Водонос – картина утреннего периода творчества испанского художника Диего Веласкеса (1599 – 1660). Картина «Водонос» была написана в 1622 году необыкновенно одаренным и образованным испанским художником Веласкесом.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.
И виртуоз художник хорошо передает эту влажное пятно свои краски. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
Севильский водонос, 1622Картина «Севильский водонос» (около 1618-1622) относится к раннему, севильскому, периоду, когда молодой Веласкес увлечённо писал бодегоны – бытовые зарисовки, действие которых происходит в харчевне или в трактире, в винном погребке или на кухне. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Здесь важны три знаковых момента как отличительные маркеры испанского самосознания. Портрет на долгие годы становится его основным жанром.
Однако Филипп 4 был доволен своими портретами. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. То, что впервые в художественной практике Нового времени реализовал своей жизнью Веласкес, позднее станет проблемой номер один для многих творцов (поэтов, художников). Динамику их изменения прекрасно демонстрирует высказывание одного из исследователей творчества Веласкеса — Д. Брауна: «Веласкес сумел подойти к изображению королей и королев, принцев и принцесс используя новую манеру письма, мощь которой не переставала расти еще долго после того, как воспоминания о его покровителях постепенно стирались в памяти и почти забылись». Уже в тексте Ф. Пачеко обозначена главная причина мифологизации биографии художника.
Полотно «Продавец воды в Севилье» тоже мало похоже на изображение акта купли-продажи. И почти невероятным. 6 октября он был назначен придворным живописцем вместо умершего Вильяндрандо с жалованием в двадцать дукатов в месяц, не включавшим в себя будущие гонорары за картины. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
На готовом гобелене Диего изобразил финал предания об Арахне, но не превращение девушки в ужасного паука, а торжество непревзойдённой богини искусства, что является аллегорией с политическими нотками. Каждый образ на редкость красноречив. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Там картина провисела несколько недель, после чего король велел перенести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Сам себя он освобождает от зависимости от цеховых проблем. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой.
Веласкес изначально, с детства, был наделен, по мнению Ортеги, «непомерным талантом», благодаря чему «он вступил в жизнь с чувством невероятной уверенности в себе». В левой части картины изображен сам художник. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция. Нет, ничто здесь не преувеличено, здесь не видно насмешки. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание. В жаркой Испании вода поциновувалась чрезвычайно.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение, преобладает строгая темная гамма, оживленная богатством изысканных оттенков, особенно серого тона.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Смелость молодого севильянца, не считавшегося с академическими традициями, привела к конфликту с наиболее авторитетными художниками.
А дальше, в сумеречной дымке, видны еще две фигуры придворных. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Каждая из них не только является прекрасно изображённым эпизодом из жизни, но и наполнена глубоким подтекстом благодаря многим деталям, позам фигур их расположению, освещению.
Испанцы даже указывают, что этот Аквадор с Севильи – был корсиканцем. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века). Единственным минусом такой жизни стало ограничение тематики картин, которые творил Веласкес Диего.
Картина художника Веласкеса из цикла бодегонес имеет также и другое название «Продавец воды из Севильи». Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».
Король похож, он глядится в портрет, как в зеркало. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. На втором показана мастерская художника. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую.
Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. и о наличии вакансии на это место. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Веласкес Диего, великий испанский художник. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. 1625 год. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо.
Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Молодому Веласкесу как будто открылись более глубинные пласты национального самосознания испанского народа, чем те, которые питали официальный миф веры, алтаря и чести. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Принявшие христианство арабы назывались мариски. Центральное место в картине занимает сам водонос.
Множество восторгов вызывает даже такая мелочь, как бровь пожилого водоноса. И в этом свете становится понятным его интерес к теме пребывания Христа в доме Марии и Марфы, так как выбор между словом господним и реальными хлопотами по хозяйству, между идеальным и реальным — это выбор испанской нации в пользу «благой части, которая не отнимется» (Лука, 10, 42), выбор трагичный и возвышенный на фоне торжествующего в мире прагматизма. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Отмечая почетность своей роли быть учителем человека, превзошедшего своим талантом и успехами учителя («венец моей старости» — так определяет старый художник свои взаимоотношения с учеником), Пачеко тут же пишет, что виною всему не талант Веласкеса, а милости короля, оказанные последнему: «Если я пишу это, то не для того, чтобы превозносить талант моего ученика как живописца (это придет позже.
Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Разлитая нечаянно вода увлажняет глину и делает её темнее, капли объемны и прозрачны.
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Ортега считает, что именно в этот момент Веласкес «с ужасом отвергает мысль посвятить себя ремеслу живописца». Этого обычая придерживались не только одни энкратиты, а также многие другие аналогичные гностики и аскеты вот таким образом и прозвание водопричастники (водоносы) получило более широкое применение.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». До 1623 Веласкес работал в Севилье. Под «синдромом Веласкеса» Ортега-и-Гассет подразумевает ту странную жизненную ситуацию, когда по воле случая человек в одно мгновение осуществляет свое представление об идеальной модели своей личности, некоем воображаемом персонаже, составляющем его подлинное «я» и призвание. Впоследствии оно только увеличивалось.
Вот и в картине Веласкеса водонос передает стакан воды как огромную ценность, осторожно, чтобы не расплескать. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. «Менины» часто называют картиной создания картины. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Существует предположение, что живописцу позировала для этой работы известная итальянская художница Фламиния Тривио.
Здесь он был не столько представителем своего времени и настоящего (настоящее имеет свойство тут же превращаться в прошлое), сколько человеком будущего. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Это расценивается как свидетельство того, что картина была ему особенно дорога. Трудно поверить, что Веласкесу едва-едва исполнилось двадцать, когда он написал «Водоноса» : подобная виртуозность в передаче фактур предметов достигается путём многолетних упражнений, а для многих так и остаётся недостижимой степенью мастерства. — Е. М. ) получил и до сих пор получает так много милостей». В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков.
«Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. В случае с Веласкесом заслуживает удивления неизменность поддержки короля, который своим упрямым «я выбираю Веласкеса» (это касалось как художественного конкурса на написание аллегории на тему изгнания морисков из Испании, так и выбора кандидатуры на пост гофмаршала двора и членства в высшем военном ордене Сант Яго), по существу, легитимизировал жизненный и художественный эксперимент художника. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера.
Теперь Диего Веласкес, биография которого приобретает более яркие краски, перестаёт зависеть от случайных заработков. Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма прескверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать. При этом надо иметь в виду не только скорописную манеру мастера зрелого периода, но и обращение к самой реальности, которая «отличается от мифа тем, что не имеет завершённых форм» (Х. Король освободил Веласкеса от превратностей профессиональной деятельности как художника. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку.
Представления о роли и месте художника в обществе изменились не меньше. Все работы выполнены с использованием тёмного, часто условного фона, лишённого глубины, что оставляет ощущение безвоздушности, в лаконичной и выразительной манере.
Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Там нет самого обмена, нет денег. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Это дорого стоило. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Ловушка захлопнулась.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. — Е. М. )». Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Картина необыкновенно характерна для виртуозной манеры Веласкеса – особенно это проявляется в том, как он создает ослепительную гамму красных тонов.
Однажды когда Веласкес был болен, ему был послан королевский медик. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора. В картине присутствуют два плана.
Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Диего Веласкес. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. При наличии внешней мифологической атрибутики в лице услужливого купидончика божественного в картине чрезвычайно мало, вся она пронизана теплотой, человечностью искренним восхищением земной, а отнюдь не небесной красотой, поскольку изображённая модель не так идеальна, как того требовали бы каноны подобной живописи. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Формулой жизни Веласкеса станет «только одна женщина — его жена, только один друг — король и только одна мастерская — дворец». Каганэ. Это объясняет, почему «Веласкес никогда не повторяется, каждое его полотно — это живописная теорема, единственный экземпляр из бесконечного ряда возможных полотен» (Х. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца.
Далее. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Своим предназначением Веласкес считал судьбу художника. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
— Е. М. ), не прекращавшееся на протяжении всей жизни Веласкеса, — редкий пример благородства и постоянства. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Лучшие придворные врачи не могли его спасти».
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. С неё было сразу же сделано немало копий. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник. Иначе мы бы знали, кто он. И как убийственно несообразна эта хилая голова над блестящим стальным панцирем, прикрывающим королевскую грудь. Он откровенно игнорировал не только художественную подготовленность рядовых зрителей, но и мнение профессиональной среды.
Это он – Веласкес, раз и навсегда поставил живописца вровень с венценосцами. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Веласкес осмелился невозмутимо навязать зрителю «живопись, которая создает незаконченные картины». Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Типичными высказываниями в этой версии можно считать следующие утверждения Т. П.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. В ряде случаев идя на добровольные уступки (когда нет возможности устранить препятствия), Веласкес становится крайне неуступчивым, когда дело касается его творческой свободы в области эстетических категорий и живописного языка. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Некоторые из них— например, два конных портрета— в мае 1627 года были отправлены герцогу Гонзаге в Мантую его мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре 1734 года. На первом изображена мастерская, где происходит работа. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.
Подобным же образом выписан пейзаж: чаще всего он условен и придаёт портрету символический характер, но вместе с тем он реалистичен и достоверно отражает испанский ландшафт. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. И как художник Веласкес был ограничен заказами своего господина — Филиппа IV. Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах. в Испании отличался гипертрофированными, анекдотически нелепыми формами. Именно этим объясняется крайняя бедность жизни Веласкеса на события: после переезда в Мадрид «Веласкес так и проживет всю свою жизнь во дворце и сменит его лишь на могилу».
Правила строжайше соблюдаемого церемониала действовали здесь с тупой неукоснительностью» и т. д. ) вышеупомянутый автор опирался на т. н. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. У её босых ног лежит кошка. — Е. М), он вскоре почувствовал приступ вновь вернувшейся лихорадки. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
Первый считает, что король освободил Веласкеса «от тирании рынка искусства, который мешал великому испанскому художнику». Размер картины 107 x 81 см, холст, масло. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Его не заботило ни мнение зрителя, ни степень эмоционального воздействия его полотен на зрителя, ни мера понимания зрителем его картин. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Исчезает сам источник энергии. Впоследствии оно только увеличивалось.
Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи.
Марисков обвиняли, что христианство их внешнее, а души их по-прежнему принадлежат Аллаху. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. А приукрашивать действительность в Испании было не принято. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
Благородство и истинное достоинство любого испанца предполагают в деянии акт спасения/благодеяния/милосердия, а не торгашества (оборотная сторона этого — неспособность к занятию торговлей в отличие от прагматичных голландцев Х VII в. ), служение тому, что «не отнимется». Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Множество их, в стремлении выжить, приняло христианство.
В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Картина иллюстрирует миф об Арахне, которая была мастерицей-ткачихой, вызвавшей на состязание богиню ткачества Афину.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа.
В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Однако, через несколько лет, когда стали очевидны его способности к искусству, отец отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры.
Тем более что ситуация Веласкеса сама по себе уникальна. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Согласно точному определению Ортеги-и-Гассета, «мы имеем дело с народом, понимающим язык тела, а потому культивирующим искусство позы, уделяющим немало внимания именно его формальной стороне» и несколько выше — «в этом самообладании, поставленном на службу трагическому и торжественному формализму, нет ни капли импровизации. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника.
Ортега-и-Гассет). Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Отныне «Веласкес будет знатным вельможей, который лишь время от времени берется за кисть». Победителю предоставлялось право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнания мавров из Испании. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. К сожалению, его знаменитые Менины (семья короля Филиппа I с автопортретом художника, в костюме рыцаря ордена Сантьяго (318 х 276 см, (Прадо) не были привезены на лондонскую выставку.
Согласно установочному принципу учителя все искусство живописца в рисунке, Диего много рисует. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. В двадцать четыре года случай (смена короля и возвышение графа-герцога Оливареса, который, будучи, как и Веласкес, родом из Севильи, говоря современным языком, набирал свою команду) подарил ему должность королевского живописца и дружеское расположение августейшей особы. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Его не интересуют профессиональные споры, зависть собратьев по ремеслу и собственная слава. Однако головокружительная карьера оживила в душе гениального художника глубоко запрятанный семейный миф о знатном происхождении (отец Веласкеса принадлежал к знатному, но пришедшему в упадок португальскому роду) и подавленный обстоятельствами императив «Ты должен стать знатным». По словам Ортеги, «Испания Филиппа IV иллюзорное и иллюзионистическое существование спиной к реальности», одним из проявлений которого являлось увлечение общества и самого короля искусством.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Его живопись станет «искусством отстранения». С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений».
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Две миловидные фрейлины развлекают ее. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». И далее: «Возможно, художник сам захотел взять на себя обязанности другого рода, но эта работа компенсировалась почестями и финансовыми преимуществами».
Рядом с Веласкесом через семь дней была погребена сраженная горем его верная спутница жизни Хуана Миранда.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Оно проявляется во многих его работах. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Немного воды же пролилось на глиняный кувшин. Во-первых, вопреки названию и сюжету главный герой, величественного вида старик, несовместим с духом коммерции в принципе и это одна из составляющих испанского мироощущения. Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Водонос».
Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. К сожалению, его имя неизвестно. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Согласно концепции Ортеги человек как бы уходит в небытие, отстраняется от жизни. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. По сюжету молодая кухарка отрывается на минуту от приготовления пищи, повинуясь жесту старой женщины, указывающей ей на висящую на стене картину. Ортега-и-Гассет). Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. И оберегермейстер Хуан Матеос, тот самый Хуан Матеос, что стоит теперь перед нами на пыльном чердаке башни замка Веезенштейн, умудренный, все понимающий, с печальным, тяжелым взглядом припухших глаз. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Используя своё влияние на наследного принца, Оливарес был активным участником непрекращающихся придворных интриг и лоббирование кликой Оливареса государственных дел стремительно возросло. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви. Так, например, собственноручное письмо Веласкеса художнику В. Диасу свидетельствует, что по возвращении из поездки Веласкес находился «в полном здравии». Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11.
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. С 1622 года он возглавил правительство. С неё было сразу же сделано несколько копий. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Согласно метафорической формуле Ортеги-и-Гассета Веласкес был «гением неучтивости», «гением презрения». Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). До 1623 Веласкес работал в Севилье. Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света.
В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Правда, передний план выглядит еще несколько тяжеловесно, контрасты света и тени преувеличены. Водопричастники (водоносы) — так в насмешку прозваны были еретики гностико-аскетической секты энкратитов (воздерженцев) или апотактиков (отверженцев), основанной Татианом. Художник и власть — вряд ли можно найти тему, более подверженную мифологизации.