Возвращаемся к Венере Веласкеса. По легенде, «Венера с зеркалом» Веласкеса всё-таки была показана Филиппу IV и даже одобрена им, по слухам, ему понравилось что в зеркале отражается лица совсем не красивой женщины. Таким образом, я считаю, цель работы – изучить и сравнить трактовки образа Венеры в картинах таких художников как Джорджо Барбарелли, Тициана Вечеллио и Диего Веласкеса – достигнута. Так что «Венера» Веласкеса была для Испании явлением уникальным.
«венера с зеркалом» (исп. La Venus del espejo)— картина испанского художника Диего Веласкеса изображающая полулежащую обнажённую Венеру. «венера с зеркалом»— единственное сохранившееся изображение обнажённого женского тела кисти Веласкеса. Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» при жизни художника не была популярна. Цель работы – изучить и сравнить трактовки образа Венеры в картинах таких художников как Джорджо Барбарелли, Тициана Вечеллио и Диего Веласкеса. Только сравнив Тициана и Веласкеса, я поняла, почему же Венеру последнего считают портретом реально существующей женщины.
В своей работе Веласкес объединил две устоявшиеся позы, в которых изображалась Венера— полулежащая и с зеркалом.
Там почти за даром ее купил шотландец Уильям Бьюкенен и переправил ее в Северную Европу. Ей и другим суфражисткам не простили и то, что покушение на «Венеру» стало первым в ряду атак на сокровища Англии. Однако обучение здесь не продлилось долго и уже через год молодой Диего Веласкес продолжал обучение у другого мастера живописи Франсиско Пачеко (1576-1656).
В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции.
Именно тут мы и разим врага». Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно. Пораженная стрелой Купидона, Венера безумно влюбилась в прекрасного юношу. Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического. Этот прекрасно образованный, увлеченный искусством и историей эсквайр (именно он впервые доказал, что Троя – не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город и именно его труды стали основополагающими для Шлимана) сразу понял всю ценность полотна Веласкеса.
Так им не позволялось изображать голое тело.
До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние — «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Художник переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 века. Духовные стражи Испании прислушивались к любому известию о нарушении святых догматов. Совсем иная интрига возникает в картине Веласкеса. Более того, точно не известно и время создания полотна.
Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. В то же время Франция завоевывает Алжир и Энгр, уже в зрелом, но отнюдь не старческом возрасте, перенасыщает обнаженными телами свою «Турецкую баню». Но что же отличает работу Веласкеса от множества прочих. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный. Не случайно она погружена в безмятежный сон.
И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. После смерти герцогини Каэтаны, в 1802 году, Карл IV приказал Альба продать картину (вместе с другими принадлежавшими им полотнами) своему фавориту и премьер-министру Мануэлю Годою. В тот период Веласкес переживал личный кризис — жену в Италию он с собой не взял. Однако ход мысли может измениться, если мы обратим внимание на еще одного персонажа, Амура в левом углу картины. Есть гипотеза, что это произошло в период между 1640 по 1650, как раз тогда художник посещал Рим с дипломатической миссией. В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало.
Одни ученые полагают, что картина была создана Веласкесом во время его пребывания в Италии. Красота и жизнь — мимолетны.
Я держу на двух маленьких guridon (фр. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.
Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, — сюжет философско-поучительный. Нет ничего вечного. Но так рождался миф: «Kennst du das Land wo die Zitronen blhn. » (нем. при свете луны), но встречает трагический рассвет.
«Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. (Кстати именно о поисках цельности напоминает разобщенность фигуры и изображения лица в зеркале на картине Веласкеса. ) Но не только смысловой антитезой привлек Веласкеса этот эллинистический образ, а своей непостижимой таинственностью: лежащая фигура так скручена, что ни с одной точки зрения невозможно явственно прочесть ее тайну. Венера является центральной фигурой на обеих картинах, написанных парно (фр. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альба, той самой Каэтане, которую так любил другой великий испанский художник – Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру – «Обнаженную маху». Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел». Лицо ее видно лишь в зеркале.
Когда-то «Венерой» Веласкеса восхищались только самые близкие друзья маркиза де Эличе, допущенные в его спальные покои. Это был мир, где все происходило по раз и навсегда установленным правилам, где каждый знал свое место, где все было чопорно, строго и – ужасно скучно. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. При этом очень приветствовалась инициатива масс – доносы были делом привычным, а потому над всеми испанцами висела страшная угроза – оказаться перед Святым трибуналом, ведь у любого могли оказаться тайные недоброжелатели.
Когда же фортуна отвернулась от этого гордого красавца и его изгнали из страны, конфисковав все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Морритт. Упомянем здесь и Ватто.
В светлых местах краски наложены густо и пастозно. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокебю-Парк — в Англии его так и называют — «Венера Рокебю». Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство.
В конце концов нужная сумма, 45 ООО фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. В те годы о ее существовании знали немногие, но когда в 1906 году наследникам Джона Морритта понадобились деньги и они решили ее продать, о картине заговорила вся Британия. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», — говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. Мифологическая картина Веласкеса известна и под другим названием – «Венера Рокебю». И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса.
Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. А еще были «Пряхи», таящие в себе множество смыслов, лежащих гораздо глубже, чем просто изображение гобеленной мануфактуры, как полагали ранее, — тут и спор о цивилизации и естественности, о духовном и материальном, об аристократии и народе, об искусстве и ремесле Как будто он предвидел, что власть все равно укажет ему на его место. Крон (Хронос), первенец, очевидно успевший родиться до этой психопатологии, решил оскопить отца и сгоряча бросил ампутированный детородный орган в морскую пучину и несколько капель спермы оплодотворили море. Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника.
Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса.
Непрерывные балы, охоты, церемонии, празднества Интриги и интрижки, тайны и пороки истовость веры и страшные грехи «Мертвящая среда», по точному определению замечательного советского искусствоведа В. Н. Лазарева, в которой удавалось сохранить себя, свою душу очень немногим. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Рассказывали, что папа, увидев свой портрет кисти Веласкеса, воскликнул: «Слишком похож. » Веласкес всегда жил довольно замкнуто, но трудно себе представить, что пылкий испанец мог провести эти почти три года без любви. К этому же периоду, по-видимому, относится шедевр Веласкеса «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела.
Она, может быть, менее возвышенно благородна, чем «Венера» Джорджоне, но этой ценой достигается более непосредственная жизненность образа. На самом деле считают, что у испанского мастера живописи было много портретов с изображениями женских тел, однако дошла до нас только «Венера». Все было подчинено вере.
По другой теории, зеркало являет собой разграничитель между миром реальным (отражение) и миром фантазий (красота). Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера.
Этот северный ветер открыто обнимает свою временную подружку. Она знала пророчество, что Адонис будет убит на охоте и пыталась предотвратить это несчастье, но Адонис был непреклонен в своем намерении идти на охоту, где его и убил вепрь (дикая свинья). Теперь ее стали называть «Венера Рокебю» («Венера из Рокби»). «Веласкес дает нам представление о людях его времени» – писал Пабло Пикассо.
«Венера перед зеркалом» — единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). Над всем этим порхает Купидон — чем же ему еще заниматься. Этой чести удостаивались лучшие художники того времени. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. В «Венере Урбинской» находит свое яркое выражение утверждение радости бытия.
Возможно, Венера, да и зритель, смотрят не туда, куда следует и тогда всепоглощающая сила времени становится несущественной. Почти каждодневные мессы исповеди, причащения, суровые посты А ежели кто-то осмеливался нарушить установленные правила, на него тут же обрушивалась кара инквизиции.
Именно так он написал свою знаменитую «Венеру с зеркалом»: полностью обнаженную женщину. Это был мир, где все происходило по раз и навсегда установленным правилам, каждый знал свое место, все было строго и — скучно. Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений.
Именно тут мы и разим врага». Вот таким образом картина занимает уникальное место в его наследии. Конечно же, Веласкесу очень хотелось попробовать сделать нечто подобное и самому. bodegon – трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки.
Красота обретает на этой картине материнское, животворящее начало. Ветер переменился, во всех смыслах. Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. В 1656 году он написал знаменитых «Менин», сценку из жизни королевской четы инфанты Маргариты и ее подружек, где изобразил и себя, в первый и последний раз, — конечно же у мольберта, с кистью в руке. «На старости лет.
Она невольно приложила руку к груди, словно удивлена той красоте, которую увидела в зеркале, поддерживаемом ее верными спутниками – амурами. То же можно сказать и о позе Венеры Веласкеса, в частности о непостижимой таинственности ее образа в целом. но еще и горда. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса.
От зрителя многое что скрыто, в том числе и лицо богини. Веласкес был главным ассенизатором дворца. Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. После смерти Адониса на месте капель его крови выросли розы, а из слез Венеры – анемоны (изящные травянистые растения).
Поначалу работа называлась просто Dona Desnuda (в переводе с исп. Детали картины именно своей двусмысленностью указывают на эту недвусмысленность.
Конечно, Веласкес принял это предложение. Моррит, друг Вальтера Скотта. Одни ученые полагают, что картина была создана Веласкесом во время его пребывания в Италии, куда он по указанию короля отправился в 1648 году для знакомства с достижениями итальянских коллег и покупки картин для королевской коллекции. Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Веласкесу удалось в этой картине создать образ красавицы – гордой, прелестной, страстной, умеющей дарить себя мужчине, но и берущей всего его без остатка.
«Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. И хотя Веласкес всегда жил довольно замкнуто, трудно представить, что пылкий испанец мог провести эти почти три года в Италии без любви. Кроме того. Историки искусства до сих пор спорят, кто позировал Веласкесу для этой картины и когда именно было создано полотно.
За свое ужасное действие, абсолютное, видимо истеричной и обделенной мужским вниманием особой (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу. ), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы. Все – суета сует. Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку. Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного Церковью. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором.
Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Спустя сорок лет она писала об этом случае: «Власти уничтожали замечательную женщину Панкхерст, а я уничтожала замечательную женщину по мнению властей». трубадур) и напишет собирательный образ всех предыдущих своих моделей со святым Георгием.
6 августа 1660 года художника не стало. Опубликование подробного реестра этого приданого, находившегося в архивах дома Альбы и позволило со всей достоверностью определить происхождение «Венеры с зеркалом». Затем он откроет для себя стиль troubadour (фр. К тому же существует еще и реальность зрителя, которая приобретает странный смысл. Художник делает выбор в пользу иного канонического изображения Венеры — со спины, которое со времен античности символизировало целомудрие и стыдливость.
В «Венере» и так оказалось сильно влияние Великого инквизитора Торквемады – женщина повернута спиной к зрителю и целомудренно скрывает свое тело от обращенных взглядов зрителей. В его мастерской было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. Но как бы то ни было, «Венера перед зеркалом» возвращается с паспортом и оседает в Рокби в йоркширском особняке члена парламента Джона Морета.
Возможно именно это побудило некоего человека, который оставил Париж, чтобы созерцать форму горы Сент-Виктуар (разумеется, речь идет о Сезанне), произнести весьма лаконичное высказывание: «La peinture moderne est ne Venise, avec Titien» (фр. Он первый подлинно грустный художник в этой истории, полной роскоши и наслаждений. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Наряду с композициями на религиозные темы («Поклонение пастухов»), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение. По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью.
Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы. Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII.
К тому же, она абсолютно не похожа ни на что, вышедшее из под руки художника. Все было подчинено вере. Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены (1470-1531) и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света. К сожалению, точной даты, когда полотно было написано, уточнить до сих пор не удалось. И тогда та решила отомстить королю — когда монарх пришел в «комнату свиданий», он увидел там гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие.
Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Это неясное лицо в зеркале — словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера» — прежде всего портрет тела, влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений.
Но героиня кисти Диего все же вырывается из «череды итальянских Венер». Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией художеств в 1890 году, когда почва была уже подготовлена трудами известных ученых, установивших подлинное значение этого произведения. К тому же всем известно, что американцы и по сей день слишком озабочены вопросами секса, о чем говорит их политическое сознание, а также недавно выпущенная историография искусства в книге Роны Гоффен «Sex, Space and Social History in Titians Venus of Urbino» (англ. Это вызвало возмущение при дворе и в церкви. Недаром долгие годы картина хранилась в спальне дона Гаспара и тайна «Венеры», дабы не принести несчастья ее автору и обладателю, оберегалась свято.
И так далее, заканчивая «Обнаженной махой», современницей мадам Рекамье (кисти Жака Луи Давида), у которой снова под одеждами ничего нет. В издательстве «Слово» вышла книга «Воображаемый музей» Филиппа Даверио, франко-итальянского искусствоведа, галериста и куратора, ранее не переводившегося на русский язык. Ее красота предостерегает, вместо сладостного чувства вызывает тревогу.
Все — суета сует. И все это из-за каких-то там прав женщин. «Современная живопись родилась в Венеции, вместе с Тицианом»). Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война.
Хотя, казалось бы, у него не было повода грустить. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. И вот мы уже добрались до 1800 года. Веласкесова Венера -изящна и тонка, грациозна и оболь-стительна.
Счастливый жених надевает кольцо на палец невесты, которой улыбнулась фортуна. Его работы копировались тысячи и тысячи раз, но никому не удавалось повторить того внеземного сияния, что исходит от красок с полотен Тициана. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»). Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического.
Закинутая за голову правая рука создает единую ритмическую кривую, охватывающую тело и замыкающую все формы в единый плавный контур. Это – общественная собственность.
Из-за строгой секретности нельзя определить точную дату написания картины. Возможно, мы все в этой комнате сродни месье Жилю, одетому в костюм Пьеро. И только после особого распоряжения короля и специального разрешения Папы Римского Веласкесу разрешили не ворошить свою родословную — в ноябре 1659 года он был признан полноправным рыцарем ордена. Создавая «Венеру с зеркалом», Веласкес безусловно вдохновлялся прославленными «Венерами» Тициана, творчество которого было блестяще представлено в королевских собраниях.
Это — общественная собственность. По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы. В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел». Как выяснилось несколько позже, в Риме у Веласкеса была женщина, родившая ему сына.
Настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами религиозными. Будучи в Италии, Веласкес восхищался картинами Микеланджело, Тициана, Джорджоне, Тинторетто, Порденоне и других великих итальянцев, которые с присущим им смелостью и мастерством писали обнаженных красавиц и красавцев, героев и героинь мифологических сюжетов. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. 6 августа 1660 года художника не стало.
Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает. Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного церковью. Филипп все же добился возвращения художника. Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651. Когда фортуна отвернулась от этого гордого красавца, когда его изгнали из страны и конфисковали все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов (ныне эта сумма эквивалентна 25 000 фунтам стерлингов) известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Моррит.
Картина «Весна» написана в 1482 году. Так как эта картина благоухает подобно цветкам апельсина. Прошло время, ствол дерева расщепился и родился Адонис. Насчёт зеркала выдвигаются разные теории. Веласкесу удалось в этой картине создать образ красавицы – гордой, прелестной, страстной, умеющей дарить себя мужчине, но и берущей всего его без остатка. С1906 года «Венера перед зеркалом» стала достоянием общественности, что вскоре привело к роковым последствиям.
Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера. Венера целомудренная — это стоящая фигура, что предполагает отказ. При этом отражение в зеркале механически воспроизводит то, что находится перед ним и само по себе не очень интересно зрителю, так как мало что может дополнить к уже увиденному. Для нее любить — значит не сдаваться, а побеждать.
Балансируя между «да» и «нет» телесной чувственности и высокой духовности, Веласкес смог создать некую классическую формулу в духе чисто испанской национальной ментальности, в которой, с одной стороны, было множество запретов, а с другой — брала свое непреодолимая страстность южной натуры. Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. По мнению Марка Твена, «Венера Урбинская» — самая непристойная картина в истории искусства. Нет ничего вечного.
Зеркало в богато украшенной раме перед нею держит амур. Явно переживая творческий, а возможно и личный кризис (во всяком случае, жену в Италию он с собой не взял), в 1648 году с разрешения короля Веласкес отправился в Рим. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими.
Такое, вот, несоответствие. «Рождение Венеры», по всей видимости, написано позже, в этом полотне куда более заметно влияние гуманистов (в первую очередь Марсилио Фичино) после не поддающихся объяснению ошибок, совершенных в его первом произведении, которые буквально диктовали художнику, что писать. В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции.
Образ Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. В 1914 году с картиной приключилось несчастье.
Если принять зеркало за метафору изображения и изобразительного искусства, что является общепринятым со времен Ренессанса (изображение как зеркало реальности), само полотно оказывается по отношению к нам в позиции зеркала, то есть мира идеальных сущностей. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. И ощущение божественности пропало – перед нами обычная земная женщина. Среди почитателей таланта Тициана имена крупнейших живописцев разных эпох и стран – это и Рубенс (1577-1640) и Ван-Дейк (1599-1641) и Рембрандт (1606-1669) и Веласкес и Дали (1904-1989), французские импрессионисты, многие русские художники XIX века. Хорошо заметно, что Боттичелли, piqu au vif (фр. У Веласкеса же зритель в первую очередь натыкается на отсутствие лица.
Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится». Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение. Первым владельцем картины считается маркиз Гаспар де Эличе. Тяга к искусству, живописи стали очевидны и отец Веласкеса определил Диего в мастерскую известного художника Ф. Эрреры (1576-1656).
Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку. Видимо, ради того, что осуществить замысел и написать «Венеру с зеркалом» (La Venus del espejo), Веласкесу пришлось покинуть родину и уехать в Италию. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев.
зачем ему столько, он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья. Тем более что оно стало первой в длинном ряду атак на сокровища Англии. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария.
Но существует и другая версия – полотно было создано в Испании и на картине не итальянка, а настоящая испанка, очаровательная Дамиана известная всему Мадриду актриса и танцовщица. Когда в Испанию вторгся Наполеон «Венера» отправилась в Англию. Они зеркальны относительно друг друга и по своей форме тождественны. Это уловил также провидец Андре Мальро, написавший, что Тициан «развешивал» своих Венер на небе Кадоре.
А после нее обладателем картины Веласкеса стал дон Мануэль Годой. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. «Пусть начнется праздник»). И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. – Я суфражистка, борец за права женщин.
Возникает еще один аспект толкования полотна — миф и реальность в свете категорий времени и вечности. Но существует и другая версия — полотно было создано в Испании и на картине не итальянка, а настоящая испанка, очаровательная Дамиана известная мадридская актриса и танцовщица. По пути, как говорится в легенде, ее похитили солдаты герцога Велингтона. Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится».
Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток.
В этом лабиринте относительных пространств возможен и еще один смысловой вариант. Однажды, когда художника спросили. Затем «Венера» принадлежала герцогине Альбе. Торговый дом Энью, купивший картину и собиравшийся продавать ее с аукциона, уже вел переговоры с рядом иностранных и главным образом американских претендентов.
В эпоху Регентства установилось хрупкое и праздное равновесие власти, обеспечившее то повседневное благополучие, о котором Бертран Тавернье столь изящно рассказал в своем фильме «Que la fte commence» (фр. Большую часть времени своего путешествия Веласкес провел в Риме, где создал несколько портретов – в том числе известнейший портрет папы Иннокентия X (1574-1655). Всё же, раз уж мы добрались до Франции, стоит отдать ему должное. Ей удалось нанести семь ударов.
Суфражистка Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры). «Секс, пространство и социальная история в Венере Урбинской Тициана»), в которой автор утверждает, что красный — это цвет замужества, забывая о том, что в красный были облачены все магистраты Светлейшей Республики. Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило обрести бессмертие. Нашлись люди, которые утверждали, что «Венера с зеркалом» вовсе не является созданием Веласкеса, а просто позднейшей подделкой и призывали публику не поддаваться на обман. Речь идет о Джулии Варано, которая в момент замужества была почти подростком и которая впоследствии умрет совсем молодой, оставив герцогу дочь.
«нагая дама»), но позже картину переименовали в «Венеру перед зеркалом». Так и случилось: король пожаловал ему звание королевского обергофмаршала дворца. Долгое время считали «Венеру с зеркалом» второй картиной, уцелевшей от огня. Разумеется внебрачного. В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало. Но на этом превратности веласкесовой Венеры не закончились.
Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Смотреть на свое лицо можно было, лишь дабы постигнуть замысел Божественного Творца, познать себя. статью «Менины»). За окном 1862 год. И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон.
Повзрослев, этот сын стал Зевсом и всё расставил по местам. Конечно же, ее тут же арестовали. Так им не позволялось изображать голое тело. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. 6августа 1660 года художника не стало.
В 1914 году эту картину, выставленную в Национальной галерее в Лондоне, порезала суфражистка. То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими. Живой, теплый цвет тела богини становится в картине главным организующим началом.
Так им не позволялось изображать голое тело. Происходит фантасмагорическое удвоение матрицы. Эта, к сожалению, не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на короля, что тот тут же предложил Веласкесу стать придворным художником.
«Знаешь ли ты страну цветения лимонов. ») — напишет Гёте сразу после того, как его нога ступит на итальянскую землю. Первое упоминание о картине появилось в 1651 году – в описи коллекции маркиза дель Карпио. Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором.
После смерти любвеобильного маркиза Гаспара картина досталась его дочери Каталине, маркизе дель Карпио. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альбе, той самой, которую так любил другой великий испанский художник — Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру — «Обнаженную маху». «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», — гласит испанская пословица.
И среди них – великий испанский художник Диего Веласкес. А в картине «Венера с зеркалом» нет ни намека на христианское благочестие, аскетизм и фанатическое исступление. То было высшим признанием его таланта. На полотне изображена молодая богиня любви. Но юный Купидон не мог скрыть красоту и страстность живой плоти. Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале. Им приходилось бороться с клеветой, с обвинениями в корыстных целях и даже мошенничестве. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный.
Они всегда его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. – Я суфражистка, борец за права женщин. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать дам (разумеется, в образах мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки можно было писать с натуры, а все остальное — по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например Дюрера.
Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело. Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. Красота и жизнь мимолетны.
В этом случае возможно истолкование картины в духе высказывания апостола Павла, который утверждал, что мы видим идеальное и абсолютное «гадательно», будто во тьме тусклого зеркала (латинское «speculum in aenigmati» — зеркало гадательное, темное, неясное). «Венера с зеркалом» – единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). Ей удалось нанести семь ударов.
Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»). «Венера перед зеркалом» — это единственная сохранившаяся обнаженная Венера Диего Веласкеса. Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение. Название полотна отсылает нас к творчеству Тициана, который впервые ввел этот сюжет в искусство (статьи о Тициане в 3/06 и Джорджоне в 8/06). Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной.
«Чувствуется, – как говорил один выдающийся исследователь испанского искусства, – что она родилась для андалузских танцев и что танцует она не только ногами, но и всем телом». Обе картины обыгрывают тему оплодотворения. Тем временем, согласно Гесиоду, детородный орган деда Зевса продолжал плыть по волнам. В произведениях Джорджоне («Юдифь», «Три философа», «Гроза», «Спящая Венера») поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. Внимание привлекают, прежде всего, прекрасные женщины их лица с классическими чертами, светло-золотистая кожа, шелковистые волосы, мягкие жесты.
Образ же Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Конечно же, ее тут же арестовали.
Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние – «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Впоследствии, он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя. Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой.
Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. В «Весне» Зефир оплодотворяет нимфу Хлориду, усыпанную цветами, причем отнюдь не флорентийскими, слева Гермес-Меркурий прогоняет облака, по центру танцуют Грации исполняя поднятыми руками недвусмысленный жест современных феминисток. Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила еще, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это».