Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году.
В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»). Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи.
Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира.
Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты.
За пределами холста или внутри него. Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо. Ему 57 лет. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Свита и менины обусловлены маленькой инфантой.
Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. Мы как бы восходим ко все более высокой степени реальности, но никогда не достигаем совершенного.
Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. На это указывает отражение в зеркале. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
В «Менинах» — это гофмаршал и карлики. Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Первые картины Веласкеса были написаны вжанре бодегонес. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха.
Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании. Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. С точки зрения каждой меняется значение целого.
Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.
«Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. Собственно, картиной следует считать пролет, занятый фигурами, а в его пределах центральное место принадлежит не инфанте, а фигуре остановившегося в дверях гофмаршала. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.
Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Например, зашифрованный автопортрет самого художника.
Но самое главное, выяснение бытовых подробностей запечатленной в картине сцены и ее большей или меньшей верности овидиевой легенде уводит от понимания картины как от поэтического живописного образа великого мастера. Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней.
Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. Она вызвала на состязание Афину.
Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни.
Верхняя свободна, более воздушна и легка. Глядя на то, как в картине Веласкес пишет портрет Филиппа, мы можем догадаться, что Веласкеса, который пишет Филиппа, писал Веласкес настоящий. Вся картина построена на парных противопоставлениях.
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы. Прямоугольники картин, двери и отрезков стен звучат в его картине гармонией пифагорейских чисел.
Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик. Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков). Уже давно было замечено сходство Веласкеса с современными голландцами: Франсом Хальсом, Рембрандтом и Питером де Хоохом. После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука.
Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. То есть король вступил в инцестуозные отношения.
Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса. Разумеется, нет. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Нужно внимательно всмотреться в их соотношения. Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин.
Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины. Загадка заключается в другом. Взгляд девочки, как впрочем и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Высказывалось мнение, что все фигуры на первом плане ниши тоже мифологические, хотя для этого нет серьезных оснований.
В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту. Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре». Все зависит от точки зрения.
Короля и королевы не видно. Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних».
Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.
Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола.
Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).
Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра».
Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Но смотрит и художник. И творчество побеждает. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины.
В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором». Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения.
В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов. Её головка приходится строго в середине огромного полотна. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Однако это положение требует оговорок и поправок. Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине.
Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах». Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта. Это сцены из жизни простых людей. Однако это положение требует оговорок и поправок.
В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами». С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты.
Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я». Но даже королевская чета не абсолютна. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены. В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости.
Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Картина «Менины» явным образом построена.
В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна).
У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Нац. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью.
Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской.
В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре. Картина оказывается местом скрещения двух сфер. Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола. В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко.
Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта. светотенью, красками. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей, двух статс-дам, по-испански менин. Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской.
Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд. Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку, при дворе заводили шутов и карликов. Но не это главное в полотне.
Но Веласкес был не иллюстратором, не копиистом, не моралистом, не бытописателем, наконец, не проповедником социальной морали, он был прежде всего поэтом, художником. Несомненно, что Веласкес и следовал Овидию и копировал Тициана, возможно, что он вдохновился случайно увиденным, как художник испытывал симпатию к ткачихам, создателям прекрасных ковров. У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными. Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
Инфанта служит центром внимания всех персонажей и занимает центральное положение в картине. Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Веласкес отступает от требований иллюзорного правдоподобия и этим в картине создается особый мир. Это сцены изжизни простых людей. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом.
Итак, время действия – 1656 год. Лондон. Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа». Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен». В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.
Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. Каждая обладает своей правомерностью. И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера. Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение.
Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. Инфанта являемся функцией короля. Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов. Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще.
Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. Оба произведения выполнены в разных манерах. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»).
Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя. Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника.
А почему в мастерской находится инфанта. Два светлых пятна на полутемной стене: открытая дверь уводит вдаль, за пределы сумеречного зала, зеркало ловит отблеск из мира, находящегося перед холстом. А с другой – сам бросает вызов богам. Нижняя половина картины занята фигурами. Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты.
Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Находится в музее Прадо в Мадриде. Собственно, картиной следует считать пролёт, занятый фигурами, а в его пределах центральное место принадлежит не инфанте, а фигуре остановившегося в дверях гофмаршала дон Хосе Нието.
Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение.
Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Вся картина построена на парных противопоставлениях. Короля и королевы не видно. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная.
Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы.
Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Прототипы первопланных фигур можно видеть еще в ранних жанрах Веласкеса, с их осязаемо пластическими телами и могучей лепкой формы. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Место действия – старый королевский дворец Алькасар, в котором Веласкесу отвели просторное помещение под мастерскую.