Картина Диего Веласкеса Пряхи (миф об Арахне): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В этой статье мы подробно остановимся только на двух работах, которые написал поздний Веласкес – картины с названиями «Менины» и «Пряхи». «пряхи» — картина Диего Веласкеса, написанная около 1657 года, в поздний период творчества художника. Но поистине уникальным произведением Веласкеса является его последнее крупное произведение – картина «Пряхи», которая посвящена испанскому трудовому народу.
Он подвел итог своего давнего внутреннего спора о приоритетности «художественной» (эстетически формализованной по законам красоты) и «естественной» (натуралистически-портретной) формы предмета, высокого стиля «историй» и низких истин бодегонов, условной красоты итальянской классики и антикрасоты бытового жанра, мифа как «высшего проявления свободы фантазии» и «тюремной клетки» (Х. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Этот неиссякаемый источник жизни Веласкес благоговейно осеняет божественным, сказочным светом и в возвышенно эстетизированном виде возносит на Олимп искусства.
Пряха уверенно приводит в движение колесо прялки, снимает шерсть с кудели и одновременно отдает приказания склонившейся к ней прислуге. В то же время персонажи на втором плане, включая Афину и Арахну изображены чётко и объёмно (фигура Арахны даже отбрасывает тень). Исчезли темные тени, высветлился колорит, цветовая гамма стала необычайно богатой. Та, не снеся унижения, повесилась.
Каганэ. А еще возможно это даже фрейлины королевы. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев.
Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Картина Веласкеса пропитана благородным гуманистическим смыслом.
Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Рубенсу оставалось жить меньше года. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу.
«Портрет камеристки инфанты Изабеллы» 1625 г. Строгое чёрное платье с большим белым воротником отражает стиль брюссельского двора того времени. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Придворный театр был любительским. Это дорого стоило. С немощным телом Эль Примо (1644, Мадрид, Прадо) контрастирует его умное сосредоточенное лицо, сдержанно-печальное, полное душевной красоты и значительности.
В глубине, в нише, залитой лучами солнца, нарядные дамы стоят возле огромного ковра. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес. В этих картинах Веласкес предстает мистическим художником.
Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь.
Это произведение вызвало восторг у современников и последователей художника. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Они были созданы одновременно вскоре после того, как Веласкес завершил свое обучение у Франсиско Пачеко и предназначались для севильского монастыря Кармелитас Кальсадас (впоследствии разрушенного). У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. В картине присутствуют два плана. На втором показана мастерская художника.
Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.
Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Каганэ. Он подарил миру около трёх тысяч картин и множество рисунков. Изображена на холсте королевская ткацкая мастерская на улице Санта Исавель2.
Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. На первом изображена мастерская, где происходит работа. За внешней светской сдержанностью Спинолы чувствуется и гордое сознание победы и благородство его натуры: учтиво встречает он побежденного, отдавая должное отваге и несломленному духу голландцев.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). На многофигурном полотне с двумя планами изображена гобеленовая мастерская. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света.
С ними античный бог вина Вакх и фавны.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Свет на правую часть лица старика говорит о закате жизни. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Особенно важной для творчества художника была первая поездка (1629-1631годов), когда он соприкоснулся с итальянским Ренессансом. Веласкес оттачивает мастерсто, копируя Леонардо, Микеланджело и великих венецианцев.
На первом же плане гобелена Веласкес изобразил двух женщин в античных одеждах. Именно это и есть «веласкесово». Картина посвящена единственному победному событию в бесславной для испанцев борьбе с голландцами. Не может простой человек превзойти бога. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Однако это толкование картины легко подвергнуть сомнению: среди работ Веласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа IV и Марианны Австрийской, а сведений о таком портрете не имеется и в старинных дворцовых описях.
Итог, которого для нее печален – искусная прядильщица была превращена в паука. Но здоровье Веласкеса было подорвано. До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала.
Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция. Всех троих объединяет сияние белого цвета, цвета начала начал.
В них часть персонажей, обязательно, должна была взаимодействовать со зрителем (направляя на него взгляд или адресуя ему жест). В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Окончательно эту меру определяет третья фигура.
В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. В условиях наступления католической реакции в Испании он воскрешает античную тему, волновавшую мастеров итальянского Возрождения. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Это все взято с картины Тициана. Огромное уходящее пространство равнины наполнено серебристым туманом раннего июньского утра, с которым сливается дым пожарищ пылающих на горизонте селений. О ситуации на картине можно сказать, что работницы мануфактуры заняты прядением шерсти.
Разумеется, нет. Колористическое богатство и свободный пастозный мазок отличают одну из самых знаменитых картин Веласкеса «пряхи». В основе этого произведения лежит миф о состязании между Афиной-Паладой, которая дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам, и гордой пряхой Арахной, которая дерзнула утверждать, что в ткацком искусстве она превосходит богиню. Это напряженная композиция, основанная на равновесии разнонаправленных движений.
Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Богиня Афина сказала Арахне :- «Послушайся моего совета : стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание» Арахна проиграла состязание и Афина превратила её в паука-Арахну. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Однако художественное пространство пока еще достаточно плоское и слабо энергичное. 1625 год. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ".
Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Вместе с тем в королевской сокровищнице искусства, включающей множество шедевров, он знакомился с высшими достижениями европейской живописи.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. В них мягко вписываются розовое платье инфанты, ее хорошенькое, с трепетно-нежными очертаниями надменное лицо с живыми глазами, в обрамлении золотистых волос, кораллово-красные и голубые цвета лент на платьях и в волосах инфанты и фрейлин, световые блики на потолке комнаты, «Это не картина, а сама жизнь», — писал о «Менинах» французский писатель Теофиль Готье. Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году.
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. Необычайна интересна композиция этого произведения.
Его замысел становится очевиден только после завершения работы. И в этом особенный трагизм. Не случайно Веласкес изобразил на готовом гобелене финал древнеримского предания об Арахне. Девочка в центре картины – единственная на тот момент дочь Филиппа и Марианны, пятилетняя Маргарита. Первая — это персонаж из ранних бодегонов, в которых столь же внушительно-загадочные пожилые женщины священнодействовали над яичницей («Женщина, приготовляющая яичницу») или наставляли молодых и неопытных («Христос в доме Марфы и Марии»).
Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Рыба веры, плод зрелости, наследство старика (хлеб, вино) юности – его опыт, знания, мастерство.
За гордыню всемогущая Афина превратила ткачиху в паука. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Таким образом, данная картина по композиционному строю представляет собой классический вариант «картины в картине», где два сюжета тесно перекликаются по смыслу. Среди них исключительное значение имеет портрет папы Иннокентия Х, выполненный около 1650 года. В. И. На первом плане представлена мастерская, занятые работой ткачихи.
е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Героями композиции Веласкеса являются военачальники, рядовые участники сражения.
Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. «кардинал Гвидо Бентивольо»Парадность соединяется с живостью и эмоциональностью. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Картина кажется жанровой, но ее иконография относится к мифу об Арахне из «Метаморфоз» Овидия, согласно которому ткачиха Арахна бросила вызов самой Афине. Испанский философ Хосе Ортена — и-Гассет высказал предположение, что пряхи олицетворяют собой парок- древнеримских богинь судьбы, прядущих нити человеческих судеб. «Менины» часто называют картиной создания картины. группового портрета и бытовой картины, что усложняет и обогащает композицию.
Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Справа от нее мы видим двух других, тоже молодых прях. Пустой плащ на стене – человека уже нет, ночь жизни, небытие.
В «Менинах», (1656 год), как мы видим, напряжение достигает предела. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.
На заднем плане тревожно догорает закат. Лицо осунулось, побледнело. В 1622 г. Рубенс во главе армии помощников приступил к большой серии картин «Жизнь Марии Медичи» по заказу самой Марии Медичи (1573—1642) — матери французского короля Людовика XIII. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV.
Кто эти женщины, зачем они сюда пришли. Прадо. Написанный в мастерской, пейзаж хранит следы условности, он не связан с фигурами, формы которых пролеплены контрастной светотенью.
У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Одна из них тянет нить бытия (старуха за прялкой), другая измеряет срок жизни (фигура справа), третья — подбирает обрывки завершенных судеб (женщина в центре). Веласкеса называют «главой и князем всех испанских живописцев».
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Картины тесно связаны между собой по содержанию и символике. По широте охвата мира в «Пряхах» Веласкес идет дальше, чем в «Менинах».
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Дух напряжённой, яростной схватки. Здесь фабула древнегреческого мифа тесно граничит с идейным содержанием картины. Афина изображена величественно, победительницей. И именно эту фигуру художник пишет с максимальной степенью обобщенности, прячет ее лицо в широкой тени, необъяснимой просто манерой «сокращенного письма». Он стал писать их слуг, придворных карликов и шутов.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Свидетельством этого является его произведение «Менины» (1656 год). Их позы и жесты живые, естественные. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. «Автопортрет» 1622—1623 гг., художник одет в изысканный чёрный плащ, на голове у него большая шляпа, усы и бородка тщательно ухожены.
Открытия Веласкеса в области цвета и света, его могучий реализм оказали влияние на живопись 18—19 вв. Секрет обаяния Елены — в простодушии и наивной жизнерадостности. «Менин» часто называют «картиной создания картины».
На заднем плане, в арке на подиуме, готовую продукцию осматривают дамы. Его помощниками были Антонис ван Дейк, Якоб Йордане. Из пяти женщин переднего плана три явно главные героини, а две (по краям) только прислуживают им. Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство).
С большой реалистической силой написаны бродяги. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. На вид ей около пятидесяти лет. Творчеством Веласкеса восхищались Мане, Пикассо, Бэкон.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Художник освоил всё неповторимое богатство итальянской живописи. Испанский искусствовед И. Д. Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. Даже не так. Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Италию (1629—1631), знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения.
Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Его картины очень многоплановы.
Фигуры второго плана явно соотносятся с первым и недаром так же второй слева (и также с покрытой головой) стоит на втором плане Афина, покровительница женских ремесел и домашнего очага. Жадно обнимаются пары влюблённых, кривляются старички, матери кормят младенцев грудью, а детишек постарше угощают пивом. Размер картины 222 x 290 см, холст, масло. В «бодегонах» прослеживается влияние караваджизма. Сначала Рубенс делал красками эскиз.
А позади, в тени, благодаря отодвинутому тяжелому красному занавесу, видны сложенные стопкой уже готовые гобелены (один из видовдекоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией). В 1657 году художник просит разрешения снова поехать в Италию, но король не отпускает его. Картина написана стремительными, энергичными мазками.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Событие показано с большой жизненной правдивостью, оно предстает как некое звено общего исторического процесса. На ковре Веласкес изобразил сюжет, почерпнутый из «Метаморфоз» Овидия: разгневанная Афина указывает на чудесный ковер, сделанный Арахной, простой девушкой, сумевшей превзойти богиню в искусстве ткачества и за это жестоко наказанной ею.
Необходимый же динамизм сцене придает вращающиеся колесо пряхи. На полотне изображена шпалерная мастерская, в которую пришли придворные дамы, чтобы полюбоваться на искусство прях. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Две фигуры —старухи и молодой женщины в зеленой юбке — свидетельствуют об этом.
Она изображена в открытом чёрном платье. ность и непринужденность. А искусствоведа дело лишь сообщать мысли, обобщающие это внутреннее видение. (Если под таким углом посмотреть и на молодую пряху, то можно предположить, что итальянская возлюбленная успела окружить Веласкеса каким-то временным уютом, сумела свить для него «птичий домик», подобный непрочной вертушке, с которой она сматывает шерсть). «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л.
Веласкес дважды совершил путешествие в Италию. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Но мастер использует пейзаж в качестве фона в сериях парадных конных портретов.
Крестьяне спешат насладиться краткими радостями праздника. В облике Вакха нет условной красивости, — черты его лица достаточно индивидуальны, характерны. Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. «Разность потенциалов» еще увеличивается членением темного холста на три части светлой нишей второго плана. Гнет католической церкви становится все сильнее.
И нет этому конца и нет покоя. Совершенна композиция картины, основанная на равновесии фигур и архитектурных, форм. Рассмотрев картину «Пряхи» или «Миф об Арахне» Веласкеса, как самое позднее крупное его произведение можно лишней раз убедиться в его состоятельности не только как выдающегося художника, но и как настоящего Человека.
Время не имеет лица. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано.
На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. Но теперь смелее стал выбор типажей, разнообразнее характеристики изображенных, более обобщенным и монументальным решение картины. Сам художник смотрит на зрителя сдержанно-приветливо, строгая Елена за что-то выговаривает своему пасынку Николасу, мальчик слушает упрёки с грустной почтительностью.
Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах. Полная обаяния молодая испанка запечатлена на ложе в случайной непринужденной позе. В поздний период своего творчества Веласкес написал многоплановую по замыслу художника картину «Пряхи».
«Кермесса» (1635—1636 гг. ). Живые лица, простота и выразительность самого замысла, мастерство выражения вещей (стол, покрытый смятой скатертью, «натюрморт», находящийся на нем, одежда и оружие, висящие на стене в глубине) говорят о живом восприятии действительности, о реалистической направленности, свойственной таланту Веласкеса. Вторая половина XVII века — это иной, во многом кризисный период в испанской культуре. «Шубка» (1638—1640 гг. ) молодая женщина, выйдя из ванны, набросила чёрную шубку. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость.
Бытовой жанр приобретает новое звучание. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Деог был старшим из восьмерых детей в семье. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Елена стала неизменной моделью рубенсовских картин 30-х гг. Картина хранится в мадридском музее Прадо. Мадрид.
Рубенсу было пятьдесят три года, а его второй жене — всего шестнадцать. Роль Рубенса в истории европейского искусства исключительна. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Вероятно. В числе последних работ Питера Пауэла Рубенса «Автопортрет 1639 г» Взгляд художника внимателен и суров. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу.
Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Зато за его образом на разных стадиях бытия закреплена символика определенных цветов. решимость мужественно перенести утрату. Он написал большую картину на современную историческую тему —«Сдача Бреды» (1634—1635, Мадрид, Прадо). Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Барокко. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Ортега-и-Гассет) реальности. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. Существенно изменилась живописная манера Веласкеса. Лишенные мистической окраски, они напоминают больше бытовые сцены.
Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности.
Интересно, что картина Веласкеса «Завтрак», где минимум один из персонажей имеет благородной происхождение, на что указывает висящие на стене короткополая шляпа и шпага, отличается от других «бодегонов» тем, что, несмотря на бедность обстановки, персонажи на картине излучают оптимизм и радость молодости. Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. Главное лицо в картине намеренно скрыто от нас— отсюда ощущение таинственности, несомненное для всякого, рассматривающего «Миф об Арахне». Каждый образ на редкость красноречив.
Доминирующие в картине красные тона звучат особенно интенсивно в горячем свете, который пронизывает фигуру, придавая ей необычайную живость. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Молодая пряха в «Мифе об Арахне» написана с тем же личным отношением— она не просто молода и красива, она, без сомнения, любима. Рядом тоже молодая женщина внимательно наблюдает за ее работой. А приукрашивать действительность в Испании было не принято.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Каганэ. Одновременно с этим он подводит некий итог своего творчества.
Слева изображены потерпевшие поражение голландцы — их ряды беспорядочны и беспокойны справа испанцы — их организованность и подтянутость подчеркивает лес поднятых копий. Мягкие черты растворяются в потоке света, обостряя выражение взволнованности. Собственно, это нам и явлено — ойкумена мирового искусства от античности до современности, которую Веласкес наконец-то в равной мере приемлет. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его. Ван Дейк всегда тонко понимал индивидуальность модели. «Похищение дочерей Левкиппа» (1619—1620 гг. ) привлекает необыкновенно искусная композиция.
Может быть, он забыл о работе. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Побеждённые барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара. Победа в состязании обернулась для неё наказанием.
Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Общий серовато-зеленый и серо-коричневые тона картины смягчают яркие краски, доминируют черный, серебристо-белый, серо-жемчужный, коричнево-серый и зеленый цвета. Полная же цитата откровенного полотна Тициана является, по существу, признанием (в условиях крайнего пуританства испанской культуры) могущества стихийной чувственной витальности жизни, гениальными поэтами которой были как сам Тициан, так и современник Веласкеса П. Рубенс, а в перспективе прошлого — мастера античного искусства. Выступив в начале своего творческого пути против всякой условности и идеализации (противопоставление бодегонов искусству романистов), Веласкес наконец-то находит гармоничную формулу включения итальянской стилевой концепции в свою собственную — она вошла в тривиальность быта как знак преобразованного искусством художественного образа или как знак идеального в реальном бытии. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Лицо мастера спокойно и уверенно.
В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Еще в XVI веке в искусстве Испании установился определенный канон парадного изображения. Изображая короля и знать, он исходил из традиции испанского парадного портрета 16 в., но внутренняя характеристика портретируемых у Веласкеса многограннее. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.
Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Мост надёжен, но слишком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки при инфанте Изабелле. Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. Лица обеих групп реальны.
Солнечный свет заливает весь второй план картины. Эта двуплановость образного строя непосредственно отражена в композиции. Здесь не только противопоставление тяжелого труда и его результата. Это период, когда Испания правила миром. Самые важные фрагменты будущей картины он выписывал более детально.
В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Оно проявляется во многих его работах.
Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. На это указывает отражение в зеркале. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.
По небу проносятся свинцово-сизые и огненные тучи. Так, в 1657 году Веласкес пишет свою знаменитую картину «Менины», которую сложно отнести к какому-либо жанру, так как она соединила в себе элементы бытовой сцены и групповой портрет. В центре, опустившись на одно колено, молодая работница подбирает с пола мотки шерсти. Картина «Пряхи» наглядно объясняет существо испанского реализма и, в частности, реализма Веласкеса — путь к красоте через обыденную действительность. Ему 57 лет. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
И не случайно этот мир находится под знаком абсолютной во всех отношениях фигуры круга (круглое окно или люнета) и над ним возносится символическое небо арки (ренессансная иконография помещает под аркой персонажей Святого Писания). Мы видим пять женщин-прядильщиц, каждую занятую каким-то своим делом. Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви. Но методом изображения сцены на открытом воздухе, новым для живописи той поры, Веласкес в совершенстве овладеет позднее». Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
И не только неуважение это, а и насилие над свободой восприемника произведения. Эта картина мифологического жанра имеет и другое название «Легенда об Арахне». Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Подразумевалось, что читатель их сам знает, как бы видит их внутренним зрением. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков.
Он пишет простых людей за работой и передает красоту этого труда, воспевая его. Две эти фигуры расположены симметрично относительно центральной оси холста. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. 1657, Лондон, Национальная галерея), развивая традиции Тициана, Веласкес идет дальше в сближении образа богини с реальной женщиной.
Но три пряхи в греческой мифологии— это Мойры, богини судьбы. родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. Ярким примером такой работы может служить картина «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон).
Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Веласкес трактует тему подлинно новаторски. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Веласкес помещает на своей картине ковер Арахны, причем заменяет его одноименной картиной Тициана.
Идеальный мир высокого искусства, живописи, театра и музыки (ее знаком является виола да гамба, прислоненная у края сцены) светозарным розово-голубым невесомым видением парит в атмосфере сумрачно-оливковых стен среднего плана. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. «портрет Изабеллы» жены художника. Итак, время действия – 1656 год. 1625 год. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи.
Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». На мальчика свет падает слева – это утро. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. В картине «Венера с зеркалом» (ок. Но оба плана картины -как бы две сферы бытия – нераздельно слиты друг с другом.
Итак, содержание картины – круговорот жизни, ее содержание и закономерности. 318 x 276 см. Среди сохранившихся коллекции ковров испанских Габсбургов можно найти гобелены с сюжетами из «Метаморфозы» Овидия. Живописного единства достигает прежде всего светом.
Композиционно картина делится на две части: верхнюю — свободную, нижнюю — занятую фигурми. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Ее лицо наклонено и повернуто в сторону Афины. Композиционно полотно состоит из двух частей. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. В аллегории картины прослеживаются политические убеждения автора.
Неуважение-де это к читателю, который и сам с усам и не нужно его так опекать. Найти их нетрудно. Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал. Это самый лучший образ на этой картине.
«Сдача Бреды» Сюжетом картины послужил эпизод войны Испании с Нидерландами. Античная мифология всегда была для Рубенса источником вдохновения. Никто не отрицает удивительного сходства молодой пряхи, сматывающей клубок, с «Венерой перед зеркалом».
Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Зеркальное отражение лица фиксирует самосозерцание, в которое погружена молодая женщина. Каждый из них держится по-своему – в соответствии с возрастом. Эстафета жизни передана новой жизни – мальчику.
А почему в мастерской находится инфанта. Впервые они начали упоминаться в литературе с 1800 года, когда еще находились в монастыре. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. Рука расслабленно лежит на эфесе шпаги.
Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. В монументальной композиции «Пряхи» (1657, Мадрид, Прадо) одновременно изображены сцены труда (испанские пряхи за работой — на переднем плане), светской жизни (нарядные дамы, рассматривающие великолепный гобелен, — на дальнем плане) и миф (об Афине и ткачихе Арахне), вытканный на гобелене, повешенном на стене дальнего плана. Веласкес рисовал так называемые «бодегоны» (в переводе с испанского «bodegon» – съестные лавки). Одна, крупно и реалистично прописанная художником, сматывает из шерсти нитки в плотный клубок.
Возле ее босых ног уютно приютилась кошка. Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью. Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры.
«Непорочное зачатие» и «Иоанн Евангелист на острове Патмос» – картины парные. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа. Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды.
Ортега-и-Гассет считает, что на переднем плане представлены парки (богини судьбы), так, как они описаны в поэме Катулла «Свадьба Фетиды и Пелея»: «Левая рука держит прялку с намотанной мягкой шерстью, между тем как правая легко тянет шерсть, свивая нить согнутыми пальцами, а опущенный вниз большой палец вращает веретено У их ног стоят тростниковые корзины с белой спутанной шерстью». Здесь лежащая на тарелке рыба олицетворяет символ Христа, а старая женщина, приостановив молодую кухарку, указывает на картину-зеркало, в котором узнается сюжет «Христос в доме Марии и Марфы», напоминая ей, таким образом, о вечных ценностях, также как Христос, пришедший домой к Марии и Марфе. Почему же картина (всем своим строем неуловимо напоминающая корабль), была написана только через шесть лет. Карьера придворного при самом чопорном и консервативном дворе Европы подчинила его жизнь жесткому церемониалу дворцового уклада.
В картине «Менины» или «Фрейлины» (1656, Мадрид, Прадо), художник тонко улавливает внутреннюю подвижность и изменчивость жизни, ее контрастные аспекты. Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Молодая девушка, беседующая со старухой, отодвигает тяжелый красный занавес, тем самым дает возможность увидеть нам уже сложенные стопкой готовые гобелены. Отчаянно отплясывают они бешеный танец.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л.
Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Под стать пляске лёгкие движения кисти живописца.
Испания. Торжественность и статичность позы, Сдержанность движений, замкнутость гордого лица выражают невозмутимость духа, внутреннюю собранность и высокомерную отчужденность.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. В молодой пряхе легко угадывается та же модель, которая позировала для картины «Венера перед зеркалом». 1648 г., Мадрид, Прадо) забился в угол. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. "В самом деле, от Продавца воды до его последней картины (будь то Пряхи или портрет Марианны Австрийской), Веласкес постоянно оттачивает технику отрицания. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
Герцог приказал изобразить себя полководцем на коне, на фоне сражения, хотя первый министр никогда не учавствовал ни в одной битве, а войнами руководил из своего кабинета, причем неудачно. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. «Пряхи» Последняя крупная работа Веласкеса — раскрывает в полную силу возможности бытовой жанровой композиции. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. И почти невероятным. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Возможно, они подбирают подходящий для театральной постановки гобелен. «Пряхи» занимают особое место в европейском искусстве XVII века. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Рубенс написал немало портретов.
При отсутствии современной фотографии это был единственный способ запечатлеть себя для истории. Не только их деяния, но и сам их вид свидетельствуют о беге времени — три возраста: молодость, зрелость и старость передают эстафету времени друг другу. На фоне тонко прописанных пейзажей показаны всадники: мужчины в костюмах полководцев, женщины – в роскошных туалетах.
Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. Согласно мифу Афина представила на своем ковре олимпийских богов в обрамлении оливковых ветвей. Ему дорого их здоровье и самочувствие.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).
Один из них заявил, что краски ван Дейка — «доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность». В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Эту суетливую работу он проводил в своей голове. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Сами полотна имеют темный, чаще всего условный фон. Они изображены на переднем плане, в центре картины.
Осанка, как и прежде, элегантна, но во всём облике чувствуется приближение старости. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса.
Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Возле ее босых ног, мы видим, уютно приютившуюся кошку.
Но зритель видит ее только в зеркальном отражении позади художника. Холст, масло. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Веласкес Диего, великий испанский художник. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс.
«В свете подобного толкования, – пишет В. И. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Вот таким образом границу между реальным и вымышленным пространством полотна трудно определить. Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту.
Прямые лучи солнца на юношу говорят о полудне жизни. Художник создал целую галерею портретов итальянских аристократов. Справа, по центру – Арахна, слева Афина Паллада. «Портрет супругов Рубенс» (1631 г. ) Они чинно прогуливаются по заботливо ухоженному саду.
Композиция носила открыто-замкнутый характер. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Посмотрим теперь на женщину в темном платье, на старшую пряху.
Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Веласкес картины писал в особенной манере.
Свет падает от нас слева, прямо в лицо молодому человеку. Он светлый и противопоставлен первому. Однако Филипп 4 был доволен своими портретами. Девочке всего пять лет, но признаки вырождения – следствие родственных браков – уже заметны: рахитичный лоб, жиденькие волосы, большие прозрачные глаза. Последние намекали на возможность мирного урегулирования конфликта, так как вызывать богов на состязание (а Арахна сделала именно это), было в высшей степени дерзко и подлежало наказанию. Веласкес говорит нам: загадка картины— это загадка третьей мойры. Ясность пропорций рождает у зрителя чувство гармонии.
Синтез двух пространств — прямого, уходящего вглубь к окну, через которое врывается солнечный свет и воображаемого зеркального, расширяющего пространство, — разрушает замкнутость композиции, включает ее в поток реальной жизни. Сестры, оставив свои домашние дела, слушают речи Христа.
Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Пряхи». Местом действия выбрана королевская мастерская ковров.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Удвоенную изображением на гобелене «итальянскую» картину Веласкес вписал в атмосферу быта ремесленной мастерской — «голландского» жанра. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Несмотря на сюжетную неявность, в отличие от «Менин», где прямо заявлена проблематика «Художник и его творчество», проблемы искусства в «Пряхах» разработаны на более глубинном, философском уровне и, что самое главное, языком самого искусства.
Так как с остальными двумя более или менее все ясно. Веласкес изобразил на заднем фоне гобелен, совместившей в себе одновременно картину Тициана «Похищение Европы», связанную с одноименным мифом и концовку другого мифа об Арахне. Ортега-и-Гассет замечает, что Веласкесу «удалось создать полотно, в котором одновременно есть что-то итальянское, что-то голландское, а все вместе — веласкесово». Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.
Движения ее точны и экономны, это движения много пожившей опытной женщины. Психологической завязкой сцены является передача ключей от крепости. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
Мне кажется, Веласкес, до сих пор сам бывший внутри этой истории, разрывавшийся между «тезисом» и «антитезисом», вдруг овладел «синтезом». Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. В построении картины он достиг большой естественности.
А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. И есть, мол, опускание на очень низкий уровень – словесно обозначать деталь и, мол, это разжёвывание – восходить от неё к образу, который в данном контексте деталь выражает. Ему было важно найти меру противостояния, разделить, связывая. Она очень мила.
Рядом с ней находится другая женщина, наблюдающая за работой. Год спустя тридца-тичетырёхлетняя Изабелла, мать троих детей, умерла от чумы. Действующие лица образуют полукольцо вокруг центральных фигур, вовлекая и зрителя, который становится участником события. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Если принять эту точку зрения, тогда следует предположить, что миф развертывается перед нами в разных временных (начало и конец) и пространственных (земное бытие и Олимп) срезах, совмещенных в оптически единую композицию. Быть может импровизированная репетиция уже идет, так как две из дам разыгрывают сцену из «Метаморфоз» Овидия о состязании в мастерстве ткачества богини Афины (фигура слева в шлеме) и простой смертной, Арахны (фигура справа, анфас). Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Веласкес выделяет здесь фигуру молодой пряхи. В свою очередь каждая половина имеет свои внутренние деления.
Их позы имеют большую естественность, а выражения лиц – большую индивидуальность. Уже название, впервые упомянутое в инвентаре 1664 года («Сказка об Арахне»), отсылает нас к греческой мифологии, хотя Веласкес, как всегда, погружает миф в современную ему действительность, заставляя миф работать на концепцию картины3. Как гофмаршал двора Веласкес руководил подготовкой и украшением специального помещения для монаршей встречи, устройством празднеств и приемов, сопровождавших длительное продвижение королевского кортежа. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Ничуть не бывало. Погруженная в полумрак прозрачных теней среда напоена мерцающим золотистым светом. «Святой Мартин и нищие», 1620—1621 гг. ) уже сформировался характерный для него художественный почерк — мелкие, но энергичные мазки образуют плотные, насыщенные красочные пятна. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Но прежде всего Веласкес – художник. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Матовый тон меха подчёркивает перламутровые оттенки и свежесть кожи.
Среди них выделяется женственной прелестью девушка справа. Сюжет с изображением обыденной жизни простолюдинов вызвали презрительное отношение севильской публике к работам Веласкеса, они сочли его живопись не достойной для высокого названия «искусство». Фламандская школа — это прежде всего школа Рубенса. Таким образом, противопоставлены два плана. В. И. Время возникло из небытия тьмы и оттого одеяния старухи чернее ночи.
В одеянии священнослужителя широкие, плавно ниспадающие пурпурные складки великолепно сочетаются с рисунком белых кружев. До 1623 Веласкес работал в Севилье. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Веласкес удостоился всяческих похвал, на церемонии обручения он выглядел необычайно элегантно. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Растерянный Эль Бобо из Корин (ок. Слева, в небрежно наброшенном на голову платке, возле своего деревянного станка сидит усталая ткачиха, разговаривающая с помощницей.
Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
о символике цвета в 21/2005). На переднем плане женщины прядут и разматывают нити.
Но портреты Веласкеса — явление высокого искусства прежде всего и, может быть, первое, что заставляет зрителя вспоминать об этом, это чарующая, неповторимая по красоте живопись «портреты инфанты Маргариты» В портрете Филиппа IV (Ла Фага) Импозантность фигуры монарха и красота костюма не могут скрыть ни душевной апатии, которая читается в некрасивых, тяжелых чертах его лица и в пустом взгляде, ни заурядности его личности. Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени. Игра светом снова используется для расстановки акцентов – лица мужчин обеих армий, выписанные светлее остальных, одинаково благородны. И особенно красноречиво венчает всю композицию глухая круглая вытяжка — при том, что в дальней комнате, судя по потоку света, льющемуся слева, уже имеется большое окно.
Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Новый период исканий Веласкеса в первую очередь сказался в портрете и бытовом жанре. «Битва греков с амазонками» (1615— 1619 гг. ). Человек словно предстоял перед зрителем, полный спокойствия и высокомерного, горделивого достоинства (бесстрастное лицо, статичная поза, сдержанные жесты –главным для художника была демонстрация аристократического высокомерия и кастовой избранности модели.
Справа – на спине белого быка Юпитера виднеется Европа. Две Мойры, две богини судьбы художника, спорят о его душе.
Прялка— не просто прялка, а сложный механизм с дополнительной полочкой, с резными ножками. На заднем плане гобелена мы видим светло серебристо-голубой фон, с изображением бледно-розовых амурчиков в небе с белами облаками и в низ уходящее к горизонту море. Черты лица Арахны размыты. Перед ней на столе лежит чеснок, на тарелках рыба и яйца, стоит кувшин. Маленькая инфанта Маргарита в окружении молодых фрейлин, карлицы, карлика и спящего пса призвана развлекать родителей в томительные часы сеанса. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет.
В каждой паре положение одной из фигур в несколько изменённом виде повторяет другую. Другая сматывает клубок, в котором все сконцентрировано— начало и конец, любовь, счастье, сын, разлука, вся жизнь, уместившаяся в короткие два года. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
Они писали о чём угодно, только не о деталях, например, картин, если речь шла о живописи. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей.
В левой части картины изображен сам художник. Ее свободной позе передает естественную красоту и человеческое достоинство.