В то время, когда Веласкес творил в Риме, Марианна Австрийская вышла замуж за короля Филиппа IV в 1649 году и стала новой королевой. С 8 октября по 9 февраля 2014 года в музее Прадо в Мадриде проходит выставка «Веласкес и семья Филиппа IV (1650-1680)».
В Риме он написал портрет папы ИннокентияХ (1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), который отличается точностью передачи обликамодели и глубоким психологизмом этот «слишком правдивый», по выражению папы, портрет является одним из высших достижений мировой портретной живописи. И гениальность Веласкеса проявляется уже в этих ранних севильских работах. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. сюжет. Исп. Всё это Филипп должен был рассматривать как итог своего многолетнего правления.
Еще в Севилье работы Веласкеса отличаются новизной исполнения. В. писал картины преим. Взял кисть и нарисовал на груди Веласкеса Ордер Сантьяго. На первом изображена мастерская, где происходит работа.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Религиозные картины, парадные портреты исторические полотна зрелого Веласкеса 1630–1640-х годов представляют собой вершину его искусства, например, «Коронование Девы Марии» (1645 год, Прадо, Мадрид) и «Сдача Бреды» (1835 год, Прадо, Мадрид). галерея, Лондон). Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
Особенно глубок и значителен образ ФилиппаIV в пожилом возрасте (ок. Крайнее самолюбие выражено на его лице. В. – непревзойдённый мастер как лаконич. 1643–44 там же).
«Теология живописи». Происходил из семьи небогатого идальго португ. Отец художника по происхождению был португальцем и идальго, т. е.
происхождения. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Инертный и суеверный, Филипп окружил себя бездарными министрами, думавшими только о своём обогащении за счёт казны и народа. Учился в Севилье (1611–17) сначала у Ф. Эрреры Старшего, затем у Ф. Пачеко, на дочери которого женился. Лица обеих групп реальны.
Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы. 1625 год. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. 1617–18, Эрмитаж, С. -Петербург «Водонос», ок.
ВЕЛАСКЕС (Velazquez, Velasquez), Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velasquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья– 6. 8. 1660, Мадрид) исп. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. На историческую тему Веласкес написал всего одну картину. Стройная фигурка маленькой инфанты с распущенными золотыми волосами одета в пышное, странное для ребенка, платье с кринолином. Девочка стоит неподвижно, оцепенело, скованная этим кринолином. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость.
музей, Вена). Композиция этой картины очень сложна.
Братья Антонио, Франческо и Тадео Барберини сбежали во Францию, где их приютил кардинал Мазарини (известный нам по романам Дюма, но в реальности гораздо более влиятельный и менее курьёзный, чем его изобразил автор «Трёх мушкетёров»). Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. «Дон Антонио-англичанин», «Дон Хуан Австрийский», нач.
Ключевыми словами в эпитафии являются «pictor eximius» (выдающийся художник) и эти слова предельно точно передают нам суть творческой самобытности этого великого мастера и благородного человека. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. традиции картинах на античные сюжеты («Триумф Вакха», 1628–1629 «Кузница Вулкана», 1630, обе– вПрадо). 1618, Нац. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. бурлеском. И его лицо не оставляет сомнений в том, что этот человек повидал на своём веку немало бед.
Это движение воздуха и объем достигаются легкими, почти прозрачными мазками и уникальным колоритом. Весь испанский двор был в трауре и печали. Но выглядел он значительно моложе: Веласкес замечательно передаёт румянец на его щеках (впрочем, возможно, это лишь багровые рефлексы от его алой атласной накидки – тоже написанной с чрезвычайным мастерством) и трезвый, въедливый взгляд. Эта прекрасная картина называется «Венера с зеркалом»: на ней изображена обнаженная девушка с тонкой талией и изумительным по красоте телом.
Немалую роль в этом сыграли и личные качества Веласкеса. Много лет у него было эксклюзивное право портретировать короля. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Вокруг него разрасталась коррупция и казнокрадство. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Среди картин Диего Веласкеса есть много шедевров, которые знакомы многим из вас, но особой популярностью, пожалуй, пользуется картина «Портрет Филиппа IV в латах» или «Портрет Филиппа IV в доспехах».
n – «трактир, харчевня») получает широкое распространение в Испании в первой половине XVII века. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. портрета, так и многоплановой картины с перекликающимися разного рода вставными изображениями (картина в картине, зеркало, окно, дверной проём) и деталей, обогащающих композиционно-смысловую структуру произведения. «Менины» часто называют картиной создания картины.
галерея, Лондон). Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Картина называется «Сдача Бреды». В 1628 В. встретился с П. П. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. У Веласкеса ничего этого нет.
Испания. произведений батального жанра. Королю, как уже было сказано, здесь около 50-ти лет. У Эль Греко он взял серо-жемчужный цвет и развил, приумножил его оттенки. 1620, Апсли-хаус, Лондон) относится к жанру бодегонес ивыполнен в традиции караваджизма сконтрастной светотенью «погребного» освещения, натуралистич.
На втором показана мастерская художника. костюме («Ла Фрага», 1644, собрание Фрик, Нью-Йорк).
Мифологич. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Кроме того, король очень любил театр и даже сам выступал в роли актёра. Например, спуск к могиле Наполеона в Доме инвалидов в Париже устроен таким образом, что входящий вынужден наклонить голову и поклониться великой могиле.
Прадо. Этот жанр «бодегон» (от испанского слова bodeg. Филипп IV пользовался неоднозначной репутацией. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее.
(королева Марианна Австрийская, ок. Выжили лишь дочь Мария Терезия (которая потом станет женой Людовика IV) и сын Балтазар Карлос, любимец отца и Веласкеса, на которого империя возлагала большие династические надежды. Тайна Христа кисти Веласкеса в духовности, глубокой вере и доброте.
Веласкес был старшим сыном в большой семье. Учился у севильских живописцев Франсиско Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко. академии Св.
Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. на мифологич. историч. Барокко. (все– в Прадо), вкоторых заметно влияние венецианской школы, особенно Тициана. достоверностью деталей и простонародностью типажей, близких персонажам плутовского романа.
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Но в 16 лет Балтазар Карлос неожиданно скончался. В этих портретах, становящихся все более нематериальными, кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Каганэ.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Луки и Конгрегации виртуозов Пантеона (1650). Г. де Оливарес (до 1643, Эрмитаж) изящная «Дама с веером» (ок. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Раннее творчество В. близко т. н.
Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Холст, масло. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Дегенеративная генетика становилась причиной того, что дети рождались слабыми и больными. (Об истории взаимоотношений живописца и короля вы можете прочитать в биографии художника). и бытовые сюжеты, а также портреты.
Эта картина является одним из шедевров мирового искусства. Человек образованный, утончённый и нерешительный, он больше увлекался живописью, чем политикой, а государственные дела с удовольствием переложил на своего фаворита графа-герцога Оливареса (который, кстати, в 1620-х годах и порекомендует королю Веласкеса). Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее.
Солнечный свет заливает весь второй план картины. Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей. Веласкес (Vel. 30 изображений ФилиппаIV, многочисл. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Расскажем немного об истории картины.
В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. В левой части картины изображен сам художник. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.
Но однажды наложил запрет на портреты: королю не хотелось, чтобы высочайшее мастерство Веласкеса (которого уже при жизни стали называть «художником истины») с бескомпромиссной правдивостью запечатлело то, как он стареет. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. портреты инфант и наследников, сановников.
Но инфанта Маргарита прервала художественную сессию. Уже первые портреты короля и наследника престола дона Карлоса (середина 1620-х годов, Прадо, Мадрид) не уступают лучшим образцам европейского портретного искусства. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Благодаря доверию и покровительству Филиппа IV Веласкес стал тем единственным художником, которому было позволено написать обнаженную женщину. Только боль и тишина. психологич.
и голл. Непросто. Вспомним в этой связи, что и Папа Иннокентий Х, увидев свой портрет, написанный Веласкесом, якобы воскликнул: «Troppo verо. » («Слишком похоже. »). Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
Придворный художник короля ФилиппаIV (с 1623), гофмаршал (1652), рыцарь ордена Сантьяго (1659), чл. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Картина «Портрет Филиппа IV в латах» была написана в 1628 году, размеры: 58 x 45 см (холст, масло). Это портрет, удивительный в своей правдивости.
Шестеро детей Филиппа и его первой жены умерли в младенчестве. В этом и заключается сила религии и Веры без насилия и жестокости. Он был любителем развлечений, праздников, охоты и меньшее значение уделял политике и экономике, что, как говорят историки, привело к ухудшению обстановки в этих странах. 1648, коллекция Уоллес, Лондон), ФилиппIV в воен.
Это полная психологическая картина личности, ее развития и изменения. 318 x 276 см. В 1630–1631 годах он совершенствовал свое мастерство в Италии. Кисти В. принадлежит ок. В ней изображена художница, ее помощницы и богиня Афина, разгневанная из-за того, что смертная женщина решила сравниться с богами. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. потомственным дворянином.
Портрет написан в традиционном жанре придворного портрета. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Но это полотно оказало значительное влияние на ход развития мировой живописи. А король давал ему высокие придворные должности. Для Буэн-Ретиро выполнена и картина «Сдача Бреды» («Копья», 1634–35, Прадо)– одно из наиболее значит.
В центре– исполненные достоинства победитель и побеждённый исп. Подобно М. да Караваджо, В. предпочитал жанровую интерпретацию евангельских сюжетов («Христос у Марфы и Марии», ок. художник. Состязание, по сюжету, закончилось вничью, тем самым Веласкес проводит параллель между искусством художника и божественной принадлежностью.
Равновеликих учеников у В. не было, его достойным преемником в живописи стал Ф. Гойя. Рубенсом, посетившим исп. Король не был ни стратегом, ни выдающимся политиком. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Фамилия Веласкес досталась ему от матери. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями. К «труанес» примыкают парные картины «Менипп» и «Эзоп» (1639–1640, там же), представляющие античных сатириков в виде нищих бродяг, не утративших интеллектуальной содержательности и личного достоинства.
Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Среди Габсбургов были очень распространены близкородственные браки. севильской школе («Поклонение волхвов», 1619, Прадо, Мадрид). В. создал серию портретов придворных шутов и карликов– «труанес» (т. н. При всей точности характеристик трактовка образов овеяна благородной человечностью («Барбаросса», 1636–38 «Эль Примо», 1644 «Себастьяно дель Морра», ок. В настоящее время находится в музее Прадо, Мадрид.
C 1623 года Веласкес – придворный художник короля Филиппа IV. Пейзаж, хмурый и тревожный, создаёт атмосферу нестабильности и неопределённости. Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую втридцатилетней войне, осадил крепость. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е).
Иная трактовка обнажённой модели– в «Распятии» (1630-егг., Прадо): гармоничное, не искажённое мукой тело страдающего Христа создаёт возвышенно-трагический образ. Линия была главным инструментом передачи пространства. полководцы по сторонам– отряды с лесом копий и алебард, образующие сложный ритм композиции в глубине– вид Бреды, напоминающий нидерландский «космический пейзаж». Ушли из-под владычества испанской короны непокорные Нидерланды. На момент написания портрета Папе было около 75 лет. К этому времени он пережил смерть любимой жены Изабеллы Бурбонской и обожаемого наследника – сына Балтазара Карлоса.
Филипп Габсбург был королем Испании, Португалии и Альгарвы. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Ряд ранних полотен («Завтрак», ок. рим.
Мадрид. Их позы и жесты живые, естественные. 1650-хгг., оба– в Прадо). Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
1630-хгг. ), наследника Бальтасара Карлоса (1634–35) и др. Придворному художнику и распорядителю королевских покоев Диего Веласкесу было на шесть лет больше. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Разрабатывая проблему передачи световоздушной среды, В. во время одной из своих поездок в Италию написал с натуры виды сада виллы Медичи (в полдень и вечером оба– в Прадо), предвосхитив пленэрную живопись 19в.
Мы не знаем, что именно сподвигло Филиппа пересмотреть свой запрет, но в середине 1650-х годов, после беспрецедентно долгого перерыва, Веласкес написал два его портрета (один сейчас в Прадо, другой, описываемый здесь, в Лондонской национальной галерее). 1654–57, Прадо Нац. После возвращения в Испанию Веласкесу очень не хватало этой свободы. Изображение обнажённого женского тела («Венера перед зеркалом», до 1651, Нац.
Иннокентий Х занимал папский престол более 10-ти лет – с сентября 1644-го по январь 1655-го и в это непростое для Европы время был одним из самых влиятельных её политиков, ведь наивно было бы думать, что деятельность Папы ограничивается лишь внутрицерковными вопросами. Мазарини, хоть и являлся по рождению итальянцем, был политическим противником Иннокентия Х. Если Мазарини был одним из инициаторов «Вестфальского мира», прекратившего Тридцатилетнюю войну, то Иннокентий «Вестфальский мир» осудил, так как рассчитывал на победу «Габсбургского блока» (Испании и Австрии). В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане.
zquez) Диего Родригес де Сильва – испанский художник родился 6. 06. 1599, Севилья (Испания), умер 6. 08. 1660, Мадрид. В картине присутствуют два плана. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Филиппа, его вторую жену Марианну и их старшую дочь инфанту Маргариту мы может увидеть на знаменитой картине Веласкеса «Менины», написанной примерно в то же время, что и этот портрет короля – печальный и одновременно величественный. Подобно современной литературе и театру, Веласкес ввел в изображение простых граждан, что стало широко распространено под влиянием работ Караваджо. Кроме того, он был знаком с Питером Паулем Рубенсом, который некоторое время работал в его мастерской и который, как считается, вдохновил Веласкеса на путешествие в Италию.
Веласкес довольно рано определился с выбором жизненного пути и встретил понимание в своей семье. Наряды дам сливаются с изображением на ковре, да и сами фигуры почти тонут, растворяются в этом золотом свете, в то время как на первом плане полутемное помещение, куда проникает свет только слева из окна, он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки. Все портреты кисти Веласкеса отмечены тонким психологизмом и мастерством.
Его первые картины выполнены в натуралистической манере и относятся к бытовому жанру: «Старая кухарка» (1618 год, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Продавец воды в Севилье» (1620 год, Музей Веллингтона, Лондон) и др. Переехав в Мадрид, В. с 1623 до конца жизни занимал разл. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Подлинным артистизмом изысканной живописностью и глубиной характеристик отличаются портреты Габсбургов 1650-хгг. На картине изображен Филипп IV Габсбург (1605-1665). В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Неизвестный критик описал эту картину такими словами в девятнадцатом веке. Благородство неизменно присутствует в характере любого героя В., будь то надменный поэт Л. де Гонгора-и-Арготе (1622, Музей изящных искусств, Бостон), хитрый царедворец первый мин. Он писал конные и охотничьи портреты ФилиппаIV (нач. В 1630–50-хгг. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков.
Художник изображал Филиппа IV великолепным рыцарем, блестящим всадником, мудрым монархом.