Шедевры Диего Веласкеса – Вакх, Триумф Вакха, Кузница Вулкана, Сдача Бреды, Менины, Пряхи, Венера с зеркалом, Старая кухарка, Завтрак, Завтрак двух юношей, Служанка-мулатка, Музыканты, Водонос. Водонос – картина утреннего периода творчества испанского художника Диего Веласкеса (1599 – 1660).
Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов.
Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета.
Холст огромный – два метра в высоту, метр двадцать пять в ширину. Волхвы удались намного лучше. В «Лас Менинас» художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом — себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение которой видно в зеркале в глубине зала.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Искусствоведы долгое время относили их к позднему периоду творчества художника, датируя 1650-51 годами (временем второго визита в Италию), однако новейшие исследования показали, что оба пейзажа созданы во время первой итальянской поездки художника, то есть двадцатью годами раньше. Однако Филипп 4 был доволен своими портретами.
Этот портрет был написан В. во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651). По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. «Непорочное зачатие» и «Иоанн Евангелист на острове Патмос» – картины парные. Вчерашний ученик готов к самостоятельному полету. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани.
Совсем бедняга допился – облик потерял. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Нам, будущим живописцам, хотелось равняться на Веласкеса буквально во всем.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. 1650-е годы – время наибольших творческих свершений Веласкеса. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса.
Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Сын небогатого дворянина. Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма — подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма12. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Несмотря на это, в течение всей своей жизни он оставался последователем типично испанского реалистического подхода к изображению натуры Первое путешествие Веласкеса в Италию, предпринятое в 1629 году, ознаменовало собой переход к новой фазе в его стремлении к точной передаче изображения и восприятия.
Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами)), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631). и о наличии вакансии на это место. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Порой В. вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив ("Христос в доме Марфы и Марии", около 1622, Национальная галерея, Лондон). Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Иначе мы бы знали, кто он. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Своей особой философией дышит и природа произведения. Среди них были и профессиональные шуты и люди, 171обиженные187 природой. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном. Это расценивается как свидетельство того, что картина была ему особенно дорога. Трудно поверить, что Веласкесу едва-едва исполнилось двадцать, когда он написал «Водоноса» : подобная виртуозность в передаче фактур предметов достигается путём многолетних упражнений, а для многих так и остаётся недостижимой степенью мастерства. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Водопричастники (водоносы) — так в насмешку прозваны были еретики гностико-аскетической секты энкратитов (воздерженцев) или апотактиков (отверженцев), основанной Татианом. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. В годы моей учебы в художественных учебных заведениях о Веласкесе говорили как о недосягаемом образце, настоящем герое живописи, художнике – легенде. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил «Венеру с зеркалом» (1651, Национальная галерея, Лондон). К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение. Подпись – своего рода оценка художником собственного труда. Она стала одним из самых значительных произведений живописи в историческом жанре. Веласкес многое позаимствовал от приемов Рубенса в их химическом виде.
Она нынче находится в Эрмитаже. Но самое крупное произведение художника 1630-х – картина «Сдача Бреды». Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном.
Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. По словам Франсиско Пачеко, Веласкес с юных лет кропотливо работал над рисунком. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Последнее предоставляло большую свободу в выборе темы и вообще в творчестве, которой не обладали художники, привязанные к заказам и спросу на рынке. В картине "Вакх" (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Поездка пошла на пользу. Характерно, что ни одной из его ранних народных картин нет в крупнейшем собрании его живописи – мадридском Дель Прадо, ведь все их он написал до своего отъезда в Мадрид.
все — 1631—48, Прадо). К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба — "Вилла Медичи", 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы.
До 1623 Веласкес работал в Севилье. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. И виртуоз художник хорошо передает эту влажное пятно свои краски.
Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Он стремится влить жизнь в схемы парадных изображений. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Эти картины более примечательны мастерски продуманной композицией интригующим подбором цветов и оттенков и сюжетами, в которых с искреннимуважением и теплом отображается жизнь простых испанцев. Меньше, чем за год до смерти Веласкес стал кавалером ордена Сант Яго, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Эта книга, с одной стороны, является ценным источником многих фактов биографии Веласкеса (равно как и других живописцев той эпохи), а с другой, представляет собой свод основных правил тогдашней живописи.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. 1625 год. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую.
Любить Веласкеса всегда было чуть ли не генетической особенностью русских живописцев. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Краснорожий у него серебристо-седой, а бледнолицый – конечно же, брюнет.
Интересно, что прожив всю жизнь при дворе и общаясь в основном с особами высшего сословия, художник при любой возможности обращается к народной теме. Восхождение Веласкеса было стремительным. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Оно проявляется во многих его работах. На переднем плане – несколько работниц.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Пятно движения фигуры выверено почти орнаментально. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Одновременно с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса инфанта Бальтасара Карлоса оба — 1634—35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена Прадо Лувр, Париж). Во-вторых, жанр портрета в тогдашней испанской живописи находился на положении пасынка гораздо большей популярностью пользовались религиозные сюжеты, да и стилистика в ходу была более эмоциональная (не без налета легкой сентиментальности), нежели у Веласкеса. Картиной «Сдача Бреды» (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности. Впоследствии оно только увеличивалось.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628 – 1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим – «Сдача Бреды» (1634). Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. В 1617 получил звание мастера. Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. В Вечном Городе художник пробыл до конца следующего года. На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале). ).
Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. («Триумф Вакха»).
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Диего Веласкес оставил яркий след в истории мирового изобразительного искусства.
Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу.
К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Уже в двенадцатилетнем возрасте подросток окончательно решил стать художником. Пачеко вспоминал, что был 171восхищен его (Веласкеса) добродетельностью, честностью и талантом и с радостью отдал ему в жены свою дочь187. Там была написана композиция «Принесение Иакову одежды Иосифа» и картина на мифологическую тему «Кузница Вулкана». Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
В 1629 году Веласкес на галере прибывает в Венецию и по 1631 год живет в Италии. Диего упросил короля Филипа дать разрешение на эту поездку. С торжественными почестями его как рыцаря ордена Сант Яго похоронили в главном алтаре мадридской церкви Сан Хуан Баутиста.
Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба — «Вилла Медичи», 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы.
Веласкесу несказанно повезло. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. А Истина (вот так, с прописной буквы) – она ведь несказанна.
Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное отношение к окружающему. смирением высокая, нищетою богатая». Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Вместе с ней появляется на свет «Туника Иосифа», которая теперь находится в Эскориале. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Реальные пряхи работают в реальной мадридской мастерской, обслуживающей королевский двор, а на стене висит изысканный гобелен (плод их работы) со сценой, сюжетом дм которой взят фрагмент 171Метаморфоз187 Овидия.
На втором показана мастерская художника. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Там пишет он свою «Кузницу вулкана». Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора., которые впоследствии стали классическими – Слишком правдиво. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.
О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Здесь режиссура высшего порядка. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Разлитая нечаянно вода увлажняет глину и делает её темнее, капли объемны и прозрачны.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. У её босых ног лежит кошка. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес.
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Немного воды же пролилось на глиняный кувшин.
Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631). В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Следуя их отражению, можно убедиться, что стоять они должны примерно там, где обычно располагаются зрители при просмотре.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины. Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви. "Кузница Вулкана" (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев. Здесь видно, как Веласкес бился за выразительность силуэта.
Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
До 1623 работал в Севилье, писал "бодегонес" (испанский bodegn — харчевня) — сцены из народного быта ("Завтрак", около 1617, Эрмитаж, Ленинград "Водонос", около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). В 1774 году (шла эпоха Просвещения – с ее трепетным отношением к рациональному, преимущественно естественнонаучному, знанию) по распоряжению короля Карла III и в рамках задуманного им благоустройства города (именно в это время в Мадриде появились, например, первые уличные фонари) в парке заложили ботанический сад, а чуть позже построили рядом здание, в котором предполагалось разместить академию наук. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа.
Картина поражает точностью характеристик образов. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал. Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать.
А вот «Кузница» – в Прадо. В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены.
Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. В левой части картины изображен сам художник. Хотя Он уже год женат.
Существует предположение, что живописцу позировала для этой работы известная итальянская художница Фламиния Тривио. Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. То, что он ловил все советы учителя буквально на лету, подтверждает его первая серьезная самостоятельная картина «Крестьянский ужин», которая вышла из-под его кисти в 1617 году, когда художнику едва исполнилось восемнадцать. Именно в это время он написал множество картин на историческую, религиозную и мифологическую тематику, а также множество придворных портретов. Придворные дамы в глубине ярко освещенной комнаты любуются ковром изображающим миф об Арахне — ткачихе, превзошедшей в мастерстве богиню Афину. все — 1631—48, Прадо).
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. В представителях социальных низов он видит настоящую силу характеров, мощь духа, благородство и достоинство. Это обычный традиционный дворцовый «ростовичок», написанный по канонам придворного портрета.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов – о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы – в оригинальной авторской трактовке. Сам художник изображён с крестом Испанский художник эпохи Барокко.
Небольшие пейзажи вилл Медичи и Прадо. Скорее всего он и посоветовал отправиться в Италию. Художник не только руководил работами, но и сам принимал активное участие в оформлении дворца.
В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века).
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. В следующем, 1623, году он вновь направляется в столицу, на сей раз со своим учителем и тестем доном Пачеко. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. По второй, наоборот инфанта со своей свитой пришла в гости во время позирования короля и королевы художнику.
Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. Каждый образ на редкость красноречив. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Этого обычая придерживались не только одни энкратиты, а также многие другие аналогичные гностики и аскеты вот таким образом и прозвание водопричастники (водоносы) получило более широкое применение.
Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. А приукрашивать действительность в Испании было не принято.
Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. На первом изображена мастерская, где происходит работа.
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Имеется в виду чувство краски и ее количества, оставленного на холсте. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Детские портреты, созданные художником, удивительны по своему настроению и цветовой гамме (в качестве примера приводим 171Портрет инфанты Маргариты в красном платье187). Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника – «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид). Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Зрелый художник Веласкес много почерпнул из творчества итальянских мастеров кисти. Филипп V (1605-65) изображен на двенадцати дошедших до нас портретах Веласкеса. На престол вступает шестнадцатилетний Филипп IV. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора.
На портретах Веласкеса король изображен по-разному: в одних случаях – по пояс, в других – в полный рост (171Портрет Филиппа V187). В середине 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем.
А в Испании перемены. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657). Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velsquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья, — 6. 8. 1660, Мадрид) испанский художник. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Ему в одном из крыльев дворца отведены парадные апартаменты, а в пригороде, в одном из замков, у него есть просторная мастерская.
Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Слабее всех написан Иосиф. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Севильский водонос, 1622Картина «Севильский водонос» (около 1618-1622) относится к раннему, севильскому, периоду, когда молодой Веласкес увлечённо писал бодегоны – бытовые зарисовки, действие которых происходит в харчевне или в трактире, в винном погребке или на кухне. Не свое ли чадо использовал он как модель для младенца Христа. Ритмический строй композиции, группировка фигур, лес копий над испанским войском указывают соотношение сил, решившее исход битвы. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. В похожем стиле написаны и несколько религиозных картин этого же периода — «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов» (1619) «Христос в доме Марфы и Марии» (около 1620).
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. С неё было сразу же сделано немало копий.
В основном это представители простого народа, в отображении которых уже виден столь характерный для Веласкеса реализм изображения. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Да, Веласкес работал в собственной мастерской, воспитывал собственных учеников. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. И почти невероятным.
Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Картина художника Веласкеса из цикла бодегонес имеет также и другое название «Продавец воды из Севильи». Диего Веласкес.
Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Одной из вершин портретного мастерства Веласкеса стал знаменитый «Портрет папы Иннокентия X», написанный в Риме в 1650 г. Сейчас хотелось бы подробнее остановиться на некоторых картинах Веласкеса, которые более ярко смогли отразить его творчество. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Это можно назвать 171синдромом Веласкеса187. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
Правда, вины художника в том нет. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха.
Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины. В 1649 году королевский выбор пал на его племянницу, совсем юную Марианну Австрийскую. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес.
Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Живые лица, простота и выразительность самого замысла, мастерство выражения вещей (стол, покрытый смятой скатертью, «натюрморт», находящийся на нем, одежда и оружие, висящие на стене в глубине) говорят о живом восприятии действительности, о реалистической направленности, свойственной таланту Веласкеса. И тем не менее, его картины наполнены жизнью за счет воздушного фона, тончайшего синтеза красок и эффектов цветовых сочетаний. – харчевня или трактир). Здесь не только непопадание в возраст святого плотника.
1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие.
1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Картиной "Сдача Бреды" (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn – трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. «Менины» часто называют картиной создания картины. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. И Я, кажется, слишком строг к этому великолепному по краскам произведению. Размер картины 107 x 81 см, холст, масло. С неё было сразу же сделано несколько копий.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
К сожалению, его имя неизвестно. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. В этот поздний период своего творчества он создал знаменитую композицию «Венера перед зеркалом» и пейзажи «Вилла Медичи», композиции «Менины» и «Пряхи».
Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Веласкес удостоился всяческих похвал, на церемонии обручения он выглядел необычайно элегантно. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет.
Досадно, что он слаб по рисунку и неважно вылеплен. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». В картине присутствуют два плана. Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Центральное место в картине занимает сам водонос.
Первый Итальянский период жизни продлился с августа 1629 года по январь 1631 года. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Художнику долго не удавались королевские ноги. Художник писал картины на мифологические («Кузница Вулкана», 1630) и исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, пейзажи и жанровые зарисовки («Триумф Вакха», 1628), превосходящие по смелости и новизне художественных решений работы его современников. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Именно эти короли приобретали полотна, составившие неразложимое музейное 171ядро187.
Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.
Какие бы образы не имел перед собой мастер, он смог наполнить извечную тему такой жизненной непосредствнностью, что его Венера явилась самым совершенным изображением обнаженного женского тела в XVII столетии (Гец Экардт исследователь творчества Диего Веласкеса) Диего Родригес де Сильва Веласкес — таково его полное имя — родился в небогатой дворянской семье в Севилье. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. В жаркой Испании вода поциновувалась чрезвычайно.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников – художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства. Мощное цветовое звучание портрета, построенного на напряженном контрасте белого и всех оттенков красного, становится как бы выражением энергии и темперамента изображенного человека.
Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Эта работа, в которой он тонко уловил и натурально и бескомпромиссно изобразил горечь, присутствовавшую в лице позировавшего поэта, способствовала укреплению репутации Веласкеса среди столичной знати как умелого портретиста. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Архитектурный проект здания выполнил Хуан де Виллануэва (1739-1811), адепт строгого неоклассицизма, самого модного в то время в Европе художественного направления.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Особенно это сказалось на легкости решения пространств и задних планов. По третьей, «Пряхи» – это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью.
Однако тот в высшей степени оказался полезен как обладатель техники сверхбыстрописи. На лицо его легла тень от вакховой руки, так что светится только нос. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
Необычным в ней было всё – от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. В1622 г. приехал в Мадрид, где его заказчиком и покровителем стал граф Оливарес. Они были созданы одновременно вскоре после того, как Веласкес завершил свое обучение у Франсиско Пачеко и предназначались для севильского монастыря Кармелитас Кальсадас (впоследствии разрушенного). Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников. Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил "Венеру с зеркалом" (1651, Национальная галерея, Лондон). Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос».
Можно подумать, что эти работы созданы двумя совершенно разными художниками. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Он на шесть лет младше Веласкеса. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» – очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память.
Наиболее известны портреты дона Хуана Матеоса (1632), генерала Оливареса (1633), конный портрет короля Филиппа III (1635), папы Иннокентия X (1648), а также серия портретов карликов и шутов (Los truhanes). Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – 171Венера из Рокеби187. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи».
Этот портрет был написан В. во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651). За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Мастер дает собственную трактовку старинного мифа, поэтизируя красоту и величие человеческого труда и таланта. В картине «Вакх» (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов.
Существует предположение, что живописцу позировала для этой работы известная итальянская художница К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.
Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629–1631 гг.
Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Испанцы даже указывают, что этот Аквадор с Севильи – был корсиканцем.
Мария классична в полной мере. К сожалению, ранние рисунки художника не сохранились. Молодой художник предпринимает первую попытку перебраться в Мадрид. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника160— но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства».
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Последнее условие Веласкеса, мечтавшего о рыцарстве, ставило в затруднительное положение.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. С 1622 года он возглавил правительство. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала.
Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций. С 1622 года он возглавил правительство.
«Кузница Вулкана» (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Для двадцатилетнего едва оперившегося юноши задача в высшей степени сложная. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Каждый такой портрет передаёт не только характер, но и трагедию человека, зачастую благородного происхождения, образованного и умного, волею судьбы принуждённого играть определённую роль. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Здесь пока еще видна скованность кисти (безусловно, по сравнению с самим же Веласкесом поры расцвета), упорная борьба за точность силуэтов. Вот что может сделать мастер-колорист. Его «Менины» копировал Илья Репин.
Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Какого-то серьезного влияния на современных ему художников Веласкес не оказал.
Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Этот, одобренный в 1787 году королем, проект предусматривал, что в новостройке будут соседствовать академия наук (для нее отводился первый этаж) и естественно-исторический музей (на втором этаже). В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Удивительно настроенчески назван общий тон лица. Каганэ. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. ».
Последнее предоставляло большую свободу в выборе темы и вообще в творчестве, которой не обладали художники, привязанные к заказам и спросу на рынке. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Вакх получился бледным одутловатым лукавым юношей с ярко-красными губами.
Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. и о наличии вакансии на это место. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи.
Единственным минусом такой жизни стало ограничение тематики картин, которые творил Веласкес Диего. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет.
Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Мужики совершенно живые. Однако уже тогда Веласкес не ограничивался простым изображением жанровых сцен на близкие севильским гражданам темы. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Как и современные ему художники, Веласкес использует эффектное «погребное освещение», когда из темноты выхвачены светом лишь те формы, которые предложены зрителю для рассмотрения. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». В 1621 году умирает Филипп III. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634 – 1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. 171Портрет Франсиско Лескано187 представляет нам несчастного человека, страдающего – по всем признакам – болезнью Дауна 171Дон Хуан Калабасас187 – горбуна, улыбающегося бессмысленной улыбкой (171калабасас187 в переводе с испанского означает 171тыква187). Веласкес ничего нового не выдумывает.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Конные и охотничьи портреты короля и его семьи, герцога Оливареса. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Это дорого стоило.
Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память.
Веласкес Диего, великий испанский художник. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656) и «Пряхи» (первоначальное название — «Миф об Арахне», 1657) — обе в Прадо.
Впоследствии оно только увеличивалось. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Хаос мазков чистой краски исчезает при рассмотрении картины с отдаленного расстояния — все сливается в живописном единстве в гармонически прекрасное целое. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Его изображение — само воплощение вечных сил природы — усиливает впечатление господствующей тишины, умиротворения, странной завороженности. От его «Папы Иннокентия X» не мог оторваться Василий Суриков. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
Вероятно, невозможно до конца передать словами магическое очарование полотен Веласкеса, но несомненно одно – загадки непостижимого мастерства творчества великого испанского живописца всегда будут волновать истинных ценителей подлинного искусства. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16).
В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: "Лас Менинас" ("Фрейлины", 1656) и "Пряхи" (первоначальное название — "Миф об Арахне", 1657) — обе в Прадо. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Множество восторгов вызывает даже такая мелочь, как бровь пожилого водоноса. Каждый из них держится по-своему – в соответствии с возрастом. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Такие сюжеты назывались в испанской традиции bodegon, что означало: трактир, харчевня. Впоследствии оно только увеличивалось.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.
В первый раз это произошло в 1615 году, его избранницей тогда стала французская принцесса Изабелла Бурбонская (она умерла в 1644 году). И как это в натуре верно подмечено и как уместно перенесено в картину. Поездка в Италию содействовала расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства.
Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
Мастерски расставлены блики на черной одежде. Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Водонос». Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. В середине 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем. Его портреты необычайно реалистичны и естественны.
.