Предлагаем Вам биографии потрясающих, великолепных, пронзительных, временами шокирующих, художников-экспрессионистов.
Показательно, что Эйзенштейн, начиная работу в кино, перемонтировал в мастерской Э. И. Шуб двухсерийный фильм Ф. Ланга Доктор Мабузе-игрок для советского экрана в односерийный – Позолоченная гниль. Одним из близких себе творцов эмоционалисты считали Велемира Хлебникова. Согласно этой концепции художники-экспрессионисты (в отличие от представителей академической живописи, следующих ренессансным образцам) объявлялись носителями истинно германского духа. В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире. После войны, в годы Веймарской республики, немецкие художники-модернисты оказались «на коне» и пользовались поддержкой государства: их картины закупались музеями в огромных количествах, многие представители течения становились профессорами престижных учебных заведений. Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. В основном, это граничит с тем, что в это время сам термин еще не прижился.
Принцип выражения преобладает над изображением12. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. Германия также не осталась в стороне. Музыка балетов Весна священная (1913, декорации Н. Рериха), «Петрушка», Жар-птица предоставляла возможность соединения архаических форм обрядовых языческих действ с новейшими приемами симфонизма и пластики. В последние годы картины Марка и других знаменитых художников из групп «Мост» и «Синий всадник» имеют большой успех на аукционах: в ноябре шедевр Эрнста Людвига Кирхнера «На улице. Интерес к живописи проявился у Августа Маке ещё в родительском доме. Многие экспрессионисты (так же, как итальянские футуристы) поддерживали Первую мировую войну.
Но отдельные писатели-экспрессионисты работали и в других европейских странах: в России – Л. Андреев, Е. Замятин, в Чехословакии – К. Чапек, в Польше – Т. Мичинский и др. Произведения раннего экспрессионизма испытывали влияние французского и немецкого символизма, в особенности Артюра Рембо и Шарля Бодлера. Постановка пьесы Л. Андреева Жизнь Человека (1906), осуществленная В. Мейерхольдом в 1907 в театре В. Комиссаржевской, внесла элементы экспрессионизма на русскую сцену. Драматические полотна Винсента ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора переполнены эмоциями восторга, негодования, ужаса.
В его рассказе Санкт-Петербурх видели близость к немецким импрессионистам (Летопись Дома литераторов, 1921, 3). В переводе с латинского «expressio» означает «выражение». Абрам Эфрос включал огненность экспрессионистических невнятиц в понятие левой классики. На немецком языке писали также авторы т. н. Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альмонах Синий всадник.
Собственно, об абстрактном экспрессионизме. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Событием в литературе того времени стали романы и рассказы писателей экспрессионизма, в частности, сборник новелл «Человек добр» (1917) Л. Франка, в котором с тщательно подобранными отталкивающими подробностями показано озверение людей в окопах и развенчаны прекраснодушные иллюзии относительно действенности гуманных норм. Мы не французы, мы немцы.
А яркая живописная работа «Верблюды на цирковой арене» участника группы «Мост» Макса Пехштейна ушла за 1, 9 миллиона фунтов (3, 8 миллиона долларов).
Недовольство его героев окружающим миром и порядками выливается в пассивность или анархический бунт. Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего. Особый мир полифонии создал И. Стравинский.
Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Корыто умозаключений. (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. Для обозначения новых явлений русская критика использовала иные понятия – импрессионизм, мистицизм, романтизм, синтетизм, анархизм, «неореализм» и т. п.
Другим примером обработки актуального материала стало музыкальное сочинение А. Мосолова «Четыре газетных объявления» (1926), сопоставимое с вокальным циклом Х. Эйслера «Газетные вырезки». В кругах авангардистов был известен перевод Кандинского Параллелей в октавах и квинтах А. Шёнберга, включенный в каталог Второго салона Издебского (1911). Э. Мунк «Крик» (1893).
(1920) группа механических людей, названная им роботами, убивает своих хозяев – людей. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Визуальные композиции экспрессионистов ярки, трагичны и эмоциональны. через 10-15 лет все Бальмонты и Брюсовы вымрут, как вымерли все хандрозавры. Это происходит в живописи и в музыке и в поэзии и в скульптуре, словом – по всему фронту искусства (Кино.
С. 135). Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете». Простые сюжеты повседневной жизни передавались через призму видения художников и просто зашкаливали эмоциями. Среди переводчиков были О. Мандельштам, Б. Пастернак, Н. Асеев.
Поэта занимали экзотические рифмы: траура/из Тауэра, рельс/Уэльс, парашют/Брут и т. п. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. Один из ярких представителей немецкого экспрессионизма. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами.
Но в конце 20-х гг. Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню». Мейерхольд подчеркивал, что не театр рождает драму, а драма рождает театр. В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б.
С еще большей определенностью соединялась поэзия Центрифуги и немецкого экспрессионизма в альманахе Московский Парнас-2» (о 1-м выпуске сведений нет). Однако с идеями «венской школы» сближаются лишь опыты раннего Н. Мясковского и А. Ребикова. Экспрессионизм в их представлении – это «Гофман, прошедший через Версальский договор».
Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны. В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». Внутренняя обособленность от литературных канонов проявилась в рассказе Е. Габриловича ААТ. В книге Бедекер по экспрессионизму Соколов признавался: Моя первоначальная теоретическая схема экспрессионизма как исключительно синтеза всех достижений четырех течений русского футуризма, давно оказалась для нас узкой.
Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая трансцендентную сущность вещей. Все пороки бытия, уродливость и неразрешимые противоречия реальности вызывали у экспрессионистов чувства тревоги, раздражения, отвращения, которые они переносили на свои полотна при помощи гипертрофированных форм, угловатых и искорёженных линий, темной гаммы, грубых и быстрых мазков. Творчество экспрессионистов изменило восприятие людей, подготовив мир к ещё более странному искусству-сюрреализму. В Базеле Маке познакомился с творчеством импрессионистов -- художественного течения, практически неизвестного в то время в Германии. В искусстве экспрессионизма жизнь надлежало не описывать, не подчинять абстрактным философским концепциям, но выражать, проникая в потаенный смысл, активно вторгаясь в реальность и воздействуя на все происходящее в мире. Возникшая в конце 1921 года, она продолжала появляться на афишах до 1925 года.
В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны. этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран. В него вошло четверо художников-экспрессионистов. на страницах «Русской мысли» семь обзорных статей.
Эмоциональный образ целого, достигнутый путем свободного монтажа, воплотился в ленте Броненосец Потемкин (1925). Берлин» принес на торгах Christies 38, 1 миллиона долларов, в мае следующего года «Иезуиты III» Лайонела Файнингера ушли на Sothebys за 23, 3 миллиона долларов, а «Водопад» Марка тот же Sothebys в ноябре продал за 20, 2 миллиона долларов. Семнадцатилетний поэт Ипполит Соколов воспользовался не входившим до того в обиход названием экспрессионизм и о приоритете на эту литературную нишу заявил так: Экспрессионизм родился в голове И. Соколова, таинство крещения получил 11 июля 1919 года на эстраде Всероссийского Союза поэтов. 1923, 1/5, С. 15). преоригинально, во вкусе французских экспрессионистов (в качестве названия литературной группы в России термин экспрессионизм использован И. Соколовым летом 1919 года). Его альбом эскизов пополнился рисунками из жизни города на Сене.
Эмоционалисты воспринимали стих как тело живое, сердцами сотворенное (К. Вагинов), вводили в текст элементы дневника, переписки, достигая новых сдвигов духа, как характеризовал Кузмин прозу Юрия Юркуна. Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Принцип выражения преобладает над изображением.
Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903-1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908-1909 в селе Марнау (Баварские Альпы). expressio, франц. Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение.
Но это не стало основанием для оформления живописного экспрессионизма как группы. Но с приходом к власти нацистов все изменилось. У искусства путей много», - подчеркивала художница О. Розанова в манифесте петербургского общества Союз молодежи (1913). В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом.
Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. Первый воплощает то, что услышал в себе самом, второй — то, что увидел в себе. Ученик Шёнберга Альбан Берг создал единственное в своем роде экспрессионистское сочинение, отмеченное духом социального критицизма, — оперу «Воццек». Она страшная, эта музыка. Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». О том, что катастрофа близка и ужас при дверях, по словам А. Блока, оповестил современников Л. Андреев, который стремился охватить «жизнь отдельного человека или явления голода, войны, революции», создать поэтику, отличную от «раздробленности, конкретности натуралистического письма» и «робости приемов символизма».
Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917). Новые средства образности использовала и русская кинематография. В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня.
Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда. Маяковский «Облако в штанах», 1915). Хлебников написал сверхповесть «Смерть в мышеловке», Маяковский в поэме «Война и мир» восклицал: «Слышите. Новый метод полностью ликвидировал принцип централизации звуковысотных элементов музыки, заменив их условной «интервальной» организацией музыкальной ткани. В новой манере были написаны преимущественно камерные пьесы. Московский Парнас вошли переводы из несуществующего поэта-дадаиста Теофиля Мюллера.
Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания». Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн).
Только спустя время это творчество получило четкое определение. Вторая группа, руководимая Францем Марком (1880—1916), Августом Макке (1887—1914) и Василием Кандинским (1866—1944), находится в Мюнхене. Персонажи представляли собой не индивидуальности, а скорее типы, вроде «солдата», «рабочего» или были персонификацией абстрактных идей.
В полемических выступлениях они пытались дистанцироваться от Шершеневича, от имажинистов, на практике Борис Земенков объединялся с Шершеневичем (сохраняя за собой определение экспрессионист) в книге От мамы на пять минут (1920), Гурий Сидоров печатал Ялик в издательстве Имажинисты, а Ипполит Соколов назвал последний из своих теоретических Имажистика (1922), проследив в нем с помощью статистического анализа эволюцию образной системы русского стиха от Кантемира до Шершеневича. Например, в пьесе Юджина ОНила Император Джонс (1920) декорации, освещение и непрекращающийся звук тамтамов используются для выражения психологического состояния главного героя. В этом жанре выступали помимо Кузмина (Прогулки Гуля) С. Э. Радлов (Убийство Арчи Брейтона) и А. Пиотровский (Падение Елены Лей, Гибель пяти).
Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины Пестрая жизнь, Дамы в кринолинах и другие). Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. «Темой номера» июньского выпуска влиятельного журнала Art Auction стал недавний успех на торгах живописных работ немецких экспрессионистов. В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве.
Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов».
позже цветовой эпизод вакханалии опричников в Иване Грозном) непосредственно соприкасались с опытом немецкого экспрессионизма (вирированный Кабинет доктора Калигари Р. Вине). Аполлоническое начало противостоит дионисическому как искусственное противостоит естественному, осуждая все чрезмерное, непропорциональное. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914-1918).
В начале XX века в истории искусства появились концепции «национального стиля», объясняющие манеру письма художников присущими им «расовыми особенностями». Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. В целом, эти поэты были экспрессионистами с имажинистской доминантой. Экспрессионизм широко распространился в литературе стран Восточной Европы. В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков.
Психологическая острота образа в сочетании с монументальным постижением формы в таких работах Врубеля, как Богатырь (1898), Демон поверженный, Портрет В. А. Мамонтова, в графических автопортретах и рисунках (1904-1908), обозначила его метод творческого искажения. В другой постановке «Жизни Человека» (Московский Художественный театр, 1907) сценография В. Егорова приходила в противоречие с реалистической разработкой пьесы В. И. Немировичем-Данченко, что проявилось также в режиссуре спектаклей «Анатэма» (1909) и «Мысли» (1913). На его картинах Апокалипсис, Пир королей (обе-1913), Коровницы (1914) – страдальчески перекошенные лица и фигуры людей с ободранной кожей, похожие на анатомические препараты. Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Экспрессионизм овладел почти всей художественной Германией и всеми областями искусства: литература, кинематограф и многое другое. Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека.
Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. Экспрессионисты, - пояснял Кузмин, - в подобных случаях прибегают к самым резким, низменным, отвратительным доказательствам.
Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своей творческой эволюции Берг и Веберн. В музыке Шёнберга стихия чувства еще оказывает мощное давление на воздвигнутую перед ней «плотину»: возникает противоречие между эмпиризмом перевозбужденных, хаотически разорванных состояний и жестко рациональной системой их обуздания. Определенную преемственность с этим модернистским кино можно почувствовать, анализируя известную работу Ларса фон Триера «Догвилль». Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души.
О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Экспрессионизм (от фр. Этот опыт наряду с театральным дал импульс к созданию теории монтажа аттракционов, т. е. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм».
В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». В произведениях экспрессионизма мир личности обычно остается крайне бледным и обедненным, т. к. К первому периоду относят творчество немецких художников Пауля Клее, Альфреда Кубина и Оскара Кокошки, объединений Мост, Синий всадник. Созерцание своей жизни как трагедии, в которой поэт выступает в роли проповедника, низвергающего богов во имя человека и вселенской гармонии, гиперболизация чувств и образов, профетические мотивы широко распространились в творчестве Маяковского («Облако в штанах», 1915 «Человек», 1917) в произведениях В. Чекрыгина Преодоление плоти духом (1912), Воскрешение (1921) – оба автора были знакомы с идеями Философии общего дела Н. Федорова. В произведениях К. Федина, Вс. Иванова, В. Каверина отмечалось влияние новелл Мейринка, в которых реальность переплетается с мистикой: «В Мейринке стиль Гофмана преломился через мир, войну и революцию» (В. Мелик-Хасрабов, 1923). В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх.
Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма». Позже возникла группа «Синий всадник». Художник «Моста» Карл Шмидт-Ротлуф даже получил важный правительственный заказ — создать нового «орла» для республики. Впервые слово экспрессионисты на русском языке появилось в рассказе А. Чехова Попрыгунья (1892), героиня которого назвала так художников-импрессионистов:. Да искусство экспрессионизма долгое время было не очень популярно в среде коллекционеров, но музеи уже давно «прибрали к рукам» большинство основных произведений. Следует отметить, что книги Мозговой ражжиж (1922) и Диалектика сегодня (1923) написали Б. Перелешин и Н. Лепок, единственные несущие на своих лицах/разлив нового мира. /Два мудреца.
Мне такое ограничение не нравится». Как эксперимент музыкально-социально-гигиенический рассматривал А. Авраамов свою универсальную систему тонов и замысел Симфонии гудков (1919) в исполнении эскадры Волжской флотилии. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе.
Вот это состояние разброда выражается в росте индивидуализма и мистицизма. Уже в кинофильме Стачка (1924) героем стала масса, а содержанием – выражение исступленного состояния людей через монтаж контрастных эпизодов.
В серии литографий Н. Гончаровой Мистические образы войны (1915), в альбоме линогравюр О. Розановой «Война» (1916) с текстами А. Крученых запечатлелся взгляд русского человека на мировую бойню. «Пусть будет обнажено не только до мяса, но и до самых костей», - таково творчество Л. Андреева-экспрессиониста. В качестве модели Шиле часто выступала его сестра Гертруда («Герти»), к которой, как утверждали, он испытывал сильное эмоциональное и отнюдь не только родственное, влечение. По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем».
Но это не стало основанием для оформления живописного экспрессионизма в России как группы. Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Экспрессионизм официально заявил о себе в 1905 году., Какого марева рука тебе виски морозом трогала. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры.
Само название этого направления (от лат. В этом месяце открылся после масштабной реконструкции музей Франца Марка в баварском городе Кохель-ам-Зее, где можно будет увидеть живопись нынешнего «экспрессиониста-рекордсмена», а также произведения Кандинского, Клее, Мюнтер и других. Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»).
Однако не все экспрессионистические пьесы о пороках механизированного общества. Если позитивизм подобен глазу без взгляда (В. Картины Маке в этот период выполнены небольшим количеством тёмных тонов. Они сознательно противопоставляли себя реализму импрессионизму и стилю модерн (югендстиль). Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.
Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам.
Программный лозунг был рассчитан на эпатаж: «Экспрессионизм, черт возьми, будет по своему историческому значению не меньше, чем символизм или футуризм». Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы.
Как и в Германии, поэты снова превращаются из созерцателей в исповедников. Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг.
«Штурм» и «Акцион» стали основными журналами новой школы. Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Экспрессионизм в живописи. Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие.
Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. Деятельность фуистов также прекратилась после 1923 года. В Германии экспрессионизм оформился рано и громче всех заявил о себе. После вступления в группу Макса Пехштейна (1881 — 1955) и Эмиля Нольде (1867-1956) Die Brucke" становится одной из двух колыбелей немецкого экспрессионизма. Причиной того, что картины экспрессионистов стали «надежной акцией», многие называют и активность русских коллекционеров на рынке искусства. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов.
Затем, после значительного перерыва, некоторые черты поэтики экспрессионизма, воспринятые через русский и зарубежный авангард возникли в неформальном искусстве шестидесятников (суровый стиль в живописи П. Никонова, В. Попкова, скульптура Э. Неизвестного, Г. Сидура, произведения Ю. Некрасова, театр Ю. Любимова). С другой стороны, славянские влияния на становление немецкого экспрессионизма в лице Гоголя, Толстого, Достоевского находил Тынянов (Книжный угол. 1921, 7. С. 11). Примером переосмысления символизма в духе мировой мистерии, которая совершается нами – в нас, явилась поэма Андрея Белого Христос Воскрес (1918). Тогда же выдумщик Бурлюк, находясь в Америке, предпринимал попытки издать в Берлине книжку своих стихов Беременный мужчина (не состоялось).
Иной космогонический миф создавал М. Шагал в полотнах Я и деревня (1911), Канун судного дня, Продавец скота (1912), Над городом (1914-1918), объединив в напряженной одухотворенности как равноправных – людей, зверей, землю и небеса. Еще более значительный отклик получила драматургия экспрессионизма: пьесы Г. Кайзера, Э. Толлера, впоследствии — молодого Б. Брехта («Что тот солдат, что этот», 1927 «Святая Иоанна скотобоен», 1932), начинающего Ю. ОНила («За горизонтом», 1920 «Косматая обезьяна», 1922). В картинах выражено предчувствие какого-то ужаса через деформацию предметов, природных форм, как бы разрушается и дискредитируется все, что казалось незыблемым. По преимуществу в русле имажинистской образности оставался Борис Земенков.
В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». В первом номере альманаха Абраксас в октябре 1922 года было напечатано письмо Хлебникова Кузмину – своеобразный автонекролог: Я сижу, кусаю губы и не знаю, что мне делать: разделить ли поровну свои богатства между уксусной эссенцией и бумагой для последнего письма или же послать кому-то грозный вызов, грозное объявление войны на жизнь и смерть. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Основными темами для них служили театр, кафе и люди города.
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910). В книге Стеарин с проседью: Военные стихи экспрессиониста (1920) он стремился через ассоциативность, сложную метафору передать ужас войны (волчьи ягоды крови на кишках этих строк, гранат картофель всеялся в борозды, саквояж могилы, портянки прожектора). Не стихи.
Школа Шёнберга отходит от крупных симфонических форм, ясно ощущая, что атональность препятствует конструированию монументальных полотен. К концу 20-х годов остродиссонансная сфера серийно-атональной музыки трактуется Бергом и Шёнбергом уже как средство воплощения бесчеловечных сил, угрожающих миру (оперы «Лулу» Берга и «Моисей и Аарон» Шёнберга). Как сигнал мирового неблагополучия, как «крик в ночи», мешающий привычному наслаждению искусством, экспрессионизм был актуален, неразрывно связан с историческими событиями. Термин предложен издателем журнала «Штурм» Х. Вальденом в 1911. Большинство произведений экспрессионистов продается на немецких аукционах и в основном это графика.
Обращаясь с приветствием к художникам молодой Германии, эмоционалисты писали:Знайте и вы, что в России созвучно вам бьются сердца, не отяжеленные спячкой минувшей цивилизации и что вас приветствуют братья, которые вас любят и гордятся вами (Жизнь искусства, 1923, 11. С. 2). Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Напротив, художники «Моста» (Кирхнер, Пехштейн, Нольде и др. ) подняли на щит свою «немецкость». Но она страшная.
Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч. Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. На Первой русской художественной выставке в Берлине осенью 1922 г. существовал специальный раздел «Экспрессионисты – Бурлюк, Шагал, Лапшин, Лебедев». Наибольшее развитие получил в начале XX века.
Популярностью пользуются и австрийские экспрессионисты, в частности Эгон Шиле. Кафка и Г. Майринк). Маяковский сказал, что таких поэтов надо гнать из литературы. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г. В 1911г внутренние разногласия раскололи группу.
справа). До этого момента И. Соколов считал себя эвфуистом, т. е. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя.
В его выступлениях нередко бывали мистификации, так, в сб. Многие выдающиеся произведения экспрессионизма в Германии – результат плодотворного творческого сотрудничества единомышленников.
Эстетическое кредо близких экспрессионизму русских художников было выражено Д. Бурлюком в статье «Дикие России», напечатанной в альманахе «Синий всадник» (Мюнхен, 1912). Все они участвовали в постановке пьесы Эрнста Толлера Эуген-несчастный в 1923 году (Пиотровский – переводчик, Радлов – режиссер, Кузмин – композитор). Декларацию помимо автора, М. Кузмина, подписали А. и С. Радловы, Ю. Юркун, провозгласившие: Сущность искусства – производить единственное, неповторимое эмоциональное действие через передачу в единственно неповторимой форме единственно неповторимого эмоционального восприятия.
вечно будешь железо мысли/рвать и ковать станком стиха. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм». Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. Отмечая в 1-м выпуске альманаха, что кофейный период литературы миновал и все течения – имажинисты, экспрессионисты, фуисты, ничевоки – умерли, эмоционалисты представляли образцы своего понимания нового искусства.
соединения и выделения любого элемента зрелища, способного подвергнуть зрителя сильному чувственному или психологическому воздействию по аналогии с изобразительной заготовкой Гросса (Леф, 1923, 3. С. 71). В фильмах Драма у телефона (1914), Пляска смерти (1916), Сатана ликующий (1917) Я. Протазанов применил монтажный принцип использовал условность декораций, крупный план, жест взгляда в русле немецкого экспрессионистского кино. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Здесь присутствуют упрощения, практически сравнимые с примитивизмом, преувеличения, которые подобны гротеску, элементы импрессионизма, угловатые линии, грубые мазки, яркие цвета, вызывающий контраст оттенков – все эти техники направлены только на то, чтобы отбросить всё лишнее, не зацикливать человека на красоте деталей, а сосредоточить всё его внимание на главной идее. В кино экспрессионизм достиг пика в немецком фильме Кабинет доктора Калигари (1919).
Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924). Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом. Это— высшее достижение музыкального экспрессионизма. Истоки экспрессионизма в музыке: опера Вагнера «Тристан и Изольда», поздние симфонии Малера, некоторые сочинения Рихарда Штрауса. Из всех направлений нового искусства 20 в. экспрессионизм острее всего выразил конфликт человека с реальностью. В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково.
Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887–1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883–1914). Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества. Одной из отличительных черт группы «Синий всадник» был космополитизм и стремление к обмену идеями между художниками из разных стран. Тогда как в музыке А. Веберна полностью воплотился идеал духовности без чувств (ср.
Персонажи становятся просто масками, воплощающими ту или иную позицию. Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску. Значительными были и достижения экспрессионизма в кинематографе (фильмы немецких режиссеров Ф. Ланга, Г. В. Пабста).
История новейшей западноевропейской живописи разветвляется и разделяется, начиная спостмодернистов, на два основных и резко отграниченных течения: первое исходитиз Сезанна, второе — из Ван Гога первое через Пикассо и Татлина находит выход в производственном искусстве (его предтечей надо считать современный русский конструктивизм) и тем самым пролагает дорогу жизненному искусству пролетариата второе через Матисса, Поля Клее, Кокошку и Кандинского упираетсяв тупик самодельной, субъективно-эмоциональной, по формам анархичной игрычистыми красками и линиями. Успех фильма в Германии определялся созвучием не только его революционного пафоса, отточенного мастерства но и стилистики (единственный полный негатив был куплен Германией в 1926 году). Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. «Экспрессионизмом больны многие мои современники, - писал теоретик левого искусства Н. Пунин, - одни – бесспорно: Кандинский, Шагал, Филонов теперь – Тышлер и Бабель Пастернак, написавший «Детство Люверс» – кусок жизни, равный прозе Лермонтова, всегда томился в горячке экспрессионизма Мандельштам, когда он напрасно проходил свой «пастернаковский период», экспрессионистичен Шкловский в традициях Розанова, ранний Маяковский – поэт, Мейерхольд, Эренбург, теперь еще Олеша чем дальше, тем больше, многое в современной живописи, той, которая съедена литературой, налилось и набухло экспрессионистической кровью» (Н. Пунин. Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса. Русский актер Г. Хмара исполнял роль Раскольникова в одноименном фильме режиссера Р. Вине (1923).
У этих писателей с большей или меньшей прямотой выражено представление о драме как средстве доказательства определенной идеи, так что пьеса носит осознанно схематизированный, «тезисный» характер. «Экспрессионизм родился на гребне большого исторического конфликта, но он— его гипертрофированное, болезненное и неистинное отражение» (Г. А. Недошивин). Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому». Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л. герои лишь иллюстрируют общие тенденции, которые изображает автор. Всего их в короткой жизни Маке было 78. Мозаичность, орнаментальность повествования, анархия изобразительных приемов, отразившая хаос жизни, определяли своеобразие повести Голый год (1922) Бориса Пильняка, которую сопоставляли с толлеровским Massemensch.
В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. На них оказали глубокое влияние произведения примитивного и средневекового искусства, африканская пластика, а также в высшей степени эмоциональная живопись голландского художника Винсента ван Гога и его норвежского современника Эдварда Мунка. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм.
Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. Он показателен, как поворотный пункт немецкой культуры и искусства. В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого. Позднее Маке учился у Ловиса Коринта. Картины экспрессионизма – нарочито плоские, ведь таким образом они надеялись сконцентрироваться на передаче эмоций, а не сюжетов. Исключительное влияние Достоевского на молодую Германию отмечал В. Жирмунский в предисловии к работе Оскара Вальцеля Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (Пб., 1922. С. 5). Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). Дионисическое начало по Ницше – это опьянение, хаос, забвение, экстатическое растворение идентичности в массе.
Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. /Каждый, /ненужный даже, /должен жить». Самое полное в мире собрание произведений Эгона Шиле (250 живописных и графических работ) находится в Музее Леопольда в Вене. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник».
А хорошие «Кирхнеры» (особенно знаменитые «уличные сцены»), по оценке специалистов, способны принести 50, а то и 60 миллионов. Характерными свойствами русского экспрессионизма в связи с этим можно считать духовное странничество, которое часто выражалось в невозможности остановиться и реализоваться в каком-то одном проекте. В 1917 он вернулся в Вену.
Какой простор. Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве.
Шиле создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре. Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. Германия. «Я для Вашей пьесы, - сообщал он Л. Андрееву, - разбил вдребезги декорации, уничтожил рампу, софиты, разбил все» Бросив вызов театру психологическому и символистскому, Мейерхольд создал свой «Условный Театр», утвердил искусство «выражения» как прием, типологически сходный с немецкой экспрессионистской драматургией.
Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе. Их издание окончательно прекратилось в 1933, когда победивший в Германии фашизм объявил творчество приверженцев экспрессионизма разновидностью «дегенеративного искусства», подлежащего запрету, тем более что многие его представители придерживались левых и коммунистических взглядов. Говоря о технике рисования картин экспрессионизма, то стоит упомянуть такие особенности экспрессионизма, как отказ от светотени и передачи пространства. Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. Наибольшее развитие экспрессионизм получил в первые десятилетия XX в. в основном в Германии и Австрии.
До XXв художники не стремились специально работать в такой манере. Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. К явлениям экспрессионистской поэтики относятся некоторые работы Д. Бурлюка, О. Розановой, Ю. Анненкова, Б. Королева, В. Лебедева, А. Древина, А. Пименова, П. Вильямса и др.
Маяковского же можно сравнить с Иоганнесом Бехером». Вместе с Ипполитом Соколовым они составили наиболее интересный сборник произведений, получивший обобщающее название Экспрессионисты (1921).
Прием заполнения кадра темной (броненосец) или светлой (туман) массой, а также раскраска красного флага в финале (ср. Границы между персонажами картин и той средой, что их окружала, уничтожались. Кёльнский собор потрясен до основания».
Такое понимание сущности творчества отличало участников крупнейших объединений художников экспрессионизма: берлинской группы «Мост» во главе с М. Пехштейном и Э. Нольде, мюнхенской группы «Голубой всадник», к которой принадлежал и работавший в Германии русский художник В. Кандинский. Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны.
Ланга, П. Андрей Белый считал Л. Андреева футуристом (до футуризма), Маяковского и Хлебникова – неосознавшими себя мистическими анархистами. В годы мировой войны и революционных преобразований отдельные проявления экспрессионизма концентрировались и возникали новые как последствия революционно-духовной волны (А. Белый). Экспрессионизм (от лат. Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884–1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. В ней Ницше старается по-новому его осмыслить.
Наиболее яркими работами Эгона Шиле являются: «Сидящая женщина», 1917 «Молодая мать», 1914 «Любовь», 1917 «Автопортрет», 1912 «Семья», 1918 и др. Действительно, небольшие, малотиражные книжки выходили в эфемерных издательствах под марками Сад Академа, Ренессанс ХХ века, Орданс (Сандро), Фаршированные манжеты. -Холодно. -ХХ век, 0, 21 ХХ века РСФСР и др. Ощущение неблагополучия жизни, потребность в сверхвыразительных художественных средствах отличали писателей разных направлений – от реализма (Л. Толстой «Смерть Ивана Ильича», 1886 Вс. В широком смысле экспрессионистическим можно назвать искусство (вне зависимости от времени его создания), которое ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний— при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений. Официальному академическому искусству Германии противостояли не только художники-экспрессионисты.
Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. (Э. Хеккель Двое мужчин за столом, 1912г. Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие. Гаршин «Красный цветок», 1883 М. Горький «Старуха Изергиль», 1895) до символизма (А.
Но европеизм его порой сводился к элементарному:. Достоевского. в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами.
Вместо него оперировали различными дефинициями: «Новый пафос» (Эрвин Лёвенсон), «Активизм» (Курт Хиллер) и др. Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Стиль, складывавшийся в русле нововенской школы, — жестко-экспрессивный, аскетичный, абстрагированный от всего «слишком человеческого». Тенденции:1) конфликт с миром, бунт и бессилие, беспросветность2) сострадание к человеку, к человечеству и вместе с тем крайний эгоцентризм3) безудержная эмоциональность4) абстракционизм. В русле экспрессионизма возникла идея духовности искусства, высшая чистота которого требует полного освобождения от мира чувственно-конкретного.
С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться. Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910–1925. Создавая группу Die Brucke" (7 июня 1905 года в Дрездене) Эрнст Людвиг Кирхнер (1880—1938), Эрих Хеккель (1883-1970), Карл Шмидт-Ротлуфф (1884—1976) стремятся перебросить мост в будущее и создать новую живопись. В альманахе (1922) печатались выполненные Б. Лапиным (частью под псевдонимом С. Пнин) переводы стихов величайшего поэта раннего экспрессионизма Альфреда Лихтенштейна, оказавших сильное влияние на развитие современного немецкого экспрессионизма Георга Гейма, Яна ван Годдиса.
expression – выражение) указывает на приоритет внутреннего «Я», раскрываемого с предельной экспрессией. Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно. Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего.
в 1925). В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер. Зенкевич «Дикая порфира», 1912 В. Нарбут «Аллилуйя», 1912) и футуризма (В. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк.
При этом предвоенное время (1910—1914) рассматривается как период «раннего экспрессионизма», связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов («Der Sturm», «Die Aktion») и клубов («Неопатетическое кабаре», «Кабаре Гну»). В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. Националистическими взглядами отличались не только представители «Моста», но и другие художники того времени. В 1912г. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
Первая мировая война, локальные конфликты, революционные перевороты и следовавшие за ними по пятам реакционные режимы сделали свое дело: на смену людям старой формации пришло потерянное поколение, которое крайне субъективно воспринимало происходящее. В 1910-е гг. В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство.
В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. В его рассказе «Бездна» невероятно эмоциональный выплеск напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя. Наметившийся поворот от вопросов обновления стиха к мировоззренческим проблемам, к мистическому истолкованию реальности связан в известной мере с работой теоретика немецкого экспрессионизма Казимира Эдшмида Экспрессионизм в литературе и новая поэзия, о русском издании которой в переводе Теодора Левита сообщалось в кн. Бунт экспрессиониста (не сост. ). Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. /Ровно год с зажатым ртом. /А теперь номер первый удар по обжорному фронту.
Чужая лира, 1923 Молодая Германия, 1926 Поэзия революционного Запада, 1930). Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Рассказ вышел тогда же на немецком языке с предисловием нобелевского лауреата Берты фон Зуттнер (в 1906-1926 в Германии было издано 50 книг Л. Андреева).
Сегодняшнему «экспрессионистскому буму» мы обязаны не только уменьшением количества первоклассных импрессионистских работ на рынке, но и масштабным выставкам и проектам музеев и галерей. Действие строится как открытое столкновение антагонистических верований и воззрений. Дикарьи ребенок — его идеалы.
Т. 1. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия»: 1914—1924 годы. Лени. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура.
е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили.
Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца. Тогда Лапин ответил, что это произведение Вячеслава Иванова из книги Борозды и межи. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта.
В 1905 году появилась группа «Мост», оппозиционная по отношению к импрессионистам, которые отдавали свои силы изображению поверхностной красоты цветов, оттенков и света. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. При этом Лео Маттиас отмечал в книге «Гений и безумие в России» (Берлин, 1921): «Брюсов в русской литературе является тем же, чем Генрих Манн у нас. К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»).
В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм». Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо.
Его элементы можно обнаружить, например, в пьесах Серебряный кубок (1928) и За оградой (1933) Шона ОКейси, Убийство в соборе (1935) Т. С. Элиота, Наш городок (1938) и На волосок от гибели (1942) Торнтона Уайлдера. Белый «Пепел», 1909), акмеизма (М. Несмотря на идеологическое давление и преследования, в которых погибло немало участников экспрессионистского движения, его рецессия наблюдалась в 30-е годы в творчестве обэриутов (Д. Хармс, А. Введенский), в музыке Д. Шостаковича, Б. Мосолова, у С. Эйзенштейна (Иван Грозный), а также в литературе русского зарубежья (поэмы М. Цветаевой, Распад атома Г. Иванова). Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом».
В 1922 г. А. Туфанов исследуя функции звуков речи, установил 20 законов «звуковых комплексов», которые вошли в книгу Фоническая музыка в Государстве Времени (опубликована под заглавием К зауми). В 20-е годы контакты между представителями русского и немецкого экспрессионизма, начавшиеся в довоенное время и прерванные в годы войны, были многообразны. Важно отметить одновременное знакомство русских и немецких новаторов с трактатом Кандинского О духовном в искусстве (1910) и публикацию его текстов в программном сборнике московских кубофутуристов Пощечина общественному вкусу (1912). Квартира 5//Панорама искусств-12. М., 1989. С. 177). Пг. -М., 1923. С. 55).
Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом, способен вызывать определённые эмоции, ему приписывали символическое значение. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. По словам Роберта Ландау (Landau Fine Art, Монреаль), если вдруг на рынке появится триптих Макса Бекманна, то он уйдет никак не меньше, чем за 40 миллионов долларов.
Предвосхищавшие экспрессионизм произведения возникали на рубеже веков в обстановке системного кризиса, усиленного поражением в русско-японской войне и разгромом революции 1905-1907 гг. Мы внутри, а не снаружи».
Гитлер, предпочитавший натурализм в живописи, не принял идею об экспрессионизме как о творчестве, воспевавшем «немецкий дух». М., 1920. С. 3). Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост».
Вот таким образом можно отнести к этому направлению работы похожей направленности, но не в чистом виде, а как симбиоз новых интересных направлений. Например, в драме Чапека R. U. R. Элементы усвоенного экспрессионистского опыта проступают в поэзии и прозе постмодернистов (Т. Кибиров, В. Пелевин, В. Сорокин). Иванов). К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. Пусть не сетуют, что в холодной Московии, вместо всеобщей равной и явной мозговой засухи, мы – оказывается – всерьез и надолго утверждаем поступь мозгового ражжижа, - заявлял Б. Перелешин в предисловии к своей книге Бельма Салара (в названии – образ пенной реки Салар).
В 1904 г. появился его первый альбом эскизов. В 1930 году впервые в СССР на сцене Камерного театра А. Я. Таирова, которому был присущ, по словам К. Эдшмида, стиль нежного экспрессионизма, появилась пьеса Б. Брехта Трехгрошовая опера (в переводе В. Г. Шершеневича под названием Опера нищих). Одним из связующих звеньев между эмоционализмом и экспрессионизмом стал немецкий кинематограф (в прокате было свыше 500 лент). В результате Германской художественной выставки в Москве (1924) стало очевидно, что экспрессионизму созвучно многое в практике объединений Маковец, Живскульптарх, НОЖ, позже – ОСТ, в школе Филонова (иллюстрации к финскому эпосу Калевала), в творчестве Малевича (Крестьянский цикл) и его учеников.
Многим «расово неблагонадежным» художникам (Кандинскому, в частности) пришлось уехать из страны. Экспрессионизм возник как болезненная реакция на ужасы Первой мировой войны, революций и уродливого проявления капиталистической цивилизации. Реформа А. Шенберга явилась для тех лет наиболее радикальной.
В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента. В музыке хотели видеть идеальный пример художественной абстракции игры «чистых форм», которые говорят о духовном, не снисходя до реального.
«Ядром» группы стали именно русские художники — Кандинский, Явленский, Марианна Веревкина. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта.
Очевидным является также влияние на Маке Тулуз-Лотрека. Восприятие мира через художественное и личное представление позволило художникам вести разговор со зрителями с помощью таких необычных художественных проявлений.
Вот таким образом отдельные положения творческой программы, обоснованной экспрессионизмом, находят прямое созвучие с устремлениями и опытами писателей, не принадлежавших этому направлению: австрийского прозаика Ф. Кафки (новеллы «В исправительной колонии», 1919 «Превращение», 1916), Л. Андреева (драмы «Тот, кто получает пощечины», 1915 «Собачий вальс», 1916), русских футуристов, в особенности, молодого В. Маяковского. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. Фантазия питает его парадоксальную образность, начиная от заглавия книги – Родить мужчинам (1923), до отдельных тропов поэмы, связанных с известным стихотворением Давида Бурлюка Мне нравится беременный мужчина. Ранний экспресионизм.
Пафос экспрессионизма// Театр, 1923, 11. С. 2). Этот конфликт вел к радикальности художественных решений, к взрыву традиций. На самом деле его опыты зависели от участников Мезонина поэзии (В. Шершеневича, К. Большакова), которых И. Соколов сближал с английским течением имажизма (группу имажинистов он, напротив, считал псевдоимажистами). Рядом с документальным вариантом развивался эксцентрический – соединение элементов кабаре, мьюзик-холла, джаз-банда (В. Парнах), кино (мастерская ФЭКС) и, по определению С. М. Эйзенштейна, бытовой экспрессионизм (А. М. Роом).
Художники обращаются к литературным темам иллюстрируют романы Ф. М. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположника— Арнольда Шёнберга и у его учеников— Альбана Берга и Антона Веберна. Резкая оппозиция отмиравшему романтизму и утонченным эстетским школам начала XX века сближала эту группу с конструктивизмом молодого Пауля Хиндемита, с кубистскими опытами Стравинского и композиторов группы «6» («Les Six»)— Л. Дюрея, Д. Мийо, А. Онеггера, Ж. Орика, Ф. Пуленка, Ж. Тайфер. Очевидно, что выполнение столь важной миссии требовало философской подготовки.
Банальность и противоречия современного мира воспринимались крайне субъективно через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и мистический ужас перед хаосом бытия. сторонником вычурной поэзии. Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии.
Экспрессионистические тенденции этого периода выразились в творчестве Макса Бекмана (офорты Ночь, Морг и др. ), Карла Хофера и Отто Дикса. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. Участники объединения Серапионовы братья считали, что произведение должно быть органичным, реальным, жить своей особой жизнью, не быть копией с натуры, а жить наравне с природой (Л. Лунц).
В его лучших работах Пиковая дама и Отец Сергий (1918) выявилась особая выразительность исполнителя главных ролей Ивана Мозжухина, который считал, что кинематограф построен на внутренней экспрессии, на паузе, на волнующих намеках и психологических недомолвках. Второй период: экспрессионизм периода первой мировой войны и в послевоенные годы. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения.
Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату.
В этом была их схожесть с фовистами. Коими ныне почти исчерпывается светлый мировой экспрессионизм. Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году. Только формы духовные нам нужны. Наиболее ярко новые черты воплотились в рассказе Красный смех (1904) – экстатическом произведении, при чтении которого нельзя не почувствовать неподдельного крика ужаснувшейся и исступленной души, не ощутить себя вовлеченным в вихрь безумного кошмара (Вяч. Первый период.
Об Эгоне Шиле написано множество монографий, статей и даже два романа («Высокомерие» Джоаны Скотт и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса), а в 1981 году о нем снят художественный фильм «Эгон Шиле – Жизнь как эксцесс» (совместное производство ФРГ, Франции и Австрии). Мотивы беспокойства за судьбы мира, неприятие зла и бесчеловечности парадоксально соединялись в их искусстве с элитарной замкнутостью, сознательной изоляцией от широкой аудитории. В 10-20-е годы прошлого века были созданы важнейшие образцы музыкального экспрессионизма: монодрамы «Ожидание», «Счастливая рука», Пять пьес для оркестра и вокальный цикл «Лунный Пьеро» Шёнберга, а также «Симфония» ор. 21 Веберна. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. То, к чему стремятся художники нового направления, может быть названо зрительной музыкой.
Многие из авторов этого времени не называли себя экспрессионистами и были причислены к ним лишь позднее (Георг Гейм, Георг Тракль). Во время этого краткого по времени обучения появилось 15 альбомов эскизов Маке. Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве.
К началу нового периода объединения Мост и Синий всадник распались, Франц Марк (в 36 лет) и Август Макке (в возрасте 27 лет) погибли во время мировой войны. Наивысшего расцвета в литературе экспрессионизм достиг в драматургии. П. Филонов, формулируя теорию аналитического искусства исходил из традиций народного примитива и живописи Босха, Брейгеля, становясь главой русской школы экспрессионистов».
Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. В экспрессионизме находили действенный протест против духовного тупика и застоя довоенной и военной Европы, против тупика точных наук, против рационалистического фетишизма, против механизации жизни – во имя человека (М. Кузмин. Expressio-выражение, выразить)-течение в европейском искусстве, задачей которого было не столько воспроизведение действительности, сколько выражение художественными способами переживаний автора, порождённых этой действительностью. Такие черты экспрессионизма, как акцент на внутреннем сознании и прием «реорганизации» реальности для отражения точки зрения этого сознания, также характерны для творчества Вирджинии Вулф, Джеймса Джойса, Уильяма Фолкнера, Сэмюэла Беккета и Джона Хоукса (род. Картон, масло, темпера, пастель. Очень распространены мотивы боли и крика. Двумя годами ранее Walker Art Center в Миннеаполисе отметился выставкой «Франц Марк и Синий всадник». Две конфликтующие силы находятся в состоянии неустойчивого равновесия.
Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. Душа закоченела.
«непосредственное духовное вдохновение» уступает место «музыке машин» («Стальной скок» С. Прокофьева, «Сталь» А. Мосолова, «Болт» Д. Шостаковича). Подобно тому, как Л. Андреев овеществлял идеи (Некто в сером – судьба, рок) или превращал предметы в аллегории (стена – все, что мешает человеку), М. Врубель искал пластического воплощения музыки цельного человека интимной национальной нотки, напряженного колорита и жеста.
Экспрессионизм как социальное явление//Книга и революция, 1922, 6. С. 28). В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX. Поживем — увидим. Все остальное – хаос, сплетение случайностей.
Новые творцы были разочарованы, злы, сломлены испытаниями и психологическим давлением. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Очень распространены мотивы боли и крика. Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский.
Родился в Витебске 24 июня. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков». Если Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, то в музыке Берга явно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания».
Вот почему созерцательности акмеизма, собственным теориям кларизма (прекрасной ясности) он предпочел в новых условиях экстатический порыв и крайнюю субъективность. Члены «Моста» вместе и жили и работали. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие.
В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов. Художественный язык был обусловлен установкой на своеобразную интуитивную варварскую непосредственность: тяжелые массы пастозных мазков, положенные на крупнозернистые холсты в черных рамах. Описания боли, крика, стона и смерти – «горгиевы фигуры» начала 20 века. 91 х 73, 5 см. Художники обеднения Мост (1905-1912гг. ). Не осталась в стороне и Германия.
Франц Марк и Август Макке ушли добровольцами на фронт и погибли. Если поэтика экспрессионизма проявлялась в творчестве сложившихся писателей как дополнительный элемент, обусловленный общественно-культурной ситуацией и личным опытом, то для молодых поэтов, вступавших в литературу среди низвергающегося хаоса и конвульсий формирующегося народного менталитета, она казалась универсальным способом самовыражения и самоутверждения.
Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало— это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Для достижения этой цели требовалось вытравить все те принципы старого стихосложения, которые считались незыблемыми от Гомера до Маяковского, перейти к новой системе, построенной по строго математическим схемам 40-нотного ультрахроматического звукоряда и-е-а-о-у, создать полистрофику и высшую эвфонию (благозвучие). В экспрессионизме эта позиция привела к вытеснению из искусства естественно человеческого. Во время одной из первых поездок в Париж Маке особенно поразили полотна Мане. В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее.
Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Столь же разрозненно элементы экспрессионизма возникали в музыке, прежде всего, на страницах футуристических изданий (ноты Н. Рославца в сборнике Весеннее контрагентство муз, посвященном памяти А. Н. Скрябина, манифест А. Лурье в сборнике Стрелец (1915). В это время в Дрездене студенты архитектурного факультета Высшего технического училища образовали творческое объединение «Мост».
В этом смысле можно говорить об экспрессионизме (предельной эмоциональности, экзальтированности) творчества таких «старых мастеров», как Грюневальд и Эль Греко (на илл. В манифесте (1922) он иронизировал над теми, кто жадно подхватывает объедки немецкого стола: Видно мне и каждым детским глазенкам видно: вываливаются внутренности, кишки переживаний из живота кинематографии, вспоротого рифом революции (Леф, 1923, 3. Однако открытием сборника стали первые опыты Б. Лапина и Е. Габриловича.
Художники этого объединения слабо озабочены кризисным состоянием общества их произведения менее эмоциональны. Новая техника должна была воздвигнуть преграду для «романтической красоты чувства» теперь всё душевное и прекрасное воспринималось как тривиальное, нетерпимо благодушное и потому ложное, эгоистически отгораживающее себя от кошмара и абсурда реальной жизни. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов. В то же время отношение к экспрессионизму было противоречивым.
Исполнитель должен быть преображен через внутреннее побуждение, - считал режиссер, предлагая Михаилу Чехову, гениально выразившему психическую неуравновешенность и внутреннюю полифоничность, подчеркнуто экспрессионистский грим в роли Эрика Х1У в одноименной пьесе Стриндберга (1921). Многие драматурги, в числе которых были немцы Георг Кайзер и Эрнст Толлер (1893–1939), чех Карел Чапек и американец Элмер Райс, писали экспрессионистические пьесы, в которых выражался протест против дегуманизации современного индустриального общества. Он задумал работу О принципах построения. Именно в этот период были созданы музеи участников «Моста», а их картины украсили интерьеры правительственных зданий.
Преображенные художником традиции иконописи и народной картинки отличали живописные циклы Н. Гончаровой «Евангелисты», «Сбор урожая». Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным. Картины экспрессионистов, как символ ненавистной Гитлеру Веймарской республики, были объявлены «дегенеративным» искусством. Это заметно смутило Маяковского, но позже выяснилось, что автором все же был Борис Лапин.
В 1910г. В России широко известен литератор-экспрессионист Леонид Андреев. В феврале картина Франца Марка «Пасущиеся лошади III» была продана на Sothebys за рекордные 12, 3 миллиона фунтов (24, 3 миллиона долларов), в полтора раза выше эстимейта.