Уильям Блейк «Великий красный дракон и морское чудовище»У Блейка есть целая серия картин изображающих красного дракона из библейской книги Откровения. Копия картины Уильяма Блейка «Великий красный дракон и жена, облеченная в солнце» выполнена методом прямой печати на холсте натянутом на деревянный подрамник и оформлена в багет. И отмечу, в этом фильме у него будет тату на спине с изображением «Великого Красного Дракона» английского поэта и художника Уильяма Блейка, говорят что тату наносили в течении восьми часов.
К примерам таких икон относятся почитавшиеся чудотворными Виленская икона, «Всех Скорбящих Радость» и «Благодатное Небо» (создана иконописцами Оружейной палаты в 1678—1680 годах по имевшемуся у них западному образцу, привезённому в Москву в конце XIV века великой княгиней Софией Витовтовной), находившиеся в Архангельском соборе Московского Кремля27. Не без сомнений агент едет в специальную психиатрическую больницу, где находится маньяк. Первую книгу — Песни Невинности (частное собрание) — Блейк выпустил в 1789 году. Бегство Жены сопровождается атакой дракона, который пустил её вслед воду, которую поглотила земля.
В качестве ответного удара ФБР привлекает репортёра «Tattler» Лаундса, чтобы тот опубликовал в газете факты, которые должны вызвать гнев у маньяка. Александр (Милеант), отмечая, что числа в Апокалипсисе надо понимать иносказательно, возможным объяснением этого срока называет то, что 3, 5 года длилось земное служение Христа, столько же продолжались гонения императоров Нерона и Домициана1. В связи с этим восхищение младенца к престолу Бога воспринимают как образ Вознесения1. Лишь двадцать лет спустя после его смерти для широкой публики он был «открыт» прерафаэлитами. По мнению Сергея Булгакова, эта аллегория является весьма сложной для толкования9.
Маньяк понимает, что ФБР напало на его след. Его хвост «смел» треть звезд с неба на землю. Но другие богословы особо отмечают, что в рассказе Иоанна на голове Жены находится не корона (символ власти), а венец, символизирующий славу4. Их сила намного превосходит даже сильнейших Богов и Небесных Драконов.
Долархайд пишет письмо Лектеру, которое ФБР пытается анализировать. Происходит драка в финале которой жена главного героя стреляет в убийцу. Русский богослов, митрополит Филарет (Дроздов) считает пустыню не безлюдным местом «ибо Церковь сама есть многолюдство верующих», а воспринимает её как указание на «пустыню внутреннюю» то есть удаление от «мира» и приближение к Богу7.
У Андрея Кесарийского дана следующая трактовка этого нападения: «выйдет во след её вода наподобие реки иначе: выйдет множество или злых демонов или различных искушений. — Земля же, говорится, помогала ей, удерживая стремление лукавых или дальностью расстояния или безводием и засухою или смиренномудрием святых, которые, говоря от сердца: аз есмь земля и пепел (Быт. 18:27), тем самым расторгают все диавольския сети»11. По совету Лектера Грэм возвращается в дом жертв, где находит кассету с любительским видео, сделанную на студии. Уильям Блейк — это известный поэт и художник, живший в Англии в 18 веке. Помимо этого, он обнаруживает место, откуда преступник вёл наблюдение за своими жертвами. Однако по сюжету и хронологии «Красный дракон» предшествует «Молчанию ягнят».
Это же мы видим на его картинах. Надежды для горожан не было никакой. При этом, он оказал большое влияние на западную культура 20 века, песня «Иерусалим», написанная по его стихам, является неофициальным гимном Великобритании. В творчестве Блейка иллюстрировавшего акварелями и гравюрами собственные стихи («Песни неведения», «Песни познания», «Книгу Иова», «Божественную комедию» Данте и другие), ярко отразились тенденции романтизма в английском искусстве конца XVIII — начала XIX века: тяготение к визионерской фантастике, аллегоризму и мистической символике, обращение к смелой, почти произвольной игре линий, острым композиционным решениям.
ФБР приходится прятать семью Грэма. «Зубной феей» оказывается Фрэнсис Долархайд, который убивает от имени своего альтер-эго «Великого красного дракона», так как помешан на картине Уильяма Блейка. Несколько лет спустя появляется другой серийный убийца, которого прозвали «Зубной феей», так как в полнолуния он убивает целые семьи. Но ей удается спастись бегством.
Не поняты до конца до сих пор тот мир и разнообразное творческое наследие, которые оставил Уильям Блейк. Так как Ривва была свидетельницей «самоубийства», то первоначально останки принимают за Долархайда. Долархайд убивает бывшего возлюбленного Риввы и похищает девушку. После этого Долархайд похищает репортера и убивает его. Биография духовная у него сложна и наполнена яркими событиями.
Он называет спасение Жены в пустыне чудом сохранения Богом своей церкви в условиях гонений: «Господь сокрывает от очей преследователей и сохраняет святой остаток, семена Церкви, которые во благовремении нежданно дают всходы и плоды»9. Яркость поэтических образов сразу позволяла почувствовать глаз живописца. Создавая иллюстрации к Библии, он не пишет пастухов или младенца Иисуса, но мистически видит Сатану. Звёзды также могут пониматься как общность людей «принявших и открывшихся действию Бога»5. Долархайд пишет письмо Лектеру, которое ФБР пытается анализировать.
Его картины и стихи были охарактеризованы как романтические или как пре-романтические. При этом следует отметить, что книга Откровения не используется в качестве богослужебного чтения (исключение составляет традиция Католической церкви использовать его в воскресных мессах в пасхальный период и ряде других служб). Долархайд заставляет Лаундса записать на диктофон обращение, после чего убивает репортера. Помимо этого, полиция находит в сейфе дневник маньяка— «На пути к Великому Дракону». Одна из самых пугающих картин перед вами — это картина Фрэнсиса Бэкона «По Веласкесу». Кроме того Драконьи Боги обладают способностями более слабых драконов. Красный Дракон являлся воплощением дьявола.
Тем временем у Лектера с Долархайдом завязывается переписка, в ходе которой Лектер сообщает «Зубной фее» адрес Грэма. Это Большой красный дракон с семью головами и коронами на них. Ряд богословов всё же называют первенца, рождённого Женой, Иисусом Христом, основываясь на словах «которому надлежало пасти все народы железным жезлом» (Откр. 12:5), которые повторяют строку из 2 псалма (Пс. 2:9), относимого к мессианским (то есть содержащим указание на пришествие Христа)10.
Это показывает его мучительные и напряженные духовные искания. На этом месте Уилл обнаруживает метку преступника— иероглиф «Красный дракон» из игры маджонг. Стремясь воплотить космогоническое видение драмы человечества, Блейк творил свою мифологию, полную библейских ассоциаций, основанную на апокалипсических предчувствиях, населенную персонажами-символами, среди которых Счастье, Знание, Воображение и поэтическое творчество (Лос), Страсть (Лувах), Слабость и Сомнение (Теотермон) и, наконец, Уризен, олицетворяющий одновременно всемогущего Бога-Творца и порабощенного Человека. У Андрея Кесарийского срок в 3, 5 года понимается как время, которое верующие будут укрываться «в пустыне чувственной— горах, пропастях и пещерах»11.
То, что написал Уильям Блейк, «Красный дракон» – это серия акварельных картин, созданных для иллюстрации Библии, книги Откровения Иоанна Богослова. Как и в «Завещании Оскара Уайльда» или романе-биографии Диккенса, где он пересказывал собственные сны и вел задушевные беседы со своим героем, Акройд и на страницах блейковского тома отходит от строгого изложения фактов, считающихся бесспорными, увлекается гипотезами и охотно доверяет психологической реконструкции. В муках она рожает ребенка, которого намерен поглотить дракон. Иллюстрации к Божественной комедии далеки от буквального следования тексту.
Никаких условностей, в жертву которым заставляют приносить естественные побуждения. Знаменитому стихотворению «Тигр» есть параллель в «Песнях неведения» – стихи об Агнце, прямо отсылающие к Евангелию от Иоанна: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Восторжествовала, разумеется, нормативность, а все остальное было только следствием: провал единственной никого не заинтересовавшей выставки 1811 года, нераспроданные экземпляры собственноручно награвированных поэм (за этими первыми образцами самиздата теперь охотятся и платят бешеные деньги коллекционеры). В иллюстрациях появляются такие мотивы, как Стоунхендж. Однако Долархайд захватывает Лаундса и показывает ему свою татуировку на спине— рисунок Уильяма Блейка «Великий Красный Дракон и жена, облачённая в Солнце».
В связи с этим под младенцем иногда понимают рождение Христа в сердцах верующих4. Помимо этого, полиция находит в сейфе дневник маньяка— «На пути к Великому Дракону». Девушке удается выбраться из дома— теперь она считает, что мистер Ди покончил с собой.
Их тела он перевозит в свой дом. Затем он поджигает Лаундса и подбрасывает горящее тело к редакции «Tattler». Нет, Сальвадор Дали надолго опоздал. Это тот самый Блейк, который видел бесконечность в ладони и вечность в одном часе. «Брак Неба и Ада» – одна из его книг, написанная в подражание библейским книгам пророчеств.
Шеф предлагает Грэму ужасную идею— обратиться за помощью к Ганнибалу Лектеру. Работу над циклом иллюстраций к Данте прервала смерть мастера. Лектер посылает Блейку информацию о семье Грэма, после чего герой перевозит свою семью в безопасное место. Драконий Бог – Великий Красный является одним из двух Драконьих Богов.
Так он объеденился с Иссеем и придал ему свои размеры, также значительно увеличив его силу до такого уровня что он мог бы с лёгкостью уничтожить большую часть преисподнии и без особых усилий на равных сражаться с Бармаглотом – сильнейшим монстром созданным Лонгином высшего уровня – Творцом Уничтожения, которого не могла победить даже Команда Сазекса Люцифера (Без ладьи Сурта второго), состоящая из сильнейших демонов. Заботу и участие родных, восхищение очень узкого кружка его почитателей и учеников – это Уильям Блейк получил в полной мере. Как и в «Завещании Оскара Уайльда» или романе-биографии Диккенса, где он пересказывал собственные сны и вел задушевные беседы со своим героем, Акройд и на страницах блейковского тома отходит от строгого изложения фактов, считающихся бесспорными, увлекается гипотезами и охотно доверяет психологической реконструкции.
Этим Уильям Блейк, картины которого не были приняты современниками, поражает нас сейчас. Реба убегает из дома и появляется полиция. Девушке удается выбраться из дома. Блейк стремится, скорее, к внутреннему образному созвучию поэмы и своих композиций. Ипполит Римский, не называя младенца Жены Иисусом Христом, объясняет его восхищение к Богу тем, что «это есть небесный царь, а не земный, всегда ею рождаемый, как и Давид провозглашает, говоря: «рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих» (Пс. 109:1)»3.
ФБР приходится прятать семью Грэма. Долархайд поджигает свой дом и имитирует самоубийство. Жена – это Церковь, свет Христов и солнце над ней священно. Некоторое время он обучался ремеслу гравера и этим впоследствии зарабатывал. Как все образы Блейка, это изображение многозначно.
Он создал иллюстрации к «Кентерберийским рассказам» Чосера, Книге Иова. Первая картина «Большой красный дракон и жена, облаченная в солнце». Вот одна из иллюстраций к Данте «Вихрь любовников». По словам автора Драконьи Боги, сопоставимы или даже немногим сильнее чем Трихекса 666 – Императорский Монстр из Книги Апокалипсиса, который за один день уничтожил большую часть территорию нескольких фракций, а чтобы победить его, потребуется более 10 тысяч лет беспрерывных атак по нему от множества Владык Демонов, Серафимов, Богов и Сверхдемона. Согласно легенде, Олоферн был полководцем армии Навуходоносора, вторгшейся в Иудею. Современный богослов епископ Александр (Милеант) видит в солнечном сиянии «нравственное совершенство святых и благодатное озарение Церкви дарами Святого Духа», а в двенадцати звёздах «двенадцать племен Нового Израиля— то есть совокупность христианских народов»1.
Приверженец Библии, но противник Церкви Англии (как и в целом всех форм организованной религии), Блейк находился под влиянием идеалов Французской и Американской революций. Особой прелести полны листы, посвященные женским образам. Острые, четко проработанные крылья и поза передают готовность ринуться на жертву и агрессию.
В качестве ответного удара ФБР привлекает репортёра «Tattler» Лаундса, в котором публикует факты, которые должны вызвать гнев у маньяка. Получил свое название он по теме центральной части, посвященной греху сладострастия — Luxuria. Драконьи Божества обладают огромнейшей силой и являются сильнейшими существами в своём мире. Специальный агент Джек Кроуфорд просит помощи Уилла в расследовании и тот соглашается. Роль слепой девушки Евы Макклейн сыграла Эмили Уотсон, она будет лучом в темном царстве «Зубной феи», она особенно запомнилась когда гладила спящего Тигра, только вот не понятно зачем показали как она трогает генеталии большой кошки. Понятно, что литературоведов такая методика не убеждает.
«Ньютон» – одна из наиболее известных его картин. Ганнибал соглашается помочь, но затевает с агентом психологическую игру. Он невероятно страшен и уверен в своей силе. Слияние – Великий Красный способен объединяться с существами имеющими схожие физиологические параметры.
Наиболее известной картиной на данный сюжет является полотно Рубенса «Дева в образе Жены Апокалипсиса» (англ. The Virgin as the Woman of the Apocalypse, 1623—1624). 25 На нём в центре помещена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, слева от неё архангел Михаил с ангелами побивает сатану в образе красного дракона в облаках полуфигура Бога Отца, который направляет к Марии ангелов, которые подают ей орлиные крылья. Уилл едет в Хромолюкс, где его случайно замечает Долархайд. Однако Долархайд захватывает Лаундса и показывает ему своё лицо и татуировку на спине— рисунок Уильяма Блейка «Великий Красный Дракон и жена, облачённая в Солнце».
Он повернулся к зрителю спиной, лица не видно. Вот истинные муки ада. В творчестве Данте английский мастер получил мощный импульс для своих фантазий.
Существуют трактовки солнца и луны, как символов церкви и царства: «солнце над головой жены символизирует власть священства, а луна под её ногами означает сияние царской власти»8. В 1682 году в той же иконографии мастер Василий Познанский написал икону-аппликацию для церкви Распятия Теремного дворца Кремля33. В творчестве Блейка иллюстрировавшего акварелями и гравюрами собственные стихи («Песни неведения», «Песни познания», «Книгу Иова», «Божественную комедию» Данте и другие), ярко отразились тенденции романтизма в английском искусстве конца XVIII – начала XIX века: тяготение к визионерской фантастике, аллегоризму и мистической символике, обращение к смелой, почти произвольной игре линий, острым композиционным решениям.
Большую часть полотна занимает гротескное тело чудовища. Долархайд поджигает свой дом и имитирует своё самоубийство. Так как Риба была свидетельницей «самоубийства», то первоначально их принимают за Долархайда. Такого же мнения придерживается Мефодий Патарский: «Не следует считать под вновь рождаемым Самого Христа ибо за долго до откровения Иоаннова исполнилась тайна воплощения Божественного Слова». Вавилоняне осадили город Ветилую, в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь.
На пепелище полиция обнаруживает останки человека с разбитым черепом. Разными богословами она толкуется примерно так. На сегодняшний день есть немало примеров работ, которые скорее пугают, чем притягивают. Он взял их из того мира, который знал или видел раньше.
Время, времена и полувремени). У него были десятилетия, когда он надолго замолкал. Это самый известный и пугающий триптих Иеронима Босха. Несмотря на все влияния работы Блейка трудно однозначно классифицировать. Данное толкование является распространённым в современной Католической церкви, его придерживались папы Пий X13, Пий XII (приводит данный образ в булле «Munificentissimus Deus», устанавливающей догмат о Вознесении Девы Марии14), Павел VI15 и Иоанн Павел II16.
Он оказывается не в силах застрелить ее, после чего, судя по всему, стреляет в себя. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно, а «Садом земных наслаждений» его окрестили исследователи. Попытки разгадать тайну не прекращаются. От ярости дракон напускает воду, которая должна поглотить и жену и землю. Тем временем у Лектера с Долархайдом завязывается переписка, в ходе которой Лектер сообщает «Зубной фее» адрес Грэма.
Власть норм и порыв к органике – Акройд находит этот конфликт неразрешимым, поскольку Блейка отличало неверие в компромиссы. На пепелище полиция обнаруживает останки человека с разбитым черепом. Эта картина, когда он увидел ее впервые, потрясла его воображение. Не вырваться, не докричаться в бессильной злобе, взывая о помощи. Маньяк понимает, что ФБР напало на его след.
Долархайд убивает бывшего возлюбленного Рибы и похищает девушку. Импровизированный костер полыхает прямо под папским троном. Стихотворение «Ягненок», гимн кротости, придает особую выразительность образам «Тигра» — в нем настоящий сгусток яростной энергии.
Впрочем и в жизни. На роль серийного убицы «Зубной феи» Фрэнсиса Доллархайда досталась Ральфу Файнсу, что, на мой взгляд, является отличным решением.