Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм. В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Торжественно, как будто происходит какой-то ритуал «дарования воды».
В1634-1635 Веласкес написал свое первое большое полотно «Сдача Бреды». Но, оказывается, он не собирается присоединяться к Караваджо, Остаде, Брауверу. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Непонятно, что же именно связывает старуху и мальчика, кем они приходятся друг другу.
Это живой человек с грубоватым энергичным лицом и сильным мускулистым телом. В последние годы жизни художник написал одну из своих лучших картин — «Пряхи». Мадрид. А приукрашивать действительность в Испании было не принято.
Итак, дар — благодеяние. Мог бы вести себя попроще, уплетая дешевые овощи и сидя за одним столом с живыми, улыбающимися юнцами. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Как и другие картины севильского периода, она выполнена в жанре бодегонес (исп.
Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Чиненое — постыдно, а аноенет. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. «Прачка», «Кухарка, моющая посуду», «Три мальчика, пускающие мыльные пузыри», «Молодая женщина, вышивающая ковер» — на всех этих картинах люди изображены такими, какие они есть на самом деле. «Шоколадница» — одна из наиболее известных картин Жана Этьена Лиотара.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Среди портретов других лиц этого периода упомянем «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калабасильяса» (1626-1627). Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Здесь у него иные заботы. По сравнению с другими полотнами Снейдерса, его картина «Кухарка у прилавка со снедью» выглядит довольно сдержанно: в первую очередь внимание зрителя привлекает не изобилие стола, а лицо и руки женщины, растирающей в ступке специи.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Князь был покорен ее красотой и, несмотря на протесты своей семьи, взял девушку в жены. Вскоре после возвращения из Ируна в Мадрид Веласкес скончался. Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». Он кормился своим ремеслом.
Это старик слева. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Горделиво демонстрировать белому свету дыры и лохмотья — это вызов, это несмиренность. Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
1591 —1652) присущ глубокий интерес к различным характерам людей. Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Поездка пошла на пользу. Было бы странно и даже дико заниматься таким выяснением.
Интересны и легенды создания этой картины. Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Простолюдин стал памятником самому себе.
Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде2, ведя свою историю от королевской коллекции. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Мы привыкли так говорить, но то оскорбительная привычка. И многое другое неясно.
В последний период творчества Веласкес создал две многофигурные композиции: «Менины» (1656. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. При дворе Филиппа II очень недолго работал художник большого и яркого дарования Д. Теотокопули, прозванный за свое греческое происхождение Эль Греко (1541 — 1614).
Святой Варфоломей Риберы далек от бесплотных святых Греко. Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал. В картине "Менинах", наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Из первых портретов Веласкеса сохранился только так называемый «Портрет Франческо Пачеко» (около 1619).
Кто различит эти три вещи до конца. За спиной полководцев стоят войска. Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина.
Веласкес Диего, великий испанский художник. На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша. Впоследствии оно только увеличивалось.
Но Веласкес превращает миф в бытовую картину. Первый Итальянский период жизни продлился с августа 1629 года по январь 1631 года. В картине «Чудо св. Характер преподавателя был несносен из-за этого Веласкес проучился недолго у этого мастера и уже через год мальчик работал в мастерской Франциско Пачеко, замечательного педагога, обожающего античность.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Известно, что в 1669 году «Молочница» была продана за огромную по тем временам сумму — 175 флоринов, а позже, на аукционе 1719 года, ее отрекомендовали как «знаменитую работу кисти Вермеера Дельфтского, подлинное произведение искусства». Художники знают об этом уже тысячи лет, со времен фараонов. Зрелый художник Веласкес много почерпнул из творчества итальянских мастеров кисти. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Если в ранних севильских картинах Веласкеса была еще некоторая жесткость, резкость переходов от света к тени, то «Сдача Бреды» чудесно передает воздушную даль, пространство, а мастерски написанные голландские и испанские солдаты и центральные фигуры Нассау и Спинолы свидетельствуют о большом портретном искусстве художника.
Академическая идеальность отсутствует. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. Другие искали таинства и философию в евангельских сюжетах, в античных мифах. Таков смысл испанской пословицы «Еl hidalgo, roto у no remendado», то есть «Идальго в дырах, но не в заплатах». Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви.
Другим крупным мастером первой половины XVII в. был живший в г. Севилье Сурбаран (1598 —1664). Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). Таких веселых едоков охотно изображали в то время художники Италии, Голландии, Фландрии. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Почему он такой. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. «Старая кухарка» — одна из ранних работ знаменитого испанского художника Диего Веласкеса. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3.
По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645). Прекрасно передан солнечный свет, струящийся из окон, чудесны переливы красок. По вызову короля Веласкес вернулся в Испанию, где занимал почетное положение при дворе, а в 1658 году стал рыцарем ордена Сант-Яго. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».
Он приносит людям драгоценную и чистую субстанцию. Там он встретил Гверчино и Хусепе Риберу изучал картины Тициана и Тинторетто. Узнаваемость и открытость смысла не касаются здесь самых главных вещей.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Ведь оболочка человеческая случайна, непостоянна и бренна, а честь — твердыня вечная. Творчеству Риберы (ок. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Дочь Пачеко стала женой Веласкеса. Лица крестьян, загорелые, обветренные, одни серьезные, другие смеющиеся, очень выразительны. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Но на картине он стал другим.
И тем не менее он торжественно невозмутим и даже величествен. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. На следующий год ему был заказан портрет Филиппа IV верхом на коне. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Она хранится в двух глиняных кувшинах — один большой, а другой поменьше. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Старый водонос — истинный благодетель. Торжественная печаль и сдержанность царят в нижней части картины.
Это дорого стоило. Веласкес сделал свою кухарку величественной, незыблемой, торжественной. Недолго думая, Лиотар изобразил девушку в костюме официантки. Но именно как будто. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Он стремится влить жизнь в схемы парадных изображений.
И почти невероятным. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Замешивает тесто или взбивает масло.
Официанткой в кофейне была Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.
Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. И в картине нет буквально ничего такого, что говорило бы о продаже или оплате. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Кстати, что именно она делает — не очень понятно. Но для этих достаточно трудоемких процессов женщина сидит слишком вальяжно.
В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. и о наличии вакансии на это место. У её босых ног лежит кошка. Живые движения работниц, сочные краски, лучи света, врывающиеся в окна мастерской, — все проникнуто «трезвым отношением к действительности», которые определяли стиль Веласкеса.
В «Пряхах» художник вновь обратился к теме труда. Дворец Дория). Рыцарь граф Оргас умер.
Рваное — это другое дело, да и то это более от доспехов, нежели от времени». До 1623 Веласкес работал в Севилье. То не мелочь — или, может быть, такая «мелочь», которая подводит к самому главному. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Прадо) и «Пряхи» (ок. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции.
Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. О кристалле души. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Дарение без расчета, без задней мысли издавна было чертой людей чести.
В комнате много людей. Но и в этом случае художник проявил самостоятельность. Он копировал картины Тинторетто, фрески Микеланджело изучал античную скульптуру, знакомился с произведениями современных ему итальянских художников. Отец художника происходил из португальского семейства, перебравшегося в Андалузию.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Несомненно, «Водонос» Веласкеса принадлежит к этой породе «подателей благ». У каждого народа есть свои почитаемые «податели благ», герои истории, легенды, мифа. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Среди ранних картин Веласкеса есть несколько религиозных композиций особенно примечательно и не очень характерно для его эпохи то, как художник находит элементы святости в обыденной повседневности и вводит людей из народа в изображение священной истории («Поклонение волхвов»).
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Мурильо написал также большое количество картин бытового содержания. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.
В 1628 состоялось его знакомство с П. -П. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. В свой первый мадридский период, до 1629-1630 годов, художник исполнил многочисленные портреты короля, в полный рост и погрудные: «Портрет Филиппа IV» (с золотой цепью, около 1623), «Портрет Филиппа IV» (с прошением в руке, 1625). Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Все предметы похожи на отлитые из металла.
Никакого этикета он не знает и не признает. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
Дыра благороднее заплаты и человеку чести лохмотья не укор. Еще современниками художника она воспринималась как шедевр.
Картина разделена на две части: земля и небо. Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц. Они способны даже гордиться своими лохмотьями. Они видны и в характере передачи атмосферы и пейзажа в полотне «Святой Антоний Аббат посещает Павла-Отшельника» (до 1640).
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Размеры их стали меньше, но модели запечатлены в благородных изысканных позах, увидены и написаны с исключительной зоркостью. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
Первые известные произведения живописца отображали обыденную жизнь многочисленных ремесленников, подмастерьев и кухарок, занятых разговорами, уборкой или приготовлением нищи. Пока что, в Севилье, его главный герой — человек демократический. «Кузница Вулкана», написанная в 1630 году во время первой итальянской поездки, не только иллюстрирует миф, но и изображает художника в среде, промежуточной между искусством и ремеслом. Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. В сущности, очень многое неясно. Обе картины перекликаются между собой и могут восприниматься и как обычное изображение жизненного эпизода и как аллегорическое напоминание о вечных ценностях.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Сквозь окна и двери светит солнце и пылинки дрожат в его луче. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. С неё было сразу же сделано несколько копий. Плебей с королевской осанкой.
С великолепным пренебрежением умеют отнестись персонажи испанских картин к своей внешности. Такое затемнение в глубине обычно придает картинам оттенок таинственного умолчания. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Скорее всего он и посоветовал отправиться в Италию. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Какой странный быт, совсем не похожий на быт. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Посредине комнаты стоит маленькая инфанта Маргарита. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. В 1629 году Веласкес отправился в Италию и оставался там до 1631 года.
Некоторые из них— например, два конных портрета— в мае 1627 года были отправлены герцогу Гонзаге в Мантую его мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре 1734 года. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». А таинственность есть один из атрибутов величественного и царственного. Двадцатилетний мастер увидел то, что другой бы не увидел.
Глубокий реализм делает этот портрет королевской семьи историческим документом. Жесты прях подчинены однообразному ритму работы.
Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Карьера молодого живописца складывалась успешно.
«Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Какой монетой можно заплатить за это, о какой «продаже» может идти речь. Это произошло 6 августа 1660 года. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Не «продавец», а дарователь драгоценной, чистой субстанции — вот кто он такой. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Полотно «Менины» (Придворные дамы) считается лучшим из всего, что создано Веласкесом. «Бодегон» — это картина изображающая типично испанский стол и типично испанских едоков, собравшихся где-нибудь в типичной испанской «бодеге». Но уверенность в своей чести наполняет этого плебея. Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану.
Все иначе. Интересно, что Снейдерс не любил изображать на картинах людей. Быт абсолютно не похож на быт.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Наивысшего мастерства достиг Веласкес в портрете папы Иннокентия X (1650. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес.
Быт как таковой пребывает там, где можно видеть извечные обыденные предметы, дела, заботы. Удивительны тонкие световые эффекты, которые строят живописную композицию. «Слишком правдиво. » — воскликнул, по свидетельству современника, папа, увидев этот портрет. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Существует предположение, что живописцу позировала для этой работы известная итальянская художница Фламиния Тривио. Они даруют людям нечто первостепенно важное, символически бесценное. В домашнем хозяйстве XVII века существовало различие в прислуге.
Его рука покоится на кувшине с водой, а другая рука подает прохожему бокал. Менин часто называют картиной создания картины. «Благо рождает рука того, кто дает, а не того, кто берет», - говорит Кальдерон в сонете «Щедрость». Суровая надменность, властность чувствуются во всем облике этого человека, в недобром взгляде, в изломе бровей, в тяжелой нижней части лица.
Происходит какое-то значительное, во многом таинственное действо (а оно и должно быть таинственным). Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. Здесь юноши, сидящие за небогатым столом, весело выказывают свое хорошее настроение. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. Однако Филипп 4 был доволен своими портретами. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Наиболее известно его произведение «Погребение графа Оргаса». Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Знакомство с искусством Италии сделало стиль художника более свободным и блестящим. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Профиль ее похож на тот, который обычно чеканят на медалях. В плутовском романе Матео Алемана, где устами проходимца глаголет если не истина, то по крайней мере житейская мудрость, сказано: «так уж устроено на свете, что дающий возвышает себя, а принимающий делается ниже его». Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.
Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Картина «Вакх» изображает пирушку крестьян на винограднике. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Там — пожилой водонос, который подает юноше бокал воды. Можно ни минуты не сомневаться, что тот вполне реальный водонос, который здесь запечатлен (его звали в Севилье Корсиканцем и считали достопримечательностью города), не имел обыкновения раздавать даром свою воду, привезенную издалека, с гор. Так и на картине «Кухарка» героиня будто отвлечена кем-то от своего кулинарного занятия. Их лица бледны, глаза многих подняты к небу, фигуры озарены колеблющимся пламенем факелов.
Рубенсом, посетившим Мадрид. Поездка в Италию содействовала расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. В исторической картине «Сдача Бреды» Веласкес изобразил момент, когда голландский военачальник Нассау передает ключ от крепости победителю испанцу Спиноле. Очертания стеклянного тулова безукоризненны. 1625 год.
Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Как правило, хозяева дома относились к молочнице с большим уважением. Молодая кухарка что-то толчет в ступке. Первым учителем его был Фр.
Разговоры о быте решительно «не идут» бытовым картинам Веласкеса. Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой. О скудном интерьере харчевни можно судить по грубому чурбану, на ко тором стоит глиняная тарелка, развешанным за спиной кухарки коротким черпакам и старой плетеной корзинке. Диего упросил короля Филипа дать разрешение на эту поездку.
Мы уже помним, что с Рафаэлем ему не по пути — он и сам подтвердил это. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани.
С 1622 года он возглавил правительство. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. («Портрет инфанты Марии Терезии», Портрет инфанты Маргариты», «Портрет шута Калабасильяса», «Портрет мальчика из Вальекаса»).
Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Спокойная композиция полотна усиливает впечатление примирения.
Такой герой и появляется в «Завтраке». Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Эта картина Яна Вермеера известна также под названиями «Девушка/женщина/служанка с кувшином молока» и «Кухарка». Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.
Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон). Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Эррера Старший, а потом — Ф. Пачеко.
Ему отвели парадные апартаменты в одном из крыльев королевского дворца и не менее просторную мастерскую в одном из пригородных замков. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Но писал художник и отдельных героев, чаще всего он словно выхватывал их из окружающей действительности, застигал врасплох («Мачеха», «Пряха», «Официант»). В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Практически все картины, созданные после Италии, можно отнести к числу шедевров.
Недаром как портретист Веласкес вызывал удивление своих современников. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Конные и охотничьи портреты короля и его семьи, герцога Оливареса.
Их позы, движения и жесты сдержанны и величавы. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало заметное влияние на живописца: его стиль стал более свободным и блестящим, колорит— менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Чаще всего его героями становились женщины и дети. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа.
Образы, созданные Бартоломе Мурильо (1617 —1682), последним крупным живописцем «золотого века», уже иные, чем у его предшественников. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Дарование, дарение — связующее звено высшего порядка между людьми ибо воплощает бескорыстие, любовь и преданность. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
В другой религиозной картине, написанной во время второго пребывания в Риме и, возможно, последней в этом жанре – в «Короновании Марии» (около 1641) заметно усиление лиловых тонов. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Великолепен конный портрет принца Бальтасара: маленький пятилетний Бальтасар прямо держится на вздыбленном коне, сжимая в руке жезл полководца, но его лицо сохраняет детскую непосредственность. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). В 1627 в соревновании с другими художниками написал картину «Изгнание мавров», за победу ему было присвоено звание гофмейстера. И как будто все это есть в «Старой кухарке».
Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. bodegon — трактир, харчевня), сочетающем в себе элементы бытовых сцен и натюрморта. 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье. Рубенс пробудил в нем желание посетить Италию. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
В «Пряхах», крупнейшем произведении позднего периода, художник связал мифологический эпизод и изображением повседневного ремесленного труда. Веласкес изобразил кухарку по-настоящему торжественной. И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой. Они, может быть, родственники, а может и нет. Это и «Кузница Вулкана» (1630) и «Взятие Бреды», многочисленные портреты Филиппа III, Филиппа IV их чад и домочадцев.
Если посмотреть на картину, то никакой продажи мы там не увидим. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). На сей раз это труд прях на королевской мануфактуре по выделке шпалер. В мастерской Пачеко Веласкес занимался писанием голов с натуры.
Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. В «Триумфе Вакха» художник соединил античный миф с изображением обыкновенных веселящихся пьяниц.
А преданность и бескорыстная любовь — отличительные свойства человека чести истинного рыцаря во всех значениях этого слова. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения.
И дело не только в тех доспехах, на которые ссылается славный рыцарь. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». Творчество Шардена ознаменовало собой рассвет реализма XVIII века. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость.
Рим. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Однако «чудо» выглядит обыденно и не нарушает мирной трапезы монахов. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Может- слуги одного дома или вообще не знакомые друг другу люди.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Фирс Журавлев известен прежде всего своими многофигурными жанровыми картинами, подчас очень драматичными и эмоциональными («Перед венцом», «Девичник в бане», «Купеческие поминки» и др. ). Где происходит дело. Его занятие, конечно, плебейское, но он совсем не слуга. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду – он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера.
К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. При этом натура не исправляется. Ведь бытовые дела понятны, прозрачны, всем знакомы их можно мигом разгадать и рассказать. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е).
Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Чьей именно кисти принадлежит данное изображение, остается загадкой. В Италии (1629—30) Веласкес изучал творчество Рафаэля и Микеланджело, а также антики. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. К этому же времени относится создание Веласкесом серии картин, воспевающих военные победы Филиппа IV.
Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. 1657). И бытовые сцены подходили для такой практики как нельзя лучше. Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию.
Потому и неверно называть его «продавцом воды». Оно проявляется во многих его работах. Его наблюдения над феноменами освещения и колорита, совершенно новаторские для его времени, были «востребованы» только в XIX веке импрессионистами и в первую очередь Мане.
Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Лица персонажей Сурбарана, как правило, суровые, отличаются удивительной выразительностью и характерностью. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. В знаменитой картине «Менины» (молодые придворные дамы) Веласкес вводит зрителя в свою мастерскую. Но это будет потом. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. Капли воды подобны бриллиантам, скатывающимся по точеному конусу хрусталя.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Небольшие пейзажи вилл Медичи и Прадо.
Он идет с ними вместе только до известного пункта. Еще в ХУ в. испанские мастера, стремясь к правдивому изображению окружающего мира, создавали в своих картинах, в основном религиозных, реальные образы людей исполненных величия и достоинства. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Бокал в руке агвадора притягивает взгляд своей драгоценной прозрачностью.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).