. Он тяготеет к орнаментальной структуре своих произведений, что проявляется как в живописи, так и в графике.
Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Читали бы, публиковали, вовсю цитировали Умница Эмилия Львовна. Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки.
Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену. Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона.
Благородный образ Воскресения, лучезарный, словно окруженный бездонной синевой неба Ангел с кадилом и свечой и, наконец, Надгробный плач, потрясающий силой трагического чувства. Ничто, кажется, не мешало. В 80-е гг.
Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Первое знакомство Врубеля с византийскими мозаиками состоялось в Киеве. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией.
Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Это состояние неподвижности может продлиться долго.
Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. И Врубели и Капустины и профессор химии Дмитрий Иванович Менделеев в Петербурге. Внимание Врубеля ретроспективно развернуто в предысторию – туда, где сквозь колористические феерии Тициана, Тинторетто, Веронезе маячит, «брезжит» свет византийских мозаичных позолот со стен соборов Сан Марко и Торчелло.
В колорите картины – контрасты. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. Но Врубель не считал его безнадежным. Весной 1905 года Врубель снова ощутил знакомые симптомы приближения недуга. Демон поверженный был скорбной вехой в биографии Врубеля. В узорах на морозном стекле неорганические кристаллизации являют образы органического растительного царства – листья, ветви, цветы: как будто бы кристаллы вспоминают, что они некогда были цветами или же грезят о том, что они некогда превратятся в цветы.
Ещё фотографии помогают вспомнить то, что художник плохо запомнил. Чуть позади чернобородый мужчина, вытянувшись, вглядывается во что-то, поразившее его воображение. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). «Конечная цель действования именуемого "произведение искусства", – вызвать в ком-либо бесконечные превращения» (Поль Валери).
Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Некогда Александр Иванов изобразил «Сошествие во ад» как изведение из гробов, воскрешение и ликование праведных.
Как относимся, так и знаем. Будь этот «Гамлет» написан после приобщения к системе храмовых росписей, мы бы уверенно сказали, откуда в трактовке героя, шекспировского мученика рефлексии, крупный статично-фронтальный план и взгляд в упор, — ясно же, от иконы.
Хотя три мужских лика выразительностью уступают «Богоматери», смотрятся наподобие ее небесных стражей, но и «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий», а в особенности торжественно сумрачный «Христос Спаситель», образы отнюдь не пустые. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Но и не только это. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.
Несмотря на уходящую в глубь улицу и объемную пластику фигур, пространство видится не стереоскопично: оно проецировано на плоскость. Небезынтересный штрих — сверстники, соученики, давние знакомцы Врубель и Савинский обращались друг к другу по имени-отчеству («дорогой Михаил Александрович», «милый, милый Василий Евменьевич»). Особенно примечательна акварель Голова Демона.
Исследуются точный состав и взаимодействие красок, грунтовок, лаков, растворителей и т. п. Но с Папмелями распрощался вполне дружески. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. И у Иванова и у Врубеля – акварели, эскизы к росписям храма. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Там произошло его последнее возвращение к жизни. «Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану».
В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.
Но удивительное дело: у мемуаристов нет упреков. Афанасий» и «Христос Спаситель». Вдали от богини Врубель переживал счастливейший период своей любви.
Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Как пропала кипа писем о его тогдашних переживаниях, мы знаем. Врубель провел в Венеции около полугода. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».
Сам Врубель называл свою картину иконой. В процессе работы над этой картиной художнику помогали фотографии. Мамонтова. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Ан нет. Изысканный прием, который дает ощущение драгоценной старинности, а навеян, несомненно, белильными штрихами («светами», «оживками») древней иконописи.
Все здесь подвержено метаморфозам. Поздние рисунки относятся к разным жанрам. Брюсова. Мурашко насмешничал — Врубель восторженно любовался.
Чуть разговорчивее он был с Лилей. Но даже тут свет глаз осиливает, побеждает физическую грубоватость черт.
Оторопь берет. Высота помыслов, а в сущности уныло, однообразно до оскомины. Даже важнейший в политическом отделении от Византии подвиг — «возвращение» небесного покровителя венецианцев святого Марка, чьи мощи удалось похитить из Александрии, — был совершен хваткими купцами-мореходами Торчелло. Еще до отъезда за границу он несколько раз рисовал Э. Л. Прахову – ее лицо послужило ему прообразом для лика богоматери.
И, пожалуй, главным событием в этом «обретении себя» стало путешествие в Венецию в 1884-1885 годах истребованное у заказчиков для написания иконостаса Кирилловской церкви. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.
Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества – в 90-е гг. Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника. Достойное решение. «Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности.
Это не борьба добра и зла. В контакте с Византией прояснялось что-то, к чему он пытался пробиться самостоятельно. Потратьте полчаса, соберите на своем компьютерном экране лучшие, на ваш взгляд, классические версии «Мадонн с младенцами» и поместите среди них «Богоматерь с младенцем» киевского кирилловского иконостаса.
Врубель писал картины на темы pyc. Грандиозность и поистине титаническое величие Врубеля проявилось в поразительной полифонии творчества, универсализме мастерства и оригинальности мышления. Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ).
Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. Сохранилось письмо художника из Венеции к его товарищу по Академии В. Е. Савинскому, где он с явным напряжением мысли силится изложить новые и важные для него выводы, к которым пришел в Италии. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). На этом фоне Врубель – принципиальный архаик. Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция». На улице очень много людей, а на заднем плане расположен мост Вздохов и угол дворца дожей.
А тексты, адресованные лично ей, Прахова бережно хранила, перед смертью наказав дочери всё сжечь, что та и сделала. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Художник Русской частной оперы С. И. Хотя, хотя Врубель ведь, как запомнилось Валентине Семеновне Серовой, той зимой на вечерах у Симоновичей «чертил византийские лики», примериваясь к стилю, в котором предстояло поработать. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух.
Но, поскольку это именно итоговые выводы, отложим их до весны, приведем под конец главы. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.
Художник уж конечно видел, что молчаливым терпением Эмилия Львовна не отличалась. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. С нынешней техникой дело нехитрое. Свойство для Врубеля ценнейшее. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. И не забудем, что включал этот иконостас четыре живописные композиции.
Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. Большие перспективы открывал для храмовой православной живописи (которую как раз в те времена из падчериц российской Академии художеств перевели в главный жанр государственной идеологии) написанный Врубелем в Венеции иконостас. сказок и опер Н. А. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Тут затоскуешь. В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком.
«Перелистываю свою Венецию, как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью. Да ведь до них несколько верст.
Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века.
Потребовалось новое, принципиально новое искусство. Это черта исконно присущая романтической личности. Выдвинутая Праховым идея отправить вместе с ним выпускника Киевской рисовальной школы пришлась по душе как Мурашко, организатору школьной учебы, так и его земляку (оба из Глухова) Ивану Николаевичу Терещенко, который, будучи миллионером, школу субсидировал, а в качестве молодого, университетски образованного знатока искусства всяко способствовал развитию учеников. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.
Он тосковал. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Неординарная дама. Результаты докладываются на специальных чтениях в Академии художеств, публикуются затем в «Вестнике изящных искусств». Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями.
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения. Такую смелость он сам в себе ощущал, с юности культивировал. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Нет, родиться в России с умом и талантом бывает все-таки не худо.
Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно – «Пан» (1899). В Надгробном плаче, который можно отнести к уникальным произведениям мирового искусства, Врубель органически соединил гармонию и монументальность древнего искусства с экспрессией чувств человека двадцатого столетия. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.
О византийском стиле русские художники имели тогда довольно приблизительные представления, о технике реставрации – тоже. И это свойство быть воплощенным духом превращений есть собственно то, за что мы любим эти «вещи», что составляет их неувядаемую прелесть. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Кажется, вся красота раковины заключена именно в переливах цвета и пытаться воспроизвести эти переливы без помощи красок – безнадежное дело. И впервые стал искушать Врубеля и завладевать его воображением сумрачный образ богоборца – Демона.
На этой картине зрителю представлен венецианский фестиваль. Демон низринут в ущелье среди скал. У его апостолов были живые прототипы. Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника.
Масса фигур, застывших, плоских и разного размера в разных группах. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша. Может быть, в закладе. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. У ее поднятой вверх руки возникает из толпы прелестное лицо юной девушки. Гимн духовного догмата умягчился нежной итальянской напевностью.
Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Гавань превратилась в зловонное болото, жители сбежали от повально косившей малярии. Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы – ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы – азалии или компанулы. Наилучший момент напомнить себе и окружающим, чье сердце она когда-то покорила, кого повергла к своим ногам. Автопортреты не лишены известной доли самолюбования.
Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. В этом гимне что-то торжественное, возвышающее.
У Праховой это получалось куда легче, совсем естественно. Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее.
В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Исчезли ее письма (может, позже она попросила их вернуть, может, он сам в тяжелую минуту их уничтожил). Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной.
На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Итак, отсюда ведет свое происхождение врубелевский колорит. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». У Гёте это узнающее собственный внутренний код и потому необоримое притяжение обозначено заглавием «Избирательное сродство» и, между прочим именно при чтении этого романа юный Врубель проникся к Гёте «самым глубоким восторгом». Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Герой сопротивляется до конца. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи.
Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889).
Чистякова (курс не окончил). Жизнеподобие (лидирующий элемент античной классики) сокращено почти до схемы, зато на первый план выведен скрытно организующий любую форму ритм. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Ангел с кадилом и свечой (1887) – сплошная цитата из одновременных этюдов цветов. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок.
Когда не было моделей, он рисовал себя. Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером. Написана она на золотом фоне, в одеянии глубоких, бархатистых темно-красных тонов, подушка на престоле шита жемчугом, у подножия – нежные белые розы. Но как педагог он сыграл огромную роль. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Но если внимательно приглядеться, можно заметить, что в каждом автопортрете содержится немой вопрос или упрек, недоумение перед лицом неразрешимых жизненных проблем, боль, скрытое отчаяние или мужественное смирение.
музей русского искусства, Киев). В Венецию Врубель поехал не один.
Это всех, знавших хмурый нрав Гайдука, немало веселило. Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах – в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе. Его отвезли сначала в Ригу, потом перевели в клинику Сербского в Москву.
С посланиями Михаила Врубеля Эмилия Прахова поступила решительно. При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. Этот принцип, формотворческую идею можно определить как принцип или поэтику метаморфоз. Именно в Киеве полностью сформировался Врубель-художник.
Всё дело в перемене мест известных, непременных изобразительных слагаемых. Врубелевский герой – бездеятельный, пребывающий в самоуглубленном одиночестве ангел безмолвия – то ли из дословесного состояния космических сфер, то ли изгнанный из царства Слова-Логоса в «ночь мира». Сгубил город избыток илистых наносов. Да здравствует дружба чистяковцев. Ни мемуаров, ни письменных доказательств завидного женского триумфа.
Искусствовед Н. М. Что нахожу в ней – интересно только моей палитре», – писал оттуда Врубель. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.
Они олицетворяют чудо, а именно – парадокс конечной бесконечности. В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. То есть наверняка был диалог, писала из Киева и Эмилия Львовна. Это один из его несомненных шедевров. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
Как было его сохранить. Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Из жизни своей Врубель сам творил легенду. В 1906 художник ослеп.
Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». «Эврика. Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе.
Это один из самых старых праздников в мире. Это вот, эти копны сена.
Врубелевский ангел и есть олицетворенный дух таких превращений. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Он-то после киевских реставраций-реконструкций разглядывал тот же «Страшный суд» храма в Торчелло отчасти уже как сотоварищ константинопольских художников. Зримый триумф духа над плотью.
Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Пустынный заброшенный остров идеальный для дум о бренности. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. Врубелевский демонизм – это демонизм в смягченной форме, вне крайностей индивидуализма, с оттенком того всеобщего страдания за людей, которое красной нитью проходит через всю русскую культуру XIX в. В этой картине Врубель выступает как символист. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Картину «Венеция» Михаил Врубель написал как раз после возвращения из этого прекрасного и загадочного итальянского города. мне было все это видеть.
продолжение. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер. Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности.
Напротив: экспрессии хоть отбавляй. Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). 1870-е годы. Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое. Исполнены же они так, как никто кроме Врубеля просто не додумался бы. Более всего он работал над двумя сюжетами – «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887).
Любопытно, что Менделеева и Врубеля соединяло сразу несколько жизненных нитей. Назад, в раннее утро венецианского искусства тянуло Михаила Врубеля.
Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Скалы, цветы, фигура написаны по-особому, по-врубелевски: художник как бы рассекает форму на отдельные грани и создается впечатление, что мир соткан из глыб драгоценностей. Священная история предстает как отрасль минералогии.
Фактически Врубель отправлялся в Европу, чтобы получить вдохновение. Кто бы удержался от использования (в чисто научных целях, разумеется) столь бесценных «биографических источников».
Бессознательно, быть может иконное влияние уже сказалось. Дальше было еще смешнее. появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон».
Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. В Венеции художник, разумеется, сполна мог напитаться впечатлениями от хрестоматийных образцов венецианского живописного величия, но на родине «королей живописи» он выделил для себя мастеров венецианского кватроченто. Больно, горько до слез.
Если честно, не очень. Свадебное торжество проходило в Женеве. Как художник Врубель сформировался стремительно. Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу».
Врубелевский ангел – если и вестник, то, как говорил Блок о самом художнике, «весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера». Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. В этих рисунках была заключена целая программа. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей.
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»). Эскизы Врубеля не были исполнены на стенах собора.
Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Трагическое чувство освобождается от перенапряжения. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах».
Часть их приемов он успел опробовать, другие сейчас обнаруживал, впечатывал в память ума и сердца. У ее поднятой вверх руки возникает из толпы прелестное лицо юной девушки. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры. Было за что ее боготворить.
И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Не всегда ловко умел проявить излишне напрягался, рисовался. Воздействие сильнейшее. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.
Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Михаил Врубель считал вполне естественным и адекватным то, что в своей работе он мог использовать технический прогресс. Тарабукин писал об умении Врубеля сопоставлением цветовых пятен заставить играть полотно, как драгоценность, а цвет порождал форму. Столовался Врубель в скромной соседней траттории.
Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи. «. Бесподобное равновесие между условным знаком и теплой человечностью.
Произведение удалось. Рождается ощущение первозданности. Горят прекрасные цветы чертополоха.
В Академии он работал по двенадцать часов в день. Образ не может быть исчерпан, он остается открытым. Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью.
Она, бесспорно, дала ему мастер-класс по части независимости без натуги. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге.
Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед. Врубель еще при жизни снискал себе успех, но к этому времени художник был уже безнадежно болен и почести не были ему нужны. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Напротив «Страшного суда», в контраст с его кишащей многолюдностью, одиноко возносится над алтарем Санта-Мария-Ассунта.
Экспрессивно-драматичны и портреты (К. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу.