Картина испанского художника Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» (ил. Настоящее исследование посвящено сравнительному анализу картины Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» (ил. Картина испанского художника Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» (ил. Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» (ил.
В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный. Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение. И только после особого распоряжения короля и специального разрешения Папы Римского Веласкесу разрешили не ворошить свою родословную — в ноябре 1659 года он был признан полноправным рыцарем ордена.
Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. От зрителя многое что скрыто, в том числе и лицо богини. В центре композиции «Счастливые возможности качелей» девушка в розовом платье. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». В заявлении Женскому Социальному и Политическому союзу вскоре после этого, Ричардсон объяснил, «Я попытался разрушить картину наиболее красивой женщины в мифологической истории как протест против правительства для разрушения г-жи Пэнхерст, которая является самым красивым характером в современной истории». Так им не позволялось изображать голое тело.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Эта картина считается одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.
Журналисты были склонны оценивать нападение с точки зрения убийства (Ричардсона назвали «Измельчителем Мэри187) и используемые слова, которые заклинали раны, причиненные фактическому женскому телу, а не иллюстрированному представлению женского тела. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. И среди них – великий испанский художник Диего Веласкес. Слева контур тела – это почти прямая линия, справа изгибается и как будто то же льётся.
Сгибы простыней повторяют физическую форму богини и предоставлены, чтобы подчеркнуть широкие кривые ее тела. Создавая портреты короля и членов его семейства изображая его приближенных и его шутов, нищих и аристократов, художник создавал портрет эпохи, в которую ему довелось творить. Вот таким образом картина занимает уникальное место в его наследии. В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел».
Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса. Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно. По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы. Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного Церковью. Разумеется, нет. Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой.
Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится». Совсем иная интрига возникает в картине Веласкеса. Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII. Кроме того. В 1802 Карл IV Испании приказал, чтобы семья продала живопись (с другими работами) Манюэлю де Годуе, его любимому и главе правительства. Состав, главным образом использует оттенки красного, белого цвета и серый, которые используются даже в коже Венеры хотя эффект этой простой цветовой схемы очень похвалили, недавний технический анализ показал, что серый лист был первоначально «темно-сиреневым», которое теперь исчезло.
После смерти герцогини Каэтаны, в 1802 году, Карл IV приказал Альба продать картину (вместе с другими принадлежавшими им полотнами) своему фавориту и премьер-министру Мануэлю Годою. Ведущие коллекционеры, включая Короля, были склонны держать обнаженные фигуры, многие мифологический, в относительно отдельных комнатах в случае Филипа «комната, где Его Величество удаляется после еды», которая содержала поэзии Тициана, которые он унаследовал от Филипа II и Рубенса, которого он уполномочил сам. Так и случилось: король пожаловал ему звание королевского обергофмаршала дворца.
Низкие вырезы обычно носили женщины во время периода, но согласно историку искусства Зэхире Велизу, «кодексы иллюстрированного этикета легко не разрешат известной леди быть нарисованной таким образом». Вот и Венера смотрит в зеркало и видит там свое лицо – мягкий овал, темные бархатные глаза. Духовные стражи Испании прислушивались к любому известию о нарушении святых догматов. Они была Спящая Ариадн теперь во Дворце Питти, но тогда в Риме, которого Веласкес заказал бросок для коллекции Руаяля в 1650–51 и Боргезе Хермэфродитус, спящий гермафродит (картина вправо выше), теперь в Лувре, которого бросок послали в Мадрид и который также подчеркивает кривую от бедра до талии. Это – общественная собственность. Ей удалось нанести семь ударов.
Название полотна отсылает нас к творчеству Тициана, который впервые ввел этот сюжет в искусство (статьи о Тициане в 3/06 и Джорджоне в 8/06). Конечно, Веласкес принял это предложение. Ему 57 лет.
Образ Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. Область слева от живописи, простирающейся от левой ноги Венеры до левой ноги Купидона, очевидно не закончена, но эта особенность замечена во многих других работах Веласкесом и была, вероятно, преднамеренной. Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон. Лувр, Париж.
Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. Критик Наташа Уоллес размышлял, что неясное лицо Венеры может быть ключом к основному значению живописи, в тот, «это не предназначено как определенная обнаженная фигура женского пола, ни как раз когда изображение Венеры, но как изображение ушедшей в себя красоты». Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. И это, похоже, первый подобный трюк с изображением зеркал. И в своих портретах он старался добиться точного отражения – отражения времени, отражения личности своих героев. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь.
Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Люминесцентные цвета использовали в коже Венеры, примененной с «гладкой, сливочной, смешанной обработкой», контрастируйте с темно-серыми и черным цветом шелка, она лежит на и с коричневым цветом стены позади ее лица. Необычна композиция картины. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает.
Ей и другим суфражисткам не простили и то, что покушение на «Венеру» стало первым в ряду атак на сокровища Англии. К тому же существует еще и реальность зрителя, которая приобретает странный смысл. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. По этим причинам казалось вероятным, что он уполномочит живопись. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.
К сожалению, точной даты, когда полотно было написано, уточнить до сих пор не удалось. Любовник изображен, лежащим в кустах. Насчёт зеркала выдвигаются разные теории. Ее лицо можно увидеть только в зеркале, но оно изображено неясно, расплывчато. Именно тут мы и разим врага». Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война.
«Чувствуется, – как говорил один выдающийся исследователь испанского искусства, – что она родилась для андалузских танцев и что танцует она не только ногами, но и всем телом». Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Но юный Купидон не мог скрыть красоту и страстность живой плоти. Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство.
«Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние – «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной. В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
Он и попросил художника написать красавицу, радовавшую маркиза своими ласками, причем маркизу захотелось, чтобы Веласкес написал Дамиану обнаженной — видно, дону Гаспару хотелось любоваться ее телом всегда, даже тогда, когда ее с ним рядом не было. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Это — общественная собственность.
На картине барышня изображена откинувшись назад. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альба, той самой Каэтане, которую так любил другой великий испанский художник – Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру – «Обнаженную маху». Живопись, как полагают, была выполнена во время одного из визитов Веласкеса в Рим и Прейтер заметил, что в Риме художник «действительно вел жизнь значительной личной свободы, которая будет совместима с понятием использования живой нагой женской модели».
Переплетающиеся розовые шелковые ленты драпированы по зеркалу и завитку по его структуре. Король бежал, но затем в гневе вернулся со своими приближенными в монастырь и устроил в его святых стенах нечто столь кощунственное, что о подробностях происшедшего мадридцы потом осмеливались говорить только шепотом. «Венера перед зеркалом» — это единственная сохранившаяся обнаженная Венера Диего Веласкеса. Женская фигура может быть идентифицирована как Венера из-за присутствия ее сына, Купидона. Но, увы, плохо различимые персонажи из маленького зеркальца за спиной художника (а это, несомненно, король Филипп IV и его супруга Марианна) не дают помечтать. Добросовестное моделирование и сильные тональные контрасты его более ранней работы здесь заменены сдержанностью и тонкостью, которая достигла бы высшей точки в его последнем шедевре, Las Meninas.
Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»). Моррит, друг Вальтера Скотта. Рокби Венера является единственной выживающей женщиной, нагой Веласкесом.
За свое ужасное действие, абсолютное, видимо истеричной и обделенной мужским вниманием особой (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу. ), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы. А в картине «Венера с зеркалом» нет ни намека на христианское благочестие, аскетизм и фанатическое исступление. К тому же, она абсолютно не похожа ни на что, вышедшее из под руки художника. Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку.
Иначе говоря, сладко ничего не делать. Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила еще, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это». Происходит фантасмагорическое удвоение матрицы. зачем ему столько, он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья.
6 августа 1660 года художника не стало. Они зеркальны относительно друг друга и по своей форме тождественны.
Веласкес был главным ассенизатором дворца. В его мастерской было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Именно тут мы и разим врага». А что он держит в руках. Нежно-розовое платье качающейся на качелях девушки ярко выделяется на фоне старого сада изображенного слегка «размытым».
Когда фортуна отвернулась от этого гордого красавца, когда его изгнали из страны и конфисковали все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов (ныне эта сумма эквивалентна 25 000 фунтам стерлингов) известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Моррит. Балансируя между «да» и «нет» телесной чувственности и высокой духовности, Веласкес смог создать некую классическую формулу в духе чисто испанской национальной ментальности, в которой, с одной стороны, было множество запретов, а с другой — брала свое непреодолимая страстность южной натуры. Что мы видим на картине. Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. Я имею в виду этого господина, что на лестнице. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
В тот период Веласкес переживал личный кризис — жену в Италию он с собой не взял. Согласно историку искусства Доусону Карру, Аро «любил картины почти так, как он любил женщин» и «даже его панегиристы оплакивали его чрезмерный вкус к женщинам низшего класса в течение его юности». Образ же Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. Все — суета сует. В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало.
Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. Но у состарившегося Энгра он иссякает. Непрерывные балы, охоты, церемонии, празднества Интриги и интрижки, тайны и пороки истовость веры и страшные грехи «Мертвящая среда», по точному определению замечательного советского искусствоведа В. Н. Лазарева, в которой удавалось сохранить себя, свою душу очень немногим. Высокомерная публика. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия.
Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Но существует и другая версия – полотно было создано в Испании и на картине не итальянка, а настоящая испанка, очаровательная Дамиана известная всему Мадриду актриса и танцовщица. Первое упоминание о картине появилось в 1651 году – в описи коллекции маркиза дель Карпио. В его имении Рокби-холл, затерянном на севере Англии, шедевр Веласкеса снова оказался на многие десятки лет скрытым от глаз широкой публики и почти забытым. Зеркало в богато украшенной раме перед нею держит амур.
(Кстати именно о поисках цельности напоминает разобщенность фигуры и изображения лица в зеркале на картине Веласкеса. ) Но не только смысловой антитезой привлек Веласкеса этот эллинистический образ, а своей непостижимой таинственностью: лежащая фигура так скручена, что ни с одной точки зрения невозможно явственно прочесть ее тайну. «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. Холодная чистота стиля сочетается с чувственностью, затаённым эротизмом. Тема этого полотна, вероятно, навеяна впечатлениями от венецианской живописи эпохи Возрождения. Когда-то «Венерой» Веласкеса восхищались только самые близкие друзья маркиза де Эличе, допущенные в его спальные покои.
– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Все было подчинено вере. «Таймс», в статье, которая содержала фактические погрешности относительно расположения живописи, описала «жестокую рану на шее», а также разрезы к плечам и спине. 6 августа 1660 года художника не стало. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры.
Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
Феминистский писатель Линда Нид наблюдал, «Инцидент прибыл, чтобы символизировать особое восприятие феминистских отношений к обнаженной фигуре женского пола в некотором смысле это прибыло, чтобы представлять определенное стереотипное изображение феминизма более широко». Но не последний. Этот прекрасно образованный, увлеченный искусством и историей эсквайр (именно он впервые доказал, что Троя – не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город и именно его труды стали основополагающими для Шлимана) сразу понял всю ценность полотна Веласкеса. Если принять зеркало за метафору изображения и изобразительного искусства, что является общепринятым со времен Ренессанса (изображение как зеркало реальности), само полотно оказывается по отношению к нам в позиции зеркала, то есть мира идеальных сущностей.
Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. А еще были «Пряхи», таящие в себе множество смыслов, лежащих гораздо глубже, чем просто изображение гобеленной мануфактуры, как полагали ранее, — тут и спор о цивилизации и естественности, о духовном и материальном, об аристократии и народе, об искусстве и ремесле Как будто он предвидел, что власть все равно укажет ему на его место.
Нагой Venuses итальянских живописцев, таких как Спящая Венера Джорджоне (c. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности.
То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими. «Веласкес дает нам представление о людях его времени» – писал Пабло Пикассо. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году).
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией художеств в 1890 году, когда почва была уже подготовлена трудами известных ученых, установивших подлинное значение этого произведения. В «Венере» и так оказалось сильно влияние Великого инквизитора Торквемады – женщина повернута спиной к зрителю и целомудренно скрывает свое тело от обращенных взглядов зрителей. В этом лабиринте относительных пространств возможен и еще один смысловой вариант. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
Это явление известно как эффект Венеры. В 1656 году он написал знаменитых «Менин», сценку из жизни королевской четы инфанты Маргариты и ее подружек, где изобразил и себя, в первый и последний раз, — конечно же у мольберта, с кистью в руке. «На старости лет. Жертвами ярых суфражисток были картины, рисунки, скульптуры, украшавшие лучшие музеи страны, соборные витражи. Вроде бы зеркало, да, точно зеркало.
За доньей Исабель из полумрака выступает Марсела де Ульоа – дуэнья, без присмотра которой благородные испанские девицы не могли сделать и шагу. Эти открытия делают живопись трудной до настоящего времени. Рокби Венера, как долго считалось, был одной из заключительных работ Веласкеса.
Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», — гласит испанская пословица. А почему в мастерской находится инфанта.
Нет ничего вечного. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. В его задачу, кроме знакомства с достижениями итальянских коллег, входила покупка произведений искусства для королевской коллекции.
В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альбе, той самой, которую так любил другой великий испанский художник — Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру — «Обнаженную маху». Движение качелей подчеркнуто легкими тенями. Этой чести удостаивались лучшие художники того времени.
Он хотел писать-старинному, а чувствовал по-современному.
В этом случае возможно истолкование картины в духе высказывания апостола Павла, который утверждал, что мы видим идеальное и абсолютное «гадательно», будто во тьме тусклого зеркала (латинское «speculum in aenigmati» — зеркало гадательное, темное, неясное). В 1632 анонимная брошюра — приписанный португальцу Франсиско де Брагансе — была издана с названием «Копия мнений и цензуры наиболее уважаемыми отцами, владельцами и старшими преподавателями выдающихся университетов Саламанки и Алькалы и других ученых на злоупотреблении похотливыми и неприличными числами и картинами, которые являются смертным грехом, который будет окрашен, вырезан и показан, где они могут быть замечены». Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного церковью.
И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Очень может быть, что именно эта неизвестная нам итальянка и позировала Веласкесу для его Венеры. То же можно сказать и о позе Венеры Веласкеса, в частности о непостижимой таинственности ее образа в целом. Красота и жизнь мимолетны. Для испанцев 17-го века проблема обнаженной фигуры в искусстве была связана с понятием морали, власти и эстетики.
Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Банкиры – чувствительный народ. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Видимо, ради того, что осуществить замысел и написать «Венеру с зеркалом» (La Venus del espejo), Веласкесу пришлось покинуть родину и уехать в Италию. На полотне изображена молодая богиня любви.
Нет ничего вечного. Все было подчинено вере. Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение.
По другой теории, зеркало являет собой разграничитель между миром реальным (отражение) и миром фантазий (красота). но еще и горда. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, — сюжет философско-поучительный.
Конечно же, Веласкесу очень хотелось попробовать сделать нечто подобное и самому. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера. В зеркале изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания.
Однажды, когда художника спросили. А также подсвечник – невероятно сложный и реалистичный. Ложе, устланное черным и белым атласом, на котором смело расположилась женщина. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности».
Венера была бы в такой комнате в то время как в коллекциях и Аро и Godoy. Впоследствии он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя. Античность и Рафаэль оставались его кумирами всю жизнь. Они всегда его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. Звучит весьма пышно, но на деле оказалось, что на Веласкеса возложили не очень-то почетные обязанности. Написал себя среди царственных особ, равным среди равных — в этой картине есть зеркало, в котором зритель видит отражение присутствующих в зале короля и королевы.
По-видимому, художник писал и других обнаженных натурщиц, но в то время в Испании подобные картины считались непристойными. Впоследствии, он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя. Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений.
Согласно Уоллесу, «Нет ничего духовного о лице или картине. Сад окрашен в зелено-голубой цвет и выглядит немного неестественно. И тогда та решила отомстить королю — когда монарх пришел в «комнату свиданий», он увидел там гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Тем более что оно стало первой в длинном ряду атак на сокровища Англии. Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического.
«Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», — говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. «Венера перед зеркалом» — единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). Рассказывали, что папа, увидев свой портрет кисти Веласкеса, воскликнул: «Слишком похож. » Веласкес всегда жил довольно замкнуто, но трудно себе представить, что пылкий испанец мог провести эти почти три года без любви. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале. Искусствовед Хавьер Портус предположил, что упущение, возможно, произошло из-за изображения живописи обнаженной фигуры женского пола, «тип работы, которая тщательно контролировалась и чье распространение считали проблематичным». Обнаженные фигуры были чрезвычайно редки в испанском искусстве семнадцатого века, которое охранялось активно членами испанского Расследования.
Венера целомудренная — это стоящая фигура, что предполагает отказ. Узнается и восхищение художника его предшественниками Тицианом и Веронезе. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. Итак, время действия – 1656 год.
Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса. – Я суфражистка, борец за права женщин.
статью «Менины»). По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью. Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.
Он наблюдает за полетом ее развевающегося платья, за обнаженными ножками. Это вызвало возмущение при дворе и в церкви. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. На самом деле считают, что у испанского мастера живописи было много портретов с изображениями женских тел, однако дошла до нас только «Венера». Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Хотя это подверглось нападению и ужасно поврежденный в 1914 суфражисткой Мэри Ричардсон, это скоро было полностью восстановлено и возвратилось к показу.
В зеркале отражаются люди, которые стоят как бы на месте зрителя. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Олимпия потрясла Парижский мир искусства, когда это было сначала показано в 1863. 10 марта 1914 года в зал, где висела картина, вошла довольно невзрачная девушка, ничем не выделявшаяся из толпы обычных посетителей музея. Когда же фортуна отвернулась от этого гордого красавца и его изгнали из страны, конфисковав все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Морритт.
Современные доклады об инциденте показывают, что картина не была широко замечена как простое произведение искусства. В конце концов нужная сумма, 45 ООО фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Это неясное лицо в зеркале — словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера» — прежде всего портрет тела, влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений.
В тени на заднем плане сидит на скамейке обманутый муж и раскачивает качели. Современное испанское отношение к картинам обнаженных фигур было уникально в Европе. Она добавила в интервью 1952 года, что ей не нравился «способ, которым посетители мужчин зевали во всем этом день долго».
Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать дам (разумеется, в образах мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки можно было писать с натуры, а все остальное — по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например Дюрера. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Сияние женской кожи, красота пышных округлостей — все это не могло не произвести впечатления на испанца, воспитанного в строгой католической традиции. Создавая «Венеру с зеркалом», Веласкес безусловно вдохновлялся прославленными «Венерами» Тициана, творчество которого было блестяще представлено в королевских собраниях.
Опубликование подробного реестра этого приданого, находившегося в архивах дома Альбы и позволило со всей достоверностью определить происхождение «Венеры с зеркалом». Суфражистка Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры). Главные особенности веласкеского видения Венеры в следующем. Но на этом превратности веласкесовой Венеры не закончились.
Многообразны приемы техники Веласкеса. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Конечно же, ее тут же арестовали. Явно переживая творческий, а возможно и личный кризис (во всяком случае, жену в Италию он с собой не взял), в 1648 году с разрешения короля Веласкес отправился в Рим. Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело.
Даже в середине 18-го века, английский художник, который нарисовал Венеру, когда это было в собрании Герцогов Альбы, отметил, что это «не повесилось вследствие предмета». Однако комбинация элементов в составе Веласкеса была оригинальна. «Венера с зеркалом» – единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три).
Гранды отказывались считать равным себе художника Веласкеса, обычного, по их понятиям, ремесленника. Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического. Для нее любить — значит не сдаваться, а побеждать. Они обмениваются лукавыми взглядами. Его «Источник», написанный им в 75-м возрасте имеет специфический привкус салонности: юное девичье тело, трактованное в полном соответствии с античным каноном, донельзя приглажено, лишено всякого разнообразия и безжизненно. " (2) стр. 414Жан Огюст Энгр, "Источник" 1820-1856, Париж, ЛуврЗдесь те же спокойные, плавные линии.
Долгое время считали «Венеру с зеркалом» второй картиной, уцелевшей от огня. До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние — «Венеру с зеркалом» Веласкеса. На это указывает отражение в зеркале. 1510) и Венера Тициана Урбино (1538), были главные прецеденты. Интересны изображения скомканных узлов из белой и черной ткани, акцентирующих ягодицы Венеры сверху и снизу. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.
В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы. Однако «эта девочка с ее маленькой талией и выступающим бедром, не напоминает более полные более округленные итальянские обнаженные фигуры, вдохновленные древней скульптурой».
Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651. На картине изображена, всего скорее испанка. Более того, точно не известно и время создания полотна. Нашлись люди, которые утверждали, что «Венера с зеркалом» вовсе не является созданием Веласкеса, а просто позднейшей подделкой и призывали публику не поддаваться на обман.
Настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами религиозными. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Однажды, когда художника спросили, зачем ему столько, он ответил, что это его помощники, почти подмастерья. Такое, вот, несоответствие.
Однако версия Веласкеса, согласно историку искусства Андреасу Пратеру, «очень независимое визуальное понятие, у которого есть много предшественников, но никакая прямая модель ученые искали их напрасно». И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Ее показывают без мифологических принадлежностей, обычно включенных в описания сцены драгоценности, розы и мирт все отсутствуют. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
Так им не позволялось изображать голое тело. В 1914 году с картиной приключилось несчастье. Зеркало может присутствовать незримо, но мы всегда узнаем о его присутствии. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину.
Помимо портретов Энгр преуспевал в изображении обнажённой натуры.
Им приходилось бороться с клеветой, с обвинениями в корыстных целях и даже мошенничестве. Недаром долгие годы картина хранилась в спальне дона Гаспара и тайна «Венеры», дабы не принести несчастья ее автору и обладателю, оберегалась свято. В «классическом» рисунке Энгра есть терпкость и острота, придающие ему особый шарм.
И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Так, если в целом речь идет об изобразительном искусстве, то это оправдывает некоторую искусственность ситуации позирования и делает ее естественной. "Энгр – стойкий приверженец классицистической доктрины, поклонник идеала «вечной красоты», художник довольно холодный, но по-своему замечательный. Лицо ее видно лишь в зеркале. Женщины всего мира благодарны мне за то, что я положила этому конец. » Англичане были потрясены.
И все это из-за каких-то там прав женщин. У Веласкеса же зритель в первую очередь натыкается на отсутствие лица. То было высшим признанием его таланта.
Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокебю-Парк — в Англии его так и называют — «Венера Рокебю». Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Но самый удивительный персонаж картины Веласкеса (кроме нас с вами, конечно) – пришелец из какого-то другого, более светлого пространства.
Веласкесова Венера -изящна и тонка, грациозна и оболь-стительна. Красота и жизнь — мимолетны. Венера Веласкеса, скорее, воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции ее фигуры далеки от античной «правильности».
Но я о другом. Ее действие было якобы вызвано арестом поддерживающей суфражистки Эммелин Пэнхерст в предыдущий день, хотя были дальние обнаружения запланированного нападения суфражистки на коллекцию. Все – суета сует.
Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника.