Картина испанского художника Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» (ил. Настоящее исследование посвящено сравнительному анализу картины Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» (ил. Картина испанского художника Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» (ил. Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» (ил.
Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного церковью. «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. 6августа 1660 года художника не стало. Этой чести удостаивались лучшие художники того времени.
Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица. Лицо ее видно лишь в зеркале. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам.
В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. Ложе, устланное черным и белым атласом, на котором смело расположилась женщина. К тому же, она абсолютно не похожа ни на что, вышедшее из под руки художника. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать дам (разумеется, в образах мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки можно было писать с натуры, а все остальное — по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например Дюрера.
Именно тут мы и разим врага». Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). В «Венере» и так оказалось сильно влияние Великого инквизитора Торквемады – женщина повернута спиной к зрителю и целомудренно скрывает свое тело от обращенных взглядов зрителей.
Король имевший у себя ключ от мастерской, приходил сюда почти каждый день, чтобы наблюдать за работой художника». Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического. Образ же Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Необычна композиция картины. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера. Это был мир, где все происходило по раз и навсегда установленным правилам, каждый знал свое место, все было строго и — скучно. Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение.
зачем ему столько, он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья. В тот период Веласкес переживал личный кризис — жену в Италию он с собой не взял. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный.
Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Веласкес Диего, великий испанский художник. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье. «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. – Я суфражистка, борец за права женщин.
В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.
Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев.
На картине барышня изображена откинувшись назад. Таким мы видим его и на картине Веласкеса. 10:38-42). На переднем плане картины Веласкеса – кухарка, которая подгоняет недовольную и, видимо, нерасторопную служанку, чтобы присоединиться к обществу Иисуса и сестёр.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651. А что он держит в руках. Вот таким образом картина занимает уникальное место в его наследии. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам.
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.
К этому же времени относится создание Веласкесом серии картин, воспевающих военные победы Филиппа IV. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале. Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение. Ей и другим суфражисткам не простили и то, что покушение на «Венеру» стало первым в ряду атак на сокровища Англии.
Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. Лица обеих групп реальны.
Видимо, ради того, что осуществить замысел и написать «Венеру с зеркалом» (La Venus del espejo), Веласкесу пришлось покинуть родину и уехать в Италию. Все было подчинено вере. Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. Он смотрит на зрителя, словно желая удостовериться, что его фигура производит впечатление на зрителя.
или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. Герой второй картины Марсий достиг необычайного мастерства в игре на флейте и вызвал на состязание Аполлона, который, победив Марсия, в наказание за дерзость содрал с него кожу.
И в своих портретах он старался добиться точного отражения – отражения времени, отражения личности своих героев. Это неясное лицо в зеркале — словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера» — прежде всего портрет тела, влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Они обмениваются лукавыми взглядами. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», — гласит испанская пословица.
Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. 6 августа 1660 года художника не стало. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Зеркало в богато украшенной раме перед нею держит амур.
Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. Непрерывные балы, охоты, церемонии, празднества Интриги и интрижки, тайны и пороки истовость веры и страшные грехи «Мертвящая среда», по точному определению замечательного советского искусствоведа В. Н. Лазарева, в которой удавалось сохранить себя, свою душу очень немногим. Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится». Первое упоминание о картине появилось в 1651 году – в описи коллекции маркиза дель Карпио. Вроде бы зеркало, да, точно зеркало.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Это – общественная собственность. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альба, той самой Каэтане, которую так любил другой великий испанский художник – Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру – «Обнаженную маху». Любовник изображен, лежащим в кустах.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел». Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Недаром долгие годы картина хранилась в спальне дона Гаспара и тайна «Венеры», дабы не принести несчастья ее автору и обладателю, оберегалась свято. Ей удалось нанести семь ударов.
Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни.
Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. На фрейлину она не обращает внимания. скажи ей, чтобы помогла мне. И тогда та решила отомстить королю — когда монарх пришел в «комнату свиданий», он увидел там гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. но еще и горда.
Веласкес был главным ассенизатором дворца. На полотне изображена молодая богиня любви. А почему в мастерской находится инфанта. Это — общественная собственность. Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война.
И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Когда же фортуна отвернулась от этого гордого красавца и его изгнали из страны, конфисковав все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Морритт. То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими.
Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Впоследствии, он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя. Дамиана была близкой приятельницей маркиза Гаспара де Эличе дель Карпио, страстного коллекционера, почитателя искусств и любителя хорошеньких женщин. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. Более того, точно не известно и время создания полотна.
Главные особенности веласкеского видения Венеры в следующем. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Кроме того. Когда фортуна отвернулась от этого гордого красавца, когда его изгнали из страны и конфисковали все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов (ныне эта сумма эквивалентна 25 000 фунтам стерлингов) известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Моррит. «Венера с зеркалом» – единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Это вызвало возмущение при дворе и в церкви. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Картина, в свою очередь изображает сцену из Евангелия, согласно которой Христос пришёл в дом Марии и Марфы и они, отложив домашние дела, стали слушать Его учение. Так и случилось: король пожаловал ему звание королевского обергофмаршала дворца. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса.
Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно. Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. Все – суета сует.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). «Венера перед зеркалом» — это единственная сохранившаяся обнаженная Венера Диего Веласкеса. Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Больше с картиной ничего странного не случалось. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». С неё было сразу же сделано несколько копий. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев.
Последнее предоставляло большую свободу в выборе темы и вообще в творчестве, которой не обладали художники, привязанные к заказам и спросу на рынке. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. В конце концов нужная сумма, 45 ООО фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции.
Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. И почему здесь неправильная перспектива. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
На это указывает отражение в зеркале. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Действующих лиц мы можем перечислить поименно. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело.
В центре композиции «Счастливые возможности качелей» девушка в розовом платье. К сожалению, точной даты, когда полотно было написано, уточнить до сих пор не удалось. Стройная фигурка маленькой инфанты с распущенными золотыми волосами одета в пышное, странное для ребенка, платье с кринолином. Девочка стоит неподвижно, оцепенело, скованная этим кринолином.
Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Но на этом превратности веласкесовой Венеры не закончились. До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние – «Венеру с зеркалом» Веласкеса. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными.
И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». и о наличии вакансии на это место. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Так им не позволялось изображать голое тело.
Конечно, Веласкес принял это предложение. Веласкесова Венера -изящна и тонка, грациозна и оболь-стительна. А еще были «Пряхи», таящие в себе множество смыслов, лежащих гораздо глубже, чем просто изображение гобеленной мануфактуры, как полагали ранее, — тут и спор о цивилизации и естественности, о духовном и материальном, об аристократии и народе, об искусстве и ремесле Как будто он предвидел, что власть все равно укажет ему на его место.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи.
Движение качелей подчеркнуто легкими тенями. То было высшим признанием его таланта. И действительно, есть свидетельства того, что у него в Италии была возлюбленная и более того, она — уже после отъезда художника в Испанию — родила ему сына, на содержание которого Веласкес потом отправлял деньги.
Марфа. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», — говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. 6 августа 1660 года художника не стало.
В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Нежно-розовое платье качающейся на качелях девушки ярко выделяется на фоне старого сада изображенного слегка «размытым». Явно переживая творческий, а возможно и личный кризис (во всяком случае, жену в Италию он с собой не взял), в 1648 году с разрешения короля Веласкес отправился в Рим. В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы.
Напротив, способы наложения краски – от нежных незаметных касаний кисти до энергичных ударов и свободных бравурных мазков – у Веласкеса очень многообразны и также участвуют в реалистическом воспроизведении всего пластического и цветового богатства окружающего мира. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альбе, той самой, которую так любил другой великий испанский художник — Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру — «Обнаженную маху». Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Этот прекрасно образованный, увлеченный искусством и историей эсквайр — именно он впервые доказал, что Троя не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город и именно его труды стали основополагающими для Шлимана — сразу понял всю ценность полотна Веласкеса. Но юный Купидон не мог скрыть красоту и страстность живой плоти. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. Впоследствии он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокебю-Парк — в Англии его так и называют — «Венера Рокебю».
До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние — «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Телесная, чувственная красота Венеры доступна простому взгляду, но тайну красоты внутренней зритель в состоянии лишь смутно ощутить в неясном, расплывчатом отражении. Он наблюдает за полетом ее развевающегося платья, за обнаженными ножками. «На старости лет.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. А в картине «Венера с зеркалом» нет ни намека на христианское благочестие, аскетизм и фанатическое исступление. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами религиозными. Конечно же, ее тут же арестовали. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение.
В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный. Венера Веласкеса, скорее, воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции ее фигуры далеки от античной «правильности».
Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
В одной руке он держит шляпу, протягивая ее навстречу девушки, другой рукой опирается о землю. Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного Церковью. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия.
Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. В 1656 году он написал знаменитых «Менин», сценку из жизни королевской четы инфанты Маргариты и ее подружек, где изобразил и себя, в первый и последний раз, — конечно же у мольберта, с кистью в руке.
Картина написана на евангельский сюжет: «Женщина именем Марфа, приняла Его в дом свой у неё была сестра именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. После смерти герцогини Каэтаны, в 1802 году, Карл IV приказал Альба продать картину (вместе с другими принадлежавшими им полотнами) своему фавориту и премьер-министру Мануэлю Годою. Впоследствии оно только увеличивалось.
Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает. И среди них – великий испанский художник Диего Веласкес. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»). «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса.
Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
В его мастерской было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Король бежал, но затем в гневе вернулся со своими приближенными в монастырь и устроил в его святых стенах нечто столь кощунственное, что о подробностях происшедшего мадридцы потом осмеливались говорить только шепотом. Все, провожавшие Веласкеса в последний путь, отметили, что никто из рыцарей святого Яго на похороны не пришел, хотя по обычаю орден всегда отдавал почести своим почившим рыцарям.
И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Многообразны приемы техники Веласкеса. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.
Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало. Рассказывали, что папа, увидев свой портрет кисти Веласкеса, воскликнул: «Слишком похож. » Веласкес всегда жил довольно замкнуто, но трудно себе представить, что пылкий испанец мог провести эти почти три года без любви. Что имел в виду автор.
Веласкес восхищается земной красотой, но в то же время интригует зрителя изображением в зеркале: кто же эта Венера Веласкеса. В тени на заднем плане сидит на скамейке обманутый муж и раскачивает качели. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Именно тут мы и разим врага». Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку. Они зеркальны относительно друг друга и по своей форме тождественны.
Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. На самом деле считают, что у испанского мастера живописи было много портретов с изображениями женских тел, однако дошла до нас только «Венера».
Что мы видим на картине. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Ему 57 лет.
Однажды, когда художника спросили. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Духовные стражи Испании прислушивались к любому известию о нарушении святых догматов. Сияние женской кожи, красота пышных округлостей — все это не могло не произвести впечатления на испанца, воспитанного в строгой католической традиции.
Конечно же, Веласкесу очень хотелось попробовать сделать нечто подобное и самому. Сад окрашен в зелено-голубой цвет и выглядит немного неестественно. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится». Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса.
Все было подчинено вере. Ей удалось нанести семь ударов. Разумеется, нет. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»). Нет ничего вечного. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух.
Итак, время действия – 1656 год. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. На картине изображена, всего скорее испанка. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария.
– Я суфражистка, борец за права женщин. Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. Красота и жизнь мимолетны. Зеркала часто появлялись на его картинах — они преобразовывали пространство, расширяя его, придавая объемность и глубину. И все это из-за каких-то там прав женщин. И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.
Их позы и жесты живые, естественные. В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел».
Этот прекрасно образованный, увлеченный искусством и историей эсквайр (именно он впервые доказал, что Троя – не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город и именно его труды стали основополагающими для Шлимана) сразу понял всю ценность полотна Веласкеса. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Для нее любить — значит не сдаваться, а побеждать. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Так им не позволялось изображать голое тело. Когда-то «Венерой» Веласкеса восхищались только самые близкие друзья маркиза де Эличе, допущенные в его спальные покои. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Где бы она ни оказалась, от нее пытались тут же избавиться. Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку. С 1622 года он возглавил правительство. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Они всегда его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. Так им не позволялось изображать голое тело.
Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Тем более что оно стало первой в длинном ряду атак на сокровища Англии. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».
«Веласкес дает нам представление о людях его времени» – писал Пабло Пикассо. Он был напоминанием о том счастливом времени, когда люди не проводили всю жизнь в мучительных поисках своей половины. Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Конечно же, ее тут же арестовали. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, — сюжет философско-поучительный. Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII.
Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции.
Помимо этих тайн картине приписывают также и мистическую силу.