Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году. Несмотря на то что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах». В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение.
Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Мишель Фуко в самом начале «Слов и вещей» разбирает классический пример геральдической конструкции – «Менины» Веласкеса (около 1656 – 1657, Прадо, Мадрид) с их непростым зеркальным построением. Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля.
Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который якобы Веласкес пишет в «Менинах», в реальности не существовало. Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса.
Будничную обстановку вместо парадного зала изобразил Веласкес («Менины»). Сегодня мы сделаем шаг навстречу познанию еще одного невероятного мира – мира великого испанского художника Диего Веласкеса и его работы «Менины» из музея Прадо в Мадриде. В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»).
И всё бы так и было, но есть ещё одно зеркало в глубине картины, где мы видим слабое отражение королевской четы. Куда больше распространены две другие точки зрения. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна).
Есть и философские интерпретации. Ей всего пять лет. В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии. Мольберт развернут от нас и мы не видим, что рисует художник. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.
5. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Герой второй картины Марсий достиг необычайного мастерства в игре на флейте и вызвал на состязание Аполлона, который, победив Марсия, в наказание за дерзость содрал с него кожу.
Первые картины Веласкеса были написаны вжанре бодегонес. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». А с другой – сам бросает вызов богам. В таком наряде, весящем несколько килограммов инфанта даже не может свободно вытянуть руки вдоль тела.
Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. 1. Фигура карлицы. Эта техника известна также как «эффект Дросте». Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море.
Здесь этот оксюморон вполне уместен. Но это спокойствие весьма обманчиво. По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер.
Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». 2. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.
Это таинственное полотно реализует давно задуманную мечту человека о машине времени. Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).
Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой». Это ребёнок, лишённый детства.
Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить. Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. – женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты.
Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами. 3. Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. В первую очередь в этом нас убеждает автопортрет самого Веласкеса.
Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. То, что до сих пор не в состоянии сделать ученые, художники открыли сотни лет назад. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин».
Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Но не это главное в полотне. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Итак, время действия – 1656 год. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.
Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»).
Мальчик побежал в определенное место во дворце, где хранилась запертая в шкафах посуда с приставленной к ней охраной. Это сцены изжизни простых людей. Афина превратила ее в паука за неуважение к богам.
Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко.
А почему в мастерской находится инфанта. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. 9.
Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Их фигуры остались за границами картины, но практически все герои обращены в их сторону. Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам.
Именно вот таким образом в картине появляются еще два героя. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Одна из придворных девушек подает инфанте красный кувшин с водой. Она вызвала на состязание Афину.
По тем временам изобразить, например, Вакха в окружении крестьян, которые пируют не хуже богов, было дерзостью. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.
Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. Только в одной Вене хранится 5 портретов девочки в разных платьях. Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом. На это указывает отражение в зеркале.
Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Остальные: карлицы на переднем плане, два человека за Маргаритой, остановившийся вдалеке на лестнице гофмастер (управляющий двором), — пришли проследить за точным исполнением церемонии.
Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. Это одна из тех загадочных картин, споры о которой будут идти бесконечно. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства.
Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай.
Это сцены из жизни простых людей. Размытые границы центра, нетвердый акцент игра противоположностей (черного и белого, красивого и уродливого, реального и призрачного) заставляют зрителя блуждать взглядом по картине, попадая в разные пространства и заходя прямо вовнутрь картины. В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Само слово «менины» означает с испанского «фрейлины».
Разумеется, нет. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу.
Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. Инфанта примет напиток из рук фрейлины, гофмаршал, который замер, обернувшись, в проходе исчезнет, а вслед за ним немедленно выйдут и король с королевой Художник позволил нам, зрителям, поймать этот момент, уловить движение времени. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Но в то же время лицо Маргариты одухотворенное и живое, в отличие от болезненного лица короля, напоминающего маску. На картине «Менины» в центре также стоит светлая фигурка Маргариты. Эту надежду разделяет и сам Веласкес. Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину. Испанская знать не жаловала новую королеву. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным.
Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев— содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных ит. п. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон. Картина стирает границы пространства и времени.
В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.
Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы». Ему 57 лет. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.
4. На картине ей 5 лет. Так это их изображает Веласкес. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
Взгляд девочки, как впрочем и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. 13 и 14. Но смотрит и художник. За пределами холста или внутри него.
В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Согласно первой, Веласкес изобразил момент работы над портретом испанского короля и королевы, когда в мастерскую вошла их дочь – инфанта Маргарита. Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор.
Когда Инфанта Маргарита родилась, к ней приставили двух девочек-служанок в возрасте 12 лет. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.
Находится в музее Прадо в Мадриде. Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»).
Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки. Это привело к инцесту внутри семьи.
И творчество побеждает. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.
Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало. Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. Та послала за водой Николасито. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Веласкес немало потрудился над изображением различных инфант, бледных, болезненных девочек, затянутых в фижмы, в недетских, чопорных позах.
В центральной ее части изображена пятилетняя дочь испанской королевской четы – инфанта Маргарита. Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. Марина Хайкина искусствовед: «Веласкес придумал трюк: он перенес фигуры королевской четы из иллюзорного в реальное пространство, а зрителей – наоборот. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
Афина и Арахна. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
И вот вырвалась наружу. Загадка заключается в другом.
Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. И наконец, слева работает у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный художник испанского монарха и один из первых художников Европы. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон. А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас.
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека.
«Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Всё правильно. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.
Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. В их обязанность входило жить с принцессой неотступно, подчиняясь ее ритму жизни и обеспечивать все ее жизненные и поведенческие функции до тех пор, пока принцессе не исполнится 12 лет. Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.
Именно тихо. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.
Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. «Свет мой, зеркальце, скажи».
Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Афина выткала изображения двенадцати олимпийских божеств, а по четырем углам ткани представила наказания, которые претерпели смертные, пытавшиеся соперничать с бога-ми. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя.
Можете представить, как высоко оценивал Веласкес свое ремесло, чтобы осмелиться поместить автопортрет на картине вместе с членами королевской семьи. В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы.
Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно.
Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Верхняя свободна, более воздушна и легка.
И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.