Кроме этого, Веласкес рассчитывал быть представленным ко двору, так как пользовался поддержкой весьма влиятельного в то время графа Оливареса. В собрании Санкт-петербургского Эрмитажа есть несколько полотен Веласкеса: Трое мужчин за столом, Завтрак, Портрет графа Оливареса, Мальчик с собакой.
А дальше, в сумеречной дымке, видны еще две фигуры придворных. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. война за независимость Португалии), приведший к расторжению иберийской унии и восстановлению независимости страны (1641).
Такая досада. Сокровища протекали сквозь страну подобно реке среди дюн — не принося плодородия. Глаза счастливо смеялись. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.
В стране ширились ереси и ничего не могла поделать с этим могучая инквизиция. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Но не только привозные сокровища составляют славу этой андалузской жемчужины.
Испанская земля словно просила написать ее портрет. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Герцог приказал изобразить себя полководцем на коне, на фоне сражения, хотя первый министр никогда не учавствовал ни в одной битве, а войнами руководил из своего кабинета, причем неудачно.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Веласкес умер, выполняя дело государственной важности. Оливарес решил сам обставить помещение. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Влияние клики Оливареса на дела государства стремительно возрастает и в 1622 году он сначала получает вожделенный титул гранда, а затем, после смерти дяди, становится valido (официальным королевским фаворитом) и возглавляет правительство.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По сходным причинам разгорелся мятеж в Португалии (см. и о наличии вакансии на это место.
Тогда с инфантом стал играть его карлик и дело пошло на лад.
В 1624 году подал королю записку с проектом административных преобразований: унификации законодательства и систем управления в различных владениях Испании, упрочения центральной власти, создании единого армейского резерва в 140 тыс. Нет, ничто здесь не преувеличено, здесь не видно насмешки. Природа щедро оделила Андалузию. война за независимость Португалии), приведший к расторжению иберийской унии и восстановлению независимости страны (1641). Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос».
Каждый год при королевском дворе в разное время устраивались три большие охоты. Далеко за пределами могучей Испании знают этот торговый порт — гордость великой державы.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Оливарес провёл кампанию против повальной коррупции, расцветшей в предыдущее царствование, отдалил от двора семейства Лерма и Уседа, а также их приверженцев, стал инициаторов ряда экономических реформ меркантилистской направленности, поощряя национальную промышленность, реорганизовал управление хозяйством королевства, смог остановить рост инфляции.
Ведь цветы — товар не долговечный, повянут. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. И не мудрено. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Точное число назвать трудно Бесспорно принадлежат великому испанцу «Завтрак» и «Портрет графа Оливареса». Сосредоточив власть в своих руках, Оливарес развернул бурную деятельность.
Именно так —«несколько». Желая повысить образовательный и нравственный уровень испанской знати, он организовал придворную службу по надзору за моралью, создал мадридскую Королевскую коллегию— высшее учебное заведение под управлением иезуитов (1629год) по его просьбе указом Филиппа IV в Испании была запрещена проституция. Правую руку с маршальским жезлом он поднял над головою коня, указывая ею в сторону битвы. «Портрет Оливареса» отличается от других парадных портретов графа (среди них были и конные) большей сдержанностью и отсутствием атрибутов, напоминающих о высоком положении изображенного. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Слабая промышленность не могла соперничать с промышленностью других стран. Поначалу были одержана победа при Флёрюсе (1622), принуждена к сдаче Бреда (1625). Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Сверкая золотом сбруи, звеня серебром уздечек, сытые кони били копытами. Однако обучение здесь не продлилось долго и уже через год молодой Диего Веласкес продолжал обучение у другого мастера живописи Франсиско Пачеко. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Такой эпизод на самом деле имел место в истории.
Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Тогда же появился и необычный для Испании двойной титул «граф-герцог»: получив от короля титул герцога Санлукар-ла-Майор, он, вопреки традиции, объединил графское и герцогское титулование. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Вдали гасло пламя пожара, последние его отблески сливались с лучами утреннего солнца. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Впоследствии оно только увеличивалось.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Их позы и жесты живые, естественные. За этим последовали военные поражения в Нидерландах, обострение отношений с Англией Стюартов (из-за расстройства помолвки инфанты Марии с принцем Уэльским). Огорченный возница хлопнул в сердцах шляпой об землю, как это сделал бы на его месте любой возница в мире. И держава-колосс стала постепенно умирать. Испания, могучая Испания, оказалась не подготовленной к войнам. «Словно своей земли было мало, — с горечью думал старик. — Напоить бы ее досыта.
Писать же его было необходимо — так хотел король. В Италии была проиграна война за мантуанское наследство, завершившаяся присоединением Монферрато к Франции (1631), окончательно утрачена Вальтелина (1639). Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Победитель выглядел очень усталым, утомленным. Скорее всего он и посоветовал отправиться в Италию.
Золото уже не дождем, а рекою текло в страну. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Власти Каталонии отказались подчиняться указу, сочтя его противоречащим местным вольностям и размещать у себя испанские войска, что вылилось в кровавые подавления бунтов и декларацию об отделении Каталонии от Испании (1640).
Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
Оливарес не изменил своему неизменному правилу приступать к делам сразу. Малыш, которому едва минуло полтора года, ни за что не хотел позировать. человек, пропорционально распределённого между частями королевства (что было воспринято как посягательство на традиционные местные вольности). е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
Маэстро видел ее рукопись — «Происхождение и достоинство охоты» назвал ее автор. Чем добрым помянуть этот уходящий в прошлое век. За год до этого закончилась война между Францией и Испанией, длившаяся четверть века. На крутом повороте ее громадное колесо подвернулось, соскочило с оси и побежало вниз, подпрыгивая под веселые крики мальчишек. Часами мог говорить он о ее достоинствах.
Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Без всякой идеализации (столь обычной в придворном искусстве) художник дает нам почувствовать за улыбкой, внешним спокойствием и мнимой мягкостью Оливареса проницательный ум и железную волю властного, смелого авантюриста.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Разве она, взрастившая его талант, не была достойна такой чести. На большой лесной поляне собрался почти весь двор. Он стремится влить жизнь в схемы парадных изображений.
Во внешней политике Оливарес стремился вернуть владения, утраченные Испанией в предшествующем столетии, главным образом в Германии и Нидерландах. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Чтобы посмотреть на его работы, не выезжая за пределы России, надо сесть на «Красную стрелу» или «Сапсан». За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Но здоровье Веласкеса было подорвано.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Происходил акт передачи ключей. Перечить воле первой дамы королевства Веласкес не мог, да и не хотел — донья Инес давно привлекала его внимание как очень выразительная модель. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты.
То время стало достоянием хроник, наступила новая эра. Граф дал свое согласие. Во всем этом — прямая дорога к Бреде. Веласкес всматривался в рубенсовский портрет Спинолы.
Правда сделала полотно живою страницей истории. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Был доволен художником и сам граф. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Казалось, что нищенская сума стала в Испании модной. Поездка пошла на пользу. Картины — начатые, почти готовые, этюды, наброски, эскизы.
Портрет графа – герцога Оливареса 1638. Власти Каталонии отказались подчиняться указу, сочтя его противоречащим местным вольностям и размещать у себя испанские войска, что вылилось в кровавые подавления бунтов и декларацию об отделении Каталонии от Испании (1640). Показывая художнику план, граф остановил его внимание на Зале Королей — Лос Рейнос. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Его история еще не исчисляется столетиями. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Опять мастерскую художника заполнили ее обычные обитатели. Маэстро, отложив все работы, начал писать его конный портрет.
—Он стал мастером полутонов, мастером изящного мазка. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Тогда же появился и необычный для Испании двойной титул «граф-герцог»: получив от короля титул герцога Санлукар-ла-Майор, он, вопреки традиции, объединил графское и герцогское титулование. Черные его кудри от быстрой ходьбы развевались, открывая высокий лоб. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Каждый образ на редкость красноречив. Этого не могли скрыть ни живописная поза, ни богатый костюм, ни блеск ярких красок. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. «Так пусть же рождается у Испании побольше сынов, озаренных гением таланта, — думал старик. — Может, они сумеют то, чего не судилось отцам. » Он еще ниже склонил голову над прерванной записью.
Все его титулы и имения в XVIII веке унаследовали герцоги Альба. Во внутренней политике он пытался развернуть обширные реформы во внешней столкнулся с серией военных неудач, вызванных возобновлением войны с Нидерландами, военной поддержкой австрийских Габсбургов и враждебностью Франции, где фактическая власть принадлежала кардиналу Ришельё.
За этим последовали военные поражения в Нидерландах, обострение отношений с Англией Стюартов (из-за расстройства помолвки инфанты Марии с принцем Уэльским). Нищали деревни, рос государственный долг. Дон Диего стал чаще отлучаться за город. Раньше у него в полотнах преобладали темные, почти черные краски.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Кем он станет, тот мальчик, крещенный сегодня. Опала графа-герцога не стала для Филиппа IV катастрофой: он 22 года правил совместно с фаворитом и ещё примерно столько же без него. При дворе тихонько поговаривали, что граф, очевидно, решил удивить мир новым архитектурным шедевром.
Желая повысить образовательный и нравственный уровень испанской знати, он организовал придворную службу по надзору за моралью, создал мадридскую Королевскую коллегию— высшее учебное заведение под управлением иезуитов (1629) по его просьбе указом Филиппа IV в Испании была запрещена проституция. Провал Оливареса в значительной мере дискредитировал само представление о реформах. Маленькие державы, некогда такие беспомощные, начали поднимать голову. Не раз позировал ему и главный министр двора. Весь пейзаж с серо-голубоватой далью и коричнево-сероватой почвой переднего плана пронизывал нежный серебристый свет.
О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
К сожалению, ни в одном московском музее картин Веласкеса нет. Но этот его автопортрет — один из ключевых образов картины, в которой господствует идея творческого восхождения и преображения жизни созидательной силой искусства. Конные и охотничьи портреты короля и его семьи, герцога Оливареса. Первая дама королевства осталась довольна своим изображением. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. После его смерти (1607) унаследовал графский титул и владения и, женившись на своей двоюродной сестре, попытался добиться титула гранда.
Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
Родился в Риме в семье испанского посланника при папском дворе, второго графа Оливареса. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
Оно проявляется во многих его работах. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи.
Обласкать руками хлебопашца. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Несколько работ Веласкеса хранится в Эрмитаже. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. В то же время в картине есть и интрига в виде нарочито затемнённого отражения богини в зеркале, что как бы провоцирует зрителя на вопрос: кто же она, Венера Веласкеса. Веласкес воссоздает атмосферу труда, творящего искусство и вся картина прославляет само искусство. Желая повысить образовательный и нравственный уровень испанской знати, он организовал придворную службу по надзору за моралью, создал мадридскую Королевскую коллегию— высшее учебное заведение под управлением иезуитов (1629год) по его просьбе указом Филиппа IV в Испании была запрещена проституция. Ранним июльским утром веяло от полотна.
Оливарес открыл тайну дону Диего: он готовил его величеству подарок ко дню рождения. Он жил среди шедевров, а глаз у него был цепкий, острый. Вот на середину образовавшегося круга верхом выехали король и королева. Юноша чем-то отдаленно напоминал ей дона Диего в молодости. По сходным причинам разгорелся мятеж в Португалии (см.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Меньше, чем за год до смерти Веласкес стал кавалером ордена Сант Яго, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании. А еще несколько картин —«Мужской портрет», «Голова смеющегося мальчика», «Мужская голова в профиль», два портрета Филиппа IV (один в полный рост, другой погрудный) —вышли «из мастерской Веласкеса».
Вот по улице прогромыхала высоченная повозка, груженная цветами. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. человек, пропорционально распределённого между частями королевства (что было воспринято как посягательство на традиционные местные вольности). И все-таки не это было главным, ради чего пригласил к себе премьер-министр художника. Холмистый пейзаж очень напоминал Кастилию. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.
Эти планы были воплощены в жизнь лишь частично. Две миловидные фрейлины развлекают ее. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. После скоропостижной смерти старших братьев стал наследником титула, оставил учение и отправился ко двору Филиппа III (1604), где его отец к тому времени стал членом Государственного совета и главным казначеем. Но что дворец без мебели и картин. Ничего не поделаешь, трудные времена наступили для всех. человек, пропорционально распределённого между частями королевства (что было воспринято как посягательство на традиционные местные вольности).
Оливарес скончался в 1645 году и был похоронен в основанном им монастыре в Лоэчес. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Такой возможности нет даже у сотрудников Эрмитажа —ведь это режимное учреждение. С неё было сразу же сделано немало копий.
На эти охоты съезжались вельможи из многих городов, приглашались послы иноземных держав. Лица обеих групп реальны. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Подобным же образом выписан пейзаж: чаще всего он условен и придаёт портрету символический характер, но вместе с тем он реалистичен и достоверно отражает испанский ландшафт.
Все это было внешней стороной медали. И почти невероятным. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Крупнейшим испанским живописцем XVII века, творчество которого сыграло важную роль в утверждении реализма в искусстве Европы, был Диего де Сильва Веласкес (1599–1660). Монархи решили скрепить мир, поженив своих детей инфанту Марию Терезию и Людовика XIV.
Первый Итальянский период жизни продлился с августа 1629 года по январь 1631 года. В картине были соблюдены строгие правила испанского этикета. Воздала бы земля сторицей за праведные труды». Эти планы были воплощены в жизнь лишь частично. Разгром испано-австрийскими войсками шведской армии Густава Вазы под Нёрдлингеном (1634) привёл к вступлению поддерживавшей Швецию Франции в Тридцатилетнюю войну, с тяжёлыми последствиями для Испании.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Зрелый художник Веласкес много почерпнул из творчества итальянских мастеров кисти. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Последний рубеж XVI века.
Кем бы ни вырос он — пусть будет человеком. Они находили маэстро далеко за пределами города. Основным жанром, в котором работал Веласкес, был портрет. Проезжали нарядные кавалеры и дамы в парадных костюмах. Оливарес скончался в 1645 году и был похоронен в основанном им монастыре в Лоэчес.
Веласкес никогда не видел Нидерландов. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Горькая ирония судьбы.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Король похож, он глядится в портрет, как в зеркало. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». 1599 год.
Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Серьезный и пытливый, Мартинес, как звали его в семье Веласкес, очень много работал. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Ребенка одели, как это подобает принцу, в парчовые одежды.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Испанское государство возникло совсем недавно. Картина выдержана в строгом сдержанном колорите. Закрывались мастерские, мануфактуры.
«После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». В 1615 году Оливарес благодаря протекции королевского фаворита герцога Лермы получил назначение камер-юнкером инфанта (будущего Филиппа IV) и вернулся ко двору. Созданные им замечательные изображения Филиппа IV и членов королевской семьи не только восхищали самого испанского монарха, страстного почитателя таланта Веласкеса, но и оказали огромное влияние на других портретистов (эрмитажный портрет Филиппа IV, написанный художником Хуаном Массо и повторяющий композицию Веласкеса, – один из многих примеров). Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Холст, масло. большие полотна, ждущие своей очереди на мольберт. Может их нарисовал он, а может, работали его ученики, а маэстро только поправлял. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Веласкес Диего, великий испанский художник. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Стоило взглянуть на отчеты Государственного совета, чтобы убедиться в этом. Она постепенно крепла, возносилась все выше. Эти планы были воплощены в жизнь лишь частично. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Поначалу были одержана победа при Флёрюсе (1622), принуждена к сдаче Бреда (1625). На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Его даже трудно было представить верхом на лошади — граф не любил верховой езды. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Небольшие пейзажи вилл Медичи и Прадо.
Председатель жюри Хуан Баутиста Майно выбрал среди представленных эскиз Веласкеса и заявил о его победе. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Там, в побежденном, но не покорившемся городе, сила противостояла силе. Но каково было их удивление, когда они узнали, что юноша сам написал эти полотна.
Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Первым проявлением недовольства его политикой был соляной бунт в Бискайе (1630—1631). Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
Ведь король приказал кавалерам Сант-Яго явиться в парадной форме.
При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Королева решила позировать ему, некоронованная королева не хотела от нее отстать. Против Оливареса созрел заговор придворных, приведший к утрате им доверия, лишению всех постов и изгнанию (1643).
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Против Оливареса созрел заговор придворных, приведший к утрате им доверия, лишению всех постов и изгнанию (1643).
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Даже орден почти незаметен на черной одежде. Ударили литавры, тонко запели трубы, возвещая начало охоты.
Отечественные изделия на рынке покупать вовсе перестали: заморские оказались дешевле. Есть в Андалузии в долине Гвадалквивира прекрасный город — Севилья. Но сыны Испании вместо плуга взялись за мечи — грабили чужие народы.
Однако дело обстояло не так. Диего упросил короля Филипа дать разрешение на эту поездку. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. За окнами тем временем уже шумела Севилья.
А может, он станет великим поэтом. Волнения потрясли колонии. И оберегермейстер Хуан Матеос, тот самый Хуан Матеос, что стоит теперь перед нами на пыльном чердаке башни замка Веезенштейн, умудренный, все понимающий, с печальным, тяжелым взглядом припухших глаз. Громадное количество новых денег вызвало вздорожание всех товаров. Отсюда такая «победа». В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Охота была призванием, любимым делом дона Матеоса. Премьер-министр Испании был изображен верхом на скачущем во весь опор коне. На самом деле держава, как это ни странно, клонилась к упадку от золотого полнокровия. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.
Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. В Италии была проиграна война за мантуанское наследство, завершившаяся присоединением Монферрато к Франции (1631), окончательно утрачена Вальтелина (1639). Первым проявлением недовольства его политикой был соляной бунт в Бискайе (1630—1631). С 1622 года он возглавил правительство. Веласкес понял, откуда повеял этот ветерок. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент.
Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.